Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Программа учебной дисциплины




«АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ПРОЦЕСС»

Содержание разделов и тем дисциплины

Тема 1. Административный процесс как юридическая категория

Понятие и виды юридического процесса. Структура административного процесса. Соотношение понятий «административный процесс» и «административное производство». Виды административных производств. Принципы административного процесса. Административно-процессуальное право и административно-процессуальные нормы.

Тема 2. Субъекты административного процесса

Граждане Российской Федерации, иные индивидуальные субъекты как участники административного процесса. Органы исполнительной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Государственные и муниципальные служащие. Исполнительные органы местного самоуправления. Предприятия и учреждения различных форм собственности. Общественные объединения. Судьи, органы, должностные лица, уполномоченные в области административной юрисдикции.

Тема 3. Административно-управленческий процесс

Структура и содержание административно-управленческого процесса. Производство по принятию нормативных актов государственного управления. Подготовка и рассмотрение проекта нормативного акта государственного управления. Принятие нормативного акта государственного управления. Государственная регистрация нормативного акта государственного управления. Опубликование и вступление в силу нормативного акта государственного управления. Производство по делам о поощрениях. Регистрационное производство. Лицензионное производство. Производство по аттестации и аккредитации. Производство по стандартизации. Производство по сертификации. Производство квотирования и размещения государственных заказов.

Тема 4. Административно-юрисдикционный процесс

Производство по предложениям и заявлениям граждан и обращениям организаций в сфере государственного управления. Дисциплинарное производство. Исполнительное производство. Производство по делам об административных правонарушениях. Участники производства по делам об административных правонарушениях. Доказательства по делам об административных правонарушениях. Меры административно-правового принуждения, применяемые уполномоченными лицами при производстве по делам об административных правонарушениях. Стадии производства по делам об административных правонарушениях. Производство по пересмотру постановлений и решений по делам об административных правонарушениях.

 

Тема 5. Административно-судебный процесс

Юридическая характеристика административной юстиции. Соотношение понятий «административная юстиция» и «административная юрисдикция». Административное судопроизводство в системе судебной власти. Законодательство об административном судопроизводстве. Осуществление административного судопроизводства мировыми судьями, судьями судов общей юрисдикции и арбитражными судами. Тенденции развития административного судопроизводства. Административно-процессуальное законодательство: развитие и перспектива. Судебный контроль в сфере административной юрисдикции.

 

 


[1] См., п. «к» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации.

[2] См., например, Салищева Н.Г. Административный процесс в СССР. М., Юридическая литература. 1964; Иванов О.В. Рецензия на книгу Н.Г. Салищевой «Административный процесс в СССР» // Труды Иркутского гос. ун-та. Т. XXXIX. Сер. юридич. вып. 7. ч. 2. 1965. С. 256; Тадевосян В.С. Советское государство и право. 1963. № 1. С. 131; Самойленко А.В. Административные штрафы милиции как средство охраны советского правопорядка: Автореф. Дисс… к.ю.н. Киев. 1971. С. 7. и др.

1 См., например, Бахрах Д.Н. Административное право. – М.: Изд-во НОРМА. 2002. С. 146-147; Махина С.Н. Административный процесс: проблемы теории, перспективы правового регулирования. Воронеж, Изд-во Воронежск. Гос. ун-та, 1999. С. 73-89; Кононов П.И. Современное состояние и вопросы кодификации административно-процессуального законодательства. // Журнал российского права. 2001. № 7; Панова И.В. Административно-процессуальная деятельность в Российской Федерации. Саратов. 200. С. 39-40.

1 См., например, Старилов Ю.Н. Административный процесс в системе современных научных представлений об административной юстиции // Государство и право. 2004. № 6. С. 5; Демин А.А. Понятие административного процесса и кодификация административно-процессуального законодательства Российской Федерации // Государство и право. 2000. № 11. С. 11

2 См,. например, Рязановский В.А. Единство процесса. Труды профессоров Иркутского университета.Вып.2. Харбин,1924. С. 41; Гаген В.А. Административная юстиция. Ростов-на-Дону, 1916. С. 6

 

1 Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» (в ред. Указа Президента Российской Федерации от 20 мая 2004 г. № 649) выделяются функции по принятию нормативных правовых актов, по контролю и надзору, по управлению государственным имуществом и по оказанию государственных услуг // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. № 11. Ст. 945.

2 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 октября 2005 г. № 1789-р «О концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006-2008 годах» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2005. – № 46. – Ст. 4720.

1 Стадия оспаривания нормативного акта, предложенная В.Д. Сорокиным, на наш взгляд не входит в состав правотворческого административного процесса, поскольку в этом случае меняется субъектный состав правоотношения // Сорокин В.Д.. Административно-процессуальное право. СПб., 2004. С. 333

1 Постановление Законодательного собрания Челябинской области от 25 ноября 1999 г. № 690 «Об утверждении Положения об аттестации муниципальных служащих Челябинской области» //

1 Постановление Правительства РФ от 31 октября 1996 г. N 1299 "О порядке проведения конкурсов и аукционов по продаже квот при введении количественных ограничений и лицензирования экспорта и импорта товаров (работ, услуг) в Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1996. – № 46. – Ст. 5249.

1 См., ст. 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

1 Под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 процентов, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 процентов и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней (малые предприятия):

- в промышленности - 100 человек;

- в строительстве - 100 человек;

- на транспорте - 100 человек;

- в сельском хозяйстве - 60 человек;

- в научно-технической сфере - 60 человек;

- в оптовой торговле - 50 человек;

- в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 человек;

- в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 человек.

Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

1 Сорокин В.Д. Административный процесс. – СПб.: Издательство Юридического Института, 2004. – С. 398.

1 Журнал Судейского сообщества России «Судья», май 2005 г., № 5.

[3] Килясханов И.Ш. Административно-процессуальное право: курс лекций. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право. 2004 г. С. 234.

1 См., п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. № 6, 2005.

 

3 Парыгин Н.П. Главы 31 и 32 в Комментарии к Кодексу об административных правонарушениях / Под ред. В.В. Черникова и Ю.П. Соловья. 2-е изд., испр. и доп. – М.: Юрайт-Издат, 2003. С. 713.

1 Якимов А.Ю. Указ. соч. С. 8.

2 См.: Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях // Под общ. ред. проф. Э.Н. Ренова. – М.: Издательство НОРМА, 2002. С. 944-945.

3 См.: Бахрах Д.Н. Административное право России. Учебник для вузов. – М.: Издательство НОРМА, 2000. С. 560; Бакаева О.Ю., Матвиенко Г.В. Указ. соч. С. 376.

1 Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях // Под общ. ред. проф. Э.Н. Ренова. – М.: Издательство НОРМА, 2002. С. 945.

1 См.: Корф С.А. Административная юстиция в России: В 3 кн. СПб., 1910.

1 Соловьева А.В. Институт административной юстиции // Правоведение. 1999. № 1. С. 53.

2 См.: Старилов Ю.Н. Российское административное право: к вопросу о соотношении материальных и процессуальных норм // Российский юридический журнал. 2003. № 1. С. 58.

1 См.: Н.Г. Салищева. Проблемные вопросы административного процесса // Административное право и административный процесс: актуальные проблемы. Отв. Ред. Л.Л. Попов и М.С. Студеникина – М.: Юристъ, 2004. С. 227.

1 См.: Законопроект Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации // Российская юстиция. 2004. № 3. С. 9-11.

2 См.: Радченко В. Компетенция административных судов нам понятна // "Российская юстиция", N 6, июнь 2001 г.

3 См.: Н.Ю. Хаманева. Настоящее и будущее административного судопроизводства // Административное право и административный процесс: актуальные проблемы. Отв. Ред. Л.Л. Попов и М.С. Студеникина – М.: Юристъ, 2004. С. 236.

1 См.: Старилов Ю.Н. Курс общего административного права. С. 13.http://lawbook.h12.ru/Admin/Starilov1/11-10.shtml.

2 См. ст. 1 Федерального конституционного закона «О федеральных административных судах в Российской Федерации». file://A:\.законопроект. htm.

3 Бахрах Д.Н. Административное судопроизводство в России в начале XXI века // Актуальные проблемы права России и стран СНГ: Сборник научных статей научно-практической конференции: Изд-во ЮУрГУ – Челябинск, 2005.

 

1 См.: Российская газета. № 282 (3659), 21 декабря 2004.

1 Кстати, в юридической литературе можно встретить предложения о создании специальных судов по трудовым делам, по делам, затрагивающим права и обязанности несовершеннолетних (ювинальных судов).

2 Проф.Ю.Н.Старилов утверждает, что арбитражные суды рассматривают арбитражные дела. Но в материально-правовом смысле арбитражных дел нет. По существу это гражданские и административные дела, которые в силу их специфики (предпринимательская и иная экономическая деятельность) поручили рассматривать арбитражным судам. По статистике среди рассмотренных ими дел около 50% - гражданские и чуть более 50% - административные дела.

[4] Бахрах Д. Н., Россинский Б. В., Старилов Ю. Н. Административное право. Учебник для вузов. М., 2004. С. 741. Автор главы – Ю. Н. Старилов.

[5] СЗ РФ. 1999. № 23. Ст.2890.

[6] Очевидно, что субъекты публичной исполнительной власти рассматривают колоссальное количество административных дел на основе регулятивных норм (о лицензировании, признании безработным, призыву и т. д.), а также на основе охранительных норм (по жалобам, по делам об административных правонарушениях и т. д.)

2 Россинский Б.В. «Научный взгляд на административную реформу»// Журнал российского права. 2003. № 3, С.150.

 

[8] Комментарий к Гражданско-процессуальному кодексу Российской Федерации. М.: «Проект», 2003. С. 416.

[9] Административное право зарубежных стран. М.: «Спарк», 2003. С. 200.

[10] Еще раз следует отметить, что судопроизводство в арбитражных судах состоит из рассмотрения гражданских дел, связанных с предпринимательской деятельностью, что является разновидностью гражданского судопроизводства и административного судопроизводства по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений (ст. 29 АПК).

[11] В ст. 246 ГПК сказано, что «дела, возникающие из публичных правоотношений, рассматриваются… по общим правилам искового производства, с особенностями установленными статьями 23–26 глав ГПК».

[12] «Разрешение административных споров… может осуществляться в двух процессуальных формах: а) гражданско-процессуальном и б) в форме административного процесса… Гражданско-процессуальная форма используется, например, в Китае, Малайзии. В Германии, например, специальные процессуальные правила разбирательства административных дел установлены Законом об административном судопроизводстве 1960 г.» // Административное право зарубежных стран. М.: «Спарк», 2003. С. 202, 203.

2 Чечот, Д.М. Административная юстиция (теоретические проблемы) / Д.М. Чечот.– Л.: Лен. гос. унив-тет, 1973. С. 26.

3 Тихомиров, Ю.А. Курс административного права и процесса / Ю.А. Тихомиров.– М., 1998. С. 788-792.

4 Старилов, Ю.Н. К вопросу о новом понимании административной юстиции // Правоведение. 2000. № 2. С. 107.

5 Бахрах Д.Н. Юридический процесс и административное судопроизводство // Журнал российского права. 2000. № 9. С. 14.

6 Салищева, Н.Г. О некоторых способах защиты и охраны прав, свобод и законных интересов граждан в сфере деятельности исполнительной власти в Российской Федерации // Конституция Российской Федерации и совершенствование механизмов защиты прав человека. М., 1994. С. 78-93.

7 Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова.– М., Азбуковник, 1999.

8 Юридический энциклопедический словарь. М., «Советская энциклопедия». 1984. С. 16.

9 Старилов, Ю.Н. Административная юстиция в России (некоторые итоги научной дискуссии в период 2000-2002 гг.) // Современное право. 2003. № 6. С. 39.

10 Бахрах, Д.Н. Административное право. Часть Общая: Учебник / Д.Н. Бахрах.– М., 1993. С. 53.

11 См.: Старилов Ю.Н.. К вопросу о новом понимании административной юстиции // Правоведение. 2000. № 2. С. 113.

12 Алехин, А.П. Административное право Российской Федерации: Учебник / А.П. Алехин, Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М.– М.: ЗЕРЦАЛО, 1996. С. 627.

13 Старилов, Ю.Н. Административная юстиция в России (некоторые итоги научной дискуссии в период 2000-2002 гг.) // Современное право. 2003. № 6. С. 37.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-08; Просмотров: 396; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.043 сек.