КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии М. 1984
2.Платонов К. К. О системе психологии. – М.: Мысль, 1972. 3.Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – Спб Питер 2010 5.Смирнов С. Д. Общепсихологическая теория деятельности: перспективы и ограничения. //Вопросы психологии. – 1993. – № 4. 1.12.Проблема общения в психологии(2 часа). Проблема общения в психологии Общение. Его компоненты, виды и структура. Общение и деятельность. Функции, средства, психологические характеристики. Отчетом о работе являются ответы на вопросы: Литература по теме: 1.Никандров В.В. Психология: учебник Глава 23 (стр. 874-884) Раздел 2. Психические процессы
Тема 1. Ощущение (10 часов). Определение ощущений. Место ощущений в системе психических процессов. Значение исследования ощущений для психологической теории и практики. Физиологические механизмы ощущений. Строение и свойства анализатора. Эмпирические характеристики сенсорного образа: пространственно-временные характеристики, модальность, интенсивность. Основные психофизические законы. Пороги (нижний абсолютный, верхний, разностный) и чувствительность. Адаптация и сенсибилизация. Основные классификации ощущений. Классификация Р. Шеррингтона: экстеро, проприо-, интероцептивные. Характеристика отдельных видов ощущений. Взаимодействие ощущений. Сенсорная организация человека, роль сенсорных процессов в деятельности человека. образ жизни. Понятие сенситивности. Развитие сенсорной сферы. Методы изучения ощущений. Ощущение считается первичным познавательным (когнитивным) процессом. Первичным считают ощущение потому, что именно с этого процесса начинается ориентировка организмов в окружающей среде путем отражения воздействующих в данный момент различных влияний (раздражителей). Обратите внимание, что свойства раздражителя описываются в терминах физики, а свойства ощущений формулируются на языке психологической науки. Ощущения представляют собой проявление общебиологического свойства животного мира – чувствительности. При исследовании вопроса о появлении психики авторы осуществляют поиск живых существ, которые наделены способностью ощущать. Ощущение следует рассматривать как базовый психический процесс, на его основе стоятся все другие процессы. При изучении данной темы необходимо выучить определение, разобраться в характеристиках сенсорного образа – продукта ощущений. Обратите внимание, что сам термин «ощущение» относится и к процессу и к результату – продукту этого процесса – образу. В научной литературе используется синоним – сенсорика, сенсорный образ. Следует помнить, что в научных исследованиях описано 11 видов ощущений – важно знать их особенности. При изучении темы необходимо рассмотреть следующие дидактические единицы: Понятие об ощущениях. Место ощущений в системе психических процессов. Значение исследования ощущений для психологической теории и практики. Физиологические механизмы ощущений. Строение и свойства анализатора. Эмпирические характеристики сенсорного образа: пространственно-временные характеристики, модальность, интенсивность. Основные психофизические законы. Пороги (нижний абсолютный, верхний, разностный) и чувствительность. Адаптация и сенсибилизация. Основные классификации ощущений. Классификация Р. Шеррингтона: экстеро, проприо-, интероцептивные. Характеристика отдельных видов ощущений. Взаимодействие ощущений. Сенсорная организация человека, роль сенсорных процессов в деятельности человека. образ жизни. Понятие сенситивности. Развитие сенсорной сферы. Методы изучения ощущений.Самостоятельное изучение монографииХарви Шиффмана. Ощущение и восприятие – СПб,2003 и конспектирование разделов, посвященных ощущению. Литература по теме: 1.Никандров В.В. Психология: учебник Раздел II глава 5 (стр. 178-234) 2.Маклаков А.Г. Общая психология. Глава 7 (стр. 165-199) 3.Шиффман Х.Р. Ощущение и восприятие. 5-е изд. СПб Питер,2003. Тема 2.2. Восприятие как психический процесс (10 часов). Стадии перцептогенеза. Перцептивный уровень отражения. Фазы перцептогенеза. Эмпирические характеристики восприятия. Первичные характеристики: пространственно-временные, модальностные, интенсивностные Вторичные характеристики: предметность, целостность, константность, обобщенность. Характеристики возникшие под влиянием вышележащих процессов: осмысленность, избирательность, историчность Теории восприятия. Восприятие как система перцептивных действия. Факторы развития перцепции. Сенсорно - перцептивная организация. Изучать процесс восприятия целесообразно сравнивая его с процессом ощущения. Восприятие относится к перцептивному уровню познания. Восприятие – это не сумма ощущений. Здесь происходит не только количественное увеличение чувственной информации, но и ее качественное преобразование. Восприятие это не набор ощущений, а качественно новый комплекс информации, обладающий помимо отраженных в ощущениях отдельных свойств и информацией о соотношении этих свойств между собой, а также некоторыми обобщающими характеристиками. Все это дает сведения о биологической и социальной значимости объекта. Восприятие протекает в тесной связи с мышлением, речью, чувствами, волей. Следует обратить внимание, что восприятие формируется в процессе онтогенеза. Известно, что люди, которым вернули зрение не могут сразу же отражать предметы, они отражают мир как пятна, наклоны, линии. Для того, чтобы отразить объект они должны специально учиться. Даже если глаз видит, мозг может оставаться слепым. При изучении материала следует отмечать каким образом возрастает субъективность отражения мира.При изучении темы необходимо рассмотреть следующие дидактические единицы: Стадии перцептогенеза. Перцептивный уровень отражения Эмпирические характеристики перцептивного образа: первичные характеристики (пространственные, временные, модальностные, интенсивностные) и вторичные (предметность, целостность, константность, обобщенность). Характеристики, возникшие под влиянием вышележащих процессов: осмысленность, избирательность, историчность. Теории восприятия. Восприятие, как система перцептивных действий. Факторы развития перцепции. Сенсорно - перцептивная организация человека. Вопросы для самостоятельной работы по монографии Харви Шиффмана. Ощущение и восприятие – СПб,2003.
Литература по теме: 1.Никандров В.В. Психология: учебник Раздел П глава 5 (стр. 178-234) 2.Маклаков А.Г. Общая психология. Глава 7 (стр. 165-199) 3.Шиффман Х.Р. Ощущение и восприятие. 5-е изд. СПб Питер,2003. 4. Хрестоматия по ощущению и восприятию. М., 2005. Тема 2.3. Память (10 часов) Память как сквозной психический процесс. Теории памяти. Процессы памяти: запоминание, сохранение, забывание, воспроизведение. Уровни памяти: мгновенная, кратковременная, буферная, долговременная. Виды и типы памяти. Физиологические основы памяти. При изучении темы важно помнить, что знание закономерностей функционирования этого психического процесса может сказаться на эффективности вашего обучения. Человек всегда стремился к развитию, к прогрессу, к новым знаниям, а память – это абсолютно необходимое условие для научения и приобретения знаний. С.Л.Рубинштейн как-то сказал: «Без памяти мы были бы существами на мгновение. Наше прошлое было бы мертво для нашего будущего, а настоящее… безвозвратно исчезало бы в прошлом». Память существуют у всех живых существ, хотя и в разной степени развития. Человек гораздо более сложен: прежде всего, у человека есть речь, как сильный инструмент запоминания; человек также обладает произвольной, логической и опосредствованной памятью, чего нет у животных. Другими словами, человек использует для запоминания и хранения информации свою волю, логику, разные средства запоминания (записи, тексты и т.д.). Память хранит, восстанавливает очень разные элементы жизненного опыта: интеллектуальный опыт, эмоциональный, и моторно-двигательный. Память о чувствах и эмоциях может сохраняться даже дольше чем интеллектуальная память о конкретных событиях. Изучая материал данной темы целесообразно размышлять об особенностях своей памяти и пробовать новые приемы для ее развития. Важно разобраться в теориях памяти, осмыслить особенности каждого процесса и в частности процесса забывания (вытеснение) о котором часто пишут психоаналитики. При изучении темы необходимо рассмотреть следующие дидактические единицы: Память как универсальный сквозной психический процесс. Теории памяти. Процессы памяти: запоминание, сохранение, забывание, воспроизведение. Уровни памяти: мгновенная, кратковременная, буферная, долговременная. Виды и типы памяти. Филогенез памяти. Онтогенез памяти. Факторы и способы развития памяти и противостояния инволюции. Отчетом о проделанной работе будут ответы на вопросы: 1. Основные законы, лежащие в основе приемов в улучшении памяти. 2. Факторы продуктивности непроизвольного запоминания.
Литература по теме: 1.Никандров В.В. Психология: учебник Раздел П глава 5 (стр. 178-234) 2.Маклаков А.Г. Общая психология. Глава 7 (стр. 165-199) 3.Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти. – М, 1979.
Тема 2.4.Представление и воображение (10 часов) Представление как следовая форма отражения. Место представлений среди других психических процессов (представление как уровень отражения, обеспечивающий переход от перцепции к мышлению - от чувственного уровня к логическому). Эмпирические характеристики вторичных образов представлений: первичные (пространственные, временные, модальностные, интенсивностные) и вторичные (неустойчивость, отделение фигуры от фона, фрагментарность, обобщенность). Классификация представлений. Индивидуальные особенности представлений. Представления имеют большое значение в жизни человека. Однако во многих учебниках этот процесс не рассматривается. До сих пор представление изучено недостаточно по причине трудности их измерения. Однако к этой теме следует присмотреться, так как к представлениям относят: образную память, воображение, последовательные образы, гипногогические образы (возникающие в состоянии медитации), образы сновидений, эйдетические образы.Практикующий психолог постоянно обращается к представлениям клиента. До сих пор в науке ведется спор о правомерности рассмотрения представлений как самостоятельного психического процесса. Ряд авторов рассматривает его как процесс который соединяет восприятие и мышление. Другие считают, что представление это не процесс, а результат переработки прошлых восприятий. При изучении тем необходимо рассмотреть следующие дидактические единицы: Представление как следовая форма отражения. Место представлений среди других психических процессов (представление как уровень отражения, обеспечивающий переход от перцепции к мышлению - от чувственного уровня к логическому). Эмпирические характеристики вторичных образов представлений: первичные (пространственные, временные, модальностные, интенсивностные) и вторичные (неустойчивость, отделение фигуры от фона, фрагментарность, обобщенность). Роль представлений в жизни и деятельности человека. Статус воображения как психического процесса. Воображение как преобразующее отображение действительности (образное мышление). Виды, характеристики, операции воображения (комбинирование, агглютинация, акцентуирование, гиперболизация, типизация). Развитие и тренинг представлений и воображения. Студентам предлагается самостоятельно изучить работуГостева А. А. Образная сфера человека. – М.: ИП РАН, 1992. и ответить на вопросы: 1. Сравнительный анализ первичных и вторичных образов. 2. Отличие образов представления от галлюцинаций. 3. Индивидуальные различия представлений. Литература по теме: 1. Гостев А. А. Образная сфера человека. – М.: ИП РАН, 1992. 2. Грановская Р.М. Творчество и преодоление стереотипов. СПб 1994
Тема 2.5. Речь и язык (10 часов) Речь как межиндивидуальный психический процесс и деятельности. Специфика психического процесса «речь» (межиндивидуалный психический процесс и деятельность). Функции речи. Виды речи. Речь язык. Взаимосвязь речи и мышления. Генетические корни речи и мышления. Фило- и онтогенез речи. Сущность и определение речи. Речь и язык. Физиологические основы речи. Развитие речи в онтогенезе. Классификация речи. Речевые свойства личности. Речь и общение. Проблема общения в психологии Общение. Его компоненты, виды и структура. Общение и деятельность. Функции, средства, психологические характеристики. Речь обычно относят к группе познавательных процессов, однако ее функции выходят за пределы познавательной деятельности. Речь обеспечивает эффективное общение между людьми. Следует проследить связь речи с мышлением. Считается, что речевая форма мысли способствует ее объективизации. Благодаря речи индивидуальный опыт, знания передаются другим людям. Следует связать эту тему с взглядами Л.С.Выготского, который разрабатывая концепцию высших психических функций показал, что слово также как орудие труда – человек покорил природу используя орудие труда и он покорил внутреннюю природу, применяя слово. При изучении темы необходимо рассмотреть следующие дидактические единицы: Специфика психического процесса «речь» (межиндивидуалный психический процесс и деятельность). Функции речи. Виды речи. Речь язык. Взаимосвязь речи и мышления. Генетические корни речи и мышления. Фило- и онтогенез речи Определение уровня речевого развития.Свойства, функции, виды речи.Речевые свойства личности. Литература по теме: 1. Жинкин Н. Н. Речь как проводник информации. – М, 1982. 2. Лурия А.Р. Язык и сознание М.,МГУ, 1979 3. Пиаже Ж. Речь и мышление ребёнка. М 1994 4. Сосло Р.Л. Когнитивная психология. Спб Питер 2006 5. Хомский Н. Основы теории речевой деятельности. – М, 1974.
Тема 2.6.Мышление (8 часов) и 2.7.Творческое мышление (8 часов)
Дата добавления: 2014-11-08; Просмотров: 2549; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |