Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности информационных технологий, используемых в органах налоговой службы




Особенности информационного обеспечения АИС налоговой службы

Характеристика функциональных задач, решаемых в органах налоговой службы

1. Особенности системы управления органами Госналогслужбы. АИС «Налог»

 

Процесс управления экономикой любой страны связан с воз­действием государства на различные сферы экономической жизни. Основными целями государственного воздействия явля­ются: достижение устойчивого экономического роста в стране, обеспечение стабильности цен на товары и услуги, занятость трудоспособного населения, обеспечение высокого уровня жиз­ни населения и т.д. Эти цели взаимосвязаны между собой и достичь их одновременно практически невозможно. Достиже­ние сбалансированности в управлении экономикой и есть осно­ва экономической политики государства. Одним из основных инструментов государственного регулирования является налого­вая политика. Налоговая система РФ представлена совокупностью налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке с плательщиков — юридических и фи­зических)лиц на территории страны. Все налоги, сборы, по­шлины и)другие платежи поступают в бюджетную систему Рос­сии, т.е. формируют денежные доходы государства. Государству собираемое средства нужны для выполнения принятых на себя социально оборонной, правоохранительной и других функций. При существовании СССР платежи государственных предпри­ятий не носили налогового характера. Осуществление рыночных преобразований в России привело к созданию налоговой служ­бы, которая является государственным механизмом финансо­вого воздействия на экономику через систему налогов и сборов. Система (органов Государственной налоговой службы Россий­ской Федерации включает в себя:

• центральный республиканский (Российской Федерации) ор­ган государственного управления — Государственную налоговую службу РФ;

• государственные налоговые инспекции по республикам в составу Российской Федерации;

• государственные налоговые инспекции по краям, областям,
автономным образованиям, районам, городам (за исключением городов районного подчинения);

• государственные налоговые инспекции районов в городах.

Государственная налоговая служба Российской Федерации вхо­дит в систему центральных, органов государственного управления Российской Федерации и подчиняется Президенту Российской Федерацию! и Правительству Российской Федерации.

Основной задачей Государственной налоговой службы Рос­сийской (федерации является контроль за соблюдением законо­дательств о налогах, правильностью их исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты государственных налогов и других платежей, установленных законодательством.

Целью системы управления налогообложением является опти­мальное и эффективное развитие экономики посредством воздей­ствия субъекга управления на объекты управления. В рассматри­ваемой системе в качестве объектов управления выступают пред­приятия ih организации различных форм собственности и населе­ние. Субъектом управления является государство в лице налоговой службы. Воздействие осуществляется через систему установленных законодательством налогов.

Эффективное функционирование налоговой системы возмож­но только при использовании передовых информационных техно­логий, базирующихся на современной компьютерной технике. С этой целью в органах налоговой службы создается автоматизиро­ванная информационная система, которая предназначена для ав­томатизации функций всех уровней налоговой службы по обеспе­чению сбора налогов и других обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды, проведению комплексного оперативного анализа материалов по налогообложению, обеспечению органов управления и соответствующих уровней налоговых служб досто­верной информацией.

Для создания автоматизированной информационной системы налоговой службы необходимо знать, какие функции свойственны каждому уровню и как осуществляется взаимодействие между эти­ми уровнями. Система имеет иерархическую структуру, представ­ленную на рисунке 15.

 

 

 

 


Рисунок 15 – Структура системы органов Государственной налоговой службы РФ

 

Структура и состав системы управления налогообложением России соответствуют ее административно-территориальному де­лению. Налоговая служба построена таким образом, чтобы обеспе­чить единство целей, при котором отдельные системы управления одного уровня функционируют по единой схеме, решают одинако­вый набор задач по заранее разработанной методологии и техно­логии обработки данных.

Первые уровни Государственной налоговой службы состоят из подразделений, осуществляющих методологическое руководство и контроль за налогообложением по видам налогов. Непосредствен­ное взаимодействие с объектами управления, т.е. налогоплатель­щиками (как юридическими лицами — предприятиями и органи­зациями, так и физическими лицами - населением) осуществляет 3-й уровень. Как показано на рис. 1, низовым уровнем являются налоговые инспекции районов, городов без районного деления и городских районов. Они осуществляют следующие функции:

• контроль за соблюдением законодательства о налогах и дру­гих платежах в бюджет;

• учет плательщиков налогов и платежей в бюджет;

• обеспечение правильности исчисления налогов и платежей и
контроль за своевременностью их поступления в бюджет;

• проверка достоверности и контроль за своевременностью
представления плательщиками бухгалтерской отчетности и расче­тов, связанных с исчислением и уплатой налогов и платежей в бюджет;

• взаимодействие с органами исполнительной власти, правоохранительными, финансовыми и кредитными органами в части
контроля за правильностью реализации и исполнения законода­тельства;

• наложение финансовых санкций, предусмотренных законодательством за его нарушение, и обеспечение правильности их при­менения;

• составление, анализ и представление в районные и городские
финансовые органы сведений о фактически поступивших суммах
налогов и платежей в бюджет;

• составление, анализ и представление вышестоящим государ­ственным налоговым органам установленной отчетности;

ведение в установленном порядке делопроизводства и другие функции.

Для осуществления всех указанных функций в системе управ­ления органами Госналогслужбы РФ создана автоматизированная информационная система «Налог».

Автоматизированная информационная система (ЛИС) «Налог» представляет собой форму организационного управления органами госналогслужбы на базе новых средств и методов обработки данных, ис­пользования новых информационных технологий. АИС «Hanoi» позво­ляет расширить круг решаемых задач, повысить аналитичность, обоснованность и своевременность принимаемых решений, сни­зить трудоемкость и рационализировать управленческую деятель­ность налоговых органов путем применения экономико-математических методов, вычислительной техники и средств связи, упорядочения информационных потоков. Цели функционирования автоматизированной информационной системы «Налог» можно сформулировать следующим образом:

- Повышение эффективности функционирования системы на­логообложения за счет оперативности и повышения качества при­нимаемых решений.

- Совершенствование оперативности работы и повышение производительности труда налоговых инспекторов.

- Обеспечение налоговых инспекций всех уровней полной и своевременной информацией о налоговом законодательстве.

- Повышение достоверности данных по учету налогоплатель­щиков и эффективности контроля за соблюдением налогового за­конодательства.

- Улучшение качества и оперативности бухгалтерского учета.

- Получение данных о поступлении налогов и других платежей в бюджет.

- Анализ динамики поступления сумм налогов и возможность прогноза этой динамики.

- Информирование администрации различных уровней о по­ступлении налогов и соблюдении налогового законодательства.

- Сокращение объема бумажного документооборота.

На современном этапе развития экономики страны успех дея­тельности налоговой системы России во многом зависит от эффек­тивности функционирования АИС. Автоматизированные инфор­мационные системы реализуют соответствующие информационные технологии. Автоматизированная информационная технология (АИТ) в налоговой системе — это совокупность методов, информационных процессов и программно-технических средств, объединенных в техно­логическую цепочку, обеспечивающую сбор, обработку, хранение, рас­пространение и отображение информации с целью снижения трудоем­кости процессов использования информационного ресурса, а также по­вышения их надежности и оперативности. Информационными ре­сурсами являются формализованные идеи и знания, различные данные, методы и средства их накопления, хранения и обмена ме­жду источниками и потребителями информации.

Одной из приоритетных задач налоговой службы является ин­форматизация налоговых органов, предполагаются использование информационных технологий, создание информационных систем, эффективно поддерживающих функционирование структуры на­логовых органов.

Структура АИС налоговой службы, как и структура самих на­логовых органов, является многоуровневой. Существующая в стра­не система налоговой службы состоит из большого числа элемен­тов. Вся система и каждый ее элемент обладают обширными внут­ренними и внешними связями. Для нормального функционирова­ния системы осуществляется управление как отдельными элемен­тами (налоговыми инспекциями), так и системой в целом. В на­логовой системе процесс управления является процессом инфор­мационным. Как любая экономическая система, АИС налоговой службы имеет стандартный состав и состоит из функциональной и обеспечивающей частей.

Функциональная часть отражает предметную область, содер­жательную направленность АИС. В зависимости от функций, вы­полняемых налоговыми органами, в функциональной части выде­ляются подсистемы, состав которых для каждого уровня АИС «Налог» свой. Функциональные подсистемы состоят из комплексов задач, характеризующихся определенным экономиче­ским содержанием, достижением конкретной цели, которую долж­на обеспечить функция управления. В комплексе задач использу­ются различные первичные документы и составляется ряд выход­ных документов на основе взаимосвязанных алгоритмов расчетов. Алгоритмы расчетов базируются на методических материалах, нор­мативных документах и инструкциях. В состав каждого комплекса входят отдельные задачи. Задача характеризуется логически взаи­мосвязанными выходными документами, получаемыми на основе единых исходных данных.

Обеспечивающая часть включает информационное, техниче­ское, программное и другие виды обеспечения, характерные для любой автоматизированной информационной системы организа­ционного типа.

Информационное обеспечение включает весь набор показате­лей, документов, классификаторов, кодов, методов их применения в системе налоговых органов, а также информационные массивы данных на машинных носителях, используемые в процессе автома­тизации решения функциональных задач.

Техническое обеспечение представляет собой совокупность технических средств обработки информации, основу которых со­ставляют различные ЭВМ, а также средств, позволяющих переда­вать информацию между различными автоматизированными рабо­чими местами как внутри налоговых органов, так и при их взаимо­действии с другими экономическими объектами и системами.

Программное обеспечение представляет собой комплекс разно­образных программных средств общего и прикладного характера, необходимый для выполнения различных задач, решаемых налого­выми органами.

Автоматизированная информационная система налоговой службы относится к классу больших систем. К ней, как и к любой подобной системе такого класса, предъявляется ряд требований: достижение целей создания системы; совместимость всех элемен­тов данной системы как в ее рамках, так и с другими системами, системность, декомпозиция и др. Эти требования предполагают возможность модернизации элементов системы, адаптацию их к меняющимся условиям; надежность в эксплуатации и достовер­ность информации, однократность ввода исходной информации и многофункциональное, многоплановое использование выходной информации; актуальность информации, хранящейся в базе дан­ных. АИС при минимальных затратах ручного труда должна обес­печить сбор, обработку и анализ информации о состоянии объекта управления, выработку управляющих воздействий, обмен инфор­мацией как внутри системы, так и между другими системами оди­накового и разных уровней. АИС должна быть оснащена таким комплексом технических средств, который обеспечивал бы реали­зацию управляющих алгоритмов, связь между системами, простоту ввода исходной информации, разнообразие вывода результатов об­работки, простоту и технологичность технического обслуживания, совместимость всех технических модулей как в программном, так и в информационном аспекте. Существенным требованием является разработка и функционирование системы на базе имеющихся опе­рационных систем различных типов, пакетов прикладных про­грамм, ориентированных на обработку данных и решение функ­циональных задач, систем управления базами данных, обеспечи­вающих накопление, ведение и выдачу в обработку информации, необходимой для решения задачи пользователем или удовлетворе­ния его информационного запроса, пакетов программ, обеспечи­вающих обмен информацией между системами и т.д. В информа­ционном аспекте система должна предоставлять достаточную и полную информацию для реализации ее основных функций, иметь рациональные системы кодирования, использовать общие класси­фикаторы информации, иметь хорошо организованные информа­ционные файлы и базы данных, управляемые СУБД, формировать выходную информацию в форме, удобной для восприятия пользо­вателями, и т.д.

Создание подобной системы связано с решением целого ряда проблем. Это прежде всего информационное объединение налого­вых служб сетями телекоммуникаций и обеспечение возможности доступа к информационным ресурсам каждой из них; разработка, создание и ведение баз данных; оснащение налоговых органов вы­числительными комплексами с развитой периферией; разработка программных средств, обеспечивающих решение функциональных задач системы. В основе создания АИС «Налог» лежит концепция жизненного цикла программных систем. На первом этапе осущест­вляются анализ предметной области и разработка постановки зада­чи или комплекса задач. Постановка задачи осуществляется при непосредственном участии специалистов налоговой службы, чьи функции подлежат автоматизации. Сущность этого этапа состоит в обследовании организационной и функциональной структуры на­логового органа и разработки технического задания, для чего ис­пользуются методы информационного анализа, исследования опе­раций, теории сложных систем. На основе технического задания разрабатывается технический проект автоматизированной системы. Целью данной стадии является создание информационно-логи­ческих моделей системы налогообложения. Важнейшей частью со­здания технического проекта является выбор программных средств и методов реализации проекта. В качестве критериев выбора можно назвать следующие: оптимальное соответствие информационно-логической модели налогового органа, выполнение основных функций обработки, возможность функционирования в различных операционных средах, возможность создания информационного интерфейса с другими средами и системами, перспективы развития среды с учетом современных тенденций в информационных техно­логиях и ряд других. Для реализации отдельных несложных задач могут быть использованы электронные таблицы. Существенное ме­сто в проекте занимают информационно-справочные системы, та­кие, как законодательные и нормативные акты по налогообложе­нию, базы данных по общеправовым вопросам, базы данных по инструктивным и методическим материалам и т.д. Без их исполь­зования не обходится ни одно структурное подразделение налого­вых органов. К системам, поддерживающим эти базы данных, можно отнести «Консультант», «Плюс», «Гарант», «Юсис» и другие подобные системы. Важным шагом на этапе технического проек­тирования является определение состава и структуры профессио­нальных баз данных, функциональный и информационный состав которых зависит от функции конкретного исполнителя. К ним можно отнести базы исходных и отчетных данных по налоговым поступлениям в различных разрезах, базы данных документов внутреннего пользования различного назначения, базы данных, содержащих письма, предложения, ответы по налоговому законо­дательству и т.д. Для создания таких баз могут использоваться как методы индивидуального проектирования, так и уже имеющиеся программные средства. Следующим этапом является рабочее про­ектирование. На этом этапе выполняются работы по созданию не­обходимой документации, структурированию и программированию компонентов, определенных на предыдущем этапе. Результатом рабочего проекта служит комплекс АРМ специалистов налоговых органов, комплекс баз данных пользователей, комплекс техниче­ской документации на систему. Средства, используемые на этапе рабочего проектирования, включают в себя всё многообразие про­граммных продуктов начиная от операционных систем до языков программирования. По окончании рабочего проектирования про­водится внедрение разработанного проекта. Внедрение осуществ­ляется по методике, содержащей перечень и последовательность мероприятий, связанных с внедрением АИС, ожидаемые результа­ты, критические точки отказов, критические временные периоды.

В соответствии с методикой внедрения подготавливаются исход­ные данные для внедрения. Контрольный пример отражает реаль­ные информационные совокупности и содержит всевозможные ва­рианты и сочетания информационных условий каждой функцио­нальной задачи для выявления наибольшего числа отказов. Особое внимание должно быть уделено узким местам в технологическом процессе обработки информации. По результатам внедрения со­ставляется акт, в котором содержатся оценка полученного резуль­тата и перечень замечаний, подлежащих устранению. После устра­нения недостатков составляется протокол о приемке проекта и процесс проектирования заканчивается.

В процессе эксплуатации системы необходимо осуществлять сопровождение проекта. Это связано с тем, чтопроект по существу является прототипом проектируемой системы, разрабатывается специалистами по информатизации и в дальнейшем может быть модернизирован в зависимости от изменяющихся условий функ­ционирования системы налоговой службы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-08; Просмотров: 1103; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.028 сек.