Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Исследование природы средовых влияний




Наиболее последовательно генетический анализ средовых показателей был проведен в исследовательском проекте "Различающаяся среда и развитие подростков", выполненном под руководством Дэвида Рисса (ReissD ., 1994; Plomin R.„ 1994). Для того чтобы объяснить, как проводятся подобные исследования, будет описана схема организации эксперимента в этом проекте и приведены некоторые из полученных Результатов. В работе сравнивалось сходство пар подростков, живущих в одной семье и имеющих разное количество общих генов, — МЗ и ДЗ близнецы, сибсы (родные братья и сестры, живущие в одной семье) и дети, живущие в сводных семьях (сибсы, имеющие одних и тех же родителей, но живущие с матерью и отчимом или с отцом и мачехой; полусибсы, у которых совпадает только мать или только отец; сводные братья и сестры). Таким образом, авторы проекта имели возможность сравнить в исследовании 6 групп детей и сочетали близнецовый метод с семейным анализом и со своего рода вариан­том метода исследования усыновленных детей (таблица 1).

Таблица 1 Схема эксперимента (Reiss D. et al., 1994)

Структура семьи   Уровень генетического сходства  
0%   25%   50%   100%  
Сводные семьи   Обычные семьи   Обычные семьи (близнецы)   Неродные дети Полусибсы сибсы      
        сибсы      
            ДЗ         МЗ  

Для исследования сибсов были отобраны пары подростков, разница в возрасте между которыми (в одной семье) не превышала четырех лет. Средний возраст старшего ребенка в разных экспериментальных группах варьировал от 14,7 до 15 лет, младшего— от 12,1 до 13,1. В эксперименте участвовали и мальчики, и девочки, но из каждой семьи брались дети только одного пола, то есть сравнивались только однополые пары.

Полученные результаты свидетельствуют о том, что параметры взаимодействия подростков с родителями (вариативность этих параметров) оказываются связаны с генотипом. Особенно это касается показателей эмоциональности общения, настойчивости, включенности, асоциального и просоциального поведения, более четверти вариативности которых определяются генотипом. Поведенческие характеристики, которые отражают менее общие переменные и связаны с разрешением проблемных ситуаций, как оказалось, не испытывают влияния генотипа. Средние для всех переменных показатели наследуемости равны 0,21 (отношение к матери) и 0,23 (отношение к отцу).

Обобщенные показатели взаимоотношений родителей и детей (сводящиеся к выделению в этих взаимоотношениях позитивных и негативных составляющих) продемонстрировали также отчетливое влияние генотипа на вариативность средовых показателей. Результаты (показатели наследуемости), полученные при сравнении теоретически предсказанного ВТ реального сходства сибсов, полусибсов и детей, живущих в одной семье, но не имеющих общих генов (то есть при построении моделей подобия), представлены в таблицей

Таблица 2 Генетическая компонента вариативности средовых показателей по данным опросников (приводится по Plomin R., 1994)

Показатели взаимоотношений   Тип отношений   Показатель наследуемости  
Оценка подростка          
Отношения с матерью   позитивные    
    негативные    
Отношения с отцом   позитивные    
    негативные    
Отношения с сибсом   позитивные    
    негативные    
Оценка матери          
Отношения с подростком   позитивные    
    негативные    
Оценка отца          
Отношения с подростком   позитивные    
    негативные    

 

Анализируя эти данные, авторы работы уделяют особое внимание различиям, полученным, с одной стороны, по оценкам сибсов, а с другой — по оценкам родителей. Дело в том, что на оценках, даваемых подростками, в большей степени, чем на оценках родителей, могут сказаться генетические влияния:

восприятие детьми своей среды опосредуется их личностными и когнитивными характеристиками, вариативность которых, как мы уже знаем, до некоторой степени детерминирована генотипом. Что же касается оценок родителей, то в них генетические влияния могут проявиться лишь в той степени, в какой генетическое сходство детей вызывает более похожую реакцию родителей. Как видно по полученным данным, показатели наследуемости рассматривавшихся характеристик среды по оценкам детей действительно оказываются несколько выше, чем у родителей.

До сих пор речь шла о данных, получаемых по опросникам, то есть не столько о реальном взаимодействии, сколько о том, как это взаимодействие воспринимается его участниками. Будут ли получены аналогичные данные при исследовании реальных взаимоотношений родителей и детей?

Для выяснения этого вопроса исследователи предложили родителям и детям обсуждение различных конфликтных тем. Процесс обсуждения записывался на видеопленку и затем оценивался экспертами. В этом случае вариативность позитивных и негативных реакций, так же как и их субъектив­ных оценок, оказалась связана с генотипом, причем параметры поведения детей — в большей степени, чем параметры поведения родителей (таблица 3).

Таблица 3 Генетическая компонента вариативности средовых показателей по данным наблюдения (приводится по Plomin R., 1994)

Показатели взаимоотношений   Тип отношений   Показатель наслеуемости  
Оценка подростка          
Отношение к матери   позитивное    
    негативное    
Отношение к отцу   позитивное    
    негативное    
Оценка матери          
Отношение к подростку   позитивное    
    негативное    
    контроль    
Оценка отца          
Отношение к подростку   позитивное    
    негативное    
    контроль    

 

Интересно, что контроль за поведением детей со стороны матери не обнаружил связи с генотипом, то есть подтвердились результаты, полученные в близнецовом исследовании Д.Роу и свидетельствующие о том, что вариативность отнюдь не всех показателей средового взаимодействия испытывает влияние генотипа.

Поскольку различающаяся среда связана не только с различиями в семье, но и с разным внесемейным опытом, авторы проанализировали также особенности групп сверстников, в которые включен подросток, и его отношения с учителями.

При анализе особенностей сверстников особое внимание уделялось четырем типам характеристик, которые включали в себя позитивное социальное взаимодействие (уровень социабельности, поддержка друзьями друг друга), ориентацию (отношение к учебе, выраженность образовательных и профессиональных ценностей), отклонения (асоциальное поведение) и плохое обращение друг с другом (оскорбления, драки). Получив эти четыре типа характеристик на основании оценок родителей и сопоставив их у 6 групп испытуемых, перечисленных в таблице 1, авторы обнаружили, что внутрипарное сходство по этим характеристикам в значительной степени зависит от сходства генетического. Показатели наследуемости, вычисленные на основании этих данных, описывали от половины до 85% дисперсии четырех описанных средовых показателей (таблица 4).

 

Таблица 4 Внутрипарные корреляции и показатели наследуемости, полученныепо

характеристикам группы сверстников (приводится по PlominR., 1994)

   
    Количество общих генов и тип семьи      
Показатели   Обычные семьи   Сводные семьи   h2  
    100%   50%   50%   50%   25%        
    МЗ   ДЗ   сибсы   сибсы   полусибсы   неродные      
                        дети      
Позитивное                              
взаимодействие                              
Оценка матери                
Оценка отца                
Ориентация                              
Оценка матери                
Оценка отца                
А социальность                              
Оценка матери                
Оценка отца                
Плохие отношения                              
Оценка матери                
Оценка отца                

 

Наследуемость оказывается значимой и для оценок самими подростками позитивных сторон взаимоотношения с друзьями и учителями, хотя величина показателей наследуемости значительно ниже (0,31 и 0,38 соответственно). Вариативность негативных аспектов взаимоотношений оказывается связана преимущественно со средовыми факторами (таблица 5).

Таблица 5 Внутрипарные корреляции и показатели наследуемости взаимодействия

подростков со сверстниками и учителями (приводится по Plomin R., 1994)

   
Показатели   Количество общих генов и тип семьи      
позитивных и негативных   Обычные семьи   Сводные семьи      
аспектов взаимо­   100%   50%   50%   50%   25%     h2  
отношений (оценки детей)   МЗ   ДЗ   сибсы   сибсы   полу­сибсы   неродные дети      
С друзьями                              
Позитивные           -07      
Негативные                
С учителями                              
Позитивные                
Негативные                

 

В целом, данные, полученные в проекте "Различающаяся среда и развитие подростков", показывают, что генетические различия между людьми могут влиять на особенности их среды.

Важным результатом исследований, выполненных в контексте изучения различающейся среды, является также вывод о том, что чем активнее включенность людей во взаимодействие со средой, тем в большей степени вариативность средовых показателей обусловлена генотипом. Для иллюстрации этого положения обратимся еще к одной работе, в которой на большой выборке взрослых близнецов (890 МЗ и 1425 ДЗ пар) определялось внутрипарное сходство событийного опыта близнецов, то есть проверялось, происходят ли в их жизни различные сходные события. Оказалось, что с членами МЗ пар чаще происходят одинаковые события, чем с членами ДЗ пар, но это касалось лишь тех событий, которые произошли непосредственно с ними, а не с их близкими. Иначе говоря, их событийный опыт похож в той степени, в какой они сами непосредственно в этих событиях участвуют (Kendler K.S. et al., цит. по Plomin R., 1994).

Сходство партнеров МЗ пар касается финансовых проблем, сложностей в межличностных отношениях и в семейной жизни, трудностей в профессиональной деятельности, а также различных инцидентов (несчастных случаев, нападений, ограблений и т.д.). Показатели наследуемости, вычисленные по данным об этих средовых особенностях, находятся в преде­лах 0,14—0,39. Все они являются значимыми, поскольку выборка включает более 2000 пар. При интерпретации этих данных авторы предположили, что сходство близнецов по разным психологическим характеристикам, вариативность которых связана с генотипом, приводит и к сходству их поведения в различных ситуациях, что в свою очередь и является причиной появления различных проблем и сложностей в их жизни.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-08; Просмотров: 646; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.