Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Стили лидерства




Качества, наиболее часто встречающиеся у успешного лидера

Качества эффективного лидера

Тема 15. Лидерство и стиль управления

15.1. Понятия «лидер» и «руководитель»

Понятие лидерства относится к характеристике психологических отношений, возникающих в команде (система личных отношений).

Понятие руководства относится к организации непосредственно всей деятельности команды, к процессу управления ею (система деловых отношений).

Успешные лидеры могут обладать сильно различающимися или даже взаимоисключающими качествами (табл.37).

Данный перечень не означает, что успешному лидеру необходимо обладать всеми перечисленными выше качествами. Однако важно знать, что многие из этих качеств можно приобрести или развить с помощью целенаправленной работы над собой. Основное условие при этом – умение проводить самоанализ, которые позволит определить области для саморазвития и самосовершенствования.

Однако совокупность лидерских качеств еще не является исчерпывающей характеристикой лидера и его поведения. Важно, как эти качества проявляются, и каковы их «приоритеты».

Таблица 37

Интеллектуальные способности Черты характера личности Приобретенные умения
- Ум и логика - Рассудительность - Проницательность - Оригинальность - Способность к концептуализации - Образованность - Знание дела - Умение выражать свои мысли - Любознательность и способность осваивать новые знания и навыки - Развитая интуиция - Инициативность - Гибкость - Бдительность - Созидательность и творчество - Честность - Целостность личности - Смелость - Уверенность в себе - Уравновешенность - Независимость - Самостоятельность - Амбициозность - Целеустремленность - Настойчивость и упорство - Энергичность - Работоспособность - Властность - Обязательность - Агрессивность - Умение заручаться поддержкой - Умение работать в команде - Умение завоевывать популярность и престиж - Такт и дипломатичность - Умение брать на себя риск и ответственность - Умение организовывать - Умение убеждать - Умение изменять себя - Надежность - Умение шутить и понимать юмор - Умение разбираться в людях

Описание поведения лидера принято называть стилем лидерства. Наибольшую популярность у практиков получила система описания стилей лидерства, под названием «управленческая решетка», предложенная Р.Блейком и Дж.Моутоном.

«Управленческая решетка» - это двухмерная схема, горизонтальная ось которой отражает ориентацию лидера на выполнение задания, а вертикальная – его ориентацию на отношения между людьми. Оси шкалированы (от 1 до 9) (рис. 50).

Рисунок 50. «Управленческая решетка» Блейка-Моутона

Вертикальная ось этой схемы ранжирует «заботу о человеке» по шкале от 1 до 9. Горизонтальная ось ранжирует «заботу о производстве» также по шкале от 1 до 9. Стиль руководства определяется обоими этими критериями. Всего мы получаем 81 позицию (9´9), т.е. 81 вариант стиля управления. Блейк и Моутон описали пять крайних и наиболее характерных позиций матрицы.

1.1. – нищета управления (примитивное руководство или обедненное управление). Со стороны руководителя требуется лишь минимальное усилие, чтобы добиться такого качества работы, которое позволит избежать увольнения. Эта позиция характеризует такой тип руководителя, который достаточно холодно относится как к своим подчиненным, так и к самому процессу производства.

1.9. – клубное управление (социальное руководство или управление в духе загородного клуба). Руководитель сосредоточивается на хороших, теплых человеческих взаимоотношениях, но мало заботится об эффективности выполнения заданий. Эта позиция характеризует руководителей, которые уделяют особое внимание нуждам и потребностям своих подчиненных, чего нельзя сказать о процессе производства.

9.1. – авторитет – подчинение (власть и подчинение). Руководитель очень заботится об эффективности выполняемой работы, но обращает мало внимания на моральный настрой подчиненных. Эта позиция характерна для менеджеров, которые во главу угла ставят заботу о производстве и практически не осуществляют никакой социальной деятельности.

5.5. – организация (производственно-социальное управление или организационное управление). Руководитель достигает приемлемого качества выполнения заданий, находя баланс эффективности и хорошего морального настроя. Эта позиция характеризует тот тип руководителя, который умело сочетает заботу о людях с заботой о производстве.

9.9. – команда (групповое управление). Благодаря усиленному вниманию к подчиненным и эффективности, руководитель добивается того, что подчиненные сознательно приобщаются к целям организации. Это обеспечивает и высокий моральный настрой, и высокую производительность. Эта позиция характеризует такой тип руководителя, который одинаково бережно относится как к людям, так и к возглавляемому им производству.

Блэйк и Моутон исходили из того, что самым эффективным стилем руководства – оптимальным стилем – было поведение руководителя в позиции 9.9. По их мнению, такой руководитель сочетает в себе высокую степень внимания к своим подчиненным и такое же внимание к производительности. Они также поняли, что есть множество видов деятельности, где трудно четко и однозначно выявить стиль руководства, но считали, что профессиональная подготовка и сознательное отношение к целям позволяет всем руководителям приближаться к стилю 9.9, тем самым, повышая эффективность своей работы. Однако практика показывает, что в разных случаях эффективными могут оказаться различные стили лидерства.

Выбор того или иного стиля лидерства зависит от:

  • сущности ситуации;
  • имеющегося опыта;
  • временных рамок;
  • имеющихся ресурсов;
  • уровня подготовки и состава членов команды;
  • власти и влияния, которыми обладает менеджер.



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-08; Просмотров: 595; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.