Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Исполнительное производство




Правовую основу исполнительного производства составляют: Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Федеральные законы «О судебных приставах», «Об исполнительном производстве», иные нормативные правовые акты, в том числе приказы Министерства юстиции Российской Федерации.

Задачей исполнительного производства является обеспечение в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, принудительного исполнения судебных актов, а также актов других органов, уполномоченных применять меры административной ответственности.

Непременным участником исполнительного производства являются судебные приставы-исполнители.

Сущность исполнительного производства состоит в предусмотренной законодательством возможности принудительной реализации судебных актов и актов иных органов. Для этого Федеральным законом «Об исполнительном производстве» установлены меры принудительного исполнения:

- обращение взыскания на имущество должника путем наложения ареста на имущество и его реализацию;

- обращение взыскания на заработную плату, пенсию, стипендию и иные виды доходов должника;

- обращение взыскания на денежные средства и иное имущество должника, находящиеся у других лиц;

- изъятие у должника и передача взыскателю определенных предметов, указанных в исполнительном документе;

- иные меры, предпринимаемые в соответствии с законом, обеспечивающие требование исполнительного листа.

На действия судебного пристава-исполнителя или отказ в совершении исполнительных действий может быть подана жалоба в суд (арбитражный, суд общей юрисдикции) в 10-дневный срок со дня совершения действия (отказа в совершении действия).

Стадия исполнения постановления по делам об административных правонарушениях обусловлена необходимостью исполнения вынесенного решения. Это завершающая стадия производства по делу об административном правонарушении, ее сущность заключается в практической реализации административного наказания.

Комментируя данную стадию, Н.П. Парыгин отмечает, что в отличие от других стадий она характеризуется большей автономностью, что обусловлено особенностями проявления процессуальных принципов, спецификой решаемых задач и осуществляемых функций, специфическим составом и ролью субъектов исполнительной деятельности, сущностью складывающихся правоотношений и наступлением свойственных только данной стадии правовых последствий3.

Вопросы исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях регламентированы пятым разделом Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, который состоит из двух глав 31 и 32.

По этому поводу А.Ю. Якимов, сетуя о том, что данная стадия вообще не включена в производство по делам об административных правонарушениях, что она идет отдельным разделом в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях, считает, что это объективно затрудняет совершенствование правового регулирования деятельности в сфере борьбы с административными правонарушениями1.

Другие авторы, не разделяя его мнение, отмечают, что выделение норм об исполнительном производстве в специальный раздел Кодекса обусловлено особенностями: на этой стадии реально применяются административные наказания, а значит, фактически реализуются меры административной ответственности; появляется много новых участников производства; действуют специфические принципы; также специфично и содержание деятельности субъектов власти2.

В учебной литературе на стадии исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях обычно выделялось два этапа:

1. обращение постановления к исполнению;

2. приведение постановления в исполнение3.

Следует заметить, что впервые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях четко закреплены три этапа этой стадии:

1. обращение постановления по делу об административном правонарушении к исполнению;

2. приведение в исполнение постановления по делу об административном правонарушении;

3. окончание производства по исполнению постановления о назначении административного наказания.

В этой связи Э.Н. Ренов и Д.Н. Бахрах, комментируя действующий Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, предлагают трехэтапную структуру данной стадии:

1. обращение к исполнению;

2. реальное исполнение наказания, названного постановлением (решение);

3. окончание производства по исполнению постановления (решения)1.

Заметим, что первому этапу предшествует обязательное условие – вступление постановления по делу об административном правонарушении в законную силу. Правовые нормы, связанные с вступлением постановления в законную силу, законодателем введены впервые. Включение в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях данного правового понятия создает юридические гарантии стабильности вынесенных решений, свидетельствует об их законности и указывает на обязательность исполнения. Так, согласно ч. 1 ст. 31.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановление по делу об административном правонарушении обязательно для исполнения всеми органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами, гражданами и их объединениями, юридическими лицами. Обязательность исполнения постановления по делу об административном правонарушении обусловлена тем, что такое постановление, являясь по своей юридической сущности правоприменительным актом, содержит властное волеизъявление субъекта административно-юрисдикционной деятельности, компетенция которого определена законодательством об административных правонарушениях.

Этап обращения постановления об административном наказании к исполнению характеризуется как административно-процессуальная деятельность уполномоченного органа по доведению указанного постановления до органа исполнителя и принятию последним данного постановления к своему производству, а в случае самостоятельного исполнения постановления (например, о назначении штрафа) правонарушителем – по доведению до сведения правонарушителя и разъяснению последствий неисполнения.

При этом гарантии соблюдения прав лиц, привлекаемых к административной ответственности, заключаются в том, что этап обращения постановления связан с обжалованием и опротестованием постановления по делу об административном правонарушении (ч. 2 и 3 ст. 31.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Этап приведения в исполнение постановления по делу об административном правонарушении характеризуется тем, что в ходе его выполнения уполномоченными на то органами и должностными лицами осуществляется комплекс правоприменительных действий, направленных на достижение юридического результата.

П. 35 Пленума ВС РФ. Обращение постановления по делу об административном правонарушении к исполнению возлагается на судью, вынесшего постановление (часть 1 статьи 31.3 КоАП РФ). Постановление по делу об административном правонарушении подлежит исполнению с момента его вступления в законную силу (статья 31.1 КоАП РФ), за исключением постановления об административном аресте, которое подлежит немедленному исполнению (часть 1 статьи 32.8 КоАП РФ). Исполнение постановления о назначении наказания в виде предупреждения осуществляется судьей, вынесшим постановление (статья 32.1 КоАП РФ). В остальных случаях постановление направляется судьей для исполнения управомоченному органу (эти органы определены в статьях о порядке исполнения отдельных видов наказания). Если постановление о наложении административного наказания не было обжаловано, оно направляется судьей управомоченному органу в трехдневный срок со дня вступления в силу, а если обжаловано - в течение трех дней со дня поступления решения по жалобе, протесту из суда, вынесшего решение.

П. 36 Пленума ВС РФ.. При приведении постановления по делу в исполнение необходимо учитывать, что в соответствии с частью 1 статьи 31.9 КоАП РФ постановление о назначении административного наказания не подлежит исполнению в случае, если оно не было приведено в исполнение в течение года со дня его вступления в законную силу. С учетом этого, а также требований статьи 14 Федерального закона "Об исполнительном производстве", устанавливающей срок предъявления исполнительных документов к исполнению, по истечении которого эти документы не могут быть приняты к исполнению, несмотря на то, что срок давности исполнения постановления о назначении административного наказания не истек, надлежит соблюдать предусмотренные сроки направления для исполнения вступившего в законную силу постановления по делу об административном правонарушении.

При исчислении срока давности исполнения постановления о назначении административного наказания следует иметь в виду, что частями 2 - 4 статьи 31.9 КоАП РФ предусмотрены случаи, когда течение этого срока прерывается либо приостанавливается.

Кроме того, необходимо учитывать, что исполнение постановления по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 4 статьи 31.7 КоАП РФ по истечении срока давности исполнения постановления, установленного частью 1 статьи 31.9 КоАП РФ, независимо от того, что исполнение не производилось либо произведено не полностью.

П. 37Пленума ВС РФ. Приостановление исполнения вступившего в законную силу постановления по делу об административном правонарушении в связи с подачей жалобы лицами, перечисленными в статьях 25.1 - 25.5 КоАП РФ, недопустимо, поскольку частью 1 статьи 31.6 КоАП РФ такая возможность предусмотрена лишь в случае принесения прокурором протеста по делу об административном правонарушении до рассмотрения протеста.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Какие административные производства входят в структуру административно-юрисдикционного процесса?

2. Какие нормативные правовые акты образуют правовую базу производства по административно-правовым жалобам и спорам?

3. Назовите стадии дисциплинарного производства.

4. Перечислите субъектов административных правонарушений.

5. Каковы особенности административной ответственности юридических лиц?

6. Назовите стадии производства по делам об административных правонарушениях.

7. Как характеризуется этап обращения постановления об административном наказании к исполнению?

 

ГЛАВА 4. АДМИНИСТРАТИВНО-СУДЕБНЫЙ ПРОЦЕСС




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-08; Просмотров: 687; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.