Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основы теории эластичности спроса и предложения. Лекция 2. Основы теории спроса и предложения




Лекция 2. Основы теории спроса и предложения.

1. Рыночная конъюнктура: сущность и виды.

2. Спрос: понятие и факторы.

3. Предложение: понятие и факторы.

5. Модель «частичного равновесия» («Крест Маршалла»).

 

1. Рыночная конъюнктура: сущность и виды.

 

Рыночная конъюнктура (термин введен в науку немецким экономистом Вернером Зомбартом) – текущее соотношение спроса и предложения.

Рыночная конъюнктура может быть и микроэкономической и макроэкономической. На любом уровне конъюнктура является главным фактором, влияющим на принятие решений в рыночной экономике. От нее во многом зависят объемы производства, цены, доходы и т.п. Чем больше зона влияния конъюнктуры в хозяйственной системе, тем более рыночной является данная система. Конъюнктура является наиболее оптимальным критерием при решении проблемы альтернативного выбора. Противодействие конъюнктуре, в большинстве случаев, приводит к негативным последствиям, кризисным явлениям.

Рыночная конъюнктура может быть разных типов, каждый из которых по-своему влияет на хозяйственные процессы:

- Первый тип: равновесная конъюнктура. Такой конъюнктурой считается ситуация, когда спрос равен предложению или D (от английского слова demand - спрос) равен S (от английского слова supply - предложение). Реальная экономическая ситуация в этом случае характеризуется стабильностью и неподвижностью. Не происходит никаких существенных изменений экономических показателей (цен, объема выпуска, величины спроса и т.п.). значение равновесной конъюнктуры не бывает однозначным. Если она сформировалась при высоком уровне производства, занятости ресурсов, доходов, то такая стабилизация рассматривается как положительное явление. Если же равновесная конъюнктура состоялась в момент низкого уровня выпуска товаров, большого количества незанятых ресурсов, низких доходов, то это означает ситуацию экономического кризиса.

- Второй тип: высокая конъюнктура. Такой конъюнктурой считается ситуация, когда спрос больше предложения, или D > S. В большинстве случаев такая конъюнктура является благоприятной экономической ситуацией. Дело в том, что наличие неудовлетворительного спроса вынуждает производителей увеличивать объем выпуска товаров. Это, в свою очередь, ведет к вовлечению в производство дополнительных ресурсов (в том числе трудовых) и рост доходов их собственников. Затем процесс повторяется снова. Это означает ситуацию экономического роста, что и является наиболее благоприятной ситуацией в экономике, потому что эта ситуация способствует максимально возможному удовлетворению потребностей людей, выраженных в их спросе (что является главной целью хозяйственной системы).[2]

- Третий тип: низкая конъюнктура. такой конъюнктурой считается ситуация, когда спрос ниже предложения, или D < S. Обычно такая ситуация негативна для экономики. Недостаточный спрос вынуждает производителей сокращать выпуск. Вследствие этого высвобождаются ресурсы (в частности, появляются безработные). Собственники ресурсов получают меньше доходы и, соответственно, сокращают спрос и потребление.

Из всего сказанного можно сделать один важнейший вывод, который, одновременно, является и важнейшей экономической закономерностью:

В рамках рыночной конъюнктуры спрос всегда является активным и определяющим элементам, а предложениепассивным и зависимым. Эта закономерность действует как на микро, так и на макроуровне. Четко теоретически это положение оформил Дж. М. Кейнс применительно к макроэкономике. На бытовом уровне данная закономерность известна людям давно и выражается фразой – «спрос рождает предложение».

 

2. Спрос: понятие и факторы.

 

Спрос – количество данного товара, которое хотят и могут купить потребители при данном уровне цен.

Исходя из данного определения, спрос является двойственной категорией. Спрос можно разделить на две составляющие части:

1. Потребности человека – нужда в чем либо, выраженная в конкретной форме (например, существует общая нужда в одежде и конкретная потребность в пиджаке, брюках, пальто и т.п.).

2. Возможность удовлетворения потребностей – денежные средства, дающие субъекту возможность приобретать блага, удовлетворяющие ту или иную потребность.

Основной закономерностью теории спроса является Закон спроса.

Закон спроса: между величиной спроса на данный товар и уровнем цен на данном рынке существует обратная зависимость.

Главной иллюстрацией Закона спроса и теории спроса является график «Кривая спроса» (рис.1)

Рис.1. Кривая спроса

На графике видно, что при уровне цен Р1 величина спроса составляет Q1 (рынок находится в точке А). При снижении уровня цен до Р2 величина спроса возрастет до Q2 (точка переместится в точку В). Таким образом, влияние изменения уровня цен на величину спроса на графике иллюстрируется движением вдоль кривой (от А до В или обратно).

Обратная зависимость между уровнем цен и величиной спроса выражается в нисходящей конфигурации кривой D определяется слева направо. В объяснение этой зависимости (и соответствующей конфигурации кривой) выдвигаются два довода-закономерности:

1. Эффект дохода – ситуация, когда снижение цен делает потребителя реально богаче, что позволяет ему увеличивать товарные закупки даже при неизменности номинального дохода.

2. Эффект замещения – ситуация, когда снижение цен на одни товары позволяет потребителям замещать ими более дорогие товары, увеличивая тем самым общий объем товарных закупок.

Однако, действие Закон спроса не носит абсолютно всеобщий характер. Уже в XIX – начале ХХ в. некоторые экономисты выявили случаи исключения из данных закономерностей. Одно из таких исключений – «Эффект Веблена».

«Эффект Веблена» - ситуация, когда для определенных потребителей в отношении определенных товарных групп Закон спроса действует с точностью до наоборот (рост цен повышает величину спроса, снижение цен снижает величину спроса).

Американский экономист Торстен Веблен считал, что такими потребителями являются представители богатых слоёв населения, а такими товарами – предметы роскоши. Обладание дорогостоящими товарами для этих потребителей является видимым показателем их благополучия и знаком принадлежности к элите общества. Другим подобным исключением являются так называемые «товары Гиффена».

«Товары Гиффена» - товары, спрос на которые снижается по мере роста доходов потребителей. Английский экономист Роберт Гиффен имел ввиду товары невысокого качества со сниженными потребительскими свойствами. Рост доходов позволяет потребителям покупать более дорогие и более качественные товары-заменители.

Кроме уровня цен на спрос влияют и неценовые факторы. Неценовые факторы спроса – любые факторы, которые способны изменить спрос при неизменности уровня цен на данный товар. Действие неценовых факторов на графике иллюстрируется сдвигом кривой D (рис. 1а и 1б).

Рис. 1а. Рост спроса.

На графике 1а видно, что рост спроса под влиянием неценовых факторов показывается сдвигом кривой D вправо вверх. Так, при неизменности уровня цен (Р) спрос увеличивается от Q1 до Q2.

Рис. 1б. Снижение спроса.

Снижение спроса над влиянием неценовых факторов (рис. 1б) иллюстрируется на графике сдвигом кривой D влево вниз. Опять же при неизменном уровне цен (Р) спрос сокращается (от Q1 до Q2).

Основными неценовыми факторами, способными изменить спрос при стабильности уровня цен, являются:

- изменение доходов потребителей;

- изменение количество потребителей на данном рынке;

- ожидания потребителей;

- изменение цен на товары-заменители и дополнительные товары;

- изменение процентной ставки;

- сезонный фактор;

- прочие факторы.

Изменение доходов потребителей. Очевидно, что любое изменение доходов потребителей изменяет возможности покупать товары, особенно при неизменности цен. Очевидно, также, что доход и покупательская способность потребителей связаны прямой зависимостью.

Изменение количество потребителей на данном рынке. Очевидно, что количество потребителей прямо влияет на объем приобретаемых товаров. При входе на рынок новых потребителей (при условии неизменности уровня цен) производители могут продать больше товаров. Обратная ситуация состоится, если часть потребителей покинут рынок.

Ожидания потребителей. Имеются в виду, прежде всего, ожидания относительно изменения цен на данный товар. В случае ожидания роста цен (инфляционные ожидания) потребители склонны увеличивать текущие покупки. В случае ожидания снижения цен (дефляционные ожидания) поведение потребителей будет противоположным.

Изменение цен на товары-заменители и дополняющие товары. Под товарами-заменителями (субститутами) понимаются товары, способные удовлетворять одну и ту же потребность (чай и кофе, шляпы и кепки, свитера и пуловеры и т.п.). Спрос на данный товар возрастет, к примеру, при росте цен на товар-заменитель, так как часть потребителей (согласно Закону спроса) от него откажется. Под дополняющим товаром (комплиментарным товаром) понимается товар, удовлетворяющий какую либо потребность в комплексе с данным товаром (автомобиль и бензин, видеомагнитофон и видеокассеты и т.п.). Рост цен на дополняющий товар снизит спрос на данный товар и наоборот.

Изменение процентной ставки. Под процентной ставкой понимается совокупность банковских ставок по кредитам и депозитам (вкладам). Эти ставки связаны прямой зависимостью. Рост процентной ставки снижает спрос на товары в связи с увеличением склонности к сбережениям (из-за высокого процента по вкладам) и удорожанием потребительского кредита (кредита на приобретение потребительских товаров). Снижение процентной ставки, естественно, вызовет обратную реакцию потребителей.

Сезонный фактор. Он влияет на спрос на те товары, которые имеют чётко выраженное сезонное потребление (пляжные принадлежности, инвентарь для лыжных гонок и т.п.). при поступлении соответственного сезона спрос на такие товары повышается и наоборот. По тому же принципу изменяется спрос на товары, подверженные влиянию моды.

 

3. Предложение: понятие и факторы.

 

Предложение – количество товаров, которые согласны произвести и реализовать фирмы, действующие на данном рынке при определенном уровне цен.

Основной закономерностью теории предложения является Закон предложения. Закон предложения – между величиной предложения данного товара и уровнем цен на данном рынке существует прямая зависимость. Иллюстрацией Закона предложения является график «Кривая предложения». Кривая предложения имеет восходящую конфигурацию, что и объясняется прямой зависимостью между уровнем цен и величиной предложения (рис. 2).

 

Рис. 2. Кривая предложения.

На графике видно, что рост цен (от Р1 до Р2) приводит к увеличению величины предложения данного товара на данном рынке (с Q1 до Q2). Рост цен на товар (при стабильности затрат производственных ресурсов) обещает производителям рост прибыли и стимулирует их на увеличение производства. Поэтому наблюдается движение вдоль кривой S, рынок переходит от положения А к положению В.

Также существуют неценовые факторы предложения. Неценовые факторы предложения – любые факторы, которые способны изменить предложение при неизменности уровня цен на данный товар. Действие неценовых факторов на графике иллюстрируется сдвигом кривой S (рис. 2а и 2б).

Рис. 2а. Рост предложения.

На рисунке 2а видно, что рост предложения под влиянием неценовых факторов показывается сдвигом кривой S вправо вниз. Так, при неизменности цен (Р) предложение увеличивается (с Q1 до Q2).

Рис. 2б. Снижение предложения.

На рисунке 2б видно, что снижение предложения под влиянием неценовых факторов показывается сдвигом кривой S влево вверх. Так, при неизменности цен (Р) предложение снижается (с Q1 до Q2).

Основными неценовыми факторами предложения считаются:

- изменение цен на производственные ресурсы;

- изменение уровня производственных технологий (уровня внедрения достижений НТП в производство);

- изменение ставок налогообложения (количество налогов);

- изменение объема государственных субсидий фирмам;

- Изменение количества производителей на рынке.

Изменение цен на производственные ресурсы. Цены на труд, капитал, землю (заработная плата, цена оборудования, арендная плата, транспортные тарифы и т.п.) напрямую влияют на издержки производства фирмы. В случае роста таких цен фирма сможет меньше приобретать ресурсы и будет вынуждена сократить объем выпускаемой товарной массы. Напротив, снижение цен на рынках труда, капитала и земли позволит увеличить закупки ресурсов и объемы производства.

Изменение уровня производственных технологий (уровня внедрения достижений НТП впроизводство). Прогрессивные технологии создаются на основе достижений научно-технического прогресса. Они позволяют осуществлять экономию ресурсов (повышать их производительность) на единицу выпускаемой продукции. Это, в свою очередь, позволит фирме увеличивать производство при том же количестве ресурсов. Если же фирма имеет устаревшие производительные технологии, то ее предложение неизбежно будет сокращаться.

Изменение ставок налогообложения (количество налогов). Чем меньше сумма дохода фирмы, изымаемая в свою пользу государством, тем больше денежных ресурсов она может тратить на расширение производства. Рост ставок (или количества) налогов ведет к сокращению производства по двум направлениям. Во-первых, фирма лишается части денежных средств, которые могли пойти на приобретение новых производственных ресурсов. Во-вторых, изъятие большой части дохода в пользу государства (налог на прибыль, например) сокращает стимулы владельцев фирм к увеличению объемов производства.

Изменение объема государственных субсидий фирмам. В исключительных случаях государство предоставляет отдельным фирмам субсидии (безвозмездную денежную помощь). В этом случае фирмы могут приобретать больше производственных ресурсов, разрабатывать и внедрять новейшие технические разработки. Все это приводит к увеличению объемов выпуска товаров, и, соответственно, предложения. Сокращение же государственных субсидий сократит возможности фирмы в объеме производимой продукции.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 1139; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.042 сек.