КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Общеразвивающие игры
ПОКАТАЕМСЯ НА ЛОШАДКЕ КАП - КАП - КАП Цель: развитие голосового аппарата, выработка умения произносить звукоподражания громко и тихо. Форма проведения: индивидуальная и групповая. Материал: картинка с изображением дождя. Ход игры: Взрослый показывает ребенку картинку и говорит: «Дождик пошел. Сначала тихо закапал: «Кап-кап-кап». (Ребенок тихо повторяет: «Кап-кап-кап».) Потом застучал сильнее: «Кап-кап-кап!» (Ребенок повторяет громче: «Кап-кап-кап!») Опять тихо капает дождик и перестал!» В конце игры взрослый читает потешку: Дождик, дождик, Кап-кап-кап! Мокрые дорожки. Нам нельзя идти гулять — Мы проточим ножки. (Русская народная песенка) Ребенок вместе со взрослым повторяет звукоподражание «кап-кап-кап». Цель: развитие силы голоса, выработка умения произносить звукосочетание «Нно-нно» громко и тихо, закрепление правильного произношения звуков «Н» и «О». Форма проведения: индивидуальная. Материал: лошадка-качалка (если лошадки нет, можно посадить ребенка на колени). Ход игры: Взрослый сажает ребенка на лошадку-качалку и говорит: «Маша едет на лошадке, нно-нно» (произносит тихим голосом). Ребенок повторяет тихо: «Нно-нно». «Чтобы лошадка бежала быстрее, громко скажи ей: «Нно, нно, беги, лошадка!» (Сильнее раскачивает ребенка на лошадке). Ребенок повторяет фразу вместе со взрослым, затем самостоятельно. Взрослый добивается, чтобы ребенок произносил звук «Н» протяжно, а все звукосочетания громко и четко. Игра удовлетворяет многие потребности ребенка — потребность выплеснуть накопившуюся энергию, развлечься, насытить свое любопытство, исследовать окружающий мир. В развитии ребенка раннего возраста игра имеет огромное значение. Все игры ребенка в этом возрасте носят общеразвивающий характер. Задачи и возможности общеразвивающих игр: • приобретение сенсорного опыта. Дети могут плескаться водой, отрывать у цветков лепестки. Благодаря сенсорной игре дети узнают о своих физических и чувственных возможностях, а также о свойствах вещей, которые их окружают. • развитие моторики. • научение выплескиванию эмоций. Играя в так называемую игру-возню, ребенок учится сдерживать свои чувства, контролировать импульсивные желания, что помогает ему избавиться от негативных привычек, которые не приемлются группой. • развитие навыков речи. Дети любят играть со словами. Они экспериментируют с ритмическим строем и мелодией речи, объединяют слова друг с другом, придавая им новое значение. Игра со словами дает детям возможность поупражняться в грамматике, которой они в это время овладевают. • разыгрывание ролей, имитация деятельности взрослых. Ознакомление с социальными отношениями, нормами, традициями. • когнитивное развитие. Во время игры дети узнают о свойствах различных предметов, тех законах, которым они подчиняются. Играя в какую-либо конструктивную игру, дети извлекают для себя информацию, которую они могут использовать для расширения своих знаний. • развитие интеллектуальных способностей. Играя, дети могут беспрепятственно экспериментировать, при этом у них формируются сложные навыки. • развитие способностей к символизации. Совершенствуя навык замещения одного объекта другим, дети становятся способными объединять множество символов в сложные последовательности. • развитие мотивационной сферы. Отечественные психологи усматривают в процессе детской игры в раннем возрасте формирование двух важнейших особенностей мотивационной сферы. Во-первых, во время игры у ребенка формируется соподчинение мотивов — подчинение ситуативных мотивов более общим, высоким. Во-вторых, происходит формирование самих мотивов более высокого типа, связанных с выполнением ребенком взятых на себя обязанностей. Например, у ребенка, играющего в кубики, мотив игры лежит не в том, чтобы сделать постройку, а в том, чтобы ее делать, то есть в содержании самого действия. • развитие интереса к творческим видам деятельности (рисование, лепка, конструирование, пение). Рассмотрим возможности домашних общеразвивающих игр31. 1. Кубики. Двухлетний ребенок вполне успешно справляется с возведением простых построек из кубиков и строительных наборов. Задача взрослого сводится к минимуму: начать постройку, «подтолкнуть» игру, так как ребенок этого возраста не обладает образным мышлением и не может самостоятельно создать то, чего он себе не представляет, а вот продолжить начатое взрослым, пусть даже стереотипно, он вполне в состоянии. Обязательно нужно похвалить его постройки, даже если они кривобоки и некрасивы: гораздо важнее оценить количество и разнообразие элементов строительного набора, которые ребенок использовал. Ведь в ходе этой игры он практически овладевает представлением о геометрических формах и размерах фигур, о соотношении разных по размеру, но одинаковых по форме фигур, развивается координация его движений и тонкая моторика руки. 3. Мозаика. У ребенка двух-двух с половиной лет слабо развито образное мышление, поэтому он пока не может использовать мозаику по ее прямому назначению — для выкладывания узоров или картинок по образцу — и тем не менее он вполне может играть с мозаикой. __________________ 31 Смирнова Е. О., Авдеева Н. Н., Галигузова Л. Н., Дробинская А. О., Ермолова Т. В., Мещерякова С. Ю. Рекомендации по обучению детей предметным действиям. Для начала ребенка нужно просто научить вставлять «кнопки» мозаики в дырочки: это не так-то просто для двухлетнего малыша. Пусть он делает это в любом порядке, пока не надоест; это прекрасное упражнение для развития тонкой моторики. Следующее задание может быть сложнее: расположить элементы мозаики на одной линии или через определенный интервал между ними. Здесь требуется уже не только ловкость пальчиков, но и глазомер (образец задается взрослым). Таких линий можно выложить несколько, так, чтобы они различались по цвету: ведь даже если ребенок еще не пользуется понятием цвета, он способен выделить цвет как признак предмета и подобрать к нему другие предметы того же цвета (в данном случае — элементы мозаики); знание ребенком названия цвета не обязательно, хотя, безусловно, назвать его надо. Задача взрослого состоит в том, чтобы дать ребенку образец каждой линии, то есть начать ее двумя-тремя элементами мозаики одного цвета и предложить ему продолжить линию такими же «кнопочками». Выполнение этого задания помогает развитию тонкой моторики, глазомера, способности к элементарному анализу и синтезу; попутно ребенок знакомится с наименованиями цветов, хотя пользоваться ими он начнет позже. 3. Найди ошибки. Эта игра напоминает известный рассказ К. Чуковского «Так и не так». Взрослый заранее рисует картинку (художественные достоинства картинки не имеют никакого значения), на которой допущено несколько ошибок. Начинать следует с одной достаточно грубой и заметной ошибки, а затем, по мере усложнения игры, довести количество ошибок до 5-6. Естественно, что содержание картинки и допущенные на ней ошибки должны быть понятны малышу. Игра направлена на развитие внимания и наблюдательности. 4. Почини игрушку. Для этой игры нужно подобрать простую игрушку, например машинку, и предоставить ребенку возможность в течение не скольких дней поиграть с ней. В процессе игры ребенок ознакомится с особенностями и возможностями данной игрушки. Затем незаметно, чтобы ребенок не видел, «испортите» игрушку (например, на колесо машинки можно надеть резинку, которая не даст ему крутиться). Цель игры заключается в том, чтобы ребенок сам заметил неисправность и нашёл ее причину. Количество неисправностей в одной игрушке можно увеличивать до трех, но каждая новая неисправность добавляется после того, как ребенок научился находить предыдущую. Игра направлена на развитие внимания, образного и логического мышления, требует определенной моторной ловкости. 5. Оденем кукол. Маленький ребенок успешно знакомится с величиной предметов, сравнивая между собой однотипные предметы разного размера. Ребенку дают двух кукол (большую и маленькую) и два комплекта одежды и объясняют, что куклам холодно, они хотят одеться, но перепутали всю одежду. Малышу предлагается помочь куклам. Не беда, если сначала ребенок распределит вещи неправильно. Следует обратить его внимание на то, что одежда мала для большой куклы или велика для маленькой, и пусть он подумает еще раз. Когда каждой кукле достанутся ее вещи, ребенка надо похвалить и подчеркнуть: «Большое платье — большой кукле, маленькое — маленькой. Большие туфли — большой кукле, а маленькие — маленькой». Задание можно усложнить, предложив ребенку трех кукол разных размеров. 6. Найди такой же. Перед ребенком раскладывают 4-6 однородных предметов, различающихся по цвету, величине, рисунку, и предлагают найти среди них такой же, как тот, что находится в руках у взрослого. Чтобы ребенку было интереснее играть, можно загадывать с ним предметы по очереди и делать при этом ошибки, которые ребенок, конечно же, заметит. Можно усложнить игру, увеличивая количество предметов, различия между которыми не так заметны. Эта игра, требующая от ребенка умения выделять различные признаки предметов, способствует развитию внимания, логического мышления. 7. «Окошки». Из листа цветной бумаги нужно вырезать кусочки в форме различных простых геометрических фигур. Этот лист с вырезанными «окошками» наклеивается на белую бумагу. Ребенок должен разложить данные ему геометрические фигуры таким образом, чтобы они полностью закрыли белые «окошки». Не нужно заставлять ребенка запоминать названия фигур, важно, чтобы он научился зрительно выделять такой признак предмета, как форма, и овладел навыком элементарного анализа, позволяющего сопоставить формы «окошка» и той геометрической фигуры, которую он в это окошко вставляет. 8. Счетные палочки. Обычные школьные счетные палочки прекрасно подходят для игры с двухлетним ребенком. На ровной твердой поверхности взрослый начинает выкладывать из палочек какую-нибудь простую фигуру, добавляя каждый раз по одной палочке и предлагая ребенку сделать то же самое из своей части палочек. Так, повторяя за взрослым каждый шаг, каждый элемент, ребенок выложит аналогичную фигуру. Так ребенок постепенно, по шагу овладевает действием по образцу, пока еще в самой элементарной форме. Кроме того, эта игра также требует от ребенка некоторой моторной ловкости и глазомера. 9. Магнитная азбука. Магнитная азбука может надолго занять маленького ребенка: он с удовольствием прикрепляет буквы к любой металлической поверхности — стенке холодильника, стиральной машине, подносу и пр. Ни в коем случае не следует заставлять ребенка запоминать буквы: — это занятие пока лишено для него всякого смысла. Можно предложить ребенку выбрать буквы определенного цвета, предварительно показав ему одну — две из них. Как и при игре с мозаикой, ребенок может не знать наименований цветов, но выделить цвет как признак предмета он вполне способен. Можно предложить ребенку и более сложное задание — подобрать одинаковые буквы. Взрослый выбирает любую букву из набора и просит ребенка найти такую же (как правило, в наборе есть 2-3 одинаковые буквы). Называть букву не надо, здесь она выступает просто как фигура определенной формы. Выполнение этого задания способствует развитию памяти (ребенок должен помнить, как выглядит та буква, которую он ищет), внимания, учит ребенка сравнивать предметы по форме, выделять сходство и различие.
1.5.1. Игры-занятия, развивающие восприятие величины, формы и цвета32 Привлекательные предметы малыши обязательно пытаются взять в руки, но обычные их действия с предметами (зажимание в руке, перекладывание с места на место, постукивание друг о друга и т. д.) не приводят к восприятию формы. Непонимание пропорций и формы предметов может задерживать развитие ребенка. Его руки действуют неловко, с трудом удерживают предметы, малыш часто роняет их. Когда ребенок научится определять форму и величину предметов как существенные признаки, он быстро овладеет действиями с этими предметами, научится рисовать, конструировать, лепить. Игры, включенные в этот раздел, помогают ребенку получить целостное представление о предмете (величина, форма, цвет), знакомят с последовательностью размещения цветовых тонов в спектре. Во время игры с настольными игрушками от ребенка требуется большая сосредоточенность и внимание при выполнении необходимых действий. Надо стараться не отвлекать в это время малыша посторонними вопросами или громкими разговорами.
Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 907; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |