Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Волевая сфера личности 2 страница




Непосредственный руководитель часто бывает для подчиненного референтным лицом и поэтому межличностные отношения, т.е. система установок и ожиданий испытуемого и его руководителя относительно друг к другу очень важны для результата совместной деятельности. Выделяем 5

уровне удовлетворенности отношениями с руководителем.

Очень низкие оценки (0-1 балл). В отношениях подчиненного и руководителя открытый конфликт, при котором демонстрируется и взаимное неуважение, недоверие. Возможны придирки, нападки, несправедливая критика, грубость.

Низкие оценки (2-4 балла). Имеется скрытое недовольство друг другом. Плохое взаимопонимание, сомнение в компетентности, недостаточное взаимное уважение приводят к напряженности во взаимоотношениях начальника и подчиненного. Преобладает официальный тон и формальный язык.

Средние оценки (5-7 баллов). В целом благоприятные отношения между испытуемым и его руководителем, хотя время от времени могут возникать напряжения и взаимные обиды, которые довольно легко проходят.

Высокие оценки (8-10 баллов). Взаимное уважение, доверие, теплый тон характеризует отношения подчиненного и руководителя. Взаимная поддержка и помощь в работе. Полное взаимопонимание.

Очень высокие оценки (11-12 баллов). Личные отношения у подчиненного и руководителя отличаются особой сплоченностью, доверительностью, полной взаимной помощью и поддержкой, и базируются на иной, нежели деловая, основе.

Обычно оценки удовлетворенности отношениями рабочих с мастерами ниже, чем ИТР с руководителями цехов и отделов.

 

ОС. Психологический климат в семье

Низкие оценки ОС- Высокие оценки ОС+
Мало любви и теплых отношений Достаточно любви и теплых отношений
Недоверие, взаимные претензии, Высокое доверие и понимание супругов
непонимание супругов  
Нет единства целей Единое мировоззрение и цели жизни
Недостаточное уважение Взаимное уважение
Конфликты в семье Благоприятный психологический климат
   

 

С помощью методики КЛО надежная оценка психологического климата в семье может быть получена лишь у семейных испытуемых. Если при анализе или другим способом выявлено, что у испытуемого семья отсутствует, то не следует анализировать результат, т.к. в отношении родительской семьи шкала не валидна. Пять уровней психологического климата в семье:

Очень низкие оценки (0 баллов). Конфликтная семья, находящаяся на грани развода.

Низкие оценки (1-2 балла). В семье мало любви и тепла в отношениях между супругами. Отсутствует единое целое жизни. Недостает уважения, понимания и доверия. В частые конфликты вовлекаются дети и родственники.

Средние оценки (3-4 балла). Отношения в семье достаточно переменчивы. Из-за отсутствия единых целей в жизни мелкие причины приводят к серьезным разладам, которые, правда, довольно быстро удается преодолеть. В целом, супруги считают свой брак удачным.

Высокие оценки (5-6 баллов). Благоприятный психологический климат в семье, базируется на едином понимании целей жизни, взаимном уважении, любви, взаимном доверии.

Очень высокая оценка (7 баллов). Прекрасная семья, дружная, сплоченная, в которой царит любовь и счастье.

Отношения в семье тесно связаны как с некоторыми личными свойствами супругов, так и с системой производственных отношений. Низкие оценки психологического климата в семье чаще встречаются у научных сотрудников, художников, музыкантов. Высокие оценки чаще в семьях

квалифицированных специалистов рабочих профессий.

 

4.7. ПСИХОДИНАМИЧЕСКАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИ

Качества личности, сформировавшиеся в личном опыте человека на основе обусловленного типа нервной системы и в значительной мере определяющей стиль его деятельности, называют темпераментом. И.П. Павлов подчеркивал, что темперамент есть самая общая характеристика отдельно-

го человека, самая основная характеристика его нервной системы, а эта последняя кладет ту или другую печать на всю деятельность каждого индивидуума. Темперамент характеризуется не только показателями психических процессов и состояний, но и устойчивых свойств. КЛО позволяет

диагностировать три свойства темперамента: экстраверсию, тревожность и ригидность.

 

 

Э. Интраверсия - экстраверсия

Низкая оценка Э- Высокая оценка Э+
Склонен при переживаниях уходить Направлен на внешний мир
в себя  
Стремится к уединению Стремится к контактам с другими
  людьми
Уклоняется от деятельности в Склонен к переменам и преобра-
новых условиях зованиям
Замкнут Общителен
Затруднения в социальной Высокая социальная адаптация
адаптации  

 

Это свойство темперамента указывает на преимущественную направленность личности либо на мир внешних объектов, либо на явления его собственного мира. Прилагаем следующую градацию этого свойства:

Очень низкие оценки (0-10 баллов). Ярко выраженный интроверт, полностью обращен на себя, только на свой внутренний мир. Окружающие люди его не интересуют. Очень замкнут, необщителен, малоразговорчив даже с хорошо знакомыми людьми. Часто занимается самоанализом, в обращении с другими людьми пассивен. Социальная адоптация затруднена.

Низкие оценки (11-30 баллов). Скорее интроверт. В основном обращен на себя, свои собственные переживания, мало интересуется окружающим его миром и людьми. Замкнутый, малообщителен, испытывает трудности при установлении контактов с незнакомыми людьми. Склонен к самоанализу. Проявляет мало активности с людьми. Порою испытывает трудности в социальной адаптации и коллективе.

Средние оценки (31-50 баллов). в равной степени обращает внимание как на внешний мир, так и на свои собственные мысли и чувства. В меру замкнут, в меру общителен. С другими людьми вступает в контакт без труда. В меру инициативен, нормальная социальная адоптация в коллективе.

Высокие оценки (51-70 баллов). Скорее экстраверт. В основном обращен на окружающий его мир, на людей, на дело. Много думает о себе. Открытый, контактный, легко вступает в общение с людьми. Импульсивен, хорошая социальная адоптация в коллективе.

Очень высокие оценки (более 71 балла). Ярко выраженный экстраверт. Полностью обращен на окружающий мир, на людей, о себе почти не думает. Очень открытый, легко вступающий в контакты и общение даже с незнакомыми людьми. не любит заниматься самоанализом. Очень общителен,

инициативен, импульсивен, очень легко социально адоптирован.

Более высокие оценки экстраверсии чаще встречаются у педагогов, руководителей и общественных деятелей. Низкие оценки бывают у диспетчеров энергосистем, механиков, бухгалтеров.

 

Тр. Низкая - высокая тревожность

Низкая оценка Тр- Высокая оценка Тр+
Спокойный Беспокойный, тревожный
Уверенный в своих силах Не уверенный в своих силах
Расслабленный Высокое рабочее напряжение
Доверчивый в отношениях с Подозрительный в отношении с
людьми людьми
Пластичный Ригидный
Эмоционально неустойчивый Эмоционально устойчивый
Социально активный Сдержанный и робкий в общении с
  людьми

 

Тревожность - вполне естественная для человека черта. Возникновение этого неприятного переживания можно рассматривать как обычный процесс приспособления человека к новой напряженной ситуации. Выделим пять уровней тревожности:

Очень низкие оценки (0-10 баллов). Высокая эмоциональная уравновешенность. Очень спокойный, эмоционально стабильный. Всегда ровное настроение. Спокойно реагирует даже на неожиданные и неприятные раздажители. Низкая чувствительность как к радостям, так и неприятностям.

Почти совсем нет ощущения беспокойства, страха, чувства вины. Трудно вывести из обычного равного расположения духа.

Низкие оценки (11-30 баллов). Эмоционально уравновешенный, спокойный, устойчивый. Настроение обычно ровное. не очень расстраивается даже из-за неприятных известий и событий. Обычно спокоен, чувство страха и вины не беспокоят его.

Средние оценки (31-50 баллов). В меру эмоционально уравновешенный и спокойный. Адекватно реагирует на эмоциональные раздражители. Умеренно тревожный, в меру беспокоится и переживает за важные для него дела.

Высокие оценки (51-70 баллов). Эмоционально возбудимый, неустойчивый в чувствах. Настроение порою быстро меняется. Чувствителен к неприятным известиям и событиям. Беспокоится и тревожится за дела и события, как-то касающиеся его. Бывает, что ощущает чувство страха и вины.

Очень высокие оценки (более 71 балла). Нейротизм, высокая эмоциональная возбудимость. Высокая неустойчивость настроения и чувств.

Настроение быстро и часто меняется от очень хорошего до самого плохого. Очень остро реагирует даже на незначительные неприятные известия.

Обладает высоко ранимостью. очень обидчив. Тревожен, часто переживает беспокойство, чувство страха.

Высокие оценки тревожности чаще встречаются у женщин по сравнению с мужчинами, у педагогов, чем ИТР предприятий, у руководителей, чем рабочих.

 

Р. Пластичность – ригидность

 

Низкая оценка Р-. Высокая оценка Р+.
Хорошо приспосабливается к Плохо приспосабливается к ме-
изменяющейся ситуации няющейся ситуации
Легко меняет свои взгляды, Трудно меняет взгляды, привыч-
привычки, представления об ки, представления об окружаю-
окружающей среде щей среде

Ригидность - это такое свойство, которое позволяет судить о том, насколько легко и гибко человек приспосабливается к внешним воздействиям, изменениям среды (пластичность) или, наоборот, насколько ему трудно изменить свое поведение, перестроиться в новых условиях (ригидность). Возможны следующие 5 уровней этого свойства:

Очень низкие оценки (0-1 балл). Высокая пластичность. Очень легко и быстро перестраивается и приспосабливается к изменяющимся условиям среды, жизни, к новой деятельности. Способен очень легко и быстро переключиться от одного дела на другое.

Низкие оценки (2-3 балла). Пластичный. Может достаточно легко перестроиться и приспособиться к измененным условиям среды, жизни и новой деятельности. Достаточно легко и быстро может переключиться с одного дела на другое.

Средние оценки (4-6 баллов). Пластичность и ригидность выражены в равной степени. Способен своевременно и адекватно перестроиться при изменившихся условиях среды, жизни и деятельности, а также к новым требованиям и новой деятельности. Обычно может переключаться с одного дела на другое.

Высокие оценки (7-8 баллов). Скорее ригидный, медленно и с трудом перестраивающийся и приспосабливающийся к изменившимся условиям среды, жизни и деятельности, а также к новым требованиям. Обычно довольно трудно переключается с одного дела на другое.

Очень высокие оценки (9-10 баллов). Высокая ригидность. Очень трудно перестраивается в изменившихся условиях среды, жизни и деятельности, а также к новым требованиям и новой деятельности. Очень трудно переключается с одного дела на другое. Упрямый, часто застревает на

одних и тех же делах, мыслях, чувствах. Велика для него сила привычки.

Индивидуальный разброс оценок ригидности велик и не прослеживается прямой связи с видом профессиональной деятельности.

 

4.8. ТИПЫ ТЕМПЕРАМЕНТА

Из свойств складываются 5 типов темперамента: холерический, сангвинический, флегматический, меланхолический и смешанный. "Чистые типы" темперамента мы определяем с помощью "круга Айзенка". Для этого в изображении ниже системе координат откладывают оценки по двум свойствам - экстраверсии и тревожности.

Например, получены оценки Э=55. Тр 67. Откладываем эти числа по осям координат и находим суммарную точку, которая и будет кратко характеризовать тип темперамента - холерик, легко возбудимый и агрессивный.

Ниже предлагаем более подробные описания четырех "чистых", включающих в себя различные сочетания свойств, типов темперамента.

 

САНГВИНИК отличается э м о ц и о н а л ь н о й у р а в н о в е ш е н н о с т ь ю. Весел и жизнерадостен. Преобладает бодрое, эмоционально приподнятое настроение. Легко переживает неприятности. Эмоции и чувства возникают и сменяются очень быстро. Может сдерживать проявления чувств. А к т и в е н. Энергично, с охотой берется за живое и интересное дело, способен к увлечению, но быстро остывает, если дело требует кропотливости и терпения, перестает быть привлекательным.

Т е м п протекания психологических процессов (запоминания, понимания и т.д.), движений, ходьба, речи - быстрый. П л а с т и ч е н. Легко и быстро перестраивается в мыслях и действиях, приспосабливается к изменяющимся условиям, берется за новое дело. Э к с т р а в е р т. Обращен

на окружающий мир, контакты и общение даже с незнакомыми людьми. Имеет много друзей.

 

МЕЛАНХОЛИК ХОЛЕРИК

 

 

Легко расстраивающийся Чувствительный

Т - тревожность Беспокойный

Ригидный 60 Возбудимый

Непостоянный

Пессимистичный Импульсивный

Сдержанный Оптимистичный

Необщительный 50 Активный

Тихий

ЭКСТРАВЕРСИЯ

 

10 20 30 40 50 60 70

 

 

Осмотрительный Общительный

Рассудительный Контактный

Благоразумный Разговорчивый

Доброжелательный 20 Отзывчивый

Управляемый Непринужденный

Надежный Жизнерадостный

Спокойный

 

ФЛЕГМАТИК САНГВИНИК

 

 

ХОЛЕРИК характеризуется ярко выраженной э м о ц и о н а л ь н о й в о з б у д и м о с т ь ю. Вспыльчив, склонен к аффектам и резким сменам настроения, несдержан. А к т и в е н. Со страстью и увлечением отдается делу, упорно преодолевает трудности и препятствия, но вследствие преждевременного истощения сил возникает состояние подавленности и активность резко падает. Т е м п р е а к ц и й ускоренный: говорит и пишет быстро, сообразителен и находчив, движения резкие. Менее пластичен и более р и г и д е н, чем сангвиник. Не сразу перестраивается при изменении условий поведения и деятельности. Склонен к э к с т р а в е р с и и, но резок в общении с людьми, легко переходит от симпатии к антипатии.

ФЛЕГМАТИК э м о ц и о н а л ь н о у р а в н о в е ш е н. Спокоен, невозмутим, всегда ровное настроение. Чувства возникают медленно и длительно сохраняются. Мимика и жесты однообразны. А к т и в е н. Может длительно выполнять дело, требующего полного напряжения сил, способностей, проявляя усидчивость, устойчивое внимание и терпение.

Т е м п р е а к ц и й замедленный. Нужно время для раскачки. Движения и мысли неторопливы. Речь однообразна. Р и г и д е н. Очень привыкает к заведенному распорядку, товарищам, определенной одежде. Строго следует намеченной программе встреч, бесед, деятельности. С трудом берет-

ся за новое дело. И н т р о в е р т. Живет в мире своих мыслей, образов, чувств. Склонен к самоанализу. С людьми сходится трудно.

МЕЛАНХОЛИК имеет повышенную э м о ц и о н а л ь н у ю в о з б у д и м о с т ь, но в отличие от холерика расположен к депрессивным (подавленным) переживаниям по несущественному поводу. Легко раним, принимает все близко к сердцу, неуверен в себе. Настроения, хотя и устойчивы, обычно имеют астенический характер. Быстро утомляется и проявляет пониженную а к т и в н о с т ь. Часто не доводит работу до конца. Психический т е м п медленный, движения и речь тоже замедленные. Р и г и д е н и и н т р о в е р т и р о а н, замкнут и необщителен.

Однако в хорошем коллективе меланхолик может быть достаточно контактным, настойчиво вести порученное дело. Имея высокую кинестетическую чувствительность, способен добиваться больших успехов в овладении техникой сложных упражнений.

СМЕШАННЫЙ ТИП ТЕМПЕРАМЕНТА характеризуется тем, что в поведении человека представлены реакции, присущие различным другим "чистым" тестам. Соотношение этих реакций определяется в большей степени ситуативными факторами: состоянием здоровья, сложившейся ситуацией, поведением других людей и т.д. Высокая адаптивность к сложившимся обстоятельствам

- несомненное достоинство лиц со смешанным темпераментом.

 

5. НАДЕЖНОСТЬ ТЕСТА К Л О

Надежность - это характеристика теста как измерительного инструмента, устойчивости его к действию различных помех - например состоянию испытуемых, их отношению к тестированию и других.

Как же определить ошибку измерения? Пользователь теста легко определит надежность результатов ответов данного испытуемого с помощью шкалы МД - точность самооценки. Чем выше оценка по МД, тем ниже надежность результатов тестирования. Опытным путем рассчитаны следующие градации оценок надежности.

8-15 баллов Ответы на тест ненадежны. Возможные причины:

- отсутствие необходимого контакта с испытуемым;

- агравация;

- непонятны вопросы теста.

- неадекватно высокая самооценка испытуемого;

- непонятны вопросы теста.

Необходимо провести повторное обследование в виде стандартизованного интервью.

6-7 баллов Средняя надежность ответов. Возможны ошибки в интерпретации результатов. Требуется проверка результатов теста другими психологическими методиками.

0-5 балла Высокая надежность ответов. Точная адекватная оценка испытуемых свойств и отношений.

 

В некоторых случаях, когда повторное тестирование невозможно, следует повысить надежность ответов по ряду шкал КЛО, особенно чувствительных к оценке по МД, путем введения поправок в оценки.

 

МД Коррекция по шкале С

0-3 балла нет

4-5 баллов - 1

6-9 баллов - 2

МД Коррекция по шкале G

0-3 балла нет

4-5 баллов - 1

6-8 баллов - 2

9-15 баллов - 3

МД Коррекция по шкале ОН

0-5 баллов нет

6-8 баллов - 1

9-15 баллов - 2

МД Коррекция по шкале ОС

0-5 баллов нет

6-8 баллов - 1

9-15 баллов - 2

 

Поправки в оценки вводится следующим образом. Например, испытуемый М. получил по шкале следующие оценки:

 

МД A B C E G H I OH OK OC
                       

 

После коррекции оценки по шкалам C, G, OH, OC меняются в зависимости от величины МД.

 

МД A B C E G H I OH OK OC
                       

 

Рекомендации пользователю КЛО

по повышению надежности результатов.

Прежде, чем применять личностный опросник, пользователь должен быть уверен в том, что:

1. Он достиг определенного уровня доверия и ответы испытуемых будут достаточно искренними;

2. Слушатели убеждены в полной анонимности их ответов;

3. В том, что нет отвлекающих и мешающих тестированию фактов.

Для того, чтобы выполнить эти требования, можно рекомендовать экспериментатору не спешить с проведением тестирования. Конечно, знание испытуемым психологии скоре вредит получению надежных данных при тестировании, но больший ущерб наносит скоротечность и формальность

самой процедуры.

Нужно обязательно объяснить цель тестирования. В том случае, если цель - подбор кандидатов в резерв на выдвижение, то экспериментатор должен сказать испытуемым о том, что администрация получит списки кандидатов в резерв. Личные данные о них КЛО не будет сообщать администрации, а будут индивидуально доведены до каждого из испытуемых.

Результаты КЛО зависят и от условий проведения тестирования. Помещение для тестирования должно быть светлым или хорошо освещенным, тихим. Для каждого испытуемого должен быть отдельный стол. При групповом проведении теста следует разместить столы и стулья таким образом,

чтобы к каждому испытуемому было удобно подойти. У экспериментатора должно быть постоянное место.

Тестирование лучше проводить в дневное время от девяти до семнадцати часов. При этом необходимо устранить ситуативные отвлекающие помехи: шумы (с улицы, от радиоприемников или телевизоров и др.); телефонных звонков, шаги по потолку, гудение ламп дневного света; запахов

пищи, краски, химикалий; мигание света, неприятности помещения и т.д.

Не стоит привлекать к тестированию лиц:

- находящихся в состоянии возбуждения или депрессии;

- только что подвергшихся действию стрессовых факторов (конфликты, неприятные известия, алкогольное или наркотическое опьянение и т.д.);

- после тяжелой работы, ночной смены;

- отказывающихся от тестирования.

Процедура проведения теста на группах испытуемых должна быть одной и той же - как изложено в руководстве КЛО.

1. Объяснить цель обследования и как будут использованы результаты.

2. Гарантировать сохранение тайны ответов.

3. Предложить испытуемым самим прочесть инструкцию. Ответить на вопросы по инструкции.

4. Объяснит, как можно исправлять допущенные ошибки, чего не рекомендуется делать, каким образом подзывать экспериментатора при непонятных вопросах.

5. Предложить испытуемым самим зашифровать бланки или написать фамилию.

6. Напомнить, что ответы проставляются на бланке, а не в брошюре с вопросами.

7. Во время тестирования экспериментатор должен следить за правильностью заполнения бланков, за тем, чтобы соседи не общались друг с другом и не подглядывали, а также за состоянием испытуемых. Если кто-то почувствует себя плохо, то следует прекратить тестирование.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 474; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.084 сек.