Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Планы семинарских занятий 13 страница




Переход от одного этапа познания к другому (и в обыденном, и в научном познании) совершается как качественный скачок, разрешающий противоречие между чувственным и рациональным знанием, а затем между познанием и практикой. Разрешение данного противоречия совершается путем диалектического отрицания, путем преодоления ограниченностей одной (любой) стадии познания; обогащения ее теми возможностями, которые таит другая и возвращение к прежней на новом уровне.

Посредством своих органов чувств и мышления человек достигает знания предметов и явлений. Это знание может быть истинным, но нередки и заблуждения. Заблуждение является постоянным спутником истины на всех этапах ее развертывания. Заблуждение - знание, не соответствующее своему предмету, не совпадающее с ним. Будучи неадекватной формой знания, оно главным своим источником имеет ограниченность, неразвитость или ущербность общественно-исторической практики и самого познания. Заблуждение по своей сути есть искаженное отражение действительности, возникающее как абсолютизация результатов познания отдельных ее сторон. Например, некогда люди думали, что планет всего семь, потом - что их восемь. На самом деле, их девять.

Заблуждения, конечно, затрудняют постижение истины, но порой они неизбежны, есть необходимый момент движения познания к ней, одна из возможных форм этого процесса. Например, в форме такого заблуждения, как астрология, происходило зарождении астрономии.

Заблуждения многообразны по своим формам проявления. Следует, например, различать заблуждения научные и ненаучные, эмпирические и теоретические, религиозные и философские, и т. д. Заблуждения следует отличать от лжи - преднамеренного искажения истины в чьих-то корыстных интересах и связанной с этим передачи заведомо ложного знания - дезинформации. Если заблуждение - характеристика знания, то ошибка - результат неправильности действий человека в какой-то из сфер его деятельности: ошибки в математике, в политике, в строительстве и т. д. Выделяют ошибки логические - нарушение принципов и правил логики, и фактические, обусловленные плохим знанием предмета, незнанием реального положения дел и т. п.

Развитие практики и самого познания показывает, что те или иные заблуждения, ошибки рано или поздно преодолеваются: либо сходят со сцены (как, например, учение о "вечном двигателе"), либо превращаются в истинные знания (превращение алхимии в химию). Важнейшие предпосылки преодоления заблуждений - изменение и совершенствование породивших их социальных условий, зрелость общественно-исторической практики, совер- шенствование наблюдений и экспериментов, развитие и углубление знаний и методов его получения, поиск истины.

Во многом проблема достоверности наших знаний о мире определяется ответом на фундаментальный вопрос гносеологии: "Что есть истина?".

Объективная истина - это такое содержание знания, которое не зависит ни от человека, ни от человечества или проще: истина - знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним. Иначе говоря, это верное, правильное отражение действительности - в живом созерцании или в мышлени. Поэтому первый и исходный признак (свойство) истины - объективность: конечная обусловленность реальной действительности, опытом, практикой и независимость содержания истинного знания от отдельных людей (как, например, утверждение о том, что Земля вращается вокруг Солнца). Истина не есть свойство материальных объектов (например, "дом есть истина"), а характеристика знаний о них.

Будучи объективна по своему внешнему материальному содержанию, истина субъективна по своим внутренним идеальным содержанию и форме: истину познают люди, выражающие ее в определенных субъективных формах (понятиях, законах, теориях и т. п.). Например, всемирное тяготение изначально присуще материальному миру, но в качестве истины, закона науки оно было открыто И. Ньютоном.

Истина есть процесс, а не некий одноразовый акт постижения объекта сразу, целиком и в полном объеме. Для характеристики объективной истины как процесса применяются категории абсолютного (выражающей устойчивое, неизменное в явлениях) и относительного (отражающей изменчивое, преходящее).

Абсолютная истина - это: а) исчерпывающее достоверное знание о природе, человеке и обществе; б) знания, которые никогда не могут быть опровергнуты. Например, рыбы живут в воде, человек смертен и т. п. Это так называемые вечные истины.

Относительная истина - это: а) неполное, неточное знание, соответствующее определенному уровню развития общества, который обусловливает те или иные способы получения этого знания; б) знания, зависящие от определенных условий, места и времени их получения.

Истина относительна, поскольку на каждом историческом этапе отражает объект лишь в известных пределах, условиях, отношениях, которые изменяются. В этом смысле она неполна, приблизительна, не исчерпывает всего содержания объекта, но в ней всегда содержатся элементы объективного, а значит, - абсолютного знания. Так, геометрия Евклида, Лобачевского и Римана, классическая механика и квантовая физика представляют разные ступени познания объективной реальности. Последующие теории не отбрасывают прежние, но корректируют, ограничивают сферу их применения, чем углубляют, уточняют знания человека о мире.

Таким образом, относительность истины заключается в ее неполноте, условности, приблизительности, незавершенности. Абсолют- ная истина в виде целостного фрагмента знания складывается из суммы относительных, но не путем механического соединения готовых истин, а в процессе исторического развития познания и синтеза его результатов.

Существуют две полярные позиции в понимании отношения абсолютного и относительного моментов в истине. Догматизм преувеличивает значение устойчивого момента, релятивизм (от лат. relativus - относительный) - изменчивой стороны каждой истины. С этим связана такая характеристика истины, как ее конкретность, заключающаяся в требовании рассматривать каждое положение с точки зрения его соответствия постоянно изменяющимся условиям. Следует подчеркнуть, что игнорирование этого требования приводит к догматизму в теории, господству авторитаризма в науке. В социальном познании это особенно опасно, так как ведет к серьезным негативным следствиям в практической деятельности, способствует абсолютизации сложившихся, устаревших социально-экономических, политических или общественных структур и отношений, парализует творческую активность людей. Еще Г. Гегель справедливо подчеркивал, что абстрактной истины нет, истина всегда конкретна. Это значит, что любое истинное знание всегда определяется в своем содержании и применении данными условиями места, времени и многими другими специфическими обстоятельствами.

Таким образом, объективная, абсолютная, относительная и конкретная истины - это не разные, так сказать, сорта истин, а одно и то же истинное знание со своими характерными признаками.

Вопрос о том, можно ли каким-то образом отграничить истину от заблуждения, и если можно, то каким именно образом, всегда интересовал философов. Это есть вопрос о критерии истины. В истории философии и науки высказывались различные точки зрения на этот счет. Таким критерием считались, в частности, ясность и отчетливость знаний, их общественная значимость, чувственные данные, полезность знаний и т. п.

Диалектико-материалистическая философия соединила всеобщность критерия истины с непосредственной действительностью путем введения в теорию познания общественно-исторической практики. Последняя во всем своем объеме и полноте, а также в целостном историческом развитии (в единстве прошлого, настоящего и будущего) была представлена решающим в конечном итоге критерием истины. История познания подтвердила этот вывод.

Процесс познания тесным образом связан с практической деятельностью человека. Практика является базой, фундаментом, основанием познавательного процесса и, одновременно, критерием истинности его результатов. Практика - это целостная органическая система совокупной материальной деятельности человечества во всем его историческом развитии, осуществляющаяся в определенном социокультурном контексте. Практика неразрывно связана с познанием и выполняет по отношению к нему определенные функции.

Во-первых, она выдвигает цели познанию, направляет его на решение назревших, актуальных задач.

Во-вторых, помогает правильно определить объект исследования, понять, что в нем наиболее существенно и важно на данном этапе.

В-третьих, практика поставляет основные материальные средства познанию и тем самым определяет его конкретные возможности и границы.

В-четвертых, практика выступает как источник фактических данных. Она непосредственно включается в познавательный процесс в форме наблюдения, предметного обследования, опроса, эксперимента.

Именно поэтому практика позволяет проверить и оценить результаты познания и выступает как критерий истины.

Практика самым тесным образом связана с творчеством. Творчество - есть процесс человеческой деятельности, в ходе которого создается качественно новое, ранее не бывшие материальные и духовные ценности. Выделяют различные виды творчества: производственно-техническое, художественное, религиозное, философское, бытовое и т. п. Иначе говоря, виды творчества можно соотнести с видами практической и духовной деятельности людей. Можно говорить и о структуре творческого акта. При характеристике научного творчества выделяют следующие этапы (см. схему 8).

 

 

В научном творчестве можно выделить разные уровни в зависимости от характера и соотношения продуктивных и репродуктивных элементов. В сугубо прагматических прикладных разработках выше удельный вес репродуктивных элементов (решение стандартных задач по готовому образцу); в фундаментальных исследованиях преобладают элементы продуктивные (рассмотрение проблемы с неопределенной областью поиска и неизвестной стратегией решения). Переход с одного уровня на другой совершается в результате нарушения достигнутого ранее равновесия продуктивного и репродуктивного, свойственного данной "мере" творчества. Если в исследовании интенсивно генерируются продуктивные познавательные движения, оно поднимается на высший уровень, на котором (при наличии соответствующих условий) совершается крупное научное открытие.

Значение практики, а также творческой деятельности человека для познавательного процесса, для выработки и развития познания подчеркивали многие философы разных ориентаций, а также представители частных наук. Категория практики, творческой и активной чувственно-предметной деятельности человека, направленной на изменение реальной действительности, стала одной из главных категорий диалектико-материалистической философии в целом и гносеологии, в частности.

Проверка знания "на истину" практикой не есть какой-то одноразовый акт, нечто неизменное, она есть процесс, т. е. имеет исторический, диалектический характер. А это значит, что критерий практики одновременно определен и неопределен, абсолютен и относителен. Абсолютен он в том смысле, что только развивающаяся практика во всей полноте ее содержания может окончательно доказать какие-либо теоретические или иные положения. В то же время данный критерий относителен, так как сама практика развивается, совершенствуется, наполняется новым содержанием и потому она не может в каждый данный момент, тотчас и полностью доказать те или иные выводы, полученные в процессе познания.

Практики является объективной основой возникновения и существования иных критериев для проверки истинности знания в различных его формах. В качестве таковых выступают так называемые внеэмпирические, внутринаучные критерии обоснования знания (простота, красота, внутреннее совершенство и т. п.). Большое значение среди них имеют теоретические формы доказательства, логический критерий истины, опосредованно выведенный из практики, производный от нее и потому могущий быть вспомогательным критерием истины. Он дополняет критерий практики как решающий, а не отменяет или заменяет его полностью. В конечном итоге практика, и только она, может окончательно доказать истинность тех или иных знаний.

 

Вывод. Истинное знание - это величайшая ценность. Стремление к нему и достижение его через преодоление множества преград - увлекательное и необходимое для человека занятие. Оно необходимо для науки, философии и повседневной жизни, Человек так устроен, что всегда хочет заглянуть за горизонт, как поэтически образно сказал Б. Пастернак "во всем мне хочется дойти до самой сути, в работе, в поисках пути, в душевной смуте". Истинное знание необходимо для понимания сути общественных отношений, чтобы человек понимал особенности развития современной цивилизации, сохранял способность целенаправленно изменять социальную реальность.

 

 

Лекция 13

 

НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ И ЕГО СПЕЦИФИКА

 

Вопросы:

 

1. Специфика научного познания.

2. Методология научного познания.

 

Наука является способом познания мира, в котором вырабатываются и теоретически систематизируются знания о действительности; знания, допускающие доказательство или эмпирическую проверку. Наука содержит знания объективные, истинные. Объектом науки является мир, такой, каков он есть на самом деле. Преемственность между обыденным знанием и наукой, здравым смыслом и рациональным мышлением состоит в том, что научное мышление возникает на основе предположений здравого смысла, которые в дальнейшем подвергаются уточнению, исправлению или замене другими положениями. Так, обыденное представление о движении Солнца вокруг Земли, вошедшее в систему мира К. Птолемея, и многие другие предположения были подвергнуты критике и заменены научными положениями. В свою очередь, здравый смысл также не остается неизменным, он со временем включает в свой состав утвердившиеся в науке истины.

Наука является высшей формой познания. Это утверждение общепринято в современном мире, когда успехи технического прогресса и общественного развития во многом определяются состоянием науки. Чтобы понять философский смысл этого утверждения и решить, насколько оно истинно, следует ответить на два вопроса: что такое наука и каковы ее методы, обеспечивающие ей столь высокий статус?

 

1. СПЕЦИФИКА НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ

 

Наука - это сложное общественное явление, специальная сфера человеческой деятельности, в ходе которой создаются знания об окружающем мире, его закономерностях. Важнейший компонент науки - знания. Возникновение, становление и развитие науки обусловлено общественной практикой, в ходе которой явления внешнего мира вовлекаются в сферу человеческой деятельности и тем самым познаются.

Наука - это исторически сложившаяся форма человеческой деятельности, направленная на познание и преобразование объективной действительности. Это такое духовное производство, которое имеет своим результатом целенаправленно отобранные и систематизированные факты, логически выверенные гипотезы, обобщающие теории, фундаментальные и частные законы, а также методы исследования. Наука - это одновременно и система знаний, и их духовное производство, и практическая деятельность на их основе.

До Нового времени не было условий для формирования науки как системы знания, своеобразного духовного феномена и социального института. До этого существовали лишь элементы, предпосылки науки, но не сама наука как указанное триединство. Наука была в основном вплетена в систему философских знаний. Как целостная органическая система, она возникла в эпоху становления капитализма. Наука связана с практикой, получает от нее материал для развития и, в свою очередь, воздействует на ход практической деятельности. Превращаясь в непосредственную производительную силу, наука приобретает важное социальное значение, способствует развитию культуры общества, самого человека.

Вместе с тем усиливается со временем процесс деления ряд частных наук. По предмету и методу познания можно выделить науки о природе - естествознание; обществе - обществознание (гуманитарные, социальные науки); познании и мышлении - логика, гносеология, диалектика. Отдельную группу составляют технические науки.

Особенности научного познания:

1. Основная задача научного познания - обнаружение объективных законов действительности: природных, общественных, законов самого познания и др. Отсюда ориентация исследования главным образом на общие, существенные свойства предмета, его необходимые характеристики и их выражение в системе абстракций, в форме идеализированных объектов.

2. Непосредственная цель и высшая ценность научного познания - объективная истина, постигаемая преимущественно рациональными средствами и методами, но не без участия живого созерцания и внерациональных средств. Отсюда характерная черта научного познания - объективность.

3. Наука в большей мере, чем другие формы познания, ориентирована на то, чтобы быть воплощенной в практике, быть "руководством к действию" по изменению окружающей действительности и управлению реальными процессами.

4. Научное познание есть сложный противоречивый процесс воспроизводства знаний, образующих целостную развивающуюся систему понятий, теорий, гипотез, законов и других идеальных форм, закрепленных в языке - естественном или, что более характерно для науки, - искусственном (математическая символика, химические формулы и т. д.).

5. В процессе научного познания применяются специфическое оборудование. Кроме того, для науки в большей мере, чем для других форм познания, характерно использование для исследования своих объектов и самой себя таких идеальных (духовных) средств и методов, как современная формальная логика, диалектика, системный и другие общенаучные приемы и методы.

6. Для научного познания характерны доказательность, обоснованность полученных результатов, достоверность выводов. Вместе с тем, наука не может обходиться без гипотез, догадок, предположений, вероятностных суждений и т. п.

7. Для науки характерна постоянная рефлексия. Это означает, что изучение объектов, выявление их специфики, свойств и связей всегда в той или иной мере сопровождается осознанием самих исследовательских процедур, т. е. изучение используемых при этом методов, средств и приемов, при помощи которых познаются данные объекты.

Выделяют различные критерии научности, такие, как: интерсубъективность, непротиворечивость, проверяемость, открытость для критики, свобода от предвзятости, строгость и т. д.

Так, в отличие от здравого смысла, наука руководствуется определенными стандартами или нормами исследования, которые обеспечивают интерсубъективность полученных при этом результатов. Например, данные наблюдений или экспериментов должны быть воспроизводимы любым ученым соответствующей области знания, а это означает, что они не должны зависеть от субъекта, его желаний и намерений. Вот почему они называются интерсубъективными. История науки знает немало случаев добросовестного заблуждения ученых, когда они сообщали о полученных результатах, не говоря уже о преднамеренной их фальсификации. Именно поэтому в науке устанавливаются определенные критерии и нормы исследования, которыми должен руководствоваться любой ученый. Эти критерии служат, прежде всего, обеспечению объективности результатов научного исследования, исключающих всякую предвзятость, предубеждение, произвол и логическую противоречивость выводов.

Важнейшим критерием не только для научного, но и для обыденного знания является непротиворечивость или последовательность мышления, которая обеспечивается соблюдением законов логики. Соблюдение критерия непротиворечивости обязательно не только для формальных и абстрактных наук, например математики и логики, но и для наук, опирающихся на опыт и факты. Такие науки часто называют эмпирическими, поскольку они развиваются и основываются на наблюдениях, экспериментах и практике, составляющих совместный опыт науки. К ним относится большая часть естественных и технических наук. В отличие от них, преобладающая часть экономических, социальных и гуманитарных наук опирается на факты, устанавливаемые в ходе наблюдения и практического использования, и поэтому их называют фактуальными.

Поскольку все эмпирические теории дают нам конкретную информацию о реальном мире, постольку фундаментальным для них является критерий проверяемости. Этот критерий нельзя понимать упрощенно и требовать, чтобы каждое высказывание в теории или в науке допускало эмпирическую проверку. Чем больше и разнообразнее будут факты, подтверждающие гипотезу, тем более правдоподобной, или вероятной, она может считаться. Может быть так, что будущие опыты и вновь открытые факты могут опровергнуть не только отдельную гипотезу, но и теоретическую систему, которая раньше представлялась достоверно истинной. Почти три столетия никто не сомневался в истинности законов и принципов классической механики Галилея - Ньютона, но в XX столетии появилась теория относительности Эйнштейна, которая указала на новые факты, исправившие прежние представления о пространстве, времени и гравитации. Несколько позднее возникшая квантовая механика открыла совершенно новые законы движения в мире мельчайших частиц материи. Этот исторический опыт развития науки учит, что не только к гипотезам, но и к теориям науки не следует подходить как к непреложным, абсолютно достоверным истинам. Поэтому и критерий подтверждения не следует рассматривать как абсолютный, так как рост и развитие научного познания происходит диалектически - от менее достоверных и неполных истин к истинам более достоверным и полным.

Кроме научного, существуют и другие, вненаучные формы знания и познания, которые не укладываются в вышеперечисленные критерии научности. О некоторых их них уже ранее шла речь - обыденное, философское, религиозное и мифологическое познание. Кроме того, к ненаучным формам познания относят также магию, алхимию, астрологию, нумерологию, парапсихологию и т. п. Это значит, что теория познания не может ограничиваться анализом только научного знания, а должна исследовать и все другие его многообразные формы, выходящие за пределы науки и критериев научного знания.

Выделяют следующие формы вненаучного знания:

- донаучное, выступающее своеобразной основой научного знания;

- паранаучные (от греч. пара - около, при) учения о якобы тайных природных и психических силах и отношениях, скрывающихся за обычными явлениями;

- лженаучное как сознательно эксплуатирующее домыслы и предрассудки;

- квазинаучное (от лат. - якобы, как будто) знание расцветает в условиях строго иерархичной науки, где невозможна критика. Это мнимая, якобы наука;

- антинаучное как утопичное и сознательно искажающее представления о действительности. Приставка анти - обращает внимание на то, что предмет и способы исследования противоположны науке;

- псевдонаучное знание представляет собой интеллектуальную активность, спекулирующую на совокупности популярных теорий, например, истории о древних центрах цивилизации типа Шамбалы и т. п.

В процессе исторического развития наука превратилась в непосредственную производительную силу общества. Она позволяет не только описать, объяснить, предсказать явления действительности, но и преобразовывать их в саму действительность. Современную науку характеризуют также тенденция отделения одной области исследования от другой (дифференциация) и стремление к взаимному проникновению наук (интеграция).

 

Вывод. Наука как форма теоретического освоения мира находится в связи с реальными проблемами его практического преобразования. В ходе взаимодействия науки и практики жизнеспособными оказываются, в конечном счете, лишь те научные направления, которые идут от практики и, обогащенные глубокими обобщениями, возвращаются к ней. Наука является реальной основой в решении проблем социально-экономического развития любого общества. Особое значение приобретает опережающее развитие поисковых, фундаментальных исследований. Именно фундаментальные науки предопределяют выход общественного производства на мировой уровень. Возрастает роль интеграции общественных, естественных и технических наук в решении современных глобальных проблем, стоящих перед человечеством.

 

2. МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ

 

Наука включает в себя не только готовый результат в виде систематизированных и проверенных практикой знаний о действительности, но и саму деятельность по производству такого знания. В нее входят и те организационные формы, которые представлены научными учреждениями, и те средства (методы, приемы), с помощью которых приобретаются знания.

0трасль науки оправдывает свое значение лишь тогда, когда в ней сложились определенные методы исследования. История любой науки свидетельствует о том, что отдельные элементы знания, которые мы используем и в наше время, получены несколько тысяч лет назад. Например, зачатки математических знаний обнаружены в папирусах, глиняных табличках народов Древнего Востока (Китая, Индии, Вавилона, Египта). Но дедуктивная математическая наука возникла лишь на основе общих методов систематизации знания. Этот скачок в развитии математической культуры связан с Древней Грецией. В "Началах" Евклида (III в. до н. э.) была дана такая систематизация знания на основе аксиоматического метода. Разработка метода исследования предполагает наличие определенных знаний об объекте, его содержании, связях с другими объектами и т. п. Сам метод обусловливается особенностями объекта исследования, а его исходным пунктом и основой формирования выступает общественная практика.

Метод (от греч. methodos - путь исследования) можно определить как путь, способ деятельности, как совокупность приемов познания и преобразования действительности. С помощью методов наука добывает, развивает и проверяет знания, осуществляет движение от эмпирии к теории и от нее к практике. Вполне понятно, что в рамках каждой науки разрабатываются, исходя из ее предмета, свои методы. Следует заметить, что метод, во-первых, не существует вне человеческой деятельности, а во-вторых, содержание метода не произвольно формируется субъектом, а определяется, в конечном счете, характером объекта, законами его строения, функционирования и развития. Обязательным условием научного метода является объективность его содержания, отражение в нем закономерностей внешнего мира.

Наука располагает огромным количеством всевозможных методов познания. Это объясняется тем, что материальный мир по своей природе бесконечно многообразен. Использование тех или иных методов зависит от особенностей объекта познания, целей исследования, характера проблемы, уровня познания и т. п. Изучением методов познания занимается особая дисциплина - методология.

Методология - это философское учение о методах познания и преобразования действительности. Поскольку метод связан с предварительными знаниями, методология делится на две части: во-первых, учение об исходных основах (принципах) познания и, во-вторых, учение о способах и приемах исследования, опирающихся на эти основы. В учении об исходных основах познания анализируются и оцениваются те философские представления и взгляды, на которые исследователь опирается в процессе познания. Следовательно, эта часть методологии непосредственно связана с философией, с мировоззренческими установками. В учении о способах и приемах исследования рассматривается и теория частных методов познания, составляющих общую методику исследовательской деятельности. Значение методологии научного познания состоит в том, что она позволяет выяснить подлинную философскую основу научного познания, произвести на этой основе систематизацию всего объема научных знаний, создать условия для разработки новой, еще более эффективной методики дальнейших научных исследований во всех областях знания.

Выделяют два уровня научно-познавательной деятельности: эмпирический и теоретический.

Эмпирический уровень составляют знания, полученные в основном из опыта (наблюдений, экспериментов). Он является важнейшим стимулятором развития теоретических исследований, постановки научных задач. На основе опытных данных составляются схемы, диаграммы, карты; формулируются предварительные выводы и гипотезы; устанавливаются связи между полученными данными и т. п. Например, на основе классификации эмпирической информации можно сформулировать некоторые закономерности, особенно в области естественных наук. В этой связи можно вспомнить исследования Архимеда, Галилея, Ньютона, Ломоносова, Дарвина, Менделеева и других выдающихся ученых.

Эмпирическое познание формируется в процессе взаимодействия с объектом исследования, когда мы непосредственно воздействуем на него, взаимодействуем с ним, обрабатываем результаты и получаем вывод. Эмпирический уровень разделяется на стадии, каждая из которых имеет свои собственные методы. Во-первых, взаимодействие с объектом исследования, где ведущими являются такие методы, как наблюдение и эксперимент; во-вторых, систематизация и классификация полученных эмпирических данных при помощи графиков и таблиц; в-третьих, стадия эмпирического обобщения - заключительная стадия, на которой мы получаем эмпирические законы.

Но получение отдельных эмпирических фактов и законов не позволяет еще построить систему законов. Для того чтобы познать сущность, нужно обязательно перейти к теоретическому уровню научного познания. Этот уровень всегда начинается с поиска исходных принципов построения теории, а переход к нему представляет качественный скачок. Поиск принципов для построения теории осуществляется путем интеллектуальной интуиции, которая является важным средством нахождения истины. В ее основе значительное накопление знаний в соответствующей области познания, поскольку интуитивное решение можно находить только в том случае, если обладаешь достаточно большим запасом знаний. Так как механизм действия интуиции основан на аналогиях, интуитивные ассоциации устанавливаются с их помощью, универсальным источником и всеобщей формой которых являются законы диалектики. Овладение системой философских категорий - необходимое условие эффективного результата интеллектуальной интуиции. Одним из источников активизации интеллектуальной интуиции является процесс художественного освоения мира, поэтому овладение искусством, знание его - также фактор, существенный для интеллектуальной интуиции.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 325; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.056 сек.