Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эра Витте, аграрная реформа П.А. Столыпина




Земства в системе государственного уравнения.

Александр II и крестьянская реформа.

Тема 6. Организационно-управленческая деятельность ХIХ века.

6.1. До 1861 г. в России сохранялось крепостное право. Общество и власти понимали необходимость реформирования. Лучше освободить крестьян сверху, нежели снизу.

Причины безотлагательной отмены:

1. В связи с поражением России в Крымской войне возникла острая необходимость пересмотреть внешнеполитический курс Николая I, преодолев изоляцию России.

2. Понимание кризиса внешнеполитического курса Николая I (“цензурный террор” Николая I в мрачное семилетие 1848-1855 гг. вызвал у общества стремление выговориться, т.е. образовал обратный результат). В стране в больших масштабах распространялась рукописная литература (самиздат XX в.) Гласность возникла стихийно и побуждала правительство к действиям. Гласность способствовала исчезновению страха перед властью, характерного для Николаевской России (годы Сталина). Раскрепощение духовных сил общества стало предпосылкой начала распространения реформ.

3. Обострение экономической ситуации крепостничество направило, прежде всего, в с/х, а та несостоятельность систем дошла до финансовой сферы. Дефицит бюджета 53-52 млн. руб. 56 т-307 млн. 50% уменьшилась обеспеченность бумажных денег. Приближался острый финансовый кризис.

4. “Проявление стихийной и осознанной необходимости коренных преобразований всех сторон жизни российского общества.

Большинство населения России считало – прежняя система отличалась. Основная часть дворянства была против реформ. Правительство отслеживало в стране ситуационно-еженедельные доклады царю о слухах, случаев волнений, но крупных не было (только в Эстонии в 1858 г., где крепостное право было отменено еще 40 лет назад, но без земли).

В 1856 году на престол вступает Александр II (1818-1881). В официальной правительственной политике быстро завоевывает приоритет новый вариант реформ: превращение крестьян в собственников своих наделов, уничтожение вотчинной власти помещиков и приобщение крестьянства к гражданской жизни.

Концепция крестьянской реформы обсуждалась в Главном комитете. Большинство членов Главного комитета было против реформ, ведь она предусматривала образование класса крестьян-собственников (выкуп надельной земли у помещиков и сохранение помещичьих хозяйств как культурных очагов, но со значительным ограничением их прав по отношению к крестьянской общине). Александр II прекратил дебаты и утвердил реформы.

19.02.1861 г. Положение.

Отмена крепостного права неизбежно требовала преобразования в различных сферах жизни, связанных с крепостничеством. В первую очередь преобразования государственной удельной деревни. Реформы удельных крестьян (1863 г.) и государственных крестьян (1866 г., 1886 г.) позволили расширить масштабы общей цели – создать мелкую крестьянскую собственность и самостоятельное мелкое хозяйство, т.к. размеры наделов здесь были намного больше, чем у помещичьих крестьян.

Итак, отмена крепостного права (1861 г.) – масштабное политическое и социально-экономическое событие в истории России, в разработке и реализации которого основную роль сыграл Александр II. Крепостничество, как определенный строй, как система управления, было ликвидировано. Значение этого события огромно, оно вызвало потребность других важнейших реформ: земскую, судебную, военную и др.

 

 

6.2. В январе 1864 г. – Александр II утверждает “Положение о губернских и уездных земских учреждениях”. Вводится так называемое земство. Это не изменение самодержавию бюрократической системы в целом, а только введение в систему нового института – всесословного самоуправления. - Значительное событие социально-экономической и культурной жизни. Земские учреждениями избирались различными сословиями общества. Это их отличало от сословных организаций: дворянское собрание и другие гильдии.

Избиратели подразделялись на три курии

Уездные землевладельцы (более 200 десятин или более 15000 рублей), уполномоченные от мелких землевладельцев и духовенства.

Купцы 1-2 гильдий, владельцы недвижимости с капиталом порядка 500 - 3000 рублей.

Сельские общества.

Закон предусматривал двухступенчатые выборы. Сход – съезд – выборщики, которые избирали Гласных на три года. Гласные собирались на уездные, земские собрания. Там они избирали губернских гласных. От 6 уездов – 1 губернский гласный.

Губернские земские собрания (туда входили также предводители дворянства, председатели управ, уездов, 2-3 чиновника от казенных и удельных имений) собирались один раз в год. Помимо чрезвычайных они избирали управы три человека (председатель и два члена) могли увеличить (4 уезда – 6-8 губерний).

Введение (права) руководство соборами местные государственные повинности:

дороги;

содержание и обеспечение исполнительных и судебных органов, школ.

Здания без фундамента и крыши. Органов земства не было в волости и в центре страны. Введено 34 губернства европейской России. 1876 г. Земство было открыто в области войска Донского (на 6 лет) до 1882 г. Сфера деятельности земств была ограничена и ее органы местного самоуправления давала самодержавная бюрократия. Но земство было жизнеспособной системой местного самоуправления. Достижения в областях образования, здравоохранения, статистике, кредитовании, пособие, помощь в переселении, помощь сельскому хозяйству и крестьянам. Кроме культурно-хозяйственных вопросов земство стремилось играть политическую роль в жизни страны, поддерживая парламентские фирмы государственного устройства. “Земское либеральное движение – оппозиция самодержавию. Итак, земские органы самоуправления добились значительных результатов по следующим причинам.

1.Осуществление принципов самоуправления.

Земства сами формировали свои руководящие органы, структуру управления, направление деятельности, подбирали и обучали специалистов.

2.Самофинансирование своей деятельности.

Они имели право облагать население налогом для покрытия своих расходов. Главный налог – на землю.

3.Высокий уровень профессиональной подготовки кадров.

Земство обеспечивало более высокую оплату своим служащим инженерам, врачам.

 

6.3 С.Ю. Витте (1849-1915гг.). 1892 – Министр путей сообщения, после министр финансов. Его считали самым крупным министром финансов со времен министра финансов Канкрина (1774-1845) при Николае I – сторонник промышленного протекционизма (подушная налоговая система, откупная система) денежная реформа 1839-1843 путем девальвации упавших в цене ассигнаций и выпуска кредитных билетов, равных курсу серебряной монеты. (Государство получило прибыль).

Среди личных способов девальвации отмечают 2 основных:

Золотое и серебряное содержание денежной единицы не изменяется, но законодательным путем государство закрепляет обеспечение бумажных денег. Обесценивается масса денег или ее часть выкупается государством путем обмена на новые (1847г.).

Государство приводит обесценивавшуюся валюту в соответствии с ее реальным курсом путем уменьшения содержания денежной единицы. Канкрин – бумажные ассигнации были обменены на серебро из расчета 3р.50 ассигнации = 1 серебряный рубль.

Реформа Витте 1897г. понижение золотого содержания рубля до рыночного курса бумажного рубля. Такая валютная политика позволила закрепить на несколько лет установленный курс рубля и затем сделать его разменным на золото. Так было и в реформе 1928г.

Пример. Забастовка рабочих СКЖД 1916г. – требовали зарплату бумажными деньгами вместо золотых. (Рвали карманы) из газет. В 1894г. – ввел винную монополию – огромная прибыль государству.

Для активного развития экономики России Витте разумно использовал 2 объективных фактора того времени:

дешевизм капитала на Западе (инвестиции)

дешевая рабочая сила в результате аграрного кризиса

1903г. – Витте – председатель кабинета министров. "Граф полусахаливший заключая дешево миреванной."

Апрель 1906г. – отставка, написал много деловых книг.

Принципы ж/д тарифов при перевозке грузов. Курс политэкономии, “Самодержавие и земство”.

Аграрная реформа П.А. Столыпина (1862-1911).

Его организаторская деятельность включала в себя проведение серии реформ (аграрная, переселенческая); преобразовании местного самоуправления, введении всеобщего начального образования, введения земства в западных губерниях.

Всемирную известность принесла ему западная реформа, носившая общенациональный характер, приводила к возрождению всех сфер российского общества.

Из старинного дворянского рода, дальний родственник Суворова, Лермонтова, Толстого. 1883г. – Петербург, университет, физико-математический. 1892г. – губернатор Грозного. 1903г. – Саратовская губерния. 1906г. – министр МВД + премьер-министр. Преодолел хаос и беззаконье. 1905-6гг. сожжено 16 тыс. усадеб.

“Сначала успокоение, а потом реформы”. Противник революционных грубых мер, они не способствуют развитию экономики и повышение качества жизни народа.

“Противникам государственности хотелось бы избрать путь радикализма, путь освобождения от исторического прошлого России, освобождение от культурных традиций. Им нужны великие потрясения, нам нужна великая Россия”.

Он сторонник продуманной, целеустремленной деятельности правительства и общества.

Он привлек умных и преданных интересам России сотрудников. Кривошеин – министр земледелия. Коковцев – министр финансов – зверски заколот штыками матросами в больнице (январь 1918г.).

Столыпин считал: основной причиной низкого уровня жизни крестьян наличие изживших себя помещичьих латифундий и крестьянских общин.

Разрушение общины и насаждение частной крестьянской земельной собственности составляло главное содержание земельной реформы.

Помещичье земледелие также необходимо модернизировать в интересах самих же помещиков – снизить их влияние на ведение дел в крестьянском хозяйстве, но сохранить господствующие положение дворянского сословия в российском государстве.

Столыпину противодействуют крайне левые и крайне правые.

Крайне правые считали, что в ходе революции 1905-7 правительство и так сделало много уступок, ослабляющих самодержавие и господствующие положение дворянства. Не видели необходимости в дальнейших уступках.

Крайне левые выступали против аграрной реформы по идеологическим соображениям, считая, что в интересах классовой борьбы в деревне вместо введения частной собственности крестьян на землю надо требовать конфискации удельных земель.

Крестьянские депутаты в Думе поддержали внесенный проект, в котором из “всеобщего поравнения” изымались крестьянские земли, и решительно отвергалась община.

Столыпин считал, подлинную свободу крестьянину предоставит не закон, а обладание личной земельной собственностью, для чего надо выйти из общины.

Проект Столыпина (земельный указ 9.XI.1906г.) отменял насильственное прикрепление к общине, уничтожая закрепощение личности, несовместимое с понятием о свободе человека и свободе труда. Проект предоставлял свободу выбора для подавляющего большинства населения России.

Крестьяне были освобождены от выкупных платежей, обрели право свободного выхода из общины (1/3 крестьян вышло = около 3 млн. человека). Крестьяне получили право приобретать свободные казенные земли в европейской России, откупать участки у помещиков с помощью ссуд крестьянского банка (min процент, срок возврата 55,5 лет). Создались и 200 тыс. хуторов.

В принцип владения землей вводились ограничения: надельная земля не могла быть продана лицу другого сословия, заложена только в крестьянском банке, и продана за личные долги. Воспрещалась концентрация земли больше 6 наделов. С 1909-1913г. производство зерна на 28% превышало продукцию ведущих производителей зерна (Аргентина, Канада, США).

Вывод – аграрная реформа и начало ее реализации при непосредственном участии Столыпина – крупнейшее социально-экономическое преобразование земельных отношений в России в начале XX в., затронувшее все стороны социальной экономической и политической жизни тогдашней России и благотворно сказавшейся на его развитии.

Роль Столыпина огромна и в другом начинании – реформа добровольного заселения крестьянами Западной Сибири.

Переездная задача обеспечила успех переселенческой политики:

а) Организация местного землевладения

Под переселение передавались лучшие земельные районы – земли кабинета Его императорского Величества

б) Прокладка железных дорог с массовым выпуском Столыпинских вагонов (пассажирские соединены с отделениями для скота), 12 тыс. им. дорог.

в) Предоставление льготных ссуд и кредитов. (Среднее 165р.)

г) Медицинское обеспечение новых земель.

д) Обеспечение племенным скотом.

е) Обеспечение сельскохозяйственной техникой и инвентарем.

За 300 лет в Сибирь переселились 4.5 млн. человек, 15 лет XX в. – 3млн.(7-8гг.1.5 млн.) I Мировая война круто изменила историческую судьбу России.

 

3. Программа реформ государственного управления.

П.А. Столыпин предполагал не разрушать, а совершенствовать государственный аппарат России, опираясь на исторический опыт российского государства и народные традиции. (Опыт земского управления, православие)

Программа реформ затрагивала все отрасли государственного управления и была рассчитана на 20 лет. (Аграрная реформа была первым этапом построения государства без “проблем”). Столыпин был намерен произвести реорганизацию администрации и полиции. Проект преобразований по поручению Столыпина был составлен Крыжановским в1907-1908гг.

Реорганизация администрации соответствовала политическим и социальным требованиям того времени. В проекте предполагалось “ограничение руссификационной политики и привлечение к управлению окраинами местных элементов”.

Преградой к реорганизации на самых низах государственного управления являлась сословная иерархия. Уезды возглавляли уездные предводители дворянства, многие из которых по причинам обеднения дворянства, произошедшего еще в конце XIX в., приходилось служить в городах, и своих уездах были редко. Связь между уездом и дворянством была ослаблена. Между тем происходил рост других слоев населения – промышленников, купцов, крестьян – собственников, интеллигенции. Учитывая это в проекте, предполагалось вместо предводителей дворянства поставить во главе уездов уездных начальников из местной среды назначенных министром МВД.

На губернаторском уровне предполагалось усиление власти губернаторов, сосредоточение в его руках всего механизма управления губернией.

Был разработан проект реорганизации полиции, численность которой была недостаточна (в 5 раз меньше, чем во Франции, в 7- в Англии на душу).

Отсталость в технических борьбы с преступностью, анархизмом и терроризмом привела к роковым последствиям в пору революционных выступлений 1905-19017гг.

По разным причинам проект не был принят. Против него выступили ведущие члены Совета по дела местного хозяйства, а преемники Столыпина отложили его осуществление на неопределенное время.

Административная и политическая системы России остались в архаическом состоянии, неприспособленном к новым преобразованиям жизни.

Декабрь 1907г. правительство Столыпина внесло законопроект о страховании рабочих. Закон принят 1912г. (после Столыпина) и состоял из 4-х частей:

Страхование от несчастных случаев.

Страхование от болезней.

Учреждение местных страховых присутствий.

Учреждение совета по делам страхования рабочих.

Врачебная помощь предоставлялась рабочим за счет владельца предприятия.

Новые рабочие законы дополняли уже существовавшие – о создании комитетов по изучению условий жизни и труда рабочих. Закон запрещал труд детей, ограничивал время работы подростков (8 часов, с обязательным отдыхом в середине дня, запрет работы в праздники и ночью). Устанавливалась компенсация за несчастные случаи в виде пенсии и единовременного пособия(1/3 заработка за время лечения). Пособия выдавались во всех случаях, пенсия – только в случае потери трудоспособности.

Еще один проект – децентрализация управления. Россия разделялась на области, располагающие правами самоуправления. В них создавались представительные учреждения.

Децентрализация открывала возможности местного творчества управления, возможность применять разные системы выборов, в соответствии с особенностями быта, культуры, историческими традициями.

Значительная часть России делилась на 11 областей: Прибалтика, Северо-запада, Польша, Правобережье Украины, Левобережье, Московская обл., Верхнее Поволжье, Нижнее, Север России-2 обл., Степная обл. (Зап. Сибирь).

В каждой области – земское собрание и областное представительное управление с привлечением местных деятелей. Земство в областях получали широкие права местного законодательства по всем вопросам не общероссийского значения.

Вне областного управления оставались Казачьи края, Туркестан, Восточная Сибирь, Крым, Кавказ.

Проект был отложен и после Столыпина не рассматривался. Ввод земства на Западе. Отделение Польши к 1920г.

Была разработана программа шоссейных и железнодорожных дорог. К 1927-32гг. сеть дорог европейской России должна была сравняться с Европой.

Предусматривалось повышение зарплаты чиновников, полицейских, учителей, священников, ж/д и почтовых служащих. Широкое распространение начального образования было достигнуто к 1908г., должно было стать всеобщим к 1922г.

Правительство Столыпина подняло обороноспособность России, проведены реформы в армии с учетом уроков японской войны 1924-25гг. Слова Столыпина: “Враги России никогда не воевали с ней понарошку, а всегда на истребление”.

Смелость, энергичность и целеустремленность Столыпина вызывали восторг и ненависть, С ним “воевали” и правые и левые. Противились по своему фанатизму понять, что превыше интересов партийных фракций должны быть интересы народа, Росси, которые отстаивал выдающийся сын России.

Н.А. Столыпин – могучий организаторский талант, великий государственный деятель. Английская газета: “1911г. Потеря его тяжела не для одной России, а для всех европейских стран, т.к., несомненно, в его лице большой человек сошел с европейской арены”.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 695; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.043 сек.