Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

С позиции здравого смысла и элементарного наблюдения




Действие закона убывающей предельной полезности

Эффект замещения

Эффект дохода

В условиях повышения цены потребитель фактически становится беднее, снижается покупательная способность его дохода. Он располагает меньшим реальным доходом, чем до повышения цен (номинальный доход – полученные деньги, реальный доход – то, что можно на них купить). Соответственно, он будет покупать товар в меньших количествах, чем раньше, или вообще будет потерян для потребителей данного товара. Напротив, снижение цен увеличивает покупательную способность денежного дохода потребителя. Каждое снижение цен может побудить каждого потребителя данного товара к новым покупкам + приносит новых потребителей. Это последнее обстоятельство связано с важной особенностью спроса на рынке:

Спрос формируется как сумма индивидуальных спросов, следовательно, снижение или прекращение спроса отдельного лица компенсируется продолжающимся расширением спроса других лиц, доход которых позволил им включиться в потребление данного товара сравнительно позже. Следовательно, сумма покупок на рынке будет возрастать.

При повышении цены данного товара потребитель стремится заменить его покупкой альтернативного взаимозаменяемого товара (пр. чай <=> кофе). Снижение цены дает противоположный результат.

Эффекты дохода и замещения совмещаются и приводят к тому, что у потребителя возникает способность и желание приобретать большее количество товара по более низкой цене, чем по высокой.

В любой данный момент времени каждый покупатель товара получает все меньше полезности (удовлетворения потребностей) от каждой его последующей единицы (пр. пирожки, телевизоры). Следовательно, потребители покупают дополнительные единицы товара лишь при условии, что цена его снижается.

Если на рынок поступает некоторое количество товара, то быстрее распродать его можно при снижении цены.

Закон спроса практически имеет силу в отношении всех товаров, но есть исключения – когда цена растет, и количество покупок возрастает и наоборот, цена падает и количество покупок убывает.

Исключения:

1) Эффект Гиффена

2) Эффект Веблена

При построении кривой спроса мы исходили из того, что количество покупаемого товара определяется только одним фактором – его ценой. Существуют еще и неценовые факторы спроса (по отношению к данному товару). Основные из них:

1. Денежные доходы покупателей

2. Размер рынка (количество покупателей)

3. Цены на сопряженные товары. Два вида сопряженных товаров: товары заместители – субституты и дополняющие товары – комплименты или комплиментарные товары.

4. Вкусы и предпочтения потребителей

5. Потребительские ожидания относительно будущих цен и доходов.

Пр. (по п. 1) Для большинства товаров увеличение доходов влечет за собой увеличение спроса – изменяется шкала спроса.

Изменение любого из неценовых факторов изменяет данные шкалы спроса, или графически – происходит смещение положения кривой спроса. Изменяется сам спрос, поэтому эти факторы называют факторами изменения спроса.

Если потребитель обнаруживает желание и возможность приобретать большее количество товара по каждой из возможных цен, то произошло увеличение спроса. Графически – сдвиг кривой "вправо" (D1D1).

Г.3-2 Изменение в спросе

Если под воздействием любого из неценовых факторов потребитель приобретает меньшее количество товара по каждой из возможных цен, то произошло уменьшение спроса. Графически – сдвиг кривой "влево" (D2D2).

Изменение в спросе не следует путать с изменением величины спроса. Изменение в спросе выражается в смещении всей кривой спроса: вправо – увеличение, влево – уменьшение. Причина – изменение неценовых факторов спроса.

В противоположность этому, изменение величины спроса означает передвижение с одной точки на другую на данной кривой спроса, т.е. переход от одной комбинации цена‑количество (Pa, Qa) к другой комбинации цена‑количество (Pb, Qb) при одном и том же спросе. Причина – уменьшение цены данного товара.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 408; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.