Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виды несовершенной конкуренции




 

а) Чистая монополия

Теория чистой монополии создана в 30-е годы ХХ в. английской экономисткой Джоан Робинсон.

Чистая монополия – тип рынка несовершенной конкуренции, когда на рынке представлена одна фирма, производящая и реализующая товар многочисленным потребителям.

Чистый монополист почти полностью контролирует два из трех компонентов рыночного равновесия: предложение (полностью) и цену (почти полностью, верхним пределом цены является цена спроса). Рыночная власть чистого монополиста ограничивает только величина спроса потребителей. Они не могут полностью отказаться от данного товара (чистая монополия возникает только при отсутствии у товара близких заменителей). Это позволяет чистому монополисту максимизировать свою прибыль за счет более высокого уровня цен и более низкого объема производства по сравнению с рынком совершенной конкуренции (рис. 36)

Рис. 36 Оптимальный объем производства при чистой монополии.

Максимизация прибыли на таком рынке достигается, как и на любом другом, при MR=MC. Но на чисто монопольном рынке предельный доход фирмы меньше (MR) величины спроса (D). В связи с этим, на рис. 36 видно, что цена здесь (Pm) выше, чем могла бы быть на рынке совершенной конкуренции (Pс), а оптимальный объем производства (Qm) меньше (на рынке совершенной конкуренции он составил бы Qс).

На основании доказанного общественного ущерба (рост цен и недопроизводства) Дж. Робинсон оценила появление рынка чистой монополии как абсолютно негативное явление и призвала государство проводить мероприятия по недопущению формирования чистых монополий.

Чистый монополист имеет возможность применять такое эффективное средство максимизации прибыли, как ценовую дискриминацию.

Ценовая дискриминация – продажа одинакового товара разным потребителям по разным ценам. Согласно теории английского экономиста Артура Пигу, ценовая дискриминация имеет несколько разновидностей:

- ценовая дискриминация первой степени – реализация отдельных экземпляров товара индивидуальным потребителям. Реализация происходит обычно по цене спроса (т.е. по максимальной цене, которую может заплатить данный потребитель). Такой вид ценообразования возможен при производстве по индивидуальным заказам. Производитель полностью присваивает себе излишек потребителя и может максимизировать прибыль даже при превышении МС над МR.

- ценовая дискриминация второй степени – продажа по разным ценам партий товара. При этом обычно, монополист снижает цену за единицу товара по мере роста партии. Таким образом, он одновременно максимизирует прибыль на единицу продукции и обеспечивает высокий уровень сбыта.

- ценовая дискриминация третьей степени – продажа одинакового товара по разным ценам на разных сегментах рынка. Это позволяет монополисту охватывать потребителей с меньшей платежеспособностью.

 

В реальной современной экономике рынок чистой монополии встретить трудно. В конце 19 в. государство пресекло тенденции к образованию многочисленных чистых монополий. Одним из реальных случаев чистой монополии является естественная монополия.

Естественная монополия – такой тип рынка, где производство в условиях монополии имеет меньше издержек, чем аналогичное производство в условиях совершенной конкуренции.

К секторам естественной монополии относится железнодорожный транспорт, транспортировка нефти и газа, электроэнергия. В этих отраслях конкуренция возможна, но экономически нерациональная (слишком большие издержки повлечет строительство конкурирующей железной дороги, газопровода или системы подачи электроэнергии). У таких секторов большие возможности диктовать условия потребителям. Поэтому объемы производства и цены на продукцию естественной монополии должны жестко контролироваться государством.

В теории Дж. Робинсон есть описание ещё одного частного случая чистой монополии - монопсонии.

Монопсония – такой тип рынка, где единственному потребителю противостоят многочисленные производители продавца.

При монопсонии потребитель имеет такую же монопольную власть, как и монополист-производитель (правда, зачастую, они стремятся снизить цены и расширить производство). Классическим примером монопсонии является ситуация государственного заказа, за который борются несколько производителей.

 

б) Монополистическая конкуренция

 

Теория рынка монополистической конкуренции создана в 30-е годы ХХ в. американским экономистом Эдвардом Чемберлином.

Монополистическая конкуренция – тип рынка, на котором множество производителей продают дифференцированный товар.

Дифференцированный товар – товар, обладающий некоторыми уникальными чертами, высоко ценимыми потребителями.

Признаками дифференциации товара могут быть самые разнообразные признаки: уникальное качество товара, торговая марка, упаковка, местоположение магазина и т.п.

На рынке монополистической конкуренции много производителей и нет формальных входных барьеров. Однако, обладатель дифференцированного товара, пользуясь приверженностью своих потребителей, может, до определенного момента, не опасаться действий конкурентов. Пользуясь этим, он может произвольно менять цену в целях максимизации прибыли. Конечно, изменение цен имеет свои пределы. Эти пределы установлены степенью приверженности потребителей. Поэтому, участники рынка монополистической конкуренции стараются увеличить степень приверженности своих потребителей. В связи с этим, для рынка монополистической конкуренции характерны элементы неценовой конкуренции: конкуренция через рост качества товара, реклама, послепродажное обслуживание, дополнительные льготы потребителям и т.п.

Э. Чемберлин, в отличие от точки зрения Дж. Робинсон на рынках чистой монополии, считал появление рынка монополистической конкуренции неизбежным и положительным явлением. Во-первых, по его мнению, от нового рынка выигрывают потребители (улучшение качества товара и процесса его реализации). Во-вторых, такой рынок позволяет выживать мелким фирмам. Мелкая фирма может выжить в конкурентной борьбе, предложив рынку дифференцированный товар и найдя потребителей, которые оценят его по достоинству. В современной реальной экономике рынок монополистической конкуренции является господствующим типом рынка большинства потребительских товаров.

 

в) Олигополия

 

Если большинство рынков конечного товара относятся к типу монополистической конкуренции, то сырьевые рынки и рынки продукции тяжелой промышленности, в основном, являются рынками олигополии.

Олигополия - тип рыночной структуры, при которой несколько фирм контролирует большинство рынка.

Теория олигопольного рынка начинается с трудов французского экономиста Антуана Курно. Курно создал модель рынка дуополии (рынок, на котором действует две фирмы). В дальнейшем множество экономистов продолжили разработку этого вопроса (Суизи, Бертран, авторы теории игр).

Олигопольные рынки могут отличаться по степени концентрации (количеству фирм на рынке: чем меньше фирм, тем выше концентрация). Уровень концентрации олигопольного рынка измеряется индексом Герфиндаля:

, где:

S – доля фирмы на рынке (в %).

Чем выше значение индекса Герфиндаля, тем выше уровень концентрации на данном рынке (естественно, что максимальное значение этот показатель имеет на рынке чистой монополии - 10000).

Существенной чертой олигопольного рынка является относительная стабильность цен. Она обусловлена тем, что использование изменения цен как метода конкурентной борьбы невыгодно самим участникам рынка. Каждый участник внимательно отслеживает действия конкурентов. Если один субъект снизит цены, то конкуренты немедленно отреагируют тем же самым. Спрос становится неэластичным, и ущерб от снижения цен будет больше, чем выгода от расширения объема продаж. В случае повышения цен фирма войдет в зону эластичного спроса, и ущерб от сокращения сбыта превысит выгоды от роста цен. Эта ситуация изображена на графике олигопольного спроса, построенным американским экономистом Полом Суизи (рис. 37)

Рис. 37 Спрос на рынке олигополии.

На графике видно, что устойчивая цена на рынке – это Р1. Рост цен Р1- Р2 не выгоден так как вызовет снижение спроса (Q2- Q1) в слишком больших размерах (участок А – В является зоной эластичного спроса). Снижение же цен Р1- Р3 в зоне неэластичного (участок В-С) обеспечит слишком маленькое расширение сбыта (Q2- Q3).

Таким образом, все участники рынка заинтересованы в стабильной цене. Для того чтобы обеспечить ценовую стабильность на олигопольном рынке применяются различные способы. Самым надежным способом является картельное соглашение.

Картельное соглашение – соглашение между олигополистами по поводу согласованной цены и объемов продаж.

Однако легальное картельное соглашение в национальной экономике запрещено антимонопольным законодательством. Легальные картельные соглашения могут иметь место только на мировом рынке (например, ОПЕК – организация стран-экспортеров нефти). Нелегальный же картель не даёт гарантию соблюдения соглашений его участниками и, скорее всего, завершится ценовой войной.

Поэтому, главным реальным способом фиксации цены является «ценовое лидерство».

«Ценовое лидерство» - способ ценовой политики, когда цена, установленная крупнейшей фирмой, принимается другими участниками рынка.

 

3. Общественный ущерб от монополизма и антимонопольная политика государства

Выше было сказано, что монополизация приводит к росту цен и занижению объема производства по сравнению с конкурентной экономикой. Инфляция и недопроизводство являются главными негативными последствиями монополизации рыночной экономики. Третьим видом общественного ущерба является завышенный уровень издержекпроизводства, что означает менее экономное расходование ограниченных ресурсов. Это происходит потому, что монополисты не столь заинтересованы в минимизации издержек как совершенные конкуренты. В отличие от них, они имеют много других способов максимизации прибыли. В результате таких действий монополисты присваивают себе часть национального дохода, которую, при конкурентной системе, получили бы потребители. Более того, часть национального дохода (возможного на рынке совершенной конкуренции) вообще безвозвратно исчезает (в связи с сокращением производства).

Кроме этих бесспорных негативных последствий монополизация (в отдельных случаях) может приводить к снижению качества продукции. В перспективе исчезновение конкуренции может привести к исчезновению рыночной экономики и трансформации её в командно-административную хозяйственную систему.

Все эти опасности были осознаны на рубеже XIX-XX вв. В этот период зародилось антимонопольное законодательство и антимонопольная политика. В 1890 году в США был принят первый в мире антимонопольный закон - закон Шермана (в США принято называть законы по имени сенаторов, которые являются его разработчиками).

В законе Шермана указывались виды злоупотребления монопольным положением, подлежащие запрету. Эти соглашения о фиксации цен, недопущение на рынок конкурентов, искусственное завышение и занижение цен. Кроме того, сложившийся к тому времени, единоличный контроль некоторых фирм над рынком определённых товаров, объявлялся вне закона, и эти монополии были распущены.

В 1914 году был принят закон Клейтона, где были сформулированы меры против создания новых монополий (закон Шермана предназначался для борьбы с уже имевшимися монополиями). Этим законом запрещались сделки по слиянию фирм, если это приводило к созданию новой монополии.

В 1936 году был принят закон Робинсона-Пэтмена, который запрещал ценовую дискриминацию.

В дальнейшем американское антимонопольное законодательство стало образцом для создания аналогичных законов в других странах. Можно сказать, что, несмотря на многие проблемы, антимонопольная политика государства смогла пресечь процесс монополизации экономики и остановить тенденцию к самоликвидации рыночной хозяйственной системы.

 

Вопросы для самоконтроля и обсуждения

 

  1. Назовите причины монополизации экономики.
  2. Что такое входные барьеры?
  3. Что такое ценовая дискриминация?
  4. Каковы признаки естественной монополии и её значение для экономики?
  5. Охарактеризуйте понятие «дифференцированная продукция (товар)».
  6. Назовите отличия в позициях авторов теорий чистой монополии и монополистической конкуренции по поводу значения этих типов рынка для экономики в целом.
  7. Какие типы несовершенной конкуренции чаще всего встречаются в современной реальной экономике?
  8. Почему на олигопольном рынке неэффективна ценовая конкуренция?
  9. Назовите виды экономического ущерба от монополизации.
  10. Охарактеризуйте основные направления антимонопольной политики.

 

Литература:

 

  1. Макконнелл Р.К., Брю С.Л. Экономикс. Гл. 26, 27, 28.
  2. Самуэльсон П. Экономика. М., 1992. Гл. 25.
  3. Курс экономической теории. Под ред. Чепурина М.Н. Киров, 2004. Гл. 7.
  4. Экономика. Под ред. Архипова А.И. М., 2000. Гл.4.
  5. Иохин В.Я. Экономическая теория. М., 2003. Гл. 20, 21, 22.

 

Примерный образец контрольный работы по лекциям 1-4

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 5340; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.