Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экономическая сущность перестройки и переход к рыночному регулированию экономики




Новые аспекты в управлении в послевоенный период. Реформы 1965 и 1979гг.

Советский менеджмент и военный коммунизм. Маркетинг и НЭП.

Тема 7. Развитие управленческой мысли в ХХ веке.

 

7.1 В демократических странах смена президентов, правительств не оказывает радикального изменения в экономики государства. Преобладающая часть промышленности, финансов, сельское хозяйство находится в частной или общественной собственности. Собственники, менеджеры действуют согласно законам страны, мировой практике и стремятся обеспечить процветание своей организации.

Принципиально новая ситуация сложилась в Росси после 7.XI.1917г. произошла немедленная национализации крупной промышленности, банков, земли, согласно марксисткой доктрине. Владельцы заводов, фабрик, банков, хоз. организаций, чиновники государственного управления покинули страну или отошли от дел. Экономика страны осталась без управления и была отдана на разграбление “Лозунг грабь награбленное”.

Власть нового правительства СНК распространялась не только на государственное управление, но и на народное хозяйство.

В поисках новых форм правления на микро и макроуровнях ВЦИК Светов, СНК осуществили ряд мер, наиболее принципиальные из них следующие:

Введение рабочего контроля во всех промышленных, торговых, банковских, транспортных, кооперативных, производственных организациях и товариществах. Его осуществляют все рабочие данного предприятия через выборные учреждения: заводские, фабричные комитеты, советы старост и т.п., причем в состав этих учреждений входят представители от служащих до технического персонала. Для каждого крупного города, губернии или промышленного района издается местный Совет рабочего контроля.

Создание ВСНХ. Его задача – организация н/х государственных финансов. Он должен вырабатывать общие нормы и план регулирования экономической жизни страны, согласовать и объединять деятельность центральных и местных регулирующих учреждений.

Образование местных органов экономического управления. (VII Всероссийский съезд Советов) При губернских исполкомах было предложено создать губернские экономические совещания, на которые возлагалась координация экономической деятельности всех предприятий и организаций.

Принципиальное направление деятельности экономических органов на всех уровнях было определено самым “очередные задачи Советской власти”.

Он: после завоевания политической власти задача управления становится главной центральной. В работе дано обоснование объективной необходимости осуществления научного управления и поставлены следующие задачи, практическая разработка которых составляет основу менеджмента:

Введение в управлении на микро и макроуровне единоначалия

Повышение производительности труда на основе научной организации

Организация хозяйственного (коммерческого) расчета

Материальная заинтересованность производителей в результатах труда

Введение “наилучших систем учета и контроля”

Разработка index – number (числа – пользователя) достоверно отражающие результаты хозяйствования

Укрепление трудовой дисциплины и поиск новых форм морального стимулирования рабочих и управленцев.

Центральным звеном менеджмента является планирование. Была создана Гос. Комиссия по электрификации России, в которую вошли известные ученые во главе с академиком Г.М. Кржижановским (Столыпинским). Комиссия первый в мире научный план электрификации России ГОЭЛРО, который был одобрен VIII съездом Советов в декабре 1920г. План предусматривал перевод хозяйства России на самую передовую техническую базу того периода – на электрическую энергию.

Февраль 1921г. – для разработки единого общегосударственного плана на основе ГОЭЛРО и контроля за его выполнением была образована Государственная общеплановая комиссия ГОСПЛАН.

Позитивный опыт советского планирования, особенно на микроуровне широко распространялся в мировой практике, во многих странах он получил дальнейшее развитие с учетом конкретных специфических условий.

Предельное внедрение научных основ организации и управление производством. Ленин настаивал, во что бы то ни стало перенять все ценные из завоеваний науки и технике в этой области.

Он предложил организовать в России изучение и преподавание системы Тейлора и приспособить ее к российским условиям.

Есть достаточное основание говорить о возникновении Советского или государственного менеджмента, хотя такой термин не использовался.

