Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Планы семинарских занятий 16 страница




Поскольку необходимость в истории проявляется через множество случайностей, то можно сказать, что деятельность людей не предопределяется полностью социальным фактором. Это создает предпосылки для свободы выбора и социальной активности субъектов истории, от которых, в значительной мере зависит, по какой траектории будет развиваться общество.

Основной движущей силой истории является народ, т. е. совокупность социальных групп, занятых в массовых видах социально-преобразовательной деятельности. По мере роста уровня благосостояния, культуры, образованности, информированности общества народ все в большей мере будет влиять на ход истории, действуя согласно законам общественного развития.

Вместе с тем следует иметь в виду и то громадное влияние, которое оказывает на ход событий деятельность исторических личностей (духовной элиты). Их величие состоит не в том, что они по собственному произволу "творят историю", а в том, что они способны, в силу своей высокой духовности и квалификации, объединить желания и волю каждого отдельного человека в единую волю, создав "равнодействующую", направленную на решение насущных социальных проблем.

Социальная философия осмысливает общественно-исторический процесс, то есть последовательное изменение состояний общества. Если общественные события выстраиваются в ряд причин и следствий и имеют направленность, то можно говорить о развитии общества. Но варианты развития общества могут быть различными. Философия использует понятие прогресса и регресса для характеристики направленности развития общества.

Прогресс - это поступательное восходящее развитие общества, переход к более совершенным формам. Регресс, наоборот, - нисходящее развитие, возвращение к прежним или более низким формам.

Среди философов не было и нет единства во взглядах на прогресс и регресс. Так, нигилистическое отрицание общественного прогресса (Ницше, Шпенглер и др.), а также его абсолютизация (догматический марксизм), по сути дела, игнорируют реальную диалектику социальной действительности. Прогресс и регресс являются взаимосвязанными сторонами единого процесса общественного развития. Прогресс не является вечной доминантой развития социума. При определенных условиях (глобальные социальные или экологические катаклизмы, например) в истории человечества существует не только восходящая, но и нисходящая ветвь его развития.

Отсюда возникает вопрос о критериях - показателях степени развития общества. Здесь у мыслителей также нет единого мнения. Следует пояснить, что общество развивается благодаря взаимодействию объективного и субъективного факторов. Объективные факторы (экономический, природный, демографический, научно-технический и др.) не зависят от воли и желания людей. Субъективные представляют собой сознательную, целенаправленную деятельность людей.

Деятельность есть целенаправленная активность человека. Видов человеческой деятельности необозримо много. Выделим наиболее существенные:

производственная деятельность - деятельность по производству, распределению, обмену материальных благ: пищи, одежды, жилища и т. п.

деятельность по созданию, хранению и передаче духовных благ - наука, искусство, религия, образование и т. д.

организационную и управленческую деятельность, сфера которой расширяется с каждым годом во всех странах.

Все эти виды деятельности осуществляются людьми совместно. При этом между ними складываются разнообразные отношения: сотрудничества, соперничества, подчинения, партнерства и т. п. Одним из наиболее важных отношений между людьми в процессе производства и распределения материальных благ является отношение собственности. Критерием же оценки характера и уровня общественно-исторического развития, в котором решающую роль играют люди, может служить уровень развития общественного производства, определяющего меру свободы, предоставляемую обществом конкретному индивиду.

Основными формами общественного развития выступают эволюция и революция. Эволюция - это процесс постепенных изменений, а революция - резкие переходы от одного состояния к другому. В философии рассматриваются различные виды революций: социальная, политическая, научная, технологическая. Под социальной революцией понимается изменение типа общественного устройства, под политической - изменение формы власти. Научная революция - это переворот в научном знании, основанный на крупном научном открытии. В результате научной революции меняется научная картина мира. Технологической революцией называют качественное изменение в развитии производительных сил. Это, например, промышленный переворот XVIII-XIX вв., в результате которого произошел переход от ручного труда к машинному.

Философские модели общественно- исторического процесса довольно разнообразны. В качестве критерия развития общества мыслители выбирали ту или иную стороны общественной жизни. Так, в философии Г. Гегеля история развития человечества - это путь к политической свободе. К. Маркс обратился к материальной стороне жизни общества, анализируя пути достижения экономической свободы.

В XX в. особую известность приобрела концепция К. Ясперса, который выделил своеобразное "осевое время". Оно, по Ясперсу, пронизывает все человечество и все его проявления - от разнообразия веры в Бога до научных изысканий. Философ обозначает это историческим периодом 800-200 гг. до н. э. Суть его связана, прежде всего, с возникновением практически одновременно в нескольких точках земного шара философии.

Осевое время характеризуется следующими особенностями:

1. Внутри него происходит исчезновение целостных культур, из которых остаются лишь фрагменты, которые вписались в осевое время и используются им.

2. Проявляет себя как культурная значимость и сохранение общих целей человечества, вплоть до наших дней.

3. Народы, "не вписавшиеся" в осевое время, оказались вне истории, они в историческом смысле "застыли".

Таким образом, схема мировой истории выглядит следующим образом. Из общих истоков человечества возникает период доисторического существования, которое географически располагается в четырех мировых точках - Египет, Двуречье, Инд, Хуанхэ. Начиная с 800 г. до н. э. происходит формирование мировых культур как духовной основы человечества. Это культуры Индии и Китая и культура Европы.

Период осевого времени характеризуется поляризацией на западную и восточную европейскую культуры, и в этот же период зарождается исламская культура. Западная культура порождает современную науку и технику и реализует рационалистический стержень развития, что постепенно связывает все регионы земного шара, породив схожую систему коммуникации, выступая фактором культурной интеграции. Собственно, с этого момента, пишет Ясперс, и начинается история в ее современном значении.

Существуют две наиболее обоснованные теории прогрессивного исторического развития: формационная и стадий роста. Создателем теории формационного развития был К. Маркс. Согласно этой теории, в истории общества выделяются пять формаций: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая. В основе каждой формации лежит определенный способ производства, т. е. совокупность производительных сил (человек, орудия труда, знания) и производственных отношении (отношений по производству товаров, их распределению и потреблению). В основе производственных отношений лежат отношения собственности. Противоречие производительных сил и производственных отношений, по Марксу, разрешается через классовую борьбу. Формационная теория была в XX в. в нашей стране в советский период единственной и официально поддерживаемой.

Довольно распространенной в XX в. была теория стадий роста, созданная в основе своей американским ученым У. Ростоу. Он полагал, что стадия роста - это такой этап общественного развития, который связан с определенным уровнем развития промышленности, техники и науки

Эта теория выделяет в истории следующие стадии:

- доиндустриальное общество с преимущественно аграрным способом ведения хозяйства;

- индустриальное общество, которое начинается с возникновения машинного производства;

- постиндустриальное общество, связанное с дальнейшим развитием науки и техники;

- будущее постиндустриальное (технотронное или информационное) общество.

Имеются и другие философские теории развития общества. Так, довольно долго были распространены среди исследователей теория индустриального общества французского ученого Р. Арона, теория постиндустриального общества американского ученого Д. Белла, различные теории конвергенции (от лат. converge - приближаюсь, схожусь) различных систем. В настоящее время наиболее популярна теория цивилизаций. Основоположниками цивилиза- ционного подхода к истории общества являются русский философ Н. Данилевский, немецкий философ О. Шпенглер и английский историк и культуролог А. Тойнби.

У каждой из этих теорий есть как свои сильные, так и слабые стороны. Например, в рамках цивилизационного подхода удачно описывается прошлое, т. е. история локальных цивилизаций, в то время как теория стадий дает более полно представление о современных глобализационных процессах. Философами неоднократно предпринимались попытки объединить различные теории. Но универсальная теория общественно-исторического процесса, в которой соединились бы различные подходы, еще не создана.

 

2. ОСНОВНЫЕ СФЕРЫ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ

 

 

Общество является целостной системой, обладающее материальной основой. Основными элементами общества, рассматриваемого в качестве системы, выступают те сферы, в которых осуществляется совместная деятельность людей, направленная на сохранение и расширенное воспроизводство их жизни. Основными видами общественно необходимой человеческой деятельности являются: экономическая (по созданию материальных благ); социальная (по осуществлению связей между людьми); политическая (по управлению обществом); духовная (по созданию и освоению духовных ценностей).

Экономическая сфера жизни общества - это область осуществления хозяйственной деятельности отдельных людей и их общностей по созданию и распределению материальных благ. В основе экономической сферы жизни любого общества лежат производственные отношения. Производственные отношения - это отношения между людьми в процессе производства, обмена, распределения и потребления материальных благ, которые складываются на основе определенного уровня производительных сил.

Основой производственных отношений являются отношения собственности, которые связаны с владением, распоряжением и пользованием средствами производства. Собственность есть закрепленное в нормах права отношение владения, пользования и распоряжения объектами собственности.

В повседневной жизни под собственностью обычно понимают какие-то предметы, вещи - книга, дом, дача, автомобиль, магазин или фабрика. Но сами по себе вещи есть не более чем вещи. Говоря, что некая вещь, скажем, яхта, есть ваша собственность, мы имеем в виду, что именно вы владеете этой яхтой и можете использовать его по своему усмотрению. Но это означает, что все остальные согласны с вашим правом владеть этой яхтой. И это согласие выражается в законе, который не разрешает никому другому пользоваться данной яхтой без вашего согласия. Таким образом, собственность - это отношения между людьми по поводу владения теми или иными вещами.

Различают два основных вида собственности: общественную и частную. Под общественной собственностью обычно понимают собственность всего общества, т. е. общество в целом имеет право распоряжаться какими-то вещами. Это право реализуется государством как представителем всего общества, поэтому общественная собственность в современных условиях выступает, как правило, в виде государственной собственности. Частная собственность - это владение и распоряжение какими-то вещами отдельным человеком или группой лиц. Философы давно спорят по поводу того, какой вид собственности более благоприятен для жизни и развития общества - государственная или частная? Еще Платон полагал, что частная собственность есть зло и в идеальном государстве должна существовать только государственная собственность. Однако уже Аристотель возражал своему учителю и настаивал на том, что частная собственность - источник удовольствия и счастья. В нашей стране до недавнего времени основной и практически единственной формой собственности была государственная собственность, а советские философы - вслед за Марксом и Лениным - подчеркивали ее преимущества и указывали на негативные следствия частной собственности, прежде всего для духовного и морального состояния человека. В то же время известный английский экономист Ф. Хайек написал книгу под многозначительным названием "Дорога к рабству", в которой обосновывал тезис о том, что частная собственность - основа свободы и независимости индивида и что, будучи лишенными собственности, граждане становятся рабами государства. Сейчас в нашей стране вопрос о соотношении видов собственности стал весьма актуальным, поэтому будет весьма полезно познакомиться с аргументами апологетов как общественной, так и частной собственности.

Производительные силы состоят из средств труда, предметов труда, источников энергии, технологии, способов организации производства. Но основной составляющей производительных сил является человек, без которого все остальные компоненты будут "мертвы". Человек - главная движущая сила развития производства. Активность человека обусловлена его потребностями и способностями, наличием или отсутствием производственного опыта, квалификации, уровнем общего и профессионального образования, трудовой мотивацией. Производительные силы и производственные отношения с разных сторон характеризуют один и тот же способ производства, т. е. способ, каким осуществляется в данную историческую эпоху соединение средств производства с работником.

Производительные силы и производственные отношения находятся в постоянном взаимодействии. Однако в этом взаимодействии положение противоположных сторон неодинаково, их развитие идет разными темпами. Суть указанного взаимодействия выражает общесоциологический закон, который называют законом соответствия производственных отношений уровню и характеру производительных сил.

Противоречие между этими сторонами способа производства, перерастающие на определенной его стадии в конфликт, является источником социального развития, становится причиной возникновения революционной ситуации.

Революционная ситуация - это возможность социальной революции, реализуемая в действительности, если срабатывает и субъективный фактор - способность революционных сил к активным действиям, их сознательность и организованность.

Социальные революции в Нидерландах и Англии (XVII в.), во Франции (XVIII в.) и в России (XX в.) показали, что революцию нельзя сделать по заказу, по прихоти какого-либо политика или партии. Они совершаются только при наличии объективных и субъективных факторов.

Ведущим компонентом производительных сил являются орудия труда и связывающие их технологии. Изменения орудий труда и внедрение в материальное производство новых технологий могут привести к поистине революционным переворотам в производстве. История общества знает несколько таких переворотов:

- переход от каменных к металлическим орудиям труда;

- переход от ручного труда к машинному, что привело к про

мышленной революции и созданию материальной базы ка

питалистического способа производства;

- переход к автоматизированной системе, управляемой с помощью ЭВМ.

Современное развитие производства обусловлено компьютерной революцией, связанной с широким использованием компьютерной техники и информационными технологиями (банки и базы данных, электронная почта, система автоматического проектирования и управления, сеть Интернет и т. п.).

Компьютерная революция подготовила почву для перехода от индустриального к постиндустриальному или информационному обществу. В отношении основных параметров этого общества остается еще много неясного. Но уже сейчас можно сказать, что информационное общество представляет собой новый тип цивилизации. Хотелось бы оптимистично предположить, что в информационном обществе будут постепенно складываться условия для перехода от техногенной к антропогенной цивилизации.

Информационное общество - это социальный феномен, который имеет общечеловеческий характер и не укладывается в формационную парадигму "капитализм-социализм" или "Запад-Восток". Его становление происходит неравномерно. В развитых странах этот процесс идет довольно быстрыми темпами. В развивающихся странах социальные преобразования осуществляются в рамках "индустриального общества". В России в настоящее время закладывается предпосылки информационного общества.

Социальная сфера жизни общества - это область возникновения и функционирования отношений между различными общностями людей. Материальную сторону социума как общественного бытия составляют также классовые, профессиональные, этно- национальные, интернациональные, региональные, демографические, расовые, семейные и другие общности. Все эти общности вместе с многообразием взаимосвязей между ними представляют собой социальную структуру общества. Ее генезис обусловлен типом социально-экономических отношений.

Так, в первобытном обществе, например, где господствовала коллективная собственность, преобладают родоплеменные отношения, неразрывно связанные с трудовыми и семейными отношениями. В рабовладельческой системе вместе с разделением труда, товарным производством и частной собственностью появляются классы (большие группы людей, которые существенно отличаются друг от друга по месту и роли в системе производственных отношений, по получаемому доходу, образу жизни, по политическим и другим интересам и по особенностям общественного сознания), профессиональные коллективы, такая этническая общность, как народность. В феодальном обществе под воздействием коренных изменений экономических отношений формируется новая классово-групповая система: феодалы, крестьяне, социально-юридические сословия, монашеские и рыцарские ордена, ремесленные цехи и др.

В эпоху индустриального общества капиталистической ориентации возникает классическое деление общества на такие социальные группы, как буржуазия, наемные рабочие и интеллигенция. Применительно к постиндустриальному обществу - обществу, называемому информационным, эта схема нуждается в корректировке. Дело в том, что глубокие трансформации в экономической и социальной структурах общества, повышение удельного веса высоких технологий и умственной деятельности, сферы услуг, а также фактора власти придали больший динамизм развитию социальной структуры, дифференциации и одновременно интеграции ее составляющих. В информационном обществе интенсивно формируется новый правящий класс - высшие чиновники и крупные бизнесмены, класс производственных и непроизводственных работников (люди наемного труда, не имеющие собственности, низшие служащие в сфере услуг). Все большее значение приобретает так называемый средний класс, занимающий промежуточное положение между двумя названными классами (мелкие предприниматели, интеллигенция, работающая по найму и др.)

Индустриальное общество, интеграция экономической жизни и образование мирового рынка обусловили рождение наций. Нации (лат. nation - племя, народ) сложились на основе общности происхождения, языка, территории, экономических связей, культуры и психологии. На Земле живут сотни наций, и каждая из них уникальна.

Возникшие в индустриальном обществе тенденции в развитии наций "ломка" национальных границ, консолидация наций и стремление наций к независимости, суверенитету, образование национальных государств) не только продолжают проявлять себя в настоящее время, но и усиливаются, приобретая свою специфику. В современных государственных образованиях, особенно в странах "третьего мира", растет влияние национальной буржуазии и коррумпированных групп. Все более характерными становятся проявления национализма.

Национализм (утверждение национального превосходства и избранности) нередко внедряется в общественное сознание преднамеренно, с целью отвлечь общество от кризисных явлений, перенести недовольство людей антинародными режимами на иной объект.

Национализм и его крайние проявления - ксенофобия (греч. xenos - чужой и фобия - навязчивый страх перед незнакомыми лицами) и шовинизм (от имени солдата Н. Шовена, поклонника завоевательной политики Наполеона, крайняя агрессивная форма национализма) - подчас выступают в союзе с расизмом (дискриминацией людей по морфологическим и физическим признакам). Однако ученые-антропологи утверждают, что все существующие на Земле расы биологически равноценны. Неравномерность в их развитии, как уже отмечалось, обусловлена, прежде всего, такими социальными причинами, как сегрегация (отделение цветного населения от белых), апартеид (лишение гражданских прав негритянского населения) и т. д.

Одним из древнейших видов социальной общности является семья. Семья - это общность, основанная на отношениях между супругами с целью продолжения человеческого рода, социализации подрастающего поколения, ведения общего хозяйства и духовного общения. Именно в семье ребенок учится ходить и говорить, усваивает стандарты поведения и нравственные нормы. Национальное входит в человека через семью. И в этом смысле семья является своеобразным "атомом" нации.

Тип семьи детерминируется характером конкретных экономических отношений, и уровнем культуры того или иного общества. В настоящее время наибольшее распространение получили традиционная семья, в которой представлены оба супруга (муж, жена и дети), а также неполная семья (один из супругов и дети). Хочется надеяться, что будущее - за полной семьей, основанной на равенстве супругов, их физической и духовной близости.

Политическая сфера жизни общества - это области осуществления отношений власти и подчинения между людьми, управления обществом. Политика имеет дело с отношениями между социальными группами, классами, нациями или государствами. Эти отношения связаны с борьбой названных групп за власть, определением содержания, форм и способов деятельности государства по управлению делами общества.

Власть - это способность и возможность навязывать свою волю другим людям. Если вы можете - благодаря авторитету, праву или какому-то насилию - заставить других людей подчиняться вашей воле, то вы обладаете властью по отношению к этим людям. Власть имеет разнообразные формы проявления: это и власть родителей по отношению к детям; власть капитана корабля по отношению к команде и пассажирам; власть тренера по отношению к спортсменам и т. п. Важнейшим видом власти является политическая власть, органом которой выступает государство.

Государство есть особая политическая организация принуждения, характеризующаяся наличием публичной власти, права, налогов, а также разделением людей по территориальному признаку. Государство есть основной институт политической системы, осуществляющий управление обществом. Государство обладает монополией на принуждение всего населения в рамках определенной территории, правом издания законов и правил, обязательных для всего населения, правом взимания налогов и сборов.

Государство появляется в условиях рабовладельческой системы, когда у правящей элиты возникает необходимость держать в повиновении с помощью специально созданного аппарата большинство своих подданных. Этот аппарат мог быть основан только на принуждении, насилии. История знает несколько типов и форм государства.

Типы государства: рабовладельческое, феодальное, буржуазное, социалистическое. Тип государства детерминирован базисными экономическими отношениями, он показывает, какой социальный класс осуществляет власть. Рабовладельческое и феодальное государства выражают интересы рабовладельцев и феодалов. "Низшие" слои (рабы и крестьяне) объявляются людьми второго сорта. Их интересы государство выражает частично, лишь в той мере, чтобы избежать социальных конфликтов. Буржуазное государство защищает интересы, прежде всего собственников. Оно само выступает как владелец целых отраслей производства. В силу этого буржуазное государство декларирует систему прав и обязанностей, которые имеют "урезанный" характер, ориентированы преимущественно на имущие слои населения.

Под формой государства понимают форму правления (монархия или республика), форму государственного устройства (унитарное или федеративное), а также политический режим, установленный в том или ином государстве (либеральный, демократический, фашистский, тоталитарный).

Осуществление функций государства (хозяйственно-организационная, охрана собственности и правопорядка, защита граждан, сотрудничество с другими государствами и др.) направлено на сохранение и дальнейшее совершенствование данной социальной системы.

В связи с пониманием природы государства и его отношений к обществу возникает множество проблем, обсуждаемых ныне политической философией, из которых мы укажем лишь две.

Первая связана с пониманием отношений между индивидом и государством: что важнее - отдельный человек или государство? Вторая проблема касается предпочтительной формы государственной власти.

Понятие "государство" ни по объему, ни по содержанию не совпадает с понятиями "общество" и "гражданское общество". Государство - это, прежде всего, бюрократический аппарат принуждения. Общество - исторически сложившиеся взаимоотношения между людьми в различных сферах деятельности. Гражданское общество - это совокупность неполитических отношений (семейных, религиозных, эстетических и т. п.).

Партия (от лат. partio - делю, разделяю) в отличие от государства является общественной организацией, представляющей интересы тех или иных социальных групп. Она имеет свой Устав и Программу, которые регламентируют ее деятельность. В настоящее время в демократических обществах политические партии все больше превращаются в институт мобилизации голосов электората за своих кандидатов на выборах в те или иные структуры власти.

Духовная сфера жизни общества - это область создания и освоения духовных ценностей. Духовная жизнь общества включает духовное производство (прежде всего, производство общественного сознания в его исторически конкретных и особых формах), духовные отношения между людьми, организации и институты, осуществляющие производство, распространение и хранение духовных ценностей. Духовная жизнь общества включает в себя различные компоненты, имеющие отношение к политике и религии, праву и морали, науке и религии, философии и искусству, в том числе и такой компонент, как общение, которое служит катализатором, а нередко и инициатором процесса образования представлений, теорий, идей и т. п.

Философы постоянно обсуждали и обсуждают вопрос о том, что важнее для общества: материальное производство или создание духовных ценностей? Марксистская философия настаивала на том, что материальное производство является важнейшей и ведущей стороной общественной жизни. Оппоненты марксизма подчеркивали решающую роль духовной деятельности во всех общественных процессах. Можно заметить, что здесь проявились материалистическая или идеалистическая ориентации конфликтующих сторон. Вопрос о том, что важнее, что является определяющим в развитии общества чрезвычайно сложен, и любой ответ на него нелегко обосновать. Но, можно предположить, что он вообще лишен смысла? Задумаемся над тем, что важнее в отдельном человеке - его дух или тело? Тело без души - труп, но и дух без тела трудно себе представить. И первое, и второе равно необходимы для жизни общества.

Общественное сознание представляет собой совокупность идей, теорий, взглядов, идеалов и принципов, желаний и настроений людей, отражающих данное общественное бытие. Общественное сознание зависит от общественного бытия. Однако эта зависимость не является абсолютной. Общественное сознание обладает относительной самостоятельностью, развиваясь по законам, отличным от законов развития общественного бытия. Относительная самостоятельность общественного сознания проявляется в том, что его развитие может опережать развитие общественного бытия или отставать от него.

Носителем общественного сознания может быть отдельный человек или какая-либо социальная группа (производственный коллектив, класс, нация, общество в целом). В этом случае говорят об индивидуальном сознании, т. е. сознании единичного человека. Индивидуальное сознание содержит в себе все черты, присущие данному человеку: способности, интересы, национальность, уровень и характер образования и т. п. Оно содержит также и то общее, что свойственно той социальной группе людей, к которой принадлежит этот человек (знания, идеалы, оценки, общие правила поведения, принципы, установки и т. п.), то, что усваивается человеком в процессе социализации. Это общее составляет ядро индивидуального сознания, определяя качество человека как социального существа, т. е. общественное сознание существует во множестве индивидуальных сознаний, хотя и не сводится к их простой сумме.

Содержание общественного сознания может существовать как в материальной (компьютерные программы, произведения литературы и искусства и т. п.), так и в идеальной (идеи, принципы, установки и др.) формах.

Общественное сознание различается по уровням и формам.

Первый уровень общественного сознания - обыденное сознание. Оно основано на жизненно-практическом опыте человека, охватывает главным образом внешнюю сторону объекта, явления.

Второй уровень - теоретическое сознание. Это рационализированная система знаний, отражающая внутренние свойства объекта, его сущность.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 327; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.122 сек.