Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Планы семинарских занятий 19 страница




В третьем аспекте цивилизация рассматривается как историческая ступень развития человечества. Большой вклад в развитие этой концепции внес немецкий социолог XIX в. Ф. Энгельс (1820-1895). Он полагал, что цивилизация является той ступенью общественного развития, на которой разделение труда, вытекающий из него обмен между отдельными людьми и объединяющее оба эти процесса товарное производство достигают полного расцвета и производят переворот во всем прежнем, не цивилизованном обществе.

Этот вывод Энгельса был подготовлен трудами американского историка и этнографа Л. Моргана (1818-1881). Он всесторонне исследовал первобытные общества и пришел к выводу, что цивилизации предшествуют дикость и варварство, которые основываются на присваивающих технологиях (собирательство и охота). Цивилизация появляется вместе с преобразующей технологией. Ее возникновение связывается Морганом с выделением скотоводческих племен, с отделением ремесла от земледелия, появлением собственности и вытекавшими из этого товарно-денежными отношениями. Постепенно рынок становится регулятором производства и распределения продуктов и труда. Таким образом, в основе становления цивилизации, по Моргану-Энгельсу, лежит развитие производственно-экономических отношений.

Отмеченное выше понимание цивилизации характеризует принятый в настоящее время цивилизационный подход к историческому процессу. Выделим наиболее существенные положения такого подхода к истории.

Во-первых, цивилизационный подход базируется не на выделении уровня производительных сил и экономического базиса как совокупности производственно- экономических отношений, а на определении преобладающего вида хозяйственной деятельности и господствующей системы ценностей в жизни того или иного общества.

Во-вторых, в нем отсутствует абсолютизация социально-экономических законов, якобы стоящих над людьми и предписывающих им соответствующий образ жизни. Принимается во внимание сложное переплетение экономического, технического, политического, религиозного и других социокультурных факторов в жизнедеятельности людей.

В-третьих, цивилизационный подход, не отвергая единство исторического процесса, отказывает ему в абсолютизации и предполагает право каждого народа на собственный социально-исторический эксперимент, на реализацию своей культурной программы.

В-четвертых, этот подход с особым вниманием учитывает исторические условия, в которых совершается социально-исторический эксперимент и которые объективно сближают социокультурные построения различных народов в исторические типы.

В-пятых, цивилизационный подход не исключает разнообразия концепций в осмыслении исторического процесса. Такое разнообразие основывается на приоритетном значении какого-либо фактора прогресса. Так, одни ученые на первое место ставят экономику. Например, Г. Кан различает сельскохозяйственную, индустриальную и постиндустриальную цивилизации. О. Тоффлер говорит о цивилизации трех волн: сельскохозяйственной, индустриальной и "третьей волны". Он полагает, что такие названия третьей цивилизации, как "информационное общество", "постиндустриальное общество" не отражают существо происходящих в мире изменений. У. Ростоу отдает предпочтение технике в определении цивилизации.

Следует подчеркнуть, что во всех своих вариантах цивилизационный подход к истории более гибкий, чем формационный. Рассматривая преобладающую отрасль народного хозяйства и господствующую систему ценностей в качестве основы исторического типа общества, сторонники цивилизационного подхода избавляются от жесткой необходимости искать в развитии различных народов первобытнообщинный, рабовладельческий, феодальный и буржуазный строй. Цивилизационный подход не знает и жесткой детерминации хода истории законом соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил. Акцент в этом подходе делается на анализе исторической деятельности различных народов, которая, естественно, протекает в определенных географических, социально-экономических и культурных условиях.

В качестве важного методологического следствия цивилизационного подхода к истории следует указать естественность в различии развития стран Запада и Востока. Отпадает мучительная необходимость искать рабство и феодализм на Востоке, подгонять под формационную схему конкретно исторические данные. Впрочем, цивилизационный подход не исключает формаций в развитии западноевропейских стран. Однако сами формации перестают быть обязательными ступенями в развитии человечества.

Своеобразную модель развития человеческой истории (близкую к цивилизационной) преподносит Л. Гумилев. Для объяснения механизмов, влияющих на исторический процесс, он вводит понятие этносов, которые сосуществуют в рамках единого географического пространства, находясь на различных стадиях своего развития. Поэтому одновременно могут существовать этносы старые и молодые, находящиеся на стадии подъема и упадка. Следовательно, сравнивать их по степени культурности в рамках одновременности нельзя. Это все равно, что сравнивать интеллектуальные и физические возможности ребенка и зрелого человека. Культуры, по Гумилеву, можно соотносить на одинаковой стадии развития этноса.

Однако сложность ситуации заключается в том, что этносы существуют не обособленно. И точно так же как одновременно живут и старые и молодые люди, кто-то умирает, а кто-то рождается, молодые вступают в контакт, как между собой, так и со старыми людьми. Так же происходит и в этнических масштабах. Только временные периоды и ритмы здесь иные, трудно представимые индивидуальным человеческим разумом. И лишь общее, философское представление об истории и ее развитии позволяет нам понять это.

Постоянная коммуникация между этносами приводит, в свою очередь, к их смешению и возникновению нового качества. Например, может возникнуть суперэтнос как особая сложная конструкция, вмещающая в себя несколько этносов. Движущей силой в рамках общей человеческой этнической системы выступает пассионарность молодых этносов, борющихся со старыми и отжившими.

Таким образом, по Гумилеву, можно сравнивать культуры синхронно по какой-либо шкале времени, например, по летоисчислению от Рождества Христова. В результате, в один и тот же год можно описать разнопорядковые события, произошедшие в разных культурах. Это элемент сравнительного анализа позволяет уяснить разность культур во времени, осознать сам факт этой разности, понять то, что контакт между культурами затрудняется разностью в развития культуры, и это, безусловно, отличает уровень сознания индивидуальных представителей данных культур.

Но можно сравнивать культуры и диахронно, когда важнее понимание внутреннего ритма каждой культуры как организма. Это своеобразное этническое время. В результате, можно сравнивать культуры, сопоставляя их по стадиям развития этноса, что позволяет понять, что за стадией расцвета той или иной культуры последует стадия упадка. Или что контакт культур, находящихся на разных фазах развития, может привести к гибели одной из них и ее исчезновению из культурного пространства.

И, наконец, это позволяет понять, что в рамках исторического процесса человеку принадлежит особая роль. Он, будучи элементом целостной общественной системы, может способствовать направлениям развития этноса, выбор которых зависит от степени свободы человека принимать и реализовывать свои решения. Следовательно, человек может либо способствовать распаду системы, ускорять ее естественный конец как живого образования либо, напротив, усложнять этническую систему. В этом случае образуются новые этносы и заканчивают свою жизнь старые.

Таким образом, можно подчеркнуть, что в научном плане культура и цивилизация не только не должны противопоставляться друг другу, но, напротив, могут быть рассмотрены и поняты только в неразрывном единстве и взаимодействии. Цивилизация как социокультурная общность, являясь совокупным результатом материальной и духовной деятельности людей, по своему содержанию представляет культурно-ценностный аспект в характеристике общества. Главным показателем уровня развития цивилизации является духовная культура, поскольку именно она, базируясь на социально-экономических достижениях общества, определяет формы жизнедеятельности, способ общественного воспроизводства, характер реализации законов общественного развития. От ее состояния во многом зависит восприимчивость общества к новым технологиям, степень гуманизации общественных отношений, содержание всей системы общественных связей.

Цивилизация как способ общественного воспроизводства и духовная культура неотделимы одно от другого, а характер их взаимодействия определяет направленность (прогресс, регресс, кризис, деградация и т. д.) развития общества. Если общество, в результате кризисного состояния субъективного фактора, не способно ответить на вызов истории, то такая цивилизация будет не только деградировать, но и может погибнуть (цивилизации ацтеков, инков и др.).

Однако существует и другое понимание соотношения культуры и цивилизации. Так, под культурой понимают состояние общества в период высокой творческой активности, когда господствуют духовные идеальные начала, ценности и устремления, а также продукты этой деятельности. Человек охвачен свободным устремлением к творческому созиданию. Цивилизация, напротив, характеризует общество в фазе угасания творческой активности, перемещения деятельности с духовных предметов в сферу материального. Именно материализация деятельности неизбежно ведет к затуханию свободных порывов к высшим ценностям, репродуктивным формам производства; значение приобретают не целостная органичная жизнь, а формализованное, строго упорядоченное и принудительно регулируемое бытие; в результате материальные ценности и стремление к ним (цивилизация) подавляют духовные проявления культуры.

Такого взгляда на соотношение культуры и цивилизации придерживался целый ряд философов, историков и культурологов, например, Н. Бердяев, П. Сорокин, О. Шпенглер. В теоретическом отношении такая модель соотношения культуры и цивилизации не подтверждается реальным процессом исторического развития общества. Последний показывает, что ни одна локальная культура не вечна, каждая из них заканчивает свое историческое бытие по-разному, под воздействием различных обстоятельств, а не согласно универсальной модели: как вытеснение духовного (культурного) этапа материальным (цивилизованным).

Существуют и другие различения смыслов понятий "культура" и "цивилизация". Например, под цивилизацией понимается некоторыми теоретиками, такими как А. Тойнби, способ и форма реализации идейно-духовного, ценностного ядра, именуемого культурой, которая составляет содержание культурно-исторического процесса. Иногда понятие культуры связывают с представлением о гуманистической составляющей жизни того или иного общества, в целом по критериям развития или организации различных сфер своей деятельности, относимого к цивилизации определенного типа.

Так, многие современные ученые подвергают критике западную цивилизацию, усматривая в ней состояние кризиса духовной культуры, как проявление и усиление дегуманизационных тенденций. Одним из выражений этого кризиса стала современная постмодернистская теория развития культуры. Ее сторонники, стремясь пересмотреть основные понятия традиционных учений о культуре, человеке и обществе, фактически подвергли критике основные принципы и формы культурного бытия человека как целостности, организующей его общественно-историческую практику. С их точки зрения, всякая общезначимость, нормативность, ценность, утвержденные в культуре и обществе, выступают выражением особого вида деспотии, репрессии, подавления и навязывания, не имеющими объективного основания.

 

Вывод. Можно отметить, что понятие "культура" означает исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Каждый новый уровень культуры характеризует дальнейшее развитие цивилизации, а последняя как форма культурной деятельности создает необходимые условия для духовного прогресса общества.

В широком смысле слова культура - все, что создано и создается человечеством, от орудий труда до предметов домашнего обихода, от привычек, обычаев, образа жизни людей до науки и искусства, религии и атеизма, науки и философии, морали и права. Можно сказать, что культура - это лестница, по которой наши далекие предки поднялись от животного к человеку и которую человечество неустанно строит - трудно и страстно, в печали и радости. И культура живет, совершенствуется вместе с нами и совершенствует нас.

 

 

Лекция 18

 

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОВРЕМЕННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

 

Вопросы:

 

1. Глобальные проблемы современности.

2. Будущее человечества.

 

Важнейшая роль в будущем земной цивилизации принадлежит глобальным проблемам: войны и мира, экологическим, ресурсов, народонаселения и т. д. Они затрагивают коренные интересы всего человечества в целом и каждого жителя Земли в отдельности, оказывают существенное влияние на решение всех других вопросов, волнующих людей. Глобальные проблемы не в состоянии решить мудрец или герой, и даже народ или какое-то отдельное государство. Они могут быть разрешены только усилиями всего мирового сообщества.

С середины ХХ столетия начали явственно проявляться процессы глобализации во всех сферах жизнедеятельности человечества. Глобализация стала универсальным фактором, в ее ходе преобладает стихийность в управлении социальными и экономическими процессами, до крайности обострилось потребительское отношение к природе, стали более заметными цивилизационные различия между разными странами и регионами мира. Если прежде неблагоприятные последствия человеческой деятельности носили локальный характер, не угрожали всему человечеству, то во второй половине ХХ в. на нашей планете стали происходить такие процессы, которые поставили мировую цивилизацию перед угрозой подрыва основ ее существования.

Исследователи глобальных проблем уже довольно давно говорят о необходимости выработки нового стиля мышления, который соответствовал бы характеру протекающих на Земле процессов. С сожалением можно констатировать, что пока человечество беспечно относиться к своему будущему и не слушает предостережения ученых и философов.

 

1. ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ

 

"Глобальный" (от лат. globus - глобус), то есть Земля, земной шар. С конца 60-х годов ХХ в. этот термин получил широкое распространение для обозначения наиболее важных и настоятельных общепланетарных или иначе глобальных проблем современной эпохи.

Глобальные проблемы современности находятся между собой в органической связи и взаимозависимости, образуют единую, целостную систему, характеризующуюся их известной субординацией, иерархической соподчи- ненностью. Данное обстоятельство позволяет классифицировать эти проблемы на основе установления причинно-следственных зависимостей между ними, а также - учета степени их остроты и, соответственно, очередности решения.

К глобальным проблемам, в первую очередь, относятся следующие:

- угрозы применения оружия массового поражения;

- экологические, связанные с разрушением природной основы существования мировой цивилизации;

- ресурсообеспечения настоящего и будущих поколений людей;

- демографические проблемы;

- отсталости стран "третьего мира" от развитых стран Запада.

Список, конечно, не исчерпывающий. Ученые с определенным основанием включают в него и другие: международный терроризм, наркоманию и алкоголизм, распространение СПИДа и другие проблемы здравоохранения, а также проблемы образования и социального обеспечения, культурного наследия и нравственных ценностей и т. д. Для философии принципиальное значение имеет не составление исчерпывающего списка глобальных проблем, а выявление их происхождения, характера и особенностей, а главное - поиски научно обоснованных и практически реальных способов их разрешения.

Проблема войны и мира. Эта проблема является самой насущной из всех глобальных проблем. С середины ХХ в. в связи с появлением оружия массового поражения (ОМП) проблема войны и мира стала рассматриваться в контексте жизни и гибели человечества. Это связано с тем, что многие страны получили доступ к ядерному, химическому или бактериологическому оружию. Его применение способно уничтожить все живое на Земле. И это не голословное заявление. Так, атомные бомбы, сброшенные США в августе 1945 г. на японские города Хиросиму и Нагасаки, унесли более четверти миллиона человеческих жизней. Люди продолжают умирать до сих пор из-за радиоактивного заражения. Мощность современного ядерного оружия в десятки и сотни тысячи раз больше. Результатом мировой термоядерной войны может быть гибель мировой цивилизации.

В конце ХХ в. были заключены ряд договоров по сокращению ОМП. Но в этот процесс, в основном, вовлечены Россия и США, другие наиболее развитые страны Запада. Ряд стран (Индия, Иран, Пакистан и др.) не берут на себя обязательств по запрету испытания и применения ОМП. Ежегодно в мире тратится более 1000 млрд долларов на военные цели. Большая часть этих средств идет на разработку и испытание ОМП.

Серьезной мировой проблемой, чреватой началом ядерной войны, являются региональные конфликты, международный терроризм. События 11 сентября 2001 г. в США показали, как хрупок мир, что ни океаны, ни военная мощь отдельных стран или их блоков не могут спасти людей от угрозы терроризма. Его истоки, прежде всего, в бедственном социально-экономическом положении, ужасающей нищете, социальной и культурной отсталости населения целого ряда стран Азии, Африки и Латинской Америки.

Не менее значимы, чем проблемы ОМП, и экологические проблемы. Суть их в том, что с последней четверти ХХ в. все более отчетливо обнаруживается углубляющееся противоречие между производительной деятельностью человечества и устойчивостью природной средой его обитания. Так, эта деятельность человека приводит к парниковому эффекту - непрерывному росту углекислого газа в земной атмосфере, что может стать причиной "тепловой смерти" человечества. В настоящее время главными загрязнителями атмосферы являются промышленность и транспорт. Уже сейчас парниковый эффект привел к повышению на 0,8 градуса температуры атмосферы, что провоцирует таяние арктических и антарктических льдов и повышение уровня Мирового океана. Это чревато тем, что 2 млрд человек, живущих в 60-ти километровой зоне побережья морей и океанов, лишатся основной среды своего обитания. За последние 50 лет людьми разрушено более 11 % плодородной поверхности Земли (это больше, чем площадь Индии и Китая вместе взятых). Постоянно увеличивается объем Красной книги, так как необратимо сокращается на нашей планете количество различных биологических видов.

Расчеты ученых показывают, что человечество создало искусственную среду - техносферу, которая в десять раз продуктивнее естественной среды - биосферы. Искусственное постепенно и неуклонно надвигается на природу, угрожая в недалеком будущем поглотить ее полностью, лишив человека его же руками среды обитания. У человечества пока нет альтернативных мест для жизни. Значит, как биологический вид оно может закончить историю своего существования. Сигналом этого является то, катастрофически нарастает количество как природных, так и техногенных катастроф. Их жертвами ежегодно становятся сотни тысяч землян.

Размеры сегодняшней экологической ситуации поражают воображение. С начала техногенного развития на Земле уничтожено около трети площади лесов, загрязнение океана нефтепродуктами, ядохимикатами, нерас- творимым пластиком достигло, по сути, катастрофических размеров. Особую тревогу вызывает загрязнение атмосферы: ежегодно сжигается около 10 млрд т топлива и выбрасывается в воздух около 1 млрд т взвесей и канцерогенных веществ. Подсчитано, что за ХХ в. в атмосферу попало более 1,5 млн т мышьяка, 900 тыс т кобальта, 1 млн т вредных веществ.

Не может не вызывать обеспокоенности человечества общее потепление климата. Согласно мнению одних ученых, оно связано со сжиганием огромной массы органического топлива и выделения в атмосферу большого количества углекислого газа, который является парниковым, т. е. затрудняет отдачу тепла с поверхности Земли. Другие ученые связывают потепление климата с усилением солнечной активности.

Большую опасность для всего живого представляет истощение озонового слоя, который не допускает опасное, разрушающее все живое космическое излучение до поверхности Земли. Катастрофически увеличивается дефицит пресной воды, которая составляет всего 2 % всех водных запасов Земли. Прогнозируется, что человечество может исчерпать запасы пресных вод в геосфере к середине XXI в. Запасы нефти, угля, торфа, по прогнозам ученых, истощатся в пределах 50-100 лет. При нынешних темпах добычи запасов свинца, олова, меди может хватить только на 30 лет.

Важной особенностью современных глобальных проблем является их активное взаимовлияние. Так, главной причиной порождения экологических проблем является технический прогресс, обусловленный всевозрастающим потреблением товаров и услуг. Конкретный выход рядом: надо ограничить потребление и тогда сократиться производство, облегчится давление техники на природу. Однако сокращение темпов технического роста на данном этапе невозможно, поскольку это обостряет другие глобальные проблемы, в частности, демографическую. Быстрый рост населения при ограниченных природных ресурсах создает основу этого вызова.

Впервые на проблемы, связанные с ростом народонаселения, обратил внимание английский экономист и священник XIX в. Т. Мальтус. Согласно его концепции, рост народонаселения происходит в геометрической прогрессии, тогда как рост производства, обеспечивающий необходимые ресурсы для его выживания, - в арифметической. Следствием этого становится нехватка ресурсов. По мнению Мальтуса и его последователей, данный процесс фатально неизбежен, ничто не в силах его предотвратить. Темпы роста мирового населения таковы, что оно может удваиваться каждые 35 лет. Если предположить, что такие темпы сохранятся и в будущем, то уже к 2400 г. люди плечом к плечу заполнят всю поверхность Земли.

 

Немного статистики. Число людей на Земле в середине XVIII в. составляло около 800 млн. В первой трети XIX в. численность населения достигла 1 млрд, а в первой трети ХХ в. это число удвоилось. Третий миллиард был зафиксирован в 1959 г., четвертый - уже через 15 лет. В 1987 г. население мира достигло 5 млрд, а начало XXI в. встретили более 6 млрд землян. Самые сложные с демографической точки зрения страны - это Китай, где сейчас проживает более 1,2 млрд человек, и Индия, население которой составляет около миллиарда человек. Ежедневный прирост населения Земли сейчас составляет четверть миллиона человек, годовой - 85 млн.

 

Критики мальтузианства утверждают, что концепция фиксирует некоторое действительное положение дел, однако ее "линейность" не позволяет делать точные прогнозы. Российский ученый И. Бестужев-Лада утверждает, что линейные прогнозы относительно общества недостоверны. Так, в конце ХХ в. темп роста народонаселения превышал 2 % в год, что равнозначно удвоению населения Земли примерно за три с половиной десятилетия. При таких темпах прироста населения общая масса человеческих тел через 1600 лет сравняется с массой Земли, через 2200 лет - с массой Солнца и всех планет солнечной системы, через 4700 лет - с массой всей нашей Вселенной. Такой вывод, несомненно, запределен. Ученый утверждает, что даже в популяциях животных при чрезмерной скученности и большей плодовитости срабатывают механизмы, возвращающие популяцию к оптимальным размерам. В человеческом сообществе такого рода механизмы действуют еще энергичнее, поскольку подкрепляются сознательным поведением людей. При этом, конечно, оптимистические прогнозы давать сложно, так как сама собой демографическая проблема не разрешится. Но рост народонаселения не может быть бесконечным. Стабилизация численности населения в мире - одно из важнейших условий перехода к устойчивому социально- экономическому развитию. Численность людей, по всей вероятности, удвоится по сравнению с ее нынешним состоянием и стабилизируется на уровне 12-15 млрд человек к концу XXI в.

Существуют ли способы решения демографической проблемы? Так, последние десятилетия Китай проводит жесткую программу ограничения рождаемости. С середины 80-х гг. ХХ в. здесь выдвинут и активно претворяется в жизнь программа: одна семья - один ребенок. За годы реализации этой программы в Китае не родилось около 200 млн детей. Но не следует забывать, что подобную программу может осуществить только страна с командно-административной системой управления. Самые высокие темпы роста населения, например, сейчас в Индии, но китайские меры там абсолютно неприменимы. Ученые в настоящее время все больше говорят о таком важном факторе, который приводит к ограничению рождаемости: им является образование женщин. Именно в тех странах, где имеется высокий прирост населения, социальный статус женщин довольно низок.

Решение демографических проблем стран "третьего мира, дающих основной прирост населения Земли, возможно на основе социально-экономических преобразований в этих странах при активной и заинтересованной помощи наиболее развитых стран мира. Но эти проблемы актуальны и для самих стран Запада. Однако они связаны не с увеличением населения, а с его сокращением. Так, в России ежегодная убыль населения составляет почти миллион человек. Перелом этой тенденции также требует комплексных усилий правительств стран Запада по стабилизации и увеличению населения.

Следующая глобальная проблема связана с отставанием стран "третьего мира" от развитых стран Запада. Обострение демографической проблемы усугубляет разрыв между богатым Севером и бедным Югом. Существенная особенность современной демографической картины мира состоит в том, что 90 % прироста населения приходится на развивающиеся страны, доля которых в общей численности населения Земли превосходит 80 %. Основная масса населения мира живет в настоящее время и еще в большей степени будет концентрироваться в трех регионах земного шара: на юге и юго-востоке Азии, в Латинской Америке и в Африке. Существует прямая связь между демографическим взрывом в этих регионах и нищетой, она очевидна как в глобальном, так в континентальных и региональных масштабах. Так, Африка - это континент, который находится в наиболее тяжелом социально-экономическом кризисе, имеет наибольшие темпы прироста населения, и, в отличие от других континентов, они там не снижаются. Но при среднегодовых темпах прироста населения на 3 % производство продовольствия там увеличивается лишь на 2 % в год.

Рост благосостояния населения в развитых странах происходит на фоне тотальной бедности в странах "третьего мира". В среднем житель промышленно развитых стран потребляет в 15-20 раз больше продовольствия, топливных, минерально-сырьевых и других ресурсов, чем житель развивающихся стран, и примерно во столько же раз быстрее истощает природные ресурсы и, соответственно, - загрязняет природную среду. Две трети населения земного шара вынуждены довольствоваться уровнем потребления, составляющим примерно 5-10 % от уровня в наиболее развитых странах. Согласно расчетам демографов, если стандарт потребления в беднейших странах мира поднять до уровня потребления "золотого миллиарда", проживающего в промышленно развитых странах, то за полвека необходимо удвоить потребление всех минеральных ресурсов и увеличить производство энергии примерно в 500 раз. То есть даже гипотетическая попытка решить проблему противостояния богатого Севера и бедного Юга путем простого увеличения потребления, может привести к еще большему обострению экологических проблем.

Демографическое (миграционное) давление со стороны бедного Юга, контраст между уровнями потребления в странах "золотого миллиарда" и странах "третьего мира" неизбежно порождают рост социального напряжения как внутри этих стран, так и за их пределами, которое облекается в форму политических, религиозных и этнических конфликтов. В беднейших странах нарастают проявления различных форм экстремизма, одним из следствий которого является терроризм.

Таким образом, глобальные проблемы - это серьезная угроза существованию человечества. Люди ХХI в. поставлены перед жизненным выбором: продолжать ныне существующие традиции развития цивилизации или во многом пересмотреть пути своей дальнейшей жизнедеятельности. Есть ли альтернативы сегодняшнему интенсивному социально- экономическому развитию человечества? Ответить на этот вопрос способны философия и наука с их креативным потенциалом осмысления действительности и предложениями реальных путей выхода из сложившейся ситуации.

 

 

2. БУДУЩЕЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

 

С середины ХХ в., как уже отмечалось, глобальные проблемы оказались в центре пристального внимания ученых и философов. Исследования этих проблем проводились в тесной связи с изучением перспектив развития мировой цивилизации. Ибо без понимания, каким может оказаться мир в обозримом будущем, что ожидает человечество в третьем тысячелетии, трудно определить реальные пути решения глобальных проблем. В связи с этим все возрастающую роль стала играть футурология (от лат. futurum - будущее) - совокупность представлений о перспективах развития мировой цивилизации. Возникает целый ряд футурологических центров (Стэндфордский исследовательский институт, Комиссия 2000, Академия изучения будущего и др.), стремящихся создать контуры будущего для землян. Наиболее распространенными методами футурологии являются следующие:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 402; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.