Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Рекомендации по самостоятельному изучению отдельных тем дисциплины




Методические рекомендации студентам по конспектированию учебного материала

Конспект — универсальная форма записи. Он объединяет все или две любые из этих форм. Главное требование к конспекту — запись должна быть систематической, логически связной.

Конспекты можно условно подразделить па четыре типа: плановые, текстуальные, свободные и тематические.

Плановый конспект составляется с помощью предварительного плана литературного источника. Каждому вопросу плана в такой записи соответствует определенная часть конспекта. Если какой-то пункт плана не требует дополнений и разъяснений, его не следует сопровождать текстом. Это одна из особенностей короткого плана-конспекта, помогающего лучше усвоить материал уже в процессе его изучения.

Составление такого конспекта приучает последовательно и четко излагать свои мысли, работать над источником, обобщая его содержание в формулировках плана. Краткий, простой, ясный по своей форме план-конспект — незаменимое подспорье при необходимости быстро подготовить доклад, выступление па семинаре, конференции.

Когда конспект создается на основе плана, то надо иметь в виду, что характерную для плана определенную схематичность, неполноту предстоит исправить в новой записи. Именно это — одна из основных задач написания такого конспекта. Здесь есть возможность внести в запись недоступные для плана подробности, обстоятельно раскрыть его пункты.

Самый простой плановый конспект составляется в виде ответов на пункты плана, сформулированные в вопросительной форме. В процессе подготовки, а иногда и при последующей переделке плановый конспект может отразить логическую структуру и взаимосвязь отдельных положений.

Текстуальный конспект составляется в основном из цитат. Они связываются друг с другом логическими переходами. Конспект может быть снабжен планом и включать отдельные тезисы в изложении составителя или автора.

Текстуальный конспект — хороший источник дословных высказываний автора. Он помогает выявить спорные моменты. Особенно целесообразно использовать этот вид конспектирования при изучении материалов для сравнительного анализа положений, высказанных рядом авторов.

Существенный недостаток текстуального конспекта заключается в том, что он мало активизирует внимание и память. Это особенно проявляется в случаях, когда конспект составлен без глубокой проработки материала, без его усвоения. Отсюда — необходимость постоянной работы над этими видами записи.

Текстуальный конспект при последующей его разработке или даже в процессе составления может превратиться в свободный конспект — сочетание цитат, тезисов, собственных суждений составителя. Такой конспект требует умения самостоятельно четко и кратко формулировать основные положения. Для этого необходимо глубокое осмысление материала, большой и активный запас слов. Само составление такого конспекта успешно развивает эти качества. Свободный конспект, по всей видимости, наиболее полноценный, но он довольно трудоемок, требует определенного опыта и эрудиции.

Тематический конспект дает в большей или меньшей мере ответ на поставленный вопрос-тему. Специфика этого типа конспекта заключается в том, что, разрабатывая определенную тему по ряду источников, он не отображает всего содержания используемых произведений.

Составление тематического конспекта помогает всесторонне осмыслить тему, проанализировать различные точки зрения на один и тот же вопрос, мобилизовать свой интеллектуальный “багаж”.

Разновидностью тематического конспекта является обзорный тематический конспект. Это тематический обзор на определенную тему с использованием нескольких источников.

К обзорному тематическому конспекту можно отнести и хронологический конспект. Как видно из названия, основное, чему подчинена запись в данном случае, это хронологическая последовательность событий на фоне отражения самих событий. В отличие от обзорного конспекта на ту же тему хронологический конспект более краткий и конкретный.

Разумеется, чтобы в полной мере освоить работу над конспектами, необходимо достаточно хорошо овладеть другими формами записи (план, тезисы, цитаты и др.). Хотя здесь следует обратить внимание на то, что все это имеет сугубо индивидуальные особенности. Порой, студенты уже на первом курсе неплохо составляют конспекты, успешно выступают на научных конференциях. Постоянная, всесторонняя работа над информацией в той или иной форме — ключ к успеху.

Реферат (от латинского — referre докладывать, сообщать) представляет собой краткую запись идей, содержащихся в одном или нескольких источниках. Зачастую рефераты готовят для того, чтобы воспроизвести эти идеи перед соответствующей аудиторией.

Реферат требует глубокого изучения первоисточников, умения связывать их теоретические положения с современностью, проводить глубокий анализ, делать практические выводы, наконец, учит вести дискуссии. Для этого надо иметь свое собственное твердое мнение на определенную тему, то есть хорошо знать материал.

При подготовке и защите реферата особенно важно определить четкое назначение работы, установить задания самому себе. Излагаемое должно быть полностью осознано составителем. Если еще можно как-то мириться с неясными местами в конспекте, то в реферате это недопустимо. В случае, если неясные места все же остаются, их преднамеренно выносят на обсуждение. Реферат, таким образом, становится плодом коллективного творчества, поскольку его идеи формулируются не только автором, но и аудиторией.

Поэтому полезно, чтобы коллектив слушателей и оппоненты были заранее подготовлены. Иными словами, к обсуждению реферата должны готовиться не только составитель реферата, но и аудитория, и что особенно важно, готовиться в контакте друг с другом. В этом случае очень полезно размножить реферат на той или иной множительной технике (ксерокс, компьютер и проч.) и дать заранее с ним ознакомиться коллегам по студенческой группе.

Подчеркнем, что реферат пишут для себя, чтобы с его помощью осмыслить и передать идеи, мысли, обобщения другим, совместно их обсудить. Реферат может стать вспомогательным материалом для устного выступления с элементами импровизации.

При проведении занятий со студентами необходимо учитывать специфику учебного материала, который изучается в различных темах.

Раздел 1. Введение в общую психологию.

Тема 1. 1. Психология как наука предмет психологии (2 часа)

Объект и предмет психологической науки. Место психологии в системе наук. Значение психологии как интегратора знаний о человеке и фундамента будущего человекознания. Предмет психологии. Классификация психических явлений. Психические процессы, состояния и свойства личности.

При изучении данной темы необходимо обратить внимание на специфику психологической науки и ее роль – психология, занимая центральное место в системе наук, является интегратором знаний о человеке на конкретно-научном уровне, в этом состоит ее основная миссия – заложение фундамента будущего человекознания. Так как одной из тенденций современной психологии является популяризация знаний, поэтому следует обратить внимание на различие житейской и научной психологии. Это поможет научиться ориентироваться в изобилии материала, предлагаемого книгоиздательствами, и выбирать для изучения именно научные источники. Особое внимание следует обратить на категории - объект и предмет научного исследования, этими категориями в дальнейшем будет необходимо оперировать при написании курсовых и дипломных работ. Полезно познакомиться с кратким очерком развития психологии – более подробное изучение данного вопроса предполагается в курсе «История психологии»

Литература по теме:

1. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы современного человекознания М., 1996

2. Никандров В.В. Психология: учебник Глава 1 (стр. 1 – 10)

3. Маклаков А.Г. Общая психология. СПб6 Питер 2008, Глава 1,2 (стр. 12 – 38)

4. Петухов В. В., Столин В. В. Психология (метод. указания). Предмет и задачи психологической науки. (стр. 5-11, 18-21).

Тема 1.2. Структура психологической науки (2 часа)

Структура психологической науки. Классификация отраслей психологии. Задачи психологии в области здравоохранения, образования, производства, социальной работы и пр.

Процесс дифференциации психологии протекает достаточно бессистемно и на сегодняшний день попытка построить единую классификацию множества областей и направлений психологии сталкивается с большими трудностями. Такое положение возникло потому, что затруднительно выделить единственное основание для классификации, каждый из исследователей предлагает свой вариант, отличающийся от других. В настоящее время в психологии различают более 300 отраслей, которые необходимо упорядочить даже по сугубо практическим соображениям (например, библиотечно-библиографические классификаторы) Работая с материалом данной темы необходимо обратить внимание на критерии классификации, а также задачи, решаемые специалистами каждой отрасли. Особое внимание следует обратить на разграничение понятия «отрасль психологии» и понятия «направление психологической науки». Термин направление применяется для описания парадигмы в рамках которой решаются различные вопросы (например, направления - психоанализ, бихевиоризм, гуманистическая психология и пр., термин отрасль применяется когда в фокусе внимания находятся решения задач практики. Например задачи воспитания (отрасль - педагогическая психология) может решать используя идеи различных направлений – использование наград и наказаний (бихевиоральная парадигма), педагогика сотрудничества (гуманистическая парадигма) и т.д.

 

Литература по теме:

1. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы современного человекознания М., 1996

2. Никандров В.В. Психология: учебник Глава 1 (стр. 1 – 10)

3. Маклаков А.Г. Общая психология. СПб6 Питер 2008, Глава 1,2 (стр. 12 – 38)

4. Петухов В. В., Столин В. В. Психология (метод. указания). Предмет и задачи психологической науки. (стр. 5-11, 18-21).

Тема 1.3. Человек как объект психологического исследования (2 часа)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-08; Просмотров: 678; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.