Отмечается научная и практическая деятельность А.К.Гастева (1882-1941г.) и организованного им в 1920г. Центральный Институт труда (ЦИТ). Его основная задача подготовка рабочих на основе анализа трудовых движений (фотографии). “Как надо работать”. НОТ. У Гастева труда и НОТ.

Советские методы хозяйствования на микроуровне и теоретически и практически предусматривали использование основных принципов менеджмента.

В годы “военного коммунизма” и последующие этапы развития Советского хозяйства был наработан огромный опыт мирового значения на всех уровнях Экономики. Наряду с позитивными элементами в нем было немало и отрицательных моментов, которые тоже имеют важные значения для науки и которые следует учитывать в системе государственного регулирования на микроуровне.

Принципиальное отличие Советского менеджмента касается не только терминологии. Общественная собственность объективно требовала поиска (впервые в Мировой практике) управления, начиная с рабочего листа и завершая народным хозяйством в целом.

Существовали следующие сектора в экономики:

социалистический (научнолизация земли, крупная промышленность, ЖД, банков, монополия внешней торговли);

государственный капитализм;

частнохозяйственный капитализм;

мелкое товарное производство;

патриархальное, т.е. натуральное крестьянское хозяйство.

Относительно мирное преобразование экономических отношений было прервано иностранной интервенцией и гражданской войной.

Экономическая политика Советского государства в годы гражданской войны и интервенции получила обобщенное название “военный коммунизм”

Общие положения:

“штурмовой” метод ликвидации капиталиста;

введение монополии государства на торговлю хлебом и запрещение частной торговли;

использование продразверстки как прямого неэквивалентного обмена между городом и деревней;

свержение товаро-денежных отношений и натурализация производственных отношений;

замена торговли государственным распределением продовольствия и товаров первой необходимости.

Таким образом, сущность экономической политики “военного коммунизма” характеризуется директивно-командными методами управления сверху донизу и внешнеэкономическими формами принуждения к труду.

Кто не работает, тот не ест.

Центральным звеном экономической политики была продразверстка. Ее суть состояла в том, что необходимое государству зерно для армии и бесхлебных районов подлежало обязательному отчуждению у крестьян производящих губерний. При определении объема разверстки государство исходило не из наличия излишков хлеба в деревне (реально установить невозможно), а из потребностей государства. Крестьяне голодали. Частично стоимость возмещали промышленными товарами, или обесцененными рублями. Зарплата предоставлялась натурой.

Декрет СНК – “О порядке всеобщей трудовой повинности”. Принудительная мера без материальной заинтересованности.

Практика управления также стара как организация, а это означает, что она действительно очень древняя.

Строительство пирамид, походы А. Македонского, Римская Империя не могли осуществляться без определенных форм использования менеджмента.

Экономическая политика Советского государства в годы иностранной интервенции и гражданской войны получила обобщенное название «Военный коммунизм» основные положения, которого можно сформировать следующим образом:

замена постепенного социалистического преобразования «штурмовым» методом ликвидации капиталистических элементов;

введение монополии государства на торговлю хлебом и запрещение частной торговли;

введение продразверстки (обязательного отчуждения у крестьян минимума зерна. После изъятия «излишков» крестьяне голодали.);

свертывание товарно-денежных отношений;

замена торговли государственным распределением продовольствия и товаров первой необходимости;

введение всеобщей трудовой повинности.

Сущность экономической политики «Военного коммунизма» характеризуется директивно-командными методами управления сверху донизу и внеэкономическими формами принуждения к труду.

НЭП – новая экономическая политика

Центральным звеном НЭПа является замена продразверстки продналогом. Продовольственный налог по объёму был меньше продразвёрстки. В период НЭПа происходило оживление капитализма. Важным элементом НЭПа была стабилизация советского рубля. В 1924г. была введена в оборот новая твердая валюта в виде казначейских билетов в золотом исчислении.

Положительными чертами НЭПа являлись:

активное развитие товарно-денежных отношений;

повышение личной заинтересованности производителей в результате своего труда;

ускорение процесса кооперации на селе;

создание производственных объединений как более рентабельных форм управления;

ускорение развития производительных сил на основе достижений науки и техники;

6. поиск новых форм изучения и удовлетворения рыночного спроса на товары.

Отрицательные моменты НЭПа таковы:

шёл резкий подъем цен на товары;

шло резкое расслоение общества на богатых и бедных. Неуклонно расширялся слой богатых и очень богатых людей.

 

7.2 В сентябре 1965 г. на Пленуме ЦК КПСС было принято решение о проведении реформы по улучшению системы управления экономикой. В связи с этим были изданы следующие постановления правительства:

«Об улучшении управления промышленностью»;

«О совершенствовании планирования и усилении экономического стимулирования»;

«О передаче дополнительно на решение Советов Министров союзных республик вопросов хозяйственного и культурного строительства»;

«Об утверждении Положения о социалистическом государственном производственном предприятии».

В постановлении «Об улучшении управления промышленностью» намечались ликвидация территориальной системы управления и возврат к отраслевой системе. Было образовано 11 союзно-республиканских и 9 союзных министерств. Госплан СССР был преобразован в союзно-республиканский орган. Были упразднены Высший совет народного хозяйства СССР, республиканские советы народного хозяйства и советы народного хозяйства экономических регионов.

Предлагались меры по совершенствованию планирования и усилению экономического стимулирования. Вместо показателя «валовая продукция» предложено использовать в планах предприятий показатель «объем реализованной продукции». Совершенствование экономического стимулирования включало в себя: улучшение системы ценообразования и улучшение системы оплаты труда. Это проводилось, с одной стороны, путем централизованного увеличения ставок заработной платы и окладов, с другой стороны, за счет более широкого использования части доходов предприятия для материального стимулирования. С этой целью на предприятиях были образованы фонды экономического стимулирования.

Фонд материального поощрения служил для премирования работающих. Фонд складывался из отчислений от увеличения объема реализованной продукции, повышения производительности труда, снижения себестоимости продукции, повышения качества продукции и других экономических показателей.

Фонд развития производства создается за счет амортизационных отчислений, которые предназначены для полного восстановления основных производственных фондов; прибыли, выручки от реализации выбывшего и излишнего имущества. Средства этого фонда используются для финансирования нецентрализованных капитальных вложений по внедрению новой техники, модернизации оборудования, механизации и автоматизации производства и т.д.

Фонд социально-культурных мероприятий и жилищного строительства. Средства этого фонда используются на строительство и капитальный ремонт жилых домов, детских дошкольных учреждений, профилакториев, столовых, буфетов и т.д.

Решение намеченных реформой задач было непоследовательным и не доводилось до конца. Реформа предусматривала расширение самостоятельности предприятий и сокращение числа утверждаемых им показателей. На практике число показателей возросло, а самостоятельность ограничивалась.

Одной из причин невыполнения принципиальных положений реформы 1965 г. является сохранение затратных измерителей экономического роста и повышение их роли в оценке работы хозяйственных звеньев всех уровней экономической пирамиды. Реформой предполагалась замена показателя «валовая продукция» на показатель «объем реализованной продукции».

Реализация – это проданная валовая продукция, за которую деньги уже поступили на расчетный счет предприятия.

Однако если объем валовой продукции будет небольшим, то откуда возьмется большая реализация? Поэтому, погоню за объемом реализации продукции нельзя отделять от погони за валом. Недостатком реформы является то, что использовался принцип планирования от достигнутого уровня: чем выше полученные результаты, тем выше план на предстоящий период. Невыгодно было выпускать дешевые изделия.

Сохранился порочный метод определения фонда заработной платы от объема валовой продукции (метод: больше продукции с меньшим числом рабочих! – перестал применяться). Также сохранился принцип определения расхода материальных ресурсов на тысячу (миллион) рублей валовой продукции (принцип «миллионника»). Чем больше материальные затраты, тем выше устанавливались более высокие цены. Неуклонный рост расхода материальных ресурсов на единицу изделия и на единицу мощности, например, трактора или автомобиля, маскировался опережающим ростом цены. Поэтому повышение материалоёмкости конкретных видов продукции в отчётах выглядело как снижение последней.

Критика затратных методов хозяйствования в 70-80-е гг.

Десятая пятилетка (1976-1980 гг.) взяла курс на интенсификацию производства. Особый упор делался на улучшение системы управления на макро- и микро - уровнях. Отмечалось, что в современных условиях решающим звеном становится организация, т.е. дальнейшее управление экономикой. Управленческая, особенно, плановая деятельность должна быть нацелена на конечные народно-хозяйственные результаты. Очень важное звено в улучшении руководства экономикой – это совершенствование организационной структуры и методов управления. Глубокий анализ недостатков затратных методов хозяйствования и пути создания научной системы управления, интенсификации экономики представлен в трудах В.С. Немчинова. Он показал, что предприятия постоянно получают определенные плановые процентные задания (по росту объема производства, по снижению себестоимости и т.д.) от выше стоящих органов, которые не несут перед предприятиями никакой ответственности за диспропорции в планах. Планы производства, планы по труду, планы финансирования, кредитования, материально-технического снабжения не согласованы друг с другом. По мнению Немчинова В.С., при составлении и реализации плана решающее значение имеют правильное распределение функций управления, а также прав и обязанностей между хозяйственными звеньями.

Этой проблемой занимались ученые Академии Наук Союза и, в частности, Институт экономики Академии Наук СССР. Они создали 3-х томный коллективный труд: «Экономический строй социализма». В труде показаны недостатки системы показателей и нецелесообразность применения для измерения роста и оценки хозяйственной деятельности показателей, включающих повторный счет стоимости прошлого труда. Авторы предложили методы определения конечного продукта без повторного счета. Они отдали предпочтение показателю «чистая продукция».

Авторы коллективного труда сотрудников Центрального экономико-математического института «Проблемы оптимального функционирования социалистической экономики» считали, что центральным звеном улучшения механизма управления должно быть усиление личной заинтересованности в результатах своего труда. Критерий удовлетворения потребностей общества должен быть стержнем всей системы управления экономикой СССР.

Особенности экономической реформы 1979 г.

Экономическая реформа 1979 г. по своему замыслу должна была способствовать интенсификации советской экономики, но по уровню реализации уступало всем подобным попыткам. В июле 1979 г. вышло постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «Об улучшении планирования и усилении воздействия хозяйственного механизма на повышение эффективности производства и качества». Большое значение придавалось экономической реформе, способной решить эти вопросы.

Принципиальные отличия реформы 1979 г. от предыдущих:

было предложено измерять экономический рост не по «валовой», а по «чистой» (нормативной) продукции, которая исключала повторный счет прошлого труда и заинтересованность производителей в повышении материалоёмкости продукции;

рост производительности труда рекомендовалось исчислять по «чистой» (нормативной) продукции;

фонд заработной платы предполагалось определять по нормативам на рубль продукции по показателю, применяемому для измерения производительности труда;

при оценке выполнения предприятиями задания по выпуску продукции в натуральном выражении предлагалось учитывать только изделия, которые поставлялись по договорам и нарядам-заказам;

реформа предусматривала конкретные изменения в системе управления на макро- и микроуровнях и распространялась на все отрасли народного хозяйства.

Реформа коснулась и вопросов корректировок планов, предусматривала разрабатывать в качестве важнейшей составной части государственных планов целевые комплексные научно-технические экономические и социальные программы, а также программы развития отдельных регионов и территориально-производственных комплексов. Большинство мероприятий, намеченных экономической реформой 1979г., полностью соответствовало сущности применяемого на Западе менеджмента. К сожалению, они оказались нереализованными.

 

7.3 Третья попытка «ускорения», предпринятая Горбачевым, была составной частью его перестройки и оказалась самой кратковременной. Горбачеву не удалось даже остановить неуклонное ухудшение социально-экономического положения, а экономический кризис в эпоху его перестройки еще больше обострился. Все это, как известно, завершилось развалом народного хозяйства СССР и ликвидацией советской политической системы. Как ни парадоксально, роковую роль в этом событии сыграла погоня за высокими темпами роста советской экономики.

Достижения научно-технической революции создали благоприятные условия для перехода со второй половины XX в. на интенсивный путь развития, суть которого – увеличение производства товаров и услуг при тех же, а зачастую и при меньших затратах. Зарубежные страны с рыночной экономикой уверенно и с нарастающей активностью проводили курс на интенсификацию производства и добивались благодаря этому замечательных успехов.

Отрицание интенсификации как “буржуазного метода выжимания пота” сыграло негативную роль, но эта временная субъективная причина была уже в 60-е гг. в основном преодолена. Признание кибернетики, а затем и науки управления теоретически создавало условия для интенсификации советской экономики. Но на ее пути возникла еще более мощная, сугубо практическая преграда.

Речь идет об измерении темпов роста экономики по объему производства в рублях и затратных методов оценки и стимулирования хозяйственной деятельности.

В сфере управления экономикой в годы горбачевской перестройки следует выделить 3 этапа:

- ускорение социально-экономического развития (1986-1987 гг.);

- радикальная экономическая реформа (1988-1989 гг.);

- переход к рыночным отношениям (с 1990 г.).

В течение первых двух этапов сохранялась прежняя затратная система управления экономикой, что приводило к дальнейшему обострению экономического кризиса. Накручивание «липового» объема производства в рублях, искусственное завышение цен, перевыполнение планов по выгодным дорогим изделиям и срыв заданий по дешевым вело к:

усилению диспропорции между отраслями и сферами общественного производства;

разбалансированию потребительского рынка.

увеличению эмиссии денег;

росту дефицита государственного бюджета;

росту внешней задолженности.

Все то дискредитировало плановую систему управления экономикой и объективно содействовало ее развалу.

Третий этап горбачевской перестройки в сфере управления экономикой связан с переходом к рыночным отношениям.

Программа «500 дней»

Когда свершилась Великая Октябрьская социалистическая революция, известный американский журналист Д. Рид, находившийся тогда в России, написал книгу «Десять дней, которые потрясли мир», по праву получившую мировое признание.

Для того чтобы развалить экономический фундамент единого народнохозяйственного комплекса, который был итогом социалистической революции, потребовалось 500 дней.

Представленная правительством программа II съезду народных депутатов в декабре 1989 г. предусматривала сочетание планового управления с постепенным расширением рыночного регулирования экономических процессов. Основные положения этой программы:

многообразие форм общественной собственности, их равноправие и состязательность. Развитие таких форм хозяйствования, как аренда и кооперация, трудовые крестьянские хозяйства, акционерные общества и др.;

государственное регулирование экономики, важнейшие элементы которого:

- формирование и реализация целевых комплексных программ;

- регулирование средств, выделяемых на потребление;

- регулирование цен и тарифов;

- применение налогов, налоговых льгот и финансовых санкций;

- размещение государственных заказов на конкурсных и договорных началах;

превращение рынка в сочетании с государственным регулированием в главный инструмент координации деятельности участников общественного производства;

развитая система социальных гарантий, призванная обеспечить равные возможности всем гражданам для гармонического развития и полноценного использования их способностей, достойную жизнь нетрудоспособным членам общества, улучшение природной среды, охрану здоровья, развитие образования, науки и культуры.

Было более сотни альтернативных вариантов перехода к рыночной системе, которые можно разделить на 3 группы:

варианты внерыночного развития, т.е. различные предложения «косметического ремонта» административно-командной системы управления;

варианты «рыночного экстремизма», т.е. немедленного перехода к свободному рынку;

варианты регулируемой рыночной экономики. Это направление комиссия сочла наиболее целесообразным и тем самым в принципе поддержала правительственную программу.

Программа «500 дней» была одобрена Верховным Советом России, рядом других союзных республик, и позитивное отношение к ней Президента СССР Горбачева было общеизвестно. Поэтому она послужила теоретическим «обоснованием» практической ликвидации единого народнохозяйственного комплекса СССР по принципу: «Разрушим все до основания…».

Формирование рыночных структур и новых форм управления в 90-е гг.

Новый этап углубления и ускорения формирования рыночных отношений в России был объявлен на V съезде народных депутатов РСФСР, состоявшемся в октябре-ноябре 1991 г. Б.Н. Ельцин выступил на съезде с Обращением к депутатам и к народу, в котором, в частности, говорил о наличии уникальной возможности за несколько месяцев стабилизировать экономическое положение и начать процесс оздоровления. Реальные результаты, по его убеждению, должны быть получены уже к осени 1992 г. Он предложил систему мер, в центре которых были разгосударствление собственности, формирование рыночной среды и образование новых форм управления на всех уровнях хозяйствования. Съезд одобрил предложенную программу и удовлетворил просьбу Ельцина о предоставлении ему чрезвычайных полномочий сроком на 1 год, в течение которого он обещал «стабилизировать экономическое положение». Для реализации одобренной программы было образовано новое правительство, которое возглавил президент.

Коренным поворотом в переходе от планового управления экономикой к рыночному регулированию является либерализация цен со 2 января 1992 г., получившая название «шоковая терапия».

За коротких срок в стране были созданы коммерческие структуры, которые и ныне служат базой для рыночных отношений (коммерческие банки и различные биржи), многочисленные акционерные общества разнообразных типов, фирмы и корпорации как местного, так и федерального масштаба деятельности. С 1992 г. проводится реорганизация колхозов и совхозов, осуществляется перераспределение земель.

Активное создание инфраструктуры для рыночного регулирования по ряду объективных причин вызвало резкое ухудшение социально-экономического положения населения страны. Вместо обещанной стабилизации экономики к осени 1992 г. и 2-3-кратного повышения цен спад производства составил почти 20%, а цены на предметы первой необходимости выросли от 60 до 250 раз. Поэтому на VII съезде народных депутатов в декабре 1992 г. состоялась острая полемика, вызванная проводимой экономической политикой. Работа правительства была признана неудовлетворительной.

Принятие в декабре 1993 г. новой Конституции заложило основы для президентского правления в России. Принципиальное изменение вносит Конституция и в основы управления в регионах: местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно с учетом исторических и иных местных традиций. По новой Конституции Президент может решать своими указами многие принципиальные вопросы управления экономикой. Наиболее важными указами были следующие:

«О некоторых мерах по обеспечению государственного управления экономикой»;

«О реформе государственных предприятий»;

«О некоторых вопросах налоговой политики»;

«О дополнительных мерах по нормализации расчетов и укреплению платежной дисциплины в народном хозяйстве»;

«О совершенствовании работы банковской системы Российской Федерации»;

«О некоторых мерах по стимулированию инвестиционной деятельности, в том числе осуществляемой с привлечением иностранных кредитов»;

«О защите прав потребителей от недобросовестной рекламы»;

«Об отмене квотирования поставок на экспорт товаров и услуг».

Исключительно важным для развития менеджмента и маркетинга как философии бизнеса в России имеет принятый в 1995 г. Федеральный закон «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации».

Основными направлениями новой системы управления должны быть следующие:

ориентация экономики на решение социальных задач, достижение высокого уровня жизни, создание институтов и механизмов, позволяющих сочетать экономическую эффективность и социальную справедливость;

формирование современной системы рыночных отношений и механизмов при активной роли государственного регулирования экономики;

создание высокоэффективной экономики, гибкой и восприимчивой к научно-техническим нововведениям, к постоянно меняющимся общественным и личным интересам;

разработка эффективной индустриальной структурной политики с учётом новейших достижений научно-технического прогресса;

укрепление социально-экономических основ Российского государства, сохранение его целостности путем обеспечения экономической интеграции регионов и создание действенного экономического механизма.


Модуль 4. «Современные концепции менеджмента»




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 795; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.076 сек.