КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Диагностика нравственной сферы учащихся
Методики по изучению личности учащегося Рекомендации по изучению личности учащегося Для составления обоснованной психолого-педагогической характеристики необходимо располагать такими сведениями, которые можно получить лишь в результате целенаправленного изучения учащегося. Рекомендуется в течение всей практики постепенно накапливать материал об особенностях личности изучаемого школьника. Основным методом изучения школьников является систематическое наблюдение за их действиями и поступками на уроках, при выполнении трудных заданий, общественных поручений и т.д. Но метод наблюдения сам по себе, взятый изолировано от других методов и приёмов изучения, не всегда позволяет установить причину того или иного поступка. Поэтому наблюдение необходимо сочетать с опросом и беседой. Беседу можно вести не только с изучаемым школьником, но и с его товарищами, особенно друзьями, с которыми он проводит значительную часть времени в школе и на улице. Много ценных сведений можно почерпнуть из бесед с родителями и старшими членами семьи. Также можно использовать метод – изучения продуктов деятельности, эксперимент. Характеристика ученика не должна быть односторонней. При многих недостатках в личных качествах ученика у него найдутся и положительные черты. И, наоборот, при многих личных достоинствах есть и какие-то недостатки, которые надо заметить и оценить. Характеристика школьника не будет полноценной, если студент не познакомится с условиями жизни и воспитания детей в семье. Неоднократно беседуя с родителями школьника и лично наблюдая домашний уклад жизни семьи, можно составить довольно правильное представление о положительных и отрицательных сторонах семейного воспитания ребёнка. Характеристика должна быть насыщена конкретными сведениями о действиях и поступках ученика. При составлении характеристики воспользуйтесь комплексом предлагаемых методик, которые позволят собрать полную информацию о личности школьника. Методика 1. «Что такое хорошо и что такое плохо?» [6] Цель: с помощью анкетирования установить нравственные представления учащихся (о чуткости, принципиальности, честности, справедливости, дисциплинированности, ответственности). Ход выполнения. Ученикам предлагается в письменном виде привести хорошо известные им примеры: 1. Совершенного тобой или кем-то другим принципиального поступка. 2. Зла, сделанного тебе другими. 3. Доброго дела, свидетелем которого ты был. 4. Совершенного кем-то бесчестного поступка. 5. Справедливого поступка твоего знакомого. 6. Безвольного поступка известного тебе человека. 7. Проявленной кем-то из твоих друзей безответственности. Обработка полученных данных. Качественный анализ ответов учащихся позволяет определить степень сформированности у них понятий о некоторых нравственных качествах, которая может быть оценена как: 1) неправильное представление; 2) правильное, но недостаточно полное и четкое; 3) полное и четкое представление о нравственном качестве.
Методика 2. «Веер» [6] Цель:проанализировав высказывания детей, определить уровень знания ими норм и принципов морали. Ход выполнения. Учащиеся 5-6 классов с большим удовольствием отвечают на вопросы классного руководителя, которые предлагаются им несколько необычным способом: они написаны на цветных листах бумаги, из которых составлен веер. Вытаскивая из «веера» по очереди листки, они предлагают свой вопрос всему классу, становясь ведущими на то время, пока обсуждается вопрос. Содержание вопросов может быть разным в зависимости от того, какие именно нравственные качества изучаются. Обработка полученных данных. В ходе обсуждения учитель фиксирует высказывания детей, а затем проводит их анализ с точки зрения соответствия нормам и принципам морали. На основании анализа делается педагогический вывод об уровне представлений учащихся об изучаемом качестве.
Методика 3. «Закончи предложение» [6] Цель: выявить отношение к нравственным нормам, определяющим некоторые нравственные качества (самокритичность, самостоятельность, справедливость, принципиальность, честность). Ход выполнения. Учащимся в довольно быстром темпе (чтобы они были вынуждены сразу дать наиболее привычный для них ответ) предлагается закончить предложения, содержащие рассуждения на темы морали, или рассказ. Вариант А. Предложения: 1. Если я знаю, что поступил неправильно, то... 2. Когда я затрудняюсь сам принять правильное решение, то... 3. Выбирая между интересным, но необязательным, и необходимым, но скучным занятием, я обычно... 4. Когда в моем присутствии обижают человека, я... 5. Когда ложь становится единственным средством сохранения хорошего отношения ко мне, я... Вариант Б. Рассказы: 1. В школьной столовой дежурный ученик нечаянно уронил тряпку в котел с молоком и никому не сказал об этом. Один из одноклассников видел случившееся, но также скрыл это. Молоко прокисло, и вся школа осталась без завтрака. При разборе происшествия я... 2. На традиционном вечере встречи с бывшими выпускниками школы должен был играть вокально-инструментальный ансамбль старшеклассников, который подготовил специальную программу. Но ведущий солист ансамбля, без которого срывалось все выступление, должен был в этот же вечер принять участие в отборочных соревнованиях по боксу, открывавших ему возможность войти в состав сборной юношеской команды города. Пришлось... Обработка полученных данных - производится качественный анализ.
Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 2702; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |