Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Представление мистерии 1 страница




V

5 3

–Мистерия — жанр в высшей степени противоречивый; в нем совмещаются и борются такие противоположные начала, как ре­лигиозная мистика и житейский реализм, набожность и бого­хульство, проявление стихийной народности, выражаемой в само­деятельности масс, и официальная подчиненность мистерии церк­ви и городским властям.

Вобрав в себя многие предшествующие драматические жанры, мистерия более ста лет была господствующим видом зрелищ, в котором два направления— .религиозное и мирское — находились в состоянии непрерывной борьбы.

Религиозная драма, порожденная церковью, теперь стала де­тищем города, и потому «откровенность народных страстей» и «вольность суждений площади» (А. С. Пушкин) уживались в ней с утверждением религиозной идеологии и аскетической хри­стианской морали.

Чем резче выявлялся в обществе классовый антагонизм, тем больше власть нуждалась в пропаганде христианского смирения и тем активнее выявлялся дух сопротивления масс. Именно в этом плане борьбы двух начал и нужно рассматривать мистериальный театр Западной Европы.

* * *

Мистерия была органической частью городских торжеств, которые обычно устраивались в ярмарочные дни. По всем сосед­ним городам и селениям разъезжали всадники и оповещали народ о том, когда и где предстоит ярмарка и какие увеселения приготовлены для ее посетителей.

В дни ярмарок город приводили в образцовый порядок, уси­ливалась стража, по ночам зажигали фонари, улицы были чисто выметены, с балконов и окон свешивались знамена и яркие по­лотнища.

Ранним утром на церковной площади епископ совершал мо­лебен, и ярмарку объявляли открытой. Начиналось торжествен­ное шествие. Шли юные девушки и маленькие дети, городские советники и цехо'вые старшины, монахи и священники, городская стража и муниципальные чиновники, купеческие гильдии и реме­сленные цехи. Пестрая толпа смешивалась с причудливыми ма­сками и чудовищами. На руках несли огромного дьявола, у кото­рого из ноздрей и ушей извергалось пламя, медленно ехали повозки с инсценировками живых картин на библейские и еван­гельские темы. Тут же сновали весельчаки, переряженные медве­дями, обезьянами или собаками. А иногда в шествии можно было увидеть совсем диковинные вещи: огромный медведь играл на клавесине, ударяя молотками по кошачьим хвостам; святой Ав­густин выступал на ходулях и с высоты десяти футов читал

–проповеди; плыли искусственные облака и оттуда выглядывали ангельские лики. Празднество обычно завершалось представле­нием мистерии. Маскированные участники городской процессии становились действующими лицами. «Черти» и «ангелы», «свя­тые» и «грешники» быстро размещались на декорированных пло­щадках, которые поражали горожан своим причудливым видом, и мистерия начиналась.

В мистериальных представлениях участвовали сотни людей и состязались между собой городские цехи. Каждый цех полу­чал свой самостоятельный эпизод. Например, в мистерии, пока­занной в городе Йорке, сорок девять городских организаций получили по эпизоду, притом с таким расчетом, чтобы каждый цех мог продемонстрировать артистическое искусство своих со­членов и богатство ремесленной организации. Поэтому эпизод с Ноевым ковчегом ставили корабельщики, его вторая часть — Всемирный потоп — доставалась рыбакам и матросам, Тайная вечеря — пекарям, Вознесение — портным, Омовение ног — водовозам, а Поклонение волхвов — ювелирам. Изгнание из рая показывали оружейники — ангелы с оружием в руках гнали из рая Адама и Еву.

Но, несмотря на композиционную раздробленность мистерии, она все же имела внутреннее единство, так как каждый самостоя­тельный эпизод был составной частью большого библейского или евангельского цикла.

В течение XV и XVI веков было написано огромное коли­чество мистерий — число сохранившихся стихов превышает мил­лион. Сказать же, хотя бы приблизительно, сколько мистерий существовало вообще в средневековом театре, совершенно невоз­можно. Во-первых, большая часть рукописей погибла, а во-вто­рых, значительное большинство мистерий, разыгрываемых на подмостках, могло вовсе не распространяться, оставаясь только в распоряжении актеров.

Большие мистерии, появившиеся с середины XV века, как правило, были позднейшей переработкой текстов, которые до тех пор существовали в рукописных списках и служили материалом для представлений. Таким образом, мистериальная драматургия во многих случаях не предшествовала спектаклю, а была после­дующей литературной обработкой сценических текстов.

Эта обработка имела ту пагубную сторону, что, стремясь при­дать мистерии большую религиозную направленность, поздней­шие авторы исключали из нее те жизненные комические эпизоды, которые проникали в действие мистерии и свободно размещались на сценических подмостках рядом с эпизодами религиозного характера. То, что казалось вполне естественным народному зрителю мистерий, было недопустимым с точки зрения богосло-

–bob, строгих книжников-ригористов. Спектакли мистерий были значительно интереснее, полнее и разнообразнее, чем их литера­турное оформление.

Мистерия как жанр получила завершенный характер во второй половине XV века.

В раннюю стадию своего существования мистерия имела фор­му мимических действий (так называемые «мимические мисте­рии»), в которых сюжеты литургических драм обретали панто­мимическое выражение.

В связи с развитием городов церковь была заинтересована в расширении религиозной пропаганды: во всех европейских городах стали устраиваться пышные церковные шествия, сопро­вождаемые инсценировками евангельских и библейских сюжетов. Особенно богатой драматическим элементом была уличная про­цессия в честь праздника тела Христова, установленного спе­циальным указом папы Урбана IV в 1264 году. Перенос церков­ных инсценировок на улицу усилил их зрелищную сторону и сде­лал возможным использование этих сюжетов и для чисто светских целей. Так, во Франции «Страсти господни» были впервые по­казаны на площади в виде мимической мистерии в 1313 году при въезде в 11ариж короля Филиппа IV Красивого. После этого по­добная театрализация повторялась неоднократно.

Из инсценировок этих празднеств и въездов постепенно складывалась площадная мистерия. Процесс ее формирова­ния шел как по линии литературной, так и по линии чисто сценической.

На раннем этапе литературно обрабатывались отдельные эпи­зоды священной истории, затем эти разрозненные эпизоды стали собираться в соответствующие циклы, и под конец мистерия стала создаваться как цельное литературное произведение, со­держащее большое количество связанных между собой эпизодов.

Самые ранние площадные представления религиозных пьес устраивались в Италии братством Гонфалоне с 1264 года в древнеримском амфитеатре — Колизее. Это были разрозненные инсценировки. В более позднее время, связанное уже с деятель­ностью цеховых организаций, как, например, в Англии, мисте-риальный спектакль представлял собой целый цикл отдельных эпизодов '. Окончательное оформление жанра выразилось в соз­дании цельных мистериальных произведений типа французской «Мистерии Страстей» Арну Гребана.

Если начальные Шаги в развитии мистерии во всех стра­нах Западной Европы были сходны, то формирование это-

1 Тексты английских мистерий XV века собраны в четырех сборниках, составленных из отдельных пьес мистериального репертуара.

–го жанра в его каноническом виде произошло во Франции, ко­торая была, по определению Энгельса, «средоточием феодализма в средние века» '.

В Италии мистерия не получила сколько-нибудь значительно­го развития, так как этому воспрепятствовало раннее утвержде­ние в этой стране гуманистической культуры и искусства2. В средневековой Испании созданию площадного театра помеша­ли непрерывные войны Реконкисты и отсутствие цеховых орга­низаций в городах. В Германии и Англии мистериальный театр развился достаточно полно, но и в той и в другой стране мисте­рии были мало оригинальными, заимствованными из француз­ских источников (оригинальными в них были лишь комические эпизоды, вставлявшиеся в канонический текст). Причиной тому были исторические условия, ослабившие в обеих протестантских странах авторитет католической церкви.

Поэтому в истории мистериального жанра французские мис­терии занимают первое место.

Вся обширная мистериальная драматургия разделяется на три основных цикла — ветхозаветный, новозаветный и апостоль­ский. Первый цикл имел своим началом литургическую драму •—■ «Шествие пророков», второй возник из двух основных эпизо­дов —рождения и воскресения Христа, а третий в значительной степени развился из сюжетов, заимствованных из мирак­лей о святых. Но влияние мираклей на мистерию сказалось не только в третьем цикле. На раннем этапе своего существования мистерия, развиваясь из литургической драмы, не обрела еще своей оригинальной формы и часто бывала своеобразным со­бранием мираклей, коротких драматизированных легенд, лишь механически связанных между собой.

Так, первая известная мистерия (1345), посвященная «Страстям господним» и написанная на провансальском языке (отсюда ее наименование «Провансальская мистерия»), состояла из большого количества разрозненных маленьких эпизодов, за­вершающихся традиционным для миракля чудом.

Трудно категорически утверждать, что «Мистерия Ветхого завета» была по происхождению более ранней, но в ней отчет­ливей, чем в других мистериях, видны архаические черты; потому мы начнем анализ развития жанра именно с нее.

«Мистерия Ветхого завета», состоящая из 50 000 стихов и имеющая 242 действующих лица, содержала в себе тридцать

К. Маркс и Ф.Энгельс, Избранные произведения в двух то­мах, т. 1, М, 1948, стр. 210.

Гуманисты писали так называемые sacre rappresentazioni, заполняя их светскими античными мотивами. Об этом см. в главе «Итальянский театр».

–восемь отдельных эпизодов — от сотворения мира до пророче­ства о рождении Христа. Эти эпизоды совершенно различны по размерам, к тому же одни и те же имена в разных сценах имеют различную транскрипцию. Все это указывает на то, что «Мистерия Ветхого завета» была продуктом коллективного труда.

Несмотря на огромное нагромождение событий, она обладает единой внутренней тенденцией, которая развивается последова­тельно, от эпизода к эпизоду. Смысл этой общей идеи заклю­чался в том, что человек, созданный богом и совершивший тяж­кое «грехопадение», навлекал на себя проклятие божье, которое могло быть искуплено только безвинной кровью явившегося к людям сына божия.

Бог обращался к зрителям и торжественно объявлял, что он, желая показать свое могущество и возвысить небесный трон, ре­шил сегодня совершить великие чудеса. Существуя сам в небы­тии, бог начинает с того, что создает небесные сферы. В ремарке значится: «Тогда должно появиться небо огненного цвета, на ко­тором будет написано «Эмпирей». Затем бог творит четыре сти­хии — огонь, воздух, воду и землю. После этого он создает ангелов —■ «тогда должны появиться все ангелы, каждый по оче­реди, и среди них Люцифер ', имеющий большое сияющее солн­це за собой». Бог говорит Люциферу: «Свет будет предшество­вать тебе. Мы отдадим тебе машу любовь больше, чем кому иному». Люцифер становится на колени перед богом и благода­рит его за то, что тот сделал его носителем света. Прочие анге­лы тоже опускаются на колени и, называя бога королем, сеньором и принцем, клянутся ему в верности. Происходит чисто феодальная сцена — клятва рыцарей своему сюзерену. Эпизод заканчивается торжественным латинским пением ангелов, вос­хваляющих могущество бога. Затем в тексте мистерии имеется ремарка: «Пауза». После короткого перерыва следует дальней­шее развитие событий.

Люцифер снедаем гордыней — он не хочет быть в подчинении у бога (небесные сферы кажутся ему недостаточно возвышенны­ми) и решает вместе с приближенными к нему ангелами совер­шить восстание и захватить трон бога. Ангелы одобряют дерз­кий замысел Люцифера. С воинственными криками восставшие поднимаются наверх. Но в это время архангел Михаил доносит богу о восстании. Бог в гневе низвергает Люцифера и его при­спешников в ад. Следует ремарка: «Тогда сбрасывают насколько можно стремительнее Люцифера и ангелов вниз». Люцифер кается в аду, но слезы его должны вызвать лишь комический

1 Lucifer — носитель света (лат.). 60

–эффект. Окруженный злорадствующими чертями, падший ангел жалобно стонет: «Угу-угу, я каюсь».

В раю происходит беседа о пагубности измены, и ангелы вновь клянутся в верности и послушании богу.

Легко заметить, что уже первый драматический эпизод ми­стерии имел определенный политический смысл, и его библейская тема вмещала в себя современные идеи о подчинении феодалов единому правителю — королю. Актуальный смысл сцены совер­шенно очевиден: мистерию показывали в годы ожесточенной борьбы Карла VII и Людовика XI с последними непокоренны­ми князьями. После наказания ослушников у всех наступало ду­шевное умиротворение. Ангелы в раю пели «сколь возможно мелодично», и бог с небожителями спускался на землю, чтобы творить «мир и все в нем сущее».

Следовали одно за другим шесть библейских чудес — эф­фектно сделанных сценических фокусов. Ночь и день символизи­ровались полотнищем, одна половина которого была белой (день), а вторая черной (ночь). Создание «недр земных» изображалось в виде бассейна, в. волнах которого плескались рыбы. Земля покрывалась деревьями и травами. Ремарка требовала, чтобы «сами собой из каменистой почвы вылезали маленькие деревца, кустарники и самые прекрасные цветы, в соответствии с време­нем года».

На небе появлялись сразу два светила: большое — солнце и чуть поменьше — луна. Четвертый день знаменовался появле­нием небесных планет и звезд. Затем мир населялся всевозмож­ной живностью. В ремарке подробным образом указывалось: «Затем незаметно бросить в небо малых пташек и пустить по земле гусей, аистов, уток, кур и других птиц со всякими чудес­ными животными, каких только можно будет найти». Вряд ли подобная сцена вызывала особые религиозные чувства: легко предположить, что оглушительное кудахтанье, щебетанье, гогот кур, гусей и уток при столь торжественных обстоятельствах вы­зывали у зрителей веселое оживление и смех.

Наконец бог приступал к сотворению человека. В ремарке, согласно библейскому описанию, указывалось, чтобы была со­брана в кучу «земля и грязь», и оттуда незаметно должен появить­ся Адам. Вначале Адаму полагалось лежать недвижно. Лишь после того, как бог три раза дунул ему в лицо, Адам оживал; он выражал великое восхищение всем увиденным и, упав на ко­лени перед богом, благодарил его и клялся ему в вечном послу­шании. Бог вводил Адама в рай, и тот, как бы утомленный мно­жеством впечатлений, погружался в сон. Во время сна бог вынимал у него ребро, после чего появлялась Ева, которая также на коленях благодарила творца и клялась в вечном послушании.

Адам, проснувшись, выражал восхищение Евой и говорил по-латыни, что она кость от его кости и плоть от его пло­ти. Бог благословлял супру­гов, отдавал в их владение рай и удалялся под ликую­щее пение ангелов.

Дальнейшее развитие

Сцена соблазна Адама и Евы. Из «Мистерии Ветхого завета» 1542 г.

«Мистерии Ветхого завета» шло по известным библей­ским эпизодам. Здесь семей­ные коллизии, посвященные истории рода Адама, чередо­вались со сценами чисто рели­гиозного характера. Заверша­лась мистерия пророчествами святых о рождении Христа. Основной репертуарный массив религиозно-площад­ного театра составляли мистерии, посвященные легендарной истории Иисуса Христа.

Наиболее известной среди них была «Мистерия Страстей» Арну Гребана — огромное сочинение размером около тридцати пяти тысяч стихов, послужившее образцом для всех последующих мистерий.

Арну Гребан был ученым теологом; он одновременно препо­давал в Парижском университете и руководил капеллой Собора Парижской богоматери.

Его монументальная «Мистерия Страстей» разделялась на четыре части (четыре дня), действовало в ней 393 персонажа. Следуя традиции, Гребан начинал свою мистерию с эпизода изгнания Адама и Евы из рая, затем шли эпизоды рождения и детства Иисуса. Второй день был посвящен земной жизни Христа и заканчивался предательством Иуды. В третий день показывались «страсти господни». Параллельно развивались две темы — патетическая тема Иисуса, стоически претерпевающего все страдания, и драматическая — Иуды, терзаемого муками со­вести и кончающего жизнь самоубийством. День заканчивался рыданием богоматери и погребением Христа. Четвертая часть, посвященная воскресению Иисуса, была наиболее риторична и лишена уже всякого подобия живого чувства.

Мистерия Гребана, не выходя за пределы библейской мифо­логии, созданная по строгому плану, с логической последова­тельностью развивающая идею искупления, была образцом мерт-

венной риторической драма­тургии. Лишь в редчайших случаях (например, эпизод плача девы Марии над рас­пятым Христом) мистерия обретала некоторую живость, но эти живые черты рожда­лись только при нарушении церковного канона.

Сцена изгнания Адама и Евы из рая Из «Мистерии Ветхого завета». 1542 г.

Особенно показательной в этом отношении является «Мистерия Страстей» учено­го теолога и врача Жана Мишеля (1486), написанная с явным стремлением очело­вечить христианскую леген­ду, придать ей психологиче­скую достоверность и бытовое правдоподобие. Жизнь Иисуса в этой мистерии вызывала ассоциации с жизнью обык­новенного человека, ибо дей­ствие начиналось с крещения Христа, а заканчивалось его положением во гроб. Всяче­ски были расширены и досо­чинены эпизоды, представ­ляющие чисто житейский ин­терес. Драматическая фигура Иуды занимала очень значитель­ное место. Автор мистерии, зная античную легенду о царе Эди­пе, приписал Иуде злоключения Эдипа, отчего злодей выглядел еще отвратительнее. Особенно много внимания уделялось в мистерии характеристике Марии Магдалины. Если обычно в мистериях она появлялась лишь в момент своего раскаяния, а о грехах ее только упоминалось, то Жана Мишеля интересовал в первую очередь именно греховный период в ее жизни. Про­слышав о Христе, она проявляет к новому пророку чисто жен­ский интерес: расспрашивает иудеев, идущих с проповеди Христа, хороша ли его внешность. Убедившись в достоинствах пропо­ведника, Мария наряжается и в сопровождении служанок идет соблазнять новоявленного пророка. И только после этой свет­ской сцены наступал традиционный эпизод раскаяния.

Хотя тексты рассматривались епископами или городскими магистратами, никакая цензура не могла уберечь мистерию от проникновения в нее житейского, реалистического элемента.

–63

–Обыденное и чудодейственное переплеталось в мистериях самым причудливым образом. Очень характерна в этом отноше­нии немецкая мистерия о сошествии Иисуса Христа в ад (1464). От мановения руки Христа сами собой падают засовы и раскры­ваются замки. Сатана изгнан, Люцифер привязан к столбу. Грешники бросаются к своему искупителю, целуют ему руки, обнимают колени, плачут радостными слезами и вместе с Иису­сом поднимаются в рай.

Ад пуст. Люцифер в унынии. Один за другим возвращаются черти — ни у кого из них нет добычи, на земле не осталось боль­ше грешников, все вняли слову божьему. Тогда Люцифер вспо­минает город Любек, и черти шумной толпой отправляются в соседний богатый город, наверно чем-то неугодный устроителям мистерии. В Любеке обнаруживается множество грешников: бу­лочники, кладущие слишком мало дрожжей в тесто, священник, просиживающий часами в трактире и пропускающий мессу. Весь этот люд черти гонят в ад.

Религиозные сюжеты от обилия бытовых сцен трещали по всем швам, а священные герои, бывшие хозяева сюжетов, блед­ными тенями бродили среди ярмарочной суматохи, и их робкие молитвы безнадежно тонули в криках базарных горлопанов.

Как пример можно привести историю о «Мудрых и не­разумных девах» ', которая, потеряв свой церковный кров! и очу­тившись на базарной площади, превратилась из чинной литур­гической драмы в разбитную малопристойную буффонную сцен­ку о базарном шарлатане и его слугах.

Еще более показательна в этом отношении чешская интерме­дия «Продавец мазей», которая показывалась в перерывах между сценами мистерии. Сочиненная в середине XIV века сту­дентами — «Жаками», эта пьеса (сохранился лишь ее отрывок) имела уже самую отдаленную связь со своей прародительни­цей — литургической драмой о мудрых и неразумных девах.

В центре интермедии фигурировал мошенник Рубин, назван­ный в списке действующих лиц шутом из Венеции. Рубина за миску киселя и три новые ложки нанимает к себе врач-шарлатан Северин для рекламирования своих поддельных снадобий. Рубин вместе со слугой врача Пустерпальком принимается расхвали­вать врачебное искусство своего хозяина. Рубин кричит:

Все пожалуйте сюда!
Не останется следа
От клейма или дубины,
Стоит только господину
_______________ Раз взмахнуть своим мазком -.

1 Немецкий вариант 1322 г.

2 Перевод А. Сиповича.

–Расхвалив сверх меры чудодейственное свойство лекарств Северина, Рубин заключает свой монолог призывом к хозяину:

Натолочь уже заране Порошков из всякой дряни И, набрав погуще грязь, Запасную сделать мазь.

Тут же Рубин сообщает, что к врачу идет библейский ста­рец Авраам, который ведет своего тяжело больного сына Исаака, а Северин сообщает своему помощнику, что по базару бродят три красивые подруги, которые ищут мази и помаду,— в таком легкомысленном тоне говорится о трех святых Мариях.

Первым приходит Авраам; он просит Северина воскресить его сына Исаака:

Он, как мертвый, без движенья.

Сделай чудо воскресенья.

Хоть лежит он распростертый,

Но капризен хуже черта;

Хлеб не ест совсем простой,

Лишь пшеничный, дорогой;

И воды не пьет строптиво,

А лакает только пиво.

В этих словах библейского пророка явно слышны издевательские нотки. Пародия становится особенно дерзкой, когда изображает­ся самое чудо воскресения. Происходит оно после того, когда врач-шарлатан смазывает мазью Исааку пониже спины.

Еще острее звучит антицерковная сатира в сцене Марий. Каждая из них на латинском языке вещает о постигшем их горе — смерти Христа. Но продавец встречает святых дев, как обычных покупательниц, и предлагает красоткам помаду, крем, румяна и белила. Те отказываются, им не до красоты: они при­шли за мазью, чтобы умастить священный труп. Северин в шу­товских выражениях расхваливает свой товар. Обычно он берет за него три гроша, но красоткам он готов уступить за пару гро­шей. Появляется жена Северина. Услыхав его любезности, она набрасывается на мужа, и между супругами происходит шумная семейная сцена. Жена не позволяет мужу продавать товар по дешевке. Девы-мироносицы так хороши, что за ними начинают увиваться и Пустерпальк с Рубином, между которыми тоже раз­горается ссора. Пустерпальк хвастает своим родом — дядья его торговали хреном, луком, грибами и грушами. Рубин в ответ восхваляет свой род: к его тетке Вовржене благоволили монахи, а тетка Годова стяжала себе славу тем, что варила кисель «из простой коры древесной».

На этом интермедия «Продавец мазей» обрывается.

5—1028 ^ 65

–В яркую бытовую картину превратился в. мистериях и эпи­зод всемирного потопа. В английской мистерии Ной выглядел бравым моряком, готовящим свой ковчег в далекое плавание. Но сварливая супруга Ноя не желала покидать землю и зале­зать в дурацкий ящик. Только после того, как Ной брал палку, строптивую жену удавалось втащить в ковчег. Ной объ­являл, что, имея грот-мачту и снасти, он готов поднять паруса. Ковчег отплывал. Подобные бытовые отклонения от первоначаль­ной темы не только профанировали священную историю, но иногда прямо ее пародировали.

Типичным в этом отношении является эпизод о Маке из ан­глийской мистерии рождественского цикла «Вифлеемские пасту­хи». Мак похищает ягненка, и когда пастухи приходят обыски­вать его дом, он прячет ягненка в люльку и выдает его за ново­рожденного. Обман обнаруживается, пастухи собираются отколо­тить вора, но в это время раздается пение ангелов, возвещающих о рождении Христа, и пастухи идут к яслям, в которых лежит уже не ягненок, а новорожденный Иисус, именуемый «агнцем божьим».

Такое язвительное соседство религиозной и бытовой сцены явно указывало на то, что в мистерию проникал вольный дух народной насмешки, пародии и сатиры.

Сатира тревожила порой и светские власти. Иосиф, превра­щенный в одной английской мистерии в совершенно реальную фигуру бедняка плотника, говорил по поводу императора Авгу­ста, наложившего на народ новые налоги: «Имущество бедняка вечно подвергается опасности. А теперь пришел королевский чиновник, чтобы взять у 1меня последнее. Топором, буравом и до­лотом добываю я свой хлеб и неизвестно, зачем я должен отдать все мои сбережения королю». Иосиф и Мария в немецкой мисте­рии XV века изображались бедняками, которые ходят из дома в дом и нигде не находят приюта.

Даже в «Мистерии Страстей» Арну Гребана встречались протестующие строки. «Бедняки рождаются своими матерями лишь затем, чтобы испытывать горе и нищету!» — восклицал один из персонажей. Еще резче звучал протест в другой фран­цузской мистерии, страстей. Персонаж, изображающий народ, заявлял, что люди должны владеть всем поровну, и с негодова­нием говорил о богачах, которые

Вовсе не знают тягот труда, Но всяким добром мошна их полна, Золотом, деньгами, хлебом, вином, Мы ж, бедняки, с голоду мрем.

В мистерии «Три короля» короли, возвращаясь из Вифлеема, встречались с пахарем, который им говорил: «Нет ни короля, ни

–императора, который смог бы прожить без хлеба»,— и заканчи­вал свои слова латинской фразой: «Qui non laborat, non manducat» («Кто не работает, тот не ест»).

Но все же в мистерию, подчиненную организационно и идео­логически привилегированным слоям города, мотивы социального протеста проникали с трудом. А если и проникали, то под пером автора они приобретали благопристойную форму евангельских изречений и притч. В своей же стихийной силе этот протест проявлялся главным образом в сценическом исполнении ми­стерии.

В те годы, когда творение Арну Гребана завладело почти всеми мистериальными подмостками, во Франции было создано другое выдающееся произведение — «Мистерия об осаде Ор­леана».

Эта мистерия отличалась от всех предыдущих и последующих произведений данного жанра чертами исторической достоверно­сти. Возможно, что автор мистерии сам был участником герои­ческой обороны Орлеана. Его патриотическая воодушевленноеть определяла общий дух мистерии, характеры ее главных персона­жей и благополучную развязку действия, которое завершалось не сожжением Жанны дАрк, а победой французов.

Вместо традиционного конфликта между богом и дьяволом основной конфликт этой мистерии выражался в столкновении реальных исторических сил — английских захватчиков и фран­цузских патриотов, поднявшихся на защиту своей отчизны. Не­смотря на религиозный характер мистерии, ее пафос заключался в идее освободительной борьбы народа против врагов.

«Мистерия об осаде Орлеана» была создана и показана вскоре после самой исторической осады (1429)1. В ней участвует более ста персонажей. Главными героями выступают граждане Орлеана, крестьянка Жанна, король Карл VII и французские полководцы во главе с графом Дюнуа. Со стороны англичан действуют военачальники — граф Сольсбери, герцог Соммерсет, лорд Тальбот и многие другие. Действие, как и во всякой ми­стерии, происходит не только на земле, но и на небе.

Мистерия начинается с военного совета, на котором британ­ские военачальники объявляют, что они идут походом на город Орлеан. На совет прибывает епископ, правитель Орлеана; обра­щаясь к англичанам, он молит их пощадить родной город. Ан­гличане коварно заверяют его, что они ничего дурного не замыс­лили. Но лишь только епископ уходит, звучат фанфары, и лорд

1 В городском архиве Орлеана имеются документы, датированные 1435 и 1439 гг., в которых указываются расходы по организации мистерий. На основании некоторых статей расходов можно сделать вывод, что в городе была разыграна именно «Мистерия об осаде Орлеана».

5* 67

–Сольсбери восклицает: «Франция, Франция, прекрасная страна, ты будешь принадлежать нам!»

Действие переносится в осажденный Орлеан. Город встрево­жен, но готов мужественно сопротивляться. Городской старшина от имени всех говорит: «Мы лучше умрем, но никогда не сда­димся!» Горожане клянутся быть верными своему долгу. Начи­нается обсуждение плана защиты Орлеана.

А в это время англичане уже грабят и насилуют в окрестных местах. Они разоряют часовню богородицы в Шартре. Священ­ник жалуется на солдат графу Сольсбери. Тот со словами: «Ты лжешь, мои солдаты этого не сделают» — выгоняет священника.

Происходит первое сражение между англичанами и францу­зами. Французы под напором многочисленного противника от­ступают. Начальник ополчения призывает всех без исключения взяться за оружие. Даже женщины принимают участие в оборо­не — они обливают англичан кипящим маслом.

Английский военачальник, обращаясь к защитникам Орлеана, говорит: «Всех, кто там за стенами, с их женами и детьми, ни­кого не пощажу. И, кто бы они ни были, малые или старые, всех изрублю мечом». После этих злобных слов следует ремарка: «Тогда вылетает ядро с башни девы Марии, которое ударяет его в голову, раскалывает ее и вырывает глаз». Англичане в смя­тении.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 612; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.062 сек.