КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Планы семинарских занятий 20 страница
- построение на базе частных, но устойчивых тенденций так называемого тренда - общей тенденции; - метод инерционного анализа, т. е. экстраполяция настоящих устойчивых тенденций на будущее; - сценарный метод, который основан на различных вариантах развития будущего и опирающийся на сохранение и исчезновение каких-то определенных обстоятельств. Вместе с тем следует отметить, что будущее не является линейным продолжением настоящего и тем более - экстраполяцией прошлого. Достоверность любого прогноза (даже научного) невелика, так как слишком много факторов оказывают влияние на развитие человечества. Учесть их все практически не представляется возможным. Тем не менее, в середине ХХ в. большую известность получила прогностическая деятельность Римского клуба, созданного в 1968 г. как неформальная общественная организация ученых и политиков для исследования особенностей развития человечества как глобальной целостности. Клуб подбирал и финансировал группы ученых, исследовавших те или иные мировые проблемы и подготовивших соответствующие доклады. Римским клубом опубликовано около трех десятков докладов и других фундаментальных трудов. Так, авторы первого доклада "Пределы роста" (1972), исследовав рост народонаселения Земли и мирового промышленного производства, увеличение потребления человечеством минеральных ресурсов и загрязнения природы, построили динамичную "модель мира". Они пришли к выводу, что если не ограничить пределы роста названных факторов, то они приведут к социально-экологическому коллапсу в середине XXI в. Спустя два десятилетия этот прогноз был подтвержден в книге "За пределами" (ее авторы участвовали в составлении доклада "Пределы роста"). Отмечая, что человечество использует ресурсы и сбрасывает отходы такими темпами, которые планета вскоре не может выдержать, авторы предсказывают крах мировой цивилизации примерно через 50 лет, т. е. в 2040 г. Они предложили программу, с помощью которой человечество сможет, по их мнению, предотвратить грядущую катастрофу. Суть ее сводится к следующему: - в течение XXI в. необходимо сократить население Земли до 1 млрд человек. (Предусмотрены квоты разным странам. Для России, например, она составляет 50 млн человек к 2020 г.); - странам "третьего мира" не следует развивать промышленность по типу развитых стран мира. Для того чтобы прокормить население, они должны ориентироваться на естественно-природные технологии; - повсеместно и значительно следует сократить потребление. Человечество должно довольствоваться необходимым для жизнедеятельности материальным достатком и удовлетворять, в первую очередь, духовные потребности. Вполне понятно, что реализация этой программы потребует применение насилия в крайних его формах, так как она вступает в непримиримые противоречия с культурой и социальной практикой разных стран, с канонами, как мировых, так и национальных религий. Авторы доклада "Человечество на поворотном пункте" попытались посмотреть на земной мир как на систему отличающихся друг от друга, но взаимодействующих регионов. Авторы видят выход из глобального экологического кризиса в переходе к "органическому росту", т. е. к сбалансированному развитию всех частей планетарной системы. Ее они сравнивают с живым организмом, где каждый орган функционирует в интересах целого. Доклад "Первая глобальная революция" (1991) учитывал новые мировые реалии. С прекращением "холодной войны" и гонки вооружений между капиталистической и социалистической мировыми системами, считают авторы, возможно высвободить огромные ресурсы для использования в позитивных целях, таких, как рыночная перестройка экономики стран Восточной Европы, предоставление больших инвестиций Африке и Латинской Америке, решение экологических проблем. По подсчетам экспертов ООН, которые были оглашены на Международной конференции по окружающей среде в Рио-де-Жанейро (1992), необходимо было до конца ХХ в. инвестировать в мировые экологические проекты не менее 600 млрд долларов, чтобы приостановить разрушение природной среды. Однако такие капиталовложения в дело ее спасения в конце прошлого века сделаны не были. Не делаются они и в настоящее время в необходимых для спасения природы объемах, и состояние ее продолжает ухудшаться, неся угрозу будущему земной цивилизации. Человечество может выжить, успешно действовать в третьем тысячелетии в том случае, если будет выработана такая стратегия его развития, которая позволит сначала переломить, а потом и преодолеть глобальные проблемы современности. У подобной стратегии, требующей нового стиля научного и политического мышления, подчеркнем это, нет альтернативы. Только исключение войны из жизни общества, расширение международных научно-технических, хозяйственных и социокультурных связей создадут фундамент для успешного развития мировой цивилизации. Только общими усилиями всего человеческого сообщества можно предотвратить планетарную экологическую катастрофу, справиться с пандемическими заболеваниями, одолеть голод и нищету, поставить заслон международному терроризму. Выжить и эффективно развиваться можно лишь в условиях максимальной взаимосвязи всех элементов мирового сообщества. Решение глобальных проблем требует выхода за пределы национальных и региональных интересов, за рамки религиозных и культурных стереотипов, а также сложившихся политических, военных, экономических и иных союзов или блоков государств. Следует подчеркнуть, что человечество уже переступило тот порог, когда существующий темп экономического роста становится неприемлемым с точки зрения того ущерба, который он наносит окружающей среде и здоровью людей. Задача сегодняшнего дня - устранение противоречия между экономическим развитием общества и необходимостью сохранения природы. Исходя из этого, необходимы усилия политиков, ученых и практиков по созданию принципиально новых, ресурсосберегающих, безотходных технологий, поиски путей предохранения и очистки природной среды от различного вида загрязнений и т. п. Важными направлениями грядущего глобального развития могут также стать: - поиски и освоение новых источников энергии (термоядерной, солнечной, гелиевой и др.); - интенсификация сельскохозяйственного производства; - освоение ресурсов Мирового океана (здесь находится и воспроизводится половина биомассы Земли и большое количество полезных ископаемых); - освоение космоса, где можно получать различные вещества, требующие для своего производства вакуума или невесомости; - дальнейшая информатизация общества на основе развития компьютерной техники, средств коммуникации, принципиально новых способов хранения и воспроизведения информации; - преодоление опасных болезней, создающих угрозу жизни и здоровью людей. Рассмотрим реальные на сегодня пути решения некоторых глобальных проблем. Проблемы, связанные с демографией. Однозначного пути решения многочисленных демографических проблем не существует Реальность такова, что к началу XXI в. численность населения Земли составила 6,3 млрд человек. Прогнозируется, что к 2025 г. этот показатель достигнет 8 млрд. Для развитых стран характерен незначительный прирост населения (около 1 %), низкий уровень смертности и сравнительно высокая продолжительность жизни. Численность населения постепенно стабилизируется с уклоном в незначительное сокращение. В развивающихся странах среднегодовые темпы прироста населения несколько уменьшатся. К середине XXI в. соответствующий показатель приблизится к уровню развитых стран. При этом демографические процессы значительно разнятся по регионам. Мировое демографическое будущее во многом зависит от стабилизации роста населения в Китае и Индии, а также в Африке. Таким образом, демографические процессы различны для развитых и развивающихся стран. Развитые страны вплотную приблизились к опасному уровню, когда показатели рождаемости оказываются на уровне или даже ниже показателей смертности. В России и некоторых странах Европы наметилась устойчивая тенденция сокращения населения. У большинства развитых стран нет альтернативы сохранения нынешнего своего статуса в мире как через стимулирование рождаемости. В развивающихся странах рост населения усугубляет трудности социально-экономического развития. Тем не менее и в этих странах демографическая ситуация к середине текущего века должна нормализоваться. Прогнозируется, что к концу XXI в. произойдет стабилизация численности населения Земли на уровне 12-14 млрд человек. Одним из следствий этого должно стать равновесие между численностью населения и возможностью его обеспечения продовольственными и материально- энергетическими ресурсами. Это создаст благоприятные условия для сближения уровней жизни в развитых и развивающихся странах. Необходимым условием стабилизации мировой демографической ситуации должно стать дальнейшее развитие политического и жизненного статуса женщины, повышение их образовательного и культурного уровня. Женщины (их доля в численности населения Земли превышает 51 %) все более активно становятся действующей силой мирового сообщества. Растет число женщин - политиков, постоянно увеличивается число женщин, занимающихся высококвалифицированным трудом. Происходит, с одной стороны, дефеминизация традиционно женских областей деятельности (легкая промышленность, сфера обслуживания, образование, медицина и др.), а с другой - определенная феминизация традиционно мужских областей деятельности (политика, наука, силовые структуры и др.). Вместе с тем, темпы образования женщин в развивающих странах значительно отстают от аналогичных показателей в развитых странах. Это замедляет вовлечение женщин в партийную, административно-хозяйственную и другие сферы деятельности. Активно влияет на мировые демографические процессы тенденция увеличения городского населения. К концу ХХ в. более 50 % населения Земли проживало в городах и эта тенденция усиливается. В настоящее время существует 30 городов-мегаполисов с населением свыше 8 млн человек. В целом, тенденции развития городов следующие. В них все более свертывается масштабная хозяйственная деятельность, а развиваются ее наукоемкие формы. Город становится не промышленным, но культурным центром, где концентрируются системы науки, образования, искусства и т. п. Возрождаются и сохраняются исторические центры крупнейших городов мира, которые становятся сферами притяжения духовно-культурной деятельности. Все большее развитие получают небольшие города с населением около полумиллиона человек. Такая численность населения позволяет создать, с одной стороны, необходимые условия для деятельности человека во всех ее проявлениях, а с другой - сохранить качество окружающей среды, обеспечить инфраструктуру и т. п. Расчеты демографов показывают, что к середине XXI в. в городах будет проживать около 80 % мирового населения. Численность населения Земли активно влияет на продовольственную проблему. Различаются тенденции ее решения в развитых и развивающихся странах. В развитых странах, в первую очередь, стоит проблема качества продовольствия: сбалансированность питания, рационализация его норм, уменьшения калорийности пищевых продуктов, использование в пищу различных добавок и т. п. В большинстве же развивающихся стран не удается достичь даже физиологически оптимального уровня обеспечения населения продуктами питания. Половина населения Земли не доедает и не имеет возможностей для сбалансированного питания. Пути решения продовольственной проблемы могут быть различными и зависеть от географических и климатических условий регионов. Общими могут быть следующие меры. Государства оказывают поддержку (выделение кредитов, техники, семян и т. п. на льготных условиях) как крупным сельскохозяйственным комплексам, так и небольшим фермерским хозяйствам. Содействуют созданию, развитию и совершенствованию хозяйственной, социальной и культурной инфраструктуры в сельских районах (дороги, жилье, сфера услуг и т. п.). Предоставляются более широкие возможности для длительного хранения и прямой реализации сельскохозяйственной продукции непосред- ственными производителями. Проблемы, связанные с экологией. Научно-технический прогресс создает условия для снятия, каких бы то ни было ограничений в использовании природных ресурсов. В результате этого, чрезвычайно обостряются противоречия между конечными ресурсами природы и увеличивающимся ростом потребностей и возможностей роста производства. Возрастает необходимость регуляции этих взаимодействий, растет понимание и общественное движение за снижение темпов роста человеческих потребностей, побуждающее людей при помощи средств массовой информации изменить способы потребления. Анализ экологических бедствий последних десятилетий свидетельствует о том, что в большинстве случаев их причиной становится непродуманное техногенное воздействие, катастрофически влияющее на природу. Глобальные экологические проблемы требуют от ученых и предпринимателей повышения ответственности за последствия и результаты их деятельности, а также усиления контроля со стороны международных и государственных структур за осуществление предполагаемых проектов и разработок. Врачи и биологи выступают за проведение моратория на использование средств генной инженерии в антигуманных целях. Становится актуальной просветительская работа, направленная на формирование экологического сознания человечества и, прежде всего, подрастающего поколения. Наука отреагировала на глобальную экологическую проблему созданием новой отрасти - социальной экологии. Ее задачами являются: изучение экстремальных ситуаций, возникающих вследствие нарушения равновесия во взаимодействии общества и природы, выяснение антропогенных, технологических, социальных факторов, обусловливающих экологический кризис и поиск оптимальных путей выхода из него, выявление средств минимизации негативных разрушающих последствий природных катастроф, создание всеобъемлющих программ решения экологических проблем, рассмотрение способов экологической переориентации экономики, технологии, образования и общественного сознания в целом. Следует отметить, что наметившаяся стабилизация населения Земли создает реальные предпосылки для улучшения мировой экологической ситуации. В общемировом масштабе реализуется тенденция к сокращению выбросов в атмосферу газообразных веществ (окислов углерода, серы, азота и др.), что уменьшает последствия "парникового эффекта". Заключаются мировые соглашения на выброс в атмосферу Земли некоторых соединений хлора и других разрушающих кислород газов. Технологическое совершенствование производ- ственно-хозяйственной деятельности обеспе- чивает уменьшение выбросов твердых отходов и т. п. Проблемы, связанные с культурой и образованием. Начавшаяся с конца ХХ в. глобальная компьютерная революция и интенсивность процессов информатизации чреваты обострением всего комплекса коммуникативно-психологических проблем личности. Не виданный ранее объем информации, обрушившейся на человека ведет к возникновению синдрома постоянной усталости, а также к различного рода психическим расстройствам и следующей за ними агрессивности поведения. Не спасает, а усугубляет положение современная массовая культура. Так как массовость культуры неизбежно влечет за собой ее примитивизацию. Средства массовой информации усредняют культуру, уничтожают ее классическое ядро и национальные различия. Х. Ортега-и-Гассет еще в начале XX в. сделал вывод о том, что на смену книжному типу культуры идет культура экранная. Особенность такой культуры заключается в том, что она тяготеет к образу, а не к логическому объяснению и пониманию жизненных процессов. Предоставляя колоссальные возможности для восприятия, экранная культура в то же время делает невозможным формирование у человека диалектического мышления, поскольку визуализация не способствует глубоким мыслительным процессам, обедняет, примитивизирует внутренний мир личности. Именно огромным мыслительным потенциалом отличается книга от экрана телевизора. Но книга все больше отдаляется от современного человека. Так, в России, где традиционно была высока в культуре роль книги, в настоящее время постоянно читают книги не более 30 % населения. В этой связи в современном мире особо возрастает роль образования и, прежде всего, гуманитарного. В свете нарастающего объема глобальных проблем гуманитаризация образования должна осознаваться во всем мире как приоритетная задача. В настоящее время в научном сообществе обсуждается проблема разумного соотношения гуманитарного и естественно-научного знания. Сторонники концепции гуманистического образования подчеркивают первостепенную важность формирования эмоциональной сферы личности, отмечая, что одностороннее развитие интеллекта часто духовно обедняет личность, а именно развитые эмоции способствуют гуманным импульсам по отношению к другим людям и природе, в целом. Непреходяща роль философии в деле гуманизации образования. Философия может и должна играть адаптационную и жизнеутверждающую роль в становлении личности, способствовать формированию у нее гуманистических ценностей, осуществлять компенсаторную функцию. Философская культура личности предполагает пополнение знаний в области культуры, проявляется в качестве жизнедеятельности личности. Изучение философии позволяет избежать прямолинейности в восприятии глобальных и других сложных проблем мироздания, отношений между людьми. Философия не просто передает сумму знаний, она является знанием лично необходимым. Философские размышления пронизывают всю нашу повседневную жизнь, осознаем мы это или нет. Выявление и уточнение различных философских проблем осуществляется отдельным человеком, т. е. они имеют личностный характер. Но одновременно они являются и всеобщими, открывая глубокое понимание человеком мира. Именно философии многие мыслители современности отводят роль стабилизатора современной цивилизации и одновременно помощницы человека в осмыслении и преодолении глобальных проблем. Для современности характерно стремление вернуть единство человека и природы. Можно сказать, что философия XX в. отрицает характерное для Нового времени противопоставление человека и природы, которая стала пониматься как дом, в котором живет человек. И другого такого дома у него нет. Главная проблема заключается не в природе, а в ценностях и этических представлениях человека и общества. Принципы гуманизма должны соотноситься не только с человеком, но и с природой. Относясь ответственно к природе, человечество относится ответственно и к самому себе. Таким образом, реализация стратегии поддержания равновесия биосферы будет зависеть от научных разработок и практического эффективного решения, по крайней мере, четырех проблем: стабилизации демографического роста в развивающихся странах мира, рационализации потребления в развитых странах, управления природопользованием как на национальном (региональном), так и международном уровнях, развития образования и его гуманитаризация. Предложенная учеными теория устойчивого развития, ядро которой составляет идея коэволюции, т. е. сбалансированного развития природы и общества является непреложным императивом для мировой цивилизации XXI в. Она нацелена на утверждение в человеческом сообществе ценностей добрососедства, экологического сознания, гуманизма. Людям необходимо осознать свою планетарную роль не только как жителей, но и как защитников Земли, а значит - и себя самих от гибели. Для эффективного решения задач планетарного масштаба необходимы огромные финансовые и материальные средства, усилия множества политиков, ученых и специалистов самого различного профиля, сотрудничество абсолютно всех государств мира как на двусторонней, так и на многосторонней основе. И здесь незаменимую роль играет (и, надо полагать, будет играть и в будущем) Организация Объединенных Наций, ее различные структуры. ХХ век завершился встречей в Нью-Йорке под эгидой ООН лидеров более 150 государств мира, которая получила название "Саммита тысячелетия". На ней были обсуждены проблемы, имеющие большое значение для всего человечества. "Саммит" продемонстрировал, что мировое сообщество осознает остроту глобальных проблем, с которыми оно сталкивается на рубеже второго и третьего тысячелетий. Была принята "Декларация тысячелетия", в которой заявлено о решимости руководителей государств сделать все возможное, чтобы избавить человечество от войн, нищеты и мировой экологической катастрофы.
ПРИЛОЖЕНИЕ
ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ПО ФИЛОСОФИИ
Изучение философии как универсальной формы общественного сознания должно формировать у студентов культуру мышления, побуждать их к мировоззренческой свободе, развитию интереса к фундаментальным знаниям, стимулировать потребность в философской оценке исторических событий и фактов действительности, способствовать усвоению идеи единства мирового историко-культурного процесса при признании многообразия его форм. Философская культура помогает формированию активной гражданской позиции, развитию творческого потенциала, повышению качества будущей профессиональной деятельности. Не навязывая готовых схем и решений, курс философии призван усиливать способность суждения студентов по научным, моральным, эстетическим, правовым, религиозным и житейским вопросам, а также позволяет ориентироваться в быстро меняющемся и все более многообразном мире. Основная задача курса - создание у студентов целостного системного представления о мире и месте человека в нем, а также формирование и развитие философского мировоззрения и мироощущения. Освоение курса философии должно содействовать: - выработке навыков непредвзятой, многомерной оценки философских и научных течений, направлений и школ; - формированию способностей выявления экологического, космопланетарного аспекта изучаемых вопросов; - развитию умения логично формулировать, излагать и аргументировано отстаивать собственное видение рассматриваемых проблем; - овладению приемами ведения дискуссии, полемики, диалога.
В результате изучения курса студенты должны знать: - предмет философии, ее социальное значение, роль в формировании личности будущего специалиста; - историческую эволюцию философского знания, ведущие философские школы, содержание учений выдающихся философов; - основные направления современной философской мысли; - смысл философского понятия бытия, его структуру, место человека и общества в системе бытия; - структуру диалектики и ее основные функции; - современные концепции сущности и структуры общества, тенденции его развития; - сущность личности, характер ее взаимоотношений с обществом; - предпосылки возникновения сознания и его социальную сущность; - содержание, структуру, формы и методы научного познания.
Студенты должны уметь: - осмысливать и формулировать личные мировоззренческие, социально-нравственные установки с учетом специфики будущей профессиональной деятельности; - применять полученные знания для постановки и анализа философских, методологических проблем профессиональной теории и практики; - изучать и анализировать философскую литературу в целях саморазвития и совершенствования профессиональной культуры; - анализировать противоречия глобализации и осмысливать пути решения глобальных проблем.
Студенты должны быть ознакомлены: - с основными тенденциями развития современной философской мысли, их влиянием на практику; - с общими закономерностями развития науки, ее влиянием на мировую цивилизацию.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ
Раздел I. ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ
Тема 1. ФИЛОСОФИЯ, КРУГ ЕЕ ПРОБЛЕМ И РОЛЬ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА
Философия как особая форма общественного сознания. Понятие философии. Философия как вид мировоззрения. Сущность мировоззрения. Структура мировоззрения. Исторические типы мировоззрения и их особенности. Философия как поиск и нахождение человеком ответов на главные вопросы своего бытия. Примеры философствования. Научная, чувственно- эстетическая и морально-практическая ориентации философии. Разделы философского знания. Основные функции философии. Назначение философии: возвышение человека, обеспечение его совершенствования. Проблема классификации философских школ и направлений. Онтологический подход: материализм, субъективный и объективный идеализм, дуализм. Методологический подход: метафизика, диалектика. Гносеологический подход: скептицизм, гносеологический оптимизм, агностицизм, иррационализм. Сенсуализм, рационализм. Аксиологический, этический и эстетический подходы. Философия и наука. Место философии в культуре современного общества.
Тема 2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ФИЛОСОФИИ. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА
Проблема происхождения философии. Особенности генезиса философии в странах Древнего Востока и Древней Греции. Мифогенная и гносеогенная концепции происхождения философии. Мифологический синкретизм как основа философской мысли Древней Индии. Веды как единство мифологических, религиозных, ритуальных, философских взглядов. Упанишады. Брахманизм и его эволюция. Идеалистическая (миманса, веданта, санкхья, йога) и материалистическая (локаята, чарвака) тенденции в древнеиндийской философии. Основные философские идеи индуизма и буддизма. Философские идеи в Древнем Китае. Особенности китайского мифологически- религиозного мировоззрения. Учение Лао-Цзы. Конфуцианство.
Тема 3. АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ
Античная Греция как колыбель европейской философской культуры. Происхождение и значение термина "философия". Мудрость и любовь к мудрости. Космоцентрический тип философствования. Проблема первоначала. Фалес. Анаксимандр. Анаксимен. Пифагор. Элейская школа. Парменид. Философский смысл апорий Зенона. Гераклит Эфесский и его наивная диалектика. Идеи атомизма Левкипп. Демокрит. Эпикур. Софисты. Классический период греческой философии. Рождение и развитие идеалистических и материалистических толкований человеческой души как носительницы жизни, сознания и познания. Сократ и его роль во взглядах на человека. Майевтика. Система объективного идеализма Платона. Платоновская доктрина человеческой души, познания, природы и космоса. Идеальное государство Платона. Философское учение Аристотеля. Логика, этика и учение об обществе Аристотеля. Киники, эпикурейцы, стоики и скептики о смысле жизни. Неоплатонизм. Характерные черты античной философии.
Тема 4. ФИЛОСОФИЯ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
Своеобразие и особенности философской мысли Cредневековья. Христианство, истоки и становление. Теоцентрический тип философствования, его культурно-исторические и социальные предпосылки. Христианская догматика и философская мысль. Креационизм. Апологетика. Квинт Тертуллиан. Патристика. Августин Блаженный и его учение о "двух градах". Проблема общего и единичного в системе теологического философствования. Схоластический реализм и номинализм. Ансельм Кентерберийский и его онтологический аргумент. Пьер Абеляр. Фома Аквинский о соединении веры и разума. Уильям Оккам и его учение об экономии мысли. Ренессансное мировосприятие и его предпосылки в странах Западной Европы. Гуманизм. Основные идеи философии эпохи Возрождения: сдвиг в сторону антропоцентризма. Ренессансный человек - хозяин своей судьбы. Понимание человека как творческой личности. Эстетическое отношение к действительности. Расцвет искусства. Пантеизм как философское миропонимание. Алхимия. Николай Кузанский и его идея ученого незнания. Эразм Роттердамский. Развитие науки и ее влияние на философию. Леонардо да Винчи. Н. Коперник. Дж. Бруно. Г. Галилей. Роль философии эпохи Возрождения на ее последующее развитие.
Тема 5. ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ
Социально-культурное содержание эпохи Нового времени. Эмпиризм и рационализм. Ф. Бэкон и его учение о методе. Проект прагматического преобразования науки. Виды человеческих заблуждений (идолов) по Бэкону. Разработка индуктивной методологии науки. Представления Бэкона об идеальном обществе. Развитие механистического материализма в философии Т. Гоббса. Роль разума в познании. Прагматизм человека. Ограниченность свободы воли. Идея общественного договора. Ограниченность власти государства естественными законами. Р. Декарт. Критика предрассудков, авторитетов и традиций. Непосредственная данность и преимущественная достоверность сознания. Проблема существования внешнего мира. Бог как гарант существования мира и истинного знания. Учение о врожденных идеях. Ясность и отчетливость как критерии истины. Материя и движение в философии Декарта. Б. Спиноза. Пантеизм Спинозы. Бог, природа, субстанция. Метод построения системы. Понятие "природы порождающей" и "природы порожденной". Атрибуты и модусы субстанции. Универсальный детерминизм. Чувства и рассудок в познании. Интуиция как высшая форма познания истины. Естественное право и общественный договор. Свобода как осознанная необходимость. Г.Ф. Лейбниц и его монадология. Простая субстанция как монада. Основные характеристики монады. Понятие предустановленной гармонии. Истины факта и метафизические истины. Действительность и закон достаточного основания. Эволюция английского эмпиризма. Дж. Локк. Вопрос об источниках знания. Критика концепции врожденных идей. Сенсуалистическая трактовка опыта и "чистый разум". Внешний и внутренний опыт. Философское обоснование либерализма. Договорная теория государства. Разделение властей. Гармония человека и общества.
Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 420; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |