Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Планы семинарских занятий 4 страница




Бруно развенчает воззрение о том, что Вселенная создана Богом и раздвинул ее пределы до бесконечности. Он утверждал, что не только наше Солнце имеет сопутствующие ему планеты, но и звезды, как далекие от нас солнца, также имеют свои спутники. Воззрение это было подтверждено астрономией только в новейшее время. Как правильно полагал Бруно, мы не видим этих планет вследствие колоссальности их расстояний от нас, к тому же планеты тонут в блеске звездных лучей.

Бруно считал, что бесконечность Вселенной нельзя понять с точки зрения обыденного человеческого сознания, которое формируется на основе опыта в отношении конечных вещей. Бесконечность нельзя понять лишь с помощью представлений о том, что меньше, а что больше. Здесь необходим философский разум. Мир однороден во всех своих частях, ни одно тело не имеет привилегированного положения, не существует никакого размещенного в центре внешнего источника движения. Следствием концепции физического единства Вселенной у Бруно являлась гипотеза о возможности существования жизни и на других планетах.

Теория познания Бруно исходит из идеи, что в человеческой душе проявляется единая вселенская мировая душа, которая неотделима от одушевленной материи. Цель разума - проникновение в глубину явлений, познание закономерностей природы. Истины можно достичь лишь философскими средствами, но ни в коем случае теологическими.

Этика Бруно призывает к борьбе за благородные цели, за добро, которое неограниченно реализуется во Вселенной. Однако борьба за возвышенные цели требует жертв. Человек в этом устремлении должен преодолевать страх личной гибели. Истинным мерилом нравственности является деятельность, земные цели человека. Он отвергал пассивный аскетизм религиозной веры. По Бруно, человеческая деятельность должна быть возвышенной, устремленной к бесконечности. Человек должен познавать Вселенную и в соответствии с этим реализовать самого себя.

Атеистическая философия Бруно была обусловлена историческими обстоятельствами: она ограничена пантеизмом, содержащим, однако, сильные материалистические тенденции. Критика Бруно христианской церкви и ее оснований веры (например, отрицание загробной жизни, сомнение в непорочном зачатии и др.) была проявлением силы духа философа и ученого.

В эпоху Возрождения наряду с натурфилософами ряд глубоких философских идей высказали и крупные ученые-естествоиспытатели Леонардо да Винчи и Галилей.

Круг интересов великого итальянского художника Леонардо да Винчи (1452-1519) был грандиозен и включал практически всю область доступных тогда знаний. Многие из его технических проектов (например, проекты летательного аппарата и парашюта) на целые века опередили его эпоху.

Леонардо да Винчи отличался от подавляющего большинства современников критическим отношением к астрологии, магии и алхимии, имевшим в ту эпоху громадное влияние на общество. Он их рассматривал как лженауки, бесполезные для человечества. Огромна роль Леонардо да Винчи в развитии художественно-эстетической мысли эпохи Возрождения. Как автор "Тайной вечери", портрета Моны Лизы и ряда других шедевров живописи он оказал могучее влияние на художников, как в Италии, так и за ее пределами. Как ученый, Леонардо удивлялся мудрой целесообразности природы, а как художник, он восхищался красотой души и тела человека.

Основоположником экспериментально-математического метода исследования природы был великий итальянский ученый Галилео Галилей (1564-1642). Он родился в семье обедневшего дворянина в городе Пизе. В дальнейшем Галилей стал профессором математики Падуанского университета. Он делает ряд открытий, формулирует научные законы. При помощи телескопа, который сам сконструировал, он обнаружил, что поверхность Луны и Солнца не гладкая, что Млечный Путь является сложной системой звезд, открыл четыре спутника Юпитера, фазы Венеры и т. д. Наибольшей заслугой Галилея было подтверждение гелиоцентрического подхода Коперника к объяснению мира. Все это имело далеко идущие философские, мировоззренческие, космо- логические последствия, нанесло решающий удар теологическо-схоластическому мировоззрению и стало фатальным для Галилея. Его преследовала церковь, он был обвинен в ереси, осужден и под угрозой пыток был принужден к отрешению от своих взглядов.

 

Выводы. Эпоха Возрождения изменила взгляды людей на мир и на положение в нем человека, наложила глубокий отпечаток на характер всей последующей философии и науки. Для этой эпохи характерно как бы второе рождение идей античной философии. Та же обращенность к человеку, те же стихийно-материалистические тенденции возродились на новой историко-культурной почве, развив интерес к знаниям, к научному осмыслению мира. Все это дало мощный импульс развитию естественных и гуманитарных наук, заложило основы опытного естествознания Нового времени.

 

они есть. Под средой Гельвеций понимал не климат и почву, как Монтескье, а совокупность предметов и явлений, способных влиять на человека, вызывать в нем приятные или неприятные ощущения и соответственно этому определять сознание человека, его политические убеждения, моральные представления, эстетические вкусы. К факторам, образующим социальную среду, он относил и форму государственного правления, и прочитанные книги, и бесконечное множество других событий, причину и сцепление которых человек не может указать вследствие незнания их. Самые главные факторы внешней среды, по мнению Гельвеция, форма государственного правления и действующие государственные законы.

Всякий человек, подчеркивал Гельвеций, стремится к лучшей жизни. И главной движущей силой в этом стремлении является личный интерес, которым человек руководствуется в жизни. Общество, по Гельвецию, вырабатывает критерии общественно полезного, добродетельного, хорошего, правильного. Все это происходит в силу того, что ум человека содержит в себе огромное число всевозможных идей, которые можно подразделить на соответствующие общественные ценности. Гельвеций считал, что для отдельного человека, так же как и для всего общества, хорошим является все то, что ведет к пользе, удовольствию и, следовательно, к максимально возможному общему благу. Такой способ восприятия называется утилитаризмом. Утилитаризм - это философия полезности, ибо, по Гельвецию, только польза является единственной и подлинной целью жизни человека. Основные работы: "Послание о любви к знанию", "О человеке, его умственных способностях и его воспитании", "Об уме", "Счастье" и др.

 

Выводы. Философами эпохи Просвещения рассматриваются как онтологические, так и гносеологические проблемы. Они во многом определили позицию французских мыслителей во взглядах на общественную жизнь. Решение ими проблемы роли опыта в формировании ощущений, суждений, рассуждений, рассудка, разума оказало свое воздействие на понимание роли внешних обстоятельств в воспитании и развитии человека и формировании различных общественных явлений.

 

 

Лекция 6

 

НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

 

Немецкая классическая философия охватывает довольно короткий период времени: всего полвека вместили целый ряд великих философов - Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель и Фейербах.

Становлению немецкой классической философии способствовали:

Во-первых. Французская буржуазная революция конца XVIII в. Общественный строй во Франции казался незыблемым, но был буквально опрокинут революцией. Ее многие ждали и верили в идеалы, которые декларировались революционерами: свобода, равенство, братство. Молодые немецкие студенты - будущие великие философы восторженно приветствовали революцию и восхищались выдвинутыми ею лозунгами. Но быстро разочаровались в идеалах этой революции, потому что реализовываться они стали с помощью гильотины и массового террора. Но сами идеалы остались для них мечтой, которую они попытались реализовать хотя бы теоретически.

Во-вторых. Социально-экономическая обстановка в Германии, которая по сравнению с передовыми странами Европы того времени - Англией и Францией оставалась полуфеодальной страной. В этих условиях практически не было возможностей для проявления способностей молодых и во многом тщеславных людей, но оставалась сфера духовной культуры. Сюда и устремились молодые интеллектуалы и Германия явила миру образцы высокой литературы и философии.

В-третьих. Промышленная революция в Англии способствовала развитию машинного производства. Это выводило на мысль о возможности общественного прогресса. Английская экономика вкупе с демократией виделись основным путем развития европейских стран.

В-четвертых. Теоретическими предпо- сылками для возникновения немецкой классической философии явились труды Декарта, Спинозы, Лейбница, учения которых были рассмотрены в предыдущей лекции.

Классической немецкую философию этого периода принято называть потому, что учения ее представителей отличаются строгой системностью и аргументированностью в осмыслении и изложении главных проблем. Характерным отличием немецкой классической философии является ее четко выраженная направленность на выявление и освещение особенностей человеческого мышления (Кант и Фихте), а также попытки создать целостную, логически и исторически обусловленную картину мира (Гегель и Шеллинг). В данной лекции мы несколько расширим границы традиционной немецкой классической философии и рассмотрим взгляды К. Маркса, А. Шопенгауэра и Ф. Ницше.

Родоначальником немецкой классической философии является Иммануил Кант (1724-1804). Он родился в семье ремесленника в тогдашней столице Восточной Пруссии г. Кенигсберге. Здесь же Кант учился, учительствовал, стал профессором университета; здесь же он написал все свои труды и здесь же умер.

Основой учения Канта является исследование познавательных способностей человеческого разума. Он считал, что решение таких проблем философии, как проблемы бытия, морали и религии, должно предшествовать исследование возможностей человеческого познания и установление его границ. С этой целью Кант предпринял основательную критику тех областей знания, которые накоплены человечеством за тысячи лет мыслительной деятельности. Главной задачей пределы, дальше которых не могут простираться способности разума в теоретической и практической деятельности человека. Иными словами, Кант поставил себе задачу определить, какие виды знания являются абсолютно достоверными, а какие - нет. То есть, главной проблемой всякой философской системы Кант считал именно теорию познания, характер, границы и возможности которой должны быть определены заранее.

Необходимые условия познания заложены, по Канту, в самом разуме и составляют основу знания, и придают знанию характер необходимости и всеобщности. Но они же суть и непереходимые границы достоверного знания. Кант различал воспринимаемые человеком явления вещей и вещи, как они существуют сами по себе. Философ считал, что мы познаем мир не таким, каким он есть на самом деле, а только таким, как он нам является. Нашему знанию доступны только явления вещей (феномены), составляющие содержание нашего опыта. В результате воздействия "вещей самих по себе" на органы чувств возникает хаос ощущений. Приводят люди этот хаос в единство и порядок силами своего разума. То, что люди считают законами природы, на самом деле есть связь, вносимая разумом в мир явлений, то есть наш разум предписывает законы природе. Но миру явлений соответствует независимая от человеческого сознания сущность вещей - "вещи сами по себе". Абсолютное познание их невозможно. Они для людей только ноумены, то есть умопостигаемая, но не данная в опыте сущность. Кант не разделял безграничной веры ряда философов и ученых в силы человеческого разума, называя эту веру догматизмом. В принципиальной ограниченности человеческого познания он видел определенный нравственный смысл: если бы человек был наделен абсолютным знанием, то для него не было бы ни риска, ни борьбы при выполнении нравственного долга.

Определяющую роль в мировосприятии человек, считал Кант, играют две априорные формы познания, т. е. предшествующие опыту и независимые от него - пространство и время. Он утверждал, что как только человек появляется на свет, то сразу же оказывается в рамках пространства и времени, "выйти" из которых он уже не в силах. Отныне всякий чувственный опыт человека (апостериорный) будет протекать в этих пространственно-временных (априорных) формах, поэтому Кант и называет их главными. В теоретическом отношении он придумал для них специальное обозначение - трансцендентальное.

В своем учении о познании Кант большое место отводил диалектике: противоречие рассматривалось им как необходимый момент познания. Но диалектика для него - лишь гносеологический принцип, она субъективна, так как не отражает противоречий самих вещей, а только противоречия мыслительной деятельности. Именно потому, что в ней противопоставляются содержание знаний и их логическая форма и предметом диалектики становятся сами эти формы в их отрыве от содержания знаний.

Кант был убежден в том, что разуму и воле человека нужны устойчивые и всеобщие законы, по которым он мог бы действовать, не боясь ошибиться. Поэтому задача настоящей философии и заключается в том, чтобы отыскать и сформулировать такие моральные законы, которые философ называл императивами. Нравственный долг Кант видит как форму нравственного закона, или нравственного категорического императива. Закон этот требует, чтобы каждый человек поступал так, чтобы правило его личного поведения могло стать правилом поведения всех.

Не только в философии, но и в науке Кант был глубоким, проницательным мыслителем. Разработанная им концепция происхождения солнечной системы из гигантской газовой туманности до сих пор является одной из фундаментальных научных идей в астрономии. Своими естественнонаучными работами Кант пробил брешь в метафизическом объяснении природы: он сделал попытку приложить принципы современного ему естествознания не только к строению Вселенной, но и к истории ее возникновения и развития. Он, кроме того, выдвинул идею распределения животных по порядку их возможного происхождения, а также идею о естественном происхождении человеческих рас.

Основные работы: "Критика чистого разума", "Прологомены ко всякой будущей метафизике, могущей появиться как наука", "Основы метафизики нравственности", "Критика практического разума", "Критика способности суждения", "Религия в пределах только разума" и др.

Иоганн Готлиб Фихте (1762-1814) - родился в бедной семье ткача, но благодаря покровительству хозяина, заметившего способного мальчика, смог получить образование. Увлеченный Кантом он самостоятельно занимается философией.

Своеобразие и гениальность Фихте заключается в его подходе к развитию идей Канта. Он утверждал, что философия должна рассматриваться как "учение о науке", т. е. она должна быть единым теоретическим основанием всякой систематической науки. Этому он посвятил наиболее знаменитую работу - "Основы общего наукоучения" (1794). Фихте в ней пытался обосновать задачу создания "науки о науке", которая стала бы основанием любого теоретического учения.

По Фихте, для этого надо отыскать то единственное и реальное начало, на котором основывается всякая система или полученное опытном путем знание. Таким основанием он считал творческое начало, которое он обозначил термином "Я". "Я" - это активное, деятельное самосознание, направленное не только на познание всей окружающей реальности, но и на самое себя. При этом "Я" не дано изначально, а порождено самим собой в свободной творческой деятельности.

Из этого всеобщего, свободно творящего "Я" Фихте выводит индивидуальное "Я". Под ним Фихте понимает уже не всеобщую и абсолютную, а отдельную, ограниченную реальность самосознания. Иначе говоря, индивидуальное "Я" есть человек, познающий мир. Из этого второго "Я" вытекает противопоставление: абсолютное "Я" противопоставляется "Я" индивидуальному. Его Фихте обозначает термином "не-Я", и оно человеку возможность творческой активности в познании.

По мнению Фихте, человек в полной мере может реализовать свое моральное призвание только в отношениях с другими людьми. Вне общества, вне взаимодействия с другими человек ничего собой не представляет, и о морали в этом случае не может идти и речи. Философ полагал, что свобода отдельного человека не должна ограничивать свободу других людей. Отсюда возникает общественная правовая система, признающая своим фундаментальным принципом право всех членов общества на свободу. Наряду с этим Фихте выделяет и безусловное право человека на частную собственность: каждый может и должен жить результатами своего труда. Только в таком обществе возможна гармония и порядок.

Основные работы: "Основы общего наукоучения", "Рассуждения о назначении ученого", Основы естественного права", "Система учения о нравственности" и др.

Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг (1775-1854) родился в семье пастора. Он с детства отличался большими способностями к языкам, в 15 лет поступил в университет, где изучал естественные науки, теологию и философию. Впоследствии преподавал и занимался наукой.

Философские взгляды Шеллинга развивались в следующей последовательности: натурфилософский, философия тождества, философия откровения.

Натурфилософия зиждется на нескольких исходных убеждениях: во-первых, это идущее от спинозовского пантеизма убеждение в единстве всего сущего - природы, человека, духовного и материального; во-вторых, убеждение, что свойство полярности абсолютно для природы и духа, навеянное исследованиями в области "животного электричества" и "магнетизма" Кулона, Гальвани, Вольта; в-третьих, неудовлетворенность механическим детер- минизмом в объяснении природы. Шеллинг последовательно проводит мысль не только о единстве всего в природе, не только о том, что она живая, но и о том, что она разумна. Вся природа рассматривается философом как некая жизненная цепь, иерархическая лестница, ведущая от низших ступеней к высшим. По мере восхождения по этой лестнице на ее ступенях появляются все более развитые элементы, а вершиной ее является человек, сочетающий в себе материю, разум и дух.

Если природа жива и одухотворена, то должен существовать и соответствующий способ ее постижения. Из всех форм общественного сознания наивысшим для целей постижения природы Шеллинг считал искусство, в силу того, что сама природа есть бессознательная поэзия, пробуждающаяся лишь в человеке.

Важнейшим понятием философии тождества Шеллинга является Абсолют. Его философ понимает как единство субъекта (познающего человека) и объекта (предмета познания). Абсолют не идеален и не материален, будучи равновесием духовного и материального. То есть, идея Абсолюта подразумевает совпадение высшего разума и знания, в котором находят свое завершение все реальности мироздания.

Третий этап философских исканий Шеллинга связан с размышлениями о Боге, религии и мистике. Он пришел к выводу о том, что Богу в философии необходимо вернуть его почетное место, которое долго время занимал человеческий разум. Иными словами, религиозное начало должно быть поставлено во главу угла всех философских изысканий. На взгляд Шеллинга, религия относится к области более высокой, чем философия. Поэтому нужно выйти за пределы философии. Он начинает толковать Абсолют как Бога, приходит к выводу, что происхождение мира из Абсолюта нельзя объяснить рационально. Шеллинг выделяет в Боге некоторую "основу", из которой и исходит волевой первоначальный импульс к отделению от Бога, а для иллюстрации привлекает обильный материал из области мифологии и религии.

Основные работы: "Система трансцендентального идеализма", "Философия искусства", "Философия и религия", "Философия мифологии", "Философия откровения" и др.

Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831) родился в семье государственного чиновника, получил хорошее образование. Учительствовал, издавал провинциальную газету, преподавал в университете, пользовался уважением как у студентов, так и коллег и даже у властей.

Философия Гегеля в общем виде - это стремление дать всеохватную картину мира, объяснить весь универсум в его всеобщности. Стремясь достичь своей цели, Гегель создал одну из богатейших и сложнейших философских концепций в мировой цивилизации. Эта глобальная задача подразумевала точное и бесспорное разъяснение всех проблем, вопросов и загадок всемирной истории мысли и духа человечества. Тем не менее, всю гегелевскую философию можно условно разделить на три основных раздела:

1. Логика.

2. Философия природы.

3. Философия духа.

По Гегелю, весь мир пронизан духовным разумным началом. Любое, даже самое безжизненное тело, обязательно имеет в себе разумность, дух. Эти начала являются абсолютно объективными, т. е. не зависящими от человека и его воли. И мировой разум, и мировой дух - суть Абсолютная Идея, Абсолют, который последовательно воплощается в мире сначала на уровне природы, затем - человека и, наконец - общества.

Гегель считал, что природа и общество живут и развиваются по определенным законам. Эти законы так же разумны, строги и последовательны, как и законы мышления, логики. Поэтому, по Гегелю, общественные и природные законы полностью соответствуют законам логического мышления. Таким образом, согласно Гегелю, бытие и мышление совпадают, а Абсолют представляет собой непрерывный процесс самопознания. Этот процесс совершается постоянно, по восходящей, от одной ступени к другой. Гегель разрабатывает учение о бытии, учение о сущности и учение о понятии. Грандиозность раздела логики можно понять по тому факту, что здесь Гегель использует свыше 180 категорий и понятий. Высшим же принципом логики и мышления он называет разумность всего существующего и наоборот: "Все действительное разумно, все разумное действительно".

Одной из первых ступеней самопознания мирового Абсолюта является его воплощение в природе. Здесь он начинает осознавать себя в качестве мировой идеи. Все развитие природы, считал Гегель, есть отображение этого постепенного самоосмысления Идеи. Поэтому он не согласен с теорией эволюции, зачатки которой стали появляться уже тогда. Природные формы не возникают друг из друга, отмечал Гегель, а появляются как воплощение в каждой из них Абсолюта. В силу этого все природное многообразие Гегель объяснял как своеобразное шествие Абсолюта сквозь пассивную материю физической природы.

После того как Абсолют воплотился в природе, и она прошла все ступени развития от простейших до высших форм, он начинает двигаться дальше. Следующим этапом его становления является появление разумного человека. Этот период развития Абсолюта выражается философией духа, которая исследует развитие всей духовной жизни человека и общества. Сюда входит анализ умственной деятельности индивидуумов и социальных групп, различных общественно-политических, экономических, правовых идей, отношений, систем и форм. И все это также является самопознанием Абсолюта. На этот раз он уже проходит не сквозь материю природы, а сквозь мировой исторический процесс, представленный всевозможными событиями и явлениями всемирной истории. Поэтому любое движение человеческого прогресса, совершенствование человека и общественной мысли - все это суть развитие Абсолюта.

Философские взгляды Гегеля проникнуты идеей развития. Он считал, что невозможно понять явление, не уяснив всего пути, который оно совершило в своем развитии. Что развитие происходит не по замкнутому кругу, а поступательно от низших форм к высшим. Что в этом процессе совершается переход количественных изменений в качественные. Что источником развития являются противоречия: противоречие движет миром, оно есть основа всякого движения и жизни, составляет принцип всякого самодвижения. В философской системе Гегеля действительность представлена как цепь диалектических переходов.

Однако Гегель разработал идеалистическую форму диалектики. Он рассматривает диалектику категорий, их связи и переливы друг в друга. Он понимает развитие как самодвижение, как саморазвитие, происходящее на основе взаимопроникновения противоположностей: поскольку явление противоречиво, оно обладает движением и развитием. У него каждое понятие находится во внутренней и необходимой связи со всеми остальными: понятия и категории взаимно переходят друг в друга. Так, возможность в процессе развития превращается в действительность, количество - в качество, причина - в следствие и обратно. Гегель подчеркивает единство противоположных категорий - формы и содержания, сущности и явления, случайности и необходимости, причины и следствия и т. п.

Гегелю принадлежит открытие основных законов диалектики: закона количественно-качественных изменений, закона взаимопроникновения противоположностей и закона отрицания отрицания. Через диалектику категорий он рассматривает механизм основных законов диалектики. Вещь есть то, что она есть благодаря своему качеству. Теряя качество, вещь перестает быть сама собой, данной определенностью. Количество - это внешняя для бытия определенность, характеризует бытие со стороны числа. Гегель отмечал, что дом останется домом, независимо от того, будет ли он больше или меньше. Подчеркивая всеобщий характер закона перехода количественных изменений в качественные, Гегель показал его своеобразные проявления в каждом отдельном случае.

Другой закон - взаимопроникновения противоположностей - позволил Гегелю обосновать идею саморазвития, ибо в единстве и борьбе противоположностей он видел основной источник развития. Разрешение любого конфликта противоречий представляет собой скачок, качественное изменение данного объекта, превращение его в качественно иной объект, отрицание новым объектом старого, возникновение новых, иных противоречий, присущих объекту нового качества.

Через закон отрицания отрицания Гегель видел не только поступательное развитие абсолютной идеи, но и каждой отдельной вещи. По Гегелю, мысль в форме тезиса вначале полагается, а затем как антитезис противополагается самой себе и, наконец, сменяется синтезирующей высшей мыслью. На уровне природы действие этого закона Гегель показывал на примере роста растения. Из зернышка овса прорастает стебель, отрицающий это зернышко. Потом образуется колосок и дает новое зерно. Произошло отрицание отрицания.

Следует отметить, что философская система Гегеля содержит мысль о начале и конце развития абсолютной идеи, что противоречит его же диалектической идеи развития как вечного и бесконечного. Гегелевский диалектический метод оказался обращенным в прошлое, так как был подчинен требованиям философской системы, которая отражала путь, уже пройденный человечеством: настоящее у Гегеля оказалось конечной ступенью развития абсолютной идеи.

Кратко рассматривая социально-философские взгляды Гегеля, подчеркнем, что историю человечества он понимал не как цепь случайных событий. Она для него имеет закономерный характер, в котором обнаруживается мировой разум. Правда, тут же Гегель пояснял, что люди, преследуя свои цели, в то же самое время осуществляют историческую необходимость, сами того не сознавая. Великие люди играют роль в истории постольку, поскольку они являются воплощением духа своего времени. Смысл же всей мировой истории есть, по Гегелю, прогресс в сознании свободы - прогресс, который мы должны познавать в его необходимости.

Основные работы: "Феноменология духа", "Наука логики", "Энциклопедия философских наук", "Философия права", "Философия религии", "Философия истории", "Философия искусства" и др.

Людвига Андреаса Фейербаха (1804-1872) называют последним представителем немецкой классической философии. Он родился в баварском Ландсгуте. Вначале Фейербах учился на теологическом факультете Гейдельбергского университета и готовил себя к карьере священника. Однако он быстро разочаровался в догматизме ортодоксов христианства и начал искать отдушину для своего беспокойного ума. Ее он нашел в увлечении философией. Философские взгляды Фейербаха формировались под воздействием Гегеля, лекции которого он слушал в Берлинском университете. Однако гегельянцем Фейербах не стал. Перейдя на позиции материализма, он подверг критике философский идеализм и религиозное мировоззрение. За работу "Мысли о смерти и бессмертии" (1830), которая своим антихристианским пафосом вызвала в обществе скандал, он на 14 лет был отлучен от университетов и вел уединенную жизнь в деревне. Широко известным он стал в 1841 г., после опубликования своей знаменитой работы "Сущность христианства".

Свою философию Фейербах называл "философией будущего", "новой философией", призванной утвердить реальность и самоценность Человека на Земле как единственного и неповторимого носителя разума. Учение Фейербаха создало глубокую пропасть между философией и религией, не просто противопоставляя их друг другу, но объявляя непримиримыми врагами. С целью окончательно развенчать религию Фейербах предпринял попытку глубокого исследования сущности религиозного сознания и мировоззрения, постарался отыскать подлинные основания религиозности в человеке.

Помимо этого он основательно исследовал и саму философию, которой отводил огромную роль в будущей цивилизации. Согласно его пониманию истории, вскоре человечество вступит в принципиально иную фазу развития. Это будет постхристианская эпоха, так как любая религия с развитием и победным шествием науки окончательно отомрет. Ее место в мировой культуре освободится, и его может и даже обязана занять философия. Но для этого сама философия также должна претерпеть соответствующие изменения, которые помогли бы ей приспособиться к новым условиям.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 392; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.051 сек.