Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Анализ жизненного цикла продукта




С помощью этого метода анализируются и оцениваются воздействия на природу, общество и экономику, связанные с продуктом при наблюдении за всем циклом его жизни.

Анализ жизненного цикла продуктовой линии позволяет при рассмотрении экологических аспектов, экономической и социальной совместимости продуктов выбирать конкретный продукт. Политика производства продуктов предприятием может анализироваться в целом и исследоваться на возможность к преобразованию.

К основным особенностям метода относятся:

•всестороннее исследование продукта с учетом общественных аспектов;

•сравнение альтернативных продуктов;

•произвольное увеличение или уменьшение набора критериев;

•первичная качественная оценка;

•матричное изображение оценки продукта;

•вертикальное и горизонтальное рассмотрение жизненного цикла продукта.

С помощью этого анализа рассматривается весь жизненный цикл продукта. Основой является так называемая матрица продуктовой линии – группа критериев для оценки социальной и экологической совместимости продукта. Отдельные фазы продуктовой линии исследуются с учетом их воздействия на окружающую среду, общество и экономику.

При анализе и наблюдении за продуктовыми линиями осуществляются:

1. Исследование продукта по вертикали.

2. Исследование продукта по горизонтали.

3. Исследование определенных потребностей.

4. Сравнение альтернативных продуктов.

Вертикальное рассмотрение жизненного цикла продукта включает в себя рассмотрение отдельных элементов, таких как:

•добыча и переработка сырья;

•транспорт;

•предыдущие достижения производства;

•транспортировка;

•производство;

•торговля/сбыт;

•потребление;

•ликвидация.

Критерии оценки фаз жизненного цикла продукта устанавливаются с помощью горизонтального рассмотрения.

Эти критерии справедливы и для оценки природы, общества и экономики.

Совместное горизонтальное и вертикальное рассмотрение составляет матрицу продуктовой линии.

При исследовании потребностей необходимо выяснить:

•какие потребности должен удовлетворять продукт;

•как продукт может повлиять на имеющиеся потребности или вызвать появление новых.

Обычно экономические науки рассматривают потребность как явление внешнего происхождения (например, как вирус, проникающий в организм извне). Но в действительности, как показывает практика экономической деятельности, одни потребности способны оказывать влияние на другие и создавать новые потребности. Сравнивая различные варианты одного и того же продукта, мы можем увидеть экологические и социальные формы происхождения потребностей.

С помощью анализа продуктовой линии можно рассмотреть политику производства продукции предприятия и изыскать возможности для ее изменения. Метод позволяет реализовать экологически чистое социально ориентированное производство. Он также способствует увеличению потребительской активности покупателей.

Рисунок 22. Функции и инструменты анализа производственной линии.

Анализ жизненного цикла продуктов включает в себя следующие этапы:

1. Выбор области применения продукта.

Продуктовая линия соответствует жизненному циклу продукта и ориентируется на потребности общества в продукте.

2. Наблюдение за потребностями.

На этом этапе определяются общественные и индивидуальные нужды, которые вызывают появление потребностей у различных общественных групп, с учетом выбранного продукта.

3. Сравнение вариантов продукта.

Согласно имеющимся возможностям рассматриваются разные варианты одного и того же продукта для удовлетворения потребностей.

4. Составление матрицы продуктовой линии.

При этом факторы, расположенные на горизонтальных и вертикальных плоскостях матрицы, должны соответствовать факторам данного исследования.

5. Проверка поля матрицы производственной линии.

При ее проверке:

– поля матрицы производственной линии, которым соответствуют предполагаемые воздействия, помечаются значком «о»;

– после этого выбираются поля матрицы, которые используются в данный момент, и отмечаются значком «•».

6. Анализ вариантов продукта.

Поля, определенные на 5-м этапе, исследуются для каждого выбранного варианта продукта. Качественные и количественные результаты должны быть письменно зарегистрированы.

7. Подведение итогов.

Оценка исследованных вариантов продукта проводится с помощью матрицы результатов. Эта матрица по построению соответствует матрице продуктовой линии.

Поля матрицы, где есть разница между воздействиями одного варианта продукта и желаемым результатом, помечаются значком «!», существенные различия между воздействиями различных вариантов продукта – знаком «?», а поля с нерешенными вопросами – знаком «?».

8. Выводы и необходимые действия.

На основе полученных результатов делаются выводы и определяется стратегия действий.

Описанный прием является идеальным способом исследования. На практике исследователь рассматривает матрицу продуктовой линии с учетом имеющихся проблем (например, дефицита информации).

Как правило, объединение оценок полей матрицы не приносит результатов. Исследуемая проблема должна быть целиком проанализирована и зафиксирована.

Оценка осуществляется преимущественно вербально-качественным способом. Проблема проведения анализа продуктовой линии упирается в определение и измерение критериев, а также в сбор информации, который ведет к значительным производственным, финансовым и временным издержкам.

Точность анализа производственной линии обусловлена следующим:

•насколько изменения отдельных критериев могут быть проанализированы;

•влияет ли какой-либо критерий на другие фазы жизненного цикла;

•возможно ли оценить критерии внутри одного показателя.

Для работы необходимы:

•специальные бланки (матрица продуктовой линии);

•специалисты, представляющие разные области производства продукта.

Данный метод может быть использован для анализа воздействия технологии на окружающую среду.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-08; Просмотров: 696; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.