...ТОГО, К ЧЕМУ СПОСОБНО ТЕЛО, ДО СИХ ПОР НИКТО ЕЩЕ НЕ ОПРЕДЕЛИЛ... НО, ГОВОРЯТ, ИЗ ОД- НИХ ЛИШЬ ЗАКОНОВ ПРИРОДЫ, ПОСКОЛЬКУ ОНА РАССМАТРИВАЕТСЯ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО КАК ТЕЛЕС- НАЯ, НЕВОЗМОЖНО БЫЛО БЫ ВЫВЕСТИ ПРИЧИНЫ АРХИТЕКТУРНЫХ ЗДАНИЙ, ПРОИЗВЕДЕНИЙ ЖИ- ВОПИСИ И ТОМУ ПОДОБНОГО, ЧТО ПРОИЗВОДИТ ОД- НО ТОЛЬКО ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ИСКУССТВО, И ТЕЛО ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ НЕ МОГЛО БЫ ПОСТРОИТЬ КАКОЙ- ЛИБО ХРАМ, ЕСЛИ БЫ ОНО НЕ ОПРЕДЕЛЯЛОСЬ И НЕ РУКОВОДСТВОВАЛОСЬ ДУШОЮ, НО Я ПОКАЗАЛ УЖЕ, ЧТО ОНИ НЕ ЗНАЮТ, К ЧЕМУ СПОСОБНО ТЕЛО, И ЧТО МОЖНО ВЫНЕСТИ ИЗ ОДНОГО ТОЛЬКО РАС- СМОТРЕНИЯ ЕГО ПРИРОДЫ...
Бенедикт Спиноза Этика, ч. III, теорема 2, схолия.
Предисловие
Настоящая книга возникла как итог ряда мелких и бо- лее или менее крупных работ в области искусства и пси- хологии. Три литературных исследования — о Крылове, о Гамлете 1и о композиции новеллы — легли в основу многих анализов, как и ряд журнальных статей и заме- ток2*. Здесь в соответствующих главах даны только крат- кие итоги, очерки, суммарные сводки этих работ, потому что в одной главе дать исчерпывающий анализ Гамле- та невозможно, этому надо посвятить отдельную книгу. Искание выхода за шаткие пределы субъективизма оди- наково определило судьбы и русского искусствоведения и русской психологии за эти годы. Эта тенденция к объ- ективизму, к материалистически точному естественнона- учному знанию в обеих областях создала настоящую книгу.
С одной стороны, искусствоведение все больше и боль- ше начинает нуждаться в психологических обосновани- ях. С другой стороны, и психология, стремясь объяснить поведение в целом, не может не тяготеть к сложным проб- лемам эстетической реакции. Если присоединить сюда тот сдвиг, который сейчас переживают обе науки, тот кризис объективизма, которым они захвачены,— этим будет определена до конца острота нашей темы. В самом деле, сознательно или бессознательно традицион- ное искусствоведение в основе своей всегда имело пси- хологические предпосылки, но старая популярная психо-
16 Л. С. Выготский. Психология искусства
логия перестала удовлетворять по двум причинам: во- первых, она была годна еще, чтобы питать всяческий субъективизм в эстетике, но объективные течения нуж- даются в объективных предпосылках; во-вторых, идет новая психология и перестраивает фундамент всех ста- рых так называемых «паук о духе». Задачей нашего ис- следования и был пересмотр традиционной психологии искусства и попытка наметить новую область исследова- ния для объективной психологии — поставить проблему, дать метод и основной психологический объяснительный принцип, и только.
Называя книгу «Психология искусства», автор не хо- тел этим сказать, что в книге будет дана система вопро- са, представлен полный круг проблем и факторов. Наша цель была существенно иная: не систему, а программу, не весь круг вопросов, а центральную его проблему име- ли мы все время в виду и преследовали как цель.
Мы поэтому оставляем в стороне спор о психологиз- ме в эстетике и о границах, разделяющих эстетику и чи- стое искусствознание. Вместе с Липпсом мы полагаем, что эстетику можно определить как дисциплину приклад- ной психологии, однако нигде не ставим этого вопроса в целом, довольствуясь защитой методологической и прин- ципиальной законности психологического рассмотрения искусства наряду со всеми другими, указанием на его существенную важность3*, поисками его места в систе- ме марксистской науки об искусстве. Здесь путеводной нитью служило нам то общеизвестное положение марк- сизма, что социологическое рассмотрение искусства не отменяет эстетического, а, напротив, настежь открывает перед ним двери и предполагает его, по словам Плеха- нова, как свое дополнение. Эстетическое же обсуждение искусства, поскольку оно хочет не порывать с марксист- ской социологией, непременно должно быть обосновано социально-психологически. Можно легко показать, что и те искусствоведы, которые совершенно справедливо от- граничивают свою область от эстетики, неизбежно вно- сят в разработку основных понятий и проблем искусства некритические, произвольные и шаткие психологические аксиомы. Мы разделяем с Утицом его взгляд, что искус- ство выходит за пределы эстетики и даже имеет принци- пиально отличные от эстетических ценностей черты, по что оно начинается в эстетической стихии, не растворя-
Предисловие 17
ясь в ней до конца. И для нас поэтому ясно, что психо- логия искусства должна иметь отношение и к эстетике, не упуская из виду границ, отделяющих одну область от другой.
Надо сказать, что и в области нового искусствоведе- ния и в области объективной психологии пока еще идет разработка основных понятий, фундаментальных прин- ципов, делаются первые шаги. Вот почему работа, воз- никающая на скрещении этих двух наук, работа, кото- рая хочет языком объективной психологии говорить об объективных фактах искусства, по необходимости обре- чена на то, чтобы все время оставаться в преддверии проблемы, не проникая вглубь, не охватывая много вширь.
Мы хотели только развить своеобразие психологи- ческой точки зрения на искусство и наметить централь- ную идею, методы ее разработки и содержание пробле- мы. Если на пересечении этих трех мыслей возникнет объективная психология искусства, настоящая работа бу- дет тем горчичным зерном, из которого она прорастет.
Центральной идеей психологии искусства мы считаем признание преодоления материала художественной фор- мой или, что то же, признание искусства общественной техникой чувства. Методом исследования этой проблемы мы считаем объективно аналитический метод, исходящий из анализа искусства, чтобы прийти к психологическому синтезу,— метод анализа художественных систем раз- дражателей4. Вместе с Геннекеном мы смотрим на худо- жественное произведение как на «совокупность эстети- ческих знаков, направленных к тому, чтобы возбудить в людях эмоции», и пытаемся на основании анализа этих знаков воссоздать соответствующие им эмоции. Но отли- чие нашего метода от эстопсихологического состоит в том, что мы не интерпретируем эти знаки как проявление ду- шевной организации автора или его читателей5*. Мы не заключаем от искусства к психологии автора или его чи- тателей, так как знаем, что этого сделать на основании толкования знаков нельзя.
Мы пытаемся изучать чистую и безличную психоло- гию искусстваб безотносительно к автору и читателю, ис- следуя только форму и материал искусства. Поясним: по одним басням Крылова мы никогда не восстановим его психологии; психология его читателей была разная — у
18 Л. С. Выготский. Психология искусства
людей XIX и XX столетия и даже у различных групп, классов, возрастов, лиц. Но мы можем, анализируя бас- шо, вскрыть тот психологический закон, который поло- жен в ее основу, тот механизм, через который она дей- ствует,— и это мы называем психологией басни. На де- ле этот закон и этот механизм нигде не действовали в своем чистом виде, а осложнялись целым рядом явлений и процессов, в состав которых они попадали; но мы так же вправе элиминировать психологию басни от ее кон- кретного действия, как психолог элиминирует чистую ре- акцию, сенсорную или моторную, выбора или различения, и изучает как безличную.
Наконец, содержание проблемы мы видим в том, что- бы теоретическая и прикладная психология искусства вскрыла все те механизмы, которые движут искусством, в вместе с социологией искусства дала бы базис для всех специальных наук об искусстве.
Задача настоящей работы существенно синтетическая. Мюллер-Фрейенфельс очень верно говорил, что психолог искусства напоминает биолога, который умеет произвести полный анализ живой материи, разложить ее на состав- ные части, но не умеет из этих частей воссоздать целое и открыть законы этого целого. Целый ряд работ зани- мается таким систематическим анализом психологии ис- кусства, но я не знаю работы, которая бы объективно ставила и решала проблему психологического синтеза ис- кусства. В этом смысле, думается мне, настоящая попыт- ка делает новый шаг и отваживается ввести некоторые новые и никем еще не высказанные мысли в поле науч- ного обсуждения. Это новое, что автор считает принад- лежащим ему в книге, конечно, нуждается в проверке и критике, в испытании мыслью и фактами. Все же оно уже и сейчас представляется автору настолько достовер- ным и зрелым, что он осмеливается высказать это в на- стоящей книге.
Общей тенденцией этой работы было стремление на- учной трезвости в психологии искусства, самой спекуля- тивной и мистически неясной области психологии. Моя мысль слагалась под знаком слов Спинозы7, выдвинутых в эпиграфе, и вслед за ним старалась не предаваться удивлению, не смеяться, не плакать — но понимать.
Глава I
Психологическая проблема искусства
«Эстетика сверху» и «эстетика сни зу». Марксистская теория искусства и психология. Социальная и индивидуальная психология искусства. Субъективная и объективная психология искусства. Объективно-аналитический метод, его применение.
Если назвать водораздел, разделяющий все течения со- временной эстетики на два больших направления,— при- дется назвать психологию. Две области современной эсте- тики — психологической и непсихологической — охваты- вают почти все, что есть живого в этой науке. Фехнер очень удачно разграничил оба эти направления, назвав одну «эстетикой сверху» и другую — «эстетикой снизу». Легко может показаться, что речь идет не только о двух областях единой науки, но даже о создании двух самостоятельных дисциплин, имеющих каждая свой осо- бый предмет и свой особый метод изучения. В то время как для одних эстетика все еще продолжает оставаться наукой спекулятивной по преимуществу, другие, как О. Кюльпе, склонны утверждать, что «в настоящее вре- мя эстетика находится в переходной стадии... Спекуля- тивный метод послекантовского идеализма почти совер- шенно оставлен. Эмпирическое же исследование... нахо- дится под влиянием психологии... Эстетика представляет- ся нам учением об эстетическом поведении (Verhalten) 8*,
20 Л. С. Выготский. Психология искусства
тоесть об общем состоянии, охватывающем и проникаю- щем всего человека и имеющем своей исходной точкой и средоточием эстетическое впечатление... Эстетика долж- на рассматриваться как психология эстетического на- слаждения и художественного творчества» (64, с. 98).
Такого же мнения придерживается Фолькельт: «Эсте- тический объект... приобретает свой специфический эсте- тический характер лишь через восприятие, чувство и фантазию воспринимающего субъекта» (161, S. 5).
В последнее время к психологизму начали склоняться и такие исследователи, как Веселовский (26, с. 222). И об- щую мысль довольно верно выразили слова Фолькельта: «В основание эстетики должна быть положена психоло- гия» (117, с. 192). «...Ближайшей, настоятельнейшей за- дачей эстетики в настоящее время являются, конечно, не метафизические построения, а подробный и тонкий пси- хологический анализ искусства» (117, с. 208).
Противоположного мнения придерживались все столь сильные в последнее десятилетие в немецкой философии антипсихологические течения, общую сводку которых можно найти в статье Г. Шпета (см. 135). Спор между противниками велся при помощи отрицательных аргу- ментов. Каждая идея защищалась слабостью противопо- ложной, а основательная бесплодность одного и другого направления делали этот спор затяжным и оттягивали практическое разрешение его.
Эстетика сверху черпала свои законы и доказатель- ства из «природы души», из метафизических предпосы- лок или умозрительных конструкций. При этом она опе- рировала эстетическим, как какой-то особой категорией бытия, и даже такие крупные психологи, как Липпс, не избегли этой общей участи. В это время эстетика снизу, превратившись в ряд чрезвычайно примитивных экспе- риментов, всецело посвятила себя выяснению самых эле- ментарных эстетических отношений и была бессильна подняться хоть сколько-нибудь над этими первичными и, в сущности, ничего не говорящими фактами. Таким обра- зом, глубокий кризис как в одной, так и в другой отрасли эстетики стал обозначаться все ясней и ясней, и многие авторы стали сознавать содержание и характер этого кри- зиса как кризиса гораздо более общего, чем кризис от- дельных течений. Ложными оказались сами исходные предпосылки того и другого направления, принципиально
К методологии вопроса 21
научные основания исследования и его методы. Это сде- лалось совершенно ясно, когда кризис разразился в эм- пирической психологии во всем ее объеме, с одной сторо- ны, и в немецкой идеалистической философии послед- них десятилетий — с другой.
Выход из этого тупика может заключаться только в коренной перемене основных принципов исследования, новой постановке задач, в избрании новых методов.
В области эстетики сверху все сильнее и сильнее на- чинает утверждаться сознание необходимости социоло- гического и исторического базиса для построения всякой эстетической теории. Все яснее начинает сознаваться та мысль, что искусство может сделаться предметом науч- ного изучения только тогда, когда оно будет рассматри- ваться как одна из жизненных функций общества9 в неотрывной связи со всеми остальными областями со- циальной жизни, в его конкретной исторической обус- ловленности. Из социологических направлений теории искусства всех последовательнее и дальше идет теория исторического материализма, которая пытается постро- ить научное рассмотрение искусства на основе тех же самых принципов, которые применяются для изучения всех форм и явлений общественной жизни 10. С этой точ- ки зрения искусство рассматривается обычно как одна из форм идеологии, возникающая, подобно всем осталь- ным формам, как надстройка на базисе экономических и производственных отношений. И совершенно попятно, что поскольку эстетика снизу всегда была эстетикой эм- пирической и позитивной — постольку марксистская тео- рия искусства обнаруживает явные тенденции к тому, чтобы вопросы теоретической эстетики свести к психоло- гии. Для Луначарского эстетика является просто одной из отраслей психологии. «Было бы, однако, поверхност- ным утверждать, что искусство не обладает своим соб- ственным законом развития. Течение воды определяется руслом и берегами его: она то расстилается мертвым прудом, то стремится в спокойном течении, то бурлит и пенится по каменистому ложу, то падает водопадами, поворачивается направо пли налево, даже круто заги- бает назад, но, как ни ясно, что течение ручья опреде- ляется железной необходимостью внешних условий, все же сущность его определена законами гидродинамики, законами, которых мы не можем познать из внешних
22 Л. С. Выготский. Психология искусства
условий потока, а только из знакомства с самой водою» (70, с. 123-124).
Для этой теории водораздел, отделявший прежде эстетику сверху от эстетики снизу, проходит по другой линии: он отделяет социологию искусства от психологии искусства, указывая каждой из областей особую точку зрения на один и тот же предмет исследования.
Совершенно ясно разграничивает обе точки зрения Плеханов в своих исследованиях искусства, указывая, что психологические механизмы, определяющие собой эстетическое поведение человека, всякий раз определя- ются в своем действии причинами социологического по- рядка. Отсюда ясно, что изучение действия этих механиз- мов и составляет предмет психологии, в то время как ис- следование их обусловленности — предмет социологиче- ского исследования. «Природа человека делает то, что у него могут быть эстетические вкусы и понятия. Окружа- ющие его условия определяют собою переход этой возмож- ности в действительность; ими объясняется то, что дан- ный общественный человек (то есть данное общество, дан- ный народ, данный класс) имеет именно эти эстетические вкусы и понятия, а не другие...» (87, с. 46). Итак, в раз- личные эпохи общественного развития человек получает от природы различные впечатления, потому что он смот- рит на нее с различных точек зрения.
Действие общих законов психологической природы че- ловека не прекращается, конечно, ни в одну из этих эпох. Но так как в разные эпохи «в человеческие головы попа- дает совсем неодинаковый материал, то не удивительно, что и результаты его обработки совсем не одинаковы» (87, с. 56). «...В какой мере психологические законы мо- гут служить ключом к объяснению истории идеологии вообще и истории искусства в частности. В психологии людей семнадцатого века начало антитезы играло такую же роль, как и в психологии наших современников. По- чему же наши эстетические вкусы противоположны вку- сам людей семнадцатого века? Потому что мы находим- ся в совершенно ином положении. Стало быть, мы при- ходим к уже знакомому нам выводу: психологическая природа человека делает то, что у него могут быть эсте- тические понятия, и что Дарвиново начало антитезы (Ге- гелево «противоречие») играет чрезвычайно важную, до сих пор недостаточно оцененную роль в механизме этих
К методологии вопроса 23
понятый. Но почему данный общественный человек име- ет именно эти, а не другие вкусы; отчего ему нравятся именно эти, а не другие предметы — это зависит от окру- жающих условий» (87, с. 54).
Никто так ясно, как Плеханов, не разъяснил теорети- ческую и методологическую необходимость психологиче- ского исследования для марксистской теории искусст- ва. По его выражению, «все идеологии имеют один общий корень: психологию данной эпохи» (89, с. 76).
На примере Гюго, Берлиоза и Делакруа он показыва- ет, как психологический романтизм эпохи породил в трех разнородных областях — живописи, поэзии и музыке — три различные формы идеологического романтизма (89, с. 76—78). В формуле, предложенной Плехановым для выражения отношения базиса и надстройки, мы разли- чаем пять последовательных моментов:
1) состояние производительных сил;
2) экономические отношения;
3) социально-политический строй;
4) психика общественного человека;
5) различные идеологии, отражающие в себе свойства этой психики (89, с. 75).
Таким образом, психика общественного человека рас- сматривается как общая подпочва всех идеологий данной эпохи, в том числе и искусства. Тем самым признается, что искусство в ближайшем отношении определяется и обусловливается психикой общественного человека.
Таким образом, на месте прежней вражды мы нахо- дим намечающиеся примирение и согласование психоло- гического и антипсихологического направлений в эстети- тике, размежевание между ними области исследования на основе марксистской социологии. Эта система социоло- гии — философия исторического материализма — меньше всего склонна, конечно, объяснить что-либо из психики человека, как из конечной причины. Но в такой же мере она не склонна отвергать или игнорировать эту психику и важность ее изучения, как посредствующий механизм, при помощи которого экономические отношения и соци- ально-политический строй творят ту или иную идеологию. При исследовании сколько-нибудь сложных форм искус- ства эта теория положительно настаивает на необходи- мости изучения психики, так как расстояние между эко- номическими отношениями и идеологической формой ста-
24 Л.С. Выготский. Психология искусства
новится все большим и большим и искусство уже не мо- жет быть объяснено непосредственно из экономических отношений. Это имеет в виду Плеханов, когда сравнивает танец австралийских женщин и менуэт XVIII века. «Что- бы понять танец австралийской туземки, достаточно знать, какую роль играет собирание женщинами корней дико- растущих растений в жизни австралийского племени. А чтобы понять, скажем, менуэт, совершенно недостаточ- но знания экономики Франции XVIII столетия. Тут нам приходится иметь дело с танцем, выражающим собою психологию непроизводительного класса... Стало быть, экономический «фактор» уступает здесь честь и место психологическому. Но не забывайте, что само появление непроизводительных классов в обществе есть продукт его экономического развития» (89, с. 65).
Таким образом, марксистское рассмотрение искусства, особенно в его сложнейших формах, необходимо включа- ет в себя и изучение психофизического действия худо- жественного произведения11*.
Предметом социологического изучения может быть ли- бо идеология сама по себе, либо зависимость ее от тех или иных форм общественного развития, но никогда со- циологическое исследование само по себе, не дополнен- ное исследованием психологическим, не в состоянии бу- дет вскрыть ближайшую причину идеологии — психику общественного человека. Чрезвычайно важно и сущест- венно для установления методологической границы меж- ду обеими точками зрения выяснить разницу, отличаю- щую психологию от идеологии.
С этой точки зрения становится совершенно понятной та особая роль, которая выпадает на долю искусства как совершенно особой идеологической формы, имеющей дело с совершенно своеобразной областью человеческой психики. И если мы хотим выяснить именно это своеобра- зие искусства, то, что выделяет его и его действия из всех остальных идеологических форм,— мы неизбежно нуждаемся в психологическом анализе. Все дело в том, что искусство систематизирует совсем особенную сферу психики общественного человека — именно сферу его чувства. И хотя за всеми сферами психики лежат од- ни и те же породившие их причины, но, действуя через разные психические Verhaltensweisen, они вызывают к жизни и разные идеологические формы.
К методологии вопроса 25
Таким образом, прежняя вражда сменяется союзом двух направлений в эстетике, и каждое из них получает смысл только в общей философской системе. Если рефор- ма эстетики сверху более или менее ясна в своих общих очертаниях и намечена в целом ряде работ, во всяком случае, в такой степени, что позволяет дальнейшую раз- работку этих вопросов в духе исторического материализ- ма, то в смежной области — в области психологического изучения искусства — дело обстоит совершенно иначе. Возникает целый ряд таких затруднений и вопросов, ко- торые были неизвестны прежней методологии психологи- ческой эстетики вовсе. И самым существенным из этих новых затруднений оказывается вопрос о разграничении социальной и индивидуальной психологии при изучении вопросов искусства. Совершенно очевидно, что прежняя точка зрения, не допускавшая сомнений в вопросе о раз- межевании этих двух психологических точек зрения, ны- не должна быть подвергнута основательному пересмотру. Мне думается, что обычное представление о предмете и материале социальной психологии окажется неверным в самом корне при проверке его с новой точки зрения. В са- мом деле, точка зрения социальной психологии или пси- хологии народов, как ее понимал Вундт, избирала пред- метом своего изучения язык, мифы, обычаи, искусство, ре- лигиозные системы, правовые и нравственные нормы. Со- вершенно ясно, что с точки зрения только что приведен- ной это все уже не психология: это сгустки идеологии, кристаллы. Задача же психологии заключается в том, чтобы изучить самый раствор, самое общественную пси- хтшу, а не идеологию. Язык, обычаи, мифы — это все ре- зультат деятельности социальной психики, а не ее про- цесс. Поэтому, когда социальная психология занимается этими предметами, она подменяет психологию идеологи- ей. Очевидно, что основная предпосылка прежней соци- альной психологии и вновь возникающей коллективной рефлексологии, будто психология отдельного человека не- пригодна для уяснения социальной психологии, окажется поколебленной новыми методологическими допущениями.
Бехтерев утверждает: «...очевидно, что психология от- дельных лиц непригодна для уяснения общественных дви- жений...» (18, с. 14). На такой же точке зрения стоят и другие социальные психологи, как Мак-Дауголл, Лебон, Фрейд и другие, рассматривающие социальную психику
26 Л. С. Выготский. Психология искусства
как нечто вторичное, возникающее из индивидуальной. При этом предполагается, что есть особая индивидуаль- ная психика, а затем уже из взаимодействия этих инди- видуальных психологии возникает коллективная, общая для всех данных индивидуумов. Социальная психология при этом возникает как психология собирательной лич- ности, на манер того, как толпа собирается из отдельных людей, хотя имеет и свою надличную психологию. Таким образом, немарксистская социальная психология понима- ет социальное грубо эмпирически, непременно как тол- пу, как коллектив, как отношение к другим людям. Об- щество понимается как объединение людей, как добавоч- ное условие деятельности одного человека. Эти психоло- ги не допускают мысли, что в самом интимном, личном движении мысли, чувства и т. п. психика отдельного ли- ца все же социальна и социально обусловлена. Очень нетрудно показать, что психика отдельного человека именно и составляет предмет социальной психологии. Со- вершенно неверно мнение Г. Челпанова, очень часто вы- сказываемое и другими, что специально марксистская психология есть психология социальная, изучающая ге- незис идеологических форм по специально марксистско- му методу, заключающемуся в изучении происхождения указанных форм в зависимости от изучения социального хозяйства, и что эмпирическая и экспериментальная пси- хология марксистской стать не может, как не может стать марксистской минералогия, физика, химия и т. п. В под- тверждение Челпанов ссылается на восьмую главу «Ос- новных вопросов марксизма» Плеханова, где говорится совершенно ясно о происхождении идеологии. Скорее вер- на как раз обратная мысль, именно та, что индивидуаль- ная (resp. эмпирическая и экспериментальная) психоло- гия только и может стать марксистской. В самом деле, раз мы отрицаем существование народной души, народ- ного духа и т. п., то как можем мы отличить обществен- ную психологию от личной. Именно психология отдель- ного человека, то, что у него есть в голове, это и есть психика, которую изучает социальная психология. Ни- какой другой психики нет. Все другое есть или мета- физика или идеология, поэтому утверждать, что эта пси- хология отдельного человека не может стать марксист- ской, то есть социальной, как минералогия, химия и т. п., значит не понимать основного утверждения Маркса, что
К методологии вопроса 27
«человек есть в самом буквальном смысле zoon politi- соп*, не только животное, которому свойственно обще- ние, но животное, которое только в обществе и может обособляться» (1, с. 710). Считать психику отдельного человека, то есть предмет экспериментальной и эмпири- ческой психологии, столь же внесоциальной, как предмет минералогии,— значит стоять на прямо противоположной марксизму позиции. Не говоря уже о том, что и физика, и химия, и минералогия, конечно же, могут быть марк- систскими и антимарксистскими, если мы под наукой бу- дем разуметь не голый перечень фактов и каталогов за- висимостей, а более крупно систематизированную область познания целой части мира.
Остается последний вопрос о генезисе идеологических форм. Есть ли подлинно предмет социальной психологии изучение зависимости их от социального хозяйства? Мне думается, что ни в какой мере. Это общая задача каждой частной науки, как ветви общей социологии. История религии и права, история искусства и науки решают вся- кий раз эту задачу для своей области.
Но не только из теоретических соображений выясняет- ся неправильность прежней точки зрения; она обнару- живается гораздо ярче из практического опыта самой же социальной психологии. Вундт, устанавливая происхож- дение продуктов социального творчества, вынужден в ко- нечном счете обратиться к творчеству одного индивида (162, с. 593). Он говорит, что творчество одного индивида может быть признано со стороны другого адекватным вы- ражением его собственных представлений и аффектов, а потому множество различных лиц могут быть в одинако- вой мере творцами одного и того же представления. Кри- тикуя Вундта, Бехтерев совершенно правильно показы- вает, что «в таком случае, очевидно, не может быть со- циальной психологии, так как при этом для нее не откры- вается никаких новых задач, кроме тех, которые входят и в область психологии отдельных лиц» (18, с. 15). И в самом деле, прежняя точка зрения, будто существует принципиальное различие между процессами и продукта- ми народного и личного творчества, кажется ныне едино- душно оставленной всеми. Сейчас никто не решился бы утверждать, что русская былина, записанная со слов
* Общественное животное (Аристотель. Политика, т. 1, гл. 1).
28 Л. С. Выготский. Психология искусства
архангельского рыбака, и пушкинская поэма, тщательно выправленная им в черновиках, суть продукты различных творческих процессов. Факты показывают как раз обрат- ное: точное изучение устанавливает, что разница здесь чисто количественная; с одной стороны, если сказитель былины не передает ее совершенно в таком же виде, в каком он получил ее от предшественника, а вносит в нее некоторые изменения, сокращения, дополнения, переста- новку слов и частей, то он уже является автором данного варианта, пользующимся готовыми схемами и шаблона- ми народной поэзии; совершенно ложно то представле- ние, будто народная поэзия возникает безыскусственно и создается всем народом, а не профессионалами — скази- телями, петарями, бахарями и другими профессионалами художественного творчества, имеющими традиционную и богатую глубоко специализированную технику своего ре- месла и пользующимися ею совершенно так же, как пи- сатели позднейшей эпохи. С другой стороны, и писатель, закрепляющий письменный продукт своего творчества, отнюдь не является индивидуальным творцом своего про- изведения. Пушкин отнюдь не единоличный автор своей поэмы. Он, как и всякий писатель, не изобрел сам спо- соба писать стихами, рифмовать, строить сюжет опре- деленным образом и т. п., но, как и сказитель былины, оказался только распорядителем огромного наследства литературной традиции, в громадной степени зависимым от развития языка, стихотворной техники, традиционных сюжетов, тем, образов, приемов, композиции и т. п.
Если бы мы захотели расчесть, что в каждом литера- турном произведении создано самим автором и что полу- чено им в готовом виде от литературной традиции, мы очень часто, почти всегда, нашли бы, что на долю лич- ного авторского творчества следует отнести только выбор тех или иных элементов, их комбинацию, варьирование и известных пределах общепринятых шаблонов, перенесе- ние одних традиционных элементов в другие системы12 и т. п. Иначе говоря, и у архангельского сказителя и у Пушкина мы всегда можем обнаружить наличие обоих моментов — и личного авторства и литературных тради- ций. Разница только в количественном соотношении обо- их этих моментов. У Пушкина выдвигается вперед мо- мент личного авторства, у сказителя — момент литератур- ной традиции. Но оба они напоминают, по удачному
К методологии вопроса 29
сравнению Сильверсвана, пловца, плывущего по реке, те- чение которой относит его в сторону. Путь пловца, как и творчество писателя, будет всякий раз равнодействующей двух сил — личных усилий пловца и отклоняющей силы течения.
Мы имеем все основания утверждать, что с психоло- гической точки зрения нет принципиальной разницы меж- ду процессами народного и личного творчества. А если так, то совершенно прав Фрейд, когда утверждает, что «индивидуальная психология с самого начала является одновременно и социальной психологией...» (122, с. 3). Поэтому интерментальная психология (интерпсихология) Тарда, как и социальная психология других авторов, должна получить совершенно другое значение.
Вслед за Сигеле, Де-ля-Грассери, Росси и другими я склонен думать, что следует различать социальную и коллективную психологию, но только признаком разли- чения той и другой я склонен считать не выдвигаемый этими авторами, а существенно иной. Именно потому, что различие основывалось на степени организованности изу- чаемого коллектива, это мнение не оказалось общепри- нятым в социальной психологии.
Признак различения намечается сам собой, если мы примем во внимание, что предметом социальной психоло- гии, оказывается, является именно психика отдельного человека. Совершенно ясно, что при этом предмет преж- ней индивидуальной психологии совпадает с дифферен- циальной психологией, имеющей своей задачей изучение индивидуальных различий у отдельных лиц. Совершенно совпадает с этим и понятие об общей рефлексологии в отличие от коллективной у Бехтерева. «В этом смысле имеется известное соотношение между рефлексологией отдельной личности и коллективной рефлексологией, так как первая стремится выяснить особенности отдельной личности, найти различие между индивидуальным скла- дом отдельных лиц и указать рефлексологическую осно- ву этих различий, тогда как коллективная рефлексоло- гия, изучая массовые или коллективные проявления со- относительной деятельности, имеет в виду, собственно, выяснить, как путем взаимоотношения отдельных инди- видов в общественных группах и сглаживания их инди- видуальных различий достигаются социальные продукты их соотносительной деятельности» (18, с. 28).
30 Л. С. Выготский. Психология искусство
Отсюда совершенно ясно, что речь идет именно о дифференциальной психологии в точном смысле этого слова. Что же тогда составит предмет коллективной пси- хологии в собственном смысле слова? Это можно пока- зать при помощи простейшего рассуждения. Все в нас социально, но это отнюдь не означает, что все реши- тельно свойства психики отдельного человека присущи и всем другим членам данной группы. Только некоторая часть личной психологии может считаться принадлеж- ностью данного коллектива, и вот эту часть личной пси- хики в условиях ее коллективного проявления и изучает всякий раз коллективная психология, исследуя психоло- гию войска, церкви и т. п.
Таким образом, вместо социальной и индивидуальной психологии следует различать социальную и коллектив- ную психологию. Различение социальной и индивиду- альной психологии в эстетике падает так же, как раз- личение между нормативной и описательной эстетикой, потому что, как совершенно правильно показал Мюн- стерберг, историческая эстетика была связана с социаль- ной психологией, а нормативная эстетика — с индивиду- альной (см. 155).
Гораздо важнее оказывается различение между субъ- ективной и объективной психологией искусства. Разли- чие интроспективного метода в приложении к исследова- нию эстетических переживаний совершенно явно обнару- живается из отдельных свойств этих переживаний. По самой своей природе эстетическое переживание остается непонятным и скрытым в своем существе и протекании от субъекта. Мы никогда не знаем и не понимаем, по- чему нам понравилось то или иное произведение. Все, что мы придумываем для объяснения его действия, яв- ляется позднейшим примышлением, совершенно явной рационализацией бессознательных процессов. Самое же существо переживания остается загадочным для нас. Ис- кусство в том и состоит, чтобы скрывать искусство, как говорит французская пословица. Поэтому психология пы- талась подойти к решению своих вопросов эксперимен- тально, но все методы экспериментальной эстетики — и так, как они применялись Фехнером (метод выбора, уста- новки и применения), и так, как они одобрены у Кюльпе (метод выбора, постепенного изменения и вариации вре- мени) (см. 147), — в сущности, не могли выйти из круга
К методологии вопроса 31
самых элементарных и простейших эстетических оце- нок.
Подводя итоги развитию этой методики, Фребес при- ходит к очень плачевным выводам (142, S. 330). Гаман и Кроче подвергли ее суровой критике, а последний пря- мо называл эстетической астрологией (см. 30; 62).
Немногим выше стоит и наивный рефлексологический подход к изучению искусства, когда личность художни- ка исследуется тестами вроде следующего: «Как бы вы поступили, если бы любимое вами существо изменило вам?» (19, с. 35). Если даже при этом записывается пульс и дыхание, если художнику при этом задается со- чинение на тему: весна, лето, осень, зима,— мы все же остаемся в пределах наивного и смехотворного, совершен- но беспомощного и бессильного исследования.
Основная ошибка экспериментальной эстетики заклю- чается в том, что она начинает с конца, с эстетического удовольствия и оценки, игнорируя самый процесс и за- бывая, что удовольствие и оценка могут оказаться часто случайными, вторичными и даже побочными моментами эстетического поведения. Ее вторая ошибка сказывается в неумении найти то специфическое, что отделяет эстети- ческое переживание от обычного. Она осуждена, в сущ- ности, всегда оставаться за порогом эстетики, если она предъявляет для оценки простейшие комбинации цветов, звуков, линий и т. п., упуская из виду, что эти моменты вовсе не характеризуют эстетического восприятия как та- кового.
Наконец, третий и самый важный ее порок — это лож- ная предпосылка, будто сложное эстетическое пережива- ние возникает как сумма отдельных маленьких эстети- ческих удовольствий. Эти эстетики полагают, что красо- та архитектурного произведения или музыкальной сим- фонии может быть нам)! когда-либо постигнута как сум- марное выражение отдельных восприятий, гармонических созвучий, аккордов, золотого сечения и т. п. Поэтому со- вершенно ясно, что для прежней эстетики объективное и субъективное были синонимами, с одной стороны — не- нсихологической, с другой стороны — психологической эстетики (см. 71). Самое понятие объективно психологи- ческой эстетики было бессмысленным и внутренне про- тиворечивым сочетанием понятий и слов.
Тот кризис, который переживает сейчас всемирная
32 Л. С. Выготский. Психология искусства
психология, расколол, грубо говоря, на два больших ла- геря всех психологов. С одной стороны, мы имеем груп- пу психологов, ушедших еще глубже в субъективизм, чем прежде (Дильтей и др.). Это психология, явно склоня- ющаяся к чистому бергсонизму. С другой стороны, в са- мых разных странах, от Америки до Испании, мы видим самые различные попытки создания объективной психо- логии. И американский бихевиоризм, и немецкая геш- тальтпсихология, и рефлексология, и марксистская пси- хология — все это попытки, направляемые одной общей тенденцией современной психологии к объективизму. Со- вершенно ясно, что вместе с коренным пересмотром всей методологии прежней эстетики эта тенденция к объек- тивизму охватывает и психологию эстетическую. Таким образом, величайшей проблемой этой психологии являет- ся создание объективного метода и системы психологии искусства. Сделаться объективной — это вопрос сущест- вования или гибели для всей этой области знания. Для того чтобы подойти к решению этого вопроса, необходи- мо точнее наметить, в чем именно заключается психоло- гическая проблема искусства, и тогда только перейти к рассмотрению ее методов.
Чрезвычайно легко показать, что всякое исследова- ние по искусству всегда и непременно вынуждено поль- зоваться теми или иными психологическими предпосыл- ками и данными. При отсутствии какой-нибудь закон- ченной психологической теории искусства эти исследо- вания пользуются вульгарной обывательской психологи- ей и домашними наблюдениями. На примере легче всего показать, как солидные по заданию и исполнению книги часто допускают непростительные ошибки, когда начи- нают прибегать к помощи обыденной психологии. К числу таких ошибок относится обычная психологическая харак- теристика стихотворного размера. В недавно вышедшей книге Григорьева указывается на то, что при помощи ритмической кривой, которую Андрей Белый записывает для отдельных стихотворений, можно выяснить искрен- ность переживания поэта. Он же дает следующее психо- логическое описание хорея: «Замечено, что хорей... слу- жит для выражения бодрых, плясовых настроений («Мчат- ся тучи, вьются тучи»). Если при этом какой-нибудь по- эт воспользуется хореем для выражения каких-нибудь элегических настроений, то ясно, что эти элегические на-
К методологии вопроса 33
строения не искренни, надуманны, а самая попытка ис- пользовать хорей для элегии так же нелепа, как нелепо, по остроумному сравнению поэта И. Рукавишникова, ле- пить негра из белого мрамора» (41, с. 38).
Стоит только припомнить названное автором пушкин- ское стихотворение или хотя бы одну его строчку — «виз- гом жалобным и воем надрывая сердце мне»,— чтобы убедиться, что «бодрого и плясового» настроения, кото- рое автор приписывает хорею, здесь нет и следа. Напро- тив того, есть совершенно явная попытка использовать хорей в лирическом стихотворении, посвященном тяже- лому и безысходному мрачному чувству. Такую попытку наш автор называет нелепой, как нелепо лепить негра из белого мрамора. Однако плох был бы тот скульптор, который стал бы окрашивать статую в черный цвет, если она должна изображать негра, как плоха та психология, которая наугад, вопреки очевидности зачисляет хорей в разряд бодрых и плясовых настроений.
В скульптуре негр может быть белым, как в лирике мрачное чувство может выражаться хореем. Но совершен- но верно, что и тот и другой факт нуждаются в особом объяснении и это объяснение может дать только психоло- гия искусства.
В pendant к этому стоит привести и другую анало- гичную характеристику метра, данную профессором Ер- маковым: «В стихотворении «Зимняя дорога»... поэт, пользуясь размером грустным, ямбическим в повышен- ном по своему содержанию произведении, создает внут- ренний разлад, щемящую тоску...» (49, с. 190). На этот раз опровергнуть психологическое построение автора можно просто фактической ссылкой на то, что стихотво- рение «Зимняя дорога» написано чистым четырехстоп- ным хореем, а вовсе не «грустным ямбическим разме- ром». Таким образом, те психологи, которые пытаются понять грусть Пушкина из его ямба, а бодрое настрое- ние из его хорея, заблудились в этих ямбах и хореях как в трех соснах и не учли того давно установленного наукой и формулированного Гершензоном факта, что «для Пушкина размер стиха, по-видимому, безразличен; тем же размером он описывает и расставание с люби- мой женщиной («Для берегов отчизны дальной»), и охо- ту кота за мышью (в «Графе Нулине»), встречу ангела с демоном — и пленного чижика...» (34, с. 17),
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление