КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Волевая сфера личности 1 страница
Воля - способность человека действовать в направлении сознательно поставленной цели, преодолевая при этом препятствия различной степени трудности. С помощью воли происходит саморегуляция человеком своего поведения и, прежде всего, выполняются две функции - побудительная, обеспечивающая активность субъекта в тех случаях, когда мотивации уже недостаточно, и тормозную - проявляющуюся в сдерживании импульсивных, эмоциональных реакций. Воля - каркас характера. Волевые свойства - скелет личности. С помощью КЛО определяются 4 волевых свойства C,G,Q3,E.
С. Неуравновешенность - контроль эмоциональных реакций
Это свойство характеризует способность управлять своими эмоциональными реакциями, сдерживать свои эмоции и настроения. Выделим пять уровней развития этого свойства: Очень низкие оценки (0-4 балла). Совершенно не умеет контролировать и управлять своими чувствами. В одном настроении принимает одни, в другом - другие решения по одинаковым вопросам. Капризен, непредсказуем. Внутренне чувствует себя усталым и неспособным справиться с жизненными трудностями. Низкие оценки (5-6 баллов). Эмоционально невыдержанный, импульсивный, недостаточно хорошо управляющий своими чувствами человек, который не всегда может держать себя в рука и быть достаточно спокойным в общении с людьми и ответственным в доведении дела до конца, так как переменчив в настроениях и неустойчив в интересах. Средние оценки (7-8 баллов). Способность управлять своими эмоциональными реакциями развития в средней, свойственной большинству людей мере. Высокие оценки (9-10 баллов). Эмоционально устойчивый человек, спокойный, зрелый, постоянный в своих интересах и планах, умеющих держать себя в руках даже в трудных жизненных ситуациях, не расстраивается из-за пустяков. Очень высокие оценки (11-12 баллов). Исключительно хорошо управляет своими чувствами и настроениями. Всегда ровный, выдержанный и спокойный в общении с людьми. Как показывает опыт, высокая способность управлять своими эмоциональными реакциями чаще встречается у руководителей, летчиков, парашютистов. Низкие оценки по С- чаще встречаются у неврастеников, алкоголиков и т.д. G Низкая - высокая дисциплинированность
Дисциплинированность - волевое свойство личности, проявляющееся в подчинении человеком своих поступков установленным в обществе и коллективе нормам и моральным правилам. Очень низкие оценки (0-5 баллов). Человек исключительно недисциплинированный и недобросовестный, отсутствует чувство долга и ответственности. Пообещал и не выполнил. Легко нарушает правила морали и бравирует этим. Низкие оценки (6-7 баллов). Недостаточно дисциплинированный и ответственный человек, непостоянный, легко бросает начатое дело. Не старается особенно выполнять общественные требования и культурные нормы, небрежно относится к моральным ценностям. В отдельных случаях ради личной выгоды способен на нечестны поступки. Средние оценки (8-9 баллов). В меру дисциплинированный и ответственный человек, который выполняет правила и обязанности не хуже, но и не лучше большинства людей. Высокие оценки (10-11 баллов). Достаточно ответственный, добросовестный, обязательный человек, обладающий развитым чувством долга и стойкими моральными принципами. Высокая сознательность в выполнении правил и норм жизни общества сочетается со стремлением к утверждению общечеловеческих и групповых ценностей, даже порой в ущерб личным. Очень высокие оценки (12 баллов). Исключительно дисциплинированный и исполнительный человек, который не представляет даже как это можно не выполнять то или иное правило. Это иногда ведет к снижению инициативы и предприимчивости. Высокие оценки дисциплинированности отмечались у летчиков, учителей школы, бухгалтеров. Низкие оценки чаще встречаются у преступников и психопатов.
Q3 Низкий - высокий самоконтроль
Самоконтроль - рациональная рефлексия и оценка человеком собственных действий на основе личностно значимых мотивов и установок, заключающихся в сличении, анализе и коррекции отношений между целями, средствами и последствиями действий. Способность человека к самостоятельному самоконтролю является одним из показателей является одним из показателей развития его волевой сферы. Выделено пять уровней самоконтроля. Очень низкие оценки (0-3 балла). Очень слабая воля и плохой самоконтроль. Жизнь и деятельность такого человека хаотична и неупорядочена, не умеет организовать и не может достичь успехов в делах. Часто сам не знает зачем он что-то делает. Низкие оценки (4-5 баллов). Плохо контролирует свое поведение, недостает воли, настойчивости, твердости характера. Трудно собраться и взяться за неотложное дело. Бывает, что одну работу бросает незаконченной и тут же без достаточной подготовки берется за другое дело. Средние оценки (6-7 баллов). Уровень самоконтроля, сила воли соответствуют среднему уровню, свойственному большинству людей. Высокие оценки (8-10 баллов). Достаточно высокий самоконтроль и сила воли проявляется в том, что человек действует планомерно и упорядочено, настойчиво преодолевая препятствия, не разбрасывается, начатое дело доводит до конца. Хорошо понимает правила и социальные требования. Заботится о своей общественной репутации. Очень высокие оценки (11-12 баллов). Исключительно высокий самоконтроль и большая сила воли проявляется в том, что человек действует сам, не ожидая распоряжений и приказов. Заставляет работать себя и своих коллег и подчиненных. Упорен и настойчив в преодолении препятствий на пути к цели. Высокие оценки самоконтроля являются важными во многих видах деятельности - технике и науке, организаторской деятельности и спорте и других.
Е. Подчиненность - доминантность при поведении в группе
Доминантность, или властность, как свойство, характеризующее поведение человека в ближайшем социальном окружении, несомненно зависит не только от его волевых качеств, но и от специфики групп. Однако стремление к доминированию в группе зависит не только от статуса личности, но и является индивидуальным свойством любого человека. Можно выделить пять уровней: Очень низкие оценки (0-1 балл). Исключительно послушный, скромный человек, не умеющий отстоять свою точку зрения и покорно следующий за более сильным. Даже когда по должности необходимо организовать людей, старается сам ее избежать, поручить другим. На место лидера не претендует. Низкие оценки (2-3 балла). Мягкий, кроткий, послушный, услужливый и любезный человек, который обычно не настаивает сильно на своей точке зрения, может уступить дорогу другим, так как не очень верит в себя и свои способности. В группе обычно держится как все. Лидерские способности развиты слабо. Средние оценки (4-6 баллов). Доминантность, властность, лидерские способности развиты в средней мере, как и у большинства людей. Высокие оценки (7=9 баллов). Самостоятельный, властный человек, склонный к лидерству. В общении в коллективе держит себя самоуверенно, _независимо, но порою грубо и бесцеремонно. Имеющиеся правила и законы критикует, старается жить по своему соображению, отстаивает свои пра-ва, требует более активного поведения от окружающих. Очень высокие оценки (10-12 баллов). Исключительно доминантный и властный человек, с ярко выраженными лидерскими способностями. Высокие оценки доминированности в группе чаще встречаются у выдающихся спортсменов, летчиков. Низкие оценки - у поваров и швейцаров.
4.4. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИ Интеллект - это относительно устойчивая структура умственных способностей человека, позволяющая ему лучше адаптироваться к обстоятельствам жизни. Интеллект представляет собой одну из сфер личности, тесно связанную с ее культурным наследием и эмоционально-волевыми качествами. Очевидна зависимость интеллектуальных способностей от социально-экономических условий жизни человека, обучения и воспитания.
В. Низкий - высокий логический интеллект
Оценки логического интеллекта по КЛО коррелируют с показателями интеллектуальных тестов (WAIS Векслера и теста структуры ума Амтхауера). Логический интеллект можно выделить в виде 5 уровней: Очень низкие оценки (0-5 баллов). Очень слабо развито логическое мышление, не может и не любит решать абстрактные вербальные задачи. Низок уровень образования и культуры. Отсутствуют познавательные интересы, соображает с трудом и очень медленно, дело до конца не доводит. Не понимает и не старается понять. Низкие оценки (6-8 баллов). Недостаточно развито логическое мышление, умственные способности ниже среднего. Слабые познавательные интересы, медленно обучается, с трудом осваивает новые понятия. Многое понимает буквально и конкретно. Средние оценки (9-10 баллов). Уровень логического мышления и умственных способностей соответствует среднему для данной профессиональной и возрастной группы. Высокие оценки (11-13 баллов). Хорошие умственные способности, развитое логическое мышление. Быстро схватывает и понимает новое, быстро обучается. Образованный и культурный. Упорен и настойчив в решении абстрактных задач. Очень высокие оценки (14-17 баллов). Умный, высокие умственные способности, сильно развито логическое мышление. Легко решает абстрактные задачи, схватывает на лету. Широкие познавательные интересы. Молодые люди имеют чаще более высокие оценки, чем пожилые; научные работники имеют более высокие оценки, чем рабочие; жители больших городов - чем жители сельской местности.
М. Практичный - мечтательный стиль мышления
Два тип или стиля мышления, разделенные по критерию "конкретное - абстрактное" могут еще подразделяться на 5 уровней: Очень низкие оценки (0-2 балла). Здравомыслящий человек, отлично разбирающийся в текущих, сиюминутных житейских важных вещах, но совершенно не задумывающийся о перспективных проблемах будущего. Низкие оценки (3-4 балла). Хорошо решает практические оперативные вопросы, реалист, хорошо разбирается в житейских вопросах, трезво оценивает обстоятельства и людей. Живет в настоящем времени и редко задумывается о будущем. Средние оценки (5-7 баллов). Промежуточный, ни практичный, ни мечтательный стиль мышления или сочетание того и другого. Высокие оценки (8-9 баллов). Богатое воображение, хорошая фантазия, ориентация на собственные мысли и идеи, погруженный в себя, не обращающий внимание на текущие повседневные дела и обязанности. Может думать о будущем и строить далекие перспективные планы. Очень высокие оценки (10-12 баллов). Мечтатель и фантазер. Полностью поглощен своими мыслями и идеями, современно не обращает внимание на важные, конкретные житейские дела. Поведение может отличаться эксцентричностью и своеобразием. Не задумывается о том, что надо делать или выглядеть как все. Более высокие оценки мечтательного стиля мышления чаще встречаются у художников, музыкантов, ученых и писателей и вообще в группах творчески одаренных лиц, независимо от рода деятельности.
Q1. Консерватизм - стремление к новому
Р.Кеттел считает, что эта характеристика незаметна в поведении и заметна лишь тогда, когда человек излагает свою точку зрения. Вместе с тем, стремление к новому, как свойство мышления, не может не проявляться в поступках и действиях. Поэтому можно выделить таких пять уровней: Очень низкие оценки (0-3 балла). Консерватор, не терпящий перемен. Прекрасно чувствует себя в мире четко регламентированных действий и мыслей. Все новое ему обычно кажется абсурдным и бессмысленным. Склонен к нравоучениям. По его мнению весь вред происходит от людей, которые нарушают принципы и традиции, пытается что-то перестроить, не хотят принимать на веру опыт старших и высокопоставленных людей. Низкие оценки (4-5 балла). Достаточно консервативный человек, уважающий имеющиеся традиции и авторитеты, не стремящийся к переменам. Обычно старается придерживаться испытанных приемов и методов работы, чем придумывать новые. Считает, что все новое может быть принято лишь после основательной проверки и лучше другими людьми. Средние оценки (6-8 баллов). Средняя степень консерватизма, как и стремления к новому, характерная для большинства людей. Высокие оценки (9-11 баллов). Стремится быть хорошо информированным в самых разнообразных научных, политических и житейских проблемах. Но не принимает информацию наверху, не доверяет авторитетам. Все старается понять сам, легко воспринимает новые необычные взгляды и теории. Очень высокие оценки (12 баллов). Экспериментатор и новатор по своей природе, стремится к новому, критикует старое и отжившее. Готов отменить устаревшие правила, инструкции и закон. Изобретает новые приемы и способы работы. Склонен все менять и переделывать, даже то, что неплохо до сих пор себя зарекомендовало. Более высокие оценки стремление к новому чаще встречаются в группах научных работников, артистов, руководителей и специалистов, находящихся в резерве на выдвижение. Низкие оценки чаще встречаются у юристов, врачей санэпидемстанции.
4.5. МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИ Мотивационная сфера представлена в КЛО двумя важнейшими свойствами направленности личности - уровнем притязаний и уровнем целей. Эти качества не позволяют делать выводы о конкретных мотивах поведения в той или иной ситуации. Их сила в другом - они выступают источником активности человека на продолжительный период времени. Эти качества позволяют делать долговременный прогноз поведения.
УП. Низкий - высокий уровень притязаний
Уровень притязаний - стремление к достижению цели той степени сложности, на которую человек считает себя способным. Уровень притязаний формируется под влиянием успеха или неудачи в деятельности. Предлагаются следующие градации: Очень низкая оценка (0 баллов). Очень низкая самооценка своих способностей и возможностей. Человек многого в жизни н ждет - лишь бы то, что есть, удержать. В коллективе старается держаться в тени, избегает соревновательных ситуаций. Перед собой может ставить только самые доступные задачи. Низкие оценки (1-2 балла). Самооценка несколько уступает мнению о нем со стороны других людей. Считает себя неспособным добиться успеха в различных видах деятельности, хотя объективно его результаты выше. Средние оценки (3-4 балла). Достаточно средняя самооценка. "Я не хуже и даже чем-то лучше других людей". В поведении также старается отстоять права и льготы, распространяющиеся на всех. Не уступает в соревновательной ситуации. Высокие оценки (5-6 баллов). Высокая самооценка, считает себя способным добиться значительного успеха, занять ведущее положение. Проявляет настойчивость и упорство в достижении трудных задач. Активен, трудоспособен и предприимчив. Очень высокие оценки (7-10 баллов). Неадекватно завышена самооценка, ведущая к конфликтам с окружающими. Высокие оценки уровня притязаний чаще встречались у руководителей и специалистов, зачисленных в резерв на выдвижение, а также спортсменов международного класса. Низкий уровень притязаний был чаще у женщин, чем у мужчин; у лиц пожилого возраста, чем у молодежи; у ИТР и следующих по сравнению с руководителями.
УЦ. Уровень целей (К)
Уровень целей характеризует не только значимость, важность, отсроченность во времени тех конкретных целей, которые человек поставил перед собой и выполняет, но и также их ясность, четкость, планомерность конкретных действий и поступков при их достижения. Вслед за Е.С. Кузьминым мы считаем возможным выделить пять уровней: Очень низкие оценки (0-2 балла). Никаких целей в жизни не ставит, о будущем конструктивно не думает. Многого в жизни не понимает, как правило, плохо адаптирован в социальной среде и профессиональной среде. Низкие оценки (3-6 баллов). Ставит цели на небольшой (3-4 месяца) период жизни и прилагает усилия для их выполнения. Как правило, идет от одних частных и мелких целей к другим с их недостаточной увязкой. Есть еще резервы для повышения профессиональной и социальной адаптации. (Операционист). Средние оценки (7-10 баллов). Ставит перед собой противоречивые, согласующиеся между собой цели жизни. Плохо представляет пути их достижения. Высокие оценки (11-14 баллов). Имеет большую, на несколько лет вперед цель в жизни и последовательно добивающийся ее достижения. Обычно хороший работник, активно-исполнительный, может быть лидером, гармоничный и результативный в труде. (Тактик). Очень высокие оценки (15-20 баллов). Имеет главную на всю жизнь цель, ряд промежуточных целей, облегчающих достижение главной. Методически работающий в направлении цели. Обычно достигает высокого уровня мастерства, творец, умен, лидер. (Стратег). "В плане личного развития - считает Е.С.Кузьмин - любой нормальный человек может и должен пройти все уровни от операциониста в детстве до высот профессионально-социального мастерства стратега в зрелом возрасте". Предполагается более высокий уровень целей у людей с высоким статусом.
4.6. СИСТЕМА ОТНОШЕНИЙ С помощью КЛО диагностируются наиболее важные для работающего человека отношения: отношение к работе (ОР), взаимоотношение с начальником (ОН), психологический климат в коллективе (ОК), и взаимоотношения в семье (ОС). Система отношений, как и изложенное выше, коммуникативная, эмоциональная, волевая, интеллектуальная и мотивационная сферы относятся многим психологам к подструктуре характера личности.
ОР. Неудовлетворительное - удовлетворительное отношение к работе
Удовлетворенность трудом - характеристика очень важная для прикладных исследований. Поэтому мы также выделили 5 ее уровней: Очень низкие оценки (0-1 балл). Работа очень не нравится по характеру и условиям труда. Человек ходит на работу только потому, что пока не нашел лучше. Скорее всего думает сменить работу. Низкие оценки (2-4 балла). Работ в целом по содержанию не нравится, хотя в ней и положительные моменты. Человек обычно уговаривает себя в том, что эта работа не хуже других. Чаще всего работа не соответствует его способностям и возможностям. Средние оценки (5-7 баллов). В целом работа нравится, хотя есть и негативные моменты, о которых старается не вспоминать. Средняя удовлетворенность трудом, присущая многим людям. Высокие оценки (8-10 баллов). Работа нравится, чувствует себя на своем месте, получает удовлетворение от самого процесса труда. Очень высокие оценки (11-12 баллов). Фанатик своего дела, увлечен содержанием труда настолько, что может не обращать внимание на отдельные недостатки. Любит свою работу и не представляет, как он будет жить без нее. Высокие оценки удовлетворенности трудом чаще встречаются у руководителей, низкие - у научных работников и педагогов.
ОК Психологический климат в коллективе
Психологический климат - качественная сторона межличностных отношений в коллективе, которую характеризует преобладающий в группе относительно устойчивый эмоциональный настрой, соединяющий настроения людей, их душевные переживания и волнения, отношения друг к другу. Можно отметить следующие 5 уровней развития психологического климата: Очень низкие оценки (0-1 балл). Открытый и сильный конфликт в коллективе. Мало кто думает о работе, в основном обсуждают различные стороны развития конфликта. Вместо того чтобы помочь в таком коллективе скорее навредят друг другу. Низкие оценки (2-4 балла). В коллективе достаточно "прохладный" психологический климат. Каждый член коллектива отстаивает свои взаимные претензии друг к другу. Неохотно участвуют в общих для всего коллектива делах. Преобладают официальные деловые отношения. Личные отношения недостаточно развиты. Средние оценки (5-7 баллов). Обычный для многих коллективов психологический климат, характеризующий умеренным развитием личных психологических отношений. В целом климат благоприятный, хотя изредка могут возникнуть конфликтные напряжения. Высокие оценки (8-10 баллов). Благоприятный, здоровый психологический климат, характеризующийся взаимным уважением и вниманием, доверием и высокой требовательностью членов коллектива друг к другу, духом товарищества и высокой личной активностью каждого в решении общих дел. Очень высокие оценки (11-12 баллов). Личные, неформальные отношения в коллективе преобладают над деловыми, что может в некоторых случаях приводить к групповому эгоизму или благодушию. В некоторых случаях, когда испытуемый работает в коллективе менее 3 лет, низкие оценки ОК объясняются не только нездоровым климатом, но и не достаточной психологической адаптацией этого человека в данном трудовом коллективе. Высокие оценки ОК тесно связаны с высокой эффективностью труда коллектива.
ОН. Удовлетворенность отношениями с непосредственным начальником
Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 465; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |