КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Метод «срезов» и метол поэтапного формирования в исследовании детского мышления 2 страница
68. Непомняшая Н. И. Роль обучения в компенсации некоторых нейродинамических дефектов у умственно отсталых детей. Вопросы психологии. 1957. № 2. 69. Непомняшая Н. И. К вопросу о психологических механизмах формирования умственного действия. Вестник МГУ. 1956. № 2. 70. Никитин Н. Н. Решение арифметических задач в начальной школе. Учпедгиз, 1952. 71. Павлов И. П. Динамическая стереотипия высшего отдела головного мозга. Избранные труды. Изд-во АПН РСФСР, 1951. С. 304— 308. 72. Пантина Н. С. Обобщение счета у детей дошкольников при обучении на разном материале. Дипломная работа. Кафедра психологии МГУ, 1954. 73. Пантина Н. С. Формирование двигательного навыка письма в зависимости от типа ориентировки в задании. Вопросы психологии. 1957. Me 4. 74. Приндуле Л, Р. Формирование начальных алгебраических понятий. Дис...канд. псих, наук/ Кафедра психологии МГУ, 1957. 75. Пчелко А.С. Методика преподавания арифметики в начальной школе. 3-е изд. Учпедгиз, 1949.1л, 4. 76. Рузская А. Г Роль ориентировочно-исследовательской деятельности в формировании элементарных обобщений у детей. Тезисы докладов на конференции по проблемам ориентировочного рефлекса. Изд-во АПН РСФСР, 1957. 77. Рубинштейн С. Л. Основы психологии. Учпедгиз, 1935. Гл. 2. 78. Рубинштейн С. Л. Проблема деятельности и сознания в системе советской психологии. Ученые записки МГУ. 1945. Вып. 90. 79. Рубинштейн С. Л. Основы обшей психологии. М.: Учпедгиз, 1946.1л. 1. 80. Скаткин Л. И. Обучение решению простых арифметических задач. М.: Учпедгиз, 1951. 81. Славина Л. С. Психологические условия повышения успеваемости у одной из групп отстающих школьников 1 -го класса. Известия АПН РСФСР. 1951. Вып. 36. 82. Славина Л. С. Психологические условия повышения интеллектуальной активности учащихся 1 -го класса в учебной работе. Известия АПН РСФСР. 1955. Вып. 73. 83. Смирнов Л. А, Психология запоминания. Изд-во АПН РСФСР, 1948. 84. Смирнов А. А. Состояние психологии и ее перестройка на основе учения И. П. Павлова. Материалы совещания по психологии (июль 1952). Известия АПН РСФСР. 1953. Вып. 45. 85. Талызина Н.Ф. К вопросу об усвоении начальных геометрических понятий. Материалы совещания по психологии (июль 1955). Изд-во АПН РСФСР 1957. 86. Теплов В. М. К вопросу о практическом мышлении. Ученые записки МГУ. 1945. Вып. 90. 87. Теплов Б. М. (ред.) Вопросы психологии восприятия и мышления. Известия АПН РСФСР. 1948. Вып. 13. 88. Теплов Б. М. (ред.) Вопросы психологии речи и мышления. Известия АПН РСФСР. 1954. Вып. 53. 89. Чамата П. Р. (ред.) Пауков! записки 1н-ту психологи УРСР. 1956. Т 5. 90. Шварц Л. М. Критический анализ психологической концепции Торидайка. Советская педагогика. 1937. № 2. 91. Шварц Л. М. Сознание и навык. Советская педагогика. 1940. №2. 92. Шварц Л. М. К вопросу о навыках и их интерференции. Ученые записки Гос. ин-та психологии. 1941. Т. 2. 93. Шеварев П. А. К вопросу о природе алгебраических навыков. Ученые записки Гос. ин-та психологии. 1941. Т. 2. 94. Шеварев П. А. Опыт психологического анализа алгебраических ошибок. Известия АПН РСФСР. 1946. Вып. 3. 95. Шеварев П. А. (ред.) Исследования по психологии интеллектуальных навыков и умений. Известия АПН РСФСР. 1957. Вып. 80. 96. Шеварев П. А. Мышление. Психология, лекция 11. М.: Изд-во Военно-юридич. академии, 1946. 97. Эльконин Д. Б. Некоторые вопросы психологии усвоения грамоты. Вопросы психологии. 1956. № 5. 98. Эльконин Д. Б. Формирование умственного действия звукового анализа слов у детей дошкольного возраста. Доклады АПН РСФСР. 1957. №1.
[1] Hartley D. Observations on man, his frame, his duty, his expectations. London, 1791. См. также о Д. Гартли. Английские материалы XVII—XVIII вв., под редакцией Б. В. Мещерского. М.: Наука, 1967. Т 2. С. 195—375; Рибо Т. Современная английская психология. М., 1881; Пристли Д. Избранные сочинения, раздел 5. Вводные очерки к «Теории человеческого духа Гартли». М., 1934. [2] См.: Троицкий М. Немецкая психология в текущем столетии: В 2 т. М., 1883. [3] Троицкий М. Указ. соч. Т. 1. С. 135-148.
[4] Гербарт И. Ф. Психология как наука, вновь обоснованная на опыте, метафизике и математике. СПб., 1895; см. также: Троицкий М. Указ. соч. Т. 2. С. 291-303.
[5] Милль Д. С. Система логики. М., 1914. Кн. 6. Гл.4.
[6] См., например, статью Н. Я. Грота «Основания экспериментальной психологии», помещенную в качестве предисловия к русскому переводу кн. В. Вундта «Очерки психологии», М., 1897.
[7] Boring E. A history of experimental Psychology. N. Y., 1929.
[8] «Гипотеза обуславливания» радикально отличается от учения И. П. Павлова о процессе образования условной связи. В «гипотезе обуславливания» отсутствует указание на сигнальное значение условных раздражителей и подкрепление, она носит физикалистский и антибиологический (что в данном случае означает механический) характер.
[9] Purposive Behavior in animals and men, ed. Ch. Tolman. N. Y.-Lon-don, 1932.
[10] Рубинштейн С. Л. Основы психологии. М., 1935. С. 24; его же: Проблема деятельности и сознания в системе советской психологии. Уч. зап. МГУ. М., 1945. Вып. 90; Принципы и пути развития психологии. М.: Изд-во АН СССР, 1959. С. 249, 266.
[11] Вопросы психологии. 1971. №4. С. 101-113; № 5. С. 110—117; №6. С. 131 — 141; Вопросы психологии. 1972. № I.C. 130—141; №2. С. 124-132; № 3. С. 105-124.
[12] Психоневрологические науки в СССР (Материалы I Всесоюзного съезда по изучению поведения человека. 25 января — 1 февраля 1930г. М.; Л., 1930.
[13] Теплов Б. М. Психология. М.: Учпедгиз, 1946. С. 3 (здесь это сказано проще и лучше всего); ср.: «Это наши восприятия, мысли, чувства, наши стремления, намерения, желания и т. п.» (С.Л. Рубинштейн. Основы общей психологии. М.: Учпедгиз, 1946. С. 3); «Мое восприятие..., мое желание..., мое воспоминание... Эти явления группировались под названиями: "восприятие", "память", "мышление", "воля", "чувство" и др., в совокупности образуя то, что называется психикой» (Общая психология, под ред. проф. А. В. Петровского. М.: Просвещение, 1970. С. 5).
[14] Теплов Б. М. Советская психология за 30 лет. Правда, 1947. № 6; Петровский А. В. История советской психологии. М.: Просвещение, 1967. Гл. 8. §3.
[15] Ленин В. И. Поли. собр. соч. Т. 29. С. 194.
[16] Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956; его же: Развитие высших психических функций. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960.
[17] Леонтьев А. Н, Проблемы развития психики. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959.
[18] Рубинштейн Л. С. Бытие и сознание. М.: Изд-во АПН СССР, 1957;егоже: Принципы и пути развития психологии. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959; Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973.
[19] Леонтьев А. Н. Развитие памяти. Экспериментальное исследование высших психических функций. М.; Л., 1931. Гл. 2, 4.
[20] В этом кратком схематическом очерке того, что в развитии советской психологии влияло на понимание ее предмета, нет возможности перечислить даже только фамилии всех авторов. Хорошая, хотя и далеко не полная сводка исследований, а также библиографические данные имеются в обобщающих и обзорных статьях кн. «Психологическая наука в СССР»: В 2т. Под ред. А. А. Смирнова. М.: Изд-воАПН РСФСР, 1959-1960.
[21] Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. М.: Изд-вс» АПН РСФСР, 1959. Гл.1.
[22] Запорожец А. В. Развитие произвольных движении. М. : Изд-во АПН РСФСР, 1960.
[23] Зинченко В. П. Роль моторных компонентов в процессах восприятия. В кн.: Восприятие и действие. М.: Просвещение, 1967. С. 70-115.
[24] Эльконин Д. Б. Некоторые во лросы психологии усвоения грамоты. Вопросы психологии. 1956. №> 5; его же: Экспериментальный анализ начального обучения чтению. В кн.: Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников. М.: Изд-во АПН СССР, 1962. [25] Гамезо М. В. Психология чтения проекционных чертежей и изображений. Уч. зап. Моск. гос. пед. иш-та. М., 1972. Вып. 35.
[26] Гальперин П. Я. Развитие исследований по формированию умственных действий. В кн.: Психологическая наука в СССР. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1950. Т 1.; его же: Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действии. В кн.: Исследования мышления в советской психологии М.: Наука, 1966: Гальперин П. Я., Кабыльницкая С. Л. Экспериментальное формирование внимания. Изд-во МГУ, 1974.
[27] См. литературу в сноске 26.
[28] Ленин В. И. Поли. собр. соч. Т. 29. С. 330.
[29] Там же. Т. 42. С. 289. [30] Ленин В. И. Поли. собр. соч. Т 29. С. 330.
[31] В приведенном выступлении Ленина есть замечательные слова о том, что надо изучать вопрос с разных сторон и как это сделать, чтобы избежать произвольности выбора одной или некоторых из них (Ленин В. И. Поли. собр. соч. Т. 42. С. 289—290). К этим указаниям Ленина мы обратимся позднее в связи с вопросом об изучении комплексных проблем с участием психологии и смежных наук (гл. 3, § 8 и гл. 5).
[32] Ленин В. И. Поли. собр. соч. Т. 18. С. 264-332.
[33] В. Дю-Буа Раймон. О границах познания природы. Семь мировых загадок. М., 1901.
[34] Этим и объясняются идеалистические шатания таких крупных естествоиспытателей, физиологов центральной нервной системы, как Шеррингтон, Икклз, Эдриан и др. — (Ch. Sherrington. The brain and its Mechanisms. Cambridge. 1934; Idem. Man, on his Nature. Cambridge, 1940; J. Eccles. The neurophysiological basis of mind. Oxford. Clarendon Ress, 1953; E. Adrian. The consciousness. In: Brain and Conscious experience. Berlin, Springer. 1966. S. 238-247.
[35] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 23. С. 80-93.
[36] Ленин В. И. Поли. собр. соч. Т. 18. С. 117. [37] Там же. С. 259. [38] См.: Ильенков Э. В. Идеальное. В кн.: Философская энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1962. Т. 2; его же: Диалектическая логика. Очерки истории и теории. М.: Политиздат, 1974. С. 187— 198: Кондаков Н. И. Логический словарь-справочник. М.: Наука, 1975. С. 188.
[39] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 23. С. 21. [40] Ленин В. И. Поли. собр. соч. Т. 18. С. 151. [41] Там же. С. 259.
[42] Спиноза Б. Этика. В кн.: Избранные произведения. М.: Госполитиздат, 1957. Ч. 1.С. 361. [43] Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. М,:Изд-воАПН РСФСР, 1959. С. 159-176.
[44] Петровский А. В. История советской психологии. М.: Просвещение, 1967. С. 138.
[45] Павлов И. П. Поли. собр. соч. М.; Л., 1951. Т. 3. С. 161, 162.
[46] Бернштейн Н. А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. М.: Медицина, 1966. С. 281. [47] Анохин П. К. Особенности афферентного аппарата условного рефлексам их значение для психологии. Вопросы психологии. 1955. №6. [48] Анохин П. К. Особенности афферентного аппарата условного рефлексам их значение для психологии. Вопросы психологии. 1955. №6.
[49] Объяснение принадлежит вышеуказанным авторам (см. сноски 18, 19, 20). [50] Иванов-Смоленский А. Г. Об исследовательском или ориентировочном рефлексе. Русский физиологический журнал. 1927. Т. 10. Вып. 3-4. С. 257-265. [51] Wever Е. Theory of Hearing. N. Y., 1970; Об этом опыте см. в кн.: Психология восприятия. Изд-воМГУ, 1973. С. 184; Физиология сенсорных систем. Л., 1972.
[52] В этом предварительном анализе я ограничиваюсь примером органических потребностей потому, что они представляются более простыми и рассматриваются лишь со стороны тех свойств, которые присущи всем потребностям, «потребности вообще».
[53] «Предметной», в том принятом в марксистской философии смысле, который постоянно подчеркивает А. Н. Леонтьев в своих методологических работах, в частности, в кн.: Проблемы развития психики. М.: Изд-воАПН РСФСР, 1959; его же: Деятельность, сознание, личность. М.: Политиздат, 1975.
[54] Арсспьев В. К. Сквозь тайгу. М.: Госиздат, 1949. С 243 (рассказ приведен с небольшими сокращениями).
[55] Боровский В. М. Повеление цыплят выведенных в инкубаторе. В сб.: Рефлексы, инстинкты и навыки. М., 1936.
[56] Крушииский Л. В. Проблема экстраполяции в физиологи и высшей нервной деятельности. Веб.: Достижения современной физиологии. М.: Наука, 1970.
[57] Нарбугович И. С., Подкомаев Н. Д. Условный рефлекс как ассоциация. Труды физиологических лабораторий академика И. П. Павлова. 1936. Т. 6. Вып. 2.
[58] Tinklepaugh О. An Experimental Study of Representative Factors in Monkeys. J.Compar. Psychol., 1928. Vol. 8. S. 197—236; Idem. The Multiple Selayed Reaction with Chimpanzees and Monkeys. J. Compar. Psychol., 1932. Vol. 13. S. 2.
[59] Войтонис Н. Ю. Сравнительно-психологическое изучение памяти методом отсроченных реакций. В сб.: Рефлексы, инстинкты и навыки. М., 1936.
[60] Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959;его же: Деятельность,сознание,личность. М.: Политиздат, 1975.
[61] Hull С. Principles of Behavior. In: An Introduction to behaviour theory. N.Y., 1943.
[62] См. об этом в кн.: Смирнов А. А. Психология запоминания. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1948; Зниченко П. И. Непроизвольное запоминание. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.
[63] Павлов И. П. Поли. собр. соч. К». 1. М..Л.. 1961. Т. 3. С. 94, 95;Т. 3. Кн. 2. С. 32; Т. 4. С. 46, 85,411.
[64] Дуров В. Л. Дрессировка животных. Психологические наблюдения над животными, дрессированными по моему методу (40-летний опыт). М., 1924.
[65] Skinner В. The Behaviour of Organismus. N. Y., 1938.
[66] Павлов И. П. Поли. собр. соч. Т. 3. Кн. КС. 30S: Т. 4. С. 27 --29.
[67] Кроукфорт П. Артур, Билл и другие (Все о мышах). М.; Мир, 1970. С 19-20.
[68] Кроукфорт П. Указ. соч. С. 34.
[69] Камышев И, А., Лазарев В. Г. О пространственных иллюзиях летчиков. Вопросы психологии. 1973. № 1. С. 24.
[70] См. кн.: Ориентировочны» рефлекс и ориентировочно-исследовательская деятельность. Под ред. Е. Н. Соколова, Л. Г. Воронина и др. М.: Иза-воАПН РСФСР, 1958.
[71] ДельгадоХ. Мозг и сознание, М,: Мир, 1971.
[72] Что является «правильнымо» - это другой и особый вопрос, но уже целенаправленность действий субъекта предполагает некие критерии их «правильности».
[73] Конечно, не только вспомогательные функции обслуживают главную функцию, но в свою очередь эта главная функция обслуживает вспомогательные, предъявляя к ним требования и задания, которые во всякой кибернетической системе определяют их соотношения и тем самым работу каждой из них.
[74] Ленин В. И. Полн.собр. соч.Т42. С. 291.
[75] Спиноза Б. Этика. В кн.: Избранные произведения. М.: Госполитиздат, 1957. Ч. 1. с. 372 [76] Журавлев Г. Е. О «гипнотическом» взгляде змей. Вопросы психологии. 1969. № 5.
[77] Такая слаженность отношений между организмом и окружающей средой, по-видимому, имеет место и у паразитирующих животных (гельминты) проделывающих зачастую довольно сложный жизненный цикл развития, нередко со сменой «хозяев» (промежуточных основных).
[78] Кренкель Э. Мои позывные— КАЕМ. Новый мир. 1970. № 10. С. 111.
[79] Торндайк Э. Процесс учения у человека. М., 1935.
[80] Новоселова С. Л- Развитие и структура интеллектуальной деятельности обезьян: Дне., канд. психкшаук. МГУ, 1968.
[81] Келер В. Исследонание интеллекта человекоподобных обезьян. М-, 1930.
[82] Ленин В. И. Поли. собр. соч. Т. 18. С. 46. [83] Там же. С. 40. [84] Тамже.С. 103.
[85] Введенский А. И. Психология без всякой метафизики. Петроград, 1917.С. 78. [86] Введенский А. И. Указ. соч. С. 78.
[87] Г. Т. Фехнер после пережитого им душевного кризиса, с наивным простодушием возвещал эту точку зрения своим согражданам и, видя их равнодушие, решил доказать ее убедительно, так сказать, с принудительностью научной истины, для чего и разработал свою психофизику (хороший очерк о Фехнере см. в кн.: Джеймс В. Вселенная с плюралистической точки зрения. М.,!911). В очень яркой форме это воззрение излагал Ф. Паульсен (его «Введение в философию» пользовалось в свое время большой популярностью).
[88] КрушинскийЛ. В. Проблема экстраполяции в физиологии высшей нервной деятельности. Веб.: Достижения современной физиологии. М.: Наука, 1970. [89] Кёлер В. Исследование интеллекта человекоподобных обезьян. М„ 1930.
[90] См. предисловие Л. С. Выготского к русскому изданию кн.: В. Кёлера «Исследование интеллекта человекоподобных обезьян». М., 1930. [91] Buylendijk F. The mind of the Dog. London, 1935.
[92] Запорожец А. В. Интелектуальнi моменти в поведiнку тварини. «Науковi записки Харькiвского Державного Педагогичного инстiтуту». 1941. Т. 4 (наукр. яз.).
[93] Крушинский Л. В. Формирование поведения животных в норме и патологии. М., I960; его же: Проблема экстраполяции в физиологии высшей нервной деятельности. В сб.: Достижения современной физиологии. М.: Наука, 1970.
[94] АнцифероваЛ. И. О закономерностях элементарной познавательной деятельности. М.: Изд-во АН СССР, 1961.
[95] Насколько сложным и трудным остается понятие субъекта, можно судить по кн.: Лекторский В. А. Проблема субъекта и объекта в классической и современной буржуазной философии. М.: Высшая школа, 1965. Гл. 3. § 3; Абульханова К. А. О субъекте психической деятельности. М.: Наука, 1973; Buytendijk F. Mensch imd Tier. Part I, 5. Organismus oder Subject. Hamburg, 1970. S. 30.
[96] Павлов И. П. Поли. собр. соч. Т. 3. Кн 2. С. 106. [97] Павлов И. П. Поли. собр. соч. Т. 3. Кн. 2. С. 222. [98] Кречмер Э. Медицинская психология М., 1927. С. 13 — 14.
[99] Келле В., Ковальзон М. Формы общественного сознания. М.: Госполитиздат, 1959.
[100] Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Политиздат, 1975.
[101] Ленин В. И. Поли. собр. соч. Т, 29. С. 194.
[102] Я. Дембовский. Психология животных. М., 1959.
[103] Цит. по кн.: А. Н. Леонтьев. Проблемы развития психики. М., 1965. С. 259.
[104] Я принадлежал и принадлежу к числу этих сотрудников, принимал активное участие в разработке взглядов этого направления, и приводимая ниже критика этих взглядов является критикой моих собственных взглядов того периода.
[105] В настоящей статье вопрос рассматривается в историческом порядке, и потому я не останавливаюсь на отношении этой гипотезы к взглядам французских психологов Ж. Пиажеи А. Валлона. В своем происхождении гипотеза поэтапного формирования умственных действий с ними не была связана. Что же касается отношения к ним по существу, то в настоящем изложении я должен ограничиться указанием, что эта гипотеза имеет с взглядами французских авторов только сходный предмет, но подходит к нему с другой стороны и трактует его принципиально иначе.
[106] Первое краткое сообщение о гипотезе поэтапного формирования умственных действий было сделано мной на Всероссийском совещании по психологии в 1952 г [14], специальный доклад на эту тему— на таком же совещании 1953 г [i 5]. Краткое изложение этих исследований было дано А. Н. Леонтьевым в его докладах на XIV Международном конгрессе по психологии в 1954 г [56] и на IV Конгрессе ассоциации научной психологии в Страсбурге в 1956 г. [57].
[107] В задание входят цель и средства (в их числе и предмет) действия, но в него не входит система указаний на то, как правильно выполнить это действие, т. е. его ориентировочная основа.
[108] То, что мы обозначаем как «имеется в виду», представляет собой факт бесспорный, но еще малоизученный.
[109] Нужно обратить внимание на то, что с одного уровня на другой переносится не ориентировочная, психологическая часть действия, а именно его объективное, предметное содержание — действие как объективный процесс. Как раз ориентировочная часть его на каждом уровне меняется настолько, насколько изменение уровня действия означает изменение его условий.
[110] Термином «звуковой образ слова» я обязан Д. Б. Эльконину.
[111] Маркс К. Капитал. Послесловие (рус. перевод). 2-ое изд. 1949. Т. КС. 19.
[112] Как элемент плана этот момент уже входит в психологический аппарат управления действием.
[113] Статья опубликована вжурнале «Вопросы психологии». 1966, № 5.
Дата добавления: 2014-11-08; Просмотров: 561; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |