Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методика обучения. Особенности наглядного материала




Особенности наглядного материала

Предварительная работа

Методика ознакомления с различными параметрами величины предмета

Программные задачи

У ДОШКОЛЬНИКОВ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ

Лекция № 9

О ВЕЛИЧИНАХ И ИХ ИЗМЕРЕНИИ

1. Учить выделять величину как пространственный признак предмета и сравнивать предметы по размеру на глаз:

а) разные по величине (резко контрастные);

б) одинаковые по величине.

Активизация словаря: учить пользоваться словами:

«большой — маленький»;

«больше — меньше»;

«одинаковые по размеру».

2. Показать трехмерность пространства. Познакомить с различными параметрами величины предмета:

а) длиной;

б) шириной;

в) высотой;

г) толщиной.

Активизация словаря: учить величину и результаты сравнения обозначать словами:

а) «длинный — короткий»,

«длиннее — короче»,

«одинаковые по длине»;

б) «широкий — узкий»,

«шире — уже»,

«одинаковые по ширине»;

в) «высокий — низкий»,

«выше — ниже»,

«одинаковые по высоте»;

г) «толстый — тонкий»,

«толще — тоньше»,

«одинаковые по толщине».

3. Учить сравнивать предметы по величине приемами приложения и наложения.

4. Развивать глазомер.

5. Учить раскладывать предметы в возрастающем и убывающем порядке по размеру (выкладывать сериационные ряды).

6. Учить сравнивать два предмета по величине с помощью условной мерки, равной одному из сравниваемых предметов по размеру.

7. Учить измерять длину с помощью условной мерки.

8. Познакомить с общепринятыми мерами длины: метром и сантиметром.

9. Формировать представление об объеме, измерении объема жидких и сыпучих веществ условными мерками. Познакомить с литром.

10. Формировать представление о массе предметов и ее измени условными мерками. Познакомить с килограммом.

11. Учить делить предметы и геометрические фигуры на две и четыре равные части.

Маленькие дети (до 3 лет) в процессе игр, самостоятельной и специально организованной деятельности начинают выделять величину как пространственный признак предметов. Воспитатель показывает способы обследования предметов осязательно-двигательным путем, активизирует в речи слова «большой», «маленький» при сравнении резко контрастных по размеру предметов. Можно ввести термины: «размер», «одинаковые по размеру».

Одинаковые предметы с ярко выраженным одним парамет­ром, резко контрастные по величине (в 3—4 раза) и равные по величине.

Длина: ленты, веревки, шнурки, полоски, лыжи, дорожки и др.

Ширина: ленты, полоски, дорожки, ручейки и др.

Высота: дома, башни, деревья, люди и др.

Толщина: палки, карандаши, деревья и др.

Сначала знакомим с каждым параметром в отдельности, за­тем возвращаемся к общей величине как обобщению получен­ных сведений.

Вначале рассматриваем два предмета контрастные по разме­ру и вводим новый термин. Потом учим сравнивать два предме­та по конкретному параметру, сначала неравные, затем равные по величине.

Последовательность ознакомления:

Длина ширина высота толщина величина (размер)

 

               
 
Знакомство с параметром: «длинный - короткий»
 
Сравнение контрастных по величине параметров: «длиннее - короче»
 
   
 

 

 


Фрагмент 1:

Программная задача: дать понятия «длинный — короткий».

Наглядный материал: две ленты одного цвета, одинаковой ширины, контрастность длины примерно в 3 раза.

Организация: подгруппа детей вокруг стола.

Ход:

— Что это?

— Какого цвета ленты?

— Чем ленты отличаются?

— Посмотрите, эта лента длинная, эта лента короткая.

Воспитатель проводит рукой вдоль лент. Дети следят глазами, затем проводят рукой сами и проговаривают новые термины.

— Какая эта лента?

— А эта?

— Покажи длинную ленту.

— Покажи короткую ленту.

Фрагмент 2:

Программные задачи: дать понятия «длиннее — короче». Повторить понятия «один — много».

Наглядный материал:

демонстрационный: две полоски разного цвета и длины, одинаковой ширины на фланелеграфе;

раздаточный: у детей на столах по две разные полоски и грибы (игрушечные или нарисованные).

Организация: дети за партами.

Ход:

I. Работа с демонстрационным материалом.

— Что это?

— Какие? Чем отличаются?

— Когда сравнивают, говорят: «красная полоска длиннее синей».

— Повторите.

— Про это можно сказать по-другому: «синяя полоска короче красной».

— Повторите.

Замечание: на вопрос «какой по длине?» дети отвечают «длинный, короткий». При сравнении говорят «длиннее, короче», не проглатывая окончания предложения. Взаимно обратные отношения «длиннее — короче» даются одновременно. Проговаривание терминов сопровождается проведением пальчиком или рукой вдоль протяженности.

//. Работа с раздаточным материалом

— Покажите длинную полоску.

— Покажите короткую полоску.

— Сравните их по длине. Скажите, какая длиннее, какая короче.

— На короткую полоску поставьте один гриб, а на длинную полоску — много грибов.

— Расскажите, сколько грибов куда поставили.

 

Фрагмент 3:

Программная задача: дать понятие «одинаковые по длине».

Наглядный материал: две полоски разной длины на фланелеграфе и много полосок двух таких же размеров на столе (по количеству детей).

Организация: подгруппа детей вокруг стола.

Ход:

— Что это?

— Какие?

— Какая полоска длинная?

Воспитатель выделяет длинную полоску.

— Найдите на столе длинные полоски, прикрепите их на фланелеграф под длинной полоской.

— Эта полоска длинная, эта полоска длинная,... Они все одинаковые по длине. Повторите.

 

— Покажи длинную полоску. Еще одну. Сравни их по длине.

Воспитатель выделяет короткую полоску.

— Какая это полоска?

 

— Найдите короткие полоски на столе, прикрепите под короткой полоской.

— Эта полоска короткая, эта полоска короткая,... Они тоже одинаковые по... длине. Повторите.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 1724; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.