Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Введение




Психологический аспект

педагогической практики студентов

 

Учебно-методическое пособие

 

 

ИШИМ, 2011

Печатается по решению редакционно-издательского совета ИГПИ им. П.П. Ершова

 

 

Автор-составитель: Мальцева Н.В., к.п.н., доцент кафедры психологии ИГПИ им. П.П. Ершова

 

Рецензенты – Большунова Н.Я., д. пс. н., профессор кафедры общей психологии и истории психологии НГПУ

Дубровина О.В. к. пс. н., старший преподаватель кафедры психологии Ишимского

государственного педагогического института им. П. П. Ершова

 

Научные редакторы: Еланцева С.А., к. пс. н., доцент, зав. кафедрой психологии ИГПИ им. П. П. Ершова

Бердов В.И., к. пс. н., доцент кафедры психологии ИГПИ им. П. П. Ершова.

 

Психологический аспект педагогической практики студентов: учеб. -методическое пособие/ автор сост. Н.В. Мальцева. – Ишим: ИГПИ им. П.П. Ершова, 2011. - 122 с.

 

В пособии приводятся рекомендации по составлению психолого-педагогических характеристик на личность учащегося и ученический коллектив и требования к их написанию. Предлагаются диагностические методики, направленные на выявление психических процессов и характеристик личности, определение уровней сплоченности ученического коллектива и т. д.

Пособие предназначено для студентов не психологических факультетов педагогических ВУЗов. Рекомендуется студентам на педагогической практике, практическим психологам, учителям, классным руководителям.

 

ГОУ ВПО «Ишимский

государственный педагогический институт им. П.П. Ершова», 2011

 
Мальцева Н.В., 2011

 

Оглавление

Введение…………………………………………………………………...  
Раздел 1. Готовность студентов к педагогической практике………….  
Раздел 2. Практика на предвыпускном курсе......................................  
2.1.Примерная схема изучения личности школьника и составления психолого-педагогической характеристики……………………………..  
2.2. Рекомендации по изучению личности ученика..…………………  
2.3. Методики по изучению личности учащегося……………………...  
Раздел 3. Практика на выпускном курсе..............................................  
3.1. Примерная схема изучения классного коллектива и составления его характеристики……………………………………….  
3.2. Рекомендации по изучению классного коллектива……………….  
3.3. Методики по изучению ученического коллектива………………..  
Раздел 4. Опорные схемы по психологии для написания характеристик личности ученика и ученического коллектива……………………………………….………………………..    
Тезаурус……………………........................................................................  
Литература и интернет ресурсы для студентов по педагогической практике………………………………………………………………….  
Библиография...............................................................................................  
Приложения………………………………………………………………..  

 

 

Разработанное учебно-методическое пособие опирается на совокупность компетенций, которыми необходимо овладеть студенту педагогического вуза, при прохождении психолого-педагогической практики на предвыпускном и выпускном курсах и включает схемы составления психолого-педагогических характеристик на учащегося и ученический коллектив, требования к написанию таких характеристик, критерии оценок за характеристики, набор диагностических методик, направленных на выявление особенностей психических процессов и личности определение уровня сплоченности ученического коллектива, которые помогут в составлении характеристик на личность и коллектив.

В функциональном отношении пособие выполняет роль связующего звена между теоретическим обучением в вузе и будущей самостоятельной работой студентов в школе на педагогической практике.

Представленный в виде опорных схем и таблиц теоретический материал, содержание которого отражает основные моменты в структуре психолого-педагогических характеристик, позволит студентам оформить результаты исследований личности учащихся и ученического коллектива с опорой на научно-теоретические знания.

Содержание учебно-методического пособия призвано обеспечить качественную подготовку будущего учителя к психолого-педагогической деятельности, сформировать основные общекультурные и профессиональные компетенции. Представленный материал способствует формированию умения целостного изучения психолого-педагогических свойств личности учащегося, ученического коллектива и исследовательских умений в целом.

Проектируемая профессионально-педагогическая деятельность предполагает достижение главного результата – формирования профессиональной компетентности будущих педагогов. Достижение данной цели обеспечивается выполнением студентом-практикантом рекомендаций по составлению психолого-педагогических характеристик личности и коллектива.

Психолого-педагогическая практика студентов выпускного и предвыпускного курсов является одной из ведущих форм профессиональной подготовки, в ходе которой расширяется профессиональная эрудиция будущих педагогов, закрепляются психолого-педагогические знания, умения и навыки, полученных в процессе обучения, приобретается опыт исследовательской работы, в итоге - формируются профессиональные компетенции.

Материалы пособия составлены в соответствии с требованиями ФГОС ВПО третьего поколения по направлению «Педагогическое образование», степень квалификации – бакалавр педагогики.

Материалы, собранные студентами в ходе педагогической практики, на основе представленных характеристик могут служить основой для написания курсовой или выпускной квалификационной работы по психологии или педагогике.

В соответствии с Федеральными Государственными образовательными стандартами ВПО по направлению подготовки «050100 Педагогическое образование», педагогической практики должно решать следующие образовательные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности бакалавра педагогики:

в области педагогической деятельности:

· изучение возможностей, потребностей, достижений обучающихся в области образования и проектирование на основе полученных результатов индивидуальных маршрутов их обучения, воспитания и развития;

· организация взаимодействия с общественными и образовательными организациями, детскими коллективами и родителями для решения задач в профессиональной деятельности.

в области культурно-просветительской деятельности:

· изучение и формирование потребностей детей и взрослых в культурно-просветительской деятельности;

· популяризация профессиональной области знаний общества.

Выпускник должен овладеть общекультурными компетенциями (ОК):

· владеть культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

· способен использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности, применять методы математической обработки информации, теоретического и экспериментального исследования (ОК-4);

· готов к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе. (ОК-7);

· готов использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, готов работать с компьютером как средством управления информацией (ОК-8);

· готов к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям (ОК-14);

· способен использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики (ОК-16).

Кроме того, выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

Общепрофессиональными (ОПК):

· сознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1);

· способен использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОПК-2);

· владеет основами речевой профессиональной культуры (ОПК-3);
способен нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности (ОПК-4);

· способен к подготовке и редактированию текстов профессионально и социально значимого содержания (ОПК-6).

В области педагогической деятельности:

· способен применять современные методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников, осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии (ПК-3);

· готов включаться во взаимодействие с родителями, коллегами, социальными партнерами, заинтересованными в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса (ПК-5);

· способен организовывать сотрудничество обучающихся и воспитанников (ПК-6);

· готов к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности (ПК-7).

В области культурно просветительской деятельности:

· способен профессионально взаимодействовать с участниками культурно-просветительской деятельности (ПК-9);

· способен выявлять и использовать возможности региональной культурной образовательной среды для организации культурно-просветительской деятельности (ПК-11).

 

Раздел 1. Готовность студентов к педагогической практике

В настоящее время подготовка будущих специалистов к педагогической деятельности - одна из острейших проблем современного общества. На педагогической практике студент встречается со множеством трудностей, которые необходимо преодолевать в кратчайшие сроки. Поэтому студенту важно еще в стенах учебного заведения получить базовые теоретические знания, в том числе в области педагогики и психологии, быть методически и психологически готовым к психолого-педагогической практике.

Оценить свою готовность к прохождению педагогической практики студентам помогут следующие методики: «Ваши профессионально-личностные качества», «Способность к лидерству», «Творческие способности», «Педагогические способности», «Коммуникабельность» (С. 7-17).

Опросник «Ваши профессионально- личностные качества»[2]

№ п/п Вопросы Ваше мнение
1. В чем ваша «сила» как будущего учителя: - в умении ладить с детьми; - в хорошем характере и чувстве юмора; - в хорошей теоретической подготовке; - в любви к детям; - ______________________________    
2. В чем ваша «слабость» как будущего учителя: - в отсутствии практического опыта ведения уроков; - в неумении наладить общение с детьми, особенно старшего возраста; - в недостатке терпения; - в слабой теоретической базе; - ________________________    
3. Должен ли учитель иметь специальные педагогические способности: -да; - нет  
4. Если должен, то какие это способности: - коммуникативные; - организаторские; - умственные; - умение владеть собой; - наблюдательность; - эмоциональная устойчивость; - умение управлять другими; - способность к творчеству; - динамизм; -_______________________    

Обработка результатов: дается качественный анализ по результатам опросника.

Опросник «Способность к лидерству» [2]

1.Часто ли вы бываете в центре внимания окружающих?

2.Считаете ли вы, что многие из окружающих вас людей занимают более высокое положение, чем вы?

3.Находясь на собрании, испытываете ли вы желание промолчать, даже когда необходимо отстаивать свое мнение?

4.Когда вы были ребенком, нравилось ли вам быть заводилой среди сверстников?

5.Испытываете ли вы удовольствие, когда вам удается убедить кого-нибудь в своей правоте?

6.Случается ли, что вас называют нерешительным человеком?

7.Согласны ли вы с утверждением: «Все самое полезное в мире ее результат деятельности небольшого числа выдающихся людей»?

8.Испытываете ли вы настоятельную потребность в советчике?

9.Теряли ли вы иногда хладнокровие в разговоре с людьми?

10.Доставляет ли вам удовольствие видеть, что окружающие побаи­ваются вас?

11.Стараетесь ли вы занимать за столом или в компании такое место, которое позволяло бы вам быть в центре внимания и контролировать

ситуацию?

12. Считаете ли вы, что производите на людей внушительное впечатление?

13. Считаете ли вы себя мечтателем?

14.Теряетесь ли вы, если люди, окружающие вас, выражают несо­гласие с вами?

15.Случалось ли вам по личной инициативе заниматься организаци­ей какого-нибудь собрания, соревнования, мероприятия и т.д.?

16. Если то, что вы наметили, не дало ожидаемых результатов, то вы:

a. Будете рады, если ответственность возьмет на себя кто-то другой!

b. Возьмете ответственность на себя.

17. Какое из этих двух мнений вам ближе:

a. Настоящий руководитель должен все уметь делать сам;

b.Настоящий руководитель должен только уметь руководить другими,

18. С кем вы предпочитаете работать:

a. С исполнительными людьми;

b.С независимыми и самостоятельными людьми.

19. Стараетесь ли вы избегать острых дискуссий?

20.Когда вы были ребенком, часто ли вы сталкивались с властностью ваших родителей?

21.Умеете ли вы в дискуссии привлечь на свою сторону тех, кто раньше не был с вами согласен?

22. Во время прогулки по лесу с друзьями вы потеряли дорогу. Как вы
поступите:

a. Дадите попробовать найти дорогу кому-то из друзей;

b. Не будете ничего делать, рассчитывая на случай.

23.Справедлива ли пословица: «Лучше быть первым в деревне, чем последним в городе»?

24.Считаете ли вы себя человеком, оказывающим влияние на других?

25.Может ли неудача в проявлении инициативы заставить вас боль­ше никогда этого не делать?

26.Кто истинный лидер:

a. Самый компетентный человек;

b. Тот, у кого самый сильный характер.

27.Всегда ли вы стараетесь понять и по достоинству оценить людей?

28.Уважаете ли вы дисциплину?

29.Какой из руководителей вам ближе:

a. Тот, кто все решает сам;

b. Тот, кто всегда советуется и прислушивается к мнению других.

30. Какой из стилей руководства наилучший в вузе:

a. Коллегиальный;

b. Авторитарный.

31.Часто ли у вас создается впечатление, что другие злоупотребляют нами?

32.Какой из двух портретов больше напоминает вас:

a. Человек с громким голосом, выразительными жестами, за словом
и карман не полезет;

b. Человек со спокойным, тихим голосом, сдержанный, задумчивый.

33. Как вы поведете себя на собрании или совещании, если считаете
ваше мнение единственно правильным, но остальные с ним не согласны:

a. Промолчу;

b. Буду отстаивать свое мнение.

34.Подчиняете ли вы свои интересы делу, которым вы занимаетесь?

35.Возникает ли у вас чувство тревоги, если на вас возложена ответ­ственность за какое-нибудь важное дело?

36.Что бы вы предпочли:

a. Работать под руководством хорошего человека;

b. Работать самостоятельно, без руководителя.

37.Как вы относитесь к утверждению: «Для того чтобы семейная жизнь была хорошей, необходимо, чтобы решение принимал один из супру­гов».

38.Случалось ли вам покупать что-либо под влиянием мнения других людей, а не исходя из собственных потребностей?

39.Считаете ли вы свои организаторские способности хорошими?

40.Как вы ведете себя, столкнувшись с трудностями:

a. У меня опускаются руки;

b. У меня появляется желание их преодолеть.

41.Делаете ли вы упреки людям, если они этого заслуживают?

42.Считаете ли вы, что ваша нервная система способна выдержать жизненные нагрузки?

43. Как вы поступите, если вам предложат возглавить реорганизацию
университета:

a. Введу изменения немедленно;

b. Не буду торопиться, сначала все тщательно обдумаю.

44.Сумеете ли вы прервать слишком болтливого собеседника, если это необходимо?

45.Согласны ли вы с утверждением: «Для того чтобы быть счастли­вым, надо жить незаметно»?

46.Считаете ли вы, что каждый человек должен сделать что-либо выдающееся?

47. Кем бы вы предпочли стать:

a. Художником, поэтом, ученым;

b. Выдающимся руководителем, политическим деятелем.

48. Какую музыку вам приятнее слушать:

a. Могучую и торжественную;

b. Тихую и лирическую.

49. Испытываете ли вы волнение, ожидая встречи с важными и известными людьми?

50. Часто ли вы встречали людей с более сильной волей, чем ваша?

Ключ. Поставьте себе 1 балл, если вы отметили у себя: 1а, 2а, 3b, 4а, 5а, 6b, 7а, 8b, 9b, 10а, 11а, 12а, 13b, 14b, 15а, 16b, 17а, 18b, 19b, 20а, 21а, 22а, 23а, 24а, 25b, 26а, 27b, 28а, 29 b, 30 b, 31а, 32а, 33 b, 34а, 35b, 36b, 37а, 38b, 39а, 40b, 41а, 42а, 43а, 44а, 45b, 46а, 4 b, 48а, 49b, 50 b.

До 25 баллов — низкая способность к лидерству; от 25 до 30 — ниже средней; от 30 до 33 — средняя способность: от 33 до 35 — выше средней; от 35 до 40 — высокая способность; от 40 и выше — сильная склонность к диктату.

Методика «Творческие способности» [2]

Приведены незаконченные фигурки. Если вы добавите к ним дополнительные линии, у вас получатся интересные предметы или сюжетные картинки.

Постарайтесь изобразить такую картинку или историю, которую никто другой не сможет придумать. Сделайте ее интересной, обогащая новыми идеями. Придумайте оригинальное название дли каждой картинки и напишите его под ней.

 
 
 

На выполнение этого задания отводится 10 мин.

За каждую картинку максимально можно получить 3 балла — 2 и содержание и 1 за подпись. Всего можно набрать 30 баллов.

Если вы набрали от 25 до 30 баллов — у вас высокий уровень творческих способностей; от 15 до 25 баллов — средний уровень; ниже 15 баллов — низкий уровень.

Методика «Педагогические способности» [2]

Перед вами - ряд затруднительных педагогических ситуаций. Познакомившись с содержанием каждой из них, выберите из числа предложенных вариантов реагирования на данную ситуацию та­кой, который с педагогической точки зрения наиболее правилен, по вашему мнению.

Ситуация 1

Вы приступили к проведению урока, в классе наступила ти­шина и вдруг кто-то громко засмеялся. Когда вы вопросительно и удивленно обратили свой взгляд на засмеявшегося ученика, он, смотря вам прямо в глаза, заявил: «Мне всегда смешно глядеть на нас и хочется смеяться». Как вы отреагируете на это?

Выберите вариант ответа.

1.«Вот тебе и на!»

2.«А что тебе смешно?»

3.«Ну и ради бога»

4.«Ты что, дурачок?»

5.«Люблю веселых людей».

6.«Я рада, что создаю у тебя веселое настроение».

Ситуация 2

После того как вы провели несколько занятий в этом классе, учащийся заявляет вам: «Я не думаю, что вы как педагог сможете пас чему-то научить».

Ваша реакция:

1.«Твое дело — учиться, а не учить учителя».

2.«Таких, как ты, я, конечно, ничему не смогу научить».

3.«Может быть, тебе лучше перейти в другой класс или учиться у другого учителя?»

4.«Тебе просто не хочется учиться».

5.«Мне интересно знать, почему ты так думаешь».

6.«Давай поговорим об этом подробнее. В моем поведении, наверное, есть что-то такое, что наводит тебя на подобную мысль».

Ситуация 3

Учитель дает учащемуся задание, а тот не хочет его выполнять и при этом заявляет: «Я не хочу это делать!»

Какой должна быть реакция учителя?

1.«Не хочешь — заставим!»

2.«Для чего же ты тогда пришел учиться?»

3. «Тем хуже для тебя, оставайся неучем. Твое поведение похоже на поведение человека, который назло своему лицу хотел бы отрезать себе нос».

4.«Ты отдаешь себе отчет в том, чем это может для тебя окончиться?»

5.«Ты не мог бы объяснить, почему?»

6.«Давай сядем и обсудим — может быть, ты и прав».

Ситуация 4

Учащийся разочарован своими учебными успехами, сомнева­ется в своих способностях и в том, что ему когда-либо удастся как следует понять и усвоить материал, и говорит учителю: «Как вы думаете, удастся ли мне когда-нибудь учиться на «отлично» и не отставать от остальных ребят в классе?»

Что должен ответить ему учитель?

1.«Если честно сказать — сомневаюсь».

2.«О да, конечно, в этом ты можешь не сомневаться».

3.«У тебя прекрасные способности, и я связываю с тобой большие
надежды».

4.«Почему ты сомневаешься в себе?»

5.«Давай поговорим и выясним твои проблемы».

6.«Многое зависит от того, как мы с тобой будем работать».

Ситуация 5

Ученик говорит учителю: «На два ближайших урока, которые вы проводите, я не пойду, так как в это время хочу сходить на концерт молодежного ансамбля».

Как нужно ответить ему?

1.«Попробуй только!»

2.«В следующий раз тебе придется прийти в школу с родителями».

3.«Это твое дело, тебе же сдавать экзамен (зачет). Придется все равно
отчитываться за пропущенные занятия, я потом тебя обязательно спрошу».

4.«Ты, мне кажется, очень несерьезно относишься к занятиям».

5.«Может быть, тебе вообще лучше оставить школу?»

6.«А что ты собираешься делать дальше?»

7. «Мне интересно знать, почему посещение концерта для тебя интереснее, чем занятия».

Ситуация 6

Ученик, увидев учителя, когда тот вошел в класс, говорит ему: «Вы выглядите очень усталым и утомленным». Какой должна быть реакция учителя?

1.«Я думаю, что с твоей стороны не очень прилично делать мне такие замечания».

2.«Да, я плохо себя чувствую».

3.«Не волнуйся обо мне, лучше на себя посмотри».

4.«Я сегодня плохо спал, у меня много работы».

5.«Не беспокойся, это не помешает нашим занятиям».

6.«Ты очень внимательный, спасибо за заботу!»

Ситуация 7

«Я чувствую, что занятия, которые вы ведете, не помогают мне, — говорит ученик учителю и добавляет: — Я вообще думаю бросить занятия».

Как должен отреагировать учитель?

1.«Перестань говорить глупости!»

2.«Ничего себе, додумался!»

3.«Может быть, тебе найти другого учителя?»

4.«Я хотел бы подробнее знать, почему у тебя возникло такое желание?»

5.«А что если нам поработать вместе над решением твоей проблемы?»

6.«Может быть, твою проблему можно решить как-то иначе?»

Ситуация 8

Учащийся, демонстрируя завидную самоуверенность, говорит учителю: «Нет ничего такого, что я не сумел бы сделать, если бы захотел. В том числе мне ничего не стоит усвоить и преподаваемый нами предмет».

Какой должна быть на это реплика учителя?

1.«Ты слишком хорошо думаешь о себе».

2.«С твоими-то способностями? Сомневаюсь!»

3.«Ты, наверное, чувствуешь себя достаточно уверенно, если заявля­ешь так».

4.«Не сомневаюсь в этом, так как верю, что если ты захочешь, то у тебя все получится».

5.«Это, наверное, потребует от тебя большого напряжения».

6.«Излишняя самоуверенность вредит делу».

Ситуация 9

В ответ на соответствующее замечание учителя учащийся го­ворит, что, для того чтобы усвоить учебный предмет, ему не нужно много работать: «Меня считают достаточно способным человеком».

Как должен отреагировать на это учитель?

1. «Это мнение, которому ты вряд ли соответствуешь».

2.«Те трудности, которые ты до сих пор испытывал, и твои знания отнюдь не свидетельствуют об этом».

3.«Многие люди считают себя достаточно способными, но далеко не вce на деле таковыми являются».

4. «Я рад, что ты такого высокого мнения о себе».

5. «Это тем более должно заставить тебя прилагать больше усилий в
учении».

6. «Это звучит так, как будто ты сам не очень веришь в свои способности».

Ситуация 10

Учащийся говорит учителю: «Я снова забыл принести тетрадь», Как следует на это отреагировать учителю?

1.«Ну вот, опять!»

2.«Не кажется ли тебе это проявлением безответственности?»

3.«Думаю, что тебе пора начать относиться к делу серьезнее».

«Я хотел бы знать, почему?»

4.«У тебя, вероятно, не было для этого возможности?»

5.«Как ты думаешь, почему я каждый раз напоминаю об этом?»

Ситуация 11

Ученик в разговоре с учителем обращается к нему: «Я хотел бы, чтобы вы относились ко мне лучше, чем к другим ученикам». Что должен ответить учитель на такую просьбу ученика?

1. «Почему это я должен относиться к тебе лучше, чем ко всем остальным?»

2.«Я вовсе не собираюсь играть в любимчиков и фаворитов!»

3.«Мне не нравятся люди, которые заявляют так, как ты».

4.«Я хотел бы знать, почему я должен особо выделять тебя среди остальных учеников?»

5.«Если бы я тебе сказал, что люблю тебя больше, чем других учени­ков, то ты чувствовал бы себя от этого лучше?»

6. «Как ты думаешь, как на самом деле я к тебе отношусь?»

Ситуация 12

Учащийся, рассказав учителю о своих сомнениях по поводу возможности хорошего усвоения преподаваемого им предмета,) говорит: «Я сказал вам о том, что меня беспокоит. Теперь вы скажите, в чем причина этого и как мне быть?»

Что должен на это ответить учитель?

1. «У тебя, как мне кажется, комплекс неполноценности»

2. «У тебя нет никаких оснований для беспокойства».

3. «Прежде чем я смогу высказать обоснованное мнение, мне необходимо лучше разобраться в сути проблемы».

4. «Давай подождем, поработаем и вернемся к обсуждению этой проблемы через некоторое время. Я думаю, что нам удастся ее решить».

5.«Я не готов сейчас дать тебе точный ответ, мне надо подумать».

6.«Не волнуйся, и у меня в свое время ничего не получалось».

Ситуация 13

Ученик говорит учителю: «Мне не нравится то, что вы говори­те и защищаете на занятиях».

Каким должен быть ответ учителя?

1.«Это плохо».

2.«Ты, наверное, в этом не разбираешься».

3.«Я надеюсь, что в дальнейшем, в процессе наших занятий, твое мнение изменится».

4.«Почему?»

5.«А что ты сам любишь и готов защищать?»

6.«На вкус и цвет товарища нет».

7.«Как ты думаешь, почему я это говорю и защищаю?»

Ситуация 14

Учащийся, явно демонстрируя свое плохое отношение к кому-то из товарищей по классу, говорит: «Я не хочу учиться вместе с ним». Как должен ответить учитель?

1.«Ну и что?»

2.«Никуда не денешься, все равно придется».

3.«Это глупо с твоей стороны».

4.«Но он тоже не захочет после этого учиться с тобой».

5.«Почему?»

6.«Я думаю, что ты не прав».

 
 

Ключ. Сверьте свои ответы с таблицей.

Количество баллов, набранное по всех ситуациях, следует разделить на 14. Если средняя оценка больше 4,7 балла — высокие педагогические способности; если средняя оценка от 3,8 до 4,7 балла — средние педагогические способности; если средняя оценка меньше 3,8 балла — низкие педагогические способности.

Тест «Коммуникабельность» [2]

Для определения уровня своей коммуникабельности внимательно прочитайте следующие вопросы и ответьте на них.

1. Заботитесь ли вы о том, чтобы быть понятым?

2. Подбираете ли вы слова, соответствующие возрасту, образованию, интеллекту и общей культуре слушателя?

3. Обдумываете ли вы форму изложения мысли, прежде чем высказаться?

4. Ваши распоряжения достаточно кратки?

5. Если слушатель не задает вам вопросов после того, как вы высказались, считаете ли вы, что он вас понял?

6. Достаточно ли ясно и точно вы говорите?

7. Следите ли вы за логичностью ваших мыслей и высказываний?

8. Побуждаете ли вы слушателей задавать вопросы?

9. Задаете ли вы вопросы слушателям, чтобы понять их мысли?

10.Отличаете ли вы факты от мнений?

11.Стараетесь ли вы опровергать мысли собеседника?

12.Стараетесь ли вы, чтобы слушатели всегда соглашались с вами?

13. Используете ли вы профессиональные термины, далеко не всем
понятные?

14.Говорите ли вы вежливо и доброжелательно?

15.Следите ли вы за впечатлением, производимым вашими словами?

16.Делаете ли вы паузы в речи для обдумывания своих слов?

Ключ. Запишите себе по 1 баллу за следующие ответы: нет — 5, 11, 12, 13; да — 1, 2, 3, 4, 1, 7, 8, 9, 10, 14, 15, 16. Коммуни­кабельность оценивается: от 12 до 16 баллов — высокий уровень; от 9 до 12 баллов — средний уровень; меньше 9 баллов — низкий уровень.

Результаты по данным методикам необходимо представить в форме отчета «Психологическая готовность к педагогической практике».

За время прохождения педагогической практики студенту необходимо изучить возрастные и индивидуальные особенности учащихся, составить психолого-педагогическую характеристику на личность учащегося (на предвыпускном курсе) и ученический коллектив (на выпускном курсе).

 

Раздел 2. Практика на предвыпускном курсе




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 2188; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.