Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лурия А.Р.Язык и сознание М.МГУ,1979




Проблема локализации функций в коре больших полушарий. Корково-подкорковые взаимоотношения. Основные блоки центральной нервной системы по А.Р.Лурия. Ассиметрия полушарий. Концепция билатерального регулирования Б.Г.Ананьев. Психофизическая проблема.

Становление предмета психологии. Научные школы в психологии. Психология сознания. Бихевиоризм как наука о поведении. Психоанализ как учение о бессознательной психике. Гештальт - психология как учение о целостности психических явлений. Понятие самоактуализации в гуманистической психологии. Человек, познающий в когнитивной психологии. Психология деятельности (отечественная психология).

Уровни психической организации человека. Понятие об индивиде, личности, субъекте деятельности, индивидуальности.

Человек имеет многоуровневую организацию, что определяет и разные аспекты его изучения. Изучая материал данной темы, следует обратить внимание на систему взаимосвязанных понятий – человек – индивид –субъект –личность -индивидуальность. Обратите внимание на то, что человек в своем онтогенетическом развитии последовательно проходит стадии развития от индивида до индивидуальности. Каждый последующий более совершенный уровень организации человека включает в себя качества предыдущего, они находятся в отношениях соподчинения и включения. Человек в своей психической деятельности раскрывается во всех перечисленных понятиях, которые называют «макрохарактеристиками» человека, поэтому важно научиться соотносить те или иные проявления человека и уровень его организации. Внимательно рассмотрите все предложенные схемы и сопоставьте их. Эти схемы разработаны различными авторами, они представляют собой разные варианты представлений о соотношении изучаемых понятий.

Литература по теме:

1.Никандров В.В. Психология: учебник Глава 3 (стр. 153 - 158)

2.Ананьев Б. Г. Человек как предмет познанья - СПб.: Питер, 2001. - 288 с. - (Серия «Мастера психологии»)

Тема 1. 4. Направления современной психологии (2 часа)

При изучении темы необходимо сформировать представление о каждом направлении и уметь его охарактеризовать по следующим пунктам: формулирование предмета исследования, основная парадигма (как система основных положений), методы исследования, применяемые авторами, прикладное значение направления и имена авторов, разрабатывающих данное направление. Направления психологии различаются, прежде всего, по тому, как они трактуют психические явления. Все направления психологии имеют право на существование и в чем-то истинны, но ни одно из направлений полностью не исчерпывает глубины психических феноменов. Практически во всех учебниках выделяю три ведущих направления – психоанализ, бихевиоризм и гуманистическую психологию. В науке утвердили свой статус также психология сознания, гештальт психология, когнитивная психология, психология деятельности. Однако появляются и новые направления экзистенциальная психология (отделившаяся от гуманистической), трансперсональная психология и др. Они еще только набирают силу. Направление предлагает систему теоретических взглядов на психические явления, и потому направление следует различать от технологий (например, НЛП – нейролингвистическая программирование). Отчетом о проделанной работе является заполнение таблицы: «Сравнение направлений психологической науки».

 

 

Направление предмет парадигма Методы исследования Практические значение Авторы
Психология сознания          
Психоанализ          
Бихевиоризм          
Когнитивная психология          
Гештальт- психология          
Психология деятельности          


Литература по теме
:

1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. АСТ Астрель,2008,

2. Маклаков А.Г. Общая психология. СПб:. Питер, 2008 Гл.2 (раз 2.1 – 2.4, стр. 38 - 53)

3.Никандров В.В. Психология: учебник Глава 4 (стр. 164 - 177)

4. Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии, Хрестоматия с комментарием по курсу «Введение в психологию» М.Смысл

 

Тема 1.7. Нейрофизиологические основы психики (2 часа)

Работая над данной темой следует помнить, что требуется сформировать самое общее представление о нейрофизиологических основах психической деятельности, в детали вдаваться не нужно. Более детальное рассмотрение этих вопросов предлагает дисциплина «Физиологические основы высшей нервной деятельности». При изучении материала следует внимательно рассматривать рисунки. Более пристальное внимание нужно уделить вопросу «Психофизическая проблема» При необходимости возможно использовать работу Ю. Гиппенрейтер «Введение в общую психологию (курс лекций). В этой работе предложено простое и занимательное изложение нужного вопроса.При изучении темы необходимо рассмотреть следующие дидактические единицы:Мозг и психика.Психофизиологическая проблема. Основные принципы строения и работы нервной системы.

Предпосылки рефлекторной теории, концепция психических процессов И.М.Сеченова. Структура понятия рефлекс. Роль сигналов в организации поведения. Сигнальная деятельность нервной системы.Психофизиологическая концепция И.П.Павлова. Общие нейродинамические механизмы. Схема нервно-психического акта. Свойства нервной системы. Корково-подкорковые взаимоотношения. Вертикальный контур регулирования психических функций – концепция А.Р. Лурия. Функциональная ассиметрия больших полушарий. Специализация правого и левого полушария. Профили функциональной ассиметрии. Левшество. Практическое значение изучения латерализации психических функций. Перспективы исследования. Отчетом о проделанной работе являются конспекты работ И.М.Сеченова, А.Р.Лурия.

Литература по теме:

2.Маклаков А.Г. Общая психология. Глава 4 (стр. 105)

3.Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: курс лекций. АСТ Астрель 2008.

1.9.Психологические проблема антропогенеза (2 часа)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-08; Просмотров: 647; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.