Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Диагностика нравственной сферы учащихся




Методики по изучению личности учащегося

Рекомендации по изучению личности учащегося

Для составления обоснованной психолого-педагогической характеристики необходимо располагать такими сведениями, которые можно получить лишь в результате целенаправленного изучения учащегося.

Рекомендуется в течение всей практики постепенно накапливать материал об особенностях личности изучаемого школьника. Основным методом изучения школьников является систематическое наблюдение за их действиями и поступками на уроках, при выполнении трудных заданий, общественных поручений и т.д. Но метод наблюдения сам по себе, взятый изолировано от других методов и приёмов изучения, не всегда позволяет установить причину того или иного поступка. Поэтому наблюдение необходимо сочетать с опросом и беседой. Беседу можно вести не только с изучаемым школьником, но и с его товарищами, особенно друзьями, с которыми он проводит значительную часть времени в школе и на улице. Много ценных сведений можно почерпнуть из бесед с родителями и старшими членами семьи. Также можно использовать метод – изучения продуктов деятельности, эксперимент.

Характеристика ученика не должна быть односторонней. При многих недостатках в личных качествах ученика у него найдутся и положительные черты. И, наоборот, при многих личных достоинствах есть и какие-то недостатки, которые надо заметить и оценить.

Характеристика школьника не будет полноценной, если студент не познакомится с условиями жизни и воспитания детей в семье. Неоднократно беседуя с родителями школьника и лично наблюдая домашний уклад жизни семьи, можно составить довольно правильное представление о положительных и отрицательных сторонах семейного воспитания ребёнка.

Характеристика должна быть насыщена конкретными сведениями о действиях и поступках ученика.

При составлении характеристики воспользуйтесь комплексом предлагаемых методик, которые позволят собрать полную информацию о личности школьника.

Методика 1. «Что такое хорошо и что такое плохо?» [6]

Цель: с помощью анкетирования установить нравст­венные представления учащихся (о чуткости, принципи­альности, честности, справедливости, дисциплинирован­ности, ответственности).

Ход выполнения. Ученикам предлагается в письмен­ном виде привести хорошо известные им примеры:

1. Совершенного тобой или кем-то другим принципи­ального поступка.

2. Зла, сделанного тебе другими.

3. Доброго дела, свидетелем которого ты был.

4. Совершенного кем-то бесчестного поступка.

5. Справедливого поступка твоего знакомого.

6. Безвольного поступка известного тебе человека.

7. Проявленной кем-то из твоих друзей безответствен­ности.

Обработка полученных данных. Качественный анализ ответов учащихся позволяет определить степень сформированности у них понятий о некоторых нравственных качествах, которая может быть оценена как: 1) непра­вильное представление; 2) правильное, но недостаточно полное и четкое; 3) полное и четкое представление о нравственном качестве.

 

Методика 2. «Веер» [6]

Цель:проанализировав высказывания детей, опреде­лить уровень знания ими норм и принципов морали.

Ход выполнения. Учащиеся 5-6 классов с большим удовольствием отвечают на вопросы классного руково­дителя, которые предлагаются им несколько необычным способом: они написаны на цветных листах бумаги, из которых составлен веер. Вытаскивая из «веера» по оче­реди листки, они предлагают свой вопрос всему классу, становясь ведущими на то время, пока обсуждается во­прос. Содержание вопросов может быть разным в зави­симости от того, какие именно нравственные качества изучаются.

Обработка полученных данных. В ходе обсуждения учитель фиксирует высказывания детей, а затем прово­дит их анализ с точки зрения соответствия нормам и принципам морали. На основании ана­лиза делается педагогический вывод об уровне представ­лений учащихся об изучаемом качестве.

 

Методика 3. «Закончи предложение» [6]

Цель: выявить отношение к нравственным нормам, определяющим некоторые нравственные качества (само­критичность, самостоятельность, справед­ливость, принципиальность, честность).

Ход выполнения. Учащимся в довольно быстром тем­пе (чтобы они были вынуждены сразу дать наиболее при­вычный для них ответ) предлагается закончить предло­жения, содержащие рассуждения на темы морали, или рассказ.

Вариант А. Предложения:

1. Если я знаю, что поступил неправильно, то...

2. Когда я затрудняюсь сам принять правильное ре­шение, то...

3. Выбирая между интересным, но необязательным, и необходимым, но скучным занятием, я обычно...

4. Когда в моем присутствии обижают человека, я...

5. Когда ложь становится единственным средством со­хранения хорошего отношения ко мне, я...

Вариант Б. Рассказы:

1. В школьной столовой дежурный ученик нечаянно уронил тряпку в котел с молоком и никому не сказал об этом. Один из одноклассников видел случившееся, но также скрыл это. Молоко прокисло, и вся школа оста­лась без завтрака. При разборе происшествия я...

2. На традиционном вечере встречи с бывшими вы­пускниками школы должен был играть вокально-инстру­ментальный ансамбль старшеклассников, который под­готовил специальную программу. Но ведущий солист ансамбля, без которого срывалось все выступление, дол­жен был в этот же вечер принять участие в отборочных соревнованиях по боксу, открывавших ему возможность войти в состав сборной юношеской команды города. При­шлось...

Обработка полученных данных - производится качественный ана­лиз.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 2668; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.