Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

I. Прямая эластичность спроса по цене




Тема 4. Эластичность спроса и предложения.

В данной теме мы будем анализировать количественные характеристики изменений, а точнее – чувствительность спроса и предложения к изменению различных факторов.

Эластичность – это мера реагирования одной переменной в ответ на изменение другой в процентах.

Начнем с анализа связи между ценой и величиной спроса.

Степень реакции величина спроса на изменение цены различна

- для разных товаров

- для одного товара при изменении цен в различных диапазонах

Для измерения степени взаимодействия изменения цены на количество приобретаемого товара используется прямой коэффициент эластичности спроса по цене.

Замечание редакции: модуль возник ввиду переобозначения: .

- Коэффициент всегда отрицателен (имеется в виду, если брать без модуля), так как изменение величины спроса и цены происходят в различных направлениях.

- Используются процентные соотношения, а не абсолютные величины. В противном случае представление об эластичности зависело бы от выбора системы единиц измерения.

Варианты (характеристики) эластичности.

1. Если данное процентное изменение цены ведет к большему процентному изменению количества приобретаемого товара, то спрос эластичен.

График 4.1. Эластичный спрос.

Ed > 1

2. Если данное процентное изменение цены ведет к меньшему процентному изменению количества покупаемого товара, то спрос неэластичен.

График 4.2. Неэластичный спрос.

Ed < 1

3. Если данное процентное изменение цены ведет к такому же процентному изменению количества покупаемого товара, то это спрос с единичной эластичностью.

 

 

График 4.3. Спрос с единичной эластичностью.

Ed = 1.

Существуют также 2 крайних варианта эластичности.

График 4.4. Совершенно эластичный и совершенно неэластичный спрос.

4. Если изменение цены не приводит ни к какому изменению количества покупаемого товара, то спрос совершенно неэластичный.

Таков характер спроса на незаменимые товары.

Ed = 0.

5. Если незначительное изменение цены побуждает покупателей изменять количество покупаемого товара беспредельно, то это совершенно эластичный спрос.

Другими словами, потребители не желают платить больше за любое другое количество товара.

Таков характер спроса на продукцию отдельной фирмы в условиях совершенной конкуренции.

Ed = ∞.

Оценка спроса по показателю общей выручки.

(использование показателя эластичности для анализа расходов потребителей).

Прямую эластичность спроса по цене можно определить, проследив за изменением в сумме денег, которой покупатели уплачивают продавцам в случае изменения цены товара: т.е. за изменениями в общих доходах производителей = общих расходах потребителей.

1. Если спрос эластичен (см. График 4.1), уменьшение цены приведет к увеличению общей выручки.

Прирост количества компенсирует, и даже более того, потри в цене (по закону спроса, если цена падает, то количество растет, однако темп увеличения количества больше, следовательно, потери в цене компенсируются и более того «задавливаются» приростом количества).

Если спрос эластичен, то увеличение цены приведет к уменьшению общей выручки.

Прирост цены не компенсирует потери в количестве.

Если спрос эластичен, изменение цены и общей выручки происходят в противоположных направлениях.

2. Если спрос неэластичен (см. График 4.2), уменьшение цены приведет к уменьшению общей выручки.

Так как прирост количества не компенсирует потери от снижения цены (темп увеличения количества меньше темпа снижения цены).

Если спрос неэластичен, то увеличение цены приведет к увеличению общей выручки.

Потеря в количестве компенсируется, и даже более того, возросшей ценой.

Если спрос неэластичен, изменение цены и общей выручки происходят в одном и том же направлении.

3. В случае единичной эластичности, изменение цены оставит общую выручку неизменной.

Изменение цены вызывает такое же изменение количества (см. График 4.3).

Свойства эластичности и особенности вычисления эластичности спроса по цене.

 

График 4.5. Дуговая эластичность.

Рассчитаем эластичность спроса (см. График 4.5).

P1 = 9, Q1 = 10;

P2 = 7, Q2 = 30.

 

.

Теперь изменим условия «зеркально».

 

P1 = 7, Q1 = 30;

P2 = 9, Q2 = 10.

 

.

В зависимости от того, какая комбинация количества и цены будет выбрана, получаем различные величины эластичности. Дело в том, что использованная формула характеризует эластичность в определенной точке, поэтому формула ее определяющая называется формулой точечной эластичности.

Для получения одного и того же результата и при изменении цены в большем диапазоне используют расчет дуговой эластичности.

Расчет производится по центральной точке интервала (Ален).

.

Рассчитаем дуговую эластичность для предыдущего случая:

P1 = 9, Q1 = 10;

P2 = 7, Q2 = 30.

.

Теперь для других данных.

P1 = 3, Q1 = 70;

P2 = 1, Q2 = 90.

.

 

2. Наклон кривой не может служить надежным основанием для суждения об характере эластичности. Наклон кривой зависит от абсолютных изменений цены и количества, в то время как эластичность определяется процентным соотношением изменения цены и количества.

3. Эластичность меняется вдоль кривой спроса.

4. Для большинства кривых спрос эластичен на отрезке высоких цен и неэластичен на отрезке низких цен.

Основные факторы прямой ценовой эластичности спроса.

1. Наличие товаров-заменителей.

Чем больше товаров-заменителей, тем эластичнее спрос. Спрос на товар одной фирмы эластичнее рыночного спроса на данный товар.

2. Фактор времени.

Принято различать

- краткосрочные периоды

- долговременные периоды

В долговременном периоде спрос эластичнее (потребитель успевает приспособится к изменившейся цене).

3. Удельный вес товара в бюджете потребителя.

Чем выше удельный вес, тем выше эластичность.

4. Принадлежность товара предметам первой необходимости.

Более эластичен спрос на предметы роскоши.

Оценки прямой эластичности спроса могут быть использованы для прогнозирования изменений в расходах потребителей и доходах производителей в результате изменения цены на данный товар.

Функции спроса должны быть определены при помощи рыночного эксперимента, опросов потребителей, статистического анализа данных.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 958; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.