КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Учебное пособие 26 страница
3. Идолы "площади", или "рынка ", "рыночной площади" (idola fori). Они проистекают из некоторых особенностей социальной жизни человека. Это, главным образом, словесная путаница, устаревшие понятия. "Плохое и нелепое установление слов удивительным образом осаждает разум". Здесь – наименования вымышленных, несуществующих вещей, термины – носители плохих абстракций. Эти идолы особенно сказываются, когда новый опыт придает словам новые значения, а традиция мешает этому. "Слова прямо насилуют разум, смешивают все и ведут людей к пустым и бесчисленным спорам и толкованиям". 4. Идолы "театра", или "теорий" (idola theatri). Сюда относятся ложные теории и философские учения, как комедии представляющие вымышленные и искусственные миры. Люди склонны к слепой вере в авторитеты, следуя которым человек воспринимает вещи не такими, как они существуют в действительности, а предвзято, с предубеждением. Одержимые этими идолами стараются заключить многообразие и богатство природы в односторонние схемы абстрактных конструкций. Всякие штампы, догмы развращают разум. Идолы "рода" и "пещеры" относятся к естественным свойствам ума, идолы же "рынка" и "театра" приобретены им. Однако все они являются большим препятствием на пути научного познания и, постоянно преследуя человека, создают у него ложные идеи и представления, искажают подлинное лицо природы. Вот почему преодоление идолов является для Бэкона главным условием построения нового метода и преобразования наук. Врожденные идолы, по Бэкону, искоренить полностью нельзя, но можно, осознав их действие на человеческий ум, предупредить умножение ошибок и правильно организовать познание. Что же касается приобретенных "идолов", то здесь Бэкон обращает особое внимание на значение философских учений. Он высоко ценит античных материалистов и натурфилософов Анаксагора и Демокрита, сетует на то, что они преданы забвению, а в школах и университетах пропагандируется философия Платона и Аристотеля. Бэкон критикует средневековую схоластику, говоря, что нельзя построить науку на таких понятиях как субстанция, скрытое качество и т.п. Убеждение в их реальном существовании является иллюзией. И вообще Бэкон советует исследующему природу взять за правило считать сомнительным все то, что особенно захватило и пленило его разум. При этом сомнение для Бэкона, как и позднее для Декарта, – не самоцель, а средство высвобождения человеческого ума от схоластики и прочих предрассудков, средство для выработки плодотворного пути познания. Реально существуют лишь отдельные предметы и их отношения. Поэтому в основу научного познания должно быть положено изучение отдельных, объективно существующих вещей. Бэкон указывает, что научное знание проистекает из целенаправленного, организованного опыта, эксперимента, а не из непосредственных чувственных данных. Именно опыт исправляет ошибки и недостатки чувственного восприятия, "поскольку природа вещей лучше обнаруживает себя в состоянии искусственной стесненности, чемв естественной свободе". Причем для науки важны не любые опыты, а поставленные с целью открытия новых свойств явлений, их причин. Но мало иметь опытные данные. Нужно выработать правильный метод анализа и обобщения опытных данных, позволяющий проникнуть в природу исследуемых явлений. Таким методом должна стать индукция, "которая производила бы в опыте разделение и отбор и путем должных исключений и отбрасываний делала бы необходимые выводы". Свое понимание индуктивного метода Бэкон демонстрирует на примере отыскания природы, "формы" теплоты. Исследование идет следующим образом. Составляются три таблицы. В первой (tabula praesentiae, "таблица присутствия") собраны и зафиксированы предметы, в которых присутствует исследуемое явление (лучи Солнца, молния, пламя, раскаленные металлы и т.д.). Вторая таблица (tabula absentiae, "таблица отсутствия") заключает в себе предметы, аналогичные перечисленным в первой таблице, но в которых нет теплоты (лучи Луны, звезд, свечение фосфора и т.д.). Наконец, существуют предметы (например, камень, металл, дерево и т.д.), которые обычно не производят ощущения теплоты, но в которых она имеется в большей или меньшей степени. Степени теплоты этих предметов зафиксированы в третьей таблице (tabula graduum, "таблица степеней"). Логический анализ этих таблиц дает возможность отыскать то обстоятельство, которое есть повсюду, где имеется теплота, и отсутствует там, где нет теплоты. Если мы отыщем это обстоятельство ("натуру"), то мы тем самым отыщем и причину ("форму") теплоты. Используя логические приемы (аналогию, прием исключения с использованием категорического, условно–категорического и разделительного силлогизма) исключаем ряд обстоятельств, пока не остается то, которое является причиной теплоты. Такой причиной, показывает Бэкон, является движение, которое присутствует везде, где есть теплота. Исследование с помощью индуктивного метода приводит Бэкона к выводу о существовании ряда "форм" – в том числе, кроме теплоты – плотности, тяжести и т.д. Простых форм – конечное количество (Бэкон перечисляет 19). Из их различных сочетаний и комбинаций состоит каждая сложная эмпирически данная вещь. Для наглядности Бэкон приводит сравнение с языком: подобно тому как слова составляются из букв, так и тела составляются из простых форм; подобно тому как знание букв дает нам возможность разбираться в словах, знание форм приведет нас к познанию сложных тел. Так, например, золото имеет желтый цвет, определенный удельный вес, ковкость, плавкость и т.д. Каждое из этих свойств имеет свою "форму". Интересы Бэкона не ограничивались проблемами научного познания. Он положил начало разработке в Англии концепции "естественной" морали. Бэкон утверждает первенство общего блага перед индивидуальным, общественного престижа перед личным удовлетворением, деятельной жизни перед созерцательной. Но общее благо создается волей, умом и расчетом отдельных лиц, общественное благополучие складывается из совокупного стремления каждого к благополучию. Поэтому наряду с тезисом "Общее благо превыше всего", Бэкон защищает и другой: "Человек сам кузнец своего счастья".* Нужно только уметь разумно определять значение и ценность всех вещей в зависимости от того, насколько они способствуют достижению наших целей – душевного здоровья и сил, богатства, общественного положения и престижа. В своих социально–политических взглядах Бэкон – сторонник сильной централизованной власти, подчиняющей себе противоречия различных социальных сил в интересах создания военного, морского и политического могущества национального государства, предлагал систему мер для его укрепления. Процветание страны и благосостояние народа Бэкон связывал с поощрением мануфактур и торговых компаний, с основанием колоний и вложением капитала в сельское хозяйство, с сокращением численности непроизводительных слоев населения, с искоренением праздности и обузданием роскоши и расточительства. В работе "О высокой должности" Бэкон размышляет о том, как можно достигнуть высокой должности в государстве, как вести себя, чтобы на ней удержаться. Здесь у него звучат мотивы, сходные с Макиавелли. Так, "пусть ни один правитель не вздумает судить об опасности недовольства по тому, насколько оно справедливо; ибо это значило бы приписывать народу чрезмерное благоразумие, тогда как он зачастую противится собственному своему благу". А вот одно из рекомендуемых средств: "Искусно и ловко тешить народ надеждами, вести людей от одной надежды к другой есть одно из лучших противоядий против недовольства. Поистине, мудро то правительство, которое умеет убаюкивать людей надеждами, когда оно не может удовлетворить их нужды." Чтобы бороться с недовольными, нужно привлекать на свою сторону их лидеров, раскалывать враждебные правительству группы, стравливать их друг с другом, создавать в их среде и среди их предводителей взаимное недоверие. Бэкон рассуждает о месте старшего поколения. "Люди не в силах уйти на покой, когда хотели бы; не уходят они и тогда, когда следует; уединение всем нестерпимо, даже старости и немощам, которые надо бы укрывать в тени; так, старики вечно сидят на пороге, хотя и предают этим свои седины на посмеяние". На закате лет Бэкон начал писать философскую повесть, социальную утопию "Новая Атлантида". Идеальный общественный строй у Бэкона лишь отображение английской абсолютной монархии. Но он говорит о достижениях науки и техники, излагает проект государственной организации науки, что предвосхищает создание европейских академий наук. Р. Декарт (1596–1650). Родился в семье дворянина. С 1606 г. более девяти лет учился в иезуитской коллегии Ла Флеш. Затем изучал право и медицину в университете в Пуатье, получил степень бакалавра права. Переезжает в Нидерланды, которые в то время были передовой страной мира в экономическом отношении, где была относительно свободная духовная жизнь и религиозная веротерпимость. Декарт поступил добровольцем в протестантское войско и учился в военном училище. Далее он – вольнонаемный офицер в Германии, Австрии, Богемии, Венгрии. В 1622–28 гг. жил во Франции. Затем снова переселился в Нидерланды, где прожил более 20 лет, трижды наведываясь на родину. В эти годы он с головой ушел в научную работу; им написаны главные работы: "Правила для руководства ума", "Рассуждение о методе", "Метафизические размышления ", "Первоначала философии", "Страсти души". Декарт вступил в полемику с протестантскими церковниками. Осложнившаяся ситуация вынудила его переселиться в Швецию, в Стокгольм в 1649 г. Простудился и умер 11 февраля 1650 г. Декарт не был женат. Декарт, был одним из творцов науки нового времени. Он внес заметный вклад в ряд наук. В алгебре он ввел буквенные символы, обозначил последними буквами латинского алфавита (х, у, z) переменные величины, ввел нынешнее обозначение степеней, заложил основы теории уравнений. В геометрии – ввел систему прямолинейных координат, заложил основы аналитической геометрии. В оптике – открыл закон преломления светового луча на границе двух различных сред. Декарт, как и Бэкон, подчеркивал, что необходима реформа научного мышления. Нужна такая философия, которая поможет в практических делах людей, чтобы они могли стать господами природы. Начать построение философии следует, по Декарту, с рассмотрения метода, т.к. только обладая правильным методом, возможно "добиваться познания всего". Декарт был знаком с индуктивной методологией Бэкона и, в общем, относился к ней одобрительно. Но сам Декарт разрабатывает т.наз. рационалистическую методологию. Он считает, что существует "всеобщая математика", в которой "исследуются какой–либо порядок или мера, и неважно, в числах ли, или фигурах, или звездах, или звуках, в любом ли другом предмете придется отыскивать такую меру." Здесь нужно заметить, что Декарт разделял распространенное среди математиков XVI–XVIП вв. убеждение в существовании математических законов, лежащих в основе всех явлений природы и настойчиво стремились найти их. При этом они исходили из допущения, что Бог вложил эти законы в общую схему мироздания. Каждое открытие закона природы часто интерпретировалось как еще одно свидетельство мудрости Бога. Люди, по убеждению Декарта, обычно ошибаются не столько в восприятии фактов, сколько в их осмыслении. Традиционная логика здесь недостаточна. "В логике ее силлогизмы и большинство других правил служат больше для объяснения другим того, что нам известно"; в ней "немало очень верных и хороших правил", однако к ним примешано немало "вредных и излишних". Для осмысления фактов нужна "всеобщая математика", рационалистическая методология. Основоположения своего метода Декарт сформулировал в четырех правилах. "Первое – никогда не принимать за истинное ничего, что я не признал бы таковым с очевидностью, т.е. тщательно избегать поспешности и предубеждения и включать в свои суждения только то, что представляется моему уму столь ясно и отчетливо, что никоим образом не сможет дать повод к сомнению. * Второе – делить каждую из рассматриваемых мною трудностей на столько частей, сколько потребуется, чтобы лучше их разрешить. Третье – располагать свои мысли в определенном порядке, начиная с предметов простейших и легкопознаваемых, и восходить мало–помалу, как по ступеням, до познания наиболее сложных, допуская существование порядка даже среди тех, которые в естественном ходе вещей не предшествуют друг другу. И последнее – делать всюду перечни настолько полные и обзоры столь всеохватывающие, чтобы быть уверенным, что ничего не пропущено". При применении этого метода выстраивается дедуктивная цепь суждений. Если в этой цепи опущено хотя бы одно звено, цепь разрывается. Чтобы этого не произошло, целесообразно время от времени последовательное перечисление всех звеньев дедукции – составлять т.наз. энумерацию. Четвертое правило предполагает энумерацию. Декарт считает, что нужно начинать с простейшего, с легких проблем. Чем проще предмет, тем легче его продумать вполне, до конца. "Ученость" обычно питает отвращение к ясности, имеет обыкновение предпочитать простым и легким вопросам сложные и трудные, потому что относительно их можно выставить множество мнений и спорить так и сяк. Одно ясное понятие ценнее и плодотворнее, чем множество неясных и туманных. Путь к истине начинается с простейших представлений и идет к все более сложным. Поэтому, по Декарту, путь познания – синтетичен. Синтез заключается в выведении (дедукции) всякой истины из предыдущей и всех истин из первой. Декарт возражает против преувеличенных оценок роли чувственного опыта в познании; сущность вещей мы воспринимаем с помощью разума и "ограничивать человеческий разум только тем, что видят глаза, значит наносить ему великий ущерб". При этом Декарт не отвергает вообще чувственный опыт. "Что касается опытов, то я заметил, что они тем более необходимы, чем далее мы продвигаемся в знании". Если ощущения "хорошо руководимы" разумом, то они способствуют познанию. Но опыт начинается с восприятия сложных объектов, что может привести к ряду заблуждений. Образец познания – математика, ибо она свободна от заблуждений; а она потому свободна от заблуждений, что основывается на дедукции, а не на опыте. По Декарту, в познании участвуют идеи трех видов: врожденные, привходящие из чувственного опыта и "изобретенные", т.е. произведенные мыслительной деятельностью человека. Декарт выдвигает принцип радикального сомнения по отношению к человеческому сознанию. Вот, например, палка, опущенная в воду, кажется сломанной; люди иногда ощущают боль в ампутированных конечностях; бывает, что переживаемое во сне более ярко и впечатляюще, чем переживаемое наяву. Существуют только два акта мышления, позволяющие нам достигать знания без опасения впасть в ошибку: интуиция и дедукция. В понятие интуиции Декарт не вкладывает мистического, иррационального смысла. "Под интуицией я подразумеваю не зыбкое свидетельство чувств и не обманчивое суждение неправильно слагающего воображения, а понимание ясного и внимательного ума, настолько легкое и отчетливое, что не остается совершенно никакого сомнения относительно того, что мы разумеем. или, что то же самое, несомненное понимание ясного и внимательного ума, которое порождается одним лишь светом разума...Таким образом каждый может усмотреть умом, что он существует, что он мыслит, что треугольник ограничен только тремя линиями, а шар – единственной поверхностью и тому подобные вещи, которые гораздо более многочисленны, чем замечает большинство людей, так как считают недостойным обращать ум на столь легкие вещи". У Декарта сближаются интуиция и врожденные идеи. Он считает, что абсолютно истинные врожденные идеи полностью независимы от чувственности. К таким идеям он относит идеи бога, субстанции, движения, пространства, времени, врожденные аксиомы вида: "из ничего не может произойти нечто", "две величины, равные третьей, равны между собой" и т.п. Врожденные идеи у человека как бы скрыты, их актуализация происходит по мере созревания человека, развития его интеллекта. Путь познания должен начинаться с интуитивно ясных положений и проходить через дедукцию. "Принципы могут быть познаваемы только при посредстве интуиции, дальнейшие следствия только при посредстве дедукции". Систематическое изложение философии должно начаться с некоторого интуитивно ясного представления. В то же время, Декарт стоит на позиции радикального сомнения. Как это совместить? Есть непреложное, ясное представление – "cogito " ("Я мыслю"). Каждый уверен в факте своего собственного мышления. Если даже мы сомневаемся в факте своего мышления, то несомненно само сомнение. Но что такое сомнение? Деятельность мышления. Если существует сомнение, то существует и. мышление. Итак, " cogito " – исходная истина. Из факта мышления далее, считает Декарт, мы приходим к выводу о существовании мыслящего субъекта. "Сogito, ergo sum" ("Мыслю, следовательно существую"). Это не вызывает сомнений. Итак, "что же я есмь? Мыслящая вещь. А что это такое – вещь мыслящая? Это нечто сомневающееся, понимающее, утверждающее, отрицающее, желающее, не желающее, а также обладающее воображением и чувствами". Мыимеем представления о предметах, вещах вне нас. Но откуда следует достоверность наших знаний о внешнем мире? Поскольку наше знание о мире мы черпаем из чувственного опыта, возникает вопрос: а существует ли что–нибудь помимо ощущений, не является ли представление о внешней реальности иллюзией? Для ответа на этот вопрос Декарт ссылается на бога, как гаранта истинности человеческого познания. Но откуда мы знаем о существовании Бога? Декарт говорит, что нам интуитивно дана идея Бога, она – врожденная идея. "Из одного того, что я существую и во мне заложена некая идея совершенного бытия, т.е. Бога –...существование Бога тем самым очевиднейшим образом доказано". (Фактически – это продолжение онтологического доказательства бытия Бога). Бог как существо совершенное не способен на обман и не стал бы вселять в нас мысли о существовании внешнего мира, если бы этот мир не был реальностью. Бог нас не обманывает и наши представления нас не обманывают. Но в познании все же бывают ошибки. Почему? Декарт считает, что бог создал людей способными к ошибкам в интересах гармонии вселенной, в которой все должно быть. Ошибки проистекают от свободной воли, от "легкомыслия" людей, неверно соединяющих идеи и ощущения и ложно их интерпретирующих. Люди, обладающие свободой воли, противостоят природе с ее каузальностью. Отсюда начинается дуализм. Механика не может объяснить сознание и свободу воли. Следовательно, есть две качественно различные субстанции. И философия у Декарта разделяется на "физику" – общую теорию природы, и "метафизику" – общее учение о душе и боге. Говоря об отношении бога и природы, Декарт стоит на позиции деизма. Бог дал природе изначальные законы движения, а реализация этих законов происходит уже естественным образом; бог, "установив законы природы, предоставил ее своему течению". Декарт говорит о неизменности бога, что гарантирует устойчивость законов природы. Кроме чуда сотворения материи и сообщения ей первоначального импульса движения "Бог никогда не совершает в этом мире никакого чуда". В физике Декарта бог не участвует. Мы знаем, говорит Декарт, что бог создал мир, но посмотрим, что собою мир мог бы представлять без него. Природа состоит из тел. Они существуют независимо от нашего мышления и для своего бытия не нуждаются в нашем существовании. Субстанция вещей познаваема только из ее внешних проявлений, или качеств. Что такое вещь? Мы думаем, что вещь холодная или теплая, жесткая или мягкая, горькая или сладкая и т.д. Но эти определения – не качества вещей, а ощущения наших органов чувств. Мы должны четко различать нашу природу и природу вещей и не приписывать второй того, что принадлежит первой. В чувственных представлениях к природе предмета примешивается природа наших чувств. Получить истинное знание о предмете можно только мышлением. Так, например, возьмем кусок воска. Чувственно мы воспринимаем его твердым. Но при нагревании воск тает и твердости уже нет. Или нам кажется, что цвет принадлежит к существу минералов, но есть прозрачные камни. И т. д. Если отделить от тела все то, что необходимо ему не принадлежит, останутся его атрибутивные качества. Исключая из понятия материи все изменчивые, чувственные признаки вещей, мы получаем главный атрибут материи – протяженность. Протяженность – это способность тела занимать определенное пространство. Нет пустоты в абсолютном смысле. О пустоте можно говорить лишь в относительном смысле, как о большей или меньшей заполненности той или иной части пространства. Декарт отрицает атомизм. Любая телесная частица способна к бесконечному делению. Тела имеют форму, протяженность и движение. Декарт говорит: "Дайте мне протяженность и движение и я построю Вселенную". Движение тела – это перемена места. Но ни одно тело не может двигаться, если другие остаются неподвижными. Если тело покидает свое место, то другое тело должно его занять. Поэтому движение всегда имеет массовый характер, в движении находится комплекс тел, составляющий некоторый вихрь. Движению противоположен покой, материя изначально существует частично в состоянии движения, частично в состоянии покоя. Количество движения в мире остается постоянно одним и тем же. Если в одной части материи движение увеличивается, то оно должно уменьшиться в другой части на столько же. Декарт формулирует "законы природы": "Первый закон природы: всякая вещь пребывает в том состоянии, в каком она находится, пока ее что–либо не изменит". Каждая вещь хочет сохранить свое бытие и защищается против своего уничтожения; каждое тело, благодаря своей инерции, сопротивляется всякой внешней причине, стремящейся изменить его состояние. "Второй закон природы: всякое движущееся тело стремится продолжать свое движение по прямой". Отклонение от нее может быть только следствием внешних причин. "Третий закон: если движущееся тело встречает другое, более сильное тело, оно ничего не теряет в своем движении; если же оно встречает более слабое, которое оно может подвинуть, то оно теряет столько движения, сколько сообщает". Все движения происходят в результате столкновения тел. В телесном мире нет никаких скрытых внутренних причин. В этой связи Декарт отрицает силу притяжения. Весь физический мир представляет собою огромную машину, функционирующую по законам, которые можно открыть путем математических рассуждений. Декарт говорит о математике, что "это более мощный инструмент познания, чем все остальные". Свойства пространства должны быть выводимы из первых принципов геометрии. При общей тенденции к механицизму, у Декарта есть, однако, эволюционные мотивы. Он говорит о постепенном формировании мира, о его переходе из некоторого недифференцированного, хаотичного состояния к стройности нашего космоса. Природа всех вещей "гораздо легче познается, когда мы видим их постепенное возникновение, нежели тогда, когда мы рассматриваем их как вполне уже образовавшиеся". Исследуя животный организм, Декарт указывает на механизм ответных реакций животного на раздражения его органов чувств предметами и явлениями окружающего мира, т.е. на схему безусловно–рефлекторных реакций. В объяснении человека Декарт стоит на дуалистической позиции. С одной стороны, у человека, как и животного, есть непроизвольно–рефлекторные действия, человек в этом смысле некий механизм, автомат. Но, с другой стороны, у человека есть способность к произвольным действиям, чего нет у животных. У человека есть свободная воля, связанная с разумом. Следовательно, у человека две субстанции – материальная и духовная. Эти две субстанции характеризуются различными признаками. "Как протяженность, делимость, наличие фигуры и т.д. – это формы, или атрибуты, по которым я узнаю субстанцию, именуемую телом, так разумение, хотение, сомнение и т.д. являются формами, по которым я узнаю субстанцию, именуемую умом". Телу нельзя приписывать то, что присуще уму, и наоборот. Декарт говорит, что материальная и духовная субстанции независимы друг от друга. Тело не может действовать на душу и обратно; между протяженной и мыслящей субстанциями нет взаимодействия. Но здесь возникали многочисленные неясности. Сам Декарт приводил случаи, когда болезнь и сон мешают свободе воли, телесный голод вызывает печаль духа и т.п. Эти факты говорят против дуалистической схемы. И Декарт фактически отступает от нее. Декарт утверждает принцип: "ничто не может возникнуть из ничего". Этот принцип имеет не только онтологический, но и гносеологический смысл. "У меня не может быть идеи тепла или камня, если она не привнесена в меня какой–то причиной". Идеи нашего ума связаны с материальной субстанцией. С другой стороны, Декарт признает определенную роль ума в движениях телесной субстанции. "Ум не управляет непосредственно нашими внешними членами, но лишь направляет жизненные духи, истекающие от сердца через мозг к нашим мышцам, и побуждает их к определенным движениям... Однако большинство наших движений никоим образом не зависит от ума: таково биение нашего сердца, пищеварение, питание, дыхание спящих и даже хождение бодрствующих...– все это совершается без участия нашего духа". Результат двоякой природы человека – страсти. Они возникают, по Декарту, от взаимодействия желаний и волений духовной субстанции, и движений телесной субстанции. "Страсти души" (аффекты) – удивление, любовь, ненависть, желание, радость и печаль. Говоря о страстях, Декарт призывал к возвышению нашей духовной природы над чувственной, чтобы дух подчинял влечения тела, что является высшим благом. Хочется еще привести фрагмент из письма принцессе Элизабет: "Меланхолическое состояние духа само привлечет к себе несчастья, происходящие в мире, казалось бы, независимо от состояния духа. И наоборот, ровное расположение духа обладает тем странным и необъяснимым качеством, что оно как бы навлекает на человека удачу". Дуализм Декарта непоследователен, поскольку, с одной стороны, говорится о существовании двух независимых субстанций, а с другой, – об связи. (Декарт даже говорит о пункте соприкосновения этих субстанций в т. наз. шишковидной железе, эпифизе). Декарт говорит о правилах поведения людей в обществе. "Первое...заключается в подчинении законам и обычаям моей страны, уважениек религии". "Второе правило состоит в твердости, решимости и упорном следовании избранным позициям, даже если вызывают сомнение, как если бы они были надежнейшими". Третье. "Побеждать скорее себя самого, нежели судьбу, и менять скорее свои желания, чем мировой порядок; верить, что нет ничего, что было бы целиком в нашей власти, за исключением наших мыслей". Четвертое. "Употребить всю мою жизнь на культивирование разума и, насколько возможно, продвигаться вперед в познании истины, следуя методу, который я сам себе предписал". В целом Декарт призывал подчинять волю разуму. "Выполнять подсказываемое разумом, даже если чувства говорят об обратном". Своеобразная двойственность философии Декарта открывала возможность интерпретации и развития его идей как в направлении материализма, так и идеализма. Деруа (или Леруа, 1598–1679) отвергает существование духовной субстанции и рассматривает человека как полностью материальное существо. Материя – единственная субстанция, единственное основание бытия и познания. Деруа отрицает врожденные идеи, в том числе бога. Гейлинкс (1624–1669) и Мальбранш (1636–1715) перерабатывают учение Декарта в религиозно–философскую концепцию окказионализма. Гейлинкс говорил, что абсолютно непостижимо, каким образом воля и движение тела, духовная и материальная субстанции могут соответствовать друг другу. Тело и душа сами по себе не связаны. Они могут быть связаны особой деятельностью, восходящей к богу. Аналогично, Мальбранш считает, что соответствие физических и психических актов основывается на божественной воле. "Это он пожелал и постоянно этого желает, чтобы модальности души и тела взаимно соответствовали друг другу". Человеческая воля и мышление непосредственно на тело не воздействуют, представляя собой повод (occasio) для того, чтобы Бог принял участие в осуществлении соответствующих действий. Методологические идеи Декарта использовались в т.наз. Логике Пор–Рояля (Арно, Николь). Метод здесь определялся как "искусство располагать мысли в правильной последовательности, или с целью открыть истину, когда она нам неизвестна, или с целью доказать ее другим, когда мы ее уже знаем". Существуют два метода: "анализ" ("метод разложения", "метод нахождения") и "синтез" ("метод сложения", "метод доктрины"). Анализ вещей должен ответить на четыре вопроса:
Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 438; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |