Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопросы по работе Дружинина В.Н.Психология общих способностей. СПб Питер 2008




Мышление как высший уровень познавательных процессов. Функции мышления. Характеристики мышления. Виды мышления, взаимосвязь форм мышления. Стадии развития мыслительного процесса. Основные мыслительные операции. Допонятийное и понятийное мышление. Эмпирические характеристики допонятийного и понятийного мышления. Факторы развития мышления. Творческое мышление.

Речь и мышление осуществляют функцию активного познания и потому считаются высшими познавательными процессами. Эти два процесса неразрывно связана. Но в функциональном плане эти процессы различаются. Мышление позволяет постигать сущность объектов познания, скрытую от непосредственного чувственного познания, и в полной мере выполняет роль высшего когнитивного процесса, Речь же играет вспомогательную роль воплощая в слове полученные знания она выполняет функцию объективизации (перевода субъективной реальности в объективный план. Изучая данную тему следует обратить внимание на то, что стадии мыслительного процесса возможно соотносить со стадиями психологического консультирования. Мышление начинается с постановки вопроса и поиска непознанного в известном. Это важно для процесса обучения. Мышление следует отличать от памяти. В случае работы мышления человек легко переформулирует высказывания и может приводить разнообразные примеры, создавать наглядные схемы, в случае работы памяти – он постоянно повторяет речевую форму и не способен что-либо изменить. При изучении темы необходимо рассмотреть следующие дидактические единицы:Мышление как высший уровень познавательных процессов. Характеристики мышления. Виды мышления и стадии его развития. Допонятийное и понятийное мышление. Эмпирические характеристики допонятийного и понятийного мышления. Теории мышления Семиотическая гетерогенность мышления (распределение функций между видами мышления). Факторы развития мышления. Отличие чувственного познания от мышления.

Литература по теме:

1.Вертгеймер М. Продуктивное мышление. – М, 1987.

2.Выготский Л. С. Мышление и речь. //Избр. психолог. исследования. – М.: Изд. АПН РСФСР, 1956.

3.Грановская Р.М., Крижанская Ю. С. Творчество и преодоление стереотипов. – СПб, 19945.

4.Солсо Р.Л. Когнитивная психология. Спб Питер 2006

5.Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. – М, 1981.

 

Тема 2.8. Внимание (10 часов)

Понятие внимания. Функции внимания. Эмпирические характеристики внимания. Свойства внимания – статические и динамические характеристики. Виды внимания.

 

Внимание представляет собой психологический феномен, в отношении кото­рого до настоящего времени среди психологов нет единого мнения. С одной сто­роны, в литературе рассматривается вопрос о существовании внимания как самостоятельного психического явления. Так, некоторые авторы утверждают, что внимание не может рассматриваться как самостоятельное явле­ние, поскольку оно в той или иной мере присутствует в любом другом психиче­ском процессе. Другие, наоборот, отстаивают самостоятельность внимания как психического процесса. С другой стороны, существуют разногласия в том, к какому классу психиче­ских явлений следует отнести внимание. Одни считают, что внимание — это по­знавательный психический процесс. Другие связывают внимание с волей и дея­тельностью человека, основываясь на том, что любая деятельность, в том числе и познавательная, невозможна без внимания, а само внимание требует проявления определенных волевых усилий. Изучая вопрос, сформулируйте свою точку зрения.

При изучении темы необходимо рассмотреть следующие дидактические единицы: Общее понятие о внимании. Явления рассеянности и сосредоточенности. Наблюдаемые и экспериментально исследуемые свойства (характеристики) внимания. Статические характеристики: объем, устойчивость, предметность, концентрированность.Динамические характеристики: распределяемость, переключаемость колебание, интенсивность, избирательность. Экспериментальные методы обнаружения и изучения свойств внимания.

Физиологические основы внимания. Рефлекс сосредоточения В.М. Бехтерева. Оптимальный очаг возбуждения И.П. Павлова. Доминантный очаг возбуждения А.А. Ухтомского. Структурные компоненты физиологического механизма внимания: ретикулярная формация, кора больших полушарий головного мозга. Локализация высших психических функций и внимания в лобных долях коры головного мозга (А.Р, Лурия). Рефлекторная схема Т. Рибо. Функции внимания: направленность, сосредоточенность и углубленность в деятельность, контроль и регуляция деятельности. Виды внимания. Непроизвольное внимание и факторы, обусловливающие его возникновение: внешние (динамика, интенсивность, физические характеристики сигналов) и внутренние (интересы, потребности, эмоциональная значимость, влияние прежнего опыта, установки и ожидания субъекта). Произвольность внимания как отражение уровня развития волевого уровня развития саморегуляции личности. Зависимость произвольного внимания от целенаправленности и планомерности деятельности личности. Послепроизвольное внимание: сходство и отличие от непроизвольного внимания, связь послепроизвольного внимания с эмоциональной сферой личности. Развитие внимания в филогенезе и онтогенезе. Основные теории внимания. Классификация теорий внимания (Н.Н.. Ланге и Р.Л. Солосо) Теория внимания как стороны ориентировочно исследовательской деятельности (П.Я. Гальперин). Теория о связи внимания с аффективным состоянием и волей человека Т, Рибо.

Управление вниманием, (связь внимания с другими психическими процессами: ощущениями, восприятием, памятью, мышлением. Учет и использование внутренних и внешних факторов для привлечения и поддержания внимания. Способы коммуникатора и способы адресата в управлении вниманием. Причины, вызывающие рассеянность человека.

Литература по теме:

1.Дормашев Ю. Б., Романов В. Я. Психология внимания.- М.: Тривола, 1995

2. Хрестоматия по вниманию./Под ред. Леонтьева А. Н. и др. – М.: МГУ, 1976.

3.Никандров В.В. Психология: учебник. Глава 9.

4.Маклаков А.Г. Общая психология. Глава 14

Тема 2.9. Интеллект (10 часов)

Интеллект. Основные вопросы исследования интеллекта. Подходы к пониманию интеллекта. Определение интеллекта и модели различных авторов. В иды интеллекта.

Тема «интеллект» рассматривается только в современных учебниках.Интеллект – в переводе с латинского языка означает - разумение, понимание, постижение. Изучение интеллекта требует комплексного подхода, объединения усилий психологов, биологов, физиологов, генетиков, кибернетиков, математиков. Для изучения этой темы важно просмотреть работы М.А.Холодной Интеллект: парадоксы исследования и Дружинина В.Н. «Психология и психодиагностика общих способностей». – М.: Наука, 1994. – С. 19-68. При изучении темы необходимо рассмотреть следующие дидактические единицы: Понятие интеллект. Основные подходы к исследованию интеллекта: социо - культурный подход, генетический подход, процессуально - деятельностный подход, образовательный подход, информационный подход, феноменологический подход, функционально-уровневый подход, регуляционный подход. Общие интеллектуальные способности. Развитие интеллекта. Интеллект в структуре психики.

1) В каком возрасте наличие у ребенка следующих умений свидетельствует о полноценном развитии по шкале умственного развития Бине-Симона.

А) сравнение попарно тяжести предметов Б) способность срисовать квадрат

В) повторить слово из трех слогов Г) решить головоломку

Д) сосчитать четыре предмета

2) В какой период развития психологии понятие креативность приобрело популярность?

А) начало 50-х Б) середина 50-х В) конец 60-х

3) Отметьте, какими основными факторами детерминируются творческие проявления (по Р.Стернбергу)

А) интеллектом как способностью Б) знанием В) стилем мышления Г) индивидуальными чертами Е) мотивацией Ж) внешней средой.

4) Кем был предложен метод многофакторного анализа матриц корреляций, позволяющий выделить несколько познавательных «латентных» факторов, определяющих взаимосвязи результатов выполнения различных тестов той или иной группой испытуемых?

А) Айзенк Б) Стернберг В) Терстоун Г) Векслер

5)По мере приобретения жизненного опыта средний уровень какого типа интеллекта будет одинаков у экстравертов и интровертов?

А) вербальный интеллект Б)невербальный интеллект В) свободный интеллект Г) связанный интеллект

6)Что такое креативность?

А) общая способность к творчеству Б)общая способность к познанию и решению проблем Г) общая познавательная способность (легкость приобретения новых знаний и навыков)

7) Какое полушарие А) правое или Б) левое В) оба в равной степени чаще преимущественно доминирует у мужчин?

8) Факторный анализ показал независимость: А) интеллектуальных и темпераментных характеристик личности, Б) интеллектуальных характеристик и общих способностей, В) интеллектуальных свойств личности, формирующихся под влиянием окружающей среды.

9) Р.Кеттелл выделил три вида интеллектуальных способностей, перечислите их.

10) Наиболее яркий и последовательный представитель мономерного подхода к интеллекту: А) Кеттелл, Б) Гилфорд, В)Айзенк Д) Стренберг.

11) Сколько субтестов включает в себя тест Векслера.

12) Обусловленность развития вербального интеллекта: А) социально-средовая Б) социально-наследственная В) генетическая.

13) При каких условиях наблюдается неслучайное сочетание генотипа и среды (пассивное влияние): А) среда влияет на проявление врожденных особенностей, Б) индивид либо ищет, либо создает среду, которая в наибольшей степени соответствует наследственности, В) члены одной семьи имеют и общую наследственность и общую среду.

14)У кого более развиты перцептивные и вербальные способности?

А) у женщин Б) мужчин В) одинаково.

15)Расположите по порядку (согласно представлениям М.А.Холодной) свойства интеллектуальной личности: А) ментальное пространство, Б) ментальные структуры В) ментальная репрезентация.

16) Выберите 2 из 3-х вариантов ответов и отметьте, за что отвечает левое полушарие у животных: А) последовательная обработка информации Б)дедуктивное познание В)восприятие времени

17) Что необходимо для формирования креативности? А) социальное подкрепление творческого поведения. Б) наличие позитивного образца творческого поведения В) наличие регламентации предметной активности.

18) Отметьте основные свойства формально-знакового интеллекта:

А) дискретность знаков и операций, Б) стандартные ассоциации В) надситуативность операций, Г) обратимость операций во времени.

19) Каковы базовые свойства интеллекта (по М.А.Холодной): А) уровневые свойства (уровень развития отдельной познавательной функции) Б) комбинаторные свойства, В) интеллектуальные качества личности.

20) Главная роль в детерминации творческого поведения отводится (А.Маслов и др.): А) мотивации, Б) врожденной патологии Г) личностным чертам В) личностным ценностям Д) влиянию среды.

21)Каковы признаки операции поведенческого интеллекта:

А) контекстуальность Б) непрерывность, В) эмоциональная насыщенность Г) гендерные различия.

22) Психогенетика – это А) область психологии, изучающая соотношение и взаимовлияния наследственности и среды на развитие психических свойств человека. Б) Раздел психотерапии, изучающий гены психически нездоровых людей В) Раздел генной инженерии

23) Л.Терстоун предложил: А) модель структуры интеллекта Б) модель многофакторного анализа матриц корреляций В) иерерхическую априорную модель Г) нет правильных вариантов.

24) Какие виды интеллекта рассматривал Х. Гарднер в одной из своих последних работ: А) музыкальный интеллект, Б) пространственный, В) социальный, Г) внутриличностный, Д) логико-кинестетический, Е)лингвистический Ж) добавить отсутствующие.

25)Какое определение интеллекта дает М.Холодная, имея в виду онтологический статус: А) как способность индивида использовать психометрический интеллект в целях адаптации к требованиям общества

Б) способность индивида к целенаправленному поведению, рациональному мышлению и эффективному взаимодействию с окружающим миром

В) особая форма организации индивидуального ментального опыта в виде наличных ментальных структур, прогнозируемого ими ментального пространства и строящихся в рамках этого пространства ментальных репрезентаций происходящего. Г) все ответы верны.

26) Для формирования креативности необходимо:

А) отсутствие регламентации предметной активности,

Б) отсутствие образца регламентированного поведения,

Г) способность к решению практических задач,

Д) наличие позитивного образца творческого поведения

Е) социальное подкрепление творческого поведения,

Ж) создание условий для подражания творческому поведению и блокированию проявлений агрессивного и деструктивного поведения.

27) В какой период жизни происходит формирование творческих способностей? А) 3-5 лет Б) 7-9 лет В) 11-13 лет

28) Кто является основателем психологии способностей? А) Ж Пиаже

Б) Ф.Гальтон В) Б.М. Теплов.

29) Назовите основоположника эмпирического подхода к решению проблем способностей, одаренности и таланта. А) Спирмен Б) Ф.Гальтон

В) Ж. Пиаже Д) Д.Келли

30. Суть конвергентного мышления сводится по Гилфорду:

А) варьирование путей решения проблем (несколько путей)

Б) при решении задачи на основе множества условий находится единственно верное решение

В) при решении задачи на основе множества условий определяются два альтернативных пути решения.

31) Ограниченность в развитии креативности состоит в том, что:

А) у человека объективно нет возможности выйти за пределы собственного «Я»

Б) развитие не является целесообразным для системы жизнедеятельности.

В) не наблюдается наличие у родителей генетических недостатков

32) Согласно модели Зайонца при увеличении числа детей в семье уровень интеллекта в среднем А) повышается Б) снижается В) не зависит от количества детей в семье.

33) Фактор свободного интеллекта по Р. Кеттеллу соответствует: А) S – фактору по Спирмену Б) числовому фактору по Терстоуну В) G-фактору по Спирмену.

34) Генетики полагают, что А) мужчины являются носителями эволюционирующих признаков, а женщины – консервативных Б) все наоборот В) нет различий.

35) Теория личностных конструктов Келли может быть охарактеризована следующим образом:

А) человек ведет себя как исследователь и создает гипотезы о внешнем окружении,

Б) развитие общий интеллектуальных способностей зависит не только от возраста, но и от вида его деятельности.

В) фактор связанного интеллекта тесно положительно коррелирует с вербальным и арифметическим фактором и проявляется при решении тестов, требующих обученности.

36) Автором классификации типов интеллекта (биологический, психометрический, социальный) является А) Стернберг, Б) Айзенк В) Кеттелл) нет правильного ответа.

37) Кто придумал тест измеряющий IQ: А) Айзенк Б) Стернберг В) Вундт

38) Правда ли, что генетики доказали, что мужчины способнее женщин во всех отношениях?

39) Успех вхождения индивида в деятельность зависит: А) от сложности деятельности, Б) легкости выполнения деятельности, В) от уровня интеллекта Г) от настроения человека Д) от унаследованных качеств.

40) Установите соответствие названий факторных моделей интеллекта и их парадигм.

1.Трехмерная модель: три оси: операции, содержание, результат. Каждый фактор - сочетание 3-х измерений, точка в пространстве. А - Модель Ч.Спирмена
2. Иерархическая трехуровневая модель: на верхнем уровне находится «общая умственная энергия»; ниже – механические, арифметические и лингвистические способности; на последнем – факторы специфические для данной деятельности   Б) - Модель Л.Терстоуна  
3.Одноупровневая модель. Интеллектуальная активность – результат взаимодействия 12 факторов. В) - Модель Дж Гилфорда
4.Иерархическая модель: интеллектуальные способности: общие, парциальные и факторы операции. Г) Модель -Р.Кеттелла.

41) Определите, кто мужчины или женщины лучше справляются с перечисленными ниже задачами:

А) тесты на быстроту восприятия знаковой информации и изображений,

Б) задачи на различение, на поиск простых фигур, спрятанных в сложных.

В) заданиями на мысленное вращение предметов,

Г) заданиями на быстроту перечисления объектов одной категории,

Д) задания, подразумевающие математические операции.

42) Общая способность к творчеству развивается у детей до 6-7 лет под влиянием благоприятных факторов среды и называется:

А) потенциальная креативность, Б) первичная креативность,

В) специализированная креативность.

43) Обучаемость – это

А) способность к учебе в регламентированных условиях

Б) способность оперировать мысленными пространственными образами,

В) обща познавательная способность, проявляющаяся в скорости и легкости приобретения новых знаний и навыков,

Г) способность оперировать реальными предметами, образами предметов, изображениями.

44) В каком возрасте ярче всего проявляется детское литературное и художественное творчество: А) 3-5 лет, Б) 6-7 лет, В) 7-9 лет Г) 9-11 лет.

45) Какова последовательность разработки любого психодиагностического теста:

А) конструирование теста – анализ диагностической проблемы – отбор заданий

Б) отбор заданий – анализ диагностической проблемы – конструирование теста.

В) Анализ диагностической проблемы – конструирование теста – отбор заданий.

46) Интеллект относится к одному из способов приобретения знаний.Эту мысль высказал А) Ж.Пиаже Б) Л.Полени, В) М. Холодная.

47) Какие два фактора определяют успех любой интеллектуальной работы:

А) некий конкретный фактор, Б) некий общий фактор, В) фактор специфический для данной деятельности, Г) фактор специфический для общей деятельности.

48) В каком возрасте проявляются различия математических способностей у мужчин и женщин: А) не проявляются Б) в 8-9 лет, В) в 11-12 лет Г) после 23 лет.

49) Согласно Ч. Спирмену: А) Интеллект не зависит от личностных черт, Б) зависит от личностных черт, В) не включает в свою структуру неинтеллектуальные качества, Г) включает в вою структуру такие качества как интересы, мотивация достижения, тревожность

50) Статистически значимые различия по показателям пространственного мышления возникают в возрасте А) 6-8 лет Б) 8-9 лет В) 9-13 лет

51) Б.М. Теплов в своих исследованиях установил связь между: А) свойствами темперамента и общими способностями, Б) свойствами темперамента и влияниями окружающей среды В) свойствами темперамента и кристаллическим интеллектом.

52) Выберите имя главного оппонента Ч.Спирмена во взглядах на модель интеллекта: А) Айзенк Б) Гилфорд В) Терстоун Г) Холодная.

53) Правда ли, что мужчины склонны выбирать в качестве умного человека представителя своего пола?

54) «Кристаллический интеллект» А) стремительно снижается с возрастом Б)продолжает развиваться В)неизменен Г) такого понятия не существует.

55) Какой тест диагностики интеллекта предназначен для дифференциального отбора кандидатов на разные виды профессионального обучения и профессионального отбора? А тест Векслера WAIS Б) тест Амтхауэре В) тест Равена Г)тест Векслера WISC

56) Развитие какого уровня интеллекта особенно влияет на успех в математических дисциплинах А) уровня вербального интеллекта,

Б) уровня пространственного интеллекта, В) уровня формального интеллекта.

57) Интеллект человека достигает своего максимального развития:

А) 10-12 годам, Б) 19-20 годам, В) 30-34 годам Г) 55-60 годам

58) Кого можно считать «отцом» психологии способностей и психодиагностики

А) Б.М.Теплов, В) В.Вундт, В.М.Бехтерев, Г) Ф.Гальтон Д) Р.Кеттел

Литература:

1.Дружинин В.Н. Психология общих способностей Питер 1999

2. Холодная М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. М 1997

Тема 2.10.Эмоциональные процессы (10 часов)

Эмоциональные процессы. Определение. Эмпирические характеристики эмоций. Функции эмоций. Теории эмоций. Классификации эмоций

При изучении темы следует помнить, что эмоциональные процессы отражают отношение субъекта - носителя психики к объектам внешней реальности в непосредственной форме переживаний. Следует обратить внимание на отличие эмоциональных процессов от мышления. В процессе мышления также может отражаться отношение субъекта к объектам реальности, но это возможно с помощью мыслительных операций. Так, человек на вопрос: «что ты чувствуешь?» - скажет: «Сейчас я подумаю о том, что я чувствую». В качестве субъекта носителя психики может выступать индивид, субъект деятельности, личность и индивидуальность, поэтому так разнообразен эмоциональный мир человека. Эмоциями (аффектами, душевными волнениями) называют такие состояния как страх, гнев, тоска, радость, любовь, надежда, грусть, отвращение, гордость. Имеется бесчисленное множество подобных переживаний. То общее, что есть между эмоциями, чувствами и влечениями Блейлер (1929) объединил под общим названием аффективность. Обратите внимание, что в психологии используется и другое значения аффекта как одной из форм эмоциональных явлений – Аффект как– наиболее мощная эмоциональная реакция, бурное, кратковременное эмоциональное состояние, сопровождается сужением сознания и последующей амнезией (полной или частичной).

Через эмоцию человек субъективно выражает свое отношение к внешним воздействиям (ситуациям) и потому говорят о двойной детерминации эмоций – с одной стороны – потребностями и мотивацией, с другой стороны – особенностями ситуации, Часто потребности квалифицируют как причины эмоциональных переживаний, а воздействия – как повод к этим переживаниям. При изучении темы необходимо рассмотреть следующие дидактические единицы: Эмоциональное реагирование и его характеристики. Уровни эмоционального реагирования по С.Л.Рубинштейну. Компоненты эмоционального реагирования: переживание, физиологический и экспрессивный компонент. Характеристики различных видов эмоционального реагирования: эмоциональный тон, эмоция, настроение. Эмпирические характеристики эмоций, их специфика. Адаптивный смысл эмоций у человека. Теории эмоций: эволюционная теория Ч.Дарвина, «ассоциативная «теория В.Вундта, «периферическая «теория У.Джеймса – Г. Ланге, теория У.Кеннона-П.Барда, психоаналитическая теория эмоций. Теория выражения эмоций И.Уэйнбаумаи ее модификация, биологическая теория П.К.Анохина. фрустрационные теории эмоций, когнитивистские теории эмоций. Информационная теория П.В.Симонова, теория дифференциальных эмоций К.Изарда. Характеристики различных эмоций: эмоции ожидания и прогноза, эмоции удовлетворения и радости, фрустрационные эмоции, коммуникативные эмоции, интеллектуальные эмоции.

Литература по теме:

1.Ильин Е.П. Эмоции и чувстваСпб Питер 2001

2.Изард К. Психология эмоций. – СПб.: Питер, 2000.

3.Психология эмоций. Тексты. / Под ред. Вилюнаса В. К., Гиппенрейтер Ю. Б. – М, 1984.

Тема 2.11.Чувства (10 часов). Чувства. Определение. Эмпирические характеристики эмоций. Функции эмоций. Теории эмоций. Классификации эмоций.

При изучении материала необходимо отграничить понятие «чувство» от всех других явлений.Житейское понимание слова «чувство» настолько широко, что теряет конкретное содержание. Это и обозначение ощущений («чувство боли»), и возвращение сознания после обморока («прийти в чувство»), и самооценка (чувство собственного достоинства, чувство собственной неполноценности) и т. п. Многофункциональное использование слова «чувство» выражается и в словах «чувствовать», «предчувствовать», «чувствительность». Так, говорят «я почувствовал», вместо того чтобы сказать «я ощутил», или «я чувствую» вместо того чтобы сказать «я думаю (полагаю, предвижу)». Говорят также об органах чувств, хотя очевидно, что речь идет об органах ощущений, об анализаторах. С другой стороны, говорят об «острых ощущениях», хотя ясно, что речь идет об эмоции страха. Однако понятие «чувство» смешивается не только с ощущениями, но и с интеллектуальными процессами и состояниями человека.

Выполняя самостоятельную работу необходимо дать характеристику основным чувствам, имея в виду, что практический психолог должен хорошо разбираться в эмоциональных явлениях. Основными дидактическими единицами являются: Общее представление о чувствах. Соотношение понятий «эмоции» и «чувства». Свойства чувств (характеристики устойчивых эмоциональных отношений). Классификация чувств. Характеристики отдельных чувств: симпатия и антипатия, привязанность, дружба. Влюбленность, любовь, враждебность, зависть, ревность, удовлетворенность, счастье, чувство гордости, псевдочувства. Эмоционально обусловленное поведение.

Литература по теме:

1. Изард К. Психология эмоций. – СПб.: Питер, 2000.

2. Ильин Е.П. Эмоции и чувства СПб, Питер 2004

3. Психология эмоций. Тексты. / Под ред. Вилюнаса В. К., Гиппенрейтер Ю. Б. – М, 1984.

 

Тема 2.12. Потребности (10 часов)

Потребности - психофизиологическое явление (конструкт, образование), в основе которого лежит зависимость от чего либо. При изучении темы следует обратить внимание на то, что существует множество трактовок этого явления. В наиболее общем виде потребности подразделяются на материальные, духовные и общественные, такая классификация связана с многоуровневой организацией человека.

Литература по теме:

1.Вилюнас В.К. Психологические механизмы биологической мотивации М.1986.

2. Вилюнас В.К. Психолгические механизмы мотивации человека М.1990

3.Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. Спб, 2000

Тема 2.13. Мотивация и мотивы (10 часов)

Мотивация и мотивы. Понятие мотивация. Теории мотивации. Мотив и потребность, мотив и цель, характеристики мотива. Структура мотива. Виды мотивов.

При знакомстве с этой категорией обратите внимание на то, что мотивы – это системное психологическое образование (конструкт). Он часто трактуется как опредмеченная потребность. А. Н. Леонтьев так определяет мотив: «В самом потребностном состоянии субъекта предмет, который способен удовлетворить потребность, жестко не записан. До своего первого удовлетворения потребность "не знает" своего предмета, он еще должен быть обнаружен. Только в результате такого обнаружения потребность приобретает свою предметность, а воспринимаемый (представляемый, мыслимый) предмет – свою побудительную и направляющую деятельность функцию, то есть становится мотивом». Мотивом может выступать все, в чем воплощены любые потребности и что может побуждать к действиям по удовлетворению этих потребностей. При изучении темы необходимо рассмотреть следующие дидактические единицы:Теории мотивации. Побудительные механизмы активности человека и животных. Потребности. Мотивы. Мотивация как процесс. Внутриорганизрованная мотивация. Внешнеорганизованная мотивация. Мотив как сложное интегральное психологическое образование. Виды мотивационных образований. Мотивация общения. Мотивация просоциального поведения. Мотивация отклоняющегося поведения. Мотивация учебной и профессиональной деятельности. Мотивация и эффективность деятельности. Методы изучения мотивации. Определение мотива. Структура мотива. Мотив и потребность, мотив и цель.

Литература по теме:

1. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. – СПб.: Питер, 2000.

2. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. – М.:Педагогика, 1986

Тема 2.14. Психомоторика как система двигательных реакций (10 часов)

Соотношение понятий действие и движение. Характеристики движений. Классификация движений. Управление движениями. Понятие движений. Координация движений. Схема управления движениями. Н.А.Бернштейна. Принцип сенсорных коррекций. Уровни построения движений. Роль предвидения в организации движений.

Двигательный акт – есть внешнее завершение любого психического процесса. В1863 году И.М. Сеченов «Рефлексы головного мозга» отмечал, что двигательный анализатор – интегратор всех сенсорных систем. В своей книге «Рефлексы голов­ного мозга» он писал: «Смеется ли ребенок при виде игрушки, улыбается ли Гари­бальди, когда его гонят за излишнюю любовь к Родине, дрожит ли девушка при первой мысли о любви, создает ли Ньютон мировые законы и пишет их на бума­ге — везде окончательным фактом является мышечное движение». При изучении этой темы важно проникнуться идеей об интегративной функции работы двигательного анализатора. Любой внутренний психический процесс внешне завершается движением. Для практического психолога это важное положение, ведь любые душевные переживания клиента проявляются во вне.

При изучении данной темы важно обратить внимание на теорию Н.А.Бернштейна, и особенно на уровни построения движений. Эта теория имеет большое прикладное значение. А. Н. Леонтьев и А. В. Запорожец, работая в годы Великой Отечественной войны над восстановлением движений руки раненых бойцов, обнаружили следующий факт. После периода лечебных упражнений с раненым проводилась проба для выяснения того, насколько функция руки восстановилась. Для этого больного просили "поднять руку как можно выше". Выполняя задание, он поднимал руку только до определенного предела - диапазон движений был сильно ограничен. Но когда задача менялась: больного просили "поднять руку до указанной отметки на стене" и оказывалось, что он в состоянии поднять руку на 10-15 см выше. Наконец, снова менялась задача: предлагалось "снять шляпу с крючка" - и рука поднималась еще выше. Во всех перечисленных случаях движение строилось на разных уровнях: первое движение ("как можно выше") - в координатах тела, т. е. на уровне B; второе ("до этой отметки") - на уровне C, т.е. в координатах внешнего пространства; наконец, третье ("снимите шляпу") - на уровне D. Проявлялась смена уровней в том, что движение приобретало новые характеристики, в частности осуществлялось со все большей амплитудой. Знание механизмов организации движений позволяет грамотно строить коррекционные мероприятия.

Литература по теме:

1.Бернштейн Н. А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. — М.:Медицина,1966.

2.Беспалой Б. И. Действие: Психологические механизмы визуального мышления. — М.: Изд-во МГУ, 1984.

3.Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию: Курс лекций: Учебное пособие для вузов. — М.: ЧсРо, 1997.

4.Маклаков А.Г. Общая психология. Спб Питер 2008

5.Никандров В.В. Психология: учебник М.Волтерс Клувер 2009

Тема 2.15. Время реакции (8 часов)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-08; Просмотров: 1102; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.