Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общие положения. Методические рекомендации по проведению семинарских и практических занятий




Методические рекомендации по проведению семинарских и практических занятий

Семинарские и практические занятия проводятся главным образом с целью научно-теоретического обобщения литературных источников, и помогают студентам глубже усвоить учебный материал, приобрести навыки практической и исследовательской деятельности. На этих занятиях, как правило, выполняются задания, требующие от студентов творческого подхода, переноса знаний и умений в новую ситуацию, обобщений, практического осмысления теоретических знаний. В ходе этих занятий и подготовки к ним вырабатываются учебные и практические навыки, решаются задачи, подсказанные практикой социальной работы. Выполняемые задания преподаватель может подразделить на несколько групп. Одни из них служат иллюстрацией теоретического материала и носят воспроизводящий характер. Они выявляют качество понимания студентами теории. Другие представляют собой образцы задач и примеров, разобранных в аудитории. Для самостоятельного выполнения требуется, чтобы студент овладел показанными методами решения. Следующий вид заданий может содержать элементы творчества. Одни из них требуют от студента преобразований, реконструкций, обобщений. Для их выполнения необходимо привлекать ранее приобретенный опыт, устанавливать внутрипредметные и межпредметные связи. Решение других требует дополнительных знаний, которые студент должен приобрести самостоятельно. Третьи предполагают наличие у студента некоторых исследовательских умений.

При проведении семинарских и практических занятий преподаватели и студенты должны руководствоваться планами проведения этих занятий.

Цель: сформировать у студентов общее представление об обсуждаемых вопросах, закрепить и проверить полученные знания.

Форма проведения:

· выступления с докладами;

· ответы на вопросы;

· дискуссия.

2.4.2. Планы семинарских занятий

Раздел 1. Введение в общую психологию (40 часов).

Тема 1.1. Психология как наука. Предмет психологии (2 часа).

Основные вопросы для обсуждения на семинаре:

1. Предмет и структура общей психологии.

2. Соотношение житейской и научной психологии.

2. Задачи общей психологии.

4. Предметное поле психологической науки.

Литература:

1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания Спб Питер 2001

2.Введение в психологию: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / Под общей ред. А. В. Петровского. М.: Издательский центр «Академия», 1996. 496с.

3. Маклаков А.Г. Общая психология Спб. Питер 2008

4. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: СПб Питер 2010.

5. Слободчиков В. П., Исаев Е. Н. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности: Учеб. пособие для вузов. М.: Пресс, 1995. 384 с.

Тема 1.2. Структура психологической науки (4 часа).

Основные вопросы для обсуждения на семинаре:

1.Системное описание психологии (Ганзен В.А.)

2.Основные отрасли психологии (их характеристика)

Литература:

1.Введение в психологию: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / Под общей ред. А. В. Петровского. М.: Издательский центр «Академия», 1996. 496с.

2. Ганзен В.А. Системные описания в психологии.Л.,1984.с.75

3. Маклаков А.Г. Обща психология Спб Питер 2008

4. Слободчиков В. П., Исаев Е. Н. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности: Учеб. пособие для вузов. М.: Пресс, 1995. 384 с.

Тема 1.3. Человек как объект психологического исследования: индивид, субъект, личность и индивидуальность (2 часа).

Основные вопросы для обсуждения на семинаре:

1.Человек как индивид.

2.Человек как субъект сознания и деятельности.

3.Личность. Сущностная характеристика личности

4.Движущие силы развития личности.

5.Индивидуальность как высший психический синтез.

Литература:

1. Гамезо М. В., Домашенко И. А. Атлас по психологии. М.: Педагогическое общество 2004..

2. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. АСТ, Астрель 2008

3.Общаяпсихология / Под ред. А. В. Петровского. М.: Просвещение, 1996.

4.Психология:Словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1990.

5.Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2008.

Тема 1.4. Направления современной психологии (4 часа).

Основные вопросы для обсуждения на семинаре:

1. Научные школы в психологии.

2. Психология сознания.

3. Бихевиоризм как наука о поведении.

4. Психоанализ как учение о бессознательной психике.

5. Гештальт психология как учение о целостности психических явлений.

6. Понятие самоактуализации в гуманистической психологии.

7. Человек познающий когнитивной психологии.

Литература:

1. Гамезо М. В., Домашенко И. А. Атлас по психологии. М.: Педагогическое общество,2004.

2. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. АСТ Астрель 2008

3.Общаяпсихология / Под ред. А. В. Петровского. М.: Просвещение, 1996.

4.Психология:Словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1990.

5.Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2008.

Тема 1.5.Методология и методы психологического исследования (2 часа)

Основные вопросы для обсуждения на семинаре:

1. Понятие о методологии в психологии.

2. Общая методология психологии.

3.Специальная методология психологии (ее методологические принципы).

Литература по теме:

1. Гамезо М. В., Домашенко И. А. Атлас по психологии. М.: Педагогическое общество,2004.

2. Крысъко В. Г. Психология и педагогика в схемах и таблицах Минск: Харвест, 1999.

3. Петровский А. В. Психология. М.: Академия, 1998.

Тема 1.6. Системный подход к описанию психических явлений (4часа).

Основные вопросы для обсуждения на семинаре:

1.Специфика системного подхода в психологии.

2.Авторы идей системного подхода и их вклад в разработку проблемы.

3. Общеметодологические процедуры системного подхода.

4. Принципы системного подхода.

5. Проблема закона в психологии.

6. Виды законов в психологии.

Литература:

1. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии М.: Наука,1984, глава 2.

 

Тема 1.7. Нейрофизиологические основы психики (2 часа).

Основные вопросы для обсуждения на семинаре:

1. Формулирование психофизиологической проблемы

2. Основные подходы к разрешению психофизиологической проблемы в истории психологии.

3.Попытка снятия психофизиологической проблемы.

 

Литература:

1. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. АСТ Астрель, 2008.

2. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии М.: Наука,1984, глава 2.

 

Тема 1.8. Возникновение и развитие психики в процессе эволюции(4 часа)

Основные вопросы для обсуждения на семинаре:

1.Истоки психики живых существ.

2.Становление низших форм психики.

3.Развитие высших психических функций человека.

Литература:

1. Гамезо М. В., Домашенко И. А. Атлас по психологии. М.: Педагогическое общество, 2004.

2.Крысъко В. Г. Психология и педагогика в схемах и таблицах. Минск: Харвест, 1999.

3. Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения: В 2-х т. Т. 1. М., 2001.

4. Немов Р. С. Психология. В 3-х кн. 2-е изд. М.: Просвещение: Гуманит. изд. центр «Владос», 1995. Кн. 1: Общие основы психологии. 1995. 572 с.

5. Петровский А. В. Психология. М.: Академия, 1998.

 

Тема 1.9. Психологические проблемы антропогенеза (4 часа).

Основные вопросы для обсуждения на семинаре.

1.Природа человеческого сознания.

2.Возникновение и развитие сознания.

Литература по теме:

1. Асмолов А. Г. Психология личности. М..: Изд-во МГУ, 1990. 367 с.

2.Введение в психологию: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / Под общ. ред. А. В. Петровского. М.: Изда­тельский центр «Академия», 1996. 496с.

3. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. М., 1996. 336 с.

4. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2010

Тема 1.10. Уровни и формы психического отражения (4 часа).

Основные вопросы для обсуждения на семинаре:

1. Функциональная структура психики в психологических понятиях.

2. Специфика познавательных, эмоциональных и регуляторных процессов.

3. Сознательный и бессознательный уровни психического отражения.

Литература:

1. Ганзен В.А.. Системные описания в психологии Л., 1984

2. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. М., 1996. 336 с.

Тема 1.11 Проблема деятельности в психологии (4 часа)

Основные вопросы для обсуждения на семинаре:

1. Деятельность как общенаучная и как общепсихологическая категория.

2. Системное описание деятельности

3. Классификация деятельности.

Литература:

1.Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. АСТ Астрель, 2008.

2.Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии М.: Наука,1984, глава 2.

Тема 1.12.Проблема общения в психологии (4 часа)

Основные вопросы для обсуждения на семинаре:

1.Общение как синтез взаимодействий и взаимоотношений между людьми

2. Функции общения

3. Виды общения.

4. Структура общения.

Литература:

1.Никандров В.В. Психология: учебник Глава 23 (стр. 874-884)

 

Раздел 2. Психические процессы (58 часов).

2.1.Ощущение (2 часа)

Основные вопросы для обсуждения на семинарах:

1.Понятие об ощущении.

2.Общие закономерности ощущений.

3. Характеристика восприятий и его особенностей.

4.Восприятие как действие.

5.Восприятие времени и пространства.

2.2. Восприятие (2 часа)

Литература:

1. Гамезо М. В., Домашенко И. А. Атлас по психологии. М.: Академия, 1999.

2. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. М.: МГУ, 1988.

3.Общая психология / под ред. А. В. Петровского. М.: Просвещение, 1986.

4.Психология: Словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1990.

5. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2000.

2.2. Восприятие (2 часа)

Основные вопросы для обсуждения на семинаре:

1. Восприятия пространства

2. Восприятие времени

3.Восприятие движения.

Литература:

1. Гамезо М. В., Домашенко И. А. Атлас по психологии. М.: Академия, 1999.

2.Общая психология / под ред. А. В. Петровского. М.: Просвещение, 1986.

3.Психология: Словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1990.

4. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2000.

 

2.3. Память (4 часа)

Основные вопросы для обсуждения на семинаре.

1.Общее понятие о памяти.

2.Виды памяти.

3.Общая характеристика процессов памяти.

4.Индивидуальные различия памяти.

 

Литература:

1. Гамезо М.В., Домашенко.И.А. Атлас по психологии. М.: Акаде­мия, 1999.

2.Общая психология / Под ред. А. В. Петровского. М.: Просвеще­ние, 1986.

3.Психология: Словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1990.

4. Хофман И. Активная память. М. 1986

5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2000.

Тема 2.4. Представление (2 часа) Воображение

Основные вопросы для обсуждения на семинаре.

1.Понятие о воображении.

2.Виды воображения.

3.Аналитико-синтетический характер процессов воображения

4.Фантазия и творчество личности.

5.Сравнительный анализ восприятия и представления.

6.Иллюзии восприятия и галлюцинации.

7.Индивидуальные различия представлений.

 

Литература:

1. Грановская Р.М. Творчество и преодоление стереотипов. СПб 1994

2. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2000.

3. Гостев А. А. Образная сфера человека. – М.: ИП РАН, 1992.

 

2.5. Речь, язык, общение (4 часа)

Основные вопросы для обсуждения на семинаре:

1. Понятие об общении.

2.Общение как обмен информацией.

3.Общение как межличностное взаимодействие.

4.Общение как понимание людьми друг друга.

Литература:

1. Бодалев А.А. Личность и общение. М., 1983

2.Современная психология: Справочное руководство. – М.: Инфра – М, 1999.

3. Общая психология / под ред. А. В. Петровского. М.: Просвеще­ние, 1996.

4.Психология:Словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г.

Ярошевского. М.: Политиздат, 1990.

Тема 2.6. Мышление. (2 часа)

Основные вопросы для обсуждения на семинаре.

1. Общая характеристика мышления.

2. Решение мыслительной задачи.

3. Операции мышления.

4. Виды мышления.

5. Формы мышления.

Литература:

1. Гамезо М. В., Домашенко И. А. Атлас по психологии. М.: Акаде­мия, 1999.

2. Общая психология / под ред. А. В. Петровского. М.: Просвеще­ние, 1986.

3. Психология: Словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского.

 

Тема 2.7.Творческое мышление. (4 часа)

1Продуктивность мышления.

2.характеристики творческого мышления

3.Развитие творческого мышления
Литература:

1. Гамезо М. В., Домашенко И. А. Атлас по психологии. М.: Акаде­мия, 1999.

2. Дружинин.В.Н. психология общих способностей Спб Питер 2008

3.Общая психология / под ред. А. В. Петровского. М.: Просвеще­ние, 1986.

4.Психология: Словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского.

Тема 2.8. Внимание (4 часа)

Основные вопросы для обсуждения на семинаре.

1. Общая характеристика внимания.

2. Виды внимания.

3. Свойства внимания.

4. Качества внимания.

5.Внимательность, как синтез свойств внимания.

6.Методы исследования свойств внимания.

Литература:

1. Дормашев Ю. Б., Романов В. Я. Психология внимания.- М.: Тривола, 1995

2. Хрестоматия по вниманию./Под ред. Леонтьева А. Н. и др. – М.: МГУ, 1976

Тема 2.9. Интеллект (6 часов)

 

Основные вопросы для обсуждения на семинаре.

Основные подходы к исследованию интеллекта:

  • социо - культурный подход,
  • генетический подход,
  • процессуально - деятельностный подход,
  • образовательный подход,
  • информационный подход,
  • феноменологический подход,
  • функционально-уровневый подход,
  • регуляционный подход.

Литература:

1. Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования.

-Томск: Изд-во Том.ун-та. Москва 1997.

2. Дружинин В. Н. Психология общих способностей. – СПб.: Питер, 1999.

Тема 2.10. Эмоциональные процессы (2 часа)

Основные вопросы для обсуждения на семинаре.

1.Определение эмоций и чувств и их физиологические основы.

2.Формы эмоциональных явлений.

3.Виды чувств.

4.Психологические теории эмоций.

Литература:

1. Изард К. Психология эмоций. – СПб.: Питер, 2000.

2. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. -СПб.: Питер,2000

3.Психология эмоций. Тексты/под ред. Вилюнаса В. К., Гиппенрейтер Ю.Б. – М, 1984.

4. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2000




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-08; Просмотров: 420; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.105 сек.