КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Психокоррекционной работы
Оценки эффективности проведенной Оценка эффективности проведенной работы с детьми может быть разной, в зависимости от того, кто производит эту оценку: ребенок, то есть непосредственно тот, на кого была направлена работа; родитель или другое заинтересованное лицо (родственники, педагоги, администрация детского учреждения), кто обратился с запросом о помощи к психологу; сам психолог. С точки зрения ребенка работа будет успешной и эффективной, если он во время занятий получит эмоциональное удовлетворение и в целом, как в ходе работы, так и
_____________________________ 19 Возрастно-психологический подход в консультировании детей и. подростков/ Г. В. Бурменская, Е. И, Захарова, О. А. Карабанова и др. —М.: «Академия», 2002. 20Анн Л. Ф. Психологический тренинг с подростками. — СПб.: Питер, 2004. по окончании ее, будет переживать положительные эмоции по поводу своего участия в групповых занятиях. Для родителей проведенная работа эффективна, если в результате ее удовлетворен запрос. Для психолога критериемрезультативности проведенной работы и эффективности коррекционной программы является степень достижения цели коррекции и решения поставленных в программе задач. О. А. Карабанова21 отмечает, что степень достижения целей может быть проанализирована на следующих уровнях: • на уровне общеразвивающего долгосрочного эффекта коррекционной программы как повышение жизнестойкости ребенка, повышение его устойчивости к воздействию факторов риска в развитии; • на уровне разрешения реальных трудностей развития; • на уровне постановки целей и задач коррекционной программы. Таким образом, программа может не претендовать на полное разрешение трудностей в развитии и вообще иметь профилактический или общеразвивающий характер. Оценка результативности произведенного воздействия осуществляется психологом, как правило, повторной диагностикой тех сторон психики и личности детей, которые явились предметом коррекции. Для оценки устойчивости полученного эффекта необходимо произвести ретестирование.
__________________________ 21 Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков/ Г. В. Бурменская, Е. И. Захарова, О. А. Карабанова и др. — М.: «Академия», 2002.
ГЛАВА 2. Психологический практикум I. Ранний возраст (1-3 года) 1.1. Основные тенденции развития в раннем детстве22 В соответствии с периодизацией, принятой в отечественной психологии, раннее детство приходится на период с 1-го года до 3-х лет. Элементы групповой психокоррекции возможны уже в этом возрасте, особенно если ребенок посещает ясельную группу дошкольного детского учреждения. Конечно, в силу возраста, ребенку особенно требуется индивидуальный подход в коррекции возникших трудностей23, однако в профилактических и общеразвивающих целях вполне возможна групповая работа с малышами ясельной группы. В этом возрасте происходят важнейшие изменения в психическом развитии детей — формируется мышление, активно развивается двигательная сфера, появляются первые устойчивые качества личности. Ведущей деятельностью является предметная деятельность, которая влияет на все сферы психики детей, определяя во многом и специфику их общения с окружающими. Она возникает постепенно из манипулятивной и орудийной деятельности младенцев. Эта деятельность подразумевает, что предмет используется в качестве орудия по закрепленным в данной культуре правилам и нормам — например, ложкой едят, лопаткой копают, а молотком забивают гвозди. В раннем детстве обнаруживается связанность ребенка с конкретной ситуацией: поведение ребенка целиком определяется ситуацией, он не привносит в нее знаний о других возможных вещах и явлениях. Это связано со своеобразным единством между сенсорными и моторными функциями, тесной связанностью восприятия и эмоционального отношения. Важной характеристикой этого возрастного этапа является лабильность эмоциональной сферы ребенка. Его эмоции и формирующиеся в это время чувства, отражающие отношения к предметам и людям, еще не фиксированы и могут быть изменены при изменении ситуации. Восприятие является ведущей психической функцией этого периода, что обусловливает специфику других психических функций: память проявляет себя в узнавании, мышление — как его наглядно-действенная форма и т. д. Общение со взрослым принимает в раннем детстве сначала форму ситуативно-делового, а к концу возраста — внеситуативно-познавательного общения. Однако общение со взрослым имеет большое значение не только для формирования познавательной сферы, но и для развития личности детей раннего возраста. Окружающим надо помнить, что представление о себе, первая самооценка детей в это время является на самом деле интериоризованной оценкой взрослого. Поэтому постоянные замечания, игнорирование пусть даже не всегда успешных попыток детей сделать что-то самостоятельно, недооценка их стараний могут привести уже в этом возрасте к неуверенности в себе, снижению притязаний на успех в осуществляемой деятельности.
____________________________ 22 Изложено по: Детская практическая психология: Учебник / Под ред. проф. Т. Д. Марцинковской. — М.: Гардарики, 2000.; Сапогова Е. Е. Психология развития человека: Учебное пособие. М., Издательство «Аспект Пресс», 2001. 23Для работы с детьми данного возраста мы предлагаем как групповые, так и индивидуальные игры. Центральным новообразованием возраста является возникновение у ребенка сознания, выступающего для других в виде собственного «Я». К трем годам обнаруживается осознание себя как отдельного активного субъекта, самоуправляющегося, имеющего свои чувства, желания и возможности. Все это проявляется в знаменитом кризисе 3 лет. Основные симптомы кризиса 3 лет: негативизм, упрямство, строптивость, своеволие (своенравие), протестное поведение, обесценивание требований взрослых, ревность, деспотизм. Конструктивное содержание кризиса связано с нарастающей эмансипацией ребенка от взрослого. Кризис 3 лет — это перестройка социальных отношений ребенка, смена его позиции по отношению к окружающим взрослым и прежде всего к авторитету родителей — он пытается установить новые, более высокие формы отношения с окружающими. На основании изложенных тенденций развития ребенка раннего возраста можно выделить следующие направления психокоррекционной и развивающей работы: • развитие моторики; • развитие предметных действий; • развитие речи; • общеразвивающие игры.
Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 486; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |