Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экономическая теория как наука




Экономическая теория – наука об экономической деятельности людей. Экономическая деятельность людей представляет собой деятельность в процессе производства, обмена и потребления экономических благ. Благами являются материальные (или нематериальные) ценности, предназначенные для удовлетворения человеческих потребностей. Если общее количество такого блага меньше, чем потребности в нем, то оно считается экономическим. Если наоборот, то неэкономическим (хотя в реальной жизни одно и тоже благо может быть в разных ситуациях и экономическим и неэкономическим, например, вода в пустыне и на берегу озера). Соответственно, только экономические блага могут быть предметом экономических отношений, предметом купли-продажи. Экономические блага, изготавливаемые не для собственного потребления, а для продажи, называются товарами. Товары можно разделить на две группы:

1. Потребительские товары – товары, предназначенные для личного потребления. Они не принимают непосредственного участия в производственном процессе. Они не находят воплощения в других товарах. Примерами таких товаров могут быть продукты питания, одежда, жилые помещения, бытовая техника и т.п.

2. Производственные ресурсы – товары, предназначенные для производственного потребления. Они предназначены для изготовления других товаров в процессе производства. Они находят воплощение в других товарах. В современной экономической теории принята следующая группировка производственных ресурсов:

- Труд: процесс использования в производстве рабочей силы (т.е. людей с их профессиональными способностями). Особым видом труда является предпринимательская деятельность, направленная на организацию оптимального (т.е. приносящего наибольший доход) использования производственных ресурсов.

- Капитал: техническая обеспеченность производственного процесса (станки, оборудование, производственные помещения и т.п.). В понятие капитала включается также уровень технологии, который определяет уровень технического обеспечения производства с точки зрения НТП.

- Земля: природные ресурсы, сырьё, материалы, полуфабрикаты, т.е. все, что является промежуточным продуктом (продуктом, воплощающимся в готовый товар).

Особо необходимо сказать о соотношении денег и производственных ресурсов. Деньги, сами по себе, не являются производственным ресурсом. Деньги могут являться частью капитала (отсюда понятия «стартовый капитал», «начальный капитал») только тогда, когда предназначены для инвестиционных целей. Инвестиции – процесс приобретения производственных ресурсов. В этом случае, деньги трансформируются в труд, технику и сырье. Инвестиции могут быть автономными, т.е. осуществляемыми за счет собственных средств. В случае недостатка автономных инвестиций привлекаются инвестиционные кредиты банков. В связи с оборотом ресурсов, возникает дополнительная стадия экономической деятельности (наряду с производством, обменом и потреблением) – распределение доходов. В процессе распределения доходов собственники труда, капитала и земли получают доходы (прибыль, процент, заработнаяплата, рента), образующиеся в результате использования своих ресурсов в экономической деятельности.

Экономическая теория изучает экономическую деятельность людей, в первую очередь, на двух уровнях - микроэкономическом и макроэкономическом.

 

Микроэкономика – экономическая деятельность на уровне отдельных хозяйственных субъектов – домашнего хозяйства и фирмы. Микроэкономическая теория возникла в рамках классической школы (А.Смит, Ж-Б Сэй, Д.Рикардо) на рубеже XVIII и XIX вв. В современном виде она сформировалась благодаря основателю неоклассического направления, английскому экономисту А. Маршаллу в начале ХХ в. (позднее была дополнена теорией несовершенной конкуренцией). Предметом изучения микроэкономической теории являются:

- процесс потребления благ домашними хозяйствами;

- процесс производства товаров фирмами;

- механизм работы товарных рынков;

- механизм работы ресурсных рынков;

- особенности функционирования фирм в условиях несовершенной конкуренции.

 

Макроэкономика экономическая деятельность на уровне целой страны (всех хозяйственных субъектов данной страны).

 

Макроэкономика- наука, сравнительно, молодая. Самостоятельной она становится только в первой половине XX века. Что явилось причиной этого? Дело в том что в 30-х годах прошлого века в экономически развитых странах разразился самый тяжелый кризис. В отличие от прошлых кризисов, на этот раз рыночная экономика не смогла автоматически преодолеть данные потрясения. Экономисты не могли объяснить причины этого. Не могли, т.к. полагали, что макроэкономика и микроэкономика развиваются по одним законам. И только английский экономист Дж.М. Кейнс понял, что такой подход устарел, так как в мировой экономике произошли необратимые изменения. Он стал родоначальником новой самостоятельной науки- макроэкономики. В основу новой науки были положены два основополагающих принципа:

· Макро и микроэкономика с ХХ в. развиваются по разным законам. Законы микроэкономики не подходят для макроэкономики;

· Одним из активных субъектов национальной экономики является государство (правительство). В ХХ в. оно становится ведущим субъектом, имеющим цель- регулирование рыночной экономики, поскольку последняя не может без этого функционировать.

К настоящему времени за макроэкономической наукой закрепились следующие функции:

· выявлять закономерности, по которым развивается национальная экономика;

· определять прогнозы развития национальной экономики в будущем;

· давать рекомендации государству (правительству) для проведения экономической политики.

Предметом изучения макроэкономической науки являются главные хозяйственные процессы и проблемы национальной экономики к которым относятся следующие:

· Проблема экономического роста. Т.е. изменение объёмов производства товаров и услуг в стране, факторы его определяющие и значение этого процесса.

· Проблема занятости. Т.е. проблема использования ресурсов в производственных процессах. Особое место занимает вопрос использования трудовых ресурсов и проблема безработицы.

· Проблема инфляции. Т.е. проблема роста цен и выявление факторов, являющихся её причинами.

· Проблема внешнеэкономических отношений. Т.е. процесс обмена товарами и услугами с остальным миром, международные финансовые отношения.

· Проблема государственной экономической политики. Т.е. проблема выбора мер, способных решить четыре вышеуказанные проблемы.

 

Экономическая теория, с точки зрения своих целей, может быть позитивной и нормативной. Позитивная экономическая теория – экономическая теория, предназначенная для описания экономических процессов, выявления устойчивых взаимосвязей между ними, закономерностей, по которым они развиваются. Экономист позитивного направления не стремиться дать оценку экономическому явлению и предложить меры по его изменению. Напротив, нормативная экономическая теория – это теория, предназначенная для оценки экономического явления с позиций его влияния на экономику в целом. Это влияние бывает и отрицательным, и положительным одновременно. Ни одно экономическое явление не может быть только отрицательным, или только положительным. Однако, в конкретный момент экономические явления могут играть, в большей степени, положительную или отрицательную роль. Задачей экономиста нормативного направления и является выявление такой роли. А кроме того, он должен предложить мероприятия по его изменения. Если явление играет, в данный момент, отрицательную роль, то найденные меры должны его ликвидировать. Если же, явление приносит экономике пользу, его необходимо усилить.

Любая человеческая деятельность испытывает на себе действие некоторых закономерностей, которые и определяют её внешние формы и внутреннюю сущность. Эти закономерности, в первую очередь, и должна выявить экономическая теория.

 

  1. Основные закономерности экономики.

Главной закономерностью любой экономики является Закон аллокации. Закон аллокации – это противоречие между безграничностью человеческих потребностей и ограниченностью производственных ресурсов (труда, земли и капитала), необходимых для их удовлетворения. В результате действия этого закона возникает весь комплекс экономических отношений, который изучает экономическая наука. Закон аллокации создаёт ситуацию, когда перед людьми возникает проблема поиска вариантов использования ограниченных производственных ресурсов. Ограниченность этих ресурсов предполагает существование различных возможностей их применения (в производстве тех или иных товаров). Эти возможности являются альтернативными, потому что ограниченность ресурсов не позволяет реализовать все из них одновременно. Эта ситуация воплощается во второй важнейшей закономерности экономической теории – проблеме альтернативного выбора.

Проблема альтернативного выбора – это проблема поиска оптимального варианта распределения ограниченных производственных ресурсов по различным секторам экономики для создания определенного объема производства в каждом из них. Причем, в условиях полной занятости ресурсов, увеличение производства в одном секторе влечет за собой его сокращение в другом.

Любой производитель, решая проблему альтернативного выбора, ищет ответы на три основных вопроса: «Что производить?», «Как производить?», «Для кого производить?» Любая хозяйственная система также вынуждена искать подобные ответы. Только этот поиск состоит не в определении конкретных объемов выпуска, конкретной технологии производства, конкретных рынков сбыта. Хозяйственная система определяет сам принцип, на основе которого будут решаться эти вопросы.

Иллюстрацией проблемы альтернативного выбора является графическая модель «Кривая производственных возможностей», созданная американским экономистом Полом Самуэльсоном (рис. 1)

Рис. 1. Кривая производственных возможностей.

 

Предположим, что в данной экономике производятся две товарные группы: военные и потребительские товары (что и отложено на осях графика). Площадь между осями и кривой показывает общее количество производственных ресурсов в данной экономике. Любая точка на графике показывает возможный производственный выбор (т.е. соотношение между двумя товарами). Если точка лежит на кривой, то это означает, что экономика достигла полной занятости ресурсов. Например, точка А означает, что возможно одновременное производство 4 единиц военной техники и 3 единицам потребительских товаров. Здесь и существует и проблема альтернативного выбора. В случае увеличения выпуска потребительских товаров (скажем до 4 единиц) придется сокращать военное производство (с 4 до 3). Сохранить прежний его уровень не удастся из-за ограниченности ресурсов. Таким образом, экономика вынуждена делать выбор между товарными соотношениями А и В. Это и есть проблема альтернативного выбора.

Это проблема, частично, не существует в условиях неполной занятости ресурсов (при наличии не вовлеченных в производство ресурсов). На нашем графике эта ситуация представлена точкой С (производится 1 единица потребительских товаров и 4 единицы - военных)[1]. В этом случае существуют различные варианты увеличения производства одной товарной группы без необходимости сокращения производства другой группы (например, можно увеличить производство потребительских товаров до 3 единиц). Можно с данной исходной позиции увеличить производство обоих товарных групп одновременно (например, военных товаров до 5 единиц и потребительских – до 3 единиц). Хотя всё это расширение всё-таки не может быть бесконечным. Оно может продолжаться до момента достижения полной занятости ресурсов.

В то же время, могут существовать товарные комбинации, которые невозможно производить в данной хозяйственной системе. Это невозможность обусловлена недостатком производственных ресурсов. На графике такие комбинации обозначены точками выше кривой (например, точка D, которая символизирует одновременное производство военных и потребительских товаров в размере 4-х единиц того и другого). Но, невозможность производить товары в таких соотношениях может преодолеваться. Это происходит за счет увеличения ресурсной базы конкретной экономики. Главный способ реального увеличения ресурсов – это внедрение достижений научно-технического прогрессав производственныйпроцесс. В этом случае применяются более совершенные технологии, позволяющие экономить расход ресурсов на единицу выпускаемых товаров. В результате экономика получает возможность увеличить объем выпуска при том же количестве ресурсов. На графике это показывается в виде смещения кривой вправо вверх (рис. 2).

Рис. 2. Рост ресурсных возможностей хозяйственной системы.

 

Любая точка, расположенная в зоне между старой и новой кривой, означает производственный выбор, доступный хозяйственной системе после увеличения ресурсных возможностей и недоступный до этого.

 

  1. Хозяйственная система (национальная экономика): сущность, цели, виды, структура.

Хозяйственная система (национальная экономика) представляет собой совокупность ряда элементов:

- Хозяйственные субъекты, являющиеся активными участниками экономических процессов;

- Организационные структуры, обеспечивающие взаимосвязи между хозяйственными субъектами;

- Взаимоотношения между хозяйственными субъектами.

Кроме того, существование хозяйственной системы предполагает наличие жёсткой организованности экономической деятельности, определенных закономерностей, жёсткой иерархии и субординации между её элементами. Иначе говоря, экономическая деятельность не может быть хаотичной и неорганизованной. Происходит это, опять же, по причине ограниченности производственных ресурсов. Именно организованная системная экономическая деятельность должно обеспечить наиболее рациональное использование ограниченных ресурсов (т.е. решить проблему альтернативного выбора). Что же является показателем рациональности использования ограниченных ресурсов? Наибольшая рациональность достигается тогда, когда хозяйственная система достигает главную цель своего функционирования.

Главная цель функционирования хозяйственной системы – максимально возможное удовлетворение потребностей людей, выраженных в спросе на потребительские товары (т.е. максимизация потребления).

В силу ограниченности ресурсов хозяйственная система не может ставить своей целью удовлетворение всех потребностей людей. Поэтому, она вынуждена удовлетворять их избирательно. Удовлетворяются только те потребности, которые подкреплены возможностями, т.е. денежными средствами (спрос является совокупностью потребности человека в чем-либо и наличия денежных средств для покупки благ, удовлетворяющего эту потребность).

Хозяйственная система может функционировать до того момента, пока она способна достигать своей главной цели. Когда это становится невозможно, система входит в ситуацию глобального непреодолимого кризиса. Это означает необходимость создания новой хозяйственной системы (этот процесс осуществляется в период «переходной экономики», закономерности которой изучаются в отдельном учебном курсе).

Мировая экономическая история знает три типа хозяйственных систем. Каждая система предлагает свой способ принятия основных экономических решений («Что производить?», «Как производить?», «Для кого производить?») для разрешения проблемы альтернативного выбора в условиях действия Закона аллокации.

Исторически первой существовала традиционная хозяйственная система.

Традиционная хозяйственная система – система, в которой основные экономические решения принимаются исходя из сложившихся обычаев и традиций. Начало системы относится к зарождению человечества и функционировала до XVI века. Основные экономические решения принимаются на основе обычаев и традиций. Традиционная система очень консервативна. Она с трудом воспринимает любые изменения. Так, система веками шла к выбору основного вида производства. Таковыми были последовательно собирательство, охота, скотоводство и, наконец, земледелие. Еще труднее совершенствовался принцип ведения хозяйства. На всем протяжении долгого периода функционирования традиционной системы таковым являлся натуральный принцип ведения хозяйства. Натуральный принцип веденияхозяйства – принцип, согласно которому один хозяйственный субъект (индивидуум или группа людей) одновременно является и производителем и потребителем одних и тех же благ.

На протяжении веков натуральный принцип ведения хозяйства является господствующим. Альтернативный способ – товарный – внедряется трудно и медленно, несмотря на свои преимущества.

Товарный принцип ведения хозяйства – принцип, согласно которому производители создают блага не для собственного потребления, а для реализации другим субъектам (потребителям).

Товарное хозяйство невозможно без разделения труда. Разделение труда – специализация отдельных производителей на отдельных товарных группах (либо отдельных работников на отдельных стадиях создания готового товара).

Разделение труда способствует экономии ресурсов (следовательно увеличению объемов выпуска товаров) и росту качества выпускаемого товара (в связи совершенствованием профессионального мастерства). Именно разделение труда очень сложно внедрялось в производственную технологию традиционной системы (особенно на уровне производства отдельного блага). Кроме того, система оказалась маловосприимчива к введению чисто технических усовершенствований.

Ввиду всего этого, традиционная система не смогла резко увеличить объемы выпуска в ответ на резкий рост спроса в XVI – XVII вв. Это привело к кризису и распаду системы.

Другой вариант хозяйственной системы – командно-административная. Командно-административная система – система, где основные хозяйственные решения принимаются на основе произвольного решения государства.

Система появилась в 1917 году после захвата власти коммунистами в России. Государство присваивает себе право верховного собственника на производственные ресурсы и, тем самым, устанавливает полный контроль над экономикой, а затем, над всем обществом. Целью создателей такой системы является не совершенствование производства и максимизация потребления, а наивысший уровень политической власти государства над обществом. Такая система постоянно стремиться к территориальному расширению и, поэтому, распределяет ограниченные ресурсы в пользу военного производства. Производство потребительских товаров постоянно сокращается, образуя их постоянный дефицит. Долго такая система существовать не может. Процесс её распада происходил в 90-е годы ХХ века.

Наконец, существует третий вариант хозяйственной системы – рыночная хозяйственная система.

Рыночная хозяйственная система – хозяйственная система, где основные экономические решения принимаются на основе конъюнктуры рынка (текущего соотношения спроса и предложения) при регулируемой роли государства.

Рыночная система стала заменять традиционную с ХVI в. и до сих пор является господствующей. Попытка заменить её командно-административной в ХХ в. окончилась неудачей. Практически все страны, участвовавшие в этом «эксперименте» (Россия, Восточная Европа и др.), возвращаются к рыночной экономике. На сегодняшний день рыночная хозяйственная система является наиболее эффективной.

Тем не менее, рыночная хозяйственная система прошла в своем развитии два этапа:

- Этап совершенной конкуренции – этап развития рыночной хозяйственной системы (XVI в. – 30-е гг. ХХ века), когда рыночная конъюнктура была, практически, единственным поводом для принятия экономических решений. Участие государства в экономике было минимальным.

- Этап «смешанной экономики» - этап развития рыночной экономики (30-е гг. ХХ в. – до наших дней), когда рыночный механизм дополняется государственным регулированием.

В нашем учебном курсе изучается только рыночная хозяйственная система. Для представления используется модель круговых потоков.

 

Одна из простейших макроэкономических моделей - модель круговых потоков (модель кругооборота доходов и расходов, товаров и ресурсов). Тем не менее она позволяет понять структуру национальной экономики, выявить ролевые функции субъектов и рынков, определить сущность специфических отношений между субъектами.

 

Модель выглядит следующим образом:

 
 

 

 


Рынок товаров (потребительский)
рр

       
 
 
 
 
 

 

 


“Модель круговых потоков”.

 

Таким образом, в национальной экономике действуют три типа хозяйственных субъектов:

1. Домашние хозяйства. В этой роли может выступать либо отдельный человек, либо семья. Главная цель домашнего хозяйства - максимизация величины потребления товаров и услуг. Являясь собственником ресурсов (труд, капитал, земля), домашнее хозяйство получает доход, продавая ресурсы другим хозяйственным субъектам. Полученный доход частично используется на потребление товаров и услуг, частично сберегается. Сбережения осуществляются ради будущих дополнительных доходов (проценты), которые обеспечат в дальнейшем увеличение размера потребления товаров и услуг.

2. Фирмы. Ими являются организации, осуществляющие процесс производства товаров и услуг. Целью их деятельности является максимизация прибыли, как разницы между доходами и расходами. Фирмы покупают ресурсы для производства, что является расходами. Затем идёт процесс производства товаров и услуг. Последней стадией является реализация товаров и услуг потребителям. Полученная прибыль может использоваться для увеличения объемов производства, либо для сбережений.

3. Государство. Под этим понимаются все государственные экономические структуры (правительственные структуры, центральный банк). Целью их деятельности является обеспечение стабильного развития национальной экономики в целом. Государство усиливает свое вмешательство в экономику в период кризисных явлений, для устранения их негативного влияния. В периоды же стабильного развития, активность государственной экономической политики падает.

Другим элементом национальной экономики являются рынки. В данном случае, под этим термином понимаются совокупности структур, выполняющих функции посредничества в отношениях между хозяйственными субъектами. На схеме присутствуют следующие виды рынков.

Рынок ресурсов. Это структуры, посредничающие при продаже домашними хозяйствами фирмам ресурсов. В качестве примеров можно привести биржи труда и центра переквалификации персонала (продажа труда) или фондовые биржи, где домохозяйства приобретают акции фирм (продажа капитала).

Рынок товаров. К этому типу рынков относятся все торговые структуры, где домашние хозяйства могут приобрести потребительские товары, произведенные фирмами.

Денежный рынок. Прежде всего, имеется в виду банковская система, которая принимает у домашних хозяйств во вклады сбережения, обеспечивает фирмам кредиты для инвестиционных целей. Кроме того, банковская система страны может предоставить кредит и государству для покрытия дефицита государственного бюджета (скорее всего это произойдет в форме покупки государственных ценных бумаг).

Наконец, в национальной экономике присутствуют специфические отношения (взаимосвязи) между экономическими субъектами. На схеме они обозначены стрелками. Внутренний круг стрелок обозначает отношения купли-продажи товаров и ресурсов между домашними хозяйствами и фирмами:

1. продажа ресурсов домашними хозяйствами фирмам;

2. покупка ресурсов фирмами у домашних хозяйств;

3. продажа потребительских товаров фирмами, домашним хозяйствам;

4. покупка домашними хозяйствами потребительских товаров у фирм.

Внешний круг стрелок иллюстрирует отношения обмена доходами и расходами между фирмами и домашними хозяйствами:

5. расходы фирм на покупку ресурсов у домашних хозяйств;

6. доходы домашних хозяйств от продажи ресурсов фирмам;

7. расходы домашних хозяйств на покупку потребительских товаров у фирм;

8. доходы фирм от продажи потребительских товаров домашним хозяйствам.

Домашние хозяйства и фирмы могут взаимодействовать и в области финансовых отношений, на схеме они обозначены:

9. сбережения домашних хозяйств в банковских вкладах;

10. инвестиции фирм, осуществляемые за счёт банковских кредитов.

Остальные отношения, иллюстрируемые “внутренними” стрелками схемы, касаются взаимосвязей государства с другими хозяйственными субъектами:

11.налоговые поступления от фирм и домашних хозяйств государству;

12.государственные субсидии фирмам и государственные трансферты домашним хозяйствам;

13.покупка государством товаров у фирм (12 и 13 – расходы государственного бюджета)

14. займы государства на внутреннем финансовом рынке.

 

Вопросы для самоконтроля и обсуждения.

 

1. Что такое экономическая деятельность людей?

2. Чем потребительские товары отличаются от производственных ресурсов?

3. Когда деньги являются производственным ресурсом?

4. Что такое инвестиции?

5. Как связаны законы аллокации и проблема альтернативного выбора?

6. Какая главная цель хозяйственной системы?

7. Почему хозяйственная система никогда не сможет удовлетворить все потребности людей?

8. Как решаются вопросы «Что производить?», «Как производить?», «Для кого производить?» в разных хозяйственных системах?

9. Каковы главные цели деятельности всех хозяйственных субъектов?

10. Приведите примеры закономерности модели круговых потоков, согласно которой любые доходы одних субъектов являются расходами других субъектов.

 

Литература:

1. Макконнелл Р.К., Брю С.Л. Экономикс. Т.1, Гл.2,3.

2. Самуэльсон П. Экономика - М., 1992. Гл. 2.

3. Курс экономической теории. Под ред. Чепурина М.Н.- Киров,2003. Гл.3.

4. Экономика. Под ред. Архипова А.И. – М.,2001. Гл.1

5. Иохин В.Я. Экономическая теория. М., 2003. Гл.Гл. 1,3,4.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 455; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.072 сек.