Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общеразвивающие игры




ПОКАТАЕМСЯ НА ЛОШАДКЕ

КАП - КАП - КАП

Цель: развитие голосового аппарата, выработ­ка умения произносить звукоподражания громко и тихо.

Форма проведения: индивидуальная и групповая.

Материал: картинка с изображением дождя.

Ход игры: Взрослый показывает ребенку кар­тинку и говорит: «Дождик пошел. Сначала тихо закапал: «Кап-кап-кап». (Ребенок тихо повторяет: «Кап-кап-кап».) Потом застучал сильнее: «Кап-кап-кап!» (Ребенок повторяет громче: «Кап-кап-кап!») Опять тихо капает дождик и перестал!»

В конце игры взрослый читает потешку:

Дождик, дождик,

Кап-кап-кап!

Мокрые дорожки.

Нам нельзя идти гулять

Мы проточим ножки.

(Русская народная песенка)

Ребенок вместе со взрослым повторяет звуко­подражание «кап-кап-кап».

Цель: развитие силы голоса, выработка умения произносить звукосочетание «Нно-нно» громко и тихо, закрепление правильного произношения зву­ков «Н» и «О».

Форма проведения: индивидуальная.

Материал: лошадка-качалка (если лошадки нет, можно посадить ребенка на колени).

Ход игры: Взрослый сажает ребенка на лошад­ку-качалку и говорит:

«Маша едет на лошадке, нно-нно» (произносит тихим голосом). Ребенок повторяет тихо: «Нно-нно».

«Чтобы лошадка бежала быстрее, громко скажи ей: «Нно, нно, беги, лошадка!» (Сильнее раскачива­ет ребенка на лошадке). Ребенок повторяет фразу вместе со взрослым, затем самостоятельно.

Взрослый добивается, чтобы ребенок произносил звук «Н» протяжно, а все звукосочетания громко и четко.

Игра удовлетворяет многие потребности ребенка — потребность выплеснуть накопившуюся энергию, развлечься, насытить свое любопытство, исследо­вать окружающий мир. В развитии ребенка ран­него возраста игра имеет огромное значение. Все игры ребенка в этом возрасте носят общеразвивающий характер.

Задачи и возможности общеразвивающих игр:

• приобретение сенсорного опыта. Дети могут плескаться водой, отрывать у цветков лепестки. Благодаря сенсорной игре дети узнают о своих фи­зических и чувственных возможностях, а также о свойствах вещей, которые их окружают.

• развитие моторики.

• научение выплескиванию эмоций. Играя в так называемую игру-возню, ребенок учится сдер­живать свои чувства, контролировать импульсивные желания, что помогает ему избавиться от негатив­ных привычек, которые не приемлются группой.

• развитие навыков речи. Дети любят играть со словами. Они экспериментируют с ритмическим строем и мелодией речи, объединяют слова друг с другом, придавая им новое значение. Игра со сло­вами дает детям возможность поупражняться в грамматике, которой они в это время овладевают.

• разыгрывание ролей, имитация деятельности взрослых. Ознакомление с социальными отношени­ями, нормами, традициями.

• когнитивное развитие. Во время игры дети узнают о свойствах различных предметов, тех за­конах, которым они подчиняются. Играя в какую-либо конструктивную игру, дети извлекают для се­бя информацию, которую они могут использовать для расширения своих знаний.

• развитие интеллектуальных способностей. Иг­рая, дети могут беспрепятственно эксперименти­ровать, при этом у них формируются сложные навыки.

• развитие способностей к символизации. Совер­шенствуя навык замещения одного объекта другим, дети становятся способными объединять множество символов в сложные последовательности.

• развитие мотивационной сферы. Отечествен­ные психологи усматривают в процессе детской иг­ры в раннем возрасте формирование двух важней­ших особенностей мотивационной сферы. Во-первых, во время игры у ребенка формируется соподчи­нение мотивов — подчинение ситуативных моти­вов более общим, высоким. Во-вторых, происходит формирование самих мотивов более высокого типа, связанных с выполнением ребенком взятых на се­бя обязанностей. Например, у ребенка, играющего в кубики, мотив игры лежит не в том, чтобы сде­лать постройку, а в том, чтобы ее делать, то есть в содержании самого действия.

• развитие интереса к творческим видам деятельности (рисование, лепка, конструирование, пение).

Рассмотрим возможности домашних общеразвивающих игр31.

1. Кубики. Двухлетний ребенок вполне успешно справляется с возведением простых построек из кубиков и строительных наборов. Задача взросло­го сводится к минимуму: начать постройку, «под­толкнуть» игру, так как ребенок этого возраста не обладает образным мышлением и не может само­стоятельно создать то, чего он себе не представляет, а вот продолжить начатое взрослым, пусть даже стереотипно, он вполне в состоянии. Обязательно нужно похвалить его постройки, даже если они кривобоки и некрасивы: гораздо важнее оценить количество и разнообразие элементов строительного набора, которые ребенок использовал. Ведь в ходе этой игры он практически овладевает представле­нием о геометрических формах и размерах фигур, о соотношении разных по размеру, но одинаковых по форме фигур, развивается координация его дви­жений и тонкая моторика руки.

3. Мозаика. У ребенка двух-двух с половиной лет слабо развито образное мышление, поэтому он пока не может использовать мозаику по ее прямо­му назначению — для выкладывания узоров или картинок по образцу — и тем не менее он впол­не может играть с мозаикой.

__________________

31 Смирнова Е. О., Авдеева Н. Н., Галигузова Л. Н., Дробинская А. О., Ермолова Т. В., Мещерякова С. Ю. Рекомендации по обучению детей предметным действиям.

Для начала ребенка нужно просто научить встав­лять «кнопки» мозаики в дырочки: это не так-то просто для двухлетнего малыша. Пусть он делает это в любом порядке, пока не надоест; это прекрас­ное упражнение для развития тонкой моторики.

Следующее задание может быть сложнее: рас­положить элементы мозаики на одной линии или через определенный интервал между ними. Здесь требуется уже не только ловкость пальчиков, но и глазомер (образец задается взрослым).

Таких линий можно выложить несколько, так, чтобы они различались по цвету: ведь даже ес­ли ребенок еще не пользуется понятием цвета, он способен выделить цвет как признак предмета и подобрать к нему другие предметы того же цвета (в данном случае — элементы мозаики); знание ребенком названия цвета не обязательно, хотя, без­условно, назвать его надо. Задача взрослого состоит в том, чтобы дать ребенку образец каждой линии, то есть начать ее двумя-тремя элементами мозаики одного цвета и предложить ему продолжить линию такими же «кнопочками». Выполнение этого зада­ния помогает развитию тонкой моторики, глазоме­ра, способности к элементарному анализу и синте­зу; попутно ребенок знакомится с наименованиями цветов, хотя пользоваться ими он начнет позже.

3. Найди ошибки. Эта игра напоминает известный рассказ К. Чуковского «Так и не так». Взрослый заранее рисует картинку (художественные достоин­ства картинки не имеют никакого значения), на ко­торой допущено несколько ошибок. Начинать сле­дует с одной достаточно грубой и заметной ошибки, а затем, по мере усложнения игры, довести коли­чество ошибок до 5-6. Естественно, что содержание картинки и допущенные на ней ошибки должны быть понятны малышу. Игра направлена на раз­витие внимания и наблюдательности.

4. Почини игрушку. Для этой игры нужно по­добрать простую игрушку, например машинку, и предоставить ребенку возможность в течение не­ скольких дней поиграть с ней. В процессе игры ребенок ознакомится с особенностями и возмож­ностями данной игрушки. Затем незаметно, чтобы ребенок не видел, «испортите» игрушку (например, на колесо машинки можно надеть резинку, которая не даст ему крутиться). Цель игры заключается в том, чтобы ребенок сам заметил неисправность и нашёл ее причину.

Количество неисправностей в одной игрушке можно увеличивать до трех, но каждая новая не­исправность добавляется после того, как ребенок научился находить предыдущую.

Игра направлена на развитие внимания, образно­го и логического мышления, требует определенной моторной ловкости.

5. Оденем кукол. Маленький ребенок успешно знакомится с величиной предметов, сравнивая меж­ду собой однотипные предметы разного размера. Ребенку дают двух кукол (большую и маленькую) и два комплекта одежды и объясняют, что кук­лам холодно, они хотят одеться, но перепутали всю одежду. Малышу предлагается помочь куклам. Не беда, если сначала ребенок распределит вещи не­правильно. Следует обратить его внимание на то, что одежда мала для большой куклы или велика для маленькой, и пусть он подумает еще раз. Ког­да каждой кукле достанутся ее вещи, ребенка на­до похвалить и подчеркнуть: «Большое платье — большой кукле, маленькое — маленькой. Большие туфли — большой кукле, а маленькие — малень­кой». Задание можно усложнить, предложив ребен­ку трех кукол разных размеров.

6. Найди такой же. Перед ребенком расклады­вают 4-6 однородных предметов, различающихся по цвету, величине, рисунку, и предлагают найти сре­ди них такой же, как тот, что находится в руках у взрослого. Чтобы ребенку было интереснее иг­рать, можно загадывать с ним предметы по оче­реди и делать при этом ошибки, которые ребенок, конечно же, заметит. Можно усложнить игру, уве­личивая количество предметов, различия между ко­торыми не так заметны.

Эта игра, требующая от ребенка умения выде­лять различные признаки предметов, способствует развитию внимания, логического мышления.

7. «Окошки». Из листа цветной бумаги нуж­но вырезать кусочки в форме различных простых геометрических фигур. Этот лист с вырезанными «окошками» наклеивается на белую бумагу. Ребе­нок должен разложить данные ему геометрические фигуры таким образом, чтобы они полностью закрыли белые «окошки». Не нужно заставлять ре­бенка запоминать названия фигур, важно, чтобы он научился зрительно выделять такой признак пред­мета, как форма, и овладел навыком элементарного анализа, позволяющего сопоставить формы «окош­ка» и той геометрической фигуры, которую он в это окошко вставляет.

8. Счетные палочки. Обычные школьные счет­ные палочки прекрасно подходят для игры с двух­летним ребенком. На ровной твердой поверхности взрослый начинает выкладывать из палочек ка­кую-нибудь простую фигуру, добавляя каждый раз по одной палочке и предлагая ребенку сделать то же самое из своей части палочек. Так, повторяя за взрослым каждый шаг, каждый элемент, ребенок выложит аналогичную фигуру. Так ребенок посте­пенно, по шагу овладевает действием по образцу, пока еще в самой элементарной форме. Кроме то­го, эта игра также требует от ребенка некоторой моторной ловкости и глазомера.

9. Магнитная азбука. Магнитная азбука может надолго занять маленького ребенка: он с удовольс­твием прикрепляет буквы к любой металлической поверхности — стенке холодильника, стиральной машине, подносу и пр. Ни в коем случае не сле­дует заставлять ребенка запоминать буквы: — это занятие пока лишено для него всякого смысла.

Можно предложить ребенку выбрать буквы опре­деленного цвета, предварительно показав ему одну — две из них. Как и при игре с мозаикой, ребенок может не знать наименований цветов, но выделить цвет как признак предмета он вполне способен.

Можно предложить ребенку и более сложное задание — подобрать одинаковые буквы. Взрослый выбирает любую букву из набора и просит ребен­ка найти такую же (как правило, в наборе есть 2-3 одинаковые буквы). Называть букву не надо, здесь она выступает просто как фигура определен­ной формы. Выполнение этого задания способству­ет развитию памяти (ребенок должен помнить, как выглядит та буква, которую он ищет), внимания, учит ребенка сравнивать предметы по форме, вы­делять сходство и различие.

 

1.5.1. Игры-занятия, развивающие восприятие величины, формы и цвета32

Привлекательные предметы малыши обязательно пытаются взять в руки, но обычные их действия с предметами (зажимание в руке, перекладывание с места на место, постукивание друг о друга и т. д.) не приводят к восприятию формы.

Непонимание пропорций и формы предметов мо­жет задерживать развитие ребенка. Его руки дей­ствуют неловко, с трудом удерживают предметы, малыш часто роняет их. Когда ребенок научится определять форму и величину предметов как су­щественные признаки, он быстро овладеет действи­ями с этими предметами, научится рисовать, конс­труировать, лепить.

Игры, включенные в этот раздел, помогают ре­бенку получить целостное представление о предмете (величина, форма, цвет), знакомят с последователь­ностью размещения цветовых тонов в спектре.

Во время игры с настольными игрушками от ре­бенка требуется большая сосредоточенность и вни­мание при выполнении необходимых действий.

Надо стараться не отвлекать в это время малы­ша посторонними вопросами или громкими разго­ворами.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 907; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.