Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Планы семинарских занятий 15 страница




Согласно трудовой теории происхождения человека, определяющим условием становления человека является труд. Именно в труде человек создает мир материальной и духовной культуры, а, в конечном счете, и себя. Но почему наши далекие предки начали трудиться и почему трудовая активность сделала из гоминида человека? Популярная литература говорит следующее: для того чтобы поддерживать свое существование, люди должны есть, пить, защищаться от холода и т. п., а это вынудило их к труду и производству. Однако в природе животные не производят, не испытывают никакой потребности в производстве и вполне способны поддерживать свое природное существование. Но даже и тогда, когда животные в ряде случаев осуществляют орудийную деятельность, это не способствует их перевоплощению.

Если мы выводим мышление из труда, а не труд из мышления, то у нас нет достаточных данных для того, чтобы дать объяснение переходу от инстинктивных форм труда к целеполагающим. Но коль скоро труд возник, мы действительно получаем возможность объяснить ход антропосоциогенеза. Причем дело не только в том, что труд, по-видимому, сыграл решающую роль в возникновении принципиально новой формы наследования, открывшей возможности становления и развития человека, но и в том, что произошел сдвиг с генетических форм наследования к социальным. В этой связи решающее значение приобретает вопрос об основных отличиях людей от высокоорганизованных животных и научных объяснениях фактов и процессов, сделавших возможным эти отличия.

Как выше отмечалось, главным критерием, способствующим переходу человека из животного состояния, выступает материальное производство.

Поскольку значение труда в становлении человека играет доминирующую роль, есть смысл остановиться на этом поподробнее. Прежде всего, напомним, какие компоненты входят в понятие труд. Это - субъект труда, предмет труда, то есть природа, средства труда, результат или продукт труда. Субъект труда - человек. Приступая к труду, субъект ставит перед собой определенную цель и стремится получить нужный ему результат. Человек не только вступает во взаимодействие с природой и видоизменяет ее, но и реализует собственную сознательную цель. Ради достижения этой цели он напрягает умственные и физические усилия, вступает в контакт с себе подобными. Все это способствует развитию у него мыслительных способностей, социализирует его отношения с другими людьми.

Люди участвуют в трудовой деятельности, прежде всего, из-за необходимости поддержания своей жизни, самовозобновления телесных потребностей. У человека существуют различные биологические и духовные потребности и, чтобы их удовлетворить, появляется необходимость в разнообразии трудовой деятельности, а если к этому добавить разнообразие природных условий, то в совокупности это ведет к возникновению многообразия различных видов труда. Указанное многообразие обусловливается внутренними связями, возникающими в процессе самого труда, и формируется в силу того, что субъект труда, средства труда и предмет труда изменяются самим процессом труда. Усложнение, интеллектуализация труда ведут к развитию человеческого мышления, укреплению социальных отношений между людьми.

При анализе труда надо учитывать, что сам труд - не что иное, как естественный процесс, поскольку он призван обеспечить естественные условия существования человека. Ничего социального в этом процессе пока нет. Хотя уже налицо принципиальные отличия человека от животного. Как бы далеко ни продвинулся человек в своей трудовой деятельности, она всегда будет предопределяться естественной необходимостью и потребностью, и в этом смысле труд становится для человека естественной необходимостью. И особенно важно подчеркнуть, что труд человека, способствующий в историческом плане его социализации, протекает как природный процесс, поскольку, воздействуя своим трудом на внешнюю природу и изменяя ее, человек в то же время изменяет свою собственную природу и развивает дремлющие в ней интеллектуальные и физические силы.

Итак, основополагающее значение трудовой деятельности заключается в том, что, благодаря ей, удовлетворяются биологические и духовные потребности человека, происходит все более масштабное объединение людей. Через труд человек может выразить себя, проявить свои физические и умственные способности.

Огромная роль в становлении человека и человеческой личности принадлежит языку. Как известно, язык - система знаков, имеющих значение, с помощью которых люди общаются друг с другом, выражают свои мысли. Благодаря языку развивается человеческое мышление. Имеются веские основания утверждать, что язык появился и развивался одновременно с возникновением общества, благодаря совместной трудовой деятельности первобытных людей. Возникновение членораздельной речи сыграло важную роль как в становлении и развитии человека, так и в формировании межчеловеческих отношений и образовании первых человеческих сообществ.

Значение языка определяется, прежде всего, тем, что без него практически невозможна трудовая деятельность людей. Конечно, в современном обществе имеются люди с дефектами языка и голоса, занимающиеся трудовой деятельностью. Но они все же используют специфический язык - язык жестов и мимики, не говоря уже о получении ими письменной информации. Действительно, современному человеку трудно представить общение между людьми без речи. А именно благодаря общению между собой, люди имеют возможность устанавливать контакты, договариваться по различным вопросам совместной деятельности, делиться опытом и т. п. С помощью языка одно поколение передает другому социокультурную информацию, знания, обычаи, традиции и т. д. Без него трудно себе представить связь времен, преемственность между различными поколениями, живущими в одном и том же обществе. Нельзя не сказать, наконец, и о том, что с помощью языка государства устанавливают между собой контакты, договариваются о прекращении конфликтов, развитии торговли и т. п.

Велика роль языка в формировании человеческой психики и развитии человеческого мышления. Это, например, можно наблюдать на примере развития ребенка. По мере овладения языком его поведение становится более осмысленным, родителям становится легче устанавливать с ним контакт, воспитывать его и передавать ему знания и социальный опыт.

Все перечисленные выше свойства человека не могли бы появиться, существовать и развиваться вне человеческого общества, без воспроизводства людьми самих себя. Важным шагом на этом пути было возникновение моногамной семьи и первых человеческих сообществ в виде рода. Благодаря этому, появляется возможность не только создавать определенные условия для сохранения и развития человека разумного как биологического вида, но и заниматься его социальным воспроизводством, то есть приучать его к жизни в коллективе с соблюдением обычаев и порядков совместного проживания. В этом плане чрезвычайно значим альтруизм человека, то есть его готовность к жертвенности ради других.

Уже отмечалось, что в науке утвердилось мнение о биосоциальной природе человека. При этом социальное не только не принижается, ставится на второй план, но отмечается его решающая роль в выделении Homo sapiens из мира животных и его превращении в социальное существо. Сейчас вряд ли кто-либо осмелится отрицать биологические предпосылки возникновения человека. Даже не обращаясь к научным доказательствам, а, руководствуясь простейшими наблюдениями и обобщениями, нетрудно обнаружить огромную зависимость человека от природных изменений - магнитных бурь в атмосфере, солнечной активности и других погодных аномалий.

Однако огромна роль и социальных факторов, таких, как труд, взаимоотношение между людьми, политических и социальных институтов. Тем не менее, ни один из них в отдельности не мог бы привести к возникновению человека, его выделению из мира животных. Это стало возможным только благодаря их взаимовлиянию и диалектическому единству.

Биологическую природу человека определяет совокупность видовых признаков, присущих ему как гоминиду. Причем на многие из этих биологических параметров самое непосредственное влияние оказывают социальные факторы. Так, например, продолжительность жизни человека, по данным науки, должна находиться в пределах 80-120 лет с учетом наследственных и инфекционных заболеваний. Подобная "живучесть" Homo sapiens, считают ученые, предопределена его принадлежностью к виду гоминидов. Но, практически, лишь немногие из живущих достигают этих пределов и не в последнюю очередь из-за влияния социальных факторов - войн, загрязнения окружающей среды, стрессовых ситуаций. Конечно же, геронтология (греч. gerontos - старик) рассматривает, прежде всего, физиологические факторы старения человека. Но сегодня на первый план выходят именно внешние обстоятельства жизни людей, которые активно влияют на протекание его жизни и смерть.

Необходимо также сказать и о том, что физические различия, существующие между людьми предопределены биологическими различиями. Это, прежде всего, гендерные различия между двумя полами - мужчинами и женщинами, которые можно отнести к числу наиболее значимых. Существуют и другие физические различия - цвет кожи, глаз, строение тела, которые обусловлены, главным образом, географическими и климатическими факторами.

Именно этими факторами, а также неравными условиями исторического развития, системой воспитания в значительной степени объясняются различия в быту, психологии, социальном положении народов различных стран. И, тем не менее, люди, по большому счету, равны между собой. Достижения современной науки убедительно свидетельствуют о том, что нет никаких оснований утверждать о превосходстве одной расы над другой.

Как же соотносится биологическое и социальное при определении сущности и природы человека. Без биологических предпосылок трудно было бы себе представить появление гоминидов, но без социальных - невозможно становление человека, в зависимости от обстоятельств каждая из них ослабляла или усиливала те или иные качества человека. В настоящее время такая ситуация продолжает сохраняться. Так, загрязнение окружающей среды, среды обитания человека создает угрозу биологическому существованию Homo sapiens. В промышленно развитых странах существует немало загрязненных районов, которые самым непосредственным образом влияют на продолжительность жизни людей. Многие тысячи людей ежегодно погибают от стихийных бедствий, часто являющихся результатом производственной деятельности человека. А если принять во внимание серьезные климатические катаклизмы, например, повышение или понижение среднегодовой температуры всего на несколько градусов, то это может стоить жизни сотням миллионов людей.

 

Вывод. В настоящее время, как и при появлении Homo sapiens, его существование обеспечивается единством биологического и социального. Но, как и миллионы лет назад, физическое состояние человека, его существование в определяющей степени зависит от состояния природы.

 

2. ЧЕЛОВЕК И ЛИЧНОСТЬ

 

Самое драгоценное в человеке - его уникальность, неповторимость, его отличие от других людей. Конечно, во многом люди похожи: как млекопитающие животные, как представители одной культуры, как члены одного общества и социальной группы. Однако в каждом человеке есть своеобразное, которое отличает его от остальных людей и его облику, его поступкам, всей его жизни придает особый, неповторимый оттенок и смысл. Каждый человек и интересен, прежде всего, как личность, как нечто новое, ранее не бывшее в этом мире.

Однако почему люди отличаются друг от друга. Человек - это многогранное явление, продукт общества, природное существо, субъект культуры. Для характеристики понятия "человек" в философии используются такие категории, как "человек", "индивид" и "личность".

Понятие "индивид" (от лат. individuum - неделимое; особь) обозначает человека как единичного представителя человеческого рода, принадлежащего одновременно природе и обществу, объединяющего в себе совокупность биологических свойств и социальный облик.

Понятие "личности" относится к числу сложнейших в философии. Во многих европейских языках слово "личность" восходит к латинскому понятию "личина", т. е. "персона", что означало маску актера в театре. Впоследствии слово "персона" характеризовало социальную роль человека как некого целостного существа, особенно в юридическом смысле. Например, в античности раб не рассматривался как персона. Издавна употребляющееся выражение "потерять лицо" до сих означает утрату статуса человека в каком-то обществе.

Итак, индивид - абстрактная характеристика человека, говорящая о том, что он телесно, прежде всего, отделен от других индивидов. Наряду с общими чертами, присущими всему человеческому роду, у него есть свои особые свойства, благодаря которым он отличается от других. Здесь и природные - вес, рост, цвет глаз, строение тела, и социальные - интеллектуальный уровень развития, психологический склад, различная степень культуры.

С понятием индивид тесно связано понятие "индивидуальность". С индивидом их объединяет то, что их основа биологическая, природная. Однако у индивидуальности она более сложная и разносторонняя. Прежде всего, индивидуальность проявляет себя в природных и психических качествах человека, а если конкретизировать, то в памяти, темпераменте, характере, эмоциональности. Индивидуальные оттенки имеет осознанная деятельность человека, в частности, его суждения, поступки, культурные запросы. И хотя они, по большому счету, не очень сильно отличаются от тех, которые присущи другим людям, представителям одной и той же социальной группы, тем не менее, для индивидуальности характерно свое, отличное от других. Например, один человек воспринимает полученное известие о происшедшем в обществе спокойно, другой - с усмешкой, а третий - со скепсисом. То есть, индивидуальность - уникальность и неповторимость человека, связанные с его личными качествами и свойствами.

Более высокая ступень в оценке социальных свойств человека его характеристика как личности. Сущность личности составляет не физические, а социальные качества человека. Можно сказать, что каждая личность - человек, но не каждый человек - личность. Ничего обидного в этом нет. Данное высказывание в краткой форме лишь выражает степень социального различия между человеком и личностью.

Личность является предметом изучения многих наук - таких, как философия, социология, психология, физиология. С философской точки зрения можно говорить о том, что ее суть составляет устойчивая система социально-значимых черт, проявляющаяся в активном участии в общественно-экономической и культурной жизни общества и оказании определенного влияния на происходящие в обществе события.

Когда рождается личность, и какие факторы влияют на её формирование?

Вполне понятно, что младенца трудно характеризовать как личность. Становление личности происходит в процессе социализации. По мере усвоения социального опыта и ценностных ориентаций общества человек из индивида постепенно превращается в личность. Определяющая, но не единственная, роль в формировании личности принадлежит социальным условиям - воспитанию, образованию, окружающей социальной среде, родителям. Роль воспитания заключается в формировании моральных и общественных ценностей у ребенка в детские и юношеские годы. Образование дает человеку разнообразную информацию, развивает у него мышление, способность к оценке и анализу происходящих событий в различных сферах общественной жизни. Окружающая социальная среда - это тот мир, профессиональный или сословный, в котором вращается человек, это мировоззренческие, профессиональные, нравственные ценности, которые самым непосредственным образом влияют на формирование личности. Влияние на формирование личности оказывают родители, т.к. именно они предстают перед ребенком его "первым миром", соприкасаясь с которым он начинает принимать, отвергать или переделывать его.

Личность проявляется в деятельности. Деятельность есть способ существования личности, заключающейся в целенаправленном воздействии на окружающий мир. Именно в деятельности - в выборе целей и средств, в способах действий - выражаются особенности личности. Так, каждый печник кладет печь, но каждый делает это по-своему, каждый студент изучает курс философии, но на экзамене получают разные оценки и т. п.

Личность действует в коллективе, в обществе, ее развитие напрямую зависит от них. Роль общества заключается и в том, что оно создает необходимые условия для становления и развития личности, и реализации ее возможностей, так и в создании преград на этом пути. Общественный строй, уровень экономического и социального развития той или иной страны много значат для предоставления возможностей каждому человеку на получение образования, право на труд и свободу для реализации умственных и физических способностей, а в конечном итоге - для развития личности.

В развитии личности можно выделить три уровня. На первом - субъект еще не осознает свои побуждения, не учитывает степень своего воздействия на ту или иную жизненную ситуацию. Это этап социализации, который в основном завершается с получением образования, выбора профессии. На втором уровне личность соотносит цели и мотивы своих действий с задачами социума, стремится предусмотреть результаты собственных действий. Это этап, когда человек определил свое место в жизни, у него сложилась сравнительно устойчивая и стройная система взглядов, пришло умение владеть собой, чувствовать окружающую обстановку. На третьем уровне личность становится сознательным субъектом своего жизненного пути, который она соотносит с реалиями общества. Это этап самореализации личности, он зависит не только от общества, но в большей степени от самой личности. В условиях демократии возрастает значение самовоспитания личности, способности отвечать за себя, формировать себя в том направлении, где имеются склонности, реалистически оценивать свои силы и креативные способности.

Социальная философия предлагает следующую типизацию личностей, которая основывается на данных различных наук о человеке.

Во-первых, выделяются те социальные роли, которые индивиды играет в обществе. Каждый человек играет множество ролей: он чей-то сын и чей-то отец (сами эти роли различны: послушный или непослушный сын, заботливый и беспутный отец), старательный или нестарательный студент; объединяется в какие-то группы по интересам (встречается с товарищами, увлеченными коллекционированием значков, с другими он проводит свое свободное время в танцевальной студии и т. д.). Принадлежность к определенной профессиональной, возрастной или иной группе (отсюда - его образ жизни, характер, привычки, внешний вид и т. д.). Однако роли индивида не характеризуют его как личность. Дело в том, что человек в жизни вынужден исполнять ряд ролей под влиянием обстоятельств. Понятие "личность" не сводится к совокупности социальных ролей, но тем не менее они предполагают индивидуальность при исполнении.

Во-вторых, выделяются психологические качества личности. Личность в зависимости от своего характера и проявления чувств может определяться как героическая, гедонистическая, коммуникабельная, честолюбивая, властная, безвольная, интеллектуальная, романтическая и т. д. Общая эмоциональная направленность личности существенно определяет круг ее повседневных интересов, стиль общения и пр. При этом ведущая характеристика личности, не препятствует переживанию других чувств, но своеобразно окрашивает их.

Широкое распространение получило разделение людей на интровертов и экстравертов. Интроверт сосредоточен на своем внутреннем мире, экстраверт больше ориентирован на внешний мир, он общителен и добродушен. Интровертам претит юмор, они более равнодушны, но исполнительны. Такая классификация несколько идеализирована и, как правило, люди сочетают в себе различные черты личности.

Ни одна из схем не способна охарактеризовать личность в целом, а только наиболее важные ее стороны. Конкретная личность всегда богаче любых типизаций. Личность - это определенный вариант объединения характерных стремлений, особенностей темперамента, врожденной предрасположенности к тем или иным настроениям, направлениям эмоциональных переживаний, а также социальных ролей, особенностей социальной активности, отношений с окружающими и т. п.

Велика роль личности в историческом процессе. Социальная философия уделяет большое внимание вопросу о роли личности в истории. Известно, что историю делают люди, но среди них есть такие, которые оказывают на происходящие события значительную, а порой, в отдельные периоды, решающую роль. Историческая личность как персона, во-первых, воплощает в себе общественные идеи, во-вторых, объединяет вокруг себя социальные группы, в-третьих, благодаря особенностям биографии и характера, обеспечивает создание "своеобразия текущего момента". Исторические личности, бесспорно, существуют, но причины их появления и влияния на общественную жизнь не имеют мистического характера, а могут быть исследованы в контексте культуры данного общества. Из истории известно, что вклад личности в историю зависит не только от индивидуальных черт характера, но и от объема и содержания социальных связей. Чем больше возможностей имеет конкретный человек влиять на деятельность социальных институтов и судьбы других людей, тем интенсивнее он может способствовать прогрессу или застою общества, развитию культуры или падению нравов. Так, Петр I осуществил, вопреки мощному противодействию со стороны бояр, кардинальные реформы государственного переустройства.

Таким образом, значение личности, ее след в истории в значительной степени сохраняется в той степени, в какой ее деятельность соответствовала историческому ходу развития. Действительно, в памяти человечества сохранились имена тех философов, ученых, политических деятелей, писателей, художников, которые своей деятельностью способствовали развитию и укреплению позиций человека в мире и отвечали объективным задачам и условиям своего времени. Научный учет этих условий, способность оценить существующие возможности и выбрать правильное решение - вот те слагаемые, которые придают личности историческую значимость. Вместе с тем ни одна личность не способна изменить исторический ход развития. Если в обществе не созрели необходимые условия для кардинальных перемен, то создать их искусственно невозможно. Правда, в истории были случаи, когда на какое-то время, годы или десятилетия, некоторые исторические личности изменяли общественный строй или народные нравы, но эти эксперименты, в конечном счете, не удавались (Македонский, Наполеон, Гитлер). Само собой разумеется, что выдающаяся личность, благодаря своим качествам, ускоряет или замедляет происходящие события, проявляет свой стиль и подходы, но решающая роль все же принадлежит объективным условиям.

Выдающиеся личности, подобно великим общественным идеям, возникают, как правило, в период кризисных или переломных периодов в истории народов. Но не они создают эти эпохи, а как раз наоборот, именно последние выступают той благоприятной средой, которая вырабатывает условия для превращения талантливых и профессионально подготовленных людей в великие символы человечества.

 

Вывод. Человек - это субъект общественно-исторического процесса, развития материальной и духовной культуры на Земле, биосоциальное существо, генетически связанное с другими формами жизни, но выделившееся из них благодаря способности производить орудия труда, обладающее членораздельной речью и сознанием, нравственными качествами. Личность - это человеческий индивид в аспекте его социальных качеств, формирующихся в процессе исторически конкретных видов деятельности и общественных отношений, т. е. личность - характеристика социальных качеств человека.

 

Лекция 15

 

ОБЩЕСТВО И ЕГО СТРУКТУРА

 

Вопросы:

 

1. Общество как развивающаяся система.

2. Основные сферы общественной жизни.

 

Термины "общество", "общественный", "социальный" широко распространены в науке и обыденном сознании. Латинское слово "социо" означает "соединять", "объединять", "совместно трудиться". Отсюда - первоначальное значение понятия "общество" - общность, союз, сотрудничество. Общество - это обособившаяся часть природы. В философском смысле природа - все сущее, весь мир в многообразии его форм, включая человека. Она выступает предпосылкой и условием развития общества.

Общество - это открытая материальная саморазвивающаяся система, содержанием которой является совокупность образующих ее людей, а также те связи и отношения, в которых они находятся. То есть, общество это не конгломерат отдельных индивидов, а исторически сложившиеся формы взаимодействия людей. Это целостная, развивающаяся система, на которую оказывает влияние множество факторов: природный, демографический, экономический, политический, религиозный, национальный и др.

Не всякая общность людей является обществом, но любое общество - это в определенной степени самоуправляющая общность. Общественные отношения - главное, что отличает социальные системы от других образований материального мира. Именно они превращают индивида в общественного человека, жизнедеятельность людей - в общественную жизнедеятельность, придают социальное значение природным предметам и процессам.

 

 

1. ОБЩЕСТВО КАК РАЗВИВАЮЩАЯСЯ СИСТЕМА

 

 

Широко известны произведения Д. Киплинга и Э. Берроуза о приключениях Маугли и Тарзана, которые жили среди зверей. Однако это красивые, но неправдоподобные сказки. Как доказано довольно многочисленными реальными событиями: ребенок, выросший среди животных, так и остается животным, человек, оказавшийся в одиночестве, теряет человеческие черты. Чтобы стать и быть человеком, нужно жить среди людей, в обществе. Человек одновременно живет и в мире природы, и в социальном мире.

Раздел философии, изучающий человеческое общество, называется социальной философией, в круг вопросов для обсуждения входят: что такое общество? Какова его структура? Как появилось государство? Какие существуют типы государств и формы государственного устройства? Каковы основные сферы общественной жизни? И др.

В зависимости от своей мировоззренческой позиции философы при анализе общества отдавали предпочтения одному или нескольким факторам. Так, Аристотель понимал общество как совокупность человеческих индивидов, объединившихся для удовлетворения "социальных инстинктов", а человека называл общественным животным. Т. Гоббс и Ж. Руссо видели в обществе совокупность индивидов, связанных общественным договором. Р. Мертон и Т. Парсонс воспринимали общество через систему разделения социальных ролей. Г. Гегель рассматривал общество как сферу "всестороннего переплетения зависимостей всех ото всех". В первой трети XIX века О. Конт заявил о создании науки об обществе - социологии.

Особо выделим позицию К. Маркса об обществе, так как она связана с непрекращающимися спорами философов, политологов, социологов и политиков о понимании общества. Маркс определял общество как совокупность общественных отношений. С его точки зрения, развитие общественного организма определяет способ производства материальных благ. Исходя из этого, он разработал учение об общественно- экономической формации, под которой понималось неразрывное единство материальной и духовной сторон жизни общества на данном этапе его развития. Смена общественно-экономических формаций, отличающихся, прежде всего типами собственности, составляет, по Марксу, содержание исторического процесса. Общественно-экономические формации разделяют на антагонистические: рабовладельческая, феодальная, капита- листическая и неантагонистические: первобытная, коммунистическая.

Существуют и другие точки зрения на понимание общества и особенности его развития. Так, Ш. Монтескье и Т. Мальтус определяли общественную жизнь на основе природных условий обитания человека. Д. Белл, У. Ростоу и О. Тоффлер полагали технику, технологии и науку основанием общественной жизни. П. Сорокин и другие видели главной особенностью общества культуру. О. Шпенглер и Н. Данилевский исследовали общество через его цивилизационные особенности. Э. Фромм и Н. Бердяев рассматривали общество через степень свободы человека в нем.

В настоящее время некоторые философы и ученые считают, что формационный подход к изучению общества должен быть заменен информационным подходом, поскольку необходимо преодолеть европоцентристское понимание общественного прогресса, преувеличение роли экономического фактора и недооценки фактора человеческого.

Здесь есть рациональное зерно. Со времен К. Маркса социальный мир кардинально изменился. В условиях интенсивного развития науки и техники возникают новые технологии, связанные с многократным производством и потреблением разнообразной информации. Возникает так называемое "информационное общество", основанное на особой информационной структуре, состоящей из образовательного компонента - индустрия знаний, коммуникационно-вычислительных сетей, а также национальных и межнациональных баз данных.

Вместе с тем, дело не в том, чтобы отказаться от одного подхода в пользу другого. А в том, чтобы на основе критического анализа этих взаимодополняющих друг друга способов видения социальной действительности разработать новую теоретическую модель развития социума, отвечающую современным реалиям его развития.

Как было показано выше, в истории ничего не делается без сознательно поставленной цели. Но объективная цепь событий складывается, в конечном счете, независимо от этих целей. При столкновении миллионов различных желаний и волеизъявлений людей с их различными интересами образуется своеобразная равнодействующая - так называемое историческое событие. Вот почему в большинстве случаев поставленные цели не осуществляются так, как они представлялись в сознании людей. Однако это не означает, что люди не воздействуют на ход истории.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 404; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.05 сек.