КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методика обучения. Особенности наглядного материала
Особенности наглядного материала Предварительная работа Методика ознакомления с различными параметрами величины предмета Программные задачи У ДОШКОЛЬНИКОВ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ Лекция № 9 О ВЕЛИЧИНАХ И ИХ ИЗМЕРЕНИИ 1. Учить выделять величину как пространственный признак предмета и сравнивать предметы по размеру на глаз: а) разные по величине (резко контрастные); б) одинаковые по величине. Активизация словаря: учить пользоваться словами: «большой — маленький»; «больше — меньше»; «одинаковые по размеру». 2. Показать трехмерность пространства. Познакомить с различными параметрами величины предмета: а) длиной; б) шириной; в) высотой; г) толщиной. Активизация словаря: учить величину и результаты сравнения обозначать словами: а) «длинный — короткий», «длиннее — короче», «одинаковые по длине»; б) «широкий — узкий», «шире — уже», «одинаковые по ширине»; в) «высокий — низкий», «выше — ниже», «одинаковые по высоте»; г) «толстый — тонкий», «толще — тоньше», «одинаковые по толщине». 3. Учить сравнивать предметы по величине приемами приложения и наложения. 4. Развивать глазомер. 5. Учить раскладывать предметы в возрастающем и убывающем порядке по размеру (выкладывать сериационные ряды). 6. Учить сравнивать два предмета по величине с помощью условной мерки, равной одному из сравниваемых предметов по размеру. 7. Учить измерять длину с помощью условной мерки. 8. Познакомить с общепринятыми мерами длины: метром и сантиметром. 9. Формировать представление об объеме, измерении объема жидких и сыпучих веществ условными мерками. Познакомить с литром. 10. Формировать представление о массе предметов и ее измени условными мерками. Познакомить с килограммом. 11. Учить делить предметы и геометрические фигуры на две и четыре равные части. Маленькие дети (до 3 лет) в процессе игр, самостоятельной и специально организованной деятельности начинают выделять величину как пространственный признак предметов. Воспитатель показывает способы обследования предметов осязательно-двигательным путем, активизирует в речи слова «большой», «маленький» при сравнении резко контрастных по размеру предметов. Можно ввести термины: «размер», «одинаковые по размеру». Одинаковые предметы с ярко выраженным одним параметром, резко контрастные по величине (в 3—4 раза) и равные по величине. Длина: ленты, веревки, шнурки, полоски, лыжи, дорожки и др. Ширина: ленты, полоски, дорожки, ручейки и др. Высота: дома, башни, деревья, люди и др. Толщина: палки, карандаши, деревья и др. Сначала знакомим с каждым параметром в отдельности, затем возвращаемся к общей величине как обобщению полученных сведений. Вначале рассматриваем два предмета контрастные по размеру и вводим новый термин. Потом учим сравнивать два предмета по конкретному параметру, сначала неравные, затем равные по величине. Последовательность ознакомления: Длина ширина высота толщина величина (размер)
Фрагмент 1: Программная задача: дать понятия «длинный — короткий». Наглядный материал: две ленты одного цвета, одинаковой ширины, контрастность длины примерно в 3 раза. Организация: подгруппа детей вокруг стола. Ход: — Что это? — Какого цвета ленты? — Чем ленты отличаются? — Посмотрите, эта лента длинная, эта лента короткая. Воспитатель проводит рукой вдоль лент. Дети следят глазами, затем проводят рукой сами и проговаривают новые термины. — Какая эта лента? — А эта? — Покажи длинную ленту. — Покажи короткую ленту. Фрагмент 2: Программные задачи: дать понятия «длиннее — короче». Повторить понятия «один — много». Наглядный материал: демонстрационный: две полоски разного цвета и длины, одинаковой ширины на фланелеграфе; раздаточный: у детей на столах по две разные полоски и грибы (игрушечные или нарисованные). Организация: дети за партами. Ход: I. Работа с демонстрационным материалом. — Что это? — Какие? Чем отличаются? — Когда сравнивают, говорят: «красная полоска длиннее синей». — Повторите. — Про это можно сказать по-другому: «синяя полоска короче красной». — Повторите. Замечание: на вопрос «какой по длине?» дети отвечают «длинный, короткий». При сравнении говорят «длиннее, короче», не проглатывая окончания предложения. Взаимно обратные отношения «длиннее — короче» даются одновременно. Проговаривание терминов сопровождается проведением пальчиком или рукой вдоль протяженности. //. Работа с раздаточным материалом — Покажите длинную полоску. — Покажите короткую полоску. — Сравните их по длине. Скажите, какая длиннее, какая короче. — На короткую полоску поставьте один гриб, а на длинную полоску — много грибов. — Расскажите, сколько грибов куда поставили.
Фрагмент 3: Программная задача: дать понятие «одинаковые по длине». Наглядный материал: две полоски разной длины на фланелеграфе и много полосок двух таких же размеров на столе (по количеству детей). Организация: подгруппа детей вокруг стола. Ход: — Что это? — Какие? — Какая полоска длинная? Воспитатель выделяет длинную полоску. — Найдите на столе длинные полоски, прикрепите их на фланелеграф под длинной полоской. — Эта полоска длинная, эта полоска длинная,... Они все одинаковые по длине. Повторите.
— Покажи длинную полоску. Еще одну. Сравни их по длине. Воспитатель выделяет короткую полоску. — Какая это полоска?
— Найдите короткие полоски на столе, прикрепите под короткой полоской. — Эта полоска короткая, эта полоска короткая,... Они тоже одинаковые по... длине. Повторите.
Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 1724; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |