Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методические указания. Объектная структура менеджмента




9.1

Объектная структура менеджмента. Семь объектов управления в фирме.

Предприятие как объект управления. Сложность и проблемы менеджмента в организациях.

Базисные концепции менеджмента. Идеология и философия менеджмента.

Тема 9. Концептуальные основы и структура современного менеджмента.

 

 

Концепция (conceptie) – понимание, система определяет способ понимания, трактовки каких-либо явлений, это основная точка зрения, руководящая идея для их освещения, конструктивный принцип деятельности.

В этом смысле менеджмент – это:

- крупная социальная инновация,

- новый взгляд на организацию производства,

- источник развития экономики,

- способ повышения эффективности использования ресурсов,

- способ мобилизации и направления человеческой энергии на достижение поставленных целей,

- набор новых конструктивных инструментов решения задач управления,

- постоянное обновление, изменение организаций,

- знание принципов организации коллективной работы, формирование команды,

универсальные способы управления, менеджмент прагматичен, конструктивен, интернационален (хотя учитывает национальные особенности), деидеологизирован.

Концепция выражается через набор основных понятий или концептов. Связи концептов с менеджментом как системой и процессом управления дает схема (рис. 26.)

 

 


Основные концепты менеджмента можно упорядочить следующим образом.

1. Управление и организации.

Объект и орган управления. Цели, стратегии, планы и программы. Уровни управления. Вертикальное и горизонтальное разделение труда. Организационная доктрина управления. Управление как процесс повышения организации системы. Аксиома Эшби.

2. Системы, системный подход к управлению. Этап преобразования сложного объекта в систему. Упрощение реальности с помощью систем. Решение задач управления на основе системного анализа. Модели систем управления. Ситуационный подход к управлению. Ситуация S = Sвн.ср. Sср. – как декартово произведение состояния внешней среды Sвн.ср. и системы Sс.

3. Внешняя среда, окружение организации. СТЭП – анализ, профиль среды. Внешняя эффективность системы: темпы роста, устойчивость основных экономических показателей.

4. Внутренняя среда организации: люди, технология, задачи, цели, структура. Горизонтальные специализированные функциональные области и вертикальные уровни управления.

5. Стратегическое планирование: миссия – политика цели – анализ внешней среды – анализ сильных и слабых сторон организации – выбор стратегии – реализация – оценка результатов.

6. Проектирование организации: определение направленности структуры – тип структуры – распределение ответственности – делегирование полномочий – децентрализация.

Создание формальной организации.

7. Руководство в организации: выбор стратегии мотивации – лидерство – координация – коммуникации – распределение власти – стиль руководства. Слаженная работа коллектива. Формулы успешного управления.

8. Контроль: выбор стандарта, периода, частоты контроля. Контроль количества, качества, отклонений. Устранение отклонений от фазовой траектории.

9. Инструментарий менеджмента. Методы решения проблем. Предметное поле менеджмента. Отображение проблем на методы и средства решения. Информационные технологии и количественные методы. Управление проектами. Извлечение знаний с помощью эконометрии. Программные продукты менеджмента.

10. Эволюционный анализ и эволюционные процессы. Развитие фирмы и его закономерности. Управление эволюцией фирмы. Синергетика самоорганизация.


11. Связь концепций

 


Схематически связи концепций менеджмента представлены на рис.27. В основе менеджмента лежит организационная доктрина: менеджмент должен упорядочить все процессы в системе, направить все усилия на достижение поставленных целей. Это упорядочение опирается на управление поведением людей, на мобилизацию их интеллекта и желания продуктивно работать. При этом организация рассматривается как открытая система, взаимодействующая со средой. В частности, для фирмы важны задачи управления на двух типах рынков (рис.28.): с одной стороны, фирма закупает необходимые ей ресурсы на рынках производственных факторов и платит за это деньги, реализует свои товары и получает доход на товарных рынках.

 

 


Менеджмент обеспечивает эффективную работу фирмы, ее устойчивость и развитие.

Идеология и философия менеджмента

 

Менеджмент основан на нескольких базисных идеях:

1. Для достижения экономических целей и получения результатов можно создать эффективную организацию.

2. Основой оценки эффективности предприятия является соотношение результатов и затрат на их получение.

3. Источником развития организации являются инновации, которые должны постоянно внедряться в деятельность фирмы.

4. Работа организации должна основываться на сотрудничестве рабочих и собственников, приносящем взаимную выгоду.

5. Людей в организации объединяет общая система ценностей, организационная или корпоративная культура – совокупность идей, ценностей, норм и принципов, формирующая неповторимый характер каждой организации.

6. Поведением людей можно управлять путем внутреннего побуждения к эффективной деятельности (мотивации) или внешних воздействий (стимулов).

7. Любое предприятие имеет социальную ответственность за результаты своей деятельности.

8. Менеджмент зависит от национального характера, менеджмента, особенностей нации (закон зависимости менеджмента от менталитета).

Эти идеи проверены практикой работы эффективных фирм и составляют основу их функционирования.

Философия менеджмента выражает базисные ….. закономерности управления организационными системами, основным элементом которых является человек.

1. Управление – это особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную целенаправленную и производительную группу (П. Друкер).

2. Управление предполагает вертикальное и горизонтальное разделение труда для дифференциации и координации управленческой работы.

3. Управление (менеджмент) разбивается на три основных уровня по вертикали (рис.29.)

 

 

 
 
Рис. 29. Уровни менеджмента.  

 


4. В процессе эволюции изменялись взгляды на управление и использовались разные идеи для подъема производительности труда.

5. Любая организация является открытой системой, постоянно взаимодействующей со средой. В ней под действием среды происходят процессы адаптации и самоорганизации.

6. Процесс управления может быть разбит на ряд основных функций:

§ планирование,

§ организация,

§ руководство,

§ контроль,

формирующих цикл управления.

7. Основу любой организации составляют люди. При правильной организации их работы можно добиться высоких результатов.

8. Стиль руководства влияет на мотивацию и результаты работы работника.

9. Постоянные инновации являются основой прогресса и развития организации.

10. Менеджер смотрит на мир через «экономическое окно», т.е. анализирует прибыль, доход, издержки, себестоимость, долю рынка, рост объема продаж и т.д. и разрабатывает решения, выражаемые наборами менеджерских глаголов. Для преобразования данных в решения необходимы знания. Знания являются важным элементом процесса управления.

 

 

9.2 Предприятие как сложный объект управления

 

Под предприятием понимается любой экономический субъект либо производящий что-либо, либо реализующий товары и услуги. Схематически предприятие представлено на рис. 29.

 

 

Предприятие потребляет различные ресурсы из среды, преобразует в конечные продукты. Продукты реализуются на товарных рынках, принося доход TR b денежные потоки D фирме.

Преобразование, реализуемое предприятием, связано с обработкой различных потоков: финансовых, материальных, людских, информационных, запасов, готовой продукции, полуфабрикатов. Управление различными ресурсами предприятия, требует специальных знаний и соответствующих структурных подразделений. Поэтому систему управления предприятием можно разбить на ряд специфических объектов управления – подсистем (рис. 30).

 

Каждая подсистема управления имеет свои управленческие фокусы, критерии оценки и использует специфические знания (табл. 6)

Таблица 6 -Управленческие фокусы подсистем

Функциональная специализация Управленческие фокусы Действия
Общее управление     Прибыль, устойчивость, развитие   Основная направленность работы фирмы
Счета предприятия   Издержки   Снижение издержек  

 

Маркетинг   Продажи, доля рынка   Расширение рынка  
Персонал Производительность труда, рост квалификации Ответственность, отдача
Производство Эффективность операций Качество работы, производительность, использование ресурсов  
Исследования и развитие Обновление качества продукции, конкурентоспособности Совершенствование продукции, управление жизненным циклом  

 

Таким образом, формируется структура управления предприятием S:

S = (E, R), R Î E´E, (4)

где Е – множество структурных элементов,

R – множество отношений между ними.

В соответствии с общими частными целями фирмы, дерево целей отображается по горизонтали на соответствующие структурные элементы (рис. 30).

 

На этой основе можно сформировать структуру современного менеджмента.

9.3 Объектный принцип построения менеджмента

Система управления фирмой должна достичь общие цели G путем достижения системы частных целей G1, G2, … G7 (рис. 31). Если представить цель управления G как точку в некотором фазовом пространстве целевых координат (y1, y2) – G(T), а начальное состояние G(t0), эта задача управления состоит в переводе фирмы из состояния G(t0) и G(t) (рис. 32). Но движение к цели G(t) определяется изменениями состояний семи подсистем системы управления, каждый из которых является объектом управления со специфическими свойствами и требующим определенных знаний.

 

Отсюда следует выделение менеджмента для создания и управления организацией и функциональных межобъектных разделов со своим инструментарием (рис. 33).

 

Структура менеджмента организации

Менеджмент организации отражается в структуре системы управления фирмой (рис. 34). Система управления фирмой может быть разложена на 7 основных подсистем, каждая подсистема может быть разбита на процессы, процессы – на процедуры, блоки задач, отдельные задачи, а задачи можно разложить на операции, выполняемые человеком или программными модулями ПК (рис. 34). Например, подсистема управления финансами включает процессы управления отдачей капитала, рентабельностью, инвестициями.

 

 


 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 504; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.