Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виды власти и их характеристики




Разделенное лидерство

Стили поведения лидера и принятия им решений по Херси-Бланшару

S1 директивный стиль S2 инструктивный стиль S3 поддерживающий стиль S4 делегированный стиль
- Говорить - Указывать - Направлять - Устанавливать - «Продавать», т.е.превращать команду в последователей, «купивших» идеи лидера - Объяснять - Прояснять - Убеждать - Участвовать - Поощрять - Сотрудничать - Проявлять преданность - Делегировать - Наблюдать - Отслеживать - Завершать

Таблица 39

«Вероятность успеха» при выборе стиля лидерства по Херси-Бланшару

Тип готовности Вероятность успеха
Высокая Низкая
R1 S1 S2 S3 S4
R2 S2 S1 S3 S4
R3 S3 S2 S4 S1
R4 S4 S3 S2 S1

Таким образом, менеджер, желающий стать лидером и, соответственно, эффективным руководителем команды, должен не только развивать личностные качества, необходимые успешному лидеру, но и научиться определять готовность своей команды и подстраивать свой стиль лидерства под конкретную ситуацию.

По мере развития команды, меняется роль лидера. На этапе ориентации он играет роль наставника. На этапе конфликтов и установки норм общения – роль помощника. На основном этапе работы – одновременно роль помощника, постепенно полностью принимая на заключительном этапе работы роль фасилитатора, с параллельной реализацией мониторинга и оценки.

Однако в деятельности команд, особенно небольших, имеется один нюанс: иногда невозможно, а часто и нецелесообразно, чтобы роль лидера исполнял один человек на протяжении всего периода работы команды.

При реализации решения вполне может сложиться ситуация, когда лидерами в различные периоды времени должны становиться разные люди, чья компетентность наиболее соответствует данной фазе жизненного цикла организации. Это не означает, что лидеры, выполнившие свои функции на предшествующих фазах принятия управленческих решений, должны покидать команду. Они могут продолжать в ней работать, но теперь уже на ролях рядовых членов команды. Такой подход к руководству командой получил название распределенного лидерства.

Одним из самых сложных моментов в распределенном лидерстве является поддержание мониторинга и оценки деятельности команды на постоянном и качественном уровне. Важно со сменой лидерства не потерять контроль над ними. Вполне возможна ситуация, в которой данные функции будут закреплены за менеджером, а полномочия лидера будут передаваться.

Тест «Ваш стиль управления»

Инструкция. Вам необходимо объективно ответить на вопросы, касающиеся вашего характера, привычек, склонностей. Ответы можно давать в форме знаков + («да»), если они соответствуют вашему поведению и отношению к людям, или – («нет»), если не соответствуют. Если вы ранее не сталкивались с такими ситуациями, постарайтесь представить, как бы вы могли повести себя в них.

1. В работе с людьми я предпочитаю, чтобы они беспрекословно выполняли мои распоряжения.

2. Меня легко увлечь новыми задачами, но я быстро охладеваю к ним.

3. Люди часто завидуют моему терпению и выдержке.

4. В трудных ситуациях я всегда сначала думаю о других, а потом о себе.

5. Мои родители редко заставляли меня делать то, чего я не хотел.

6. Меня раздражает, когда кто-то проявляет слишком много инициативы.

7. Я очень напряженно работаю, так как не могу положиться на своих помощников.

8. Когда я чувствую, что меня не понимают, я отказываюсь от намерений доказать что-либо.

9. Я умею объективно оценивать своих подчиненных, выделив среди них сильных, средних и слабых.

10. Мне приходится часто советоваться со своими помощниками, прежде чем отдать соответствующее распоряжение.

11. Ч редко настаиваю на своем, чтобы не вызвать у людей раздражения.

12. Уверен, что мои оценки успехов и неудач подчиненных точны и справедливы.

13. Я всегда требую от подчиненных неукоснительного соблюдения моих распоряжений.

14. Мне легче работать одному, чем кем-либо руководить.

15. Многие считают меня чутким и отзывчивым руководителем.

16. Мне кажется, что от коллектива нельзя ничего скрывать – ни хорошее, ни плохое.

17. Если я встречаю сопротивление, у меня пропадает интерес к работе с людьми.

18. Я игнорирую коллективное руководство, чтобы обеспечить эффективность единоначалия.

19. Чтобы не подорвать свой авторитет, я не признаюсь другим в своих ошибках.

20. Мне часто не хватает времени для эффективной работы.

21. На грубость подчиненного я стараюсь дать ответ, не вызывающий конфликта.

22. Я делаю все возможное, чтобы подчиненные охотно выполняли мои распоряжения.

23. С подчиненными у меня очень тесные контакты и приятельские отношения.

24. Я стремлюсь любой ценой всегда быть первым во всех начинаниях.

25. Я пытаюсь выработать универсальный стиль управления, подходящий для большинства ситуаций.

26. Мне легче подстроиться под мнение большинства коллектива, чем выступать против него.

27. Мне кажется, что подчиненных надо хвалить за каждое, пусть даже незначительное, достижение.

28. Я не могу критиковать подчиненных в присутствии других людей.

29. Мне чаще приходится просить, чем требовать.

30. Я часто теряю контроль над своими чувствами, особенно когда мне надоедают.

31. Если бы я имел возможность чаще бывать среди подчиненных, эффективность моего руководства значительно бы повысилась.

32. Я иногда проявляю равнодушие к интересам и увлечениям подчиненных.

33. Я предоставляю более опытным подчиненным больше самостоятельности в решении сложных задач, специально контролируя их.

34. Я часто анализирую и обсуждаю с подчиненными их проблемы.

35. Мои помощники справляются не только со своими, но и с частью моих функциональных обязанностей.

36. Мне легче избежать конфликта с вышестоящим руководством, чем с подчиненными, которых всегда можно поставить на место.

37. Я всегда добиваюсь выполнения своих распоряжений наперекор обстоятельствам.

38. Самое трудное для меня –вмешиваться в ход работы людей, требовать от них дополнительных усилий.

39. Чтобы лучше понять подчиненных, я стараюсь поставить себя на их место.

40. Я думаю, что управление людьми должно быть гибким: подчиненным нельзя демонстрировать ни железной непреклонности, ни панибратства.

41. Меня больше волнуют собственные проблемы, чем проблемы подчиненных.

42. Мне часто приходится заниматься текущими делами, и я испытываю от этого больше эмоциональные и интеллектуальные нагрузки.

43. Родители заставляли меня подчиняться даже тогда, когда я считал это неразумным.

44. Работу с людьми я представляю себе как мучительное занятие.

45. Я стараюсь развивать в коллективе взаимопомощь и сотрудничество.

46. Я с благодарностью отношусь к предложениям и советам подчиненных.

47. Главное в руководстве – распределять обязанности.

48. Эффективность управления достигается тогда, когда подчиненные существуют лишь как исполнители воли менеджера.

49. Подчиненные в массе своей – безответственные люди, поэтому их нужно постоянно контролировать.

50. Лучше всего предоставлять полную самостоятельность коллективу и ни во что не вмешиваться.

51. Для эффективности руководства нужно поощрять наиболее способных подчиненных и строго взыскивать с нерадивых.

52. Я всегда признаю свои ошибки и выбираю более правильное решение.

53. Мне часто приходится объяснять неудачи в управлении объективными обстоятельствами.

54. Нарушители дисциплины должны строго наказываться.

55. В критике подчиненных я бываю беспощаден.

56. Иногда мне кажется, что в коллективе я – лишний человек.

57. Прежде, чем делать выговор подчиненному, я стараюсь его похвалить.

58. Я хорошо взаимодействую с коллективом и считаюсь с его мнением.

59. Меня часто упрекают в чрезмерной мягкости к подчиненным.

60. Если бы мои подчиненные действовали так, как я требую, я бы достиг гораздо большего.

В зависимости от полученных сумм ответов, степень выраженности стиля будет различной: минимальной (0-7), средней (8-13), высокой (14-20).

Если оценки минимальны по всем трем показателям, стиль считается неустойчивым, неопределенным. У опытного руководителя наблюдается комбинация стилей управления. Более предпочтительно сочетание авторитарного и демократического стилей управления, когда руководитель применяет гибкие методы работы с людьми и повседневно утверждает эффективный стиль управления.

Таблица 40

Ключ-таблица к тесту

Стиль управления Номера ответов-утверждений Сумма ответов
Авторитарный 1, 6, 7, 12, 13, 18, 19, 24, 25, 30, 31, 36, 37, 42, 43, 48, 49, 54, 55, 60  
Либеральный 2, 5, 8, 11, 14, 17, 20, 23, 26, 29, 32, 35, 38, 41, 44, 47, 50, 53, 56, 59  
Демократический 3, 4, 9, 10, 15, 16, 21, 22, 27, 28, 33, 34, 39, 40, 45, 46, 51, 52, 57, 58  

Тест «ваш стиль и способности к общению»

Инструкция. Ниже перечислены качества личности, которые вам присущи в большей или меньшей степени. Оцените их по трехбалльной шкале:

3 балла – присущи в большей степени;

2 балла – присущи;

1 балл – присущи в меньшей степени.

При ответах на вопросы будьте предельно откровенны. Старайтесь отвечать быстро, фиксируя в ответах те мысли, которые у вас возникли при первом прочтении вопроса.

Способность настоять на своем.

Независимость и оригинальность суждений.

Способность выступить с докладом, сообщением.

Способность вести дискуссию.

Напористость и даже непримиримость.

Доброжелательность, отзывчивость.

Исполнительность.

Способность подчинить своей воле других.

Эмоциональность, непосредственность.

Рациональный подход к делу.

Способность проводить в жизнь свои идеи.

Доступность в общении.

Серьезность, обязательность.

Чувство юмора.

Способность обстоятельно инструктировать кого-либо.

Способность убедить собеседника в чем-либо.

Спокойное и даже безразличное отношение к конфликтам в коллективе.

Способность понять каждого, войти в его положение.

2. Представьте себе, что вы в компании друзей, хотя в ней появились и новые для вас людей. Оцените по трехбалльной шкале состояния и действия, которые наиболее характерны для вас – 3 балла, присущи вам – 2, характерны в меньшей степени – 1 балл.

Новые в компании люди, как правило, вас не очень устраивают.

Вы, как правило, придумываете какое-то оригинальное развлечение.

Вы произносите солидную, обстоятельную речь в честь виновника торжества.

Вы беседуете с кем-то по душам.

Иногда в вас появляется агрессивность.

Вы добродушны и в равной степени доброжелательны ко всем.

Вы с удовольствием включаетесь во все розыгрыши, которые предлагают другие.

Вас, как правило, выбирают тамадой.

Иногда ваша излишняя эмоциональность не всем нравится.

Вы стремитесь раньше уйти домой.

Вам приходится кое-кого достаточно строго «ставить на место».

Вы свободно общаетесь с людьми любого ровня культуры и образования.

На развлечения вам часто жаль времени.

Вы любите рассказывать смешные истории, анекдоты.

Вы предпочитаете вести деловые разговоры.

Вы стараетесь кому-то что-то внушить, кого-то убедить.

К конфликтам в компании, если они вас лично не касаются, относитесь равнодушно.

Почему-то именно вам пытаются излить душу.

3. При разрешении конфликтных ситуаций вам удается лучше и эффективнее применять одни приемы и несколько хуже – другие. Оцените по трехбалльной шкале те приемы (действия), которые вам удается применить всегда в 3 балла, удается – 2 балла, менее эффективно – 1 балл.

При разрешении конфликтной ситуации придерживаюсь мнения большинства коллектива.

Пытаюсь найти оригинальный и неожиданный для многих способ разрешения конфликтной ситуации.

Предпочитаю отчитать каждого виновника конфликта в отдельности.

Аргументировано доказываю свою точку зрения.

Считаю, если конфликт принципиальный, лучше ни в чем не уступать.

Всегда пытаюсь понять своего противника, его аргументы и доводы.

Лучше, если конфликт разрешает сам коллектив.

Думаю, что конфликтную ситуацию должен разрешать руководитель.

Предпочитаю бурно и эмоционально реагировать, выражать обиду.

В случае конфликта, не поддаюсь эмоциям, а стараюсь найти рациональное решение.

В случае конфликта провожу свою линию, доказываю свою точку зрения до конца.

В случае конфликта привлекаю на свою сторону как можно больше членов коллектива, чтобы через них воздействовать на оппонента.

Конфликт – дело серьезное, а потому я не превращаю его в шутку.

Мне часто удается выйти из конфликтной ситуации, используя шутку и юмор.

В условиях возникновения конфликта, отдаю предпочтение тому, чтобы собрать исчерпывающую информацию о конфликтующих сторонах, чтобы убедиться, кто прав, а кто виноват.

В условиях разрешения конфликта делаю ставку на то, чтобы убедить оппонента.

Стараюсь не вникать в конфликт, если он меня не касается.

Мне чаще всего удается предвидеть заранее, что с данным человеком возможна конфликтная ситуация.

Полярная шкала качеств личности

9 баллов – очень высокий уровень развития способностей;

8 баллов – высокий уровень;

7 – значительно выше среднего;

6 – чуть выше среднего;

5 – средний уровень;

4 – чуть ниже среднего;

3 – ниже среднего;

2 – низкий уровень;

1 – очень низкий уровень.

Таблица 41

Способности (качества) Полярная шкала оценок Способности (качества)
1. Консервативный   2. Эвристический
3. Монологичный   4. Диалогичный
5. Агрессивный   6. Доброжелательный
7. Ведомый   8. Лидерский
9. Эмоциональный   10. Рациональный
11. Авторитарный   12. Демократичный
13. Серьезный   14. Юмористический
15. Инструктирующий   16. Внушающий

Подсчет результатов по каждому качеству осуществляется простым суммированием оценок (баллов), которые вы себе выставляете в ответах на вопросы первой позиции (1.1. + 2.1. + 3.1), далее по второй (1.2 + 2.2 + 3.2) и т.д.

При суммировании баллов по каждому качеству на вопросы теста вы можете набрать минимально 3, максимально 9 баллов.

На основе выявления наиболее развитого качества можно сделать заключение и о стиле общения личности. Например, может доминировать «доброжелательный» стиль общения или, наоборот, «агрессивный». Но самое главное – вы сможете выявить свои сильные и слабые качества среди коммункативно-лидерских способностей и далее на этой основе строить программу самосовершенствования, саморазвития.

Информация для размышления

В каких ситуациях делового общения наиболее целесообразны те или иные стратегии взаимодействия:

- приспособление («медвежонок»):

  • наиболее важной задачей является восстановление спокойствия и стабильности, а не разрешение конфликта;
  • предмет разногласий более существенен для оппонента, чем для вас;
  • открывается возможность более сложных проблемных ситуаций по сравнению с той, которая рассматривается сейчас, а пока необходимо упрочить взаимное доверие;
  • существует возможность позволить подчиненным действовать по собственному усмотрению, с тем, чтобы они приобрели умения и навыки, извлекая уроки из собственных ошибок;
  • необходимо признать собственную неправоту;
  • отстаивание своей точки зрения требует много времени и значительных интеллектуальных усилий;
  • вас не особенно волнует случившееся;
  • вы хотите сохранить мир и добрые отношения с другими людьми;
  • Вы чувствуете, что важнее сохранить с кем-то хорошие взаимоотношения, чем отстаивать свои интересы;
  • вы понимаете, что итог намного важнее для другого человека, чем для вас.

- компромисс («лиса»):

  • у сторон одинаково убедительные аргументы;
  • необходимо время для урегулирования сложных проблем;
  • требуется принять срочное решение при дефиците времени;
  • сотрудничество и директивное утверждение своей точки зрения не приводят к успеху;
  • обе стороны обладают одинаковой властью и имеют взаимоисключающие интересы;
  • вас может устроить временное решение;
  • удовлетворение вашего желания имеет для вас не слишком большое значение, и вы можете несколько изменить поставленную вначале цель;
  • компромисс позволит вам сохранить нормальные взаимоотношения, и вы предпочитаете хоть что-то получить, чем все потерять.

- сотрудничество («сова»):

  • необходимо найти общее решение, если каждый из подходов к проблеме слишком важен и не допускает компромиссных вариантов;
  • основной целью обсуждения является приобретение совместного опыта работы, получение широкой информации;
  • необходима интеграция точек зрения и сближение мнений сотрудников;
  • представляется важным усиление личностной вовлеченности в деятельность и групповой сплоченности;
  • у вас тесные, длительные и взаимозависимые отношения с другой стороной;
  • у вас есть время поработать над возникшей проблемой (это хороший подход к разрешение конфликтов на основе перспективных планов);
  • вы и ваш оппонент хотите поставить на обсуждение некоторые идеи и потрудиться над выработкой решения.

- игнорирование, избегание («черепаха»):

  • источник разногласий тривиален и несущественен по сравнению с более важными задачами;
  • необходимо время, чтобы восстановить спокойствие и создать условия для трезвой оценки ситуации;
  • изучение ситуации и поиск дополнительной информации о природе конфликта представляется более предпочтительным, чем немедленное принятие какого-либо решения;
  • предмет спора не имеет отношения к делу, уводит в сторону и при этом является симптомом других, более серьезных проблем;
  • подчиненные или коллеги могут сами успешно урегулировать конфликт;
  • напряженность слишком велика, вы чувствуете необходимость ее ослабления;
  • вы знаете, что не можете или даже не хотите решить конфликт в свою пользу;
  • у вас мало власти для решения проблемы или для ее решения желательным для вас способом;
  • пытаться немедленно решить проблему опасно, поскольку открытое ее обсуждение может только ухудшить ситуацию.

- соперничество, конкуренция («акула»):

  • требуются быстрые и решительные меры в случае непредвиденных и опасных ситуаций;
  • целесообразно при решении глобальных проблем, связанных с эффективностью деятельности (при уверенности руководителя в своей работе);
  • идет взаимодействие с подчиненными, предпочитающими авторитарный стиль;
  • исход очень важен для вас, и вы делаете ставку на свое решение возникшей проблемы;
  • вы обладаете достаточным авторитетом для принятия решения, представляется очевидным, что предполагаемое вами решение – наилучшее;
  • вы чувствуете, что у вас нет итого выбора и что вам нечего терять.

Контрольные вопросы

1. В чем основная суть руководства командой?

2. Дайте определения понятиям «лидерство» и «руководство».

3. Какие личностные качества наиболее часто встречаются у успешных менеджеров? Какие из них наиболее важны?

4. Что такое «стиль лидерства»? Какие бывают стили лидерства? От чего зависит выбор того или иного стиля?

5. Какие виды власти вам известны? Охарактеризуйте каждый из них.

6. В чем заключается смысл стратегий влияния лидера? На чем строиться каждая из стратегий? Применение какой из стратегий наиболее эффективно в командной работе?

7. Что такое «ситуационное лидерство». Что вам известно о теории Херси-Бланшара?

8. В каких ситуациях эффективно применять ситуационное лидерство?

9. Прокомментируйте девиз лидера: «Не уступай!».

15.5. Динамика групп и лидерство в системе менеджмента [9]

Проблема управления человеком в организации не сводится только к взаимодействию работника и менеджера. В любой организации человек работает в окружении коллег, товарищей по работе. Он является членом формальных и неформальных групп, что оказывает на него исключительно большое влияние: либо помогая более полно раскрываться его потенциалу, либо подавляя способности и желания работать производительно, с полной отдачей. Организация ожидает от человека, что он будет выполнять определенную роль. Если член организации успешно выполняет свою роль и если при этом он сам лично удовлетворен характером, содержанием и результатами своей деятельности в организации и своего взаимодействия с организационным окружением, то не возникает конфликтных противоречий, подрывающих взаимодействие человека и организации. Одним из важнейших условий этого является правильное построение роли и формирование верных предпосылок в отношении содержания, сущности и роста данной роли в системе организации.

У социальной роли можно выделить 3 стороны:

1. Система социальных ожиданий форм поведения человека в соответствие с его статусом (положением в обществе).

2. Система ожиданий человека от самого себя.

3. Открытое наблюдаемое поведение.

А.В. Петровский выделяет следующие этапы развития трудового коллектива.

1. Диффузная группа (группа людей, не имеющих общей цели и деятельности).

2. Группа-ассоциация (есть общая цель, официальная структура, но нет совместной деятельности).

3. Группа-кооперация (формируется общая деятельность).

4. Группа-автономия (развита групповая сплоченность, эффективная общая деятельность).

5. Трудовой коллектив (организация, характеризующаяся совместной социально значимой деятельностью).

Эффективное лидерство предполагает всесторонний самоанализ. Признается, что лидерским способностям и умениям можно научиться. Известно также, что лидерами становятся не сразу. Этому обычно предшествует определенный тип карьеры в организации. Следует отметить, что лидерство – это не набор навыков и умений, а качества характера. Сила лидерского влияния прямо пропорциональна степени принятия последователем того, что лидер предлагает сделать. Власть и влияние являются главными в работе лидера. Рассмотрим то, как используется власть в рамках эффективного лидерства (табл. 42).

Таблица 42

Виды власти Характеристика
   
Экспертная власть может помочь лидеру вести последователей за собой, если они поверили в то, что лидер имеет больше специальных знаний в определенной области, чем они
Власть примера является во многих случаях причиной признания и последующего обожания (харизма) лидера последователями. Данный источник власти исходит непосредственно от последователей, и для этого лидеру необходимо «найти» своих обожателей, а не наоборот
Право на власть приобретается лидером в ходе его карьеры и исходит из его позиции в организации. Однако реально этим правом лидер может пользоваться только до того момента, пока это признается его последователями и принимается ими как указание к действию
Власть информации связана с индивидуальными способностями и умением лидера соединять на своем уровне несоединяемые внизу концы информационных потоков

Продолжение таблицы 42

 

   
Принятие решения важно для лидера на этапе его «последнего слова», которого, как правило, ждут от него последователи. Эффективное лидерство предполагает активное участие последователей на всех остальных этапах принятия решения и высокий уровень «решительности» у самого лидера
Вознаграждение и принуждение ассоциируются с возможностью быть или не быть в одной «упряжке» с эффективным лидером, нежели чем с месячной премией или выговором
Власть над ресурсами используется для сбалансирования недостатков и улучшения состояния дел
Власть связей реализуемая путем создания так называемых сетевых структур, способствующих поддержанию эффективного лидерства на должном уровне без количественного роста организации. Лидер должен стремиться к эффективному сочетанию всех возможных и имеющихся у него основ и источников власти, так как это является одним из главных условий эффективного лидерства



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-08; Просмотров: 956; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.078 сек.