КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Месопотамская цивилизация (III тысячелетие до н. э.)
1.2 1.1 Управление в период античности. Управление в Древнем Египте. Управление в Древнем Китае. Управление в Древней Греции. Зарождение управления в первобытном обществе. Тема 1. Управленческие идеи в Древнем Мире. Под социальным управлением следует понимать управление социальными системами, которые представлены организацией, обществом, нацией. Под менеджментом следует понимать управление организацией. Таким образом, социальное управление как понятие шире, чем менеджмент, и включает его. Вместе с тем менеджмент как процесс управления организациями любого вида и профиля представляет собой весьма широкое поле для исследований и приложения усилий. Организации как представители социальных систем отличаются тем, что они создаются искусственно для достижения определенных целей, в то время как общество или нация складываются стихийно под воздействием неуправляемых или неявно управляемых социальных процессов (переселение народов, географические открытия, религиозные концепции, колонизация, революции и т. п.). Поэтому, когда речь заходит об истории возникновения управления и менеджмента, целесообразно рассмотреть некоторые исторические периоды, в которых зарождалось социальное управление как праоснова менеджмента. При этом в данном разделе под управлением будем понимать социальное управление, или воздействие на социумы различного масштаба с целью достижения упорядоченности жизни и движения к определенным целям. Развитие общества как системы определяется в том числе стремлением к упорядочиванию. Упорядочивание осуществляется через управление. Общественные отношения первобытного общества включали в себя и управленческие отношения: люди накапливали опыт оптимизации взаимоотношений друг с другом в малых социальных общностях, таких как семья, род, племя. Даже в самом примитивном первобытном обществе необходимо было организовывать жизнь и деятельность, для чего требовалось установить систему правил, разделение труда. Первоначально в условиях дефицита материальных благ все члены общины были равны в потреблении с учетом пола и возраста. По мере накопления излишнего продукта возникала дифференциация людей по обеспеченности и происходило имущественное расслоение. В первобытном обществе имела место естественная иерархия: возникали лидеры и вожаки, наиболее сильные, смелые, опытные особи, которые были первыми в схватках, добывании пищи и т. п. К ним прислушивались, им уступали, на них ориентировались, их боялись. Постепенно эти люди начинали играть все более заметную роль в жизни общины, брать на себя все больше обязанностей. Это оформлялось в отношения власти и подчинения. При этом все наиболее важные вопросы жизни общины решались общим собранием взрослых ее членов, т. е. существовала первобытная демократия. Но особым отношением пользовались зрелые, умудренные опытом люди — старшее поколение общины. Для оперативного управления избирался старейшина как наиболее уважаемый член общины. Старейшина мог быть в любой момент сменен, если находился более сильный, умный и опытный. Смена происходила спокойно, поскольку «должность» старейшины не давала никаких привилегий. Существовали также социальные нормы, правила поведения в общине, которая контролировала соблюдение этих правил: разделение труда, сотрудничество, взаимная защита, справедливость распределения, недопустимость брачных отношений внутри семьи и т. п. Схема управления в первобытной общине допускала некоторую вариативность: мог быть единственный вождь-лидер, а также двое или несколько вождей-лидеров. С развитием общества люди постепенно осознавали важность хорошего управления, причем уже тогда происходила специализация управления: в частности, могли быть лидеры в области охоты, рыболовства, сбора плодов, скотоводства. Жизнь в общине требовала объединения трудовых усилий. Вместе с тем рост производительных сил делал получение избыточного продукта регулярным. Постепенно становилось наглядным неравенство участия различных членов общины в получении избыточного продукта, т. е. наметился путь к имущественному неравенству. Накопление имущества во владении отдельных (наиболее умелых, опытных) общинников приводило к тому, что они начинали играть более заметную роль в общине. Теперь можно было обеспечить себе лидерство не только проявлением силы и храбрости, но и наличием материального богатства. Вместе с тем имущественное расслоение приводило к противоречиям и конфликтам. Усложнение жизненных ситуаций требовало укрепления организационно-управленческой функции, функции власти. Власть придает обществу организованность, управляемость и порядок. Публичная (общественная) власть в первобытном обществе характеризуется следующими чертами: осуществляется либо самим обществом, либо выборными лицами, не получающими в связи с этим обстоятельством никаких привилегий; отсутствием аппарата управления; опорой на общественное мнение: принуждение исходило от всего общества; не требовалось специальных органов принуждения (полиция, суд, армия и т. п.). Разделение труда, присутствовавшее в первобытном обществе, осуществлялось по полу и возрасту, т. е. было физиологическим. Разложение первобытно-общинного строя сопровождалось становлением государственных образований, что приводило к существенным изменениям в управленческой практике.
Прогресс общества сопровождался переходом от физиологического разделения труда (первое) к его более сложным формам прежде всего посредством отделения земледелия от скотоводства (второе разделение труда). Кроме того, постепенно возникло ремесло как деятельность, связанная с переработкой продуктов, получаемых от земледельцев и скотоводов, что означало возникновение промышленного или производственного разделения труда (третье разделение труда). Четвертым разделением труда считается выделение торговли как деятельности, связанной с обменом продуктов второго и третьего разделения труда. Следующим разделением труда стало выделение в обществе людей, которые специализируются на выполнении управленческих функций. Для наилучшего развития производительных сил и культурного роста общества необходимо наличие лиц, освобожденных от физического труда. К таким лицам относятся и организаторы деятельности во всех сферах жизни общества. Античный период человеческой истории породил ряд новаций в сфере управления, значение которых универсально и не утрачено до наших дней. Сословное разделение общества как результат его самоорганизации. Обеспечивает автоматическое управленческое действие по регулированию отношений как между сословиями, так и внутри них. Сословное деление общества упрощает управление им. Централизация производства, характеризующая приоритет общей цели государства над целями элементов, составляющих хозяйство и общество. Форма частно-государственного партнерства: переход государственных земель, ремесленных мастерских, торговых предприятий под контроль частных лиц (с целью их восстановления с точки зрения эффективности). Основы системы гильдий в ремесленном производстве.
Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 317; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |