Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Планы семинарских занятий 11 страница




Элементами структуры диалектики являются принципы, законы и категории, которые в своем единстве отражают целостность развивающегося мира в его всеобщих характеристиках.

Важными элементами диалектики являются ее принципы. Принципы (от лат. principium - начало, основа) - это основные, исходные, краеугольные положения какого-либо учения, которых субъект придерживается в своей познавательной и практической деятельности. Они являются системой определенных методологических требований (правил, норм), регулирующих деятельность людей. Основными принципами диалектики являются принципы объективности, всесторонности, конкретности, восхождения от абстрактного к конкретному, историзма, единства противоположностей, детерминизма и др. Исходя из определения диалектики, основными ее принципами являются принцип всеобщей, универсальной связи предметов и процессов действительности и принцип развития.

Если исходить из материалистического понимания единства мира, т. е. из признания того, что в мире нет ничего кроме движущейся материи, то из данного принципа вытекает положение о существовании различных отношений между предметами, явлениями, событиями в материальном мире. Эти отношения можно разделить на два вида: относительной изолированности и взаимосвязи. С течением времени изолированность может смениться взаимосвязью и наоборот.

Взаимосвязи в своем многообразии могут быть следующих видов: внутренние и внешние, прямые и обратные, необходимые и случайные, общие и специфические. Наука делает акцент на изучении внутренних, существенных и необходимых связей. Познание вскрывает качественные особенности вещей, их закономерные связи.

Принцип развития нельзя смешивать с движением (изменение без отчетливо выраженной направленности). Развитие - это особый вид изменения, переход от старого к новому, от низшего к высшему, от простого к сложному. Обычно выделяют три признака развития: качественный характер изменений; их необратимость; направленность. Указанные признаки считаются необходимыми и достаточными для того, чтобы отличить развитие от хаотических изменений, механических движений, круговоротов и простого функционирования. Именно эти три признака вместе взятые характеризуют развитие. Понятием, раскрывающим существенные стороны развития, выступает "процесс". Процесс - есть закономерная, последовательная смена состояний в изменении, движении, развитии предмета, объекта, переход одного явления в другое.

Однако принципы диалектики позволяют нарисовать самую общую картину состояния материального мира. Более точное и разностороннее отражение мира, его связей, взаимодействий, процессов, требует ответа на ряд таких вопросов, которые в самой формулировке принципов не раскрываются. Почему происходит развитие, каковы его причины, источник, как оно происходит, каков его внутренний механизм, есть ли направленность в развитии? Решение этих вопросов требует разработки помимо принципов целой системы законов и категорий диалектики.

Под законом в философии понимается существенная, повторяющаяся и устойчивая связь явлений, обуславливающая их упорядоченное изменение. В отличие от правила, закон не имеет исключений и его действию подвержены все явления данной области мироздания. По степени распространенности законы делятся на: универсальные или всеобщие законы, действующие во всем мире, т. е. в материальной и идеальной сферах; общие, сфера действия которых ограничена или природой, или обществом, или мышлением; частные законы, действующие в некоторой части фундаментальных областей мира (например, законы логики, экономические законы и т. п.).

Особенностью законов диалектики является то, что из всех известных человечеству законов по степени распространенности к первой из указанных выше групп, т. е. универсальным или всеобщим, относятся только они. Их универсальность выражается не только в вездесущности, но, прежде всего, в объективной неизбежности закономерного взаимодействия мировых явлений.

Поскольку любой закон выражает отношение, то и законы диалектики предполагают соотносящиеся стороны. Будучи предельно общими, они регулируют отношение между универсальными и всеобщими сторонами и свойствами вещей и явлений. Такие стороны и свойства действительности отображаются с помощью философских категорий. Категории (от греч. "kategorien" - высказывать) диалектики - формы мышления, которые отражают наиболее общие и существенные стороны, свойства и отношения реальной действительности и познания на основе чувственно-материальной деятельности людей, общественной практики. Основные категории диалектики: материя, сознание, развитие, качество и количество, противоречие, необходимость и случайность, причина и следствие и др.

Основные законы развития мира раскрывают механизм, причину и направленность изменений, происходящих в нем. Их содержание выражается через взаимосвязь соответствующих категорий, их координацию и субординацию.

Закон единства и борьбы противоположностей вскрывает основное в развитии - его источник, каким является противоречие (единство противоположностей). В соответствии с этим законом всякий предмет содержит в себе противоречия, т. е. противоположности, единство, борьба, взаимодействие которых заставляет предмет изменяться определенным образом. Закон противоречия детерминирует источник саморазвития и самодвижения предмета как имманентного ему. Поэтому он занимает центральное место в диалектике, являясь ее сутью, своеобразным "ядром" учения о развитии.

Содержание закона единства и борьбы противоположностей выражается через взаимодействие категорий тождества, различия, противоположности и противоречия. Категория тождества выражает одинаковость, единство взаимоисключающих сторон существования предмета. Тождество полюсов, таких как север - юг, плюс - минус, хорошее - плохое, определяется самим фактом существования предмета как единой целостной системы, обладающей количественной и качественной определенностью. Последняя влечет за собой отличие, неодинаковость, непохожесть, "асимметрию", отрицание друг в друге вплоть до взаимоисключения противоположных полюсов. Этот аспект существования предмета выражает категория различия. Доводя различие элементов и тенденций развития некоторой целостности до предела, мы мыслим их как противоположности, как стороны существования этой целостности, непосредственно несовместимые друг с другом. Вместе с тем они образуют системное единство, определяемое всей совокупностью взаимосвязей как внутри рассматриваемой целостности, так и в ее внешнем взаимодействии со средой. Такое единство, одновременно проявляющееся в тождестве и различии противоположностей, выражает категория противоречие. Противоречие представляет собой систему отношений, в рамках которой противоположности порождают друг друга, взаимопроникают и переходят друг в друга, разрешаясь в нечто новое. Так, изменчивость и наследственность, будучи факторами биологической эволюции, взаимопроникают и переходят друг в друга, всякий раз разрешаясь в образовании нового вида живой материи.

Следует различать виды противоречий:

Внутренние противоречия - взаимодействия противоположностей в системе внутренних отношений предмета (например, социальные отношения).

Внешние - это взаимодействия противоположностей, принадлежащих разным предметам (система - среда).

Основные противоречия - взаимодействия противоположностей, образующих источник саморазвития предмета в данный момент времени, при этом они, как правило, оказываются многомерными. Например, основное противоречие современного общества проявляется как сложнейший комплекс глобальных проблем (войны и мира, экологическая, демографическая, продо- вольственная и др.). Разрешение этого противоречия возможно в результате перехода человечества на новую ступень развития - информационное общество, принципы организации которого не стимулируют дальнейшее обострение указанного противоречия, а, наоборот, выступают необходимыми предпосылками реализации механизма его разрешения, а значит - и последующего развития человеческой цивилизации. Однако развитие информационной цивилизации не означает автоматического преодоления имеющихся противоречий. Для этого нужны целенаправленные программы, соответствующая организация и т. д. Более того, необходимо учитывать, что информационное общество порождает новые, специфические противоречия (например, тенденцию глобализации), решение которых возможно лишь в результате усилий всего мирового сообщества.

На основные противоречия влияют неосновные. Неосновные противоречия характеризуют отдельные свойства и стороны процесса, не оказывая прямого воздействия на саму сущность системы, хотя на общую картину развития они, разумеется, влияют.

Антагонистические противоречия представляют собой взаимодействие противоположностей, имеющих в максимальной степени диаметрально направленные тенденции своей эволюции. Снятие, разрешение таких противоречий возможно только революционным путем, т. е. как переход в новое качество. Примером неантагостического противоречия является соотношение между однотипными общностями людей.

В процессе познания закон единства и борьбы противоположностей выполняет ряд важнейших методологических функций:

- он ориентирует на поиск источника самодвижения объекта;

- указывает на преходящий характер изучаемого объекта, так как разрешение его противоречия есть переход в другое качество, характеризуемое иным полем возможностей и противоречий;

- направляет процесс познания на ступени объяснения объекта;

- тем самым фиксируется внутренняя сторона существования объекта, т. е. его сущность.

Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений раскрывает механизм развития. Согласно этому закону, качественная трансформация предмета происходит тогда и только тогда, когда изменение количественных характеристик этого предмета достигает определенного предела. Категория качества отражает определенность существования предмета, детерминирующую его отличие от всех других предметов и вместе с тем образующую его целостность. Качество данного предмета следует рассматривать в соотнесении с другими предметами. Таким образом, мы обнаруживаем внешнюю границу существования предмета как относительно самостоятельного целого. Одновременно с этим в соотнесении данного предмета с другими мы находим и его количество. Эта категория отражает определенность существования предмета, детерминирующую его сходство, тождество со всеми другими предметами. Качество и количество, являясь сторонами определенности предмета, образуют единство, которое выражается категорией меры, т. е. количество всегда качественно и наоборот. В мере отношение качественной и количественной определенности проявляется в том, что количественное изменение предмета влечет за собой качественное, т. е. данный предмет утрачивает какие-либо свойства и приобретает новые. Рассмотрим это на примере, который в свое время приводил Гегель. Для жидкого состояния воды при нормальном давлении ее мерой является температура от 0 до +100 градусов. Количественное изменение температуры в этих пределах не приводит к изменению ее качественного состояния. Но стоит выйти за эти рамки в ту или иную сторону, как вода меняет свое качественное состояние, в одном случае она переходит в твердое состояние (лед), в другом - в газообразное (пар). То есть, нарушение меры означает качественное изменение предметов и явлений.

Таким образом, определенное количественное изменение не охватывает всю совокупность свойств предмета, т. е. оно протекает избирательно, при этом обнаруживается верхняя и нижняя границы относительной независимости качества от количества. Если количественное изменение переходит ту или иную границу, происходит нарушение меры и предмет приобретает принципиально новое качество или элиминируется (удаляется) совсем. Устойчивость сменяется неустойчивостью. Происходит скачок - нарушение непрерывности движения данного предмета. При этом качественно изменяются определенные свойства объекта, другие же меняются лишь количественно. Так как скачок определяется изменчивостью и неустойчивостью, одной из важнейших его характеристик является скорость изменений, которую следует соотносить со скоростью изменений в границах меры, т. е. в устойчивом состоянии предмета. Отсюда можно будет заключить, быстрый или медленный скачок имеет место. Примером первого вида скачков могут служить переходы, качественные превращения элементарных частиц, химических элементов, высвобождение атомной энергии и т. д. Примером второго вида скачков является трансформация древнерусского языка в современные русский, украинский и белорусский языки.

Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений имеет огромное методологическое значение. Во-первых, он ориентирует познающего субъекта на описание объекта. Во-вторых, само описание подчиняется последовательности: качество - количество - мера. В-третьих, эта последовательность описания приводит нас к фиксации внешней стороны существования объекта, т. е. явления, без которого невозможно проникнуть в сущность вещей и процессов.

Закон отрицания отрицания определяет направленность и преемственность в процессе развития: куда, в каком направлении происходит развитие, каковы его основные фазы и их взаимосвязь. Согласно этому закону всякая последующая фаза развития предмета отрицает предыдущую таким образом, что удерживает, сохраняет все необходимые положительные моменты последней. Характерный пример здесь зерно, которое дает жизнь новому растению, его рост и созревание порождают новое зерно.

Категория отрицания выражает процесс превращения исходного состояния (фазы) предмета в свою противоположность, т. е. в последующее состояние (фазу). Отрицание отрицания, как категория диалектики, отображает процесс перехода полученной (второй) противоположности, т. е. отрицания исходной фазы предмета, теперь уже в свою противоположность. При этом происходит не полное отрицание (уничтожение) предыдущего (второго) состояния и тем самым возрождение исходного состояния, а переход к новому циклу развития с воспроизведением в качестве его существенных моментов некоторых свойств и отношений предыдущей стадии. Эта черта закона отрицания отрицания выражается категорией снятия. Снятие есть разрешение противоречия, образуемого единством и борьбой исходного состояния и его отрицанием путем перехода в третье состояние, синтезирующее в себе необходимые и существенные стороны первых двух, но уже с другими внутренними противоречиями. Происходит повторение на высшей ступени развития известных сторон низших, своеобразный возврат якобы к старому, но на более высоком уровне. Таким образом, порождается новое и вместе с тем реализуется преемственность, взаимосвязанность предыдущих и последующих фаз развития, а также "непрерывность в прерывном".

Повторяемость и преемственность, будучи необходимыми атрибутами процесса развития, детерминируют спиралевидную форму его реализации. Тем самым развитие осуществляется направленно, чаще всего прогрессивно. Именно эту особенность закона отрицания отрицания выражает образ спирали, причем с каждым новым витком спирали процесс развития ускоряется. Например, первая научная революция, имевшая своим результатом механическую теорию И. Ньютона, протекала в течение двух столетий. Научный поиск, завершившийся созданием теории относительности А. Эйнштейна, длился меньше 50 лет. Теория Эйнштейна есть отрицание ньютоновской теории, но вместе с тем снимает ее ограниченность и воспроизводит ее в себе как условие своего существования и как свое следствие, т. е. частный случай.

Содержание закона отрицания отрицания, экстраполируемое на процесс познания, трансформируется в следующие методологические требования. Во-первых, он указывает на определенную направленность саморазвития предмета. Во-вторых, ориентирует на раскрытие его структуры и формы самодвижения, на поиск основных фаз развития и их взаимосвязи. В-третьих, этот закон детерминирует прогностическую компоненту познания. В-четвертых, тем самым фиксируется конкретное единство сущности и явления как противоположных сторон существования предмета.

Процесс развития предмета многомерен. Основные законы диалектики необходимым образом реализуются в нем, но не исчерпывают собой всех существенных характеристик развития. Поэтому помимо трех основных диалектика включает в себя и неосновные законы, содержание которых выражается через соотношение соответствующих категорий.

Всякое развитие характеризуется взаимодействием сущности и явления. Категория сущности выражает внутренние, необходимые связи и отношения предмета. Категория явления отражает внешнюю форму реализации сущности предмета, форму наличествования сущности на "поверхности" взаимодействия и изменения. В сущности превалирует необходимое и общее, в явлении - случайное и единичное. Отношение сущности и явления есть закон: если явление существует, то оно обусловлено некоторой сущностью; и наоборот, если имеется некоторая сущность, она обязательно должна явиться. К примеру, сущность любого государства заключается в насилии, которое проявляется во множестве форм: от штрафа за неправильный переход дороги до смертной казни за убийство человека.

Развитие предмета предполагает наличие в нем общего, единичного и особенного. Под общим понимаются свойства и отношения предмета, тождественные свойствам и отношениям других предметов. В категории единичного мыслятся относительная обособленность, специфические характеристики предмета, составляющие его уникальную определенность. Общее и единичное синтезируются в категории особенного, которая отражает меру и способ их "сплавленности". Следует помнить, что общее всегда реализуется в единичном и через единичное. Так, общим для всех современных цивилизованных народов является наличие демократического государства, но у каждого из них оно реализуется в особенной форме, содержащей в себе ряд уникальных параметров.

Мир един, поэтому все мировые явления взаимозависимы, взаимосвязаны. В категориях необходимости и случайности находят свое выражение различные типы явлений. Необходимость - это внутренняя, устойчивая, существенная, неизбежно возникающая при определенных условиях взаимосвязь предметов. Необходимость всегда связана с существенностью. Случайность есть точка пересечения необходимостей. В этом аспекте она есть форма проявления необходимости. Случайностъ характеризуется неустойчивостью, неопределенностью, внешностью, но так же, как и необходимость, может быть связана с сущностью. Например, проходящие в конце XX столетия в России реформы носили необходимый характер, случайным же элементом в них являются конкретные политические деятели, инициирующие и направляющие эти реформы.

Направленность развития, помимо закона отрицания отрицания, детерминируется соотношением возможности и действительности. Данные категории выражают основные этапы, ступени становления и развития предмета. Категория возможности выражает объективные, необходимые условия и тенденции возникновения и развития некоторого предмета. В возможности воплощены степень и многообразие форм непротиворечивости, или соответствия предмета общей структуре мира. Категория действительности отражает ступень и форму реализации возможного. Действительность представляет собой конкретную, существующую форму предмета. Таким образом, направленность развития не может быть иной, кроме как от возможного к действительному. В настоящее время постулируются два возможных сценария будущего человечества: либо оно выработает такие технологии своего развития, которые обеспечат его дальнейшую устойчивую коэволюцию совместно с окружающей средой - природой, либо оно погибнет по причине лавинообразного нарастания глобальных катастроф.

Процесс развития всегда имеет системный характер. В нем в бесконечно многообразных сочетаниях синтезируются все фундаментальные отношения и связи мироздания. Системность развития выражается через соотношение категорий содержания и формы, целого и части, структуры и элемента, системы и среды. Под системой понимают определенным образом организованную совокупность элементов, связанных в единое целое необходимыми и достаточными взаимоотношениями. В настоящее время в конкретных науках большое распространение получил системный подход к изучаемым явлениям. Системный подход к изучаемым объектам предполагает раскрытие целостности объекта и обеспечивающих ее механизмов, выявление многообразных типов связей сложного объекта и сведение их в единую теоретическую картину.

В понятии "среда" отражается совокупность внешних характеристик возникновения и развития системы. Отношение система - среда раскрывается через отношение содержания и формы. Содержание есть подвижное единство необходимых, существенных свойств и взаимосвязей элементарных частей предмета и их комплексов. Форма представляет собой внешнее существование этого единства, его устойчивое проявление во взаимодействии системы и среды. Так, основное содержание современной эпохи можно определить как становление информационного общества, формой которого является антропогенная цивилизация.

Закон взаимозависимости предметов выражается через отношение категорий причины и следствия. Под причиной понимают такое явление, которое порождает другое или вызывает в нем определенные изменения. Порождаемое причиной явление (изменения в нем) называется следствием. Причина и следствие взаимообусловливают друг друга: 1) они связаны генетически; 2) асинхронны во времени (причина раньше следствия); 3) возникновение следствия обратно воздействует на причину, вызывая в ней изменения, в том числе через круг опосредованных взаимосвязей, в которых оно само выступает как причина; 4) реализация причинно-следственной связи зависит от условий, поэтому взаимосвязь причины и следствия содержит в себе долю неопределенности, неоднозначности. Так, например, сегодня деятельность людей по силе воздействия на природные процессы достигает таких масштабов, что это воздействие способно нарушить равновесие природных процессов в масштабах всей планеты, в результате чего возникает угроза глобального экологического кризиса. В свою очередь, последняя становится причиной кардинального изменения стратегии деятельности человечества.

После определения причины и следствия, выяснения специфики причинно-следственных связей следует обратиться к понятиям "детерминизма" и "индетерминизма".

Детерминизм (лат. determine - определяю): а) система взглядов об объективной закономерной взаимосвязи и всеобщей обусловленности всех явлений окружающего мира; б) учение о всеобщей причинной обусловленности всех явлений (причинность - главное в детерминизме, но она не исчерпывает данное понятие).

Альтернативой детерминизму является индетерминизм, который отрицает причинность вообще или ее всеобщий характер. Сторонниками индетерминизма в истории философии были Д. Юм, И. Кант, Э. Мах, Б. Рассел и др. Они считали, что имеются состояния и события, для которых причина не существует или не может быть указана. Индетерминизм полагает, в частности, что принцип причинности неприменим к объяснению человеческой деятельности, рассуждает о "свободе воли" электрона, о том, что процессы микромира управляются телеологическими силами и т. п. Так, например, Д. Юм считал, что причинность в объективном мире не существует, что она представляет собой привычку человека связывать свои ощущения определенным образом.

Современный детерминизм включает в себя два основных, объективно существующих типа взаимообусловленных явлений, каждый из которых в свою очередь "воплощается" в многообразных формах детерминации.

Первый тип - причинная детерминация, выступающая решающей по отношению к непричинной, все формы которой складываются, в конечном счете, на основе причинности - краеугольного камня детерминизма.

Сущность принципа причинности (каузальности - от лат. "cansa" - причина) заключается в нахождении таких связей и взаимодействующих факторов, которые обусловливают генезис (возникновение) и развитие данного предмета, детерминируют в конечном итоге все другие его свойства, связи и отношения, его своеобразие.

Реализуя принцип причинности, познание проходит следующие основные ступени:

А). Вычленение предмета исследования как своеобразной целостной системы из многих других взаимодействующих с данной системой.

Б). Анализ данной целостной системы в качестве определенного результата некоторого процесса развития, т. е, в качестве следствия.

В). Изучение механизма причинной детерминации в плане одностороннего порождающего воздействия одного объекта на другой (внешняя причинность). На данном этапе анализируются все факторы, предпосылки, условия и доводы, которые участвовали в порождении данной системы; выявляются многообразные формы причинной обусловленности, вычленяется главная причина.

Г). Исследование механизма причинного обусловливания как процесса самодетерминации данной системы, т. е. доведение анализа до понятия внутренней причины самодвижения (внутренняя причинность).

Д). Изучение внешней и внутренней причинности в их единстве и взаимосвязи, но при приоритете последней. Особое внимание здесь должно быть проявлено к движущим силам, источнику развития - к противоречиям (прежде всего внутренним). Именно взаимодействие противоположностей, противоречие являются, в конечном счете, самым глубоким источником, основной и коренной причиной взаимодействия (самодетерминации), самодвижения и развития объектов, их перехода к высшим формам.

Второй тип детерминизма - отношение между взаимосвязанными явлениями, которые не имеют непосредственно причинного характера, ибо здесь отсутствует момент порождения одного события (процесса, явления и т. п.) другим. Можно выделить следующие основные формы непричинного обусловливания:

А). Функциональные связи и зависимости между явлениями, когда они сосуществуют во времени, но не порождают одна другую.

Б). Связь состояний, т. е. такое отношение разных состояний какого-либо объекта (атома, электрона и т. п.), при котором отсутствует генетический (порождающий) аспект.

В). Вероятностные соотношения, выражаемые в виде статистических законов.

Г). Отношения симметрии, структурные, системные и иные взаимосвязи, пространственные и временные корреляции и другие, рассматриваемые в рамках общенаучных подходов.

Д). Взаимоотношения между определенными "парными" или любыми иными категориями материалистической диалектики, отражающими своеобразные "срезы" реальной действительности и самого процесса познания, кроме категорий причины и следствия (как детерминизма особого типа). В современной науке происходит переход к более глубокому осмыслению детерминизма - с пониманием неоднозначности будущего и с возможностью выхода на желаемое будущее.

Основные функции диалектики (см. cхему 7).

 

В настоящее время проблема развития мира является одной из краеугольных и в философии (вопросы диалектики), и в науке, в целом (проблематика концепции глобального эволюционизма), и в конкретных науках (эволюция жизни в биологии, происхождение Солнечной системы в космологии и др.). Другими словами, проблема развития в современной философии и науке получила статус фундаментальной мировоззренческой и методологической константы.

Отправным пунктом радикальных изменений в научной картине мира на рубеже XXI в. стало открытие феноменов самоорганизации и усложнения в больших неравновесных динамических системах, прежде всего в физических и химических. Выяснение того, как возникают разнообразные сложноорганизованные системы, получило развитие в новом научном направлении - синергетике (от греч. sunergeia - сотрудничество). Ученые установили, что процесс становления и усложнения организации различного типа систем представляет собой результат порождения порядка из хаоса. В связи с этим проблема развития сложноорганизованных систем, к которым относятся не только их физические и химические структуры, но и живые организмы, их сообщества, человек и общество, давно уже стала одной из центральных во всех крупных общенаучных направлениях, в том числе в естественных науках и науках социально-гуманитарного цикла. Тем самым синергетика перебрасывает мостик между неорганической и органической природой, с одной стороны, и между природой в целом и обществом и человеком - с другой. Более того, выявление указанной выше взаимосвязи между физико-химической, биологической и социальной реальностью породило общенаучное представление об универсальности процессов организации, самоорганизации и усложнения систем, в совокупности своей составляющих мироздание. Таким образом, современная наука вплотную подошла к разработке концепции универсального эволюционизма, основное содержание которой - описание и понимание всей совокупности мировых явлений в виде единого эволюционного процесса.

Особенностью современного подхода к проблеме развития мира является трансформация принципа антропоцентризма. В составе концепции универсального эволюционизма этот принцип обрел новую форму и занял в ней одно из центральных мест. В самом общем виде суть современной интерпретации антропоцентризма можно выразить так: человек является эндогенным (внутренним) образованием по отношению к миру в целом и той его части, которую называют природой. Одной из форм антропоцентризма выступает так называемый антропный принцип в космологии: "Мир таков, потому что существует человек". Действительно, в известной нам области мира - нашей Вселенной - основные параметры ее существования согласованы настолько ювелирно, что только при этом наборе фундаментальных характеристик и возможно появление, и развитие жизни, тем более разумной. Так что, человек не есть случайное явление. Он есть результат направленного мирового процесса самоорганизации, причем с бесконечно возрастающей "многоканальностыо" согласования его параметров и уменьшающейся степенью стабильности существования новых, более сложных форм существования.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 420; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.