КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Планы семинарских занятий 21 страница
Субъективный идеализм Дж. Беркли. Критика концепции первичных и вторичных качеств, понятий материи и пространства. Радикальный гносеологический скептицизм Д. Юма. Французский материализм XVIII в. Материалистическое мировоззрение. Ж. Ламетри, Д. Дидро, К. Гельвеций, П. Гольбах. Природа как причина самой себя. Вечность и самодвижение материи. Механистичность мира. Сенсуализм. Природная сущность человека. Естественная необходимость государства. Европейское просвещение. Фундаментальные характеристики просветительской мысли: опора на собственный разум и программа преобразования сознания. Гуманизм. Критика религиозного фанатизма. Нравственное облагораживание человечества. Французское Просвещение - радикальная и политизированная форма просветительской мысли. Философия истории и просветительские версии общественного прогресса. Ш. Монтескье о естественных и социальных законах, способах правления, разделении властей. Вольтер о свободе человека и равенстве перед законом. Ж.-Ж. Руссо о противоречиях и необратимости исторического процесса. Радикальная программа политического правового порядка в "Общественном договоре" Руссо.
Тема 6. НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
Социально-исторические, естественнонаучные и духовные предпосылки немецкой классической философии. И. Кант как естествоиспытатель и философ. Критическая философия Канта. Предмет и задачи критической философии. "Вещь в себе" и явление. Понятие трансцендентального субъекта. Априоризм. Пространство и время как априорные формы чувственного созерцания. Идеи чистого разума. Кант о возможностях и границах спекулятивного теоретического разума. Моральная философия Канта. Категорический императив. Свобода и долг. Проблема Бога. Понятие эстетического. Философия истории Канта. Субъективно-идеалистическая философия И. Фихте. Принципы и система философии. Тождество субъекта и объекта. Основания "наукоучения" и диалектика Фихте. Демократизм философии Фихте, утверждение естественных прав человека. Объективный идеализм Ф. Шеллинга. Трансцендентальная философия и натурфилософия. Шеллинг о диалектике природы. Идея "абсолютного тождества". Эстетический идеализм. "Позитивная философия" позднего Шеллинга. Объективный диалектический идеализм Г. Гегеля. Система и метод. Гегель о тождестве мышления и бытия. Гегель о субстанции-субъекте. Философия как логика. Категории и принципы диалектического мышления. Учение Гегеля об истине. Философия природы. Философия духа. Гегель о "разумной действительности". Гражданское общество и государство. Философия права Гегеля. Материализм Л. Фейербаха. Критика идеализма и агностицизма. Учение о природе, естественном происхождении и развитии человека. Сенсуализм. Фейербах о религии как отчуждении родовой сущности человека. Необходимость новой религии. Антропологический принцип философии Фейербаха.
Тема 7. ЗАПАДНАЯ ФИЛОСОФИЯ XIX-XX ВЕКОВ
Философия марксизма. Отношение к философским идеям Г. Гегеля и Л. Фейербаха. Материализм и диалектика. Основной вопрос философии. Диалектическое понимание материи. Проблемы теории познания. Учение об истине. Основные положения марксистского понимания истории. Отношение общественного сознания к общественному бытию. Определяющая роль способа материального производства в жизни общества. Диалектика производительных сил и производственных отношений. Базис и надстройка. Общественный прогресс и его критерии. К. Маркс о классах и классовой борьбе, социалистической революции, диктатуре пролетариата, основных чертах коммунистической формации. Позитивизм в XIX веке. Программа "позитивной философии" О. Конта. Философия и наука, предмет философии. Классификация наук. "Закон трех стадий развития человеческого духа" Конта. Социология в системе наук. Дж. Милль: утилитаризм, индуктивизм, феноменология. Эволюционизм и органическая теория общества Г. Спенсера. Эмпириокритицизм. Гносеология Э. Маха: элементы опыта, экономия мышления, описательность. Теория принципиальной координации Р. Авенариуса. Теория иероглифов /Г. Гельмгольц/. Конвенционализм /А. Пуанкаре/. Эмпириокритицизм в России /А. Богданов, П. Юшкевич/, его критика В.И. Лениным. Неокантианство. Марбургская школа. Критика кантовской "вещи в себе" и логика науки (Г. Коген, П. Наторп). Баденская школа неокантианства. Противопоставление социологии естествознанию, аксиологическая трактовка социального (В. Виндельбанд, Г. Риккерт). Иррационализм. Волюнтаризм А. Шопенгауэра. Мир как воля и как представление. Метафизика морали. Пессимизм и аскетизм. Философия Ф. Ницше. Мир как "пунктуация воли". Аполлоническое и дионисийское начала в человеке. Критика коллективистской морали. Нигилизм. Воля к власти и идеал сверхчеловека. Идея вечного возвращения. Творчество и самоутверждение человека. Интуитивизм А. Бергсона. Жизнь как поток переживаний субъекта. Жизненный порыв. Интеллект и интуиция в творческой эволюции человека. Социальный элитаризм. Сложность и противоречивость социального развития в XX в. Их отражение в многообразии и взаимообусловленности философских направ- лений и школ. Мистицизм и реализм. Рационализм и иррационализм. Сциентизм и антисциентизм. Индивидуализм, антропологизм, социологизм, глобализм. Проблема взаимоотношения науки и веры. Основные тенденции западной религиозно-философской мысли в XX в.: католическая (неотомизм, неоавгустинианизм) и протестантская ("диалектическая теология") философия. "Интеграционный гуманизм" Ж. Маритена. Религиозно-философская система П. Тейяра де Шардена. Сближение теоретической и практической функций познания. Прагматизм. Переоценка классического подхода к пониманию истины. Истина как целесообразность, практическая обоснованность. Прагматизм в контексте американской духовной традиции: Ч. Пирс, У. Джеймс, Д. Дьюи. Проблема психологического в жизни человека и общества. Фрейдизм как философское мировоззрение. Психоанализ и философия неофрейдизма. Аналитическая психология К. Юнга и коллективное бессознательное. Архетип и символ. Гуманистический психоанализ Э. Фромма. Сознание и реальность. Понятие феномена - натуралистического коррелята сознания. Феноменология как учение об предметно ориентированных и субъективно синтезированных продуктах деятельности сознания. Метод феноменологической редукции. Сведение "объективного" к психическому представлению о нем. Уникальность человеческого бытия. Понятие экзистенции. Проблема подлинности и неподлинности человеческого существования. Экзистенциальная философия. Социально- исторические и духовные истоки экзистенциализма. Свобода и экзистенция. Светский (М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр, А. Камю) и религиозный (К. Ясперс) экзистенциализм. Проблемы понимания, объяснения, толкования в культуре ХХ в. М. Хайдеггер: герменевтика как феноменология человеческого бытия. Философская герменевтика Г. Гадамера. Философия науки. Эволюция позитивизма. Аналитическая философия. Становление и источники: Дж. Мур, Б. Рассел, Л. Витгенштейн. Основные темы аналитической философии. Р. Карнап. Неореализм. Критический рационализм. К. Поппер. Постпозитивизм и философия науки. Г. Башляр, Т. Кун, И. Лакатос, С. Тулмин, П. Фейерабенд. Эволюция философской антропологии. Идеи философской антропологии М. Шелера. Структурализм в гуманитарных науках и философский структурализм. Структурная антропология К. Леви-Строса.
Тема 8. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ
Основные черты русского типа философствования. Влияние западноевропейской культуры, религии, философии. Зарождение философии на Руси в XI - XVII вв. Развитие внутри христианско-религиозного мировоззрения. Слитность с общественной психологией и культурой. Церковно-властная ориентация. Учение Илариона о законе и благодати, осмысление идеи богочеловечества. Филофей: "Москва - третий Рим". Максим Грек о "нестяжательстве". Русская философская мысль XVIII в. Развитие в условиях укрепления абсолютной монархии. Европеизация. Секуляризация. Призыв к социальному действию. Превращение в самостоятельную ветвь русской культуры. М.В. Ломоносов: философия и естествознание, механицизм, атомизм. А.Н. Радищев как просветитель, гуманист, критик российской политической системы. Трактовка естественного права и общественного договора. Русская философия XIX в. Становление русского национального самосознания. П.Я. Чаадаев. Оценка исторического прошлого России и размышления о ее настоящем и будущем. Западничество и славянофильство 30-50-х гг. Религиозная историософия. Полемика о своеобразии исторических судеб России. Философия русской радикальной демократии 50-60-х гг. А.И. Герцен. Разработка диалектического метода. Преодоление объективного идеализма на почве реализма. Критика идеи разумности истории. "Русский социализм". Н.Г. Чернышевский. Материалистическая трактовка антропо- логического принципа в философии. Социалистическая теория и пути развития России. Д.И. Писарев: материализм и наука. Философская мысль народников. Социально-философские позиции и концепция анархизма М.А. Бакунина. П.Л. Лавров: субъективная социология, роль личности в истории. Н.К. Михайловский: субъективный метод в социологии и проблема личности. "Герой" и "толпа". Русская философия конца ХIХ в. Формирование самобытных национально окрашенных философских систем. В.С. Соловьев. Критика философии "отвлеченных начал". Программа "цельного знания". Философия всеединства. Философия истории и моральная философия. Н.Ф. Федоров. "Философия общего дела". Проблема смерти и победы над ней. Русская религиозная философия начала XX в. Основные идеи философии С.Н. Булгакова, П.А. Флоренского, С.Н. Трубецкого, Е.Н. Трубецкого, С.Л. Франка. Религия как предпосылка объективного и субъективного мира. Софиология. Тождество знания и веры. "Всеединство" и "соборность". Экзистенциально-религиозная философия. Н.А. Бердяев. Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого. Идея свободы и персонализм. "Русская идея". Русский космизм. К.Э. Циолковский. В.И. Вернадский: учение о ноосфере. Марксистская философия в России. Г.В. Плеханов. В.И. Ленин. Интерпретация теории общественно-экономических формаций, общественного бытия, классов, государства и революций. Советская философия середины - второй половины ХХ в. "Диалектический и исторический материализм" в систематической форме. Основные проблемы и дискуссии в российской философии конца ХХ - начала XXI вв.
Раздел II. ФИЛОСОФИЯ БЫТИЯ
Тема 1. БЫТИЕ И ФОРМЫ ЕГО СУЩЕСТВОВАНИЯ
Онтология как учение о бытии. Философское (метафизическое) и физическое понимание бытия. Проблемы бытия в истории философской мысли. Проблема единства бытия и множественности его проявлений. Понятие субстанции. Структурность и детерминизм реальности. Вещи, свойства, отношения, связи. Понятие закона и закономерности. Законы динамические и статистические. Изменение и устойчивость реальности. Движение как оформленность, тенденция изменения. Пространство и время как формы существования реальности. Эволюция философских представлений о пространстве и времени. Естественно-научные концепции пространства и времени. Понятие многомерного пространства. Представления о биологическом, психологическом и социальном времени. Философские образы природы. Природа как объективная реальность. Природа неживая и живая, естественная и искусственная. Формы бытия материи. Мир вещей и мир идей. Монизм и дуализм в понимании соотношения материальной и духовной реальности. Материя как объективная реальность. Основные философские и естественнонаучные представления о материи. Единство и многообразие материального мира. Современные представления о структуре и уровнях организации материи. Вещество и поле. Основные формы движения материи. Разновидности философского понимания идеального. Религиозные представления о духовно-божественной сущности мира и человека. Объективно-идеалистическая трактовка духовного начала мира. Субъективный идеализм о природе духовного. Пантеизм. Гилозоизм. Метафизический и вульгарно- материалистический подходы к пониманию сознания. Диалектико-материалистическая концепция соотношения материального и духовного. Организация бытия. Понятие организации как устойчивой определенности состава и структуры фрагмента реальности. Организованность и хаотичность как всеобщие свойства бытия. Структурность и энтропия. Субстанциональное единство и структурное многообразие материального и духовного мира.
Тема 2. ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОЗНАНИЯ
Сознание как интегральный способ выражения отношения человека к миру, другому человеку, самому себе. Сознание и самосознание. Сознание как деятельность и как совокупность знаний. Структура сознания. Когнитивно- информационные процессы. Виды перцептивных процессов (ощущение, восприятие, представление). Мыслительные процессы (языко-речевые, образно-наглядные, понятийно-логические). Образное и понятийное мышление. Интуиция. Воображение, творчество. Сознание и язык. Естественные и искусственные языки, их соотношение. Проблема искусственного интеллекта. Эмоционально-психический мир сознания, структура и функции эмоций, разнообразие эмоциональных состояний (аффекты, переживания, переоценка ценностей в ситуации стресса, фрустрации). Мир эмоционального общения (доверие, любовь, привязанность, надежда). Воля как универсальный регулятор сознательной деятельности. Принятие решений. Память - способность запечатлевать, хранить и воспроизводить опыт. Сознание и личность. Индиви- дуально-личностные детерминанты: потребности, интересы, установки, ценностные ориентации. Сознание и понимание. Сознание как познавательная деятельность. Проблемы интенциональности, инструментально-операцио- нальной оснащенности, мотивации. Общественное и индивидуальное сознание: их взаимосвязь. Структура общественного сознания и его основные формы. Обыденное и теоретическое сознание. Идеология как форма общественного сознания. Нравственное сознание: моральные нормы и поведение людей. Общественное сознание и социальное действие.
Тема 3. ДИАЛЕКТИКА И ЕЕ ЗАКОНЫ
Фундаментальные черты развития. Развитие как вид и следствие движения. Необратимость. Направленность преобразований. Преемст- венность. Связи прошлого, настоящего, будущего в процессах развития. Эволюция философских взглядов на проблему развития. Основные подходы к рассмотрению его сущности. Теологические концепции. Тейярдизм. Эмерджеризм. Эволюционизм и его проявления. Синергетика как концепция самоорганизации материальных систем. Процессуальность материальных образований. Различия закрытых и открытых систем. Тенденция закрытых систем к линейности, равновесности. Неравновесность и нелинейность открытых систем. Способность к самоорганизации, возникновению диссипативных структур. Изменения внешних условий как фактор генерации различных структурных конфигураций. Возможности применения идей синергетики к анализу социальных и духовных явлений. Диалектика как концепция саморазвития на основе внутренней противоречивости вещей, явлений, процессов. Исторические формы диалектики. Стихийная диалектика древних. Идеалистическая диалектика. Материа- листическая диалектика. Современное понимание диалектики с позиций субъект-объектных отношений. Принципы диалектики. Законы диалектики о причинах, формах, направленности процессов развития. Закон единства и борьбы противоположностей. Противоположности как взаимно определяющие и отрицающие стороны, тенденции. Единство противоположностей. Тождество, равновесность, взаимные переходы. Борьба противоположностей. Различие, противостояние, конфликт. Диалектическое противоречие как источник развития. Противоречия внутренние и внешние, основные и неосновные, главные и неглавные, антагонистические и неантагонистические. Формы разрешения конфликта противоположностей. Закон перехода количественных изменений в качественные. Понятия свойства как проявления сущности и содержания вещи. Качество как существенная определенность вещи, совокупность существенных свойств. Количество как степень развития свойства, выражаемая численно. Мера как устойчивое единство качественных и количественных характеристик. Скачок как изменение качественного состояния. Виды скачков. Закон отрицания отрицания. Понятие тенденции, направленности развития. Отрицание как замена старого новым. Метафизическое отрицание как уничтожение старого. Черты диалектического отрицания: уничтожение вредного, отжившего; сохранение жизненного, перспективного; появление принципиально нового. Переход от старого к новому и от нового к новейшему. Соединение тенденций поступательности и цикличности в развитии. Явление "как бы возврата". Категории диалектики. Единичное и общее. Их единство и противоречивость в отдельном. Понятие особенного. Индукция и дедукция как логическое следствие объективных взаимоотношений единичного и общего. Часть и целое. Разделенность, дискретность, фрагментарность мира и его составной характер, целостность, непрерывность. Меризм и холизм как противоположные и взаимно дополняющие подходы. Анализ и синтез как методы познавательной деятельности. Элемент и система. Понятие элемента как наименьшей части системы, выражающей ее сущность и специфику. Органичная целостность системы. Структурность. Наличие системных качеств. Несводимость качеств системы к сумме свойств ее элементов. Функциональные, структурные, информационные описания систем. Простые и сложные системы. Разновидности материальных, духовных, смешанных систем. Понятие анализа и синтеза систем. Содержание и форма. Содержание как совокупность частей, элементов и всевозможных отношений между ними. Форма как способ существования содержания. Единство и противоречивость содержания и формы. Явление и сущность. Внешнее, поверхностное и необходимое, закономерное в вещах. Их различие и взаимовлияние. Определяющая роль сущности. Познание как переход от явления к сущности. Понятие видимости, его гносеологическое значение. Детерминизм бытия. Детерминизм общий и каузальный. Принципы общего детерминизма: всеобщая обусловленность явлений, систем и процессов; генетическое, причинное порождение; многообразие типов детерминации; упорядоченность, закономерность связей детерминации. Основные категории детерминизма бытия. Детерминизм и проблема свободы. Причина и следствие. Понятие каузальной связи. Наличие процесса порождения, генетического обусловливания. Временное предшествование, сосуществование. Возможность обратных связей. Цепи причинности. Понятия полной и специфической причины. Причина и повод. Необходимость и случайность. Сущностная обусловленность необходимого. Случайность как дополнение необходимости, форма ее проявления. Сочетаемость необходимого и случайного в реальных процессах бытия. Взаимные переходы необходимости и случайности. Возможность и действительность. Действительность как налично существующее бытие. Возможность как потенция актуального бытия. Взаимопорождение возможности и действительности в процессах развития. Спектры возможностей. Возможности формальные и реальные, абстрактные и конкретные, обратимые и необратимые. Понятие невозможности. Вероятность как количественная мера возможности. Онтологические основы прогнозирования.
Раздел III. ПОЗНАНИЕ
Тема 1. ПОЗНАНИЕ, ЕГО УРОВНИ И ФОРМЫ
Гносеология в системе философского знания. Понятие познания как деятельности, связанной с формированием идеальных образов реальности. Познание как объект философии. Проблема познания в истории философской мысли. Основные подходы к рассмотрению и оценке возможностей познания. Сущность агностицизма, многообразие его проявлений. Скептицизм. Гносеологический оптимизм. Сенсуализм и рационализм. Иррационализм. Интуитивизм. Условность классификационных оценок гносеологических школ и учений. Субъект и объект познания. Уровни познания. Чувственное, логическое, интуитивное познание. Чувственное познание как отображение предметов в виде наглядных образов в результате деятельности органов чувств. Основные формы чувственного познания. Логическое познание как отображение внешнего мира в виде абстрактных образов. Основные формы логического познания. Взаимосвязи чувственного и логического познания. Интуиция как способность приходить к очевидно ясным выводам без осознания промежуточных логических построений. Философская полемика по проблеме природы интуитивного познания. Истина как цель познания. Различие философских трактовок истины. Истина - субъективный образ объективного мира. Истина, заблуждение, ложь. Понятия абсолютной, относительной, конкретной истины. Критерии истины. Критерий логической непротиворечивости доказательства. Критерий практики. Практика как опыт, предметно-чувственное преобразование мира. Абсолютность и относительность практики как критерия истинности.
Тема 2. НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ И ЕГО СПЕЦИФИКА
Определение науки. Особенности научного знания. Деление наук на естественные, технические, общественные. Основные закономерности развития науки. Возрастание темпов роста объема научных знаний. Научные революции, расширение и качественное совершенствование научной картины мира. Смена лидеров в развитии науки. Дифференциация и интеграция научных знаний. Углубление самопознания науки. Познание как социальный процесс. Формы организации науки. Научное сообщество. Научные школы и коллективы. Экономические факторы развития науки. Информационное обеспечение науки. Наука и производство. Наука в системе культуры. Взаимосвязь философии и науки. Основные исторические типы отношения философии и науки. Функции философии в научном познании. Сущность и структура методологии. Понятие методологической проблемы. Метод науки. Взаимодействие метода и теории в развитии науки. Метод и цель науки. Метод и объект науки. Метод и средства научного исследования. Метод и условия исследования. Метод и ступень познания. Философский, общенаучный и специальный уровни методологических проблем. Роль философии в развитии методов научного познания. Понятие философского метода. Диалектика и метафизика. Общенаучные подходы. Понятие метода-подхода и метода-приема. Методы эмпирического познания. Роль приборов в современном научном познании. Проблемы измерения. Моделирование. Роль моделей в познании, их классификация. Методы теоретического познания. Понятие специальных методов. Специальные методы в правовой деятельности. Соотношение метода и методики. Методологическая культура юриста. Формы научного познания. Понятие логики научного исследования как определенной последовательности взаимосвязанных форм познания, как области проявления общих закономерностей познавательной деятельности. Факт, проблема, гипотеза, теория - основные формы научного познания. Цель научного исследования и источники прогресса научного знания. Противоречия между возрастающими потребностями практики и наличным уровнем знаний; между новыми фактами и существующими представлениями; между конкурирующими гипотезами, теориями и др. Понятия объекта и предмета научного исследования. Факт. Роль фактов в развитии науки. Факт действительности и факт науки. Трудности формирования фактологической базы научного познания. Проблема как знание о незнании, осознание ограниченности наличных возможностей науки. Гипотеза, ее сущность и роль в развитии научного знания. Вероятностный характер содержания гипотезы. Логические и практические доказательства гипотезы. Теория как наиболее развитая форма научного знания. Качественные и количественные, математизированные и нематематизированные теории. Феноменологические и объясняющие теории. Генетические и систематические теории. Реализация основных функций научного исследования. Описание явлений, формирование абстрактных объектов. Объяснение и понимание в процессе научных исследований. Соотношение предсказания, прогнозирования и планирования. Проявление форм научного познания в юридической науке.
Раздел IV. ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО
Тема 1. ПРИРОДА И СУЩНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА
Предмет социальной философии. Взаимодействие социальной философии с общественными и гуманитарными науками. Социальная философия и теоретическая социология. Философская антропология в структуре знания. Антропологическая парадигма в философии. Биология и антропология. Археология, этнография и антропология. Человек как предмет антропологии. История антропологических взглядов и учений. Первобытное родовое осознание человека. Проблема человека в античной философии. Человек и Бог: религиозная антропология. Споры о свободе воли. Антропоцентризм и гуманизм в эпоху Возрождения. Философия разума Нового времени. Механистические трактовки человека. Объективно-идеалистическая концепция Г. Гегеля. Антропологизм Л. Фейербаха. Метафизика воли А. Шопенгауэра. Болезнь к смерти С. Кьеркегора. Ф. Ницше: воля к власти. Философская антропология М. Шелера. Экзистенциализм и антропологические идеи. Философско-натуралистические идеи происхождение человека. Теория эволюции Ч. Дарвина. Человек как биосоциальное существо. Труд, общение, речь - основные факторы антропосоциогенеза, развития психики, сознания человека. Человек как первичный активный субъект целеполагания и деятельности в системе общественных отношений. Различение понятий "человек", "индивид", "личность".
Тема 2. ОБЩЕСТВО И ЕГО СТРУКТУРА
Эволюция философского понимания общественной жизни людей. Патриархальные взгляды древности. Отождествление общества и государства в античности. Теологические концепции средневековья. Теории общественного договора Нового времени. Диалектико-материалистическая трактовка общества. Единство и противоречивость общества и природы. Общество как результат эволюции природы. Общество и биосфера. Общество и ноосфера. Идеи полного господства общества над природой и подчинения человечества природе. Необходимость гармонизации отношений общества и природы. Понятие структуры общества. Понятие системы общественных отношений. Их различение по видам действующих субъектов, целям, средствам, роли в функционировании общества, значению для прогресса человека и человечества. Основные сферы общественной жизни: материально-экономическая, социальная, политическая, духовная. Системность отношений между основными сферами общественной жизни. Многообразие социальных ролей и функций человека. Экономическая сфера общественной жизни. Материальное производство. Структура материального производства. Влияние способа производства на общество. Создание материальных условий существования и развития общества, определение характера общественного разделения труда, влияние на социально-экономическую инфраструктуру, разделение людей на экономические классы и профессиональные группы. Человек в отношениях собственности, распределения, обмена, потребления. Социальная сфера общественной жизни как совокупность отношений между людьми и группами, характеризующимися близостью общественного положения, способа жизнедеятельности, уровня жизни, психологии, интересов, целей, поведения. Основные критерии разделения населения на социальные группы: этнические, возрастные, медико-биологические, экономические, профессиональные, террито- риальные, семейно-бытовые и др. Проявление социальной принадлежности человека в его деятельности и отношениях с другими людьми. Понятие социальной стратификации. Теория элит. Политическая сфера общественной жизни как отношения по поводу власти в обществе. Понятие власти. Право как определяющее средство политической власти, регулятор системы основных общественных отношений. Политическая система общества. Государство как главный инструмент политики, его признаки, функции, формы /правление, устройство, режим/. Виды государственной власти /законодательная, исполнительная, судебная/. Политические партии, общественно-политические организации и движения. Политические права и свободы человека. Духовная жизнь общества. Сочетание субъективного, индивидуального и объективного, общественного сознания в духовной жизни. Связь духовной жизни человека и общества с экономическими, социальными, политическими отношениями. Отражение, объяснение, прогнозирование явлений общественной жизни, выражение ценностно-целевых ориентиров деятельности, формирование нравственных, эстетических идеалов. Субъектная структура духовной жизни: индивидуальное сознание, социально-групповое, общечеловеческое. Единство индивидуального, группового, общечеловеческого в сознании человека. Общественная психология и идеология. Формы духовной жизни как исторически сложившиеся относительно самостоятельные направления общественного сознания. Их сущность, различия по предмету и способу отражения, социальным функциям, степени общественного влияния. Духовная культура личности.
Тема 3. ЧЕЛОВЕК И ПРОБЛЕМА ЦЕННОСТЕЙ
Аксиология как раздел философского знания. Понятие ценности. Ценность как разновидность субъект-объектных отношений, характеристика значимости объекта для жизнедеятельности субъекта. Проблема ценности в истории философской мысли. Космоцентризм, теоцентризм, антропоцентризм, гносеоцентризм, социоцентризм.
Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 401; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |