Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основы теории эластичности спроса и предложения




Изменение количества производителей на рынке. Между количеством фирм, предлагающих данный товар, и объемом его выпуска, естественно, существует прямая зависимость

 

Эластичность спроса (предложения) – способность спроса (предложения) изменяться под влиянием различных факторов. Понятие «эластичности» введено в науку английским экономистом Альфредом Маршаллом. В качестве главного фактора, вызывающего изменение спроса или предложения, Маршалл называл цену. Для измерения ценовой эластичности спроса используется коэффициент ценовой эластичности.

Коэффициент ценовой эластичности спроса:

В соответствии с результатом этого коэффициента спрос делится на три вида.

1. Эластичный спрос – спрос, изменяющийся на большую величину по сравнению с изменением цен. Коэффициент эластичного спроса всегда больше единицы. На графике кривая эластичного спроса имеет пологий наклон (рис.3а). На нем видно, что изменение величины спроса (Q1– Q2) больше, чем вызвавшие его изменение цены товара на рынке (Р1– Р2)

Рис. 3а. Эластичный спрос рис. 3б. Неэластичный спрос

 

2.Неэластичный спрос – спрос, изменяющийся на меньшую величину по сравнению с изменением цен. Коэффициент неэластичного спроса всегда меньше единицы. На графике кривая неэластичного спроса имеет крутой наклон (рис. 3б). на нем видно, что изменение величины спроса (Q1– Q2) меньше, чем вызвавшее его изменение цены товара на рынке (Р1– Р2).

Вид спроса с точки зрения эластичности очень важен для производителей, определяющих свою ценовую политику. Например, политику завышения цен разумно проводить на рынке товаров, имеющих неэластичный спрос. Тогда, согласно закону спросу, рост цен приведёт к снижению величины спроса. Но, выгода от роста цен будет больше, чем убыток от снижения спроса (спрос снизится меньше по сравнению с ростом цен). Напротив, на рынке с эластичным спросом больше подойдет тактика заниженных цен. Эластичный спрос отреагирует большим ростом, и выгода от его увеличения превысит потери от снижения цены. Для большинства товарных групп вид эластичности не является постоянным и зависит от многих факторов (бывает даже разный уровень эластичности для роста и снижения цен). Но, достаточно точно можно сказать, что неэластичным будет спрос на две товарные группы:

1. Товары первой необходимости (хлеб, соль, лекарства и т.п.). У этих товаров практически нет заменителей. Они удовлетворяют очень важные потребности. В силу этого, потребление их трудно сократить даже в случае роста цен. Поэтому, в этом случае снижение спроса будет небольшим. С другой стороны, эти товары удовлетворяют потребности достаточно стабильного количества. Поэтому, в случае снижения цен спрос сильно расти не может, поскольку потребность увеличить практически невозможно.

2. Предметы роскоши. Круг потребителей этих товаров ограничен людьми с высокими доходами. Для них рост цен не является большой проблемой, и они не склонны сильно снижать свой спрос в этом случае. С другой стороны, снижение цен не вызовет массового увеличения спроса со стороны населения с невысокими доходами, поскольку оно имеет более важные потребности.

Эластичным же является спрос, например, на новые товары длительного пользования (бытовую технику, мебель, автомобили). От покупки такого товара легко отказаться, продолжая потребление уже имеющихся старых экземпляров. Массовое же увеличение спроса возможно только после стимулирования в виде снижения цен.

Теоретически существует ещё один вид спроса в соответствии со значением коэффициента ценовой эластичности спроса.

3. Спрос единичной эластичности. Спрос, изменяющийся на ту же самую величину, на которую изменились цены. Коэффициент всегда равен единице. На графике кривая спроса единичной эластичности имеет традиционную конфигурацию (рис. 3в). На нем видно, что изменение величины спроса (Q1– Q2) равно изменению величины цены товара на рынке (Р1– Р2)

Рис. 3в. Спрос единичной эластичности

Опять же, чисто теоретически существуют две крайние разновидности спроса с точки зрения эластичности: абсолютно неэластичный и абсолютно эластичный спрос. Эти разновидности спроса не измеряются коэффициентами эластичности.

Абсолютно неэластичный спрос – спрос, чья величина абсолютно не реагирует на динамику цен. Графически кривая абсолютно неэластичного спроса выглядит как вертикальная линия (рис. 3г). На графике видно, что изменение цен (Р1– Р2) абсолютно неспособно повлиять на величину спроса. Величина спроса остаётся постоянной (Q0).

Рис. 3г. Абсолютно неэластичный спрос. Рис. 3д. Абсолютно эластичный спрос.

 

Практически примеров абсолютно неэластичного спроса фактически не существует. Вряд ли найдется потребитель, который бесконечно долго сможет игнорировать рост цен, сохраняя объем покупок на прежнем уровне. Такое возможно на ограниченном временном отрезке. Так, в течение 2004-2005 гг. владелец футбольного клуба «Челси» (Лондон, Англия) Роман Абрамович приобретал игроков на свободном рынке или у других клубов независимо от их цены. Причиной непопадания футболиста в «Челси» могло быть либо нежелание играть там, либо отказ другого клуба продать его. Но, теоретически, денежные запасы любого потребителя ограничены и непрерывный рост цен, рано или поздно, заставит его ограничить покупки.

Абсолютно эластичный спрос – спрос, исчезающий при любом росте цен и становящийся бесконечно большим при любом падении цен. На графике (рис. 3д) кривая абсолютно эластичного спроса выглядит как горизонтальная линия. Объяснить данное понятие с помощью экономической логики фактически невозможно. Практические примеры этого явления отсутствуют. Скорее всего, оно существует только теоретически, для создания полной абстрактной системы видов спроса с точки зрения ценовой эластичности.

Похожая система существует и для ценовой эластичности предложения.

Коэффициент ценовой эластичности предложения:

В соответствии с результатом этого коэффициента предложение делится на три вида.

1. Эластичное предложение – предложение, изменяющееся на большую величину по сравнению с изменением цены. Коэффициент эластичного предложения всегда больше единицы. На графике (рис. 6а) кривая эластичного предложения имеет пологий наклон. На нем видно, что изменение величины предложения (Q1– Q2) больше, чем вызвавшее его изменение цены товара на рынке (Р1– Р2).

Рис. 4а. Эластичное предложение.

2. Неэластичное предложение предложение, изменяющееся на меньшую величину по сравнению с изменением цен. Коэффициент неэластичного предложения всегда меньше единицы. На графике кривая неэластичного предложения имеет крутой наклон (Рис. 4б). На нем видно, что изменение величины предложения (Q1– Q2) меньше, чем вызвавшее его изменение цены товара на рынке (Р1– Р2).

Рис. 4б. Неэластичное предложение.

Практически, ценовая эластичность предложения зависит от фактора времени и наличия производственных ресурсов. Рано или поздно, любое предложение будет эластичным. Рост цен (при неизменности затрат на ресурсы) обещает фирме рост прибыли и заставит её наращивать предложение темп роста, которого, скорей всего, превысит темп роста цен. Однако в краткосрочном периоде (подробнее о факторе времени будет сказано в следующем вопросе) предложение всегда будет неэластичным. Дело в том, что предложение нельзя увеличить также быстро как спрос. Для увеличения предложения необходимо купить ресурсы (возможно, взять кредит в банке), освоить новые технологии, произвести дополнительный товар. На всё это требуется время. Более того, чем сложнее (технически) производство товара, тем больше времени нужно для роста предложения. Поэтому, ценовая эластичность предложения больше у сравнительно простых (технически) товаров (одежда, продукты питания), чьё производство можно увеличить быстро. Напротив, ценовая эластичность предложения станков и другого оборудования гораздо меньше. Другим фактором, влияющим на ценовую эластичность предложения, является запас производственных ресурсов. Если ресурсов недостаточно и их увеличение проблематично (например, сложно найти натуральный или синтетический заменитель), то эластичность предложения по цене по цене будет маленькая. Если количество ресурсов достаточное, то ценовая эластичность предложения будет большая.

Теоретически существует ещё один вид предложения в соответствии со значением коэффициента ценовой эластичности.

3. Предложение единичной эластичности предложение, изменяющееся на ту же величину, на которую изменились цены. Коэффициент всегда равен единице. На графике кривая предложения единичной эластичности имеет традиционную конфигурацию (рис. 4в). На нём видно, что изменение величины предложения (Q1– Q2) равно изменению величины цены товара на рынке (Р1– Р2).

Рис. 4в. Предложение единичной эластичности.

 

Существуют две крайние разновидности предложения с точки зрения эластичности: абсолютно неэластичное предложение и абсолютно эластичное предложение. Эти разновидности предложения не измеряются коэффициентом эластичности.

Абсолютно неэластичное предложение – предложение, чья величина абсолютно не реагирует на динамику цен. Графически кривая абсолютно неэластичного предложения выглядит как вертикальная линия (рис. 4г). На графике видно, что изменение цен (Р1– Р2) абсолютно не способно повлиять на величину предложения. Величина предложения остается постоянной (Q0). В данном случае существует практический пример такого предложения. Абсолютно неэластичное предложение встречается на рынке чистой монополии (подробно об этом рынке будет рассказано далее). Не имея конкурентов, фирма определяет предложение, исходя из собственных интересов, и может (некоторое время) игнорировать рыночные цены. Точно также выглядит кривая предложения товаров, производимых государственными фирмами, когда они производятся не с целью получения прибыли. Также выглядит кривая предложения денег, осуществляемого Центральным банком (подробнее об этом далее).

Рис. 4г. Абсолютно неэластичное Рис. 4д. Абсолютно эластичное предложение

предложение

Абсолютно эластичное предложение – предложение, исчезающее при любом снижении цен и становящееся бесконечно большим при любом росте цен. На графике (рис.4д.) кривая абсолютно эластичного предложения выглядит как горизонтальная линия. Объяснить данное понятие с помощью экономической логики фактически невозможно. Практические примеры этого явления отсутствуют. Скорее всего, оно существует только теоретически, для создания полной абстрактной системы видов предложения с точки зрения ценовой эластичности.

Если относительно предложения цена на данный товар является главным фактором эластичности, то относительно спроса существуют и другие факторы:

1. Цены на другие товары. Изменение спроса на данный товар в зависимости от изменения цен на другие товары называется перекрестной эластичностью. Она измеряется соответствующим коэффициентом ():

При изменении цен на товар-заменитель (субститут) значение коэффициента будет выше нуля (рост цен на кофе вызовет рост спроса на чай). При изменении цен на дополняющие товары (комплиментарные блага) значение коэффициента будет ниже нуля (рост цены на магнитофон вызовет снижение спроса на кассеты). При изменении цены независимого товара коэффициент будет равен нулю (рост цен на мебель не изменит спрос на хлеб).

2. Доходы потребителя. Эластичность спроса по доходу измеряется соответствующим коэффициентом ()

, где I – доход потребителя.

Для большинства товаров зависимость между доходом и спросом – прямая. Причем, эластичность спроса по доходам для товаров длительного пользования (бытовая техника, автомобили) большая, а для товаров первой необходимости (хлеб, мыло, лекарства) – маленькая. Но, для низкокачественных товаров (товаров Гиффена) данная зависимость обратная. С ростом доходов субъект склонен сокращать их потребление и переходить к более качественным товарам.

 

5. Модель «частичного равновесия» («Крест Маршалла»).

 

Альфред Маршалл, создавая модель частичного равновесия, стремился, в первую очередь, показать взаимодействие спроса и предложения на отдельном товарном рынке (отсюда и термин «частичное»). Кроме того, он стремился разрешить существовавшее в то время противоречие между двумя теоретическими направлениями (классиками и маржиналистами) по поводу факторов, определяющих рыночную цену, - издержек производства или предельной полезности*. По мнению Маршалла, рыночная цена определяется под влиянием того и другого. Предельная полезность (дополнительное удовлетворение потребителя от предложения дополнительной единицы товара) определяет цену спроса.

-Цена спроса максимальная цена, которую покупатель готов уплатить за данный товар.

Издержки производства (по Маршаллу, предельные издержки, т.е. дополнительные затраты на приобретение дополнительной единицы какого-либо ресурса) определяет цену предложения.

- Цена предложения - минимальная цена, за которую фирма согласна продать произведенный товар.


Рыночная же цена является своеобразным компромиссом между ценами спроса и предложения. Иллюстрацией этого явился знаменитый «Крест Маршалла», графическая иллюстрация модели частичного равновесия (Рис. 5). На графике видно, что на рынке может существовать равновесная (РЕ), т.е. цена, уравновешивающаяся спрос и предложение (D=S). С другой стороны, существует равновесное количество товара (QE), т.е. то количество, которое хотят купить потребители и согласны реализовать фирмы по данной цене.

Рис. 5 «Крест Маршалла»

На реальном рынке равновесие может нарушаться за счет изменения рыночной цены. Если цена будет выше равновесной (Р2), то на рынке возникает ситуация избытка, когда спрос (О – Q1) меньше предложения (О– Q2). Величина избытка равна отрезку Q1– Q2. Если же цена опускается ниже равновесного уровня (Р1), то на рынке возникнет дефицит. Спрос (О– Q2) превышает предложение (О – Q1). Величина дефицита равна отрезку (Q1– Q2).

Если рынок является конкурентным, то рыночная цена является абсолютно гибкой (т.е. ценой, которую определяет исключительно рыночная конъюнктура). Такая цена играет на рынке активную роль. Она способна изменять конъюнктуру и восстанавливать равновесие в случае его нарушения. В случае избытка, цена будет автоматически сокращаться, что приведет к автоматическому росту спроса и падению предложения. В случае дефицита цена будет автоматически возрастать, что приведет к автоматическому снижению спроса и росту предложения. Такие изменение цены будут продолжаться до тех пор, пока не установится равновесная цена и равновесный объем производства.

 
 

Свободная цена на конкурентном рынке может играть и пассивную роль. Т.е. она будет изменятся сама, в результате изменения конъюнктуры. Спрос и предложение будут изменяться под влиянием неценовых факторов. В этом случае, рыночное равновесие нарушается и, возможно, возвращается в исходное положение (Рис. 6).

Рис. 6. Изменение равновесия под влиянием негативных факторов.

Толчком к изменению рыночного равновесия может быть, например, повышение доходов потребителей. Спрос возрастет (D0 – D1), появится новое равновесие (было в точке А, стало в точке В). Ему соответствует новая равновесная цена (Р1) и новый равновесный объем производства (Q1). Затем на рынок могут войти новые фирмы, привлеченные ростом цен и предложение возрастет (S0 – S1). Равновесие перейдет в точку С и ему будут соответствовать новые равновесные цены и объем производства (Р0 и Q2). Когда эффект роста доходов пройдет, спрос вернётся к прежнему уровню (D1 – D0). Возникнет новое равновесие Е. Ему будут соответствовать новые равновесные цены и объем производства (Р2 и Q1). Сокращение спроса и снижение цены заставит часть новых фирм покинуть рынок. В результате этого произойдет снижение предложения (S1 – S0) и восстановится первоначальное равновесие А с первоначальными равновесной ценой и объем производства (Р0 и Q0).

Такие процессы могут происходить под влиянием других стимулов: сокращения спроса, сокращения или роста предложения.

Наконец, Маршалл рассмотрел взаимодействие элементов рыночной конъюнктуры (спроса и предложения) с учетом фактора времени. Маршалл впервые выявил наличие в микроэкономике двух периодов: краткосрочного и долгосрочного (SR и LR).

SR (short run) – краткосрочный период, т.е. период, за который фирма не успевает вовлечь в производство дополнительные ресурсы.

LR (long run) – долгосрочный период, т.е. период, за который фирма успевает вовлечь в производство дополнительные ресурсы.

Учитывая фактор времени, Маршалл выделил три вида равновесия: мгновенное, краткосрочное, долгосрочное. Они разделяются по значению того или иного элемента конъюнктуры в рыночном равновесии. Все они рассматривают реакцию предложения на изменение спроса.

       
   
 

Мгновенное равновесие – равновесие, возникающее сразу после изменения спроса (Рис. 7а). Так как изменение предложения требует времени, мгновенной реакцией рынка на изменение (рост) спроса (D1- D2) будет рост цен (P1- P2).

 

Рис. 7а. Мгновенное равновесие. Рис. 7б. Краткосрочное равновесие

 

Краткосрочное равновесие – равновесие, возникающие в SR, когда фирма может ответить на рост спроса только за счет более интенсивного использования имеющихся ресурсов (рис. 7б). В условиях роста спроса (D1- D2) фирма, не успевая привлечь новые ресурсы, увеличивает выпуск за счет увеличения производительности уже имеющихся капитала и труда. Предложение оказывается неэластичным и увеличивается в меньшей степени (Q1- Q2), чем рост цен (Р1- Р2).

Долгосрочное равновесие – равновесие, возникающее в LR, когда фирма может вовлечь в производство дополнительное количество ресурсов и ответить на рост спроса резким ростом предложения (рис. 7в.). Рост спроса (D1- D2) стимулирует производителей наращивать предложение. Причем, привлечение новых ресурсов позволит увеличить производство настолько (Q1- Q2), что спрос будет полностью удовлетворен. Уровень цен не сможет надолго возрасти и в долгосрочном периоде останется неизменным (Р)

 


Рис. 7в. Долгосрочное равновесие.

 

Вопросы для повторения и самоконтроля

 

1. Какое значение для экономического развития имеет высокая и низкая конъюнктура?

2. Чем спрос отличается от потребностей человека?

3. Что такое закон спроса?

4. Как соотносится закон спроса и «эффект Веблена»?

5. Какие факторы сдвигают кривую спроса?

6. Что такое закон предложения?

7. Какие факторы сдвигают кривую предложения?

8. В чем состоит активная и пассивная роль цены в модели «частичного равновесия»?

9. Какие виды эластичности спроса и предложения существуют?

10. В чем смысл разделения микроэкономических процессов на кратко и долгосрочный периоды?

 

 

Литература:

1. Макконнелл Р.К., Брю С.Л. Экономикс. Т.1, гл. 4, т. 2, гл.22.

2. Самуэльсон П. Экономика. М., 1992. Гл.4.

3. Курс экономической теории. Под ред. Чепурина М.Н. – Киров, 2003. Гл. 5.

4. Экономика. Под ред. Архипова А.И. М., 2001. Гл.3.

5. Иохин В.Я. Экономическая теория. М., 2003. Гл. 10.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 3296; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.