КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Планы семинарских занятий 9 страница
То или иное понимание субстанции в моделях мира вводится как исходный постулат, представляя собой, прежде всего, материалистическое или идеалистическое решение основного онтологического вопроса: что первично - материя или сознание? Различают также метафизическое понимание субстанции как неизменного начала и диалектическое - как изменчивой, саморазвивающейся сущности. Все это вместе взятое дает нам качественную интерпретацию субстанции. Количественная интерпретация субстанции возможна в трех формах: монизм объясняет многообразие мира из одного начала (Гегель, Маркс), дуализм - из двух начал (Декарт), плюрализм - из множества начал (Демокрит, Лейбниц). В субъективном идеализме такой субстанцией является Бог, который вызывает в верующих совокупность ощущений, т. е. порождает бытие. В объективном идеализме субстанция также лежит в основе бытия, хотя здесь она также является лишь формой абстрактной мысли. Для материализма сущность - это взаимодействие тех элементов, из которых состоит само бытие, и поэтому здесь субстанция - это многообразные взаимодействия внутри самого бытия. Впервые эту мысль высказал Б. Спиноза, для которого субстанция и есть взаимодействие, порождающее все многообразие свойств и состояний вещей. В материалистическом понимании субстан- циональной основой мира является материя. Категория "материя" введена в философию для обозначения объективной реальности. Существует множество определений этой философской категории. В качестве исходного предлагается следующее. Материя - это объективная реальность, существующая независимо от человеческого сознания и отображаемая им. На пути своего формирования понятие "материя" прошло несколько этапов. На первом материя отождествлялась с той или иной природной стихией (вода у Фалеса, воздух у Анаксимандра, огонь у Гераклита и т. п.), на втором - с атомами, веществом, с комплексом их свойств (Демокрит, Гольбах, Гельвеций), на третьем - с объективной реальностью (Ленин). Понятие "материя", отражая предельно общие свойства объективного мира, является абстракцией. Не существует материи вообще, как не существует человек вообще, стул вообще и т. п. Однако категория "материя" имеет под собой объективное основание: существование многообразной действительности независимо от сознания и воли человека. Материя - это единственно существующая субстанция. Она вечна и бесконечна, несотворима и неуничтожима, есть причина самой себя. Материя есть объективная реальность, отражаемая человеком в его чувствах и мыслях. То есть материя являет собой форму объективного бытия. Она выступает в качестве конечной причины себя самой и всех форм идеального бытия, с необходимостью воздействуя на них, в том числе и на человеческое сознание. Понятие материи характеризует как внешние, так и внутренние стороны реальности, а познание ее происходит при помощи науки и в других формах. Поэтому в естествознании всякое познание - это познание материи, поскольку наука стремится дать не только внешнее описание вещей, но и раскрыть их внутреннюю основу - причину их существования и те свойства, которыми они обладают. В конце XIX - начале XX вв. последовал каскад научных открытий, существенно изменивших представления о материи и ее свойствах. Основные открытия были сделаны в естествознании (см. схему 5). Названные открытия показали, что атом не есть последний, неделимый "кирпичик" вещества и мироздания, в целом. Крушение старых представлений о материи привело некоторых естествоиспытателей и философов к "физическому идеализму". Они стали рассуждать о том, что "атом дематериализовался", "движение происходит без материи", "материя исчезла" и т. п. Значит, полагали они, материализм как философское направление потерпел крах.
Заблуждение представителей "физического идеализма" состояло в том, что они смешивали естественно-научные представления о материи с философской категорией "материя". Однако на деле оказалось, что делимость атома означала не "исчезновение" материи, а углубление и расширение наших знаний о материи и ее свойствах, а также открытие ее новых видов. Уже к началу XX в. окончательно выяснилось, что материя - не только вещество, но и различные виды полей - гравитационные, электромагнитные, ядерные. Была доказана неисчерпаемость, вечность и бесконечность материи. Относительно недавно наука проникла в структуру элементарных частиц и вплотную начала исследование физического вакуума - своеобразного материального состояния, особого рода резервуара, из которого рождаются и в который переходят элементарные частицы. Таким образом, материя существует в многообразии своих видов, через них, а не наряду с ними.
2. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ БЫТИЯ
Универсальными, т. е. свойственные всем предметам... связям и явлениям, формами и способами бытия являются движение, время и пространство. Интерес к ним возник еще в глубокой древности и сохраняется до наших дней. Более того, изучение различных форм движения, пространственных и временных связей материальных явлений составляет основную задачу всех специальных наук. В отличие от них философия рассматривает не конкретные проявления способов и форм бытия, а их всеобщие и универсальные свойства. Материя немыслима без движения так же, как движение немыслимо без материи. Если есть движение, то это движение "чего-то", а не движение "само по себе", движение "ничего". Движение - атрибут, неотъемлемое свойство материи, они тесно связаны и не существую друг без друга. Однако в истории познания имели место попытки оторвать этот атрибут от материи. Так, сторонники "энергетизма" - направления в философии и естествознании конца XIX - начала XX вв., пытались все явления природы свести к видоизменениям энергии, лишенной материальной основы, то есть оторвать движение от материи (как известно, энергия является количественной мерой различных форм движения материи). Энергия представителями этого учения трактовалась как духовный феномен, основа всего существующего. Сторонники же концепции "тепловой смерти Вселенной" пришли к выводу, что все формы движения в природе должны будут превратиться в теплоту и равномерно рассеяться в мировом пространстве. Вследствие этого температура между всеми телами уравновесится и движение прекратится, наступит "конец мира". Однако данная концепция, как и теория "энергетизма", несовместима с законом сохранения и превращения энергии, согласно которому энергия в природе не возникает из ничего и не исчезает; она может только переходить из одной формы в другую. А потому движение неуничтожимо и неотрывно от материи. Движение это всякое изменение вообще. Покой есть частный случай движения, его момент. Движение абсолютно, покой относителен. Не существует вечного состояния равновесия, состояния покоя. Это состояние когда-нибудь обязательно нарушится. Движение существует в различных формах, которые кроме общих свойств имеют и весьма существенные качественные отличия. Можно выделить пять основных форм движения, неразрывно связанных между собой: механическое, физическое, химическое, биологическое, социальное. Каждая форма движения материи органически связана с определенным уровнем ее структурной организации. В свою очередь, каждый из этих уровней имеет свои специфические закономерности и свой носитель. Иначе говоря, качественное своеобразие одного уровня отличается от качественных характеристик другого. Причем качественное своеобразие одного уровня не может быть объяснено качественным своеобразием другого. Так, например, математическое описание движения микрочастиц воздуха, возникающего при вербальном общении, не может служить основанием для объяснения содержания речи. Если каждая низшая форма, так или иначе, представлена в высшей, то это не означает того, что ту или иную высшую форму всегда можно обнаружить в низшей, а тем более свести к одной из низших форм. Здесь редукционизм, то есть возвращение, упрощение, сведение сложного к более простому недопустим. Особым видом движения, изменения является развитие. Развитие - это такое количественно-качественное изменение объекта или его состояния, которое характеризуется направленностью, определенными законо- мерностями и необратимостью. Категория "развитие" конкретизируется в таких категориях, как "становление" - (первоначальное формирование предмета), "прогресс" - восхождение от высшего к низшему, "регресс" - нисхождение от высшего к низшему. Наукой о развитии в его полном виде является диалектика. В современной науке категория "развитие" углубляет свое содержание в понятиях "коэволюция" - выражающего сопряженное, взаимообусловленное изменение всех материальных и духовных систем и "универсальный (глобальный) эволюционизм", который охватывает все сферы естествознания, обществоведения и культуры. Пространство и время, будучи атрибутами материи, являются в то же время важнейшими формами бытия. Что следует понимать под пространством и временем с философской точки зрения? Пространство - это всеобщая, объективная форма существования материи, которая выражает порядок расположения одновременно существующих объектов. Пространство характеризует протяженность материи, ее структурность, взаимодействие элементов в тех или иных материальных системах. Оно является непременным условием существования любого материального объекта. Пространство реального бытия трехмерно и в этой трехмерности оно бесконечно и неисчерпаемо. Кроме того, пространство однородно и изотропно. Однородность пространства связана с отсутствием в нем "выделенных" каким-либо образом точек. Изотропность пространства означает равноправность в нем любого из возможных направлений. Специфическими свойствами пространства можно назвать характеристику различных материальных систем: симметрия и асимметрия, их форма и размеры; расстояние между элементами или подсистемами, границы между ними. Время - всеобщая, объективная форма существования материи, выражающая длительность бытия и последовательность сменяющих друг друга состояний объектов. Время характеризует материальное бытие как вечное и неуничтожимое. Само же время характеризуется тем, что оно одномерно, асимметрично и необратимо. Наука доказала единство материи, движения, пространства и времени. Большой вклад в решение этой проблемы внес русский математик Н. Лобачевский (1792-1856), который в основу своей неевклидовой геометрии положил идею о тесной зависимости геометрических отношений от природы материальных тел. Он пришел к выводу о том, что свойства пространства не являются всегда и везде одинаковыми и неизменными, они изменяются в зависимости от наиболее общих свойств материи. Глубокое обоснование единства материи, движения, пространства и времени дал А.Эйнштейн (1879-1955), создавший специальную (1905) и общую (1916) теорию относительности. В соответствии со специальной теорией относительности пространственно- временные свойства тел зависят от скорости их движения. Пространственные размеры сокращаются в направлении движения при приближении скорости тела к скорости света в вакууме (300 000 км/с), а временные процессы в быстро движущих системах замедляются. Так процесс в движущейся относительно системы отсчета системе происходит медленнее, чем в системе отсчета. Человек, который бы слетал на космическом корабле на Сириус и обратно со скоростью близкой к скорости света, состарился бы при этом на 9 лет, а его сверстники на Земле - на 15. Пространство и время в специальной теории относительности представляются как взаимосвязанные свойства физических систем и процессов, единство которых реализуется в понятии "пространство-время", и описывается с помощью четырехмерной геометрии. В основе общей теории относительности лежит положение о том, что четырехмерное пространство-время, где действуют силы тяготения, подчиняется соотношениям неэвклидовой геометрии ("искривление" пространства). Эта теория говорит о влиянии на ход времени гравитационных масс. Вблизи массивных тел время замедляется, как и в центре планет (чем на их поверхности). Этот эффект тем заметнее, чем больше масса небесных тел. Таким образом, теория относительности А. Эйнштейна показала неразрывную связь между пространством и временем, а также между движением материи и ее пространственно-временными формами существования. Следует подчеркнуть, что проявление времени и пространства различно в различных формах движения, поэтому выделяют биологическое, психологическое, социальное и другие пространства и время. Так, например, психологическое время связано с чувственно-практическим опытом человека: с его психическим состоянием, установками и т. п. Время в той или иной ситуации может "замедляться" или наоборот, "ускоряться", оно "летит" или "тянется". Это субъективное чувство времени. Биологическое время связано с биоритмами живых организмов, со сменой дня и ночи, со временем года и циклами солнечной активности. Социальное время во многом обусловлено темпами развития производительных сил и научно-технического прогресса.
Вывод. Современное философское понимание бытия, тесно связанное с естественнонаучными взглядами и достижениями, включает в себя различные мировоззренческие подходы, течения и направления в познании мира.
Лекция 10
ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОЗНАНИЯ
Вопросы:
1. Сознание: его происхождение и сущность. 2. Структура и функции сознания.
Человек обладает удивительной способностью воспроизводить в своих идеальных образах объекты и свойства окружающего мира, их взаимосвязи и взаимодействия. Это возможно благодаря сознанию. Сознание - это весьма сложное, многогранное, многоаспектное явление, возникающее лишь на определенном этапе развития живой природы. Феномен сознания в силу своей многогранности изучается различными науками, каждая из которых склонна определять его сообразно своим целям и интересам. Но любое из этих определений оказывается при этом неполным или односторонним. И хотя время приносит все новые открытия из области сознания, в нем остается еще много неизвестного и загадочного. Споры о сущности сознания длятся уже много веков. Вспомним из истории философии. В идеализме сознание, идеальное истолковывается как первичная субстанция, будто бы стоящая над материальным миром и порождающая его. Для материалистов сознание - способность идеального воспроизведения действительности. Сегодня общепризнано, что какими бы удивительными свойствами не обладало наше сознание, оно не сверхприродный дар, а естественное следствие развития и усложнения материального мира. Несмотря на то, что история понятия "сознание" весьма сложна, в ней можно обнаружить ряд его основных характеристик. Сознание предстает в качестве универсальной способности человека отражать и осмысливать реалии объективного мира, приобретать знания, преобразовывать, хранить и воспроизводить их вновь, обеспечивать регуляцию и ценностные ориентации людей, общаться и обмениваться опытом и передавать его от одного поколения к другому.
1. СОЗНАНИЕ: ЕГО ПРОИСХОЖДЕНИЕ И СУЩНОСТЬ
В философии сложилось ряд концепций происхождения и сущности сознания. 1. Объективно-идеалистическая концепция сознания как надличностной, трансцендентальной идеи (Платоновский мир идей; Гегелевская абсолютная идея; Бог у теологов), лежащей в основе всех форм земного бытия. В этом случае человеческое сознание есть продукт мирового разума. 2. Субъективно-идеалистические концеп- ции рассматривают сознание человека как самодостаточную сущность, содержащую картину самой себя и являющейся субстанцией материального мира (Р. Декарт, Дж. Беркли). 3. Концепция гилозоизма (в переводе с греч - овеществленная жизнь) утверждает, что сознание является атрибутивным свойством всего материального мира. С точки зрения гилозоизма, вся материя одушевлена или, по крайней мере, обладает предпосылками к мышлению (Б. Спиноза). 4. Вульгарный материализм полагает, что сознание имеет материальный характер, оно - результат функционирования определенных частей или образований мозга. Наиболее видные его представители К. Фогт, Л. Бюхнер, Я. Молешотт. 5. В концепции социологизации сознание ставится в зависимость от внешней, в том числе и социальной среды. У истоков этих идей стоит Дж. Локк и его последователи, французские материалисты XVIII в., считающие, что человек рождается с душой, сознанием, как чистый лист бумаги. 6. Материалистическая концепция подходит к изучению сознания как сложному, внутренне противоречивому феномену единства материального и идеального, объективного и субъективного, биологического и социального. Все рассмотренные концепции имеют право на существование в рамках философского знания. Разнообразие интерпретаций сознания связано в первую очередь, с вопросом о природе сознания и обоснованием его содержания. Современная наука и философия отдают предпочтение диалектико-материалистической концепции, которая в отличие от других позволяет исследовать различные формы и продукты мыслительной деятельности научными методами. Но и данная концепция не дает логически непротиворечивых и проверяемых на практике ответов на фундаментальные проблемы сознания: - Как в процессе эволюции неживой природы возникла мыслящая материя? - Каков механизм превращения материального, биологического раздражения в центральной нервной системе живых организмов в идеальное отражение, в акт сознания? - Что такое идеальное, какова его природа? Указанные вопросы непосредственно связаны с общей философской и научной проблемой происхождения человека, решение которой предлагает концепция антропосоциогенеза. В рамках этой концепции сформулированы теории отражения и эволюционно-трудовой природы происхождения человека. Согласно концепции отражения, сознание является свойством высокоорганизованной материи - головного мозга человека. Из известных современной науке материальных структур именно мозг обладает наиболее сложной организацией. Различают головной и спинной мозг. Мыслительные процессы осуществляются в коре головного мозга. Около 15 млрд нервных клеток (нейронов) образуют системное целое - мозг, в котором происходят электрохимические, физиологические, биофизические, биохи- мические, биоэлектрические и другие материальные процессы. Возникнув в результате длительной эволюции живого, мозг человека как бы заключает биологическую эволюцию, замыкая на себя всю информационно-энергетическую систему человеческого организма. Эта грандиозная система, выработанная в длительном процессе эволюции, посредством механизмов возбуждения и торможения способна управлять не только сознанием, но и всей психикой человека, всеми ее структурными и функциональными образованиями. Как результат исторической эволюции живого мозг выступает генетическим продолжением более простых форм и способов связи человека с внешним миром С философской точки зрения, под сознанием понимают способность человеческого мозга целенаправленно, обобщенно и оценочно отражать объективную реальность в чувственных или логических образах. Из этого определения следует, что сознание тесно связано с понятием отражения. Отражение - всеобщее свойство материи, заключающееся в воспроизведении в ходе взаимодействия особенностей отражаемого объекта или процесса. Основой и признаком отражения являются взаимодействие материальных систем и возникающие в ходе его адекватные внешним воздействиям изменения (отпечаток, след и т. п.). Отражение в основе своей связано с передачей вещества и энергии. Но главное состоит в воспроизведении одним явлением структурных особенностей другого (отображаемого) объекта. С простейшей формой отражения мы встречаемся в неорганическом мире. Например, остается след на мокром песке, если прошел человек. Это пассивное отражение. Оно осуществляется в форме механических и физико-химических изменений (реакций). По мере усложнения организации материи и появления жизни на Земле у простейших организмов (амеба и др.), а также растений сформировалась способность "отвечать" на воздействие внешней среды. Эта форма отражения называется раздражимостью. Прошли миллионы лет, прежде чем появилась способность ощущения, с помощью которого уже более высоко организованное живое существо на основе сформировавшихся органов чувств (слуха, зрения, осязания и др.) приобрело способность отражать отдельные свойства объектов - цвет, форму, твердость, влажность и т. п. Это стало возможным потому, что у животных появилась нервная система, которая позволяет активизировать их отношения с окружающей средой. Высшей формой отражения на уровне животного мира является восприятие, которое позволяет охватить объект в его целостности и полноте. Отражение как результат взаимодействия объектов не прекращается после завершения этого процесса, а продолжает существовать в отражающем объекте как след, отпечаток отражаемого явления. Это отраженное многообразие структур и свойств взаимодействующих явлений получило название информации, понимаемой как содержание процесса отражения. Этимологически понятие "информация" означает ознакомление, разъяснение, сообщение. Наиболее употребительные определения информации сводятся к следующим: - сообщение, описание фактов; - новости, новые сведения; - уменьшение неопределенности в результате сообщения; - передача, основа связи и управления в живой природе и машинах. Всякая информация обладает тремя основными параметрами: содержанием, количеством, ценностью. Возникновение сознания является результатом эволюции природы. С усложнением жизни на Земле возникает живая природа, характеризующаяся наличием элементарных форм отражения: раздражимости, возбудимости, чувствительности. Дальнейшие эволюционные процессы приводят к возникновению мозга, центральной нервной системы, психики животных, а затем психики человека и его сознания. Но его формирование у человека предполагает наличие определенных биологических, в том числе и физиологических предпосылок. Сознание человека могло возникнуть только на уровне общества, а способность человека мыслить - лишь при вступлении его во взаимосвязь с другими людьми, с возникновением общественных отношений и культурным производством. К биологическим предпосылкам сознания наука относит: - психическую деятельность животных, связанную с функционированием центральной нервной системы и головным мозгом; - зачатки орудийной деятельности, инстинктивный труд человекоподобных предков, потребовавший освободить передние конечности в сочетании с прямохождением; - стадная форма обитания животных и возникновение звуковой сигнализации для передачи информации. Но эти предпосылки еще не достаточны для появления человеческого сознания. Его появление наука связывает с историей становления человеческого общества. Процесс антропосоциогенеза насчитывает примерно 5 млн. лет, из которых более 95% ушло на формирование первых коллективов. Наука доказала, что человек произошел от высокоорганизованных прогоменидов, близких как к человеку, так и к обезьяне. То есть, высшие обезьяны - это не предки человека, а только его "дальние родственники", имеющие с людьми общих предков. Изготовление орудий труда явилось поворотным пунктом в эволюции живого. С этого момента начинает свою историю процесс формирования человека как особого биосоциального вида и зарождения общественных отношений. Биологическая эволюция, требующая приспособления вида к изменяющейся внешней среде, сменяется приспособлением внешнего природного мира к изменяющимся потребностям человека посредством трудовой деятельности. Непосредственными предшественниками питекантропов были хабилисы (Homo habilis - человек умелый), которые изготовляли орудия труда, но по морфофизиологической организации оставались животными. От названия французской деревни Неандерталь, где были найдены останки одних из первых людей, их называют неандертальцами. Они изготовляли каменные и костяные ножи, наконечники копий, овладели искусственными способами добывания огня. Возраст самых древних каменных орудий, найденных учеными, составляет 2,5 млн лет. Дальнейшее совершенствование орудий труда, усложнение общественных отношений привели 50-70 тыс. лет назад к возникновению родового строя и развитию культуры. Психика людей той эпохи уже резко отличалась от психики животных. У них появилось сознание. Затем произошла смена неоантропа Homo sapiens (человек разумный) человеком современного вида, а также установлением и господством социальных закономерностей. В связи с переходом человека к производству орудий труда можно говорить о трех взаимосвязанных следствиях этого процесса. Во-первых, принципиально новое качество жизнедеятельности человека с неизбежностью обусловливает изменение физиологических функций организма и соответственно изменение его существенных биофизиологических качеств. Человек переходит к прямохождению, перераспределяются роли конечностей, обновляется принцип кровообращения и т. д. Эти изменения физиологических функций организма создают биологически благоприятные условия для активизации деятельности мозга и его развития. Мозг первобытного человека уже существенно превышает по объему и весу мозг человекообразной обезьяны и отличается гораздо большей сложностью своего строения. Во-вторых, процесс изготовления орудий труда, миллиарды раз из поколения в поколение повторяемые производственные операции с помощью орудий труда накапливают опыт человека. Логика все усложняющихся практических действий постепенно закрепляется в логике мышления, тренируя и развивая мозг, расширяя информационные возможности. В-третьих, совершенствующийся производ- ственный процесс одновременно усложняет и всю гамму жизненных проявлений индивидов. Становятся более многогранными и сложными их отношения между собой. Расширяется и усложняется их общение, в котором появляются социальные мотивы: общение по поводу орудий и результатов труда, отношения субординации и координации и т. д., расширяется диапазон социальных ролей и их регуляция. Все это вызвало к жизни и новое средство общения, средство передачи усложняющейся информации. В дополнение к первой сигнальной системе, присущей животным, появляется специфически человеческая система связи - вторая сигнальная система - речь, язык. Итак, вне труда, вне общества, вне языка нет и не может быть ни человека, ни его сознания. Это значит, что мозг сам по себе не может мыслить по-человечески. Он становится органом человеческого сознания тогда, когда человек вовлекается в общественно-трудовую жизнь, развивает культуру. Обладает сознанием, мыслит не мозг, а человек с помощью мозга. Подчеркнем, что способность мыслить не наследуется, а передается от поколения к поколению через культуру в процессе социализации человека. Чтобы мозг конкретного человека обрел способность мыслить, его обладатель должен быть с детства включен в систему общественных связей и развивался в соответствии требованиями и нормами общества, в котором он живет. Нельзя стать личностью, не овладев общественным опытом. Одной из наиболее характерных черт сознания является его идеальность. Идеальное - это такая динамическая, подвижная модель объекта, в которой выражено его содержание и которая свободна от всех его реальных социоприродных свойств. К идеальному можно отнести все то, чего нет в окружающем нас мире, но что конструируется человеком в связи с теми или иными объективными обстоятельствами: мысленные или чувственные модели реальной действительности, моральные или правовые нормы, схемы ритуальных действий, обычаи, те или иные алгоритмы профессиональной деятельности и т. п. Идеальное - это психическое явление, которое представлено всегда лишь в сознательном состоянии отдельного человека. Это специфическое отображение мира, свойственное только человеку. Можно сказать, что идеальное есть субъективная реальность, существующая в восприятии, представлении или мышлении человека. Эти модели или образы таковы, что человек может включать их в свою деятельность. Он может их изменять, модифицировать, создавать на их основе материальные объекты. Иначе говоря, идеальное есть способность личности иметь информацию в "чистом" виде и оперировать ею во времени. Способностью к идеальному обладает только человек. Сознание человека отличается от психики высших животных следующими чертами: - сознание человека творчески активно. Животные лишь воспроизводят в психических образах предметный мир, а сознание человека в идеальной форме создает образы того, чего нет в материальном мире; - сознание человека конструктивно. Психическая деятельность животных направлена на приспособляемость вида к изменяющимся условиям жизни, а сознание человека ориентировано на преобразование мира; - сознание человека целесообразно. Животные реализуют в своей психической деятельности либо генетически заложенную программу, либо индивидуально приобретенный опыт, не передаваемый по наследству. Сознание человека направлено на достижение идеально сформулированной цели; - сознание человека обладает самосознанием. Реализуя программу своей жизнедеятельности, животные не анализируют свои действия, и не дают им оценок. У человека в процессе деятельности и сознания формулируется совокупность взглядов на себя как на индивидуального и социального субъекта. Самосознание определяется как осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, переживаний, интересов, своего положения в обществе. Самосознание - это целостная оценка самого себя как чувствующего, мыслящего и действующего субъекта. Когда внимание человека сосредоточено на восприятии внешних объектов, осознание себя в отношении с этими объектами проявляется нечетко. Явные формы самосознания имеют место тогда, когда сознание человека становится предметом его анализа или рефлексии (отражения себя).
Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 360; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |