КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
ВВЕДЕНИЕ. Настоящее учебно-методическое пособие по курсу патофизиологии являются первой частью материалов, предназначенных для самостоятельной подготовки к практическим
Настоящее учебно-методическое пособие по курсу патофизиологии являются первой частью материалов, предназначенных для самостоятельной подготовки к практическим занятиям, зачетам и экзамену по предмету и включает информацию и контрольные задания по общей нозологии и типовым патологическим процессам. Тестовые задания составлены в соответствии с учебной программой, утвержденной ГУУЗ МЗ РФ и новым учебным планом для высших медицинских учебных заведений. Они полностью отражают учебную рабочую программу кафедры патофизиологии СЗГМУ и соответствуют современным требованиям педагогики высшей школы. Настоящее издание является переработанным и дополненным пособием согласно требованиям 2012/2013 учебного года. Главным изменением в настоящем издании является публикация тестовых заданий компьютерной базы кафедры с эталонами ответов. Правильные ответы помечены знаком «+», неправильные – либо никак не помечены, либо отмечены знаком «-«. Идя навстречу пожеланиям студентов, авторы сочли возможным включить в настоящее издание контрольные тестовые задания каждого практического занятия. Тестовые задания абсолютно соответствуют оригиналу тестов, заложенных в РС компьютерного класса кафедры. Многолетний опыт работы преподавания убеждает, что тестовые контрольные задания могут являться эффективным способом повышения уровня знаний студентов, закрепления навыков клинического мышления. Сформулированная цель тестов может быть достигнута только при одном условии – применении логического мышления при решении тестовых заданий на базе фундаментальных знаний, а не простого, механического запоминания эталонов ответов на поставленные вопросы. Поэтому составители рекомендуют приступать к решению тестовых заданий после усвоения теоретического курса соответствующего раздела патофизиологии, а затем проводить самоконтроль знаний по изученному материалу.
ОБЩАЯ НОЗОЛОГИЯ. ПАТОГЕННОЕ ДЕЙСТВИЕ ФАКТОРОВ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ Информационная справка. Представления об этиологии и механизмах развития патологических процессов являются важной составной частью учения о болезни. Этиология – раздел патофизиологии, изучающий проблемы взаимодействия причин и условий возникновения болезни. Причиной болезни считается такой патогенный фактор, который при действии на организм может вызвать заболевание, придав ему специфические признаки. Каждое патогенное состояние детерминированно повреждающим воздействием внешней среды – электротравма, инфекционное заболевание, анафилактический шок и т. д. Существуют полиэтиологические заболевания, которые возникают при действии одного и/или нескольких факторов. Например, канцерогены, ведущие к развитию опухолей, могут быть физического, химического или биологического(вирусы) происхождения и бывает чрезвычайно трудно выбрать один этиологический фактор. Критерием оценки является абсолютная причинно-следственная взаимосвязь болезни и этиологического фактора – общее облучение организма человека в дозе более 1 Гр вызывает острую лучевую болезнь. Условием развития болезни называют такие факторы, которые при действии на организм болезнетворных раздражителей способствуют или препятствуют развитию болезни, а сами по себе болезнь не вызывают (нет абсолютной причинно-следственной взаимосвязи). К таким факторам можно отнести влияние наследственности, возраста, половой принадлежности, температуры внешней среды и многих других особенностей жизнедеятельности организма Патогенез – учение о механизмах развития болезни. В процессе развития болезни следует различать реакции повреждения, нарушения функциональных систем и реакции восстановления, приспособления и компенсации поврежденных функций. Такое деление достаточно условно, так как в динамике болезни отличить первую группу реакцию от вторых бывает очень трудно, но между ними всегда существует причинно-следственная взаимосвязь, которую необходимо установить врачу для поддержания защитных и снижения влияния повреждающих реакций. Иногда первичные повреждающие реакции приводят к вторичным патологическим процессам, которые не только имеют отрицательное значение для организма, а сами приводят к поддержанию первичных нарушений – «порочный круг» патогенеза. Например, выход жидкой части крови в ткань при воспалении (экссудация) затрудняет отток крови из очага повреждения, что создает застой крови и повышение гидродинамического давления, способствующего экссудации. Раскрытие истинных причин и механизмов развития болезни является ключом не только к радикальному лечению патологических состояний, но и позволяет разрабатывать профилактические мероприятия. Учение об этиологии и патогенезе занимает ключевое положение не только в патофизиологии, теории медицины, но и в всей системе медицинского образования в целом. Учебные цели: Студент должен: Знать задачи и оценивать роль патофизиологии для теоретической и практической медицины. Знать содержание понятий «этиология», «причина», «условия» возникновения болезней, а также «патогенез». Знать содержание понятий «патологический процесс», «патологическая реакция», «патологическое состояние» и «болезнь». Знать основные защитно-приспособительные процессы, возникающие при болезнях. Уметь оценивать роль реактивности организма в возникновении, развитии и исходе болезни. На основе изучения патогенного действия факторов внешней среды (электрического тока, барометрического давления, ионизирующего излучения) на организм уметь раскрывать роль причин, условий и реактивности организма в патогенезе болезни. ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ /\К механизмам компенсации при острой гипоксии относятся: +перераспределение крови +увеличение вентиляции лёгких -уменьшение вентиляции лёгких +тахикардия -уменьшение МОС +выброс эритроцитов из депо -уменьшение скорости кровотока \/ /\Какие клетки, органы и ткани являются радиочувствительными? -головной мозг (нервные клетки) +костный мозг -костная ткань -мышечная ткань +ростковый слой кожи и слизистых оболочек \/ /\Учение о болезни (раздел патофизиологии) называется нозологией? +да -нет \/ /\Нозология включает следующие разделы: + Общий патогенез + Общую этиологию - Учение о типовых изменениях структуры органов и тканей в условиях патологии + Общее учение о болезни - Учение о типовых патологических процессах \/ /\Что такое этиология? + Учение о причинах и условиях возникновения болезни - Учение причинах болезни - Учение о совокупности условий, вызывающих развитие болезни \/ /\При каких формах острой лучевой болезни наблюдается 100% летальный исход? +церебральная +желудочно-кишечная -костно-мозговая +токсемическая \/ /\Укажите условия, усиливающие патогенное действие электрического тока на организм: -сухая кожа -эмоциональная готовность к воздействию тока +влажная кожа +переутомление -тиреотоксикоз - переохлаждение - глубокий наркоз \/ /\Выберете наиболее точную характеристику патологического процесса: - Процесс, возникающий в организме при постоянном действии патогенного фактора + Качественно своеобразное сочетание процесса повреждения и защитно-приспособительных реакций - Совокупность защитно-приспособительных реакций, интенсивность которых превышает норму \/ /\Какие клетки, органы и ткани являются радиочувствительными? +яичники и семенники +эритроциты +тимус +лимфоциты -хрящи -почечная ткань \/ /\Какие из перечисленных классов веществ относятся к первичным радиотоксинам? +гидроперекиси и пероксиды -кетоальдегиды -фенолы и полифенолы +липидные РТ +хиноны и семихиноны -белки и полипептиды -биогенные амины \/ /\ Патогенные факторы, действующие на человека при горной болезни: +понижение атмосферного давления -повышение рО2 и рСО2 в атмосферном воздухе +снижение рО2 и рСО2 в атмосферном воздухе +радиация (ультрафиолетовое облучение) +снижение температуры окружающей среды -повышение температуры окружающей среды \/ /\ Типовые патологические процессы: +лихорадка +некроз -ателектаз -желчно-каменная болезнь +опухоль \/ /\Какие изменения в организме характерны для стадии компенсации острой горной (высотной) болезни? +увеличение частоты сердечных сокращений -уменьшение частоты сердечных сокращений +гипервентиляция лёгких -гиповентиляция лёгких +увеличение числа эритроцитов в крови +увеличение продукции эритропоэтинов почками -снижение артериального давления \/ /\ Человеку, находящемуся в герметичной кабине, при очень быстром подъеме на высоту угрожает: -газовый ацидоз -газовая эмболия +циркуляторная гипоксия \/ /\Для 14-21 дня острой лучевой болезни у взрослого, однократно тотально облучённого в дозе 4-10 Гр характерны: +кровоточивость +обезвоживание +кишечная аутоинтексикация +лимфоцитопения +тромбоцитопения -нейтрофильный лейкоцитоз +анемия +повышение температуры тела -повышение свёртывания крови +выпадение волос \/ /\Порочный круг в патогенезе заболеваний - это: - Переход первично возникшей острой патологии в хроническую форму с периодами обострения и ремиссии - Циклическое течение заболевания, при котором каждый новый цикл отличается от предыдущего прогрессирующим нарастанием выраженности расстройств + Превращение первично возникшего повреждения в этиологический фактор дальнейших нарушений, которые усиливаются по механизму положительной обратной связи \/ /\Какие из перечисленных форм патологии можно считать осложнением основного заболевания? + Отек легких при недостаточности левого желудочка сердца + Синдром диссеминированного внутрисосудистого свертывания при множественных травмах мягких тканей - Отит после перенесенного ранее гриппа - Цирроз печени при алкоголизме + Хронический гломерулонефрит после перенесенной ангины - Деформация суставов при ревматоидном артрите + Инсульт при атеросклерозе \/ /\ При глубоком наркозе чувствительность организма к действию электрического тока? -повышается +понижается -не меняется \/ /\Что является главной мишенью в клетке при действии на неё ионизирующей радиации? -цитоплазматическая мембрана +ДНК -митохондрии -рибосомы -саркоплазматический ретикулум -белки \/ /\Условиями возникновения болезни являются: - Факторы, без которых болезнь не возникает + Факторы, влияющие на частоту, тяжесть и длительность заболевания + Факторы, препятствующие возникновению болезни + Факторы, способствующие возникновению болезни \/ /\Реактивность организма - это: - Свойство организма воспринимать действие факторов внешней среды - Свойство организма противостоять действию факторов внешней среды + Свойство организма определенным образом реагировать на воздействие факторов внешней и внутренней среды \/ /\Факторами, способствующими радиационному повреждению клеток, являются: +повышение содержания кислорода в крови -понижение содержания кислорода в крови +недостаток витамина E +высокая митотическая активность -низкая митотическая активность \/ /\ Что может произойти в организме человека при внезапном вдыхании воздуха под большим давлением: -гипервентиляция -нарушение координации движения +разрыв альвеол +развитие воздушной эмболии \/ /\ Наиболее эффективная компенсаторная реакция человека при подъеме высоту: -увеличение числа капилляров в тканях -увеличение числа митохондрий в клетках -усиление гликолиза +увеличение диссоциации оксигемоглобина \/ /\Выберите верное утверждение: - Понятия патологического процесса и болезни абсолютно эквивалентно - Понятия патологического процесса и болезни принципиально различаются + В отдельных случаях болезнью называют патологический процесс, а патологический процесс - болезнью \/ /\Этиологическим фактором болезни является: - Фактор, влияющий на тяжесть и длительность болезни + Фактор, определяющий специфичность болезни + Фактор, необходимый для возникновения болезни - Фактор, повышающий частоту возникновения болезни \/ /\ Причины горной болезни: +снижение рСО2 во вдыхаемом воздухе -увеличение барометрического давления +понижение барометрического давления -повышение рСО2 во вдыхаемом воздухе -повышение рО2 во вдыхаемом воздухе +снижение рО2 во вдыхаемом воздухе \/ /\Для латентного периода тяжёлой формы лучевой болезни характерны: +неустойчивость артериального давления -костный мозг +изменения электроэнцефалограммы -нейтрофильный лейкоцитоз +тромбоцитопения +лейкопения +лабильность пульса +выпадение волос \/ /\Цель и задачи исследования в патофизиологии: -Объект изучения – больной человек с конкретным проявлением болезни +Изучение основных закономерностей возникновения, развития и исхода болезни -Изучение конкретных нозологических форм болезни у данного больного +Изучение патологических процессов общих для всех болезней или для их больших групп \/ /\ Фрейдизм (философское направление в учении об этиологии) утверждает, что: +Болезнь есть результат конфликта между социальной средой и инстинктами человека -Болезнь развивается от воздействия одной причины -Заболевание есть следствие наследственной неполноценности организма -Болезнь развивается в результате сочетанного воздействия ряда равнозначных условий \/ /\ Монокаузализм (философское направление в учении об этиологии) утверждает, что: -Болезнь есть результат конфликта между социальной средой и инстинктами человека +Болезнь развивается от воздействия одной причины -Заболевание есть следствие наследственной неполноценности организма -Болезнь развивается в результате сочетанного воздействия ряда равнозначных условий \/ /\Какие изменения в организме характерны для стадии декомпенсации острой горной болезни? +дыхание типа Чейна-Стокса или Биота -уменьшение pH крови +увеличение pH крови -увеличение возбудимости дыхательного центра +уменьшение возбудимости дыхательного центра +депрессия +уменьшение частоты дыхания - эйфория \/ /\ Причины высотной болезни: -Переход из области повышенного барометрического давления в область нормального атмосферного давления -Медленный подъем на высоту без кислородного прибора +Быстрый подъем на большую высоту в негерметичном летательном аппарате +Разгерметизация летательного аппарата на большой высоте \/ /\Какие клетки, органы и ткани являются более радиорезистентными? -кожа и слизистые оболочки +головной мозг (нервные клетки) -лимфоциты -семенники +мышечная ткань +костная ткань \/ /\ Прямая зависимость повреждающего действия электрического тока от его параметров: +Силы +Напряжения +Времени действия -Частоты \/ /\ Механизмы патогенеза при быстром подъеме на высоту с кислородным прибором: +Боль из-за расширения газов в полостях -Газовый алкалоз -Остановка дыхания \/ /\В каких случаях повышается чувствительность органа (ткани) к ионизирующей радиации? -при гипоксии +при дефиците витамина E +в процессе регенерации ткани -в присутствии цитостатических препаратов -при избытке супероксиддисмутазы +при избытке кислорода +при гипертермии \/ /\ Выберите правильную последовательность основных фаз патогенеза (любого заболевания): 1. -включение защитно-приспособительных механизмов 2. -исход болезни 3. -явление повреждения (на любом уровне) 4. -переход количественных изменений в новое качество – болезнь -1-4-2-3 +3-1-4-2 -2-3-4-4 \/ /\Как изменяется чувствительность организма к ионизирующей радиации при гипоксии? -повышается +понижается -не изменяется \/ /\Какие клетки, органы и ткани являются более радиорезистентными? -костный мозг +хрящи -зрелые эритроциты +почечная ткань -тимус -лимфоузлы \/ /\Фактор внешней среды, вызывающий десатурацию: -ультразвук -ускорение +быстрое понижение барометрического давления -действие электрического тока Рекомендуемая литература П. Ф. Литвицкий Патологическая физиология. Учебник. – М: ГЭОТАР-Мед., 2002. – С. 9–50. Лекции «Введение в общую патофизиологию» / Под ред. В. И. Николаева. – СПб: СПбГМА 2004. – С. 5–12. Зайчик А. Ш., Чурилов Л. П. Основы общей патологии. Часть 1. Основы общей патофизиологии – СПб, 1999. – ЭЛБИ. –С. 6-108. Патологическая физиология / Под ред. А. Д. Адо, – М.:Триада-Х, 2000. – С. 1-15. Патологическая физиология / Под ред. Н. Н. Зайко. – Киев: Логос, 1996. – С. 4–60. В.А.Черышев, Б.Г.Юшков Патофизиология Учебник, – М.:Вече, 2001. – С. 101-179.
ГИПОКСИИ Информационная справка. Гипоксия – типовой патологический процесс недостатка кислорода вследствие недостаточного поступления или нарушения его использования в организме. Прямым следствием гипоксии является недостаток свободной энергии (гипоэргоз). Различают следующие виды гипоксии: Экзогенная– связана с недостатком кислорода во вдыхаемом воздухе при нормальном или пониженном барометрическом давлении. Респираторная (дыхательный) – нарушения внешнего дыхания, ведущие к недостаточному поступлению кислорода во внутреннюю среду. Циркуляторная (сердечно-сосудистый) – нарушение транспорта кислорода в связи с недостаточностью аппарата кровообращения. Гемическая (кровяной) – функциональная или абсолютная недостаточность гемоглобина, уменьшение кислородной емкости крови. Тканевая – блокада ферментативных систем окисления клеток, гипоксия неиспользования кислорода. В патологических условиях часто наблюдается сочетание различных видов гипоксии - смешанный вид гипоксии. При любой форме гипоксии организм отвечает комплексом защитно-приспособительных реакций срочного и долговременного характера. К срочным адаптивным процессам следует отнести увеличение легочной вентиляции, скорости кровотока, относительный эритроцитоз, увеличение объема циркулирующей крови и др. Долговременные адаптивные реакции к гипоксии связаны с морфологическими проявлениями в системах транспорта кислорода – гипертрофия миокарда, абсолютный эритроцитоз, увеличение сродства к кислороду и др. Учебные цели: Студент должен знать: Понятие «гипоксия» и характеризовать ее патофизиологическую сущность как недостаточность биологического окисления. Причины и объяснять механизмы развития отдельных видов гипоксии. Метаболические, функциональные и структурные расстройства в организме при гипоксии.
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ /\ Снижает ли устойчивость тканей к гипоксии активация гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой системы: -да +нет \/ /\ Механизмы срочной компенсации гипоксии: +Выброс крови из депо +Одышка +Открытие не функционирующих капилляров -Увеличение количества митохондрий в клетках \/ /\ Реакции, возникающие в организме при гипероксии: +снижение возбудимости хеморецепторов сосудов -одышка +снижение сердечного ритма и дыхания -тахикардия -повышение возбудимости хеморецепторов сосудов +снижение минутного объема крови \/ /\ При отравлении синильной кислотой развивается кровяной тип гипоксии: -да +нет \/ /\ Причины тканевой гипоксии: -Снижение доставки кислорода тканям +Понижение утилизации кислорода тканями +Снижение активности дыхательных ферментов -Хроническая сердечная недостаточность -Увеличение потребности тканей в кислороде при работе \/ /\ Установите правильную последовательность органов в зависимости от их чувствительности к гипоксии (от более чувствительных к менее): 1. -сердечная мышца 2. -желудочно-кишечный тракт 3. -кора головного мозга 4. -нейроны дыхательного центра +3-4-1-2 -1-3-2-4 -2-4-1-3 -4-3-2-1 \/ /\ Эффективна ли гипербарическая оксигенация, если в организме нарушена только утилизация кислорода тканями? -да +нет \/ /\ Причины гемической гипоксии: -горная болезнь -снижение активности дыхательных ферментов +отравление угарным газом -активация перекисного окисления +анемия \/ /\ Механизмы долговременной адаптации к гипоксии? -одышка -тахикардия -относительный эритроцитоз +гипертрофия миокарда +активация эритропоэза -мобилизационная гиперволемия \/ /\ Какие компенсаторные реакции имеют наибольшее значение при гемической гипоксии: -повышение артериального давления -брадикардия +увеличение минутного объема крови +тахикардия -понижение артериального давления -снижение минутного объема крови \/ /\ Механизмы срочной компенсации гипоксии: -Гиперплазия костного мозга -Увеличение количества капилляров + Тахикардия -Гиперплазия миокарда \/ /\ Как изменяется газовый состав pH крови в типичных случаях гипоксии циркуляторного типа? +артериально-венозная разница по кислороду возрастает -артериально-венозная разница по кислороду уменьшается -Pa кислорода снижается +Pa кислорода не изменяется -Pv кислорода увеличивается +Pv кислорода снижается +pH снижается -pH увеличивается \/ /\Укажите признаки, характерные для гипоксии циркуляторного типа: +снижение линейной скорости кровотока -уменьшение артериально-венозной разности по кислороду -уменьшение содержания кислорода в артериальной крови +снижение объёмной скорости капиллярного кровотока +увеличение артериально-венозной разности по кислороду -ацидоз газовый \/ /\ Каковы возможные причины уменьшения эффективной кислородной емкости крови? -Полицитемическая гиповолемия +Олигоцитемическая гиперволемия -Снижение РаО2 +Образование карбоксигемоглобина +Образование метгемоглобина +Анемия -Снижение PvО2 \/ /\ Каковы механизмы увеличения кислородной емкости крови? - Увеличение сердечного выброса + Увеличение образования эритропоэтина + Ускорение эритропоэза в костном мозгу \/ /\ Что из приведенных факторов обусловливает повреждение клеток при нормо- и гипербарической гипероксигенации? - Гиперкапния - Гипокапния + Избыток активных форм кислорода в клетках + Избыток свободных радикалов и перекисных форм липидов в клетках - Избыток ионов калия в гиалоплазме \/ /\ Укажите изменения в крови, характерные для начального этапа экзогенной гипобарической гипоксии: - Гиперкапния + Гипокапния + Гипоксемия + Газовый алкалоз - Газовый ацидоз - Метаболический ацидоз \/ /\ Укажите возможные причины гипоксии тканевого типа: -отравление метгемоглобинообразователями +отравление цианидами -острая кровопотеря -увеличение образования простагландина E +снижение активности ферментов тканевого дыхания -повышение активности ферментов тканевого дыхания \/ /\ При каких состояниях уменьшается сродство гемоглобина к кислороду? +ацидоз -алкалоз +гиперкапния -гипокапния \/ /\ Как изменяется потребление кислорода тканями при действии разобщителей биологического окисления? +увеличивается -уменьшается -без изменений \/ /\ Может ли увеличение сродства гемоглобина к кислороду привести к гемической гипоксии? +да -нет \/ /\ Укажите реакции экстренной адаптации к гипоксии: +увеличение объёма альвеолярной вентиляции +мобилизация депонированной крови +усиление анаэробного гликолиза -снижение диссоциации оксигемоглобина +перераспределение кровотока -усиление митохондриопоэза +тахикардия -активация эритропоэза \/ /\ Каковы возможные причины уменьшения кислородной ёмкости крови? -полицитемическая гиперволемия +олигоцитемическая гиповолемия +образование карбоксигемоглобина +образование метгемоглобина -снижение PaO2 -снижение PvO2 +анемия \/ /\ Укажите механизмы, ведущие к увеличению кислородной ёмкости крови при умеренной повторной гипоксии: -увеличение сердечного выброса +увеличение образования эритропоэтина +ускорение эритропоэза в костном мозге и выброс эритроцитов в кровь +увеличение числа эритроцитов в крови -повышение объёма альвеолярной вентиляции -увеличение проницаемости аэрогематического барьера для кислорода \/ /\ Причины тканевой гипоксии: -Гемоглобиноз S +Снижение активности ферментов тканевого дыхания +Отравление цианидами -Отравление нитратами -Хроническая кровопотеря \/ /\ Патологические изменения в организме при гипоксии: -повышение АД +энергетическое голодание +накопление кислых продуктов -увеличение К+ в клетках +сдвиг рН в кислую сторону +нарушение нервной деятельности, +потеря сознания, судороги \/ /\ Какой тип гипоксии возникает при острой кровопотере: +гемическая -тканевая +циркуляторная -гипоксическая -дыхательная +смешанная Рекомендуемая литература П. Ф. Литвицкий Патологическая физиология. Учебник. – М: ГЭОТАР-Мед., 2002. – С. 478-513. Лекции «Введение в общую патофизиологию» / Под ред. В. И. Николаева. – СПб: СПбГМА 2004. – С. 12-13. Патологическая физиология / Под ред. А. Д. Адо, – М.:Триада-Х, 2000. – С. 278-290. Патологическая физиология / Под ред. Н. Н. Зайко. – Киев: Логос, 1994. – С. 321–331. Шанин В. Ю. Клиническая патофизиология. – СПб: Специальная литература, 1998. – С. 29–38. Агаджанян Н. А., Елфимов Г. И. Функции организма в условиях гипоксии и гиперкапнии. – М: Наука, 1986. – 148 с.
Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 545; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |