КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Диагностика психических процессов, состояний и свойств
Методика 4. Наблюдательность[6] Цель: установление уровня развития наблюдательности. Ход эксперимента. Надо приготовить две картины, несложные по сюжету и количеству деталей (например, комната с обстановкой), одинаковые во всем, кроме заранее предусмотренных десяти различий: отсутствие или иное расположение какой-либо детали на одной из этих картин по сравнению с другой. Картины вывешиваются на доске на 1—2 минуты, затем учащиеся должны написать список замеченных различий. В младших классах картины можно не убирать во время записи различий. Обработка полученных данных. Подсчитывается количество правильно отмеченных различий, из них вычитаются ошибочно указанные, несуществующие различия. Полученная разность делится на число фактически имеющихся различий. Чем ближе полученное частное к 1, тем выше уровень развития наблюдательности у ученика.
Методика 5. «Исправь ошибки» (Тихомирова Л.Ф.) Цель: установить уровень устойчивости внимания учащихся при проверке выполненных работ. Ход эксперимента. Для эксперимента нужно использовать письменные работы учащихся по математике, русскому или иностранному языку, содержащие еще не исправленные ошибки. Можно использовать и специально приготовленные примеры, тексты, содержащие определенное число нарочно допущенных ошибок. Ученики за определенное время должны найти все ошибки и подчеркнуть их. Можно потребовать, чтобы они ошибки не только подчеркнули, но и исправили. Обработка полученных данных. Надо найти частное от деления разности между числом правильно найденных ошибок и числом неверно подчеркнутых ошибок на общее число действительных ошибок, которое содержало задание. Если это частное близко к 1, то уровень развития устойчивости внимания ученика достаточно высок, если же оно ниже 0,5, то внимание очень неустойчиво и требуется развитие этого качества. Методика 6. «Кто лучше помнит?» [6] Цель: установить уровень развития слуховой и зрительной механической памяти. Ход эксперимента. При слуховом предъявлении чисел. Учитель говорит: «Я сейчас назову 12 двузначных чисел. Вы должны внимательно слушать и стараться запомнить все числа. Ничего записывать во время чтения нельзя. Когда я кончу читать, надо по моему сигналу записать все запомненные числа в любом порядке». Затем учитель читает в течение примерно 30 секунд ряд чисел с короткими паузами. При зрительном предъявлении ряд из 12 двузначных чисел должен быть написан на плакате. Этот плакат демонстрируется в течение небольшого времени (чем старше класс, тем время должно быть меньше, но не менее 30 секунд), а затем убирается, и учащиеся по памяти записывают все числа. Обработка полученных данных. Подсчитывается число верно воспроизведенных чисел. Если при слуховом предъявлении оно не меньше 7, а при зрительном — не меньше 9, то уровень развития механической памяти хороший. Можно также сравнивать индивидуальные результаты со средним значением для класса. Методика 7. «Смысловые пары» [6] Цель: установить уровень развития у учащихся смысловой памяти. Ход эксперимента. Учитель медленно зачитывает учащимся 10 пар слов, между которыми имеется смысловая связь, например, таких: шум—вода, стол—обед, мост—река, рубль—копейка, лес—медведь, дуб—желудь, дичь — выстрел, рой — пчела, час — время, гвоздь — доска. Затем через небольшой перерыв он читает лишь первое из слов каждой пары, и ученики должны припомнить вторые слова и записать эти пары на листке бумаги. Обработка полученных данных. Подсчитывается число правильно воспроизведенных пар. Отношение этого числа к 10 является показателем словесно-логического (смыслового) запоминания. Если он больше 0,6, то можно считать, что смысловая память развита вполне удовлетворительно.
Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 1945; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |