Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Планы семинарских занятий 22 страница




Структура ценностного отношения. Потребность, интерес, целеполагание, идеал, сравнение, оценка. Различение ценности-цели и ценности-средства. Разновидности предметных ценностей по сферам и факторам жизнедеятельности субъекта. Витальные, социальные, политические и духовные ценности.

Разновидности ценностей по виду субъекта. Общечеловеческие ценности. Общенациональные ценности. Социально-групповые ценности. Профессиональные ценности. Личностные ценности. Единство и противоречивость личностных и общественных ценностей.

Цели и смысл человеческого существования. Человек как целеполагающее и рефлексирующее существо. Понятие цели и смысла человеческого бытия. Концепции смысла человеческой жизни: эвдемонизм, этика долга, прагматизм, гедонизм, аскетизм, утилитаризм.

Понятия человеческой жизни, смерти, бессмертия в истории философской мысли. Надличностные концепции смысла существования человека. Теологические, духовно и материально-космоцентрические концепции. Идеи социоцентризма, этатизма, социально-групповых приоритетов. Рациона- листические и иррационалистические концепции индивидуально-личностного детерминизма.

Понятие смерти как предела индивидуального человеческого существования. Религиозная трактовка смерти. Жизнь и смерть как единство противоположностей, обеспечивающее развитие форм биологического и социального существования. Дискретность существования как форма оптимального согласования изменчивости и наследственности живого в ходе его эволюции. Проблема личностного отношения к смерти. Осознание неизбежности смерти. Проблема смертной казни. Самопожертвование во имя высших целей.

Основные направления самосовер- шенствования человека в ведущих сферах его жизнедеятельности. Биологическое совершенствование человека. Понятие биоэтики. Совершенствование человека как социального существа, субъекта и элемента системы общественных отношений. Роль гражданских и профессиональных качеств личности. Духовно-культурное совершенствование человека: нравственное, религиозное, эстетическое. Развитие творческих способностей человека.

Представления о бессмертии человека. Его воспроизводство в биологическом потомстве. Растворение в духе и теле Вселенной /космоцентризм/. Переселения души, достижение бессмертия души /мифология, религия/. Социальное наследство человека.

Свобода и ответственность личности как форма проявления его отношения к цели и смыслу существования в обществе. Свобода как возможность мыслить и поступать в соответствии со своими желаниями, представлениями, по своей воле. Понятия "свободы для" и "свободы от", их диалектика. Волюнтаризм и фатализм как крайности по отношению к свободе личности. Иррациональное /религия, миф, инстинкты/ и гносеологическое /познание необходимости/ в трактовках свободы. Модели рационализированной свободы человека: борьба за максимально возможную самореализацию, эскапизм /бегство от мира/, приспособление к обстоятельствам, совпадение интересов личности и окружения. Социальная ответственность личности. Внутренняя ответственность личности, понятие совести.

 

Раздел V. ЧЕЛОВЕК В МИРЕ КУЛЬТУРЫ

 

 

Тема 1. КУЛЬТУРА КАК ОБЪЕКТ ФИЛОСОФИИ

 

Понятие культуры. Культура как единство форм мышления и экономической, политической, духовной, религиозной, практической, художественной жизни.

Культура и природа. Сущность культурной деятельности. Культура как процесс самопознания человека. Универсальность культуры в жизнедеятельности человека и общества. Культура и цивилизация. Понятие цивилизации. История как процесс взаимодействия различных типов цивилизации.

Сущность, структура и основные функции культуры. Культура как система. Культура в жизни человека. Смысл культурного творчества человека. Человек как высшая ценность культуры. Человек в системе социально-исторических и культурных связей. Эволюция представлений о человеке в различных типах культуры.

Субъекты культуры. Личность и культура. Культура - духовное измерение личности и общества. Роль культуры в социализации личности. Культура и нравственность. Культура и субкультура.

Многообразие культур. Типологизация культур. Общая характеристика западного и восточного типов культуры. Особенности становления и развития русской культуры. Россия в диалоге культур. Понятие массовой культуры. Необходимость усиления взаимодействия культур. Проблема диалога культур в информационном обществе.

 

Тема 2. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОВРЕМЕННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

 

Противоречивость современного мира. Выдающиеся достижения в областях материальной и духовной деятельности. Проявления нравственной, психологической, биологической деградации части человечества Актуальность проблемы направленности исторического процесса.

Идея общественного прогресса в истории философской мысли. Идеи нисходящего движения человечества от золотого века к железному. Античные надежды на благотворную роль государства. Религиозный фатализм, провиденциализм средневековья. Мысли Д. Вико об историческом круговороте: божественной, героической, человеческой эпохах в жизни каждого народа. Просвещение: акцент на разум, нравственность, гуманизм сообщества свободных и равных людей. О. Конт о теологической, философской, позитивной стадиях развития общества.

Марксистская теория общественно- экономических формаций и социального прогресса на основе развития способа производства. Первобытнообщинное, рабовладельческое, феодальное, капи- талистическое общества. Предположения о коммунистическом обществе. Попытки реализации марксистских идей.

О. Шпенглер об историческом процессе как последовательности самостоятельных культур (египетской, индийской, вавилонской, китайской, греко-римской, западноевропейской, майи, русской). Идеи А. Тойнби об истории как последовательности цивилизаций, проходящих фазы рождения, роста, крушения, разложения и гибели. Движущая сила цивилизаций - творческое меньшинство.

Концепции единства и преемственности общественного развития. Стадии экономического роста по У. Ростоу: традиционное общество, переходное общество, сдвиг, зрелость, массовое потребление. Теории технологического детерминизма и технократизма. Д. Белл, Р. Арон, Д. Гелбрейт и др. о доиндустриальном, индустриальном и постиндустриальном обществах. Развитие концепции информационного общества в трудах Э. Тоффлера, И. Масуды и др.

Проблема воздействия личности на ход исторического процесса. Выдающиеся личности, их черты, проявления, роль в обществе. Объективная и субъективная обусловленность появления и действий выдающихся личностей. Недопустимость фатализма и волюнтаризма, навязывания обществу форм развития, не соответствующих традициям и социально-экономическим реалиям.

Человечество перед лицом глобальных проблем. Сущность и критерии глобальных проблем. Типология глобальных проблем современности. Интерсоциальные проблемы. Проблемы систем "Человек - общество" и "Природа - общество".

Специфика социально-философского осмысления глобальных проблем. Различные подходы к глобальным проблемам. Теории "пределов роста", "органического роста", устойчивого развития на основе коэволюции. Критика ограниченности технократического мышления. Реализация гуманистического потенциала научно-технического прогресса. Показ порочности войны как средства политики, инструмента решения общественных проблем. Необходимость поиска решения глобальных проблем, сплочения всех мировых прогрессивных сил на основе защиты жизни на Земле.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 460; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.