Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Планы семинарских занятий 5 страница




По Фейербаху, философия будущего должна вобрать в себя все лучшее, что было в христианской религии, отбросив все плохое, что было в старой схоластической и догматической философии. Сильной стороной религии Фейербах считал ее близость к "сердцу" человека, эмоциональность, душевную интимность. Он считал, что философия невыгодно отличается от религии своей чрезмерной рациональностью, схематизмом, оторванностью от духовных потребностей человеческого "сердца". Сильной стороной христианства называет его мораль. Такой же моралью должна, по его мнению, обладать и новая философия. Фейербах поставил себе задачей выработать новую философскую мораль. Для этого необходимо было найти источник новых морально-нравственных установок. И если в христианстве и гегелевской философии таким источником был Бог, или Абсолют, то в новой философии Фейербах им стал Человек.

Фейербах полагал, что человек есть высшая ценность природы. В собирательном образе человека, по Фейербаху, все прекрасно, ценно, возвышенно, мудро. Человек стоит в центре мироздания. Поэтому и относиться к человеку надо соответственно: "Человек человеку - Бог". Христианство должно уступить место религии Человека. Старая богословская наука, теология, заменялись Фейербахом антропологией, то есть наукой о человеке.

Основные работы: "Мысли о смерти и бессмертии", "Лекции о сущности религии", "Сущность христианства", "Эвдемонизм" и др.

 

Вывод. За сравнительно короткий исторический срок Кантом, Фихте, Шеллингом, Гегелем и Фейербахом были созданы философские системы, которые образуют преемственный ряд и обладают общими признаками. Во-первых, они развивали диалектику не только как способ критики "чистого разума" (Кант), но и как универсальный метод познания и целостную систему логических категорий. Во-вторых, применяли диалектический метод к историческому процессу, пытались сформулировать законы общественного развития, правда, на базе объективного идеализма. В-третьих, верой в исторический прогресс, в плодотворность научного и философского познания действительности. В-четвертых, надежда на гуманизм, развитие уважения к человеку, который должен выступать как цель, а не средство и как универсальный предмет философии.

Артур Шопенгауэр (1788-1860) родился в Данциге в семье состоятельного коммивояжера. С детских лет показывал прекрасные способности к наукам. Окончив университет, преподает в Берлинском университете. Полемизировал с Гегелем, после эпидемии чумы в Берлине, от которой скончался Гегель в 1831 г. переезжает во Франкфурт, где прожил оставшиеся годы и написал свои основные сочинения: "О свободе человеческой воли", "О воле в природе" и др.

В целом философию Шопенгауэра можно охарактеризовать как философию нигилизма, попытку переоценки ценностей разума. Онтология Шопенгауэра представляет собой учение о воле как первооснове бытия, "воля к жизни" - непознаваемый научными способами иррациональный мировой принцип, активно действующий, безосновный, свободный и нецелеустремленный. Мир представлений, индивидуация вечно недовольной своими объективациями мировой воли, представляет собой иерархию индивидов, на вершине которой находится человек. По Шопенгауэру, все явления мира представлений как материальные, так и духовные, определяются действием единого закона достаточного основания, что делает невозможной свободу для индивидов. Сущностью каждой индивидуации является эгоистическая воля к жизни, в силу чего этот мир превращается в ад.

Общество у Шопенгауэра предстает как относительно сбалансированная система эгоистических устремлений индивидов, а государство и право - как факторы, сдерживающие индивидуальность и агрессивность. Преодолеть индивидуальный эгоизм способны избранные, аристократы духа, философы, гении. Преодоление эгоизма означает отказ от воли к жизни, что возможно в акте философского и художественного творчества и в нравственном сострадании. Эгоизм и сострадание - основные составляющие неизменного характера человека, а, следовательно, и его судьбы. Сострадание - мистическое тождество с другим, открывающее человеку страдание другого человека, позволяющее испытать к нему братскую любовь, является, по Шопенгауэру, прафеноменом нравственности. Иллюзорность счастья - вывод, определяющий смысл человеческой жизни как аскетического стремления к святости и тем самым к свободе.

В целом, можно отметить, что пессимистическая философия Шопенгауэре, осмысление предчувствия новой культуры, радикальной переоценки ценностей оказала огромное влияние на философию второй половины XIX века и начала XX века.

Основные работы: "мир как воля и представление", "О свободе человеческой воли", "О воле в природе", "Две основные проблемы этики" и др.

Карл Марк (1818-1883) родился в семье юриста, изучал в Бонне юриспруденцию, сотрудничал в газете, редактировал журнал. Благодаря финансовой поддержке Ф. Энгельса он много и плодотворно работает над своими сочинениями. Маркс - основатель и теоретик политической экономии, теории научного коммунизма и философии диалектического и исторического материализма, создатель и руководитель первых международных политических пролетарских организаций. По широте воздействия его идей на общественного сознание и социальные движения в XIX - XX вв. вряд ли может быть сопоставлен с кем-либо из мыслителей нашего времени, так же как и по разносторонности критики этих идей со стороны их противников. Совместно с Ф. Энгельсом написал ряд работ, в том числе "Манифест Коммунистической партии (1848), утвержденный на созданной ими первой международной коммунистической организации - Союза коммунистов. Затем Маркс обобщает опыт европейских революций 1848-1850 гг. и занимается углубленной разработкой экономической теории, результаты которой были опубликованы в работе "К критике политической экономии" и 1-м томе "Капитала". 2-й и 3-й тома, работу над которыми Маркс не закончил, были подготовлены к печати Энгельсом и вышли в свет после смерти Маркса. Маркс был идеологом и фактическим основателем в 1864 г. Международного товарищества рабочих (1-го Интернационала). Он приветствовал Парижскую Коммуну (1871) и проанализировал ее опыт в работе "Гражданская война во Франции" как первого в истории государства диктатуры пролетариата. В последние годы жизни активно участвовал в идеологической борьбе внутри социал-демократического движения.

Последователи Маркса выделяли два наиболее важных его открытия: одно в области социальной теории - материалистическое понимание истории, другое в экономической науке - теория прибавочной стоимости. Вся беда предыдущих мыслителей заключалась, по Марксу, в том, что они неправильно трактовали природу и сущность человека. Человек, согласно Марксу, есть продукт социальных отношений, и только в качестве такового его и надо рассматривать. "Не сознание определяет бытие, а социальное бытие определяет сознание" - вот лейтмотив марксовой социально-экономической теории. Поменяйте человеку условия его бытия - и он изменится в корне по всем своим человеческим характеристикам, уверял Маркс.

Однако человек - существо общественное. В обществе неизбежно возникают всевозможные материально-производственные отношения - кто-то работает, кто-то присваивает созданное, кто-то торгует, кто-то покупает и т. п. Все эти отношения возникают естественным путем, помимо воли и желания человека. Так создается экономическая структура общества, зависящая от уровня развития этих отношений, - рабовладение, феодализм, капитализм.

С течением времени материально-производственные отношения становятся все значимее, растущее население государства требует все большего удовлетворения материальных потребностей. Возникает естественное разделение труда, которое приводит к тому, что появляется группа людей, живущих духовным, интеллектуальным трудом - например, служители культа. Так возникает иллюзия того, что наряду с материальной существует еще и духовная сфера деятельности. Со временем, указывал Маркс, она превращается в действенное орудие закрепления власти господствующих классов. Так возникают соответствующие законы, мораль, философия и т. п.

В силу этого, подчеркивал Маркс, всеми без исключения историками мировая история трактовалась неправильно. Они не понимали того, что все мировые конфликты, равно как и социально-политические противоречия, надо рассматривать только как конфликт производительных сил и производственных отношений. В движении истории надо видеть не внешние (зачастую ложные) силы и влияние духовно-политических идей, а чисто материальные интересы. Отсюда и истоки классовой борьбы надо искать в экономических отношениях противоборствующих классов.

Маркс считал, что частная собственность возникла не сама собой, а путем постоянного присвоения капиталистом результатов труда наемных рабочих. В процессе производства товара рабочий часть времени работает как бы на себя, т. е. создает такое количество товара, которое капиталист тратит на зарплату рабочему. Однако другая часть рабочего времени уходит на производство того товара, который уже как бы принадлежит капиталисту. Эта не оплаченная капиталистом рабочему часть товара и есть прибавочная стоимость, которую капиталист кладет себе в карман. Отсюда проистекает социальный антагонизм между капиталистами и рабочими, которые вынуждены продавать свой труд. Разрешить противоречие между трудом и капиталом Маркс предлагал в ходе пролетарской революции: экспроприаторы должны быть экспроприированы.

Значительный вклад в разработку теории марксизма внес Ф. Энгельс (1820-1895). Помимо совместных работ с К. Марксом он написал "Анти-Дюринг", "Диалектика природы", в которых систематизировал диалектико- материалистические идеи, сформировал тезис о материальном единстве мира, разработал учение о формах движения материи и их взаимосвязи. Все это позволило ему разработать единую систематическую картину природы, соответствующую научным представлениям XIX в.

Значительный вклад в развитие и пропаганду философии марксизма внесли А. Бебель, П. Лафарг, К. Каутский, А. Грамши, а также русские философы - Г.В. Плеханова и В.И. Ленина. Фридрих Вильгельм Ницше (1844-1900) родился в деревне в семье лютеранского пастора, который умер, когда сыну было четыре года. С детства у Ницше проявлялись выдающиеся способности будущего ученого. Так по окончании курса в Лейпцигском университете он был в 24 года приглашен на должность профессора филологии. В личной жизни Ницше был бесконечно одиноким человеком. У него не было своего дома, своей семьи и даже близких друзей. Все это дополнялось тяжелейшим состоянием здоровья. Закончилась его жизнь трагически. Однажды во время прогулки он увидел безобразную сцену: хозяин избивал кнутом лошадь. Этого потрясения организм философа не вынес, у него случился припадок, а впоследствии выяснилось, что великий мыслитель утратил рассудок.

Одним из ключевых понятий философии Ницше является воля к власти. Сама идея воли не нова, Ницше перенял ее у Шопенгауэра, дополнив характеристикой тяготения к власти на любом уровне биологической жизни. Воля к власти более всего присуща человеку, однако в мире природы она проявляется с не меньшей силой: "Из-за чего деревья первобытного леса борются друг с другом? Из-за власти". Сама жизнь, по Ницше, постоянно "стремится к максимуму чувств власти".

Борьбу за существование он считал наглядным примером того, что в основе всех жизненных процессов лежит воля к власти, но впоследствии пересматривает постулат дарвинизма о том, что в основе выживания особей лежит приспособление их к жизни. Философ считал, что надо бороться за жизнь и это может только сильнейший. Он и есть носитель воли к власти, он и должен выжить.

Самую негативную оценку дает Ницше религиозной концепции "двух миров", утверждающей греховность и пагубность мира земного в противовес благости и возвышенности мира духовного. Нет никакого духовного, "божественного" мира, утверждал Ницше. Все это выдумки слабых, безвольных неудачников. Жизнь и земной мир едины, целостны и вечны, и поэтому обладают единственно возможной ценностью для человека, не существует иного мира, а значит и никакого Бога. Бог - это выдумка слабаков, гибнущих из-за собственной неспособности в воле и к жизни. Поэтому старая религия, по Ницше, это всего лишь наваждение, иллюзия, ложь, выдумка. Отсюда его знаменитое утверждение - "Бог умер".

Но раз нет старого Бога, то нет и его морально-нраственных законов, которые следует отбросить как ненужный и вредный для настоящих людей хлам. Таким образом, Ницше открыто выступал против христианства с его моралью милосердия, сострадания и смирения. Ницше предлагает принять новую шкалу ценностей, ориентированную на сильных, волевых людей. Только максимально свободный, активный, самостоятельный и самодостаточный человек может стать Сверхчеловеком. Он станет сам определять для себя, что хорошо и что плохо. Это будет совершенно новый биологический вид человека, который заменит прежнее, никуда не годное поколение.

А что же старое человечество? Как быть с ним? Самое лучшее для всех слабых, больных, немощных и не преуспевших в жизни людей, подчеркивал Ницше, - это поскорее уйти, чтобы освободить место для Сверхчеловека. Понятно, что в мире сверхлюдей не может быть демократии. Ее Ницше объявил выдумкой хитрых слабаков, требующих для себя привилегий. Злейшим врагом свободного человека Ницше объявил государство, которое он рассматривал не иначе как инструмент для подавления всякой свободы и индивидуальности.

Необходимо сказать о неутихающих спорах по поводу Ницше как проповедника фашизма. Полагаем, что если непредвзято и внимательно ознакомиться с творчеством Ницше, то становится ясно, что полемика вокруг него не имеет оснований. Он - философ, а не идеолог. Его взгляды имеют право быть высказаны. В его философии не найти ненависти к евреям или славянам. Нам представляется, что великий мыслитель пришел бы в негодование, узнав, что Гитлер объявил его идеологом своего движения. История с избиением лошади, рассказанная выше и так повлиявшая на жизнь Ницше, об этом свидетельствует.

Основные работы: "Рождение трагедии из духа музыки", "Человеческое, слишком человеческое", "Так говорил Заратустра", "По ту сторону добра и зла", "Сумерки идолов", "Воля к власти" и др.

 

Вывод. Немецкая классическая философия представляет собой крупнейшее достижение европейской философской мысли. Она оказала значительное влияние на дальнейшее развитие философии, а также на все стороны общественной жизни Европы на долгие годы вперед.

 

 

Лекция 7

 

ЗАПАДНАЯ ФИЛОСОФИЯ XIX-XX ВЕКОВ

 

В середине XIX в. классическая философия завершила свое развитие. Ее особенностью было возвеличивание человеческого разума, утверждение безграничности познания как залога осуществления гуманистических идеалов. Именно культ разума послужил своеобразным идеологическим противопоставлением феодальному обществу со стороны набирающей силу буржуазии. Серьезно подорвала веру ученых и философов в социальный прогресс Великая французская революция конца XVIII в. Общество, которое после этой революции предполагалось основать на разумных и гуманистических принципах, в реальности оказалось неразумным и нечеловечным, сделав ставку на силу и террор. Европейская цивилизация вступила в полосу серьезного духовного кризиса. Возникла необходимость пересмотра многих ценностей прежней культуры, в том числе и постулатов классической философии.

Во второй половине XIX в. происходил интенсивный процесс переосмысления философской классики. Первые такие попытки связаны с именем датского философа C. Кьеркегора и немецких мыслителей А. Шопенгауэра и Ф. Ницше. Последние заложили основы иррациональной философии.

В 70-е гг. XIX в. в Германии приобрел популярность лозунг "Назад к Канту". Возникают неокантианские школы: Марбургская и Баденская. Представители Марбургской школы (Г. Коген, П. Наторп, Э. Кассирер) занимались, в основном, проблемами теории познания, переосмысливая Канта в субъективно- идеалистическом духе. Основатель школы Г. Коген (1842-1918) критиковал Канта за разделение "вещей в себе" и явлений, отвергал вещи, независимые от человека. Предмет познания не дан нам, а "задан" формами мышления, его бытие - это мыслимое в понятиях бытие, пространство и время - не формы чувственного познания, а понятия как формы мысли. Занимаясь проблемами математики, Коген выделяет в качестве их основы понятие "бесконечно малого", которое не ощущается, а есть предмет мысли. Реальность - количественное выражение бесконечно малого, по сути, рассматриваемое в связи с числовым рядом, как функциональное отношение. Понятия естествознания - функциональные понятия об отношениях. Реальность сводится к понятиям, понятия - к функциям.

В центре внимания Баденской школы (В. Виндельбанд (1848-1915), Г. Риккерт) (1863-1936) находятся проблемы социально-гуманитарных наук. Виндельбанд и Риккерт выдвинули тезис о наличии двух классов наук: исторических (наук о духе) и естественных. Первые являются идеографическими - науками о событиях. Вторые - номотетическими - науками о законах. Этим двум видам науки соответствуют метод естествознания - обобщающий (генерализирующий) и метод исторических наук - индивидуализирующий. В отличие от естествознания история стремится показать неповторимость, индивидуальность события. Логическая форма познания, метод и цель познания, как принципы отбора событий определяют характер предмета познания. По Риккерту, реально существует только индивидуальное, а общее - абстракция. Естественно-научное познание ограничено абстракциями, а более глубокое знание дает история, изучающая индивидуальности как объекты культуры. Последние познаются через отнесение к ценностям, что позволяет выделить и сконструировать предмет исторического познания, отличить науки о,@ по сути отрывает ценности от бытия, абсолютизируя их. Социальная реальность удваивается как противоречивое единство бытия и ценностей. Таким образом, предмет социального познания рассматривается как предмет конструирующей деятельность субъекта. Сама философия из аналитико-рациональной превращается в некое творчество, имеющее целью отразить, интерпретировать, объяснить изменившиеся символы культуры и смысложизненные вопросы человеческого бытия. Поэтому возникает целый ряд философских направлений: сциентистское (лат. - знание, наука), деятельностное, созерцательно-истолковывающее, религиозное, антропологическое и другие. Кратко рассмотрим некоторые из них.

Сциентистское направление представлено, прежде всего, позитивизмом - учением, согласно которому знание позитивно лишь в том случае, если оно строится по образцам конкретных наук, прежде всего математики и физики. Позитивизм состоит не в ориентации философии на науку, а в навязывании ей произвольных образцов. Начало этому направлению положил французский мыслитель Огюст Конт (1798-1857) своей работой "Курс позитивной философии". Конт был убежден, что истинно научное (позитивное) знание должно быть очищено от домыслов гуманитарных интерпретаций и что люди должны оперировать только тем, что дано им в опыте. Обобщающие гуманитарные суждения безосновательны, а потому нередко и безответственны. Так, Конт считал, что идеи Просвещения во Франции сыграли разрушительную роль, приведя французское общество к террору и хаосу. Только наука может предложить человеку положительное (позитивное), т. е. истинное знание. Что касается философии, то она есть всего лишь проявление мировоззренческой активности человека. Потому философия имеет, по Конту, исторически преходящее значение.

Своей заслугой Конт считал открытие им закона трех стадий интеллектуального развития человека: религиозной, философской, научной (позитивной). Культура и сознание также проходят эти стадии. Согласно Конту, позитивная стадия началась примерно с 1800 г. Она олицетворяет собой науку и формирует соответствующую философию. В целом Конт тяготел к эмпирическому опыту, к явлениям, а не к сущности. Фундаментальность, к которой всегда склонна философия, в учении позитивизма уступила место проблемам, имеющим прикладной характер.

Продолжением идей Конта явился эмпириокритицизм (критика опыта). Его основатели - австрийский философ Эрнст Мах (1838-1916) и швейцарский - Рихард Авенариус (1843-1896).

В отличие от позитивизма Конта выше названные философы окончательно порвали с материализмом и сделали ставку на субъективный идеализм. Основным принципом научного познания Мах провозгласил принцип "экономии мышления". Авенариус называл его "наименьшей тратой сил", суть которого состоит в том, чтобы освободить знания от метафизических допущений, к которым относится, прежде всего, признание объективной реальности. Основная идея Авенариуса состояла в неразрывной связи субъекта и объекта. В их принципиальной координации субъекту даны элементы ("горячее", "горькое") и характеристики ("прекрасное", "безобразное"). Научные заблуждения начинаются тогда, когда, искусственно разрывая единство среды и человека, наделенного нервной системой, постулируют самостоятельность либо внешнего мира, либо категориальных структур.

В этом же смысле Мах утверждал, что ощущения человека, по сути, являются "элементами мира". Действительность приходит к человеку через его восприятие, а потому она, т. е. действительность, должна быть понимаема как "комплекс ощущений". Задачей науки является описание этих "комплексов". Понятия "движение", "пространство", "время", "причинность" рассматривались в эмпириокритицизме как продукты мышления, не имеющие смысла помимо человека и, следовательно, не имеющие объективного содержания. Мыслить "экономно", с "наименьшей тратой сил", значит, не объяснять, а описывать явления.

В наше время эмпириокритицизм считается упрощением той ситуации, которая в действительности имеет место в науке, где признается и реальность вещей, и актуальность понятий как творений разума.

Дальнейшим развитием идей позитивизма явился неопозитивизм, обозначивший себя в начале XX в. У истоков третьей "волны" позитивизма стоял английский логик и математик Бертран Рассел (1872-1970). Он пришел к выводу, что круг вопросов философии имеет свое особое проблемное пространство, которое условно располагается между сферами науки, религии и обыденного сознания. Изучение логики здесь необычайно важно, логика дает метод для философии, как, например, математика дает метод физике. Философия, по Расселу, должна опираться на широкий и прочный фундамент знаний, и не только философского плана.

Идеи позитивизма получили дальнейшее развитие в деятельности так называемого "венского кружка" (при Венском университете), куда вошли философы Мориц Шлик (1882-1936) и Рудольф Карнап (1891-1970). В 1929 г. Карнап и его единомышленники опубликовали манифест "Научное миропонимание. Венский кружок", основным философским направлением этого объединения стал логический позитивизм.

Все представители неопозитивизма проявляли большое внимание к языку науки. Это станет понятным, если мы учтем, что для неопозитивистов научность знания непосредственно вытекала из его логичности. Согласно учению неопозитивистов все предложения, с которыми сталкивается наука, следует разделить на три группы: осмысленные, неосмысленные, бессмысленные. Неопозитивисты считали, что высказывание считается осмысленным, если возможна его верификация (от лат. слов истинный и делаю), т. е. проверка, в первую очередь логическая. Принцип верификации необходим ученым, чтобы избавить философию от неосмысленности и псевдопроблем.

А если это так, то традиционные философские проблемы: что такое сущность, как понимать единое и многое - оказываются неосмысленными и с ними наука должна без сожаления расстаться. Философия, устремленная к метафизическим проблемам, - это чистая архаика. А ее представители, по словам Карнапа, - "музыканты, лишенные способностей к музыке". Наука и философия должны быть логичны, и это главное.

К 70-м гг. XX в. сложился постпозитивизм. Его наиболее яркими представителями являются английский философ Карл Поппер (1902-1994) и американский историк и философ Томас Кун (1922-1996). Они и их последователи отказывали научному знанию в праве на объективность. В обыденности мы считаем, что истинное знание соответствует объекту. Но такого плана объективность есть всего лишь конвенционализм, т. е. предварительная договоренность о трактовке исходных понятий исследователями. Люди, договорившись о чем-либо, определенное время придерживаются этой традиции, решая задачи различного характера.

Т. Кун в книге "Структура научных революций" предложил понятие парадигмы (греч.- пример, образец) как суммы признанных научных достижений, которые в течение определенного времени дают модель постановки проблем и их решений научному сообществу. Смена парадигмы означает приход научной революции. Отвергая старое, она способствует установлению новой конвенции в истолковании базовых понятий.

Рассмотрим еще одну школу позитивизма - аналитической философии. Значительная роль в ее формировании принадлежит Людвигу Витгенштейну (1889 -1951) - австрийскому философу, логику и математику. Он в своем основном произведении "Логико-философский трактат" (1921), предпринял попытку обосновать новый способ философствования, базирующегося на представлении о языке как жесткой структуре. По Витгенштейну, "то, что вообще может быть сказано, может быть сказано ясно, а о чем невозможно говорить, о том следует промолчать". Если метафизика является попыткой установить природу реальности, как она обнаруживает себя в мысли, то ключ к ней находится в языке. Язык становится не только средством общения и компонентом познавательной деятельности, но и единственной средой, в которой протекает вся сознательная и бессознательная жизнь человека. Философствование, связанное с анализом языка, является не только стилем мышления, но и определенной философской позицией.

Все проблемы решаются, по Витгенштейну, на языковом уровне, а критерии анализа усматриваются в самом языке; внеязыковые, материально-практические критерии деятельности нивелируются. Философии отказывают в праве строить содержательные онтологические теории. Отправная тенденция - сопоставить структуру языка со структурой реальности, отбросив промежуточные смыслы, интенциональные значения (лат. intentio - стремление. В феноменологии - направленность сознания на предмет, толкуемая как основополагающая характеристика сознания и его активность).

Философы аналитической школы конца XX в. часто искали вдохновение не в логике и языке, а в истории, в математике исчислений, в искусственном интеллекте, в литературе, в религии и мистицизме. На этой основе все больше выделяются направления лингвистическое, натуралистическое и собственно философское. Несмотря на стремление дистанцироваться от некоторых стандартных подходов аналитической философии, в целом, аналитики демонстрируют новые тенденции в рамках самой этой философии, представляющей один из наиболее распространенных на сегодня на Западе стилей философской аргументации.

Деятельностное направление современной философской мысли представлено прагматизмом. В центре учения прагматизма рассматривается деятельность энергичного человека, человека-практика. Не удивительно, что это учение возникло в Америке в 70-е гг. XIX в. Там же, но уже в XX в., оно получило широкое распространение в период до Второй мировой войны. Основные его идеи были предложены Чарлзом Пирсом (1839-1914), затем они разрабатывались Уильямом Джеймсом (1842-1910), Джоном Дьюи (1859-1952) и другими философами.

В центре внимания этих ученых находится тезис: значение и истинность любого понятия определяется тем, какие практические последствия из него следуют. Вместо гносеологического (познающего) субъекта прагматизм ввел в теорию познания персонаж иной направленности - заинтересованного субъекта. Состояние заинтересованности и выражает себя в соответствующей деятельности. Здесь, по мысли Пирса, интересы человека замыкаются сферой действования, особым миром субъективного опыта. Но этот опыт столь же подвижен, как и сама деятельность человека. Знание как таковое, конечно, существует, но оно заключается в постоянном переходе от одного конкретного состояния к другому. Процесс познания не имеет начала, но он не имеет и конца.

При определении истины прагматики делают акцент на аксиологию, на ценностные характеристики. Истиной объявляется все то, что приносит выгоду, служит действию, дает выход из конкретной ситуации. Утилитарный подход распространяется и на науку, понятия и категории которой отождествляются с инструментами действия, используемыми в зависимости от ситуации.

Это философское направление отличает повышенный интерес к изучению поведения человека. С точки зрения прагматиков, оно детерминировано готовностью действовать определенным образом, привычкой и убеждением. Универсальным средством изменения социума и человека является изменение привычек. Таким образом, прагматизм связывает роль философии с общим методом решения эмпирически фиксируемых проблем, которые возникают у конкретных людей в различных жизненных ситуациях.

Следующее направление современной философской мысли определяется как созерцательно - истолковывающее (феномено- логия, герменевтика, структурализм).

Создателем феноменологии является немецкий философ Эдмунд Гуссерль (1859-1938). Философии по Гуссерлю, принадлежит особая сфера исследований: трансцендентальный, т. е. выходящий за пределы опыта мир "чистого" сознания, мир феноменов, т. е. все явления сознания, которые могут восприниматься. Речь идет не о реальном человеческом сознании, непрерывно связанном с внешним миром, а о "чистом" сознании, представляющем собой сверхчеловеческое, абсолютное бытие.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 395; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.038 сек.