Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Воля и волевые процессы. Понятие воли в психологии. Признаки волевых явлений. Произвольная и волевая регуляция. Воля как высший уровень регуляции. Волевые процессы и их изучение




Навыки и умения. Общие характеристики. Процесс формирования навыков. Теория Н.А.Бернштейна.

Сенсомоторные реакции. Виды сенсомоторных реакций. Время реакции. Факторы, влияющие на длительность времени реакции.

Термин «психомоторика» стал популярен с появлением работы И. М. Сеченова «Реф­лексы головного мозга», а затем с от­крытием условных рефлексов И. П. Павловым. В психологии закрепилось представление о рефлекторной природе движений. При этом чаще всего движе­ние рассматривалось как ответная реакция на получаемую информацию. При изучении темы необходимо обратить внимание на виды двигательных реакций в ответ на отдельные раздражители. Важно внимательно прочитать определения и придумать примеры, иллюстрирующие данные явления. Необходимо иметь в виду, что для выполнения сознательного движения необходимы три компонента, которые важны в одинаковой степени и без которых движения невозможны: получение и переработка сенсорной информации, формирование программы формирования мотор­ного акта и его реализация. Важнейшей характеристикой сенсомоторных процессов является время реакции – один из наиболее разработанных способов изучения динамики нервных процессов. При изучении темы «интеллект» уже упоминалось, что простая сенсомоторная реакция важна для вычисления скорости переработки информации (ментальная скорость по Г.Айзенку).

Литература по теме:

1.Анохин П.К. Узловые вопросы теории функциональной системы. MЛ, 1980

2.Бершптейн Н.А. О построении движений М., 1990

 

Тема 2.16. Навыки и умения (8 часов)

Данная тема трудна для освоения. Поэтому при изучении процесса формирования навыков по Н.А.Бернштейну необходимо внимательно рассмотреть рисунок 1. Данная тема хорошо изложена в работе Ю.Б.Гиппенрейтор «Введение в общую психологию: курс лекций». Там излагается тот же материал, однако в более простой форме и с примерами. При освоении темы хорошо вспомнить свои случаи из жизни: обучение езде на велосипеде, лыжах, спортивным упражнениям и пр. Эти примеры помогут лучше понять материал.

Литература по теме:

1.Бершнтейн Н.А. О построении движений М., 1990

2.Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию: Курс лекций: Учебное пособие для вузов. — М.: ЧсРо, 1997.

3..Никандров В.В. Психология: учебник- М.: Волтерс- Клувер,2009 стр.554-599.

 

Тема 2.17. Воля и волевые процессы (10 часов)

При изучении темы необходимо разобраться в том, чем произвольная регуляция поведения отличается от волевой регуляции. Следует обратить внимание на то, в чем состоит проблема воли в психологии. Обратите внимание на определение Л.М. Веккера, в котором подчеркивается конкуренция двух программ, попробуйте найти способы активизации той программы, которая соответствует высшим ценностям человека. При изучении темы необходимо рассмотреть следующие дидактические единицы: Произвольная и волевая регуляция. Теории воли. Понятие воли: сущность, определение, основные характеристики. Психофизиологические механизмы произвольного управления поведением и деятельностью. Уровни волевой регуляции. Структура волевого процесса Непроизвольная и сознательная инициация произвольных действий. Самоконтроль как форма произвольного управления. Волевая регуляция и волевое усилие. Волевые свойства личности. Характеристика отдельных волевых качеств, связанных с целеустремленностью, самообладанием, волевым поведением. Методы изучения волевых явлений.

Литература по теме:

1.Ильин Е.П. Психология воли. СПБ., Питер 2001


Раздел 3. Психические состояния

 

3.1.Понятие адаптации (4 часа)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-08; Просмотров: 1133; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.