Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психолого-педагогической характеристики




Примерная схема изучения личности школьника и составления

I. Общие данные:

фамилия, имя; дата рождения; класс; общее физиче­ское развитие; состояние здоровья; условия жизни и бы­та в семье. Взаимоотношения членов семьи. Правильность основной линии семейного воспитания.

II. Взаимоотношения с коллективом и отношение к школе:

1. Общая характеристика класса (общее развитие учащихся, воспитанность, традиции и требования класс­ного коллектива).

2. Положение в коллективе (пользуется ли любовью, авторитетом, чем определяется это отношение).

3. Отношение к товарищам по классу (любит ли их, равнодушен к ним, не любит, дорожит ли мнением кол­лектива, с кем дружит и на чем основана дружба, быва­ют ли конфликты с ребятами, в чем их причина) (см. методику № 34).

4. Доволен ли своим положением в коллективе и ка­кое положение хотел бы занять?

5. Дорожит ли пребыванием в школе (что особенно ценит в ней)?

6. Отношение к воспитателям и учителям (есть ли контакт, любит, уважает их).

III. Учебная деятельность:

1. Успеваемость (преобладающие оценки, одинаково или неодинаково успевает по разным предметам). Уро­вень знаний.

2. Кругозор, начитанность.

3. Развитие речи (запас слов, образность, эмоциональ­ность речи, умение выразить свою мысль письменно и устно) (см. опорную схему № 10).

4. Интерес к занятиям и отношение к учению (с инте­ресом ли учится, к каким предметам проявляет интерес, отношение к отметке, к похвале или порицанию учителя и родителей, основной мотив учебной деятельности) (см. методики № 18-23).

5. Способность к учению:

а) особенности внимания (степень развития произ­вольного внимания, его сосредоточенность, устойчивость, способность к распределению) (см. методики 3 5, 24-26; опорные схемы № 1,2);

б) осмысленность восприятия учебного материала, быстрота осмысления (см. опорные схемы № 3,4);

в) уровень и характер развития преднамеренной и осмысленной памяти (заучивает механически или осмыс­ленно, владеет ли приемами преднамеренного запоми­нания, какова быстрота и прочность запоминания, лег­кость воспроизведения, индивидуальные особенности па­мяти) (см. методики № 6-11; опорные схемы № 5,6);

г) развитие мышления (отличает ли существенные и второстепенные признаки предметов или явлений, каков уровень усвоения общих и абстрактных понятий, умеет ли сравнивать, обобщать, делать самостоятельные выво­ды, быстро ли находит пути решения) (см. методики № 12-16; опорные схемы № 8,9);

д) развитие воображения (богатство воссоздающего и творческого воображения в различных видах учебной деятельности) (см. методику № 17, опорную схему № 7).

6. Старательность в учебной работе.

7. Умение учиться (соблюдение режима дня, органи­зованность, умение самостоятельно работать над книгой, заучивать материал, контролировать себя, составлять планы, конспекты и пр.).

IV. Труд (уроки труда, общественно полезный труд в школе и дома):

1. Отношение к труду (уважает или относится к нему пренебрежительно, заинтересован ли в общественной пользе своей работы, любит ли трудиться и что именно его привлекает: сам процесс, сделанная вещь или овла­дение определенным навыком).

2. Имеет ли трудовые навыки и умения, легко ли их приобретает?

3. Организованность и дисциплинированность в труде.

4. Есть ли привычка к длительным трудовым уси­лиям?

5. Какие виды труда предпочитает?

V. Направленность личности учащегося и специаль­ные способности;

1. Интересы (перечислить, все, чем интересуется уча­щийся: техника, рисование, музыка, спорт, коллекционирование и т. д.; отметить характер интересов с точки зре­ния их глубины и активности, если учащийся не просто проявляет интерес к какой-нибудь области зияний и дея­тельности, но серьезно ею занимается; подробно осветить интерес к чтению, любит ли читать и что читает: художе­ственную, научно-популярную или преимущественно развлекательную литературу). Убеждения, мечты, идеа­лы. Наблюдается ли доминирование тех или иных моти­вов в поведении?

2. Отметить, есть ли особые способности к какой-нибудь деятельности (к музыке, рисованию, артистические способности и т. Д.). В чем они проявляются? (см. методику № 35).

3. О чем мечтает и что намеревается делать в буду­щем (отметить в характеристике воспитанников, начиная с VI класса)?

VI. Дисциплинированность:

1. Общая характеристика поведения (ведет себя спо­койно, сдержанно или проявляет излишнюю подвижность, непоседливость) (см. методики № 31-33).

2. Выполнение школьного режима (соблюдает режим, нарушает намеренно, по небрежности, не успевает уло­житься в отведенное время и пр.).

3. Выполнение требований взрослых (выполняет охот­но или по принуждению, часто ли отказывается выпол­нять их и какие именно). Отметить наиболее типичные нарушения дисциплины.

VII. Особенности характера и темперамента:

1. Ярко выраженные положительные и отрицательные черты характера:

а) черты направленности личности (по отношению к людям, учебе, труду, самому себе: чуткость, доброта, коллективизм, эгоизм, черствость, добросовестность, за­знайство, скромность и т. д.) (см. методики 1-3; опорные схемы № 12-16);

б) волевые черты характера (настойчивость, самостоятельность, упрямство, легкая внушаемость и т. д.) (см. методику № 29; опорную схему № 11).

2. Выражение особенностей темперамента (в эмоцио­нальной сфере, работоспособности, подвижности, общи­тельности).

3. Преобладающее настроение (веселое, грустное, по­давленное), его устойчивость. Чем вызываются его сме­ны?

VIII. Общие психолого-педагогические выводы:

1. Основные достоинства и недостатки формирующей­ся личности учащегося (см. методику № 30). Причины (внутренние и внешние) имеющихся недостатков (условия семейного воспитания, болезни, отсутствие определенных способностей, навыков работы и т. д.).

2. Определение важнейших психолого-педагогических задач, стоящих перед учителем, пути дальнейшей воспи­тательной работы со школьниками.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 1202; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.