Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общественный ущерб от монополизма и антимонопольная политика государства




Лекция 6. Несовершенная конкуренция

  1. Сущность, причины и признаки несовершенной конкуренции.
  2. Виды несовершенной конкуренции.

а) Чистая монополия;

б) Монополистическая конкуренция;

в) Олигополия.

 

  1. Сущность, причины и признаки несовершенной конкуренции.

 

Несовершенная конкуренция – любая форма рынка, где отсутствуют отличительные признаки совершенной конкуренции (указаны в теме 4).

Процесс постепенного исчезновения системы совершенной конкуренции начался во второй половине XIX века. Изменившиеся условия спроса и предложения (рост научно-технического прогресса, открытия новых месторождений золота, увеличение количества населения и рост их доходов) сделали возможным и необходимым резкое увеличение объемов производства. Резкое увеличение объемов производства привело к резкому росту производственных затрат. В связи с этим увеличился ущерб, который несла фирма, проигравшая в конкурентной борьбе. Всё это привело к тому, что у фирм резко возросло стремление ликвидировать такой риск посредством ограничения конкуренции (в перспективе её уничтожения вообще). К тому же, теперь у участников рынка появилась возможность вытеснять конкурентов, в силу увеличившихся размеров фирм (в отличие от рынка совершенной конкуренции, где ни одна фирма не может вытеснить кон конкурентов, так как не обладает для этого достаточными размерами).

Ликвидация (или ограничение) конкуренции позволяла фирме избегать риска неожиданных изменений рыночных условий, которые неизбежно возникали под влиянием стихийных колебаний конъюнктуры. После преодоления непосредственной угрозы со стороны конкурентов, участники рынка несовершенной конкуренции стремятся закрепить достигнутую стабилизацию. Для этого они пытаются придать новому рынку два основных признака:

1. Контроль над ценами. В условиях совершенной конкуренции ни одна фирма не может повлиять на рыночную цену. Размеры отдельных участников такого рынка не позволяют ни одному из них серьезно изменить рыночное предложение за счет изменения собственных объемов производства. Крупные участники рынка несовершенной конкуренции такую возможность имеют. Когда производитель-продавец на рынке один, то он может просто определять рыночную цену на самом выгодном для себя уровне. Единственным ограничителем свободы ценообразования такой фирмы является потребительский спрос. Если же на рынке два или несколько крупных производителей-продавцов, то они также вполне могут зафиксировать рыночную цену на приемлемом для себя уровне.

2. Входные барьеры. Входными барьерами могут являться любые факторы, препятствующие входу на конкретный рынок новых производителей. Основными разновидностями входных барьеров являются следующие:

- Искусственное занижение цен. Крупные фирмы, действующие на рынке несовершенной конкуренции, могут использовать положительным эффектом масштаба. Имея низкие издержки, они устанавливают цены на разорительном, для входящих на рынок, уровне. Продавать свой товар по такой цене для них означает убыток, и они, скорее всего, откажутся от намерений войти на данный рынок. Политика искусственного занижения цен для вытеснения конкурентов называется демпингом.

- Юридические входные барьеры. Имеются в виду разнообразные патенты или лицензии, выданные государством и удовлетворяющие исключительное право конкретной фирмы производить и (или) реализовать конкретную продукцию. Обладатель такого документа гарантирован от появления документов.

- Монополизация производственных ресурсов. Фирма стремится приобрести исключительные права собственности на источники ресурсов для конкретного производства. Таким образом, ни один из потенциальных конкурентов не сможет производить данную продукцию.

- Криминальные входные барьеры. Ими являются незаконные меры, которые могут применяться по отношению к конкурентам. Диапазон таких мер весьма обширен. Наиболее известными являются две меры: подкуп государственных чиновников ради предоставления незаконных преимуществ своей фирме и прямые насильственные действия по отношению к конкурентам.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 464; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.006 сек.