Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Планы семинарских занятий 10 страница




Сознание человека универсально по форме и объективно по содержанию. Так, психика животного индивидуальна и генетически избирательна, она отражает те объекты и их качества, которые необходимы для сохранения и продолжения вида. Человеческое сознание способно раскрыть объект в его сущностных свойствах и отразить предмет по меркам его собственного вида, т. е. объективно. Полученное человеком знание не остается его индивидуальным достоянием. В зависимости от степени объективности, адекватности предмету, это знание становится всеобщим, универсальным. Степень объективности и универсальности сознания индивида является следствием уровня развития сознания людей определенной эпохи.

Способом существования сознания и общения человека с человеком является язык - система знаков, имеющих значения. У животных имеется первая сигнальная система, на основе которой формируются условные рефлексы. У человека в дополнение к этой системе складывается вторая сигнальная система - язык, специфическая система связи, общения, передачи информации. В сравнении со звуковой и жестовой способностью животных передавать информацию отличительная особенность языка проявляется в том, что обработка знаков (например, скорость чтения, речи, письма и т. п.) не наследуется, а приобретается в процессе социализации человека. Как способ существования сознания речь находится с ним в сложной функциональной взаимосвязи. Они не существуют друг без друга: сознание отражает действительность, а язык обозначает и выражает существенное в этом отражении. В языке сочетается идеальная основа (информация) и способ ее передачи посредством материального носителя. С одной стороны, развитие сознания, обогащение его информационной насыщенности развивает речь, но, с другой - развитие речи как совершенствующийся способ существования сознания развивает сознание. Язык влияет на стиль мышления, его манеру, приемы и способы.

Существуют разные виды речи: устная, письменная и внутренняя. Мыслительный процесс всегда осуществляется посредством того или иного вида речи, даже если эта речь не находит непосредственного, чувственно наблюдаемого выражения. Здесь работают сложные нейрофизиологические процессы взаимосогласованной деятельности мозга и речевого аппарата. Каждый нервный импульс, поступающий в речевой аппарат из мозга, воспроизводит в нем адекватное сигналу понятие или соответствующий ряд понятий. Именно понятия являются первичными элементами речи, а поскольку понятия формируются как результат некоторых обобщений, то и мышление, сознание всегда есть процесс обобщенного отражения действительности. То есть, мышление всегда понятийно и именно этим принципиально отличается от более ранних форм отражения. Именно язык как способ существования сознания характеризует качество сознания как высшей формы отражения действительности.

Но информация, циркулирующая на уровне сознания, функционирует не только с помощью устной или письменной речи, т. е. естественного языка, но и в других знаковых системах, в различных искусственных и символических языках (музыкальном, математическом, эсперанто, кибернетическом, танцев, жестов и т. п.).

Знаки - это материальные предметы, процессы и действия, играющие роль "заместителя" реальных вещей и явлений. Они используются для приобретения, хранения, преобразования и передачи информации. Знаковые системы возникли и развиваются как особая материальная форма, в которой осуществляется мышление, и фиксируются информационные процессы в жизнедеятельности людей. Естественный язык является наиболее распространенной знаковой системой. Среди неязыковых знаков выделяют: знаки-копии; знаки-признаки; знаки-сигналы; знаки-символы. Большое распространение на современном уровне развития сознания получили системы знаков искусственных языков: кодовые системы, формулы, схемы, диаграммы и т. д.

Особая интенсификация и информационная плотность современного развития общества не только порождает новые языки и знаковые системы, но и науки о них. В последнее столетие сформировалась новая научная дисциплина о принципах строения и функционирования знаковых систем - семиотика. Отражением предельной интенсификации информации в современном обществе и необходимости освоения новых форм и способов ее получения, переработки, хранения и передачи стало возникновение научного направления - информатики. Но основной мерой бытия сознания остается система понятий естественного языка.

 

 

2. СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ СОЗНАНИЯ

 

Сознание структурно организовано и представляет собой целостную органическую систему, состоящую из ряда компонентов, которые находятся между собой в многообразных связях: информация о мире и своем теле, получаемая с помощью органов чувств; мышление; эмоциональные переживания; ценности и мотивы. Над всем этим надстраивается самосознание - осознание и оценка собственного я и бессознательное - инстинкты, подсознательные желания, волевые импульсы.

Наиболее общим основанием структурирования сознания является выделение в нем индивидуального и общественного сознания, возникающих как отражение разных типов бытия. Как выше было показано, сознание зарождается в глубинах психики конкретного человека. Здесь происходит оформление системы понятий, определенных форм мышления, свойственных сознанию. Но деятельность сознания порождает и феномены сознания - мир ощущений человека, его восприятий, эмоций, идей и т. д., которые, в свою очередь, формируются под воздействием многих факторов. К ним относятся природные данные, условия социальной среды, личная жизнь человека, обстановка трудовой деятельности, возраст и др. Кроме того, в процессе деятельности люди постоянно обмениваются мнениями, суждениями, опытом. В результате этого вырабатываются общие для определенных социальных групп взгляды, понимание, оценки явлений, а также общие интересы и цели. Они влияют и на сознание отдельных людей.

Таким образом, индивидуальное сознание существует только во взаимосвязи с сознанием общественным. При этом они образуют противоречивое единство. Действительно, источником формирования как общественного, так и индивидуального сознания является бытие людей. Основой их проявления и функционирования выступает практика. Да и способ выражения - язык - тоже один. Однако это единство предполагает существенные различия. Во-первых, индивидуальное сознание имеет "границы" жизни, обусловленные жизнью конкретного человека. Общественное же сознание может "охватывать" жизнь нескольких поколений. Во-вторых, индивидуальное сознание находится под воздействием личных качеств индивида, уровня его развития, личного характера и т. д.

Общественное сознание в каком-то смысле надличностно. Оно может включать в себя то общее, что характерно для индивидуального сознания людей, определенную сумму знаний и оценок, передающихся из поколения в поколение и изменяющихся в процессе развития общественного бытия. Другими словами, общественное сознание свойственно обществу в целом или входящим в него различным социальным общностям, но оно не может быть суммой индивидуальных сознаний, между которыми имеются существенные различия. В то же время общественное сознание проявляется только через сознание отдельных индивидов. Поэтому общественное и индивидуальное сознание взаимодействуют между собой, обогащают друг друга.

В настоящее время существуют три точки зрения на проблему сущности и природы общественного сознания: 1) общественное сознание функционирует только посредством индивидуальных сознаний; 2) существует независимо от сознания индивида и предшествует ему; 3) проявляется как в личной, так и в надличностной форме в виде культуры, отделенной от человека.

Общественное сознание - это духовная (идеальная) сторона социально-исторического процесса. Оно представляет собой не простую сумму, механическую совокупность индивидуальных сознаний, а качественно своеобразное новое, целостное, духовное развивающееся явление, обладающее определенной структурой, включающее различные уровни и формы.

Субъекту, рассматриваемому на различных уровнях общности - человечество, государство, этнос, семья, индивид - соответствует свой тип сознания. Субъект-индивид, логически завершая иерархию структурной организации общества, всегда "укоренен" в тех или иных социальных общностях и несет в своем индивидуальном сознании отпечаток социально-групповых интересов и требований, представленных в индивидуальной форме. Индивидуальное сознание в ряде отношений богаче общественного, в нем всегда присутствует нечто индивидуально-личное, не объективируемое во внеличностных формах культуры, неотчуждаемое от живой личности. В то же время содержание общественного сознания шире содержаний индивидуальных сознаний, но его нельзя истолковывать как абсолютно внеличностное. Сложившееся в виде элементов духовной культуры общества, оно предшествует каждому формирующемуся сознанию, выступает как условие его формирования и развития. Но только индивидуальное сознание является источником новообразований в общественном сознании, источником его развития.

Сложность структуры сознания, взаимосвязи его элементов проявляется в том, что оно, как общественное, так и индивидуальное, включает в себя всю гамму разнообразных психических реакций человека на внешний мир, взаимодействующих и влияющих друг на друга. Любая структура сознания "обедняет" его палитру, делает акцент на значимости одних элементов и оставляет "в тени" другие. Но без анализа структуры этого сложно организованного явления невозможно понять его суть, его природу и, главное, роль и значение в регулировании человеческой деятельности.

В структуре общественного сознания по степени и способам осознания действительного мира, можно выделить уровни (обыденно-практический и научно- теоретический) и формы, различающиеся методами и средствами отражения действительности и воздействия на реальную жизнь людей.

Обыденное сознание - это сознание масс людей, формирующееся в практике повседневной жизни, в непосредственном взаимодействии с окружающим миром в труде и быту. Оно включает:

1) накопленный опыт трудовой деятельности, эмпирические знания, навыки, представления об окружающем мире, обыденное или жизненно-практическое мировоззрение, формирующееся из фактов действительности;

2) житейские нормы нравственности, обычаи, стихийно сложившиеся представления о своем положении, своих потребностях;

3) народное художественное творчество.

Обыденное сознание не обладает глубиной рационального осмысления сущего, четкой осознанностью, научной обоснованностью и в этом аспекте уступает сознанию теоретического уровня. Вместе с тем оно имеет определенные преимущества перед теоретическим, такие как: полнота, многосторонность, цельность мироощущения.

Одной из составных частей обыденного сознания является общественная психология - эмоциональное отношение людей к общественному бытию. Она охватывает собою область социальных чувств, настроений, представлений, эмоций, традиций, обычаев, предрассудков, взглядов, формирующихся у различных социальных групп людей в условиях их повседневной жизнедеятельности: в труде, в общении между собой. Общественная психология представляет собой первую, непосредственную ступень отражения общественного бытия. На ее основе складывается общественное мнение - это суждения людей по поводу фактов действительности, оценка состояния жизни в области экономики, политики, морали, науки, религии и т. д. В этих суждениях переплетается обыденный, эмпирический подход к событиям общественной жизни с теоретическим, научным.

Теоретическое сознание представляет собой отражение существенных связей и закономерностей действительности. Оно стремится проникнуть в ее внутреннюю сторону, поэтому находит свое выражение в науке. Теоретический уровень общественного сознания трансформируется в идеологию, которая представляет собой совокупность теоретически обоснованных политических, философских, эстетических взглядов, правовых и нравственных норм и принципов, которые носят систематизированный характер. Идеологические воззрения обусловлены экономическими отношениями и выражают интересы, цели, стремления, идеалы определенных классов и других социальных слоев и групп. В идеологии идеи и взгляды систематизируются, разрабатываются теоретически, приобретают характер идеологических систем и концепций.

Многообразие видов общественно- практической деятельности людей порождает различные способы духовного освоения действительности. В силу этого можно выделить следующие формы общественного сознания: политическое, правовое, нравственное, эстетическое, религиозное или атеистическое, философское и научное. Процесс дифференциации общественного сознания, возникновение новых структурных элементов продолжается, и он обусловлен объективным процессом дифференциации общественных отношений, потребностями развития общества.

Все формы общественного сознания тесно связаны между собой и оказывают воздействие друг на друга. В различные социальные эпохи их роль в жизни общества меняется. Так, эпоха Возрождения характеризуется возрастанием роли эстетического освоения мира, а период средневековья - господством религии; становление капиталистических отношений в Новое время положило начало постоянно возрастающему воздействию науки на все стороны общественной жизни.

Сознание не является единственным уровнем, на котором представлены психические процессы, свойства и состояния человека. Далеко не все, что воспринимается человеком и оказывает влияние на принятие решений, им осознается. Кроме сознания у человека есть и сфера бессознательного.

Бессознательное - это те явления, процессы, свойства и состояния, которые оказывают влияние на поведение человека, но не осознаются им.

Бессознательное проявляется в различных формах - влечении, установке, ощущении, интуиции, сновидении, гипнотическом состоянии и др. Но не все неосознаваемое, находящееся за пределами фокуса сознания, следует относить к бессознательному. К уровню бессознательного относятся инстинкты, от которых человек как биологическое существо не может освободиться. Но инстинкты порождают у человека желания, эмоции, волевые импульсы, которые могут переходить на уровень осознания, и, кроме того, бессознательное может направлять поведение людей и в этом отношении воздействовать на их сознание. Но так называемые автоматизмы и интуиция могут сформироваться на уровне перцептивно-мыслительной деятельности, а затем, в результате многократного повторения, приобрести бессознательный характер, выйти из-под контроля сознания.

В структуре бессознательного особое место занимает уровень подсознания, включающий психические явления, связанные с автоматизмами. С физиологической точки зрения бессознательные процессы весьма целесообразны. Они выполняют охранную функцию, освобождая мозг от перенапряжения, автоматизируя человеческие действия и увеличивая творческие возможности человека.

Бессознательное начало представлено практически во всех психических процессах, состояниях и свойствах человека. У него есть бессознательная память, бессознательное мышление, бессознательная мотивация, бессознательные ощущения и т. п. Для философии особый интерес представляет личностное проявление бессознательного. К бессознательному в личности относят такие качества, потребности, интересы и т. п., которые человек не осознает, но которые находят свое проявление в различных его непроизвольных действиях и психических явлениях. Это могут быть ошибки (оговорки, описки и т. п. явления), непроизвольное забывание имен, обещаний, событий, фактов. Это могут быть фантазии, мечты, грезы или сновидения.

По З. Фрейду, ошибки не являются случайными нарушениями письменной или устной речи. В них проявляются скрытые для человека мотивы, переживания или мысли. Ошибки возникают в результате столкновения бессознательных намерений человека с осознаваемой целью действия. Это неосознаваемое противоречие между скрытым мотивом и целью. Ошибки есть результат преобладания бессознательного над сознательным.

Забывание имен, фактов, событий и т. п. связано с какими-то не осознаваемыми человеком отрицательными эмоциями, неприятными чувствами, которые когда-то возникли у него по отношению к человеку с этим именем, к тому или иному событию или факту. Сновидения и грезы, по Фрейду, свидетельствуют о бессознательных желаниях, чувствах, намерениях человека, его неудовлетворенных или не вполне удовлетворенных потребностях. Для расшифровки сновидений необходим специальный метод - психоанализ.

Термин "бессознательное" используется для характеристики не только индивидуального, но и группового поведения, цели и действия которого не осознаются участниками действия. Последователь и популяризатор концепции Фрейда К. Юнг, изучая бессознательное, обнаружил в его структурах образы коллективного бессознательного - "архетипы". В отличие от "комплексов" Фрейда как индивидуальной жизни человека, архетипы связаны с коллективной жизнью людей и передаются из поколения в поколение по наследству. Архетипы представляют собой систему врожденных программ и установок, типических реакций, которые не декларируются как социокультурные нормы, но исходят из глубинных наслоений психической жизни человеческого рода. Это образы какого-то героя, прародителя, чудовища и т. п. Они могут служить объяснительной моделью поведения человека и общества. Если сознание не будет учитывать возможность проявления архетипов и ориентировать их, психике грозит вторжение бессознательного в самых примитивных формах. По мнению К. Юнга, это может привести к индивидуальным и массовым психозам, лжепророчествам, волнениям и войнам.

Следует заметить, что и сознание, и бессознательное являются реальными сторонами психики, обеспечивающими ее единство. В генезисе психики человека бессознательное является первым этапом ее становления и развития, на основе которого начинает формироваться сознание. Под влиянием эволюции сознания бессознательное в субъекте очеловечивается и социализируется.

Интегрирующим ядром в структурной организации сознания является мышление. Оно не только пронизывает все его составляющие, но и выступает ведущим фактором (при нормальном состоянии психики) поведения людей, их конструктивной практической деятельности. В свою очередь эмоции способны порождать новые потребности и мотивы, а воля ведет к достижению нового знания, выступает связующим звеном знаний, эмоций и практической деятельности людей.

В разных сферах практической, познавательной и коммуникативной деятельности субъекта с необходимой полнотой обнаруживается роль каждого компонента сознания, которые без воздействия и участия друг друга не функционируют.

В зависимости от роли основных компонентов сознания в регулировании человеческой деятельности в его структуре можно вычленить сферы: когнитивную, эмоциональную и мотивационно-волевую.

Когнитивную сферу сознания составляют познавательные особенности субъекта, процесс познания и результат познавательной деятельности. Они происходят в левом полушарии мозга человека, ориентированного, в первую очередь, на внешний предметный мир, и ее главной целью является адекватное отражение мира.

Здесь необходимо следующее пояснение. Учеными доказано, что мозговые системы левого и правого полушарий человеческого мозга при некоторых его заболеваниях дублируют друг друга. Однако во многих отношениях деятельность каждого полушария специализирована, т. е. мозг человека асимметричен. Левое полушарие оперирует словами, символами, понятиями. Ему принадлежит ведущая роль в логическом абстрактном мышлении. Правое полушарие "имеет дело" преимущественно с обобщенными образами. Оно - база конкретного мышления. Но независимо от специализации, каждое полушарие обогащает и дополняет сведения, полученные другим. Например, стоит мысленно произнести слово "яблоко" как воображение создает его целостный образ - форму, цвет, запах и т. п.

Эмоциональная сфера выражает состояние внутреннего мира человека, его личностное, субъективно-психологическое отношение к объекту внешнего мира, к другим людям, к самому себе. Она включает:

 

 

Эмоции - это отражение объекта в форме переживания, душевного волнения и оценочного отношения к нему. В эмоциях объект не противостоит субъекту, а переживается как единое целое с субъектом, удовлетворяя его потребности. При сильных переживаниях сознание может даже отключаться.

Мотивационно-волевая (или ценностно- смысловая) сфера "ответственна" за формирование мотивов, интересов, духовных идеалов личности в единстве со способностью достигать цели. Волевые действия, побуждая или тормозя активность субъекта, проявляются в ситуациях выбора мотивов и целей. В этой сфере формируется и развивается не истина как форма согласования сознания, мысли и предметной действительности, а ценности красоты, справедливости, добра, долга как форма согласования действительности с нашими идеалами, целями, убеждениями.

Волевая и эмоциональная сфера происходят в правом полушарии мозга человека, в котором предметом познания выступает сам субъект и продукты его творческой самореализации в многообразных формах духовной культуры общества.

Знания, эмоции, воля в своем единстве характеризуют работу сознания и обеспечивают выполнение им ряда жизненно важных для человека функций.

Важнейшая функция сознания, выражающая его сущность, есть функция познания - верного, адекватного отражения действительности. Сознание позволяет человеку проникнуть в сущность предметов, процессов, явлений объективного мира, получить нужную информацию о них. Познание осуществляется в формах чувственного и рационального отражения, на эмпирическом и теоретическом уровнях мышления. Особенность человеческого отражения - его осознанность. Иначе говоря, познание неразрывно связано с осознанием того, что собой представляет та или иная вещь, в каких отношениях она находится с другими вещами, какое значение она имеет для познающего субъекта. Осознание присуще только человеку.

Благодаря единству познания, осознания, самосознания выполняется важная функция оценки получаемой информации. Человек не только получат данные о внешнем мире, но и оценивает степень их адекватности и полноты, оценивает саму действительность с точки зрения своих потребностей и интересов.

Человеческое сознание выполняет также функцию накопления знаний (аккумулятивную функцию). В сознании индивида накапливаются знания, полученные из непосредственного, личного опыта, а также добытые его современниками или предшествующими поколениями людей. Эти знания становятся основой для добывания новых знаний, для осуществления практических действий.

Однако их реализация возможна лишь благодаря тому, что сознание выполняет еще одну важную функцию - постановку цели. Опережая ход событий, человек строит модель "желаемого будущего" и определяет пути его достижения, то есть ставит цель и планирует свои действия.

Высшие возможности сознания проявляются в его конструктивно-творческой функции, заключающейся в мысленном конструировании направлений и форм деятельности человека в целях создания принципиально нового. Сознание может предсказывать, предвосхищать то, что произойдет в силу действия объективных законов.

На основе оценки факторов и в соответствии с поставленными целями сознание регулирует, упорядочивает действия человека, а затем и действия человеческих коллективов, то есть осуществляет функцию управления. Так как деятельность индивида как общественного существа требует общения личности с другими людьми, взаимного обмена мыслями и знаниями, то сознание, преобразуя мысль в слово, осуществляет функцию связи (коммуникативную функцию).

 

Вывод. Сознание - это такое свойство человека, которое позволяет ему ориентироваться в окружающем мире, строить планы своих действий и предвидеть их результаты, контролировать свое поведение и оценивать себя самого, так и окружающие явления и вещи. Сознание и объективный мир - противоположности, образующие единство. Основой его является практика, чувственно-предметная деятельность людей. Именно она и порождает необходимость психического, сознательного отражения действительности. Необходимость сознания, и при этом сознания, дающего верное отражение мира, лежит в условиях и требованиях самой жизни человека и человечества.

 

 

Лекция 11

 

ДИАЛЕКТИКА И ЕЕ ЗАКОНЫ

 

Вопросы:

 

 

1. Понятие диалектики.

2. Законы диалектики.

 

Чтобы ориентироваться в быстро меняющейся обстановке, не потеряться в нарастающем потоке информации, прогнозировать свое будущее современный человек должен иметь четкие ответы на вопросы о том: изменяется ли мир? Есть ли в нем что-то неизменное? Повторимы ли изменения? Развиваются ли материя и сознание?

Специальные науки, изучающие различные изменения (процессы образования и разрушения живых организмов, химических соединений, звездных систем, государств и т. п.) не могут ответить на вопрос о характере изменений мира, в целом. Ответ на него дает философия, которая занимается исследованием всеобщих свойств и закономерностей любых изменений и любого развития. Эта часть философии называется диалектикой (от греч. "dialegomai" - веду беседу, рассуждаю).

Диалектика как учение о наиболее общих законах всяких изменений и развития в природе, обществе и мышлении рассматривает, прежде всего, три проблемы:

- особенности, отличающие развитие от других изменений и его направления;

- источник развития;

- формы, в которых совершается любое развитие.

Термин "диалектика" в период своего рождения означал спор, столкновение противоположных мнений, в процессе которых познается истина. Именно в таком смысле впервые применил это слово Сократ. Уже Платон понимал под диалектикой логические операции по расчленению и связыванию понятий. Впоследствии на протяжении 2,5 тыс. лет философы создавали теорию развития, уточняя и наполняя ее новым содержанием.

Диалектику можно определить как философское учение о законах универсальной связи и развития материи и сознания. Отсюда следует, что эти законы, регулируя процессы изменений как в материальных системах, так и в идеальных образованиях (сознании), имеют всеобщий и универсальный характер. Они пронизывают мир и являются той системой связей, которая характеризует его единство.

В истории философии сложились три основные формы диалектики: 1) античная, которая была наивной и стихийной (Гераклит, Платон, Аристотель, Зенон); 2) немецкая классическая (Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель), разработанная на идеалистической основе; 3) материалистическая, основы которой были заложены Марксом и Энгельсом. Философы не сразу пришли к осознанию того, что диалектика присуща не только идеальному бытию, но, прежде всего, реальному (материальному) бытию. То есть существует не только субъективная, но и объективная диалектика. В целом, полемика между представителями материализма и идеализма положительно сказались на разработке диалектики как учения о развитии.

Объективная диалектика - это развитие реального мира, т. е. природы и общества. Субъективная диалектика - это, во-первых, диалектическое мышление (диалектика понятий) - отражение диалектического движения (развития) объективного мира; во-вторых, теория диалектики, т. е. учение о всеобщих законах развития как внешнего мира, так и мышления.

Существует и так называемая "субъективистская диалектика" (характерная, например, для софистов), по Г. Гегелю, "внешняя, пустая диалектика", не доходящая до диалектики реальности, не отражающая ее. Она есть "гибкость понятий", т. е. их текучесть, изменяемость. Это, чаще всего, игра понятий, жонглирование ими с целью достижения каких-то результатов в споре, юридической практике.

В этой связи необходимо пояснить, что познание, диалектика понятий (субъективная диалектика), будучи отражением объективного мира, не может осуществляться по законам, принципиально отличным от законов развития реальной действительности, диалектики бытия (объективной диалектики). Тем самым объективный мир и человеческое мышление подчинены одним и тем же всеобщим законам - законам диалектики. Это значит, что они не могут противоречить друг другу в своих результатах, а должны согласовываться между собой.

Противостоит диалектики догматизм (от греч. "dogma" - мнение, положение, решение), под которым понимается подход к тем или иным проблемам, игнорирующий конкретные условия места и времени, склонность к абстрактным, оторванным от реальной жизни положениям, часто претендующим на непререкаемые истины. В философии догматизм характеризуется как метафизическое (недиалектическое) мышление. Термин "метафизика" многозначен. Буквально он означает "то, что после физики". В античности с ним связывали философскую часть учения Аристотеля, которую его последователи отграничивали от физики (учения о природе). В широком смысле этот термин используется для обозначения той части философии, которая занимается наиболее отвлеченными, умопостигаемыми проблемами бытия и познания. В узком смысле слова метафизика выступает как метод мышления, противостоящий диалектике и заключающийся в упрощенном понимании развития. От Аристотеля до Ф. Бэкона метафизика была исторически оправданна, т.к. наука в этот период занималась собиранием фактов и расчленяла природу на составляющие элементы. Далее этап систематизации накопленных знаний, рассмотрение процессов, происходящих с вещами, метафизика оказалась несостоятельной, на смену ей должна была прийти диалектика.

Наиболее адекватной содержанию современной эпохи является материалистическая диалектика. Согласно ей, субстанцией мира является саморазвивающаяся материя. Это означает, что при рассмотрении любого уровня организации материи в нем обязательно обнаруживаются направленные необратимые изменения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 367; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